Современный Лондон может претендовать на главный город российской эмиграции — хотя бы по количеству богачей, известных людей и просто экспатов. Однако в XX веке до середины 1990‑х годов столица Великобритании насчитывала не более чем две-три тысячи эмигрантов из России и СССР. Я не беру в расчёт евреев-переселенцев из черты оседлости начала века и западных украинцев из Дивизии СС «Галичина», которых британцы приняли в конце 1940‑х годов. Данные получены посредством собственных обходов кладбищ Лондонщины, фотоотчёты вы можете найти у меня в блоге. Подтверждают эти цифры и мемуары эмигрантов. Лучшая входная книга, которую я могу порекомендовать, — воспоминания No Snow on Their Boots: About the First Russian Emigration to Britain (2004) Василия Захарова, русского лондонца 1920 года рождения.
VATNIKSTAN продолжает цикл материалов о русских художниках, работавших над пейзажами главных мировых мегаполисов. Первая часть была посвящена Парижу — отыскать картины русских мастеров с изображениями столицы Франции было совсем не сложно. Чтобы сделать материал более интересным, мы подобрали работы не самых известных художников. Лондон же, о котором речь пойдёт в этом материале, совсем другое дело.
Значительная часть эмигрантов из России принадлежала к высшим слоям общества. Многие оставили после себя книги воспоминаний, где хотя бы частично касались своей жизни в Лондоне. С живописью получилось весьма скромнее. Часть авторов, которых я вам сегодня представлю, были не лондонцами, а лишь гостями столицы.
Константин Горбатов (1876—1945)
Пейзажист Константин Иванович Горбатов родился в городе Ставрополе Самарской губернии (ныне Тольятти). С юности учился живописи в Самаре, Риге и Петербурге. В 1911 году за картину «Приплыли» получил заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене. Можно сказать, что к этому времени Константин Иванович уже состоялся как художник.
Незадолго до начала Первой мировой войны Горбатов переехал в Италию и некоторое время жил на Капри, куда его пригласил Максим Горький. Объездив Европу, Константин Иванович вернулся в Россию, где жил до 1922 года.
Горбатов не был ни белым, ни красным, а просто хотел продолжать вести образ жизни состоявшегося художника из европейского капиталистического мегаполиса. К несчастью для Константина Ивановича, родина могла предложить лишь участие в построении нового мира. Так пути Горбатова с Россией разошлись, и он вернулся в Италию, откуда в 1926 году переехал в Германию.
До середины 1930‑х годов Константин Иванович являлся одним из наиболее успешных русских художников из числа эмигрантов. Пейзажи Горбатова нравились среднему классу Европы, и в эти годы художник много разъезжал по Старому свету. Посещал он и Лондон, в котором выставлялся и где написал несколько работ. Однако душа Константина Ивановича всегда тянулась к России и Италии, именно этим странам он посвятил большинство своих полотен.
Горбатов закончил весьма трагично. Константин Иванович пережил все бомбардировки Берлина во время войны и штурм города Красной армией. Однако художник не выдержал бедности, разрухи и оккупации и умер в мае 1945 года. Через месяц жена Горбатова совершила самоубийство.
Работы, посвящённые Лондону, Константин Иванович написал в 1920‑х годах. Не сказать, что они гениальны, но выглядят вполне достойно. Лучшая из картин, на мой взгляд, это сценка у станции Чаринг Кросс. Как лондонец, проработавший недалеко от этой улицы несколько лет, могу вас уверить, что пейзаж, выполненный художником около ста лет назад, практически не изменился к сегодняшнему дню. Только вместо некоего заведения S Dawson, сейчас на этом месте находится «Старбакс».
Творчество Горбатова не забыто, его работы по сей день продаются на аукционах за десятки тысяч фунтов.
Почитать поподробнее можно книгу-альбом «Константин Горбатов. Приближая красоту» (2021), которая была выпущена к недавней выставке полотен Горбатова в России по случаю 145-летия художника.
Мстислав Добужинский (1875—1957)
Мстислав Валерианович Добужинский известен в России намного больше Горбатова, хотя его картины на западных аукционах расходятся по таким же ценам. Уроженец Новгорода и литовский поляк по происхождению (хотя поляки, в отличии от литовцев, его не считают за своего, судя по отсутствию по нему материалов в сети на польском) православного вероисповедания (согласно кресту на его могиле на кладбище Сан-Женевьев в Париже), Мстислав Валерианович известен широкой публике как участник знаменитого творческого объединения «Мир искусства» с 1902 года.
В детстве и ранней юности Добужинский жил в Кишинёве и Вильне (современный Вильнюс). К Литве Мстислав Валерианович всю жизнь питал тёплые чувства и посвятил Вильну немало картин. Страна отплатила ему взаимностью, и в 1924 году Добужинский получил гражданство и покинул СССР.
Нельзя сказать, что Советский Союз обидел художника. С 1918 года Добужинский работал на административных должностях в ведущих культурных заведениях. Так, в октябре 1918 года Мстислав Валерианович был избран учёным-хранителем Эрмитажа.
В 1938 году русский театральный режиссёр из США Михаил Чехов пригласил Добужинского поучаствовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Достоевского «Бесы», над которым работал в Англии весной 1939 года. В июле для продолжения работы в Театре-студии Михаила Чехова Добужинский уехал в Америку. Пробыв в США во время войны, Мстислав Валерианович вернулся в Европу: подолгу жил в Париже, Риме, Лондоне, путешествовал по Италии и незадолго до смерти вернулся в Штаты.
Столицу Британии Добужинский посещал и отразил в картинах в разные эпохи, что заметно по полотнам. Его Лондон начала XX века выглядит подобающе «древним», городом из ушедшего времени. А вот картины 1920‑х, 1930‑х и полотно из 1950‑х годов представляют нам британскую столицу, практически не отличимую от современной. В нынешнем Лондоне можно увидеть много уличных пейзажей и сценок второй половины XIX века и начала XX века, если на улице отсутствуют автомобили и прочие предметы из нашей эпохи.
Почитать поподробнее можно:
— «Воспоминания» Мстислава Добужинского, изданные на Западе в 1976 году, и затем в СССР в 1987 году. Увы, по большей части книга посвящена жизни Добужинского в доэмигрантский период;
— сборник «Воспоминания о Добужинском» (1997) с подборкой рецензий на работы художника и воспоминаний современников.
Владимир Полунин (1880—1957)
О Владимире Яковлевиче Полунине информации довольно мало. Известно точно, что Полунин переехал в Лондон в 1908 году на работу над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева.
Параллельно гастрольной работе с труппой Дягилева Владимир Яковлевич преподавал живопись молодым чадам высших чинов среднего класса Британии. Вскоре после переезда у Владимира Яковлевича начался роман с коллегой по профессии, театральной художницей Элизабет Харт.
Вскоре Полунин и Харт поженились, у них родились четверо детей, каждый из которых сделал приличную карьеру британца среднего класса. Олег стал признанным учёным-ботаником, Николас — исследователем Арктики, Иван — известным фотографом, Таня держала в Лондоне музыкальную школу.
Второе поколение Полуниных-эмигрантов пустило корни. Внучка Владимира Яковлевича, дочь фотографа Ивана Полунина, который сделал карьеру в Юго-Восточной Азии, Ольга-Мария тоже занимается живописью. Её картины продаются на аукционах за несколько тысяч, а иногда и один-два десятка тысяч фунтов. Другой отпрыск Полуниных, Дуглас, рулит инвестиционной фирмой Polunin Capital Partners, соседствующей с Галереей Саатчи, недалеко от станции метро Слоун-сквер. Весьма престижно.
В нашу подборку Владимир Яковлевич попадает с необычным набором работ — постерами, которые он выполнил для Лондонского метрополитена и Лондонской управы в начале 1930‑х годов. Не сказать, что постеры мастерские, ибо у англичан были свои гении постера в ту эпоху (когда в Англии тоже появилась мода, как и в СССР, привлекать лучших художников для создания социальной рекламы), но Владимир — наш человек.
Почитать поподробнее можно мемуары Three Generations: Family Life in Russia 1845—1902, изданные в Лондоне в 1957 году.
Есть сайт с фотографиями Сингапура Ивана Полунина. На ресурсе обещают, что скоро выйдет книга-альбом с творчеством Ивана Владимировича Once Upon an Island. Images of Singapore (1950—1980) through the lens of Dr. Ivan Polunin.
Надежда Бенуа (1896—1975)
Возможно, это прозвучит немного обидно, но самое интересное в Надежде Леонтьевне Бенуа — это люди, которые её окружали. Она родилась в плодовитой русско-французской семье художников и интеллигентов. Известная русская художница-эмигрантка Зинаида Серебрякова приходилась ей кузиной, а старшее поколение семьи Бенуа — одни из ярких творцов русского Серебряного века.
В голодные и тяжёлые революционные годы, которые Надежда Леонтьевна жила в Петрограде, она вышла замуж за человека потрясающей судьбы и корней (как это часто бывает у разведчиков и шпионов) — Иону Платоновича фон Устинова, немецкого дипломата.
Отец Ионы Платон Георгиевич был из семьи, вышедший из русского подданства. Согласно законодательству, Платон фон Устинов потерял все активы, чтобы перейти в лютеранство и жениться на немецкой дворянке из Вюртемберга. Вскоре жена Платона Георгиевича умерла.
Устинов-старший к тому времени несколько лет жил в Яффе (тогда Палестина) и держал отель. Здесь он женился во второй раз. Избранницей стала Магдалина Холл (будущая мать Йