В конце XX века в Россию захлестнула волна уличного насилия. Бывшие спортсмены массово уходили в рэкет, ветераны Афганистана применяли свои умения на родине (например, становились наёмными киллерами), а те, у кого не хватало квалификации, занимались гоп-стопом. На российских просторах всё громче звучал вопрос: «Ты с какого района?» — после «неправильного» ответа можно было получить удар в лицо. Больше всего эта практика укоренилась в Татарстане — молодые группировщики «делили асфальт» с «коллегами» из соседних кварталов. Позже это назвали «казанским феноменом».
В нулевые казалось, что уличное насилие ушло в прошлое: криминал и пацанская романтика перекочевали в фильмы и телевизионные сериалы о минувшей эпохе. В конце десятилетия даже появился рэпер Сява, который изображал карикатурного пацанчика с падика. Тем не менее в «сытые» времена периодически возникали молодёжные течения, спрашивающие «за шмот», политические взгляды и музыкальные вкусы. В прошлом году отшумели ЧВК «Рёдан» и их противники, а под конец 2023-го «казанский феномен» вернулся в виде художественного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Сергей Лунёв рассказывает, почему драма о подростках конца 1980‑х годов изначально была обречена на успех, чем отличаются слитый и новый финал и как сериал «объединил» власти России и Украины.
Сценарий «Слово пацана» является переложением на художественный лад нон-фикшна о казанских молодёжных бандах Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010‑х». Книга выросла из материалов паблика во ВКонтакте «Казанский феномен», где постаревшие участники банд делились рассказами и фотографиями. Обильно иллюстрированный 600-страничный талмуд представляет собой кладезь захватывающих историй, на основе которых можно сделать хоть десяток сериалов.
Проект выглядел перспективным уже на уровне задумки. Над сериалом работала высокопрофессиональная команда. «Слово пацана» патронировали «Национальная медиа группа» и «Институт развития интернета», одним из продюсеров выступил Фёдор Бондарчук. Режиссёром фильма стал Жора Крыжовников (Андрей Першин), автор комедии «Горько!» и нескольких «Ёлок». Раньше в прессе Крыжовникова называли «новым Гайдаем».
Сериал продолжает традицию пацанского кино, где в центре внимания находятся малолетние преступники, в которых, как водится, есть что-то благородное. Разновидности подобных фильмов популярны по всему миру.
В СССР существовал особый поджанр о переучивании беспризорников. Советский звуковой кинематограф стартовал в 1931 году с комедии «Путёвка в жизнь», в которой фигурировал персонаж по прозвищу Жиган. У шестидесятников был своя история о воспитании беспризорников — «Республика ШКИД». Сейчас этот фильм зрители воспринимают как невероятно милую картину для юношеской аудитории, но тогда критики называли работу «энциклопедией хулиганов».
В 1982 году стала хитом социальная драма специализировавшейся на подростковым кино Динары Асановой «Пацаны», в котором опять переучивают шпану, но уже не столь успешно.
Затем наступило время перестройки и гласности, когда расширился спектр сюжетов и изменилась подача. На экранах стали появляться представители молодёжных банд и субкультур, документалисты задавали вопрос «Легко ли быть молодым?». Криминал показывали натуралистично, едва ли не смакуя. Историю о харизматичном лидере белорусских гопников из маленького городка «Меня зовут Арлекино» вполне могли посмотреть герои «Слова пацана» — в кинотеатрах Советского Союза фильм собрал более 40 миллионов зрителей в 1988 году. В год описываемых в «Слове пацана» событий вышла другая важная перестроечная лента — «Авария — дочь мента».
В постсоветское время тематические фильмы о подростковой преступности всероссийскими хитами не становились, но Данила Багров и Саша Белый, главные киногерои современности, были повзрослевшими пацанами.
В работе Крыжовникова подетально воссоздан дворовый мирок одного отдельно взятого района Казани 1989 года. Подростки группируются в банды, которые действуют по особым неписаным уличным правилам, мутировавшим из блатных понятий. Растёт уровень детско-юношеской преступности. Бандам уже по несколько лет — участники делятся на ряд возрастов. Чтобы попасть в банду, нужно пройти посвящение.
