«Молоко птицы» Евгения Марьяна как путь взросления

Пол­но­мет­раж­ным дебю­том Евге­ния Марья­на ста­ла кар­ти­на «Моло­ко пти­цы», участ­во­вав­шая в основ­ном кон­кур­се 32-го Откры­то­го кине­ма­то­гра­фи­че­ско­го фести­ва­ля «Кино­тавр». Раз­би­ра­ем, как режис­сёр рас­кры­ва­ет тему взрос­ле­ния, исполь­зуя рели­ги­оз­ные отсыл­ки и мотив эди­по­ва комплекса.


Евге­ний Марьян часто гово­рит о том, что толь­ко учит­ся сни­мать кино. Опы­та у него дей­стви­тель­но немно­го: в 2017 году он закон­чил курс режис­су­ры, тогда же он выпу­стил первую 45-минут­ную корот­ко­мет­раж­ку «Песнь для живых». В интер­вью начи­на­ю­щий режис­сёр рассказывает:

«Я при­шёл в инду­стрию неза­дол­го до того, как воз­ник про­ект „Моло­ко пти­цы“, это мой пер­вый сценарий».

Одна­ко новая лен­та Марья­на не про­из­во­дит впе­чат­ле­ние нека­че­ствен­ной, сде­лан­ной по-уче­ни­че­ски рабо­ты. Ещё до пре­мье­ры кар­ти­на ста­ла обра­щать на себя вни­ма­ние: в 2019 году её анонс появил­ся на стен­де Made in Russia в Кан­нах, а позд­нее фильм взял приз в сек­ции Work-in-progress кино­фе­сти­ва­ля в Кар­ло­вых Варах.

«Моло­ко пти­цы» — исто­рия для режис­сё­ра во мно­гом лич­ная. Это про­ра­бот­ка соб­ствен­ных пере­жи­ва­ний, за кото­рой Евге­ний Марьян при­гла­ша­ет пона­блю­дать с экра­на. Рас­ска­зы­вая о филь­ме, он делит­ся био­гра­фи­че­ски­ми подробностями:

«Духов­ные тер­за­ния, „око­ло­бан­дит­ская“ сре­да фор­ми­ро­ва­ния — всё это ста­ло осно­вой для буду­ще­го сценария».

А зна­чит, про­та­го­нист лен­ты — это в какой-то мере аль­тер-эго само­го режиссёра.

Глав­ный герой Андри­ан (дебю­тант Вита­лий Наза­рен­ко) живёт в При­дне­стро­вье — «неофи­ци­аль­ной стране», как гово­рит одно­класс­ни­ца юно­ши Анна (Вла­да Еро­фе­е­ва). «Моло­ко пти­цы» явля­ет­ся пер­вым в исто­рии худо­же­ствен­ным филь­мом, пол­но­стью сня­тым на тер­ри­то­рии непри­знан­ной рес­пуб­ли­ки. Сам режис­сёр тоже родом из При­дне­стро­вья — он сни­ма­ет кино дома и о доме.

При­ро­да здесь слу­жит фоном и отра­же­ни­ем внут­рен­не­го мира героя. Оха­рак­те­ри­зо­вать обе эти реаль­но­сти луч­ше все­го полу­чит­ся одним сло­вом: «оди­но­кая». Маль­чи­ку 16, он любит искус­ство и перед сном рас­смат­ри­ва­ет аль­бо­мы с репродукциями.

В пере­ры­вах меж­ду эпи­зо­да­ми «обыч­ной жиз­ни» Андри­ан зани­ма­ет­ся про­да­жей нар­ко­ти­ков, пото­му что так в мест­ной сре­де выжи­ва­ют. Делать он это­го не хочет, одна­ко выбрать­ся из пороч­но­го кру­га слож­но: гла­варь его груп­пи­ров­ки, моло­дой дилер Сер­жиу (Камиль Хар­дин), давит на школь­ни­ка и инте­ре­са к внут­рен­ним тер­за­ни­ям послед­не­го не испытывает.

