Сегодня, 19 октября 2023 года, в прокат выходит примечательный фильм — сочетание артхаусной драмы и до сих пор редкого для нашего экрана жанрового кино. Картину «Дух Байкала» режиссёра Михаила Расходникова можно отнести к жанру сурвайвал, наиболее известному зрителям по неовестерну «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Леонардо Ди Каприо. Российский фильм не может похвастаться колоссальным голливудским бюджетом, но это яркое атмосферное зрелище, которое заставит ощутить холод и безнадёжность и одновременно любоваться мистической красотой зимнего Байкала. Это поэтическое кино, ловящее зрителя в петли ледяного света. Такую картину мы вряд ли могли ожидать от режиссёра фильма об инвалиде с ДЦП «Временные трудности», разгромленного в обзоре BadComedian.
Каким бы ни был прежний фильм Расходникова, сегодня режиссёр отправляет нас в почти фэнтезийную реальность ледяных лабиринтов, злых волков и таинственных зеленоватых огней на дне Байкала. Температура на съёмках падала до минус сорока, перед нами проект, в который вложены большие усилия, поэтому получилось нечто большее, чем красивое путешествие в сердце зимы. Главную роль в ленте исполнил бурятский театральный актёр Олег Бабуев, впервые появившийся на экране. Байкал в фильме — не только метафора стихии в душе человека, но и удивительное природное место, которое выглядит лучше нарисованных сказок.
Елена Кушнир посмотрела фильм и рассказывает, почему его стоит посетить всей семьёй.
После смерти мамы маленький Лёня (Илья Рязанов), как положено нормальному ребёнку, таращится в телефон, чем раздражает своего папу Давида (Мосэ Куртанидзе, по его детским воспоминаниям поставлен фильм). Привезя ребёнка в заснеженную глухомань рядом с Байкалом, Давид хочет скинуть его на руки деду Бимбе (Олег Бабуев), отцу покойной жены. Дед прихлёбывает из фляги, хотя обещал, что завяжет, художественно лепит пельмени и везёт внука на зимнюю рыбалку. Когда на горизонте собираются тяжёлые белые тучи, дедушка почему-то не решает гнать подальше с озера на стареньком уазике, который глохнет в самый неподходящий момент. На героев обрушивается буран, заставляющий идти пешком в сторону цивилизации, хотя куда они пытаются добраться, вряд ли можно разобрать в белой мгле. Отец мальчика поедет спасать их, но это случится лишь во второй части фильма.
На премьере картины режиссёр Расходников что-то говорил про зашифрованный в фильме «наш культурный код», но если чьи коды и зашифрованы в «Духе Байкала», то они не особенно «наши», если только вы родом не из Сибири. Пожалуй, ещё не было фильма российского режиссёра на русском языке, так подробно отражающего местные верования. Дед Бимба, в чьём доме качаются разноцветные шаманские символы, взывает к духу Байкала, скользящего где-то под толщей льда и среди сверкающих естественных пещер, словно выстроенных Снежной королевой. Мы слышим незнакомые нашему уху напевы, стихи и молитвы. Вместе со старым и малым мы брошены на милость языческой зиме, встречающей человека то лютым холодом, то колючим ветром в лицо, то волчьей пастью.
Картину отличает высший пилотаж операторской работы. Камера Семёна Аманатова, не первый раз отражающего суровые лики природы (в частности, он снимал документальный хит о жизни Якутии «24 снега») поначалу свободно парит над белоснежными просторами, просящимися в туристический каталог, а затем всё глубже ныряет в глубокую тёмную синь бурана, объединяя картинки душераздирающей красоты в единое целое, к чему просится определение «сакральное».
Режиссёр пытался зарифмовать разразившуюся непогоду с бурей страстей, что бушует в душах героев-мужчин, похоронивших дорогую им женщину. Старый приём отражать в природе настроение персонажей, который мы встречаем ещё у Шекспира (грозная буря в «Короле Лире» грохочет в самом главном герое, чувствующим себя себя преданным дочерьми), не проходит до конца незамеченным. Но мы почти не знаем людей на экране, они остаются символами и архетипами человека, который вечно прёт не туда и будет наказан за глупость и наглость высшими силами. Маленькие фигурки мальчика, мужчины и старика растворяются в грандиозной метели и завываниях ветра. Их восклицания теряются в голосе Байкала, отдельного живого существа и главного персонажа картины. Режиссёра в первую очередь нужно похвалить за то, что он не мешает говорить потусторонним голосам, в которые иногда вклинивается приморская певица Диана Анкудинова, специально записавшая для фильма песню.
В жанре сурвайвал на российском большом экране пока существует только байопик «Одна» о застрявшей после крушения в тайге Ларисе Савицкой и комедия «Дикая» о стереотипной московской красотке, выживающей в Якутии без солярии и смузи, призванная не столько показать природное величие, сколько оскорбить женщин. Расходников пока ближе всех подошёл к лучшим современным образцам жанра, от мощного постапокалипсиса «Дорога» по роману Кормака Маккарти до небанального ромкома «Между нами горы», где Идрис Эльба и Кейт Уинслет пробирались через заснеженные перевалы навстречу настоящей большой любви.
Олег Бабуев признался: из-за лютых морозов он боялся, что не выживет на съёмках (артисту почти 70 лет). Рабочая обстановка сказалась на картине — вам станет холодно во время просмотра, ветер задует в ваших ушах, мороз запустит в вас когти. Глубокое погружение гарантировано, а это главное, что требуется от жанра.
Самая большая проблема «Духа Байкала» в том, что нам известен финал, к тому же так неожиданно обрубленный с восходом солнца, как будто у съёмочной группы резко закончились деньги и все решили, что со зрителя достаточно приключений. Дед Бимба периодически что-то говорит скорбящему внуку, напоминающее цитаты с мотивирующих плакатов. Выручает эти народные мудрости только харизма талантливого бурятского исполнителя.
При желании можно также придраться к тому, что у персонажей не садятся аккумуляторы машин и телефонов, а некоторые восклицания слишком явно записаны в студии, поэтому у них нет эха. Но придираться не хочется. Получилась увлекательная, лишённая типичной для семейного кино слащавости и нравоучительности работа, после которой заниматься уничтожением Байкала сможет только последняя свинья. Это озеро или море, как называют его персонажи фильма, — конечно, больше, чем природное достояние России. В его сверкающей чистоте, кажется, правда, какой-то дух.
Читайте также «Марс наш: „Кибердеревня“ — комедийный сай-фай в сеттинге советских фильмов о деревне».
Чтобы читать все наши новые статьи без рекламы, подписывайтесь на платный телеграм-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делимся эксклюзивными материалами, знакомимся с историческими источниками и общаемся в комментариях. Стоимость подписки — 500 рублей в месяц.