TraumaZone. Документальный фильм Адама Кёртиса о позднем СССР

Бри­тан­ский доку­мен­та­лист Адам Кёр­тис снял для BBC сери­ал TraumaZone — о Рос­сии вре­мён пере­строй­ки и 1990‑х годов. От режис­сё­ра дав­но не было вестей, но новая рабо­та доволь­но гром­ко напом­ни­ла миру о нём, попав в нерв вре­ме­ни и задев кучу соци­аль­ных травм.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, чем инте­ре­сен Адам Кёр­тис, где он допу­стил ошиб­ки и поче­му мно­го­ча­со­вая TraumaZone всё же ока­за­лась не самым исчер­пы­ва­ю­щим порт­ре­том эпохи.

Источ­ник: imdb.com

Имя Кёр­ти­са не слиш­ком на слу­ху в Рос­сии, хотя и люби­мо мно­ги­ми соци­аль­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми. Отдель­ные худо­же­ствен­ные акты и пер­фор­ман­сы режис­сё­ра могут быть извест­ны, но без при­вяз­ки к его име­ни. Напри­мер, выступ­ле­ние груп­пы Massive Attack с летов­ской «Всё идёт по пла­ну» (как и испол­не­ние Эли­за­бет Фрай­зер, фронт­ву­мен Cocteau Twins, янки­ных стро­чек о том, что никто не зна­ет, как же ей «*****» [хре­но­во]) режис­сёр не толь­ко орга­ни­зо­вал, но и поучаст­во­вал в шоу. Речь, впро­чем, не о музыке.

В филь­мо­гра­фии Кёр­ти­са боль­ше 30 работ, мно­гие из кото­рых удо­ста­и­ва­лись пре­мий и про­чих рега­лий, в общем-то, мало­важ­ных для убе­ди­тель­ной реко­мен­да­ции к про­смот­ру. Что важ­нее: Адам, кажет­ся, один из немно­гих совре­мен­ный доку­мен­та­ли­стов, столь при­цель­но изу­ча­ю­щих нашу совре­мен­ную циви­ли­за­цию и все её поли­ти­че­ские, куль­тур­ные, соци­аль­ные и душев­ные кризисы.

Хотя Кёр­тис сни­ма­ет ещё с нача­ла 80‑х годов, пер­вой по-насто­я­ще­му гром­кой рабо­той стал «Век эго­из­ма» — четы­рёх­се­рий­ный опус о мар­ке­тин­го­во-фрей­дист­ской исто­рии запад­ной циви­ли­за­ции ХХ-ХХI веков. Режис­сёр рас­ска­зы­ва­ет о пле­мян­ни­ке Фрей­да Эдвар­де Бер­ней­се, кото­рый пере­ло­жил рабо­ты дяди в сфе­ру рекла­мы (создав тем самым фено­мен PR), а сле­дом в поли­ти­ку, что при­ве­ло не толь­ко к эро­зии поли­ти­че­ско­го созна­ния, но и созна­ния вооб­ще. Уже здесь узна­ёт­ся автор­ский почерк Кёр­ти­са — после про­смот­ра зри­те­лю гаран­ти­ро­ван антро­по­ло­ги­че­ский кри­зис. Хотя зри­те­лей пра­вых взгля­дов — или попро­сту осо­бо праг­ма­тич­ных — может впе­чат­лить то, какие реклам­ные фоку­сы поли­ти­ки про­во­ра­чи­ва­ют над нами уже почти 100 лет.

Пере­ска­зы­вать дру­гие рабо­ты режис­сё­ра смыс­ла не име­ет: про каж­дую из них мож­но напи­сать отдель­ные эссе, что им вся­ко боль­ше под­хо­дит, чем сжа­тие до одно­го абза­ца. Каж­дая рабо­та по-сво­е­му уни­каль­на, хотя и стра­да­ет из-за частич­ных само­по­вто­ров — и визу­аль­ных, и тематических.

