Спорт в советской живописи. Как идеология влияла на художников

Физи­че­ская куль­ту­ра в СССР была свое­об­раз­ным меди­а­то­ром меж­ду непри­ступ­ным для рядо­во­го чело­ве­ка госу­дар­ствен­ным аппа­ра­том и обще­ством. Изоб­ра­же­ние спор­та за совет­ский пери­од меня­лось мно­же­ство раз — это каса­ет­ся как идео­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния, так и самой фор­мы. Новые интер­пре­та­ции физи­че­ской куль­ту­ры появ­ля­лись каж­дое деся­ти­ле­тие, и за ними сто­ял целый ряд спор­тив­ных и обще­ствен­но-поли­ти­че­ских событий.

Обра­тим­ся к извест­ным и не очень кар­ти­нам, что­бы про­сле­дить связь меж­ду идео­ло­ги­че­ской трак­тов­кой спор­та и его худо­же­ствен­ным воплощением.


С чего всё начиналось

Для совет­ско­го госу­дар­ства спорт преж­де все­го был поли­ти­че­ским инстру­мен­том. Транс­фор­ма­ции мож­но отсле­дить по трём при­зна­кам: связь спор­та с тру­до­вой и воен­ной рито­ри­кой, идео­ло­ги­че­ская насы­щен­ность, сте­пень сво­бо­ды худо­же­ствен­но­го воплощения.

После рево­лю­ции стра­ну охва­ти­ла спор­тив­ная лихо­рад­ка: в учеб­ных заве­де­ни­ях и на пред­при­я­ти­ях созда­ва­лись физ­куль­тур­ные отря­ды, спор­тив­ные коман­ды. 1920‑е и пер­вая поло­ви­на 1930‑х годов озна­ме­но­ва­лись куль­том тру­да, спорт встра­и­вал­ся как метод под­дер­жа­ния физи­че­ской фор­мы для луч­шей про­из­во­ди­тель­но­сти. Напри­мер, Про­лет­культ про­па­ган­ди­ро­вал заряд­ку как часть тру­до­во­го дня.

Алек­сандр Род­чен­ко. Кры­ша сту­ден­че­ско­го обще­жи­тия. Утрен­няя заряд­ка. 1932 год

Увле­чён­ность спор­том поощ­ря­лась. Луч­шие из атле­тов — про­фес­си­о­наль­ные спортс­ме­ны и удар­ни­ки тру­да — участ­во­ва­ли в Пара­де физ­куль­тур­ни­ков, кото­рый про­во­дил­ся с 1919 по 1956 год. Гран­ди­оз­ные празд­не­ства демон­стри­ро­ва­ли силь­ный дух про­ле­та­ри­ев, а затем и бое­вую подготовку.

Ана­то­лий Гара­нин. Празд­но­ва­ние Дня физ­куль­тур­ни­ка. 24 июня 1938 года

Время экспериментов

1920‑е годы были самы­ми ярки­ми и экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми в искус­стве и отоб­ра­же­нии спор­та в част­но­сти. Из-за насы­щен­ной обще­ствен­но-поли­ти­че­ской обста­нов­ки (НЭП, внут­ри­пар­тий­ная борь­ба, идеи Интер­на­ци­о­на­ла) худож­ни­ки были предо­став­ле­ны сами себе.

До изоб­ре­те­ния соц­ре­а­лиз­ма и уже­сто­че­ния регла­мен­та твор­цы актив­но исполь­зо­ва­ли аван­гард­ное и кон­струк­ти­вист­ское насле­дие, строя дина­мич­ные ком­по­зи­ции. Соче­та­ние совре­мен­ной и тра­ди­ци­он­ной манер оли­це­тво­ря­ло воз­ник­но­ве­ние ново­го типа чело­ве­ка в после­ре­во­лю­ци­он­ный век. Этот при­ём исполь­зо­вал Эль Лисиц­кий в рабо­те «Фут­бо­лист» (1922): худож­ник поме­стил фото­гра­фию фут­бо­ли­ста в слож­ную ком­по­зи­цию из пере­се­ка­ю­щих­ся гео­мет­ри­че­ских форм.

Фут­бо­лист. Эль Лисиц­кий. 1922 год

Алек­сандр Само­хва­лов свя­зы­вал спорт и совре­мен­ность бла­го­да­ря фоно­во­му изоб­ра­же­нию инду­стри­аль­но­го горо­да, где пони­жен­ный и зава­лен­ный гори­зонт уси­ли­ва­ет дина­ми­ку на кон­тра­сте с лини­я­ми надписей.

Алек­сандр Само­хва­лов. Листок спар­та­ков­ца. 1924 год

Изоб­ра­зи­тель­ная и мон­таж­ная мане­ры пол­но­стью вопло­ти­лись в нова­тор­ском жан­ре — фото­мон­та­же, пер­вым к нему ещё в 1919 году обра­тил­ся Густав Клу­цис, сту­дент ВХУ­ТЕ­МА­Са [1]. При­ё­мы, исполь­зу­е­мые Клу­ци­сом, нару­ша­ли обще­при­ня­тые кано­ны пер­спек­ти­вы, мас­шта­ба и про­пор­ций. Они изме­ни­ли пред­став­ле­ние о поли­ти­че­ском пла­ка­те, оформ­ле­нии книг.

