Десять портретов Пушкина

Сего­дня — 221 год со дня рож­де­ния Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на — само­го извест­но­го поэта нашей стра­ны, зало­жив­ше­го осно­вы реа­ли­сти­че­ской дра­ма­тур­гии в оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ре и став­ше­го леген­дой ещё при жизни.

Био­гра­фия Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча хоро­шо извест­на боль­шин­ству из нас ещё со шко­лы, поэто­му сего­дня мы не ста­нем повто­рять её. Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию десять порт­ре­тов, поз­во­ля­ю­щих по-ново­му взгля­нуть на осно­во­по­лож­ни­ка совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.


«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1801—1802 годы

Пер­вый порт­рет из нашей под­бор­ки дол­го был неиз­ве­стен. Он появил­ся в экс­по­зи­ции мос­ков­ско­го музея Пуш­ки­на толь­ко в 1961 году — его пере­дал артист Все­во­лод Якут, кото­рый в свою оче­редь полу­чил его от зри­тель­ни­цы. Она объ­яс­ня­ла: порт­рет дол­го хра­нил­ся в семье Муд­ро­вых, пре­док кото­рых, мос­ков­ский врач Мат­вей Яко­вле­вич, лечил семью Пушкиных.

Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли Пуш­ки­на сомне­ва­лись, что на порт­ре­те — вели­кий поэт в дет­стве. Заме­сти­тель дирек­то­ра музея по науч­ной рабо­те, Ната­лья Вла­ди­ми­ров­на Баран­ская, попро­си­ла кри­ми­на­ли­стов изу­чить изоб­ра­же­ние. Они рабо­та­ли два года и в ито­ге под­твер­ди­ли, что на порт­ре­те дей­стви­тель­но Алек­сандр Сергеевич.


«Саша Пушкин, лицеист», Юрий Иванов, 1984 год

Еще одно дет­ское изоб­ра­же­ние поэта, но здесь его лег­ко узнать по при­чёс­ке, а на лите­ра­тур­ное буду­щее наме­ка­ет перо в руке. Худож­ник-гра­фик Юрий Ива­нов создал целую серию откры­ток с порт­ре­та­ми поэта и его извест­ных современников.


«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год

8 янва­ря 1815 года в Цар­ско­сель­ском лицее состо­ял­ся пер­вый тор­же­ствен­ный экза­мен Пуш­ки­на и пер­вое выступ­ле­ние перед пуб­ли­кой, кото­рый вос­пи­тан­ни­ки по обы­чаю сда­ва­ли при пере­хо­де с пер­во­го кур­са на вто­рой. Поэту здесь 15 лет. Тёп­лое вос­по­ми­на­ние об экза­мене оста­вил его друг Иван Пущин:

«На пуб­лич­ном нашем экза­мене Дер­жа­вин, дер­жав­ным сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, увен­чал юно­го наше­го поэта. Мы все, дру­зья-това­ри­щи его, гор­ди­лись этим тор­же­ством. Пуш­кин тогда читал с блес­ком свои „Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе“. В этих вели­ко­леп­ных сто­ках затро­ну­то всё живое для рус­ско­го серд­ца. Читал Пуш­кин с необык­но­вен­ным оживлением».

Илья Репин напи­сал эту кар­ти­ну по прось­бе Пуш­кин­ско­го лицей­ско­го обще­ства, гото­вив­ше­го­ся отме­тить столетие.


«Пушкин среди декабристов в Каменке», Дмитрий Кардовский, 1934 год

Пуш­кин раз­де­лял взгля­ды декаб­ри­стов и дру­жил со мно­ги­ми из них. В 1820 году за поли­ти­че­ские сти­хи его сосла­ли на юг, где он зна­ко­мит­ся с чле­на­ми Сою­за бла­го­ден­ствия Миха­и­лом Орло­вым, Кон­стан­ти­ном Охот­ни­ко­вым, Вла­ди­ми­ром Раев­ским, Ива­ном Якушкиным.

Ещё до ссыл­ки на юг Пуш­кин состо­ял в лите­ра­тур­ном обще­стве декаб­ри­стов «Зелё­ная лам­па» (фили­ал Сою­за бла­го­ден­ствия). Мно­го вре­ме­ни Алек­сандр Сер­ге­е­вич про­вёл в Камен­ке — шта­бе заго­вор­щи­ков. Князь Пётр Вязем­ский писал:

«Хоть Пуш­кин и не при­над­ле­жал к заго­во­ру, кото­рый при­я­те­ли таи­ли от него, но он жил и рас­ка­лял­ся в этой жгу­чей и вул­ка­ни­че­ской атмосфере».


«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887 год

Пуш­кин и Айва­зов­ский были зна­ко­мы лич­но — впер­вые они встре­ти­лись в 1836 году на одной из выста­вок в Санкт-Петер­бур­ге. Айва­зов­ско­му тогда было все­го 19 лет, он был под боль­шим впечатлением:

«С тех пор и без того люби­мый мною поэт сде­лал­ся пред­ме­том моих дум, вдох­но­ве­ния и длин­ных бесед и рас­ска­зов о нём».

А. С. Пуш­кин на бере­гу Чёр­но­го моря

Но создать цикл работ, посвя­щён­ных люби­мо­му поэту, Айва­зов­ский решит­ся толь­ко в 1880‑е гг. Напри­мер, дан­ная кар­ти­на напи­са­на в год пяти­де­ся­ти­ле­тия со дня смер­ти поэта.


«Портрет Пушкина», Иосиф-Евстафий Вивьен, 1826 год

Этот порт­рет в двух экзем­пля­рах Алек­сандр Сер­ге­е­вич лич­но зака­зал у обру­сев­ше­го фран­цу­за Иоси­фа Вивье­на: один для Прас­ко­вьи Оси­по­вой, близ­кой подру­ги и сосед­ки по Михай­лов­ско­му, дру­гой — для поэта Евге­ния Бара­тын­ско­го. Изоб­ра­же­ние испол­ни­ло роль совре­мен­ной фото­гра­фии на память для близ­ких друзей.


«Пушкин на набережной Невы», Борис Кустодиев, 1915 год

Талант­ли­вый порт­ре­тист и поклон­ник все­го вели­ко­го и рус­ско­го, Кусто­ди­ев не мог не при­кос­нуть­ся в сво­ём твор­че­стве к Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу. Пуш­кин у него полу­чил­ся живым, доб­рым, милым и совер­шен­но лишён­ным пафоса.


Автопортрет, 1829 год

Пуш­кин любил рисо­вать — порт­ре­ты дру­зей, род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых, госу­дар­ствен­ных дея­те­лей, лите­ра­то­ров и иллю­стра­ции к соб­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ям. Дан­ный авто­порт­рет поэт вкле­ил в аль­бом сестёр Уша­ко­вых, сво­их при­я­тель­ниц в 1829 году.


«Наброски профиля Пушкина», Николай Гоголь, 1837 год

Рисо­ва­ли Пуш­ки­на и дру­гие клас­си­ки оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ры. Этот набро­сок при­над­ле­жит Гого­лю, кото­рый очень почи­тал Пуш­ки­на в юно­сти. Вот как Павел Аннен­ков, лите­ра­тур­ный кри­тик и мему­а­рист, опи­сы­ва­ет пер­вый визит Гого­ля к поэту:

«…Тот­час по при­ез­де в Петер­бург, Гоголь, дви­жи­мый потреб­но­стью видеть поэта, кото­рый зани­мал всё его вооб­ра­же­ние ещё на школь­ной ска­мье, пря­мо из дома отпра­вил­ся к нему. Чем бли­же под­хо­дил он к квар­ти­ре Пуш­ки­на, тем более овла­де­ва­ла им робость и, нако­нец, у самых две­рей квар­ти­ры раз­ви­лась до того, что он убе­жал в кон­ди­тер­скую и потре­бо­вал рюм­ку ликёра…Подкреплённый им, он сно­ва воз­вра­тил­ся на при­ступ, сме­ло позво­нил и на вопрос свой: „Дома ли хозя­ин?“, услы­хал ответ слу­ги: „Почи­ва­ют!“ Было уже позд­но на дво­ре. Гоголь с вели­ким уча­сти­ем спро­сил: „Вер­но, всю ночь рабо­тал?“ — „Как же, рабо­тал, — отве­чал слу­га. — В кар­тиш­ки играл“. Гоголь при­зна­вал­ся, что это был пер­вый удар, нане­сён­ный школь­ной иде­а­ли­за­ции его. Он ина­че не пред­став­лял себе Пуш­ки­на до тех пор, как окру­жён­но­го посто­ян­но обла­ком вдохновения».


«Портрет Пушкина», Иван Линёв, 1836 — 1837 годы

По мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, этот порт­рет реа­ли­стич­но пере­да­ёт внеш­ность и состо­я­ние Пуш­ки­на в послед­ние годы жиз­ни. Прав­да, лите­ра­тур­ный Эрих Гол­лер­бах выска­зы­ва­ет неко­то­рое сомне­ние в том, что порт­рет прижизненный:

«… труд­но пред­по­ло­жить, что появ­ле­ние ново­го порт­ре­та Пуш­ки­на в послед­ние годы его жиз­ни оста­лось неза­ме­чен­ным его современниками».

Ссы­ла­ясь на «мерт­вен­ность обли­ка Пуш­ки­на», «неко­то­рую око­че­не­лость лица, не умень­ша­ю­щую, одна­ко, впе­чат­ле­ния сход­ства», он пред­по­ла­га­ет, что Линёв сде­лал порт­рет с рисун­ка Фёдо­ра Бру­ни «Пуш­кин во гро­бе» или соб­ствен­ной подоб­ной зари­сов­ки, кото­рую затем «пре­вра­тил в порт­рет живо­го Пушкина».


Читай­те так­же «Лошад­ки и рус­ская пусто­та: как сего­дня выгля­дит место послед­ней дуэ­ли Пуш­ки­на»

Поделиться