«На дно, к звёздам». О романе «Ничто»

Ранее мы сооб­ща­ли, что в изда­тель­стве Magreb в мар­те это­го года вышел роман писа­те­ля-пост­мо­дер­ни­ста Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко «Ничто». Кни­га осно­ва­на на иде­ях хри­сти­ан­ско­го мисти­циз­ма и гно­сти­циз­ма, постро­е­на по прин­ци­пу гипер­тек­ста и рас­ска­зы­ва­ет исто­рию героя Одис­сея, одна­жды обна­ру­жив­ше­го себя в пол­ной тем­но­те и тишине.

Сего­дня мы пуб­ли­ку­ем рецен­зию лите­ра­тур­но­го кри­ти­ка Ива­на Роди­о­но­ва о глу­бине обра­зов в романе, путе­ше­стви­ях души и поис­ке путей к Богу.


Путе­ше­ствие, как гово­ри­ли рань­ше, «по вол­нам памя­ти», на наших гла­зах ста­но­вит­ся едва ли не самым глав­ным и акту­аль­ным оте­че­ствен­ным лите­ра­тур­ным жан­ром: имен­но оно даёт воз­мож­ность авто­ру наи­бо­лее есте­ствен­ным и адек­ват­ным обра­зом начи­нить повест­во­ва­ние наи­боль­шим воз­мож­ным коли­че­ством смыс­ло­вых раз­ви­лок и рас­хо­дя­щих­ся тро­пок. Мария Сте­па­но­ва, собрав­шая со сво­ей кни­гой «Памя­ти памя­ти» целый ворох рус­ских лите­ра­тур­ных наград и про­шед­шая в этом году в лонг-лист Меж­ду­на­род­но­го Буке­ра, не даст соврать.

Неуди­ви­тель­но, что Вла­ди­мир Кова­лен­ко пошёл схо­жим путём, пусть и по-сво­е­му. Не нуж­ны ника­кие «совет­ские трав­мы» — недав­ний, наш общий опыт ничуть не менее трав­ми­ру­ю­щий. Ника­ких пре­сло­ву­тых «трен­дов» улав­ли­вать и не тре­бу­ет­ся: всё вита­ет в воз­ду­хе, и чут­кий — обя­за­тель­но почув­ству­ет, а име­ю­щий уши (и слух) — услышит.

Писа­тель рас­ска­зы­ва­ет о сво­ём дет­стве (?) и дет­стве мира (!): с чего всё нача­лось? И поче­му всё пошло имен­но так?

Героя зовут Одис­се­ем. С одной сто­ро­ны, подоб­ное имя вызы­ва­ет тыся­чи ассо­ци­а­ций: трикс­тер, стран­ствие хит­ре­ца, веч­ное воз­вра­ще­ние, etc. Всё будет.

Помни­те, когда хит­ро­ум­ный сын Лаэр­та насмеш­ли­во сооб­ща­ет ослеп­лён­но­му цик­ло­пу, что его лишил зре­ния гос­по­дин Никто? В романе Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко фан­том­ный заглав­ный герой носит имя ещё одно­го неопре­де­лён­но­го место­име­ния: Ничто. И когда довер­чи­вый чита­тель спра­ши­ва­ет: «Что же про­ис­хо­дит? Что явля­ет­ся пер­во­при­чи­ной про­ис­хо­дя­ще­го?», — герой отве­ча­ет наше­му кол­лек­тив­но­му Поли­фе­му: «Ничто». Отча­сти это прав­да, но отча­сти, как и блуд­ный сын Ита­ки, нас мисти­фи­ци­ру­ют. Не ищи­те про­стых отве­тов, про­буй­те разо­брать­ся во всём сами.

С дру­гой сто­ро­ны, у нас уже есть один Одис­сей, дуб­лин­ский — и в совре­мен­ном рус­ском сити с его съём­ны­ми кой­ко-места­ми, суша­щи­ми­ся нос­ка­ми и гром­ким хра­пом сосе­дей герою героя настиг­нет такой Блум­сдей сур­ка, что не дай Бог никому.

Заколь­цу­ет это дело почти хемин­гу­эев­ский рыбак Шенк, появ­ля­ю­щий­ся и в нача­ле, и в кон­це повест­во­ва­ния. Хотя, может, это раз­ные Шен­ки? Выда­ю­щи­ми­ся фигу­ра­ми «золо­то­го века» Гол­ли­ву­да были бра­тья, про­дю­се­ры Джо­зеф и Нико­лас Шенк (на самом деле их зва­ли Иосиф и Нико­лай Шен­ке­ры, а роди­лись они в горо­де Рыбин­ске Яро­слав­ской губер­нии, в семье слу­жа­ще­го Шекс­нин­ско­го пароходства).

Хотя, воз­мож­но, это про­сто был ещё один извест­ный рыбак — апо­стол Пётр, откры­ва­ю­щий перед геро­ем в фина­ле кни­ги вра­та ино­го, луч­ше­го мира.

А здесь, в нашей юдо­ли, уже дав­но нель­зя жить — и, самое страш­ное, нель­зя писать кни­ги, по край­ней мере такие, к кото­рым мы все при­вык­ли. Неда­ром в романе гово­рит­ся и о зака­те наив­но­го модер­низ­ма, оли­це­тво­ре­ние кото­ро­го ста­но­вит­ся чест­ный и про­стой, как три копей­ки, Ремарк.

Во мно­гом по этой при­чине гла­вы рома­на «Никто» (буд­то вырван­ные из огром­ной, тол­стой, неве­до­мой кни­ги) назы­ва­ют­ся «огрыз­ка­ми», «шмат­ка­ми», «ошмёт­ка­ми», «облом­ка­ми», «обрыв­ка­ми» — толь­ко не гла­ва­ми. Рас­пад тоталь­ный, и Роза­нов с его коро­ба­ми листьев опре­де­лён­но что-то такое знал.

Чита­тель откры­ва­ет для себя путь «куё­щи­ке» (сло­во, состав­лен­ное раз­нос­чи­ком еды Ахме­том из «курье­ра» и «достав­щи­ка»). В этом сло­ве слы­шит­ся то ли что-то япон­ское, то ли «путь к её щеке», то ли «путь к Кущёв­ке». И до того, и до дру­го­го, и до тре­тье­го, впро­чем, неда­ле­ко: на ули­цах порой кипят воис­ти­ну шекс­пи­ров­ские стра­сти, шаста­ют якуд­за, а за еду могут и убить. Да и нату­раль­ных бан­ди­тов предо­ста­точ­но — спи­сок груп­пи­ро­вок («кача­лов­ские», «шпи­гу­ны», «моряч­ки», «мок­рав­ские», бан­да Узбе­ка) читать столь же увле­ка­тель­но (без иро­нии), как спи­сок гоме­ров­ских кораб­лей. Нали­че­ству­ет и кан­ни­ба­лизм — цик­ло­пы же, всё логично.

Впро­чем, может быть ещё страшнее.

Вот кусо­чек стран­ной крип­то­ан­ти­уто­пии (обры­вок чет­вёр­тый), пока­зы­ва­ю­щий, как в кри­вом зер­ка­ле, шизо­фре­ни­че­ский, но воз­мож­ный вари­ант раз­ви­тия чело­ве­че­ства. Где-то всё пой­дёт немно­го не так (напри­мер, импе­ра­то­ром после Алек­сандра I ста­нет не Нико­лай, а брат его Кон­стан­тин с его фан­том­ной супру­гой-кон­сти­ту­ци­ей) — и пиши пропало.

В новом романе Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко сно­ва, как и в преды­ду­щей кни­ге, появ­ля­ет­ся герой-кочев­ник, дви­жу­щий­ся от биву­а­ка к сто­ян­ке совре­мен­но­го мега­по­ли­са. Хотя кочев­ник в кни­ге, каза­лось бы, отча­сти про­ти­во­по­став­ля­ет­ся «стран­ни­ку», всё же кажет­ся, что это вер­сия одно­го и того же героя, толь­ко более опыт­ная и, как сей­час гово­рят, прокачанная:

«Кочев­ни­ку при­су­ще менять место сво­е­го оби­та­ния. А стран­ни­ку свой­ствен­но стран­ство­вать. Тако­вы зако­ны мира от само­го его осно­ва­ния. Ведь всю исто­рию чело­ве­че­ства, оное дели­лось на кочу­ю­щих и осед­лых. Сна­ча­ла меж­ду пле­ме­на­ми и госу­дар­ства­ми, а пото­му уже нача­ло делить­ся внут­ри себя. Даже сей­час, в наше вре­мя, в эпо­ху огром­ных горо­дов и все­ви­дя­щих глаз, кочев­ни­ки бес­ко­неч­но нуж­ны это­му миру. Хотя им самим, кажет­ся, об этом не сказали».

Герой Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко про­дол­жа­ет искать чело­ве­ка, ищет чер­но­вик Бога — но нахо­дит ли? И не воз­вра­ща­ет­ся ли при этом — пара­док­саль­ным, но зако­но­мер­ным обра­зом — к само­му себе?

Ищи­те себя там, на пере­се­че­нии улиц Дуги­на и Кады­ро­ва. День за днём, день за днём. В каба­ках, пере­ул­ках, изви­вах. На дне, в кон­це концов.

Помни­те, как в песне у Бранимира?

«И мне уже не бояз­но жить на глубине —
Про­кли­наю сол­ныш­ко, что при­сни­лось мне!»

Ищи­те, и обрящете.


При­об­ре­сти роман «Ничто» мож­но, зака­зав кни­гу напря­мую в изда­тель­стве Magreb.

Читай­те так­же нашу рецен­зию на дру­гой роман Вла­ди­ми­ра Кова­лен­ко «Из-под ног­тей» «Рус­ский пост­мо­дер­низм как пре­одо­ле­ние пост­мо­дер­на».

Поделиться