У Андри­а­на слож­ные отно­ше­ния с семьёй, кри­зис веры и меч­та уехать в Ита­лию, вырвать­ся из замкну­то­го про­стран­ства сре­ды, в кото­рой при­хо­дит­ся жить. Всё ука­зы­ва­ет на то, что герою не место в тепе­реш­нем окру­же­нии: даже чер­та­ми внеш­но­сти он силь­но отли­ча­ет­ся от осталь­ных, как буд­то сошёл с поло­тен эпо­хи Возрождения.

Может пока­зать­ся, что перед нами обыч­ный фильм-взрос­ле­ние, но на самом деле всё несколь­ко глуб­же — во мно­гом бла­го­да­ря мета­фо­ри­че­ско­му язы­ку картины.

Поче­му она вооб­ще так назы­ва­ет­ся? Зна­че­ние пти­чье­го моло­ка в леген­дах и ска­за­ни­ях трак­ту­ет­ся по-раз­но­му. С одной сто­ро­ны, это то, чего нет, фан­том, мираж и уто­пия. С дру­гой — пища, после вку­ше­ния кото­рой чело­век ста­но­вит­ся неуяз­ви­мым. Толь­ко гло­ток из мира невоз­мож­но­го может сде­лать героя силь­нее реаль­ных, буд­нич­но-рутин­ных барье­ров и ограничений.

Всё это мы видим у Марья­на. Конеч­но, юно­ша в виду воз­рас­та пре­бы­ва­ет в иллю­зи­ях. Его надеж­ды ока­зы­ва­ют­ся при­зрач­ны­ми: он верит, что для пере­ез­да в дру­гую стра­ну доста­точ­но про­сто най­ти день­ги и запла­тить нуж­ным людям. Неудач­ный опыт столк­но­ве­ния с реаль­но­стью, кото­рый Андри­а­ну при­хо­дит­ся пере­жить, — это путь к ста­нов­ле­нию лич­но­сти, её росту.

Моло­ко отсы­ла­ет и к обра­зу мате­ри. Режис­сёр при­зна­вал­ся, что в юно­сти сам испы­ты­вал эди­пов ком­плекс — сек­су­аль­ное вле­че­ние к роди­тель­ни­це, — как и герой лен­ты. С мамой Вио­ри­кой (Еле­на Лядо­ва) юно­ша ста­ра­ет­ся не кон­так­ти­ро­вать, не отве­ча­ет на её вопро­сы, демон­стри­ру­ет холод­ность и отстра­нён­ность. И в то же вре­мя под­гля­ды­ва­ет, как та моет­ся, видит мать обна­жён­ной во снах и рев­ну­ет её к дирек­то­ру пти­це­фаб­ри­ки (Вале­риу Андрю­цэ), с кото­рым та ведёт тай­ный роман.

Сына муча­ет осо­зна­ние испы­ты­ва­е­мых им чувств, и это ста­но­вит­ся одной из вес­ких при­чин жаж­ды побе­га. Един­ствен­ный чело­век, кото­ро­му Андри­ан пыта­ет­ся дове­рить пота­ён­ные пере­жи­ва­ния, — это батюш­ка в церк­ви, ведь боль­ше искать пони­ма­ния не у кого. Но и здесь героя ожи­да­ет разо­ча­ро­ва­ние: в месте, где долж­на жить духов­ность, про­цве­та­ет мате­ри­аль­ный инте­рес, что ста­но­вит­ся для юно­ши оче­ред­ным ударом.

Рели­гия — лейт­мо­тив «Моло­ка пти­цы». Дей­ствие кар­ти­ны раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на Страст­ной сед­ми­це — куль­ми­на­ци­он­ной неде­ле Вели­ко­го поста перед Пас­хой. В это вре­мя веру­ю­щие вспо­ми­на­ют исто­рию из Еван­ге­лия о послед­них днях зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста. И Андри­ан в лен­те сим­во­ли­че­ски оли­це­тво­ря­ет его воплощение.

«Я не раз­ре­шал вам про­да­вать», — гово­рит он, когда видит, что сде­лан­ных им анге­лов, отдан­ных в цер­ковь на сохра­не­ние, там выста­ви­ли на тор­го­вый при­ла­вок (это намёк на извест­ный еван­гель­ский эпи­зод с биче­ва­ни­ем хра­мо­вых менял). Ради денег про­та­го­ни­ста пре­да­ёт друг (Дмит­рий Тополь), кото­ро­го в филь­ме назы­ва­ют Иудой, а мать потом омо­ет изби­то­му Андри­а­ну ноги, подоб­но греш­ни­це из Писа­ния. Пред­чув­ству­ет герой и бли­зость соб­ствен­ной гибели.

Андри­а­на до смер­ти изби­ва­ют пар­ни из груп­пи­ров­ки тор­гов­цев нар­ко­ти­ка­ми, под­ве­ши­ва­ют и поз­же сни­ма­ют с верёв­ки — это частич­ное отра­же­ние рас­пя­тия. Сле­ду­ю­щие далее кад­ры с шеве­ля­щей­ся над­мо­гиль­ной зем­лёй отсы­ла­ют зри­те­ля к моти­ву воскрешения.

Герой выжи­вет, более того, его ждёт своё «воз­не­се­ние»: он всё-таки поки­нет При­дне­стро­вье и отпра­вит­ся в вожде­лен­ную Евро­пу. Таким обра­зом, Евге­ний Марьян сопо­став­ля­ет про­цесс взрос­ле­ния с путём стра­стей Иису­са Хри­ста: слож­ным, пол­ным стра­да­ния, но дару­ю­щим в кон­це муд­рость, свет и успо­ко­е­ние. И рай — для каж­до­го свой.

Поми­мо нети­пич­ной сце­нар­ной интер­пре­та­ции клас­си­че­ской темы, при­вле­ка­ет вни­ма­ние и опе­ра­тор­ская рабо­та (отме­ти­ли её и на «Кино­тав­ре»): постро­е­ние кад­ра, вни­ма­тель­ность к его ком­по­зи­ции. Режис­сёр актив­но рабо­тал с цве­том. Он при­зна­ёт­ся:

«Самым важ­ным для меня явля­ет­ся поиск сво­е­го сти­ля — учи­ты­вая моё увле­че­ние фото­гра­фи­ей и живо­пи­сью, я искал вдох­но­ве­ние имен­но там. В живо­пи­си Север­но­го Ренес­сан­са и ико­но­пи­си жёл­тый цвет — он же золо­той — это цвет Бога, благородия».

И сра­зу ста­но­вит­ся поня­тен выбор цве­та курт­ки и нос­ков героя.

Есть в «Моло­ке пти­цы» и то, что не тре­бу­ет рас­шиф­ров­ки, — про­ти­во­сто­я­ние сла­бо­го и силь­но­го. Сер­жиу и Андри­ан высту­па­ют как анти­по­ды друг дру­га. Если пер­вый при­нял мир, кото­рый его окру­жа­ет, согла­сил­ся с при­зем­лён­но­стью и жёст­ки­ми пра­ви­ла­ми игры, то вто­ро­го поло­же­ние дел не устраивает.

Андри­ан хочет и может быть дру­гим: его имя пере­во­дит­ся как «храб­рый». Сре­ди его школь­ных про­звищ не толь­ко Иису­сик, но и Цыпа. Зна­чит, сам юно­ша — это пти­ца, кото­рой нуж­но летать, а не ходить по зем­ле. Его арка как пер­со­на­жа — это сме­лая и чест­ная исто­рия взрос­ле­ния, поис­ка сво­е­го пути и побе­га из клет­ки. Пусть он наи­вен и неопы­тен, но силь­ное жела­ние пере­мен при­да­ёт ему сил, что­бы вырвать­ся из силков.


Читай­те так­же «“Пет­ро­вы в грип­пе“ Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва как раз­мыш­ле­ние о Рос­сии и семье»

Поделиться