Кри­ти­ки Кёр­ти­са ска­жут, что самый боль­шой недо­ста­ток его филь­мов — вопи­ю­щая автор­ская тен­ден­ци­оз­ность. С дру­гой сто­ро­ны, по этой же при­чине режис­сё­ра и любят. Так или ина­че, но во всех кино­ра­бо­тах Ада­ма инте­ре­су­ют сквоз­ные сце­на­рии раз­ви­тия нашей циви­ли­за­ции: кон­троль, тех­но­кра­тия, капи­та­лизм, ком­мо­ди­фи­ка­ция любо­го поло­жи­тель­но­го (лево­го) нача­ла, пси­хи­че­ское здо­ро­вье (и нажи­ва кор­по­ра­ций на теме пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья), фейк-ньюс, поли­ти­ки-пост­мо­дер­ни­сты (Трамп, Сур­ков и дру­гие, отно­ше­ние к кото­рым у него для лева­ка весь­ма нетри­ви­аль­ное), гены, циф­ры, секс, кон­тр­куль­ту­ра (в том чис­ле Эду­ард Лимо­нов), мис­сия наций, при­ро­да кон­флик­тов и так далее.

Кёр­ти­са мож­но лег­ко рас­кри­ти­ко­вать за излиш­ний пафос (но како­го реаль­но оза­бо­чен­но­го про­бле­ма­ми лева­ка не полу­чит­ся упрек­нуть в ана­ло­гич­ном?), за мани­пу­ля­ции по выбро­су адре­на­ли­на, места­ми дале­ко иду­щие выво­ды, чуть ли не гра­ни­ча­щие с кон­спи­ро­ло­ги­ей, и тоталь­ный пес­си­мизм. И хотя сам Кёр­тис назы­ва­ет себя опти­ми­стом и верит в ренес­санс соци­а­ли­сти­че­ских идей, тем не менее его рабо­ты вос­при­ни­ма­ют­ся раз в сто фаталь­нее, чем кни­ги, ска­жем, его почи­та­те­ля Мар­ка Фишера.

Почти во всех рабо­тах Адам Кёр­тис наки­ды­ва­ет­ся на либе­ра­лизм если не с кри­ти­кой, то брос­ко демон­стри­руя, как либе­раль­ная идео­ло­гия наду­лась аки пузырь, будучи неспо­соб­ной пред­ло­жить реаль­ную кар­ти­ну буду­ще­го, а толь­ко ком­мо­ди­фи­ци­руя и извра­щая любой образ луч­ше­го зав­тра. Режис­сёр дела­ет это не толь­ко обра­ща­ясь к осно­ве гигант­ских соци­аль­ных экс­пе­ри­мен­тов (вро­де того, что про­вер­нул пле­мян­ник Фрей­да, или шоко­вой тера­пии Тэт­чер и Гай­да­ра, или пато­ло­ги­че­ско­го мора­ли­за­тор­ства нео­кон­сер­ва­то­ров), но и ана­ли­зи­руя, к чему они при­во­дят в мире позд­не­го капи­та­лиз­ма. Напри­мер, в его духе уви­деть ресен­ти­мент­ное род­ство меж­ду лево­ли­бе­ра­ла­ми и альт-рай­та­ми, так как в обо­их слу­ча­ях над тол­пой довле­ет поли­ти­ка иден­тич­но­сти. Вот что Кёр­тис гово­рил про Трампа:

«Мои дру­зья в Англии и Шта­тах нена­ви­дят Трам­па. А я гово­рю им: „Нет, он фан­та­сти­че­ский. Он комик. У него в руках кри­вое зер­ка­ло, и в нём отра­жа­ет­ся гро­теск­ная вер­сия обще­ства, кото­рое вы созда­ли“. Либе­ра­лы гово­рят мне: „В этом и есть недо­ста­ток демо­кра­тии, пото­му что она даёт глу­пым людям пра­во выби­рать“. Вот в этом суть Трам­па: он не толь­ко пока­зы­ва­ет, как выгля­дит обще­ство, он ещё застав­ля­ет либе­ра­лов пока­зы­вать своё насто­я­щее лицо и откро­вен­но гово­рить, что они пре­зи­ра­ют мало­об­ра­зо­ван­ных людей».

Спра­вед­ли­во­сти ради, эти сло­ва Кёр­тис про­из­нёс до побе­ды Трампа.

Похо­жим обра­зом он вос­тор­га­ет­ся Сур­ко­вым, поли­ти­ка кото­ро­го, соглас­но Кёр­ти­су, осно­ва­на на запу­ты­ва­нии карт и пост­мо­дер­нист­ском шан­та­же: помо­ги двум про­ти­во­по­лож­ным фрак­ци­ям несколь­ко раз — и твой сле­ду­ю­щий шаг будет невоз­мож­но преду­га­дать. Соот­вет­ствен­но, невоз­мож­но преду­га­дать и реаль­ную поли­ти­ку за пуб­лич­ны­ми и весь­ма теат­раль­ны­ми жеста­ми. В общем, инте­рес к поли­ти­че­ско­му дис­кур­су Рос­сии Кёр­тис демон­стри­ру­ет не пер­вый раз. Но пер­вый, когда посвя­ща­ет Рос­сии всю работу.

К выхо­ду ново­го филь­ма с гово­ря­щим назва­ни­ем TraumaZone режис­сёр заявил:

«Не думаю, что мы на Запа­де пони­ма­ем, через что про­шли рус­ские [в 90‑е годы]: ката­клизм, разо­рвав­ший осно­вы общества».

Кёр­тис обе­щал пока­зать про­шлое СССР чуть ли не новы­ми гла­за­ми, так как в руках доку­мен­та­ли­ста ока­зал­ся гигант­ский архив видео, кото­рые преж­де нигде не были пока­за­ны. Этим режис­сёр аргу­мен­ти­ру­ет отсут­ствие закад­ро­вой ана­ли­ти­ки в новом фильме:

«Когда я посмот­рел отсня­тый мате­ри­ал, я решил, что мне не сле­ду­ет исполь­зо­вать свой голос или накла­ды­вать на него музы­ку. Мате­ри­ал был настоль­ко силён, что я не хотел навя­зы­вать­ся бес­смыс­лен­но, а поз­во­лил зри­те­лям про­сто про­чув­ство­вать происходящее…»

Дей­стви­тель­но, что зри­те­лю обес­пе­че­но, так это бэд-трип по исто­рии раз­ва­ла СССР и наступ­ле­нию дичай­ше­го капи­та­лиз­ма. Кёр­тис фик­си­ру­ет всю под­но­гот­ную гипер­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та, во вре­мя кото­ро­го «ста­рая номен­кла­тур­ная сво­лочь» пре­вра­ти­лась в оли­гар­хат, пере­ста­ла скры­вать источ­ни­ки дохо­да, да ещё и обза­ве­лась новы­ми. Обще­ство стре­ми­тель­но отка­за­лось от совет­ской идео­ло­гии, что после недол­го­го пика ради­ка­ли­за­ции масс при­ве­ло к оче­ред­но­му без­раз­ли­чию к поли­ти­ке. Как вер­но резю­ми­ро­вал жур­на­лист Артём Абра­мов: «Про­дик­то­ван­ной необ­хо­ди­мо­стью адап­ти­ро­вать­ся и выжи­вать в усло­ви­ях обру­шив­ше­го­ся рын­ка, несмот­ря на пёст­рое идео­ло­ги­че­ски заря­жен­ное мень­шин­ство».

Архив, кото­рый пере­та­со­вал Кёр­тис, и прав­да небезын­те­ре­сен. И хотя неко­то­рые кад­ры ока­за­лись весь­ма извест­ны­ми — поста­ва­рий­ные съём­ки Чер­но­бы­ля, бри­тан­ская кино­хро­ни­ка «Рож­дён­ные в СССР» (1990–2011), лен­ты с Пер­вой чечен­ской, — в семи­се­рий­ном эпо­се пол­но и брил­ли­ан­тов. Напри­мер, кад­ры визи­та Ель­ци­на на пло­щадь Бор­цов за власть Сове­тов во Владивостоке.

Не менее впе­чат­ля­ю­ще собра­ны фраг­мен­ты из домаш­них архи­вов слу­чай­ных людей. Тут и исто­рия моск­вич­ки, решив­шей­ся на аборт по при­чине квар­тир­но­го вопро­са, и занят­ный эпи­зод с девуш­кой из ремонт­ной бри­га­ды, кле­я­щая обои в чьей-то квар­ти­ре. Она про­из­но­сит сло­ва, кото­рые, кажет­ся, по мне­нию Кёр­ти­са, озву­чи­ва­ют состо­я­ние всех рос­си­ян в пере­лом­ный пери­од: «Ника­кой меч­ты у меня нет, нико­му и ниче­му я не верю, и вам не верю тоже».

Самый цен­траль­ный образ — а это имен­но образ — здесь, конеч­но, девоч­ка Ната­ша. Сна­ча­ла мы видим, как она попро­шай­ни­ча­ет у про­ез­жа­ю­щих мимо води­те­лей, а затем мы нахо­дим её в толь­ко открыв­шем­ся «Мак­до­нал­дсе». Для Ада­ма она высту­па­ет сим­во­лом новой Рос­сии: неустро­ен­ной, опас­ной и кале­ча­щей дет­ство, а ста­ло быть, и буду­щее. Зако­но­мер­но, что имен­но репли­кой Ната­ши закан­чи­ва­ет­ся TraumaZone. Девоч­ка гово­рит, что она меч­та­ет уехать. Для Кёр­ти­са исти­на точ­но гла­го­лет уста­ми младенца.

Всё это очень любо­пыт­но и точ­но при­дёт­ся по вку­су исто­ри­кам. Но под­хо­дить к про­смот­ру сто­ит под­го­тов­лен­ным, зара­нее зная, где режис­сёр про­ма­хи­ва­ет­ся. И пер­вый про­мах — отсут­ствие закад­ро­во­го голо­са само­го Ада­ма, кото­рым он преж­де сопро­вож­дал свои рабо­ты, выстра­и­вая идей­ный — или, ско­рее, идео­ло­ги­че­ский — нар­ра­тив. Отсут­ствие закад­ро­во­го голо­са может под­ра­зу­ме­вать попыт­ку сохра­нить объ­ек­тив­ность. Но имен­но это режис­сё­ру нико­гда не уда­ва­лось: он эссе­ист, при­чём пре­дель­но при­страст­ный. Исто­рия по Кёр­ти­су все­гда ока­зы­ва­ет­ся имен­но что «исто­ри­ей по Кёр­ти­су». Поэто­му, когда его фильм лиша­ет­ся автор­ско­го голо­са, он не толь­ко ста­но­вит­ся менее инте­ре­сен, но и сохра­ня­ет все мину­сы кон­спи­ро­ло­гич­но­сти, не пред­ла­гая ниче­го инте­рес­но­го взамен.

Неже­ла­ние Ада­ма ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее мож­но спи­сать не толь­ко на автор­скую лень, но и на баналь­ное стес­не­ние озву­чить соб­ствен­ные оплош­но­сти. А их доста­точ­но. Напри­мер, девуш­ка в кара­оке в 1991 году никак не мог­ла петь пес­ню Лин­ды «Мало огня». По вер­но­му заме­ча­нию жур­на­ли­ста Артё­ма Макар­ско­го, Кёр­тис име­ну­ет тал­лин­ский пляж Штром­ка Кали­нин­гра­дом, а кад­ры из музея есте­ствен­ных наук с экс­по­на­том, под­пи­сан­ным «Фрон­таль­ная кора моз­га чело­ве­ка», назы­ва­ет «моз­га­ми лиде­ров ком­му­ни­сти­че­ской рево­лю­ции». Удив­ля­ет и кёр­ти­сов­ская интер­пре­та­ция исто­рии Сер­гея Кри­ка­лё­ва — одно­го из послед­них совет­ских кос­мо­нав­тов. Кри­ка­лёв про­вёл в кос­мо­се почти год, при­няв пред­ло­же­ние Цен­тра управ­ле­ния задер­жать­ся в ожи­да­нии сле­ду­ю­щей экс­пе­ди­ции. Режис­сёр явно не сомне­ва­ет­ся в том, что у Рос­сии про­сто не было средств вер­нуть кос­мо­нав­та на землю.

Поэто­му, конеч­но, TraumaZone — это не учеб­ник исто­рии, а, поло­жа руку на серд­це, вестерн­с­плей­нинг. Впро­чем, диа­гноз эпо­хе Кёр­тис выно­сит вер­но. Вот толь­ко реклам­ный сло­ган о том, что люди на Запа­де име­ют мало пред­став­ле­ния о том, через что про­шли рус­ские в 90‑е, кажет­ся, сто­ит пони­мать бук­валь­но. И TraumaZone это отлич­но доказывает.

Трей­лер фильма


Читай­те так­же «„Уби­ва­ли людей и все бега­ли абсо­лют­но голые“: как новое рус­ское кино созда­ёт миф о 1990‑х».

Поделиться