«Разжимая кулаки» Киры Коваленко как просьба отпустить

«Раз­жи­мая кула­ки» — вто­рой пол­но­мет­раж­ный фильм Киры Кова­лен­ко (дебют­ная кар­ти­на «Софич­ка» вышла в 2017 году). На 74‑м Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле он стал побе­ди­те­лем про­грам­мы «Осо­бый взгляд», а позд­нее — выдви­нут на «Оскар» и полу­чил гран-при фести­ва­ля в Онфлё­ре. Раз­би­ра­ем­ся, как в кар­тине пере­пле­та­ют­ся темы взрос­ле­ния, трав­мы, отно­ше­ний с близ­ки­ми и независимости.


Сце­на­рий к филь­му у Киры Кова­лен­ко — выпуск­ни­цы мастер­ской Алек­сандра Соку­ро­ва — появил­ся из соб­ствен­но­го опы­та. Режис­сёр роди­лась и дол­го жила в Наль­чи­ке, а поз­же реши­ла создать кар­ти­ну о том, что виде­ла и чув­ство­ва­ла. Боль­шин­ство испол­ни­те­лей ролей в «Раз­жи­мая кула­ки» не актё­ры. Это помо­га­ет есте­ствен­нее пере­дать сре­ду, при­вне­сти в лен­ту доку­мен­таль­ность. Этим обу­слов­лен и выбор язы­ка. Сни­ма­ли на осе­тин­ском, пото­му что имен­но на нём гово­рят участ­ни­ки филь­ма в обыч­ной жиз­ни, хотя сце­на­рий Кова­лен­ко писа­ла на русском.

Дей­ствие «Раз­жи­мая кула­ки» раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на Север­ном Кав­ка­зе, в посёл­ке Мизур. Он пыль­ный и небо­га­тый. Вокруг — горы-сте­ны, за кото­ры­ми ниче­го не вид­но. Толь­ко небо не даёт забыть о воз­мож­но­сти ино­го. Здесь Ада (Мила­на Агу­за­ро­ва, впер­вые на экране) сто­ит на оста­нов­ке и кого-то ждёт. Девуш­ка дела­ет это часто, но это сек­рет. Кто дол­жен при­е­хать? Поче­му папа Заур (Алик Кара­ев) не дол­жен знать? Как она живёт?

Таин­ствен­ный и так силь­но ожи­да­е­мый незна­ко­мец — это брат Аким (Сослан Хуга­ев). Адад­зе не про­сто хочет его уви­деть, он её един­ствен­ный спо­соб уехать от гипе­ро­пе­ка­ю­ще­го роди­те­ля. Режис­сёр отме­ча­ла, что мно­гое здесь взя­то из её отно­ше­ний с отцом.

Атмо­сфе­ра в семье пере­да­ёт­ся через давя­щее про­стран­ство жилья: по теле­ви­зо­ру — изве­ще­ния о смер­ти, закры­ты што­ры, цвет ком­нат­ных инте­рье­ров слиш­ком тёп­лый, там же оде­я­ла, оби­лие вещей. Это душит, втор­га­ет­ся. Анти­под — момен­ты, когда девуш­ка дела­ет то, что ей нель­зя: напри­мер, ката­ет­ся на машине — в них мно­го све­та, воздуха.

Во мно­гом при­чи­на угне­та­ю­ще­го настро­е­ния кар­ти­ны — нездо­ро­вая связь отца и доче­ри. Он чрез­мер­но её кон­тро­ли­ру­ет, она от это­го стра­да­ет. И чув­ство тяже­сти, болез­ни и уста­ло­сти на про­тя­же­нии филь­ма толь­ко уси­ли­ва­ет­ся, к фина­лу ста­но­вясь ощу­ти­мым на физи­че­ском уровне.

Глав­ным мета­фо­рич­ным обра­зом явля­ют­ся объ­я­тия. Они — сим­вол уби­ва­ю­щих обо­их отно­ше­ний. На Аду во вре­мя них пада­ет шкаф, Заур это­го не заме­ча­ет, а зри­тель ярко видит его эго­и­стич­ный страх остать­ся одно­му. Ранее он сам его про­го­во­рил. В кон­це у уже боль­но­го отца сво­дит руки, он бук­валь­но вцеп­ля­ет­ся в дочь, но она оста­ёт­ся рядом и после того, как ему ста­но­вит­ся лег­че. Они соза­ви­си­мы. Напри­мер, жела­ние девуш­ки вый­ти замуж — это преж­де все­го диа­лог с роди­те­лем, спо­соб дока­зать ему свою зна­чи­мость без него, про­явить ту жен­ствен­ность, кото­рую он подав­лял. Они во мно­гом похо­жи и, как мы пой­мём поз­же, доста­точ­но силь­ны, что­бы если и не жить друг без дру­га, то хотя бы решить­ся попробовать.

Парал­лель­но раз­ви­ва­ет­ся мотив взрос­ле­ния геро­и­ни. Как она, ещё юная и неопыт­ная, зна­ко­мит­ся с этим миром, как оча­ро­вы­ва­ет­ся, верит и сле­дом разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся, как она оши­ба­ет­ся. Пер­со­наж живой. Адад­зе не вопло­щён­ная, иде­аль­ная идея побе­га и борь­бы, она чело­век. «Раз­жи­мая кула­ки» не замы­ка­ет­ся на про­бле­ме «отцов и детей», ста­но­вясь от это­го глуб­же, пото­му что зада­ёт зри­те­лю боль­ше вопро­сов, а герои пере­рас­та­ют шаблон.

Опор­ная тема в филь­ме Кова­лен­ко, важ­ная для его пони­ма­ния, — трав­ма. И не толь­ко физи­че­ская (Ада стра­да­ет от послед­ствий взры­ва в Беслане и нуж­да­ет­ся в опе­ра­ции), но и пси­хо­ло­ги­че­ская. Воз­мож­но, из-за тра­ге­дии отец стал настоль­ко зави­сим от неё. Его запрет на меди­цин­ское вме­ша­тель­ство — спо­соб удер­жать дочь рядом с собой, его невоз­мож­ность дви­гать­ся даль­ше. Заур так и не смог опра­вить­ся: даже пере­ехав с семьёй в дру­гой город, он остал­ся в том сен­тяб­ре. Но, ско­рее все­го, смо­жет Ада: в фина­ле она едет с бра­том на мото­цик­ле под зву­ки выстре­лов, но эти выстре­лы сва­деб­ные. Они пред­ве­ща­ют новую жизнь. Выра­зи­тель­но эмо­ци­о­наль­ные гла­за девуш­ки, на кото­рых на про­тя­же­нии лен­ты акцен­ти­ру­ет­ся вни­ма­ние, — это про­ти­во­по­став­лен­ный несво­бо­де свет. Это взгляд на чело­ве­ка. И он выхо­дит за пре­де­лы жен­щи­ны и Кав­ка­за, пото­му что обра­щён ко всем. Пат­ри­ар­хат тут хоть и важ­ный, но не глав­ный герой.

При­мер это­го — раз­го­вор меж­ду при­е­хав­шим сыном и отцом:

— Поды­шать хочу.
— Ну иди поды­ши. Дома-то тебе не дышится.

Полу­ча­ет­ся, что душ­но не толь­ко жен­щине, но и муж­чине. Фильм пре­вос­хо­дит идею исклю­чи­тель­но жен­ской повест­ки, она все­об­щая. В одном из интер­вью Кира Кова­лен­ко рас­ска­зы­ва­ет:

«Ведь дело не в ген­де­ре. Дело в каком-то тоталь­ном непо­ни­ма­нии друг друга».

Это об отсут­ствии при­ня­тия людей, кото­рым не хочет­ся жить под дик­тов­ку традиции.

Диа­ло­ги в филь­ме лако­нич­ны: здесь мало гово­рят, но про­из­но­си­мое важ­но и мно­го весит. Эмо­ции и мыс­ли напи­са­ны на лицах, каме­ра под руко­вод­ством опе­ра­то­ра Пав­ла Фомин­це­ва успеш­но их пере­да­ёт, под­во­дя зри­те­ля то пре­дель­но, непри­ят­но близ­ко, то уво­дя в сторону.

О Росто­ве, из кото­ро­го Аким при­ез­жа­ет, он гово­рит следующее:

— Кра­си­вый город, Алан, мно­го всего.
— Мно­го чего?
— Вари­ан­тов, как жить.

После он пере­хо­дит на рус­ский язык — яркая деталь отчуж­де­ния, жела­ния не при­над­ле­жать — и на при­гла­ше­ния остать­ся отвечает:

— Не надо нику­да меня устра­и­вать, селить, женить.

Всё, что нуж­но было муж­чине, — сво­бо­да быть тем, кем он хочет. Вот толь­ко ему это далось всё же про­ще, чем сест­ре, ведь он смог уехать. И Аким тоже похож на отца в неуме­нии её понять, он при­нуж­да­ет. Но всё же он луч­ше, пото­му что хоть и не пол­но­стью, но слы­шит девуш­ку. Слов­но это надеж­да режис­сё­ра на луч­шее, на спо­соб­ность при­ни­мать друг дру­га таки­ми, какие мы есть. Сме­нят­ся поко­ле­ния, поме­ня­ют­ся цен­но­сти, изме­нит­ся жизнь.

Фильм Киры Кова­лен­ко — мно­го­гран­ная, нерав­но­душ­ная и живая рабо­та, не цеп­ля­ю­ща­я­ся за акту­аль­ные соци­аль­ные темы ради вни­ма­ния, но пока­зы­ва­ю­щая реаль­ность. Он не о Кав­ка­зе, но о чело­ве­че­ском жела­нии быть собой, выби­рать, о стра­да­нии, о вли­я­нии роди­те­ля на ребён­ка. И не без люб­ви, пото­му что раз­жать кула­ки — это обна­жить ладо­ни и это отпу­стить. Это ли не глав­ный урок?


Читай­те так­же «„Гер­да“ Ната­льи Куд­ря­шо­вой: диа­ло­ги о сме­ло­сти».

Поделиться