Владимир Козлов — современный белорусский писатель, сценарист, режиссёр. Его библиография насчитывает более десятка художественных книг. По сей день самыми известными остаются повесть «Гопники» и роман «Школа», который включён в список литературы последнего курса филологического факультета МГУ. Владимир Козлов ведёт подкаст об СССР «Всё идёт по плану», текстовые версии которого с предложения автора выходят и на VATNIKSTAN.
В 2021 году в издательстве «Подснежник» вышел новый роман Владимира Козлова «Внутренняя империя», который описывает судьбу человека, выросшего на излёте Перестройки. Алексей Киреенко прочёл роман в вордовской рукописи и готов поделиться рецензией.
Внимание, в тексте присутствуют цитаты с нецензурной бранью!
То, что происходит за высоченными заборами барских усадеб, мы со школы знаем из «Муму» Тургенева и «Грозы» Островского. О том, что таит в себе русская лесополоса, нам известно из тревожных новостей — «найден труп», «изнасилована женщина», «избит бездомный». Попытку заглянуть за завесу немотивированной жестокости предпринимает Владимир Козлов в романе «Внутренняя империя».
Конкретного ответа ждать не приходится. Сухой стиль Козловской прозы не оставляет места для раскрытия психологии. Чётко виден сценарный стиль — внимание к действиям и диалогам:
— Есть пацаны, которые баб ненавидят — просто п****ц. Он лучше, бля, пацана малого вы***т, чем бабу, ясно?
— Не могу поверить. — Жуня крутит головой. — Баб же можно ненавидеть, но всё равно е****.
Именно из таких предельно маргинальных диалогов и вырисовывается история нескрываемой жестокости. Простой парень, живущий на рабочей окраине Могилёва (как и в романе «Школа»), бездельно проводит время, участвует в массовых драках за район, курит, ссорится с родителями, пытается любить, учится зарабатывать. Но невозможно утверждать, что беспредел главного героя в середине книги однозначно определён его подростковым опытом. Все в его окружении относились к женщинам как к мясу, но только он пошёл на преступления.
Роман делится на три части, каждая из которых старается вобрать вехи 1980‑х, 1990‑х и самого начала 2000‑х. Среди матерной речи персонажей для читателя просачивается информация из первого эшелона власти:
Я жду на площадке. У кого-то работает телевизор. Трындит Горбатый:
— …да, перестройка идёт трудно. Но ведь это — крутой поворот: революция и в экономике, и в политике, и в духовной сфере, и в самом сознании человека — во всём укладе нашей жизни. К тому же не обошлось, так сказать, и без просчётов в практической работе, допущенных уже в ходе…
Владимир Козлов, неоднократно пытавшийся зарекомендовать себя в подкастах и нехудожественных книгах как историк, намеренно ставит читателя перед голыми фактами ушедшего века. Здесь фамилии, события, точные даты, товарные марки — всё работает на правдоподобие атмосферы:
«Смотрим у Пыра и Серого футбол — ГДР-СССР. У них новый телик — „Горизонт 432“ с дистанционным управлением. И маг у Серого за***** — „Олимп — 004“ с колонками „Радиотехника S50“. Протасов пробегает по правому флангу, вешает в центр на Литовченко. Литовченко бьёт в девятку. Один-ноль.
— З***** — выкрикивает Кацап. — Сосите ***, немцы!».
К середине книги без подсказки понимаешь, какие сигареты с фильтром курят старые пацаны-фарцовщики, а какие достаются только алкоголикам без гроша в кармане.
Козлов беспристрастно, жестоко и просто фиксирует стратификацию советского общества — эти парни перегоняют тачки через границу, они отдыхают только в таких местах, эти девочки ходят искать себе ухажёров в гостиницу «Интурист», они всегда одеваются только так. Будущее молодых людей, чувствуется, предрешено. В диалогах со старшими этот надрыв виден острее всего:
— Вон из класса! Ты знаешь, что за твоё поведение тебе не дадут медали? Тебе поставят удовлетворительное поведение, и ты никуда не поступишь! Пойдёшь в ПТУ или в лучшем случае в техникум!
— Не волнуйтесь, не пойду. Я тогда поеду в Москву и стану там проституткой. В гостинице «Космос».
Новости о национальных конфликтах на территории бывших дружественных республик, обрывки информации о сладкой жизни за границей, страшные истории про машины, которые воруют детей, ожидание ужаса, неуверенность, новые, незнакомые и оттого опасные вещи — всё это мощный фон для истории о маленьком человеке, который пытается выжить на обломках, ежедневно сходя с ума всё сильнее. Политическое насилие почти ушло, открыто обнажилось насилие в обществе:
«Рядом с кафешкой, на стене висели плакаты. „Владимир Жириновский. Ты — наша последняя надежда“. „Геннадий Зюганов. Заставим вернуть украденное“. „Борис Ельцин. Выбирай сердцем“. У Ельцина были выколоты глаза».
Каждый носит в себе свою внутреннюю империю, каждый у Владимира Козлова — право имеющая тварь. Повсеместная бытовая жестокость, которую не принято было признавать открыто, выплеснулась на улицы городов всех частей бывшего СССР. Человек человеку волк. Это прекрасное кредо всех персонажей романа. Но и никакой глубинной метафизики как в «Шатунах» Мамлеева здесь увидеть нельзя. Психологизм на нуле, да и жестокость однообразна.
Вечные разговоры о политике во взрослом возрасте перекликаются с разговорами в детской беседке за бутылкой пива. В качестве примера полезности Лукашенко приводятся белорусские сказки:
— А вот я его уважаю. И знаешь, за что? За то, что он — реальный белорусский мужик. Ты читал в детстве белорусские народные сказки? Помнишь, там все время был мужик, который на****** пана? Вот и Лукашенко такой. Он никаких, сука, олигархов к себе не пустил. Думаешь, они не хотели? Хотели, значится, всё прихватизировать, все лучшие заводы — МАЗ, завод холодильников, Мозырский НПЗ, Новополоцкий… А Лукашенко — *** им в рот, всё у государства оставил. Как тот мужик в сказках.
Вечным остаётся и аргумент про старшего брата — маленький белорусский народ ничего не может без своего восточного соседа:
— Да иди ты, ***, на ***! Белорусы е*****! Независимые, ***! Мы вас всех на колени поставим. Где бы вы были, если б не наша нефть и не наш газ? Вы ещё будете *** у России сосать! У вас есть свой газ? У вас есть своя нефть? Так что, ***, не п****.
Тезисы за двадцать с лишним лет слабо изменились. Как и белорусский президент. Карусель непримиримой вражды всех со всеми катится у Владимира Козлова по бездорожью без каких-либо правил. Тройку коней давно пропили. Россия здесь — не импортный «Бумер». Россия — реэкспортная «девятка».
Заказать новую книгу можно в магазине издательства «Подснежник».
Читайте также «Один день из жизни Елизаветы Глинки: „Доктор Лиза“ (2020)».