Ярмарка non/fictio№24: как это было

В мос­ков­ском Гости­ном Дво­ре про­шла 24‑я меж­ду­на­род­ная книж­ная ярмар­ка интел­лек­ту­аль­ной лите­ра­ту­ры non/fiction. Зна­ю­щих людей назва­ние не обма­ны­ва­ло: на меро­при­я­тии мож­но было уви­деть не толь­ко доку­мен­таль­ную, но и худо­же­ствен­ную про­зу, поэ­зию, комик­сы, дет­скую лите­ра­ту­ру, а так­же была воз­мож­ность пооб­щать­ся с авто­ра­ми и полу­чить автографы.

О новин­ках лите­ра­ту­ры, ярких пре­зен­та­ци­ях и искус­ствен­ном интел­лек­те на non/fictio№ 24 — в репор­та­же Алек­сея Киреенко.


Первый взгляд

В этом году в ярмар­ке участ­во­ва­ли 307 круп­ных и малых изда­тельств, кни­го­тор­го­вых пред­при­я­тий и инсти­ту­тов. На стен­дах сто­я­ли луч­шие новин­ки и пере­из­да­ния оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры самой раз­ной направ­лен­но­сти: от худо­же­ствен­ной и пуб­ли­ци­сти­че­ской до гастро­но­ми­че­ской и деловой.

Авто­граф-сес­сия Юрия Норштейна

Для боль­шин­ства изда­те­лей non/fiction — глав­ное книж­ное собы­тие года, к кото­ро­му они при­бе­ре­га­ют клю­че­вые новин­ки. Дав­ней тра­ди­ци­ей ярмар­ки явля­ют­ся тема­ти­че­ские топ-листы, кото­рых в этом году четы­ре: «Взрос­лая лите­ра­ту­ра», «Дет­ская лите­ра­ту­ра», «Комик­сы» и «Осо­бое детство».

Пер­вое, что при­вле­ка­ет вни­ма­ние на ярмар­ке, — рас­по­ло­жен­ная в самом цен­тре груп­па стен­дов Аль­ян­са неза­ви­си­мых изда­те­лей и кни­го­рас­про­стра­ни­те­лей. Это не круп­ные, а порой и совсем малень­кие изда­тель­ства, кото­рые не име­ют выхо­да в глав­ные книж­ные магазины.

Гла­за раз­бе­га­ют­ся от раз­но­об­ра­зия. Прой­дём­ся по рядам и отме­тим инте­рес­ные новинки.


Книги

«Чагин» Евге­ния Водо­лаз­ки­на, вышед­ший в «Редак­ции Еле­ны Шуби­ной», про­дол­жа­ет излюб­лен­ную писа­те­лем тему: как рабо­та­ют память и вре­мя? Глав­ный герой рома­на Иси­дор Чагин — чело­век с фено­ме­наль­ной памя­тью. Он спо­со­бен запом­нить и в любой момент вос­про­из­ве­сти всё: тек­сты, уст­ную речь, изоб­ра­же­ния. Одна­ко Иси­дор не уме­ет забы­вать — в этом его глав­ная про­бле­ма. На бой­кий вопрос из зала: «Ска­жи­те кон­крет­но, о чём ваша кни­га?» Евге­ний Гер­ма­но­вич ёмко ответил:

«О вре­ме­ни, об исто­рии и о мифе».

Двух­том­ник «Моби­ли­зо­ван­ное сред­не­ве­ко­вье» от исто­ри­ков Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та иссле­ду­ет меди­е­валь­ные кон­цеп­ты на служ­бе идео­ло­гий наци­о­наль­ной иден­тич­но­сти и наци­о­на­лиз­ма. Из науч­ной рабо­ты мож­но узнать, как имен­но Евро­па исполь­зо­ва­ла сред­не­ве­ко­вые сим­во­лы и фор­мы в поли­ти­че­ской, куль­тур­ной и фило­соф­ской практиках.

Кни­га швед­ской жур­на­лист­ки Уль­ри­ки Кнут­сон «Жен­щи­ны на гра­ни боль­шо­го про­ры­ва» рас­ска­зы­ва­ет о ста­нов­ле­нии «Груп­пы Фогель­стад» — неза­ви­си­мо­го объ­еди­не­ния, поло­жив­ше­го нача­ло двум явле­ни­ям в соци­аль­но-поли­ти­че­ской жиз­ни Шве­ции 1920–1930‑х годов: Жен­ской шко­ле граж­дан­ских прав и еже­не­дель­ни­ку Tidevarvet («Эпо­ха»). Всех акти­ви­сток объ­еди­ня­ли при­вер­жен­ность борь­бе за изби­ра­тель­ное пра­во для жен­щин, инте­рес к вопро­сам либе­ра­лиз­ма и сво­бо­до­мыс­лия, феми­низ­ма, сек­су­аль­но­го про­све­ще­ния и защи­ты мате­рин­ства, а так­же вера в соци­аль­ные рефор­мы и нова­тор­скую педа­го­ги­ку. Каж­дой из этих жен­щин Кнут­сон посвя­ща­ет отдель­ную главу.

Жен­щи­ны на гра­ни боль­шо­го прорыва

При­вле­ка­ет кни­га «Метод „длин­но­го сто­ла“ в каче­ствен­ных поле­вых социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях» от ВЦИ­О­Ма. Длин­ный стол, как пра­ви­ло, быва­ет в мастер­ских и сту­ди­ях, где сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми изго­тав­ли­ва­ют кон­крет­ный про­дукт. Для встреч и сове­ща­ний, зна­ком­ства, непри­нуж­дён­но­го обще­ния, обсуж­де­ния раз­лич­ных вопро­сов и про­блем под­хо­дят сто­лы самых раз­ных форм. Но имен­но для вза­и­мо­дей­ствия груп­пы, кото­рая созда­ёт общий про­ект, где отдель­ные части про­грам­мы иссле­до­ва­ния, полу­чен­ные резуль­та­ты и выво­ды нуж­но сло­жить в одно целое, длин­ный стол, по мне­нию авто­ров, под­хо­дит как нель­зя луч­ше. Кни­гу укра­ша­ет боль­шое коли­че­ство иллю­стра­ций и ста­ти­сти­че­ских исследований.

Метод длин­но­го стола

В изда­тель­стве «Ломо­но­совъ» вышла кни­га с длин­ным назва­ни­ем «Очень хоро­ший и очень дур­ной чело­век, бой­кий пером, весё­лый и страш­ный… О поте­хах и лите­ра­тур­ных талан­тах Пет­ра I». В фоку­се вни­ма­ния — заба­вы царя-рефор­ма­то­ра. О свое­об­раз­ном юмо­ре Пет­ра сооб­ща­ет­ся во мно­гих мему­а­рах. Ярче все­го цар­ское ост­ро­умие про­яви­лось в инструк­ци­ях, реест­рах, обря­дах «сума­сброд­ней­ше­го, все­шу­тей­ше­го и все­пья­ней­ше­го собо­ра» — шутов­ско­го орде­на, кото­рый объ­еди­нял бли­жай­ших сорат­ни­ков и собу­тыль­ни­ков царя.

Очень хоро­ший и очень дур­ной чело­век, бой­кий пером, весё­лый и страшный.

«Моло­дая гвар­дия» пре­зен­то­ва­ла новин­ку Нико­лая Дол­го­по­ло­ва, чьи био­гра­фии леген­дар­ных раз­вед­чи­ков дав­но нахо­дят­ся в спис­ке бест­сел­ле­ров. Кни­га «Легаль­но о неле­галь­ном» — резуль­тат его сов­мест­но­го тру­да с Ника­сом Сафро­но­вым, кото­рый создал серию порт­ре­тов оте­че­ствен­ных раз­вед­чи­ков, а Нико­лай Дол­го­по­лов напи­сал к ним очерки.

Музей исто­рии ГУЛА­Га на ярмар­ке пред­ста­вил про­дол­же­ние серии изда­ний о клю­че­вых фак­тах, датах и собы­ти­ях в исто­рии совет­ских репрес­сий — «Атлас ГУЛА­Га. Колы­ма». Этот реги­он навсе­гда оста­нет­ся в мас­со­вом созна­нии сим­во­лом ГУЛА­Га и раб­ско­го тру­да. Колым­ские лагер­ни­ки раз­ве­ды­ва­ли и добы­ва­ли при­род­ные богат­ства края, стро­и­ли доро­ги, посёл­ки, обо­га­ти­тель­ные ком­би­на­ты и горо­да. Суро­вый кли­мат, неве­ро­ят­ной кра­со­ты при­ро­да, золо­то­нос­ная бес­край­няя тер­ри­то­рия пере­ме­жа­ют­ся в нашем пред­став­ле­нии с несво­бо­дой, бес­пра­ви­ем, при­ну­ди­тель­ным тру­дом и невы­но­си­мы­ми усло­ви­я­ми жиз­ни сотен тысяч заключённых.

Стенд Музея исто­рии ГУЛАГа

В изда­тель­стве Corpus вышла кни­га аме­ри­кан­ско­го исто­ри­ка Кэтрин Зубо­вич «Москва мону­мен­таль­ная» (пере­вод Татья­ны Азар­ко­вич). В рабо­те Кэтрин пере­смат­ри­ва­ет исто­рию ста­лин­ских высо­ток. Она пишет не толь­ко о пер­вых лицах мос­ков­ской архи­тек­тур­ной сце­ны, но и о её неза­мет­ных созда­те­лях — инже­не­рах, стро­и­те­лях. В чём-то кни­га про­дол­жа­ет «Дом пра­ви­тель­ства» Юрия Слёз­ки­на: исто­рия стра­ны рас­кры­ва­ет­ся через судь­бу отдель­ных зданий.

Москва мону­мен­таль­ная

Сре­ди ярких нови­нок из мира комик­сов мож­но отме­тить пре­зен­та­цию гра­фи­че­ско­го рома­на «Алек­сандр Яро­сла­вич. Геро­и­че­ский эпос». Гра­фи­че­ский роман повест­ву­ет об одном из самых извест­ных кня­зей Древ­ней Руси — Алек­сан­дре Нев­ском. На стра­ни­цах нашлось место как для рат­ных подви­гов рус­ско­го воин­ства, так и для лич­ных пере­жи­ва­ний Нев­ско­го. Отме­ча­лась уни­каль­ность про­ек­та: в тече­ние года над кни­гой рабо­та­ла коман­да из 25 чело­век, собран­ная из раз­ных угол­ков Рос­сии, авто­ром — пра­виль­нее ска­зать, редак­то­ром, — высту­пил режис­сёр Лев Маврин.

Алек­сандр Яро­сла­вич. Геро­и­че­ский эпос

О событиях

Онлайн-сер­вис «Стро­ки» от МТС сов­мест­но с онлайн-кино­те­ат­ром KION про­ве­ли показ доку­мен­таль­но­го филь­ма «Пеле­вин», посвя­щён­но­го юби­лею одно­го из самых ярких совре­мен­ных рос­сий­ских писателей.

На стен­де меж­ду­на­род­ной выстав­ки архи­тек­ту­ры и дизай­на «АРХ МОСКВА» посе­ти­те­лям рас­ска­за­ли о новом кон­кур­се «Книж­ная пре­мия выстав­ки АРХ МОСКВА» и позна­ко­ми­ли с лонг-листом участ­ни­ков. Побе­ди­те­лей объ­явят летом 2023 года.

Буки­ни­сти­че­ская лите­ра­ту­ра об архитектуре

В этом году Гости­ный Двор встре­тил не толь­ко поклон­ни­ков каче­ствен­ной лите­ра­ту­ры, но и люби­те­лей музы­ки, соби­ра­ю­щих ред­кие арте­фак­ты эпо­хи. Вини­ло­вые пла­стин­ки, CD, вин­таж­ную аппа­ра­ту­ру и аксес­су­а­ры гости мог­ли най­ти на ярмар­ке Vinyl Club, кото­рая рас­по­ла­га­лась бли­же к лите­ра­тур­но­му кафе.

«Тер­ри­то­рия позна­ния» тра­ди­ци­он­но ста­ла пло­щад­кой для пре­зен­та­ции новых изда­тель­ских про­ек­тов, а так­же обсуж­де­ния общих тем и акту­аль­ных вопро­сов дет­ско­го кни­го­из­да­ния в Рос­сии. На ярмар­ке функ­ци­о­ни­ро­ва­ли три зоны: сце­на «Тер­ри­то­рия позна­ния», пло­щад­ка «Книж­ки на подуш­ках» и зона мастер-классов.

Самые раз­ные пло­щад­ки ярмар­ки уде­ли­ли отдель­ное вре­мя ней­ро­се­тям. Агент­ство кре­а­тив­ных инду­стрий в пер­вый день орга­ни­зо­ва­ло встре­чу с писа­те­лем, худож­ни­ком и тео­ре­ти­ком совре­мен­но­го искус­ства Пав­лом Пеп­пер­штей­ном и руко­во­ди­те­лем управ­ле­ния систем машин­но­го обу­че­ния SberDevices Сер­ге­ем Мар­ко­вым. Участ­ни­ки обсуж­да­ли сбор­ник рас­ска­зов Пав­ла «Пыта­ясь проснуть­ся», создан­ный им в соав­тор­стве с ней­ро­се­тью. На вопрос, какие тек­сты были исполь­зо­ва­ны для обу­че­ния Ней­ро­пеп­пер­штей­на, Сер­гей Мар­ков отве­та не дал:

«Основ­ная состав­ля­ю­щая кор­пу­са — тек­сты Пеп­пер­штей­на. Что­бы копи­ро­вать стиль Пав­ла, пона­до­би­лось мно­го инфор­ма­ции. Добав­ля­ли тек­сты авто­ров, кото­рые, с точ­ки зре­ния спе­ци­а­ли­стов, были бы похо­жи по сти­ли­сти­ке на рабо­ты Пеп­пер­штей­на. Дело было доста­точ­но дав­но, точ­ные име­на авто­ров я с ходу не назо­ву. У нас есть ста­тья на „Хаб­ре“, там мож­но поис­кать ответ».

Павел Пеп­пер­штейн (на экране) и Сер­гей Марков

О том, как с помо­щью искус­ствен­но­го интел­лек­та мож­но созда­вать книж­ные облож­ки и иллю­стра­ции, на при­ме­ре рабо­ты изда­тель­ско­го сер­ви­са Riderо рас­ска­за­ла дирек­тор по мар­ке­тин­гу плат­фор­мы Ека­те­ри­на Шля­хо­ва. В пре­зен­та­ции так­же участ­во­вал автор, иллю­стра­тор и руко­во­ди­тель шко­лы для иллю­стра­то­ров Софья Миро­едо­ва. Она объ­яс­ни­ла, чем отли­ча­ет­ся рабо­та с ней­ро­се­тью от рабо­ты с худож­ни­ком. При помо­щи ней­ро­се­ти Софья созда­ла кни­гу комик­сов и откры­ла несколь­ко лай­фх­а­ков для само­сто­я­тель­ной рабо­ты с Midjourney.

Так­же в изда­тель­стве Ridero запу­сти­ли ней­ро­сеть для про­вер­ки книг на нали­чие ЛГБТ-тема­ти­ки — их сни­мут с про­да­жи, что­бы не нару­шать новый закон РФ.

Книж­ная ярмар­ка non/fictio№ 24, даже несмот­ря на мини­маль­ное при­сут­ствие ино­стран­ных гостей, оста­ви­ла впе­чат­ле­ние празд­ни­ка по обе сто­ро­ны стен­дов: одни умные люди делят­ся с дру­ги­ми интел­лек­ту­аль­ной лите­ра­ту­рой! А в суб­бо­ту днём у вхо­да в Гости­ный Двор мож­но было наблю­дать забав­ную кар­ти­ну. Груп­па людей с таб­лич­кой «Ниж­ний Нов­го­род» дума­ла, как им транс­пор­ти­ро­вать меш­ки с кни­га­ми — коли­че­ство бау­лов раза в три пре­вы­ша­ло чис­ло носиль­щи­ков. Вро­де бы реши­ли ехать до Восточ­но­го вок­за­ла на гру­зо­вом такси.

Такой бур­ный инте­рес к кни­гам вызы­ва­ет непод­дель­ный вос­торг. Здо­ро­вья всем участ­ни­кам ярмар­ки. Уви­дим­ся в сле­ду­ю­щем году.


Читай­те так­же «Лите­ра­ту­ра для наро­да. Неле­галь­ные рево­лю­ци­он­ные кни­ги 1870‑х годов».

Поделиться