Действия сериала разворачиваются вокруг «скорлупы», самых юных «группировщиков», постепенно вовлекая в повествование их родителей. Сценаристы сплели воедино несколько семейных трагедий, доказывая губительность выбора криминального пути. Каждый персонаж проработан, главные герои сменяются от серии к серии. Таким образом показан социальный срез тех, кто попадал в подростковые банды.
Пафос фильма дидактический: маленькое зло порождает большое зло, преступники обречены на гибель или тюрьму. Единственный герой, получивший шанс на будущее, перековывается из гопника в комсомольцы.
Это совсем не ода АУЕ*, как представлялось кому-то поначалу. Это социальная драма с моралью, сделанная современными инструментами. «Слово пацана» сочетает в себе целый диапазон жанров и с лёгкостью переходит от школьной комедии до замогильного ужаса «Груза 200», от ностальгическое мелодрамы c танцами под семейный дуэт Сергея и Татьяны Никитиных до экшена от первого лица.
Сцены сборов, «посвящения в пацаны» и «отшива», поездки в Москву с налётами буквально воспроизводят материал книги Роберта Гараева. Уместно был использован репортаж о казанских бандах «Страшные игры молодых». В некоторые моменты особого реконструкторского размаха казалось, что смотришь художественные вставки в высокобюджетное документальное кино о перестроечных гопниках.
Раздвоенность концовки — официальной и слитой — выглядела как сознательный шаг. Ещё до утечки последней серии появились сообщения, что её будут переснимать. В демках финал выглядел излишне запутанным и артхаусным, официальная последняя серия завершает фильм в гораздо более реалистичной манере. В концовке стало больше понятного морализаторства.
«Слово пацана» посрамило злые языки, которые делали выводы о произведении до его завершения, некоторые — даже по трейлеру. Теперь тональность изменилась — призывают не запретить сериал, а демонстрировать в школах, чтобы подростки знали, чем заканчивается увлечение криминалом.
Грамотная работа в медиапространстве, генерация информационных поводов и всеохватывающая билбордная реклама привлекла внимание аудитории к проекту.
Сам сериал удерживал интригу и спровоцировал настоящий культ вокруг себя в социальных с первых серий. Слова «чушпан» и «отшиваться» вошли в народ и теперь массово используется в комментариях в интернете. О сериале можно было пообщаться с таксистом и на любой вечеринке. Подобного хайпа сериал не удостаивался со времён «Бригады».
Причина популярности проста: пацанская культура вошла в мейнстрим. Каждому в России — пусть и с региональными особенностями — знакомы слова пацана. Уличным лексиконом изъясняются политики и деятели культуры — даже официальный телеграм-канал Камчатского края анонсировал прямую линию президента РФ картинкой с отфотошопленным под Вову Адидаса Путиным. Оперативно чиновники спохватились и удалили пост, но интернет всё помнит.
Впрочем, «Слово пацана» стало универсальным и популяризировалось за рубежом. Талантливому произведению в современном мире быстрого интернета границы не помеха. Британский журнал The Economist утверждал, что стремление запретить сериал объединило власти России и Украины (в предыдущий раз, в начале 2023 года, власти России и Украины «объединялись» против анимешников из «ЧВК Рёдан»). А появившийся в сториз Канье Уэста Ералаш означает, что потенциал сериала есть и за пределами постсоветского пространства. Пацанский стиль в одежде давно превратился в русский культурный экспорт — спасибо дизайнеру Гоше Рубчинскому.
Пацанское кино будет востребовано ещё долго. В этом году снимали экранизацию романа Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Вышедшая до нон-фикшна Гараева книга по сюжету напоминает сериал «Слово пацана» — обычный юноша превращается в преступника. Место действия — Набережные Челны, называемые с 1982 по 1988 год Брежневым, время действия — 1982 год. Теперь интересно, сможет ли сериал по «Городу Брежневу» повторить успех «Слова пацана»?
* Верховный суд Российской Федерации признал АУЕ экстремистской организацией и запретил её деятельность на территории страны.
Читайте также «”Больше свободы”: пять небанальных советских фильмов о детях».