Густав Клу­цис. Под зна­ме­нем Лени­на за соци­а­ли­сти­че­ское стро­и­тель­ство. 1930 год

В 1928 году уже при­знан­ный мастер Клу­цис создал серию из девя­ти поч­то­вых откры­ток. Они были выпу­ще­ны к Все­со­юз­ной спар­та­киа­де в Москве и сей­час счи­та­ют­ся образ­цом аги­та­ци­он­но­го искусства.

Густав Клу­цис
Густав Клу­цис. Все­со­юз­ная спар­та­ки­а­да открыт­ка. 1928 год
Густав Клу­цис

В 1930‑е годы, в пери­од борь­бы с фор­ма­лиз­мом, мно­гие извест­ные масте­ра искус­ства впа­ли в неми­лость. Густав Клу­цис поте­рял зака­зы. В поис­ках зара­бот­ка худож­ник сотруд­ни­чал с латыш­ским куль­тур­ным объ­еди­не­ни­ем «Про­ме­тей». В янва­ре 1938 года Клу­цис был аре­сто­ван как «член латыш­ской тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции», в фев­ра­ле 1938 года осуж­дён и при­го­во­рён к расстрелу.

Арест Густа­ва Клу­ци­са. 1938 год. Источ­ник: vkhutemas.academy

Живопись строит утопию

Со вто­рой поло­ви­ны 1920‑х годов рево­лю­ци­он­ный дух Совет­ской Рос­сии и идеи тор­же­ства миро­вой рево­лю­ции ото­дви­ну­лись, Комин­терн стал менее акти­вен [2].

Кон­цеп­ция отно­си­тель­ной ста­биль­но­сти мира тре­бо­ва­ла такой худо­же­ствен­ный метод, кото­рый под­дер­жал идею о совет­ской уто­пии в реаль­но­сти [3]. Зарож­дал­ся соц­ре­а­лизм, появ­ле­ние и утвер­жде­ние кото­ро­го было бы невоз­мож­но без Ассо­ци­а­ции худож­ни­ков рево­лю­ци­он­ной Рос­сии (АХРР, с 1928 года — Ассо­ци­а­ция худож­ни­ков рево­лю­ции, АХР).

Чле­ны АХР­Ра. Сле­ва напра­во: Евге­ний Кац­ман, Иса­ак Брод­ский, Юрий Репин, Алек­сандр Гри­го­рьев и Павел Ради­мов. 1926 год

АХРР была осно­ва­на в 1922 году и ста­ла пред­те­чей Сою­за худож­ни­ков СССР. Чле­ны АХРР при­дер­жи­ва­лись тра­ди­ци­он­ных взгля­дов на живо­пись, отри­ца­ли совет­ский аван­гард и обра­ща­лись к реа­ли­сти­че­ско­му, мону­мен­таль­но­му искус­ству [4]. Сре­ди пред­во­ди­те­лей Ассо­ци­а­ции были извест­ные живо­пис­цы Иса­ак Брод­ский, Алек­сандр Гера­си­мов, Кон­стан­тин Юон, Борис Иоган­сон и дру­гие. В первую оче­редь АХРР опи­ра­лась на опыт рус­ских пере­движ­ни­ков XIX века. Реа­ли­сти­че­ская стан­ко­вая живо­пись исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­но­го, быто­во­го, баталь­но­го жан­ров, а так­же порт­ре­та, пей­за­жа и натюр­мор­та была близ­кой к пони­ма­нию зри­те­лей (город­ских и сель­ских низов) и не тре­бо­ва­ла интер­пре­та­ций и комментариев.

Иса­ак Брод­ский. Тор­же­ствен­ное откры­тие II кон­грес­са Комин­тер­на во двор­це Уриц­ко­го в Ленин­гра­де. 1920—1924 гг.

С сере­ди­ны 1920‑х годов ста­ло явным рас­хож­де­ние аван­гард­ных тече­ний и офи­ци­аль­ной идео­ло­гии. Худож­ни­ки про­дол­жа­ли видеть основ­ную зада­чу в транс­фор­ма­ции мира с помо­щью искус­ства, когда как власть тре­бо­ва­ла дру­го­го [5]. Так из твор­ца и интер­пре­та­то­ра собы­тий худож­ник посте­пен­но пре­вра­тил­ся в иллю­стра­то­ра, кото­рый сле­до­вал кон­крет­ной фабу­ле и исполь­зо­вал изряд­но оску­дев­ший набор худо­же­ствен­ных методов.

