«Дух Байкала»: сурвайвал-фэнтези для всей семьи

Сего­дня, 19 октяб­ря 2023 года, в про­кат выхо­дит при­ме­ча­тель­ный фильм — соче­та­ние арт­ха­ус­ной дра­мы и до сих пор ред­ко­го для наше­го экра­на жан­ро­во­го кино. Кар­ти­ну «Дух Бай­ка­ла» режис­сё­ра Миха­и­ла Рас­ход­ни­ко­ва мож­но отне­сти к жан­ру сур­вай­вал, наи­бо­лее извест­но­му зри­те­лям по неове­стер­ну «Выжив­ший» Але­ханд­ро Гон­са­ле­са Иньяр­ри­ту с Лео­нар­до Ди Каприо. Рос­сий­ский фильм не может похва­стать­ся колос­саль­ным гол­ли­вуд­ским бюд­же­том, но это яркое атмо­сфер­ное зре­ли­ще, кото­рое заста­вит ощу­тить холод и без­на­дёж­ность и одно­вре­мен­но любо­вать­ся мисти­че­ской кра­со­той зим­не­го Бай­ка­ла. Это поэ­ти­че­ское кино, ловя­щее зри­те­ля в пет­ли ледя­но­го све­та. Такую кар­ти­ну мы вряд ли мог­ли ожи­дать от режис­сё­ра филь­ма об инва­ли­де с ДЦП «Вре­мен­ные труд­но­сти», раз­гром­лен­но­го в обзо­ре BadComedian.

Каким бы ни был преж­ний фильм Рас­ход­ни­ко­ва, сего­дня режис­сёр отправ­ля­ет нас в почти фэн­те­зий­ную реаль­ность ледя­ных лаби­рин­тов, злых вол­ков и таин­ствен­ных зеле­но­ва­тых огней на дне Бай­ка­ла. Тем­пе­ра­ту­ра на съём­ках пада­ла до минус соро­ка, перед нами про­ект, в кото­рый вло­же­ны боль­шие уси­лия, поэто­му полу­чи­лось нечто боль­шее, чем кра­си­вое путе­ше­ствие в серд­це зимы. Глав­ную роль в лен­те испол­нил бурят­ский теат­раль­ный актёр Олег Бабу­ев, впер­вые появив­ший­ся на экране. Бай­кал в филь­ме — не толь­ко мета­фо­ра сти­хии в душе чело­ве­ка, но и уди­ви­тель­ное при­род­ное место, кото­рое выгля­дит луч­ше нари­со­ван­ных сказок.

Еле­на Куш­нир посмот­ре­ла фильм и рас­ска­зы­ва­ет, поче­му его сто­ит посе­тить всей семьёй.


После смер­ти мамы малень­кий Лёня (Илья Ряза­нов), как поло­же­но нор­маль­но­му ребён­ку, тара­щит­ся в теле­фон, чем раз­дра­жа­ет сво­е­го папу Дави­да (Мосэ Кур­та­нид­зе, по его дет­ским вос­по­ми­на­ни­ям постав­лен фильм). При­ве­зя ребён­ка в засне­жен­ную глу­хо­мань рядом с Бай­ка­лом, Давид хочет ски­нуть его на руки деду Бим­бе (Олег Бабу­ев), отцу покой­ной жены. Дед при­хлё­бы­ва­ет из фля­ги, хотя обе­щал, что завя­жет, худо­же­ствен­но лепит пель­ме­ни и везёт вну­ка на зим­нюю рыбал­ку. Когда на гори­зон­те соби­ра­ют­ся тяжё­лые белые тучи, дедуш­ка поче­му-то не реша­ет гнать подаль­ше с озе­ра на ста­рень­ком уази­ке, кото­рый глох­нет в самый непод­хо­дя­щий момент. На геро­ев обру­ши­ва­ет­ся буран, застав­ля­ю­щий идти пеш­ком в сто­ро­ну циви­ли­за­ции, хотя куда они пыта­ют­ся добрать­ся, вряд ли мож­но разо­брать в белой мгле. Отец маль­чи­ка поедет спа­сать их, но это слу­чит­ся лишь во вто­рой части фильма.

На пре­мье­ре кар­ти­ны режис­сёр Рас­ход­ни­ков что-то гово­рил про зашиф­ро­ван­ный в филь­ме «наш куль­тур­ный код», но если чьи коды и зашиф­ро­ва­ны в «Духе Бай­ка­ла», то они не осо­бен­но «наши», если толь­ко вы родом не из Сиби­ри. Пожа­луй, ещё не было филь­ма рос­сий­ско­го режис­сё­ра на рус­ском язы­ке, так подроб­но отра­жа­ю­ще­го мест­ные веро­ва­ния. Дед Бим­ба, в чьём доме кача­ют­ся раз­но­цвет­ные шаман­ские сим­во­лы, взы­ва­ет к духу Бай­ка­ла, сколь­зя­ще­го где-то под тол­щей льда и сре­ди свер­ка­ю­щих есте­ствен­ных пещер, слов­но выстро­ен­ных Снеж­ной коро­ле­вой. Мы слы­шим незна­ко­мые наше­му уху напе­вы, сти­хи и молит­вы. Вме­сте со ста­рым и малым мы бро­ше­ны на милость язы­че­ской зиме, встре­ча­ю­щей чело­ве­ка то лютым холо­дом, то колю­чим вет­ром в лицо, то вол­чьей пастью.

Кар­ти­ну отли­ча­ет выс­ший пило­таж опе­ра­тор­ской рабо­ты. Каме­ра Семё­на Ама­на­то­ва, не пер­вый раз отра­жа­ю­ще­го суро­вые лики при­ро­ды (в част­но­сти, он сни­мал доку­мен­таль­ный хит о жиз­ни Яку­тии «24 сне­га») пона­ча­лу сво­бод­но парит над бело­снеж­ны­ми про­сто­ра­ми, про­ся­щи­ми­ся в тури­сти­че­ский ката­лог, а затем всё глуб­же ныря­ет в глу­бо­кую тём­ную синь бура­на, объ­еди­няя кар­тин­ки душе­раз­ди­ра­ю­щей кра­со­ты в еди­ное целое, к чему про­сит­ся опре­де­ле­ние «сакраль­ное».

Режис­сёр пытал­ся зариф­мо­вать раз­ра­зив­шу­ю­ся непо­го­ду с бурей стра­стей, что бушу­ет в душах геро­ев-муж­чин, похо­ро­нив­ших доро­гую им жен­щи­ну. Ста­рый при­ём отра­жать в при­ро­де настро­е­ние пер­со­на­жей, кото­рый мы встре­ча­ем ещё у Шекс­пи­ра (гроз­ная буря в «Коро­ле Лире» гро­хо­чет в самом глав­ном герое, чув­ству­ю­щим себя себя пре­дан­ным дочерь­ми), не про­хо­дит до кон­ца неза­ме­чен­ным. Но мы почти не зна­ем людей на экране, они оста­ют­ся сим­во­ла­ми и архе­ти­па­ми чело­ве­ка, кото­рый веч­но прёт не туда и будет нака­зан за глу­пость и наг­лость выс­ши­ми сила­ми. Малень­кие фигур­ки маль­чи­ка, муж­чи­ны и ста­ри­ка рас­тво­ря­ют­ся в гран­ди­оз­ной мете­ли и завы­ва­ни­ях вет­ра. Их вос­кли­ца­ния теря­ют­ся в голо­се Бай­ка­ла, отдель­но­го живо­го суще­ства и глав­но­го пер­со­на­жа кар­ти­ны. Режис­сё­ра в первую оче­редь нуж­но похва­лить за то, что он не меша­ет гово­рить поту­сто­рон­ним голо­сам, в кото­рые ино­гда вкли­ни­ва­ет­ся при­мор­ская певи­ца Диа­на Анку­ди­но­ва, спе­ци­аль­но запи­сав­шая для филь­ма песню.

В жан­ре сур­вай­вал на рос­сий­ском боль­шом экране пока суще­ству­ет толь­ко бай­о­пик «Одна» о застряв­шей после кру­ше­ния в тай­ге Лари­се Савиц­кой и коме­дия «Дикая» о сте­рео­тип­ной мос­ков­ской кра­сот­ке, выжи­ва­ю­щей в Яку­тии без соля­рии и сму­зи, при­зван­ная не столь­ко пока­зать при­род­ное вели­чие, сколь­ко оскор­бить жен­щин. Рас­ход­ни­ков пока бли­же всех подо­шёл к луч­шим совре­мен­ным образ­цам жан­ра, от мощ­но­го поста­по­ка­лип­си­са «Доро­га» по рома­ну Кор­ма­ка Мак­кар­ти до неба­наль­но­го ром­ко­ма «Меж­ду нами горы», где Идрис Эль­ба и Кейт Уинслет про­би­ра­лись через засне­жен­ные пере­ва­лы навстре­чу насто­я­щей боль­шой любви.

Олег Бабу­ев при­знал­ся: из-за лютых моро­зов он боял­ся, что не выжи­вет на съём­ках (арти­сту почти 70 лет). Рабо­чая обста­нов­ка ска­за­лась на кар­тине — вам ста­нет холод­но во вре­мя про­смот­ра, ветер заду­ет в ваших ушах, мороз запу­стит в вас ког­ти. Глу­бо­кое погру­же­ние гаран­ти­ро­ва­но, а это глав­ное, что тре­бу­ет­ся от жанра.

Самая боль­шая про­бле­ма «Духа Бай­ка­ла» в том, что нам изве­стен финал, к тому же так неожи­дан­но обруб­лен­ный с вос­хо­дом солн­ца, как буд­то у съё­моч­ной груп­пы рез­ко закон­чи­лись день­ги и все реши­ли, что со зри­те­ля доста­точ­но при­клю­че­ний. Дед Бим­ба пери­о­ди­че­ски что-то гово­рит скор­бя­ще­му вну­ку, напо­ми­на­ю­щее цита­ты с моти­ви­ру­ю­щих пла­ка­тов. Выру­ча­ет эти народ­ные муд­ро­сти толь­ко хариз­ма талант­ли­во­го бурят­ско­го исполнителя.

При жела­нии мож­но так­же при­драть­ся к тому, что у пер­со­на­жей не садят­ся акку­му­ля­то­ры машин и теле­фо­нов, а неко­то­рые вос­кли­ца­ния слиш­ком явно запи­са­ны в сту­дии, поэто­му у них нет эха. Но при­ди­рать­ся не хочет­ся. Полу­чи­лась увле­ка­тель­ная, лишён­ная типич­ной для семей­но­го кино сла­ща­во­сти и нра­во­учи­тель­но­сти рабо­та, после кото­рой зани­мать­ся уни­что­же­ни­ем Бай­ка­ла смо­жет толь­ко послед­няя сви­нья. Это озе­ро или море, как назы­ва­ют его пер­со­на­жи филь­ма, — конеч­но, боль­ше, чем при­род­ное досто­я­ние Рос­сии. В его свер­ка­ю­щей чисто­те, кажет­ся, прав­да, какой-то дух.


Читай­те так­же «Марс наш: „Кибер­де­рев­ня“ — коме­дий­ный сай-фай в сет­тин­ге совет­ских филь­мов о деревне».


Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться