Жизнь Зиновия Алексеевича Пешкова похожа на приключенческий роман. Пешков родился Нижнем Новгороде, объездил весь мир и умер в Париже. Зиновий Алексеевич был старшим братом революционера Якова Свердлова, но сотрудничал с лидерами Белого движения Колчаком и Врангелем. Пешков сменил веру, фамилию, имя и отчество, хотел быть артистом, но стал французским дипломатом и генералом. На фронте Зиновий Алексеевич лишился руки, что не помешало ему добиться успеха в карьере.
Об отношениях с семьёй и Максимом Горьким, годах странствий, невероятном побеге из оккупированной Франции, военных и дипломатических победах Зиновия Пешкова — в материале Павла Жукова.
Крёстный сын Максима Горького
16 октября 1884 года еврейской семье Свердловых из Нижнего Новгорода родился мальчик, которого назвали Иешуа-Залман. Семья Свердловых была многодетной: они воспитывали сыновей Якова, Залмана, Вениамина и Льва, а также дочерей Софию и Сару.
Глава семейства Михаил Израилевич дружил с писателем Максимом Горьким (Алексей Максимович Пешков), который тогда жил в Нижнем Новгороде и находился в революционном подполье. «Неправильные» мысли Горького интересовали юных Свердловых.
Особенно тесные отношения у писателя сложились с Залманом, и в 1901 году их вместе арестовали по подозрению в изготовлении брошюр марксистского кружка. Серьёзных последствий для 17-летнего Свердлова не было: его продержали несколько дней в камере, после чего отпустили. Горького выслали в Арзамас, куда в следующем году переехал Залман.
В Арзамасе Свердлов участвовал в постановке по пьесе Горького «На дне», его заметил театральный режиссёр Владимир Немирович-Данченко. Он увидел в юном актёре способности и дал рекомендации для поступления в Московское Императорское филармоническое училище. Комиссия отказалась принимать еврея, и на помощь пришёл Горький. Максим Алексеевич не только стал крёстным отцом для Свердлова, но и дал ему свою фамилию и отчество. Фактически Горький тогда усыновил Залмана, который при крещении взял имя Зиновий. Есть версия, что когда об этом узнал Михаил Израилевич, то отрёкся от сына.
В 1903 году Пешков стал учеником школы Московского художественного театра и продолжал играть в массовке пьесы «На дне». По сути, Зиновий Алексеевич был приёмным сыном писателя, однако у него не сложились отношения с новой пассией Горького — Марией Андреевой. Постоянные конфликты привели к тому, что в 1904 году Зиновий Алексеевич решил начать жизнь с чистого листа и отправился искать счастья в Канаде.
В Торонто у Пешкова не сложилось: за тяжёлую работу платили мало, ему никак не удавалось выбраться из нищеты. Зиновий Алексеевич отправился в США, где постоянно менял места жительства в поисках работы.
Всё изменил 1906 год, когда в Штаты приехал Максим Горький. Пешков, словно блудный сын, вернулся к писателю и стал его переводчиком на различных встречах. После завершения турне по США Зиновий Алексеевич поселился на Капри у Максима Горького и стал его личным секретарём-референтом.
В 1910 году Пешков поссорился с Горьким из-за разницы во взглядах (подробности неизвестны). Зиновий Алексеевич начал работать секретарём у другого писателя — Александра Амфитеатрова, проживавшего в Федзано. Затем Пешков женился на Лидии Бураго, дочери казачьего офицера, стал отцом.
Спустя время Зиновий Алексеевич ещё раз попытался обосноваться в США, но неудачно. После этого Пешков оставил жену с дочерью на Капри, а сам эмигрировал во Францию.
Возвращение в Россию
Вскоре после переезда Зиновия Алексеевича во Францию грянула Первая мировая война. Пешков начал служить в пехотном полку, расположенном в Ницце. Поскольку у Зиновия Алексеевича не было французского гражданства, его не могли отправить на передовую, а он всеми силами рвался на фронт. Чтобы осуществить замысел, крестник Горького вступил в Иностранный легион и вскоре возглавил отряд польских добровольцев. Пешков участвовал в нескольких масштабных сражениях. 9 мая в бою под Аррасом Зиновий Алексеевич лишился правой руки по плечо.
В конце августа 1915 года маршал Жозеф Жак Жоффр подписал приказ о награждении капрала Зиновия Пешкова крестом с пальмовой ветвью. На торжественной церемонии, которая состоялась в Доме инвалидов, ему также вручили именное оружие. Вскоре Пешков, как легионер, раненый за Францию, получил гражданство.
Спустя год, после курса реабилитации, Зиновий Алексеевич вернулся в армию и занялся штабной работой в Париже. Знакомство с генеральным секретарём министерства иностранных дел Франции Филиппом Бертелло позволило Пешкову за короткий срок продвинуться по карьерной лестнице. Бертелло оценил лингвистические навыки (Зиновий Алексеевич знал несколько языков) и остроту ума Пешкова и посчитал, что бывший легионер справится с работой пропагандиста в странах, соблюдавших нейтралитет во время Первой мировой войны. Своими мыслями Бертелло поделился с министром иностранных дел Франции Аристидом Брианом, тот согласился дать Пешкову шанс.
Вскоре Зиновий Алексеевич в третий раз прибыл в США. Так началась полноценная дипломатическая карьера Пешкова. Бертелло не ошибся: Зиновий Алексеевич действительно оказался на своём месте. Пешков встречался с высшими американскими чинами и поспособствовал тому, что весной 1917 года США всё-таки вступили в войну на стороне Антанты. За успешную работу Зиновий Алексеевич получил Орден Почётного легиона. Вскоре Пешков официально стал дипломатическим сотрудником третьего класса.
Не заставило себя ждать и новое место работы. Париж отправил своего «легионера» в Россию в качестве представителя Франции при военном министре Александре Керенском. Тогда, весной 1917 года, никто не знал, что произойдёт в стране. Зиновий Алексеевич должен был просчитать возможные варианты развития событий и подготовиться к ним, наладив контакты со всеми противоборствующими силами.
Пешков с задачей справился и после Октябрьской революции вернулся во Францию для получения новых инструкций. В России началась Гражданская война. Несмотря на то что Пешков организовал сотрудничество с большевиками, в Париже решили работать с Белым движением. В 1918 году Пешков, будучи советником генерала Мориса Жанена, вручил Колчаку акт о признании его Верховным правителем России. Французский дипломат стал исполнять роль некоего куратора политической деятельности адмирала.
Получилось так, что пост председателя ВЦИК (формальный глава РСФСР) занимал Яков Свердлов, а одним из видных функционеров Белого движения был Зиновий Пешков. Братья всячески скрывали родство: лишняя информация могла бы скомпрометировать обоих. Однажды братья даже встретились, но проигнорировали другу друга.
В России Пешкову пришлось работать не только с Колчаком, но и атаманом Семёновым. Зиновий Алексеевич так охарактеризовал атамана:
«Грабитель, вымогатель, отдаёт французское и английское оружие японцам, бесполезный в военном отношении».
При этом Пешков высоко оценил Колчака:
«Это был человек исключительно высокого патриотизма. Из всех политиков Сибири он поражал своей целесообразностью и бескорыстием».
Естественно, сохранить в тайне родство с Яковом Свердловым не получилось. Белые офицеры и солдаты постоянно сплетничали, высказывали мысли о том, что Пешков — тайный агент большевиков. Когда работать стало совершенно невозможно, Зиновий Алексеевич сменил локацию. Пешков продолжил работать во французской военной миссии у генерала Врангеля, совмещая это с деятельностью в меньшевистской Грузии. Пешков помогал белогвардейцам эвакуироваться из России.
Во Францию Зиновий Алексеевич вернулся в 1920 году и ушёл в отпуск. После этого, в начале 1921 года, Пешков попал в состав миссии Министерства иностранных дел Франции в США, а позже участвовал в международной комиссии по вопросам России.
Из огня да в полымя
Зиновий Алексеевич сумел достичь таких высот, о которых можно было только мечтать, и сделал это исключительно благодаря своим талантам. Однако размеренная и сытая жизнь дипломата тяготила Пешкова. В 1922 году Зиновий Алексеевич написал несколько рапортов, в которых просил перевести его в действующие войска. В конце концов, просьба была удовлетворена.
В то время большая часть Марокко находилась под французским протекторатом. В землях, которые контролировала Испания, началось антиколониальное восстание — Рифская война. Постепенно волна бунтов прокатилась и по французской территории. Пешков участвовал в военной кампании 1922–1924 годов. Событиям в Марокко Зиновий Алексеевич посвятил мемуары «Звуки горна. Жизнь в Иностранном легионе».
В последующие несколько лет Пешков работал в США и Леванте. Во французской колонии он познакомился с второй женой Жаклин Делоне-Бельвиль. Брак оказался столь же скоротечным, как и предыдущий.
В 1937 году Зиновий Алексеевич вернулся в Марокко, где служил командиром третьего батальона второго пехотного полка Иностранного легиона. Когда же началась Вторая мировая война, Пешков возглавил батальон и отправился на фронт. Долго воевать ему не пришлось — Франция проиграла.
Зиновий Алексеевич хотел уехать в Лондон, где Шарль де Голль возглавил движение «Свободная Франция», но не успел. Немцы арестовали Пешкова и приговорили к расстрелу. Зиновий Алексеевич сумел спастись в последний момент: он выменял золотые часы с надписью «Сыну Зине Пешкову от отца Максима Горького» на гранату, взял в заложники немецкого офицера и добрался до аэропорта. Пешков потребовал подготовить самолёт для перелёта в Гибралтар, немцы подчинились.
К 1944 году за плечами Зиновия Алексеевича была организация охраны транспорта союзнических войск, опыт дипломатической работы на Мадагаскаре, переговоры с бурами и противостояние с режимом Виши. Зиновий Пешков отправился на Тайвань, где ему необходимо было наладить контакты с Чан Кайши.
После окончания Второй мировой войны Пешков получил новое назначение. Зиновий Алексеевич отправился в Японию в качестве официального представителя Франции для возобновления отношений. Когда Пешков выполнил работу, его вернули в Париж. Казалось, что на этом карьера могла завершиться. Однако приход к власти Шарля де Голля, с которым у Зиновия Алексеевича сложились дружеские отношения, отодвинул пенсию. Пешков вернулся к дипломатической работе. В 1964 году Зиновий Алексеевич лично вручил Мао Цзэдуну документы о признании КНР Францией.
Зиновий Алексеевич Пешков умер 27 ноября 1966 года. Похоронили военного и дипломата со всеми наградами и портретом Максима Горького на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На могиле высекли надпись: «Зиновий Пешков, легионер».
Последняя любовь Зиновия Алексеевича, Эдмонда Шарль-Ру, о прощании с генералом вспоминала:
«В день похорон в Париж приехала советская делегация, но весь город был увешан российскими триколорами. Если бы он [Пешков] знал об этом, он бы рассмеялся».
Читайте также:
Против казаков и кулаков, за красный террор: чем известен Яков Свердлов.
Первый «Мистер Нет». Как Вячеслав Молотов шёл к вершине власти, но проиграл.
Красный Тойво. Жизнь и смерть Тойво Антикайнена.
Чтобы читать все наши новые статьи без рекламы, подписывайтесь на платный телеграм-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делимся эксклюзивными материалами, знакомимся с историческими источниками и общаемся в комментариях. Стоимость подписки — 500 рублей в месяц.