С уси­ле­ни­ем вли­я­ния АХРР эсте­ти­че­ски­ми кано­на­ми в живо­пи­си ста­ли рабо­ты худож­ни­ков-пере­движ­ни­ков. В скульп­ту­ре и архи­тек­ту­ре созда­те­ли долж­ны были ори­ен­ти­ро­вать­ся на гре­че­скую клас­си­ку, кото­рую оли­це­тво­рял ста­лин­ский ампир или ста­лин­ский нео­клас­си­цизм [6]. Так, при стро­и­тель­стве зда­ния гости­ни­цы «Москва» (1935–1938) архи­тек­то­ры Алек­сей Щусев, Лео­нид Саве­льев и Освальд Ста­пран исполь­зо­ва­ли эле­мен­ты древ­не­гре­че­ской архи­тек­ту­ры для внут­рен­ней и внеш­ней отдел­ки: ордер­ные пиляст­ры, колон­ны и кес­сон­ные потол­ки. Клас­си­ка сов­ме­ща­лась с совре­мен­но­стью: пла­фо­ны со скульп­ту­рой демон­стри­ро­ва­ли сюже­ты инду­стри­а­ли­за­ции и стро­и­тель­ства горо­да и, конеч­но, были напол­не­ны совет­ской символикой.

Гости­ни­ца «Москва»
Гости­ни­ца «Москва»
Гости­ни­ца «Москва»

В живо­пи­си изме­не­ния худо­же­ствен­но­го мето­да заяв­ля­ют о себе уже в кон­це 1920‑х годов. Напри­мер, кар­ти­на Сер­гея Луп­по­ва «Спор­тив­ные игры на ста­ди­оне» (1927) пред­вос­хи­ща­ет так полю­бив­ший­ся в 1950‑е жанр сюжет­но-тема­ти­че­ской кар­ти­ны. Гори­зон­таль­ный фор­мат, кото­рый исполь­зо­вал худож­ник, пре­ва­ли­ро­вал в соц­ре­а­ли­сти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях, так как был удо­бен для изоб­ра­же­ния мас­со­вых празд­ни­ков и собра­ний. Осно­ва­ми соц­ре­а­ли­сти­че­ско­го мето­да высту­пи­ли реа­ли­сти­че­ская мане­ра живо­пи­си, пря­мо­ли­ней­ный нар­ра­тив и понят­ность сюжета.

Сер­гей Луп­пов. Спор­тив­ные игры на ста­ди­оне. 1927 год
Сер­гей Луп­пов. Вод­ная станция.1937 год
Амир Мази­тов. У фини­ша. 1957 год
Вла­ди­мир Каш­кин. На вод­ном ста­ди­оне. 1930‑е годы

В кон­це 1920‑х годов сфор­ми­ро­ва­лась так назы­ва­е­мая социм­прес­си­о­ни­сти­че­ская или «ква­зи­им­прес­си­о­ни­сти­че­ская» [7] мане­ра, кото­рая завя­за­на на кон­крет­ной идео­ло­ги­че­ской фор­му­ле. В нача­ле деся­ти­ле­тия она гла­си­ла: «Луч­шее — впе­ре­ди», а под конец и нача­ло сле­ду­ю­щей дека­ды выдви­га­ла уже иную акси­о­му: «Ком­му­ни­сти­че­ский рай насту­пил». Это свя­за­но с тем, что с сере­ди­ны 1920‑х до сере­ди­ны 1930‑х годов глав­ный акцент делал­ся на постро­е­ние соци­а­лиз­ма в отдель­ной стране (вме­сто пред­ше­ству­ю­щей идеи о миро­вой рево­лю­ции). В струк­ту­ре идео­ло­гии спорт нахо­дил­ся в связ­ке с про­из­во­ди­тель­но­стью тру­да и был инстру­мен­том дик­та­ту­ры социализма.

Таким обра­зом, 1920‑е годы отме­че­ны проч­ной свя­зью «спорт — труд», были идео­ло­ги­че­ски насы­ще­ны и в то же вре­мя отли­ча­лись раз­но­об­ра­зи­ем худо­же­ствен­ных мето­дов и при­ё­мов, осо­бен­но в первую поло­ви­ну деся­ти­ле­тия. Про­дол­жа­ли суще­ство­вать раз­лич­ные твор­че­ские объ­еди­не­ния и шко­лы, соц­ре­а­лизм ещё не стал един­ствен­ным офи­ци­аль­ным худо­же­ствен­ным методом.


Победа соцреализма

Сле­ду­ю­щие 15–20 лет не отли­чи­лись таки­ми ярки­ми экс­пе­ри­мен­та­ми. В 1930‑е годы была раз­вер­ну­та кол­лек­ти­ви­за­ция, на кото­рую кре­стьяне и рабо­чие отве­ти­ли локаль­ны­ми вос­ста­ни­я­ми. Кон­сти­ту­ция СССР 1936 года при­зна­ва­ла толь­ко госу­дар­ствен­ную и коопе­ра­тив­ную фор­мы соб­ствен­но­сти, устра­нив частную.

Совет­ская про­па­ган­да транс­ли­ро­ва­ла идею о побе­див­шем соци­а­лиз­ме и нуж­да­лась в под­дер­жа­нии мифа об «иде­аль­ном мире» [8]. Если рань­ше спорт пред­став­лял­ся инстру­мен­том дости­же­ния дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та, то теперь сви­де­тель­ство­вал о его победе.

По кано­нам соц­ре­а­ли­сти­че­ско­го мето­да, про­из­ве­де­ние долж­но рас­ска­зы­вать о чём-либо. Несмот­ря на раз­ви­тие сюжет­но-тема­ти­че­ско­го жан­ра с урав­но­ве­шен­ной ком­по­зи­ци­ей, в нача­ле 1930‑х годов ещё не были забы­ты нара­бо­тан­ные дина­ми­че­ские при­ё­мы минув­ше­го десятилетия.

Сер­гей Луп­пов. Спорт. 1930‑е годы
Алек­сандр Дей­не­ка. Фут­бо­лист. 1932 год

Мифо­ло­ги­че­ски­ми сюже­та­ми кажут­ся про­из­ве­де­ния Алек­сандра Само­хва­ло­ва: кар­ти­на «С. М. Киров при­ни­ма­ет парад физ­куль­тур­ни­ков» (1935) и эскиз к пан­но «Совет­ская физ­куль­ту­ра» (1935). Обе рабо­ты бук­валь­но оза­ре­ны «боже­ствен­ным» све­том и демон­стри­ру­ют не еже­днев­ные физи­че­ские прак­ти­ки, а запе­чат­лён­ные праздники.

Алек­сандр Само­хва­лов. С. М. Киров при­ни­ма­ет парад физ­куль­тур­ни­ков. 1935 год
Алек­сандр Само­хва­лов. Совет­ская физ­куль­ту­ра. Эскиз пан­но для заклю­чи­тель­но­го зала совет­ско­го пави­льо­на Меж­ду­на­род­ной выстав­ки в Пари­же в 1937 году. 1935 год

Вслед за иным осмыс­ле­ни­ем спор­та изме­ни­лось постро­е­ние про­стран­ства — со слож­но­го на фрон­таль­ное — и моде­ли­ров­ка фигур. Начи­ная с 1930‑х годов тела изоб­ра­жён­ных людей ста­ли замет­но круп­нее. Стрем­ле­ние к мону­мен­таль­ной солид­но­сти явля­лось осно­во­по­ла­га­ю­щим в соц­ре­а­лиз­ме. В совет­ском искус­стве обна­жён­ное тело мог­ло изоб­ра­жать­ся толь­ко на полот­нах со спор­тив­ной или быто­вой тема­ти­кой, исклю­чая эро­тизм и сек­су­аль­ность. Тело было сво­е­го рода сило­вой маши­ной, кото­рая участ­во­ва­ла в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се. Вос­при­я­тие тел ско­рее мож­но срав­нить с тем, как люди оце­ни­ва­ют авто­мо­би­ли: они не толь­ко кра­си­вые, но и мощные.

На при­ме­ре полот­на Гер­ма­на Мелен­тье­ва «Хок­ке­ист­ка» (1936) мож­но про­сле­дить, как изме­ни­лась худо­же­ствен­ная доктрина.

Гер­ман Мелен­тьев. Хок­ке­ист­ка. 1936 год

Полот­но напи­са­но по заве­там АХР­Ра: есть кон­крет­ность тема­ти­ки, пря­мая пер­спек­ти­ва, объ­ём­ная живо­пись. Обез­ли­чен­ность пер­со­на­жа поз­во­ля­ет зри­те­лю отож­де­ствить себя с ним и стать «быст­рее, выше, силь­нее». По тем же лека­лам будут созда­вать­ся все офи­ци­аль­ные про­из­ве­де­ния 1930–1940‑х годов.

Нико­лай Отня­кин. Физ­куль­тур­ни­ца. На ста­ди­оне. 1934 год
Игорь Рубан. Порт­рет Л. А. Игна­тье­вой. 1937 год
Все­во­лод Бело­цве­тов. Физ­куль­тур­ни­ца. 1943 год

На старт, внимание, марш!

В слож­ной идео­ло­ги­че­ской кон­струк­ции в 1930‑е годы спорт при­об­рел ещё одну роль. Выхо­дя за рам­ки изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, он стал вос­при­ни­мать­ся как часть вое­ни­зи­ро­ван­ной рито­ри­ки. Осо­бую важ­ность физи­че­ской фор­мы и воен­ной под­го­тов­ки отме­чал мар­шал Кли­мент Воро­ши­лов. Ещё в 1920‑х годах Воро­ши­лов пред­ло­жил сде­лать РККА мас­со­вой шко­лой физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та для совет­ской моло­дё­жи. В годы воен­ной служ­бы сол­да­ты долж­ны были отлич­но осво­ить физ­куль­тур­ные навы­ки и сохра­нить при­выч­ку зани­мать­ся спор­том на всю жизнь [9].

Парад физ­куль­тур­ни­ков 1937 года

С кон­ца 1920‑х Совет­ский Союз ожи­дал новой вой­ны [10], и в инте­ре­сах госу­дар­ства была моби­ли­за­ция под­го­тов­лен­но­го насе­ле­ния. Это напря­мую свя­за­но с про­ек­том ГТО («Готов к тру­ду и обо­роне СССР»), кото­рый при­ня­ли в мар­те 1931 года.

Яков Кап­лун. Готов ли ты к сда­че норм на зна­чок «Готов у тру­ду и обо­роне».  1932 год
Участ­ни­ки пара­да физ­куль­тур­ни­ков. Москва. Фото Б. Игна­то­ви­ча. 1930 год
Празд­но­ва­ние парад физ­куль­тур­ни­ков. Фото Сер­гея Васи­на. 1938 год
Кли­мент Воро­ши­лов на пара­де. Фото Ива­на Шаги­на. 1934—1939 годы

На Пара­дах физ­куль­тур­ни­ков с 1930‑х годов появи­лись демон­стра­ци­он­ные вое­ни­зи­ро­ван­ные отря­ды муж­чин и жен­щин. Атле­ты мар­ши­ро­ва­ли с вин­тов­ка­ми в руках, вме­сто при­выч­ных спор­тив­ных пира­мид груп­пы людей соби­ра­лись в тан­ки. На транс­па­ран­тах появи­лись мили­та­рист­ские лозунги.

Парад физ­куль­тур­ни­ков. 1938 год

В изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве такой сюжет встре­ча­ет­ся доволь­но ред­ко, а его интер­пре­та­ция вызы­ва­ет неод­но­знач­ное мне­ние. На полотне Алек­сея Почтен­но­го «Лег­ко­ат­ле­ти­че­ские сорев­но­ва­ния» (нач. 1930‑х) бегу­ны нахо­дят­ся сре­ди людей в воен­ной фор­ме, одна­ко пря­мое тол­ко­ва­ние затруд­ни­тель­но: если это воен­ные сбо­ры, то тогда мож­но объ­яс­нить коли­че­ство воен­ных; если обыч­ное спор­тив­ное сорев­но­ва­ние — нет. Ско­рее сто­ит обра­тить вни­ма­ние на назва­ние рабо­ты, в кото­ром худож­ник не выра­зил мили­та­рист­ский аспект.

Алек­сей Почтен­ный. Лег­ко­ат­ле­ти­че­ские сорев­но­ва­ния. Нача­ло 1930‑х годов

На кар­тине Алек­сандра Само­хва­ло­ва «Вое­ни­зи­ро­ван­ный ком­со­мол» (1932−1933) имен­но спор­тив­ный, а не мили­та­рист­ский харак­тер при­вно­сят люди в яркой граж­дан­ской одеж­де, в осо­бен­но­сти спортс­мен­ка в чёр­но-белой фут­бол­ке. Геро­и­ня уже была извест­на зри­те­лям по дру­гой, более извест­ной рабо­те Само­хва­ло­ва «Девуш­ка в футболке».

Алек­сандр Само­хва­лов. Вое­ни­зи­ро­ван­ный ком­со­мол. 1932—1933 годы
Алек­сандр Само­хва­лов. Девуш­ка в фут­бол­ке. 1932 год

На полотне «Лыж­ни­ки» (1935) худож­ник Аль­фонс Жаба изоб­ра­зил воен­но-спор­тив­ный отряд, воору­жён­ный вин­тов­ка­ми. Герои оде­ты в полу­шуб­ки и фор­мен­ные голов­ные убо­ры — будё­нов­ки. Кар­ти­на напи­са­на на осно­ве этю­дов «Кар­ти­ны и этю­ды Край­не­го Севе­ра» (1909), кото­рые худож­ник сде­лал во вре­мя гид­ро­гра­фи­че­ской экс­пе­ди­ции на Мур­ман и ост­ров Кол­гу­ев в том же году. В Фин­ской войне 1939–1940 годов сыг­ра­ли важ­ную роль лыж­ные отря­ды, сфор­ми­ро­ван­ные из сту­ден­тов Ленин­град­ско­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры име­ни Лесгафта.

Аль­фонс Жаба. Лыж­ни­ки. 1935 год

Оформ­ле­ние пери­о­ди­че­ских жур­на­лов не отли­ча­лось частым изоб­ра­же­ни­ем свя­зи спор­та и воен­ной под­го­тов­ки. Одна­ко два­жды на облож­ке обще­го, не спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го жур­на­ла «Физ­куль­ту­ра и спорт» появ­ля­лась спор­тив­ная стрель­ба, кото­рая, по всей веро­ят­но­сти, пред­став­ля­лась наи­бо­лее близ­ким и важ­ным видом спор­та по отно­ше­нию к «обо­роне».

Облож­ка жур­на­ла «Физ­куль­ту­ра и спорт». № 19. 1929 год
Облож­ка жур­на­ла «Физ­куль­ту­ра и спорт». № 51. 1929 год

Перед Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной ком­плекс ГТО был рас­ши­рен за счёт воен­но-при­клад­ных упраж­не­ний (пере­пол­за­ние, пере­нос­ка патрон­но­го ящи­ка), кото­рые закре­пи­ли связь физи­че­ской под­го­тов­ки отдель­но­го чело­ве­ка и его боеспособности.

Все­со­юз­ный мара­фон по бегу. Фото Нико­лая Копы­ло­ва. 1940 год

По вос­по­ми­на­ни­ям Героя Совет­ско­го Сою­за Нико­лая Копы­ло­ва, физи­че­ская под­го­тов­ка для сда­чи нор­ма­ти­вов ГТО помог­ла прой­ти ему всю Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну. Во вре­мя служ­бы в Совет­ской армии Нико­лай серьёз­но увлёк­ся спор­том. Неод­но­крат­но Копы­лов вхо­дил в трой­ку побе­ди­те­лей Все­со­юз­но­го мара­фо­на по бегу. В 1939 и 1940 годах он занял вто­рое и тре­тье места соответственно.

Важ­ность про­во­ди­мой до Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны поли­ти­ки физи­че­ской куль­ту­ры отра­жа­ет то, как её вклад был оце­нён после побе­ды. Парад физ­куль­тур­ни­ков в авгу­сте 1945 года закре­пил за спортс­ме­на­ми высо­кий ста­тус в совет­ском обще­стве, про­де­мон­стри­ро­вал важ­ность физи­че­ской под­го­тов­ки для поли­ти­ки государства.

Парад физ­куль­тур­ни­ков. Фото М. А. Трах­ман. Москва. 12 авгу­ста 1945 года

Так, в 1930‑е годы поми­мо тру­да спорт ассо­ци­и­ро­вал­ся с обо­ро­но­спо­соб­но­стью и защи­той госу­дар­ства. Худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния отра­зи­ли изме­нён­ную пара­диг­му вос­при­я­тия: спорт — инстру­мент побе­ды соци­а­лиз­ма. Отдель­ные кар­ти­ны и жур­на­лы зани­ма­лись репре­зен­та­ци­ей физ­куль­ту­ры с точ­ки зре­ния мили­та­риз­ма. С утвер­жде­ни­ем соц­ре­а­лиз­ма фор­ма худо­же­ствен­но­го вопло­ще­ния ста­ла нарративной.

После Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны спорт вер­нул­ся в жизнь граж­дан, но уже в ином клю­че. Послед­ний Парад физ­куль­тур­ни­ков про­шёл в 1954 году, после чего мас­со­вые спор­тив­ные меро­при­я­тия нача­ли утра­чи­вать некий куль­то­вый харак­тер, спорт пере­ме­стил­ся в область част­ной жиз­ни. Худож­ни­ки 1950‑х годов поль­зо­ва­лись теми же мето­да­ми, что и их пред­ше­ствен­ни­ки в 1940‑х: рабо­та­ли в жан­ре сюжет­но-тема­ти­че­ской кар­ти­ны в реа­ли­сти­че­ской мане­ре. Изоб­ра­жа­лись быто­вые сце­ны спор­тив­ной жиз­ни, отдель­ные физ­куль­тур­ни­ки на порт­ре­тах. Лири­че­ское настро­е­ние обнов­лен­ной эпо­хи со вто­рой поло­ви­ны 1950‑х годов про­скаль­зы­ва­ет даже в назва­ния кар­тин на спор­тив­ную тему: «Бегу­щая по вол­нам», «Чай­ка».

Вла­ди­мир Кути­лин. Бегу­щая по вол­нам. 1959 год
Амир Мази­тов. Чай­ка. 1964 год

Страна гордится чемпионами

Спорт поте­рял связь с тру­дом и под­го­тов­кой к моби­ли­за­ци­он­ным меро­при­я­ти­ям и в отте­пель ассо­ци­и­ро­вал­ся с поль­зой для здо­ро­вья и физи­че­ской фор­мы отдель­но­го чело­ве­ка, а не общества.

Для поко­ле­ния шести­де­сят­ни­ков образ­ное содер­жа­ние, харак­тер живо­пис­ных поис­ков опре­де­ля­ли про­из­ве­де­ния масте­ров 1910–1920‑х годов, а так­же рабо­ты ново­го поко­ле­ния — пред­ста­ви­те­лей «суро­во­го сти­ля». Про­дол­жая идео­ло­гию АХРР, худож­ни­ки заим­ство­ва­ли тра­ди­ции «Мос­ков­ской шко­лы» живо­пи­си (наслед­ни­ки «Буб­но­во­го вале­та» Пётр Кон­ча­лов­ский, Илья Маш­ков), Ари­стар­ха Лен­ту­ло­ва, Робер­та Фаль­ка, Алек­сандра Дей­не­ки [12]. Наи­бо­лее попу­ляр­ной ста­ла про­бле­ма­ти­ка лич­но­сти спортс­ме­на и чело­ве­ка в целом, отра­зив­ша­я­ся в порт­рет­ном жан­ре [11].

С этим обсто­я­тель­ством сошёл­ся ещё один фак­тор. После Вто­рой миро­вой вой­ны спорт актив­но исполь­зо­вал­ся для демон­стра­ции дости­же­ний стра­ны, рабо­тая как на внут­рен­нюю, так и на внеш­нюю поли­ти­ку. Обез­ли­чен­ные обра­зы спортс­ме­нов 1920–1930‑х годов сме­ни­лись «народ­ны­ми геро­я­ми» — масте­ра­ми спор­та, чем­пи­о­на­ми мира.

Ири­на Попо­ва. Фех­то­валь­щи­ца, заслу­жен­ный мастер спор­та Яго­ди­на. 1955 год
Васи­лий Гурин. Порт­рет чем­пи­о­на ЧАССР по фигур­но­му ката­нию Л. Нико­ла­е­вой.  1953 год
Вик­тор Непо­ста­ев. Порт­рет спортс­мен­ки С. Пчёл­ки­ной. 1957–1958 годы

С 1960‑х годов спор­тив­ные дости­же­ния вос­при­ни­ма­лись как обще­на­род­ные побе­ды. В худо­же­ствен­ном осмыс­ле­нии вни­ма­ние пере­шло на лич­ность и харак­тер­ность спортс­ме­на. Худож­ни­ки оста­ви­ли в сто­роне три­ум­фаль­ные сце­ны, про­из­ве­де­ния пере­ста­ли быть столь идео­ло­ги­че­ски насы­ще­ны. Идео­ло­ге­ма «спорт — труд — воен­ная под­го­тов­ка» боль­ше не работала.

Фёдор Модо­ров. Порт­рет чем­пи­о­на мира штан­ги­ста Юрия Вла­со­ва. 1961 год

Обо­га­ща­лись и худо­же­ствен­ные мето­ды живо­пис­цев. Напри­мер, Дмит­рий Жилин­ский на полотне «Гим­на­сты СССР» соче­та­ет тра­ди­ции нов­го­род­ской крас­но­фон­ной ико­ны позд­не­го XIII века (крас­ный фон, фрон­таль­ный раз­во­рот фигур, плос­кост­ность форм, отсут­ствие пада­ю­щих теней) с при­ё­ма­ми аван­гар­да и антич­ным поня­ти­ем кало­ка­га­тии — гар­мо­нич­ным соче­та­ни­ем физи­че­ских и нрав­ствен­ных достоинств.

Дмит­рий Жилин­ский. Гим­на­сты СССР. 1964—1965 годы

B худо­же­ствен­ном осмыс­ле­нии вни­ма­ние посте­пен­но пере­хо­ди­ло на лич­ность, одна­ко рабо­ты сохра­ни­ли неко­то­рый тон «побед­но­сти». В целом про­из­ве­де­ния пере­ста­ли быть столь идео­ло­ги­че­ски насы­ще­ны, масте­ра обра­ти­лись к повсе­днев­но­сти. В 1960‑е годы соц­ре­а­ли­сти­че­ский метод поте­рял гла­вен­ству­ю­щую пози­цию и тем самым открыл доро­гу новым тече­ни­ям живо­пи­си и искус­ства. Твор­цы иска­ли новые мето­ды для вопло­ще­ния замыс­лов, а соц­ре­а­лизм огра­ни­чи­вал в худо­же­ствен­ном выражении.


О, спорт — ты мир!

В 1970‑е и 1980‑е годы про­фес­си­о­наль­ный спорт про­дол­жал укреп­лять внеш­не­по­ли­ти­че­ский ста­тус Совет­ско­го Союза.
XXII Лет­ние Олим­пий­ские игры 1980 года ста­ли, пожа­луй, одним из глав­ных спор­тив­ных собы­тий в исто­рии СССР. Совет­ские спортс­ме­ны заво­е­ва­ли боль­шин­ство наград с силь­ным отры­вом от сопер­ни­ков. Это не было бы воз­мож­но без вни­ма­ния, кото­рое так при­сталь­но уде­ля­лось спор­ту во все пери­о­ды суще­ство­ва­ния Союза.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Изоб­ра­же­ние спор­та в живо­пи­си 1970‑х годов раз­ви­ва­ло две линии: спор­тив­ные буд­ни и инди­ви­ду­аль­ность спортс­ме­на. Порт­ре­ты лише­ны буд­нич­но­го настро­е­ния: их отли­ча­ет неко­то­рая тор­же­ствен­ность позы, гово­ря­щий за порт­ре­ти­ру­е­мо­го пред­мет­ный мир. Сти­ли­сти­че­ски мно­гие худож­ни­ки обра­ща­лись к клас­си­ке, поэто­му исполь­зо­ва­ли при­ё­мы цити­ро­ва­ния, ико­но­гра­фи­че­ско­го заим­ство­ва­ния, тех­ни­ку и мане­ру «ста­рых мастеров».

Парал­лель­но с этим боль­шое зна­че­ние играл свое­об­раз­ный «доку­мен­та­лизм», исполь­зо­ва­ние фото­гра­фии, при­ё­ма мон­та­жа, рабо­та аэро­гра­фом. Фор­мат работ был крайне вари­а­тив­ным и выби­рал­ся твор­цом исхо­дя из лич­ных худо­же­ствен­ных задач; тема спор­та трак­то­ва­лась свободно.

Алек­сей Гро­мов. Лыж­ник (Автопортрет).1970 год
Рузы Чары­ев. Гим­наст­ки. 1971 год
Иса­ак Дави­до­вич. Хок­ке­и­сты. 1975 год
Андрей Лопа­тин. Утро. Бег. 1976 год
Алек­сей Хол­мо­го­ров. Порт­рет лыж­ни­цы Гали­ны Кула­ко­вой. 1980 год
Вита­лий Бак­ша­ев. Биатлонисты.1976 год
Юрий Забо­тин. Мгно­ве­ния дзю­до. 1980 год
Нико­лай Витинг. Бой с тенью. 1977 год
Евге­ний Горо­вых. На лёд вызы­ва­ет­ся тан­це­валь­ная пара. 1983 год
Сер­гей Сту­ка­лин. Тен­ни­сист­ка. 1981 год

На финише

В живо­пи­си 1980‑х годов цель­ная чело­ве­че­ская лич­ность рас­сы­па­лась, появи­лась обез­ду­шен­ная толпа.

Алек­сей Сун­ду­ков. Очередь.1986 год

В порт­ре­те Алек­сандра Абу­шах­ме­то­ва (1982) худож­ник Вик­тор Дон­ской под­чёр­ки­ва­ет харак­тер спортс­ме­на с помо­щью стро­го­го ряда шпаг за спи­ной, кото­рые отра­жа­ют напря­жён­ность образа.

Вик­тор Дон­ской. Порт­рет Алек­сандра Абу­шах­ме­то­ва, заслу­жен­но­го масте­ра спор­та СССР. 1982 год

В пере­строй­ку спорт пере­стал быть пока­за­те­лем дости­же­ний соци­а­лиз­ма. После рас­па­да СССР каж­дая рес­пуб­ли­ка пред­став­ля­ла свою стра­ну по отдель­но­сти, нуж­ны были новые дости­же­ния для внеш­не­по­ли­ти­че­ских очков. Для под­го­тов­ки наци­о­наль­ных сбор­ных тре­бо­ва­лось вре­мя, поэто­му в 1992 году быв­шие стра­ны Сою­за реши­ли высту­пить в Объ­еди­нён­ной коман­де и заво­е­ва­ли пер­вое место с боль­шим отры­вом. На сле­ду­ю­щие Игры стра­ны под­го­то­ви­ли отдель­ные сбор­ные. Тема спор­та в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве про­дол­жи­ла жить сво­ей жиз­нью, но уже в ином качестве.


Примечания

  1. O’Mahony M. Sport in the USSR : physical culture — visual culture. (Picturing history). P. 24.
  2. Вест­ник СПб­ГУ. Поли­то­ло­гия. Меж­ду­на­род­ные отно­ше­ния. 2017. Т. 10. Вып. 2 153. С. 154.
  3. Вос­кре­сен­ская В. В. Искус­ство как сред­ство миро­стро­е­ния: соци­а­ли­сти­че­ский реа­лизм (1930‑е годы) / Худо­же­ствен­ные про­цес­сы совет­ско­го вре­ме­ни. С. 170–171.
  4. O’Mahony. P. 34–36.
  5. Синя­ви­на Н. В., Гри­нен­ко Г. В. Соци­о­куль­тур­ные и эсте­ти­че­ские осно­вы соц­ре­а­лиз­ма // Вест­ник Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та куль­ту­ры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 124.
  6. Андре­ева Е. Соц­ре­а­лизм: от рас­све­та до зака­та. Jaromir Hladik press, 2019. С. 18.
  7. Там же. С. 71.
  8. Там же. С. 14.
  9. Гуле­вич Д. И. С эмбле­мой ЦСКА. https://sport.wikireading.ru/3574
  10. Вест­ник СПб­ГУ. Поли­то­ло­гия. Меж­ду­на­род­ные отно­ше­ния. 2017. Т. 10. Вып. 2 153. С. 154.
  11. Лиго­ста­е­ва Н.Д. Репре­зен­та­ция темы спор­та в худо­же­ствен­ной куль­ту­ре совет­ско­го вре­ме­ни // Яро­слав­ский педа­го­ги­че­ский вест­ник. 2020. № 1 (112). С. 241.

Что почитать по теме

  1. Андре­ева Е. Соц­ре­а­лизм: от рас­све­та до зака­та. Jaromir Hladik press, 2019. 136 с.
  2. Майк О’Махоуни. Спорт в СССР : физи­че­ская куль­ту­ра — визу­аль­ная куль­ту­ра / Пер. с англ. Е. Лями­ной, А. Фиш­ман. М.: Новое лите­ра­тур­ное обо­зре­ние, 2010. 293 с.
  3. Соц­ре­а­ли­сти­че­ский канон / Сбор­ник ста­тей под общей редак­ци­ей X. Гюн­те­ра и Е. Доб­рен­ко. СПб.: Ака­де­ми­че­ский про­ект, 2000. 1040 с.
  4. Стро­и­тель­ство Моск­вы : [Жур­нал]. Москва, 1924–1941.
  5. Совет­ская архи­тек­ту­ра за XXX лет РСФСР : [аль­бом] / [под ред. В. А. Шква­ри­ко­ва] ; Управ­ле­ние по делам архи­тек­ту­ры при Сове­те Мини­стров РСФСР. Москва : Изда­тель­ство Ака­де­мии архи­тек­ту­ры СССР, 1950.
  6. Ель­шев­ская Г. 9 при­зна­ков того, что перед вами кар­ти­на соц­ре­а­ли­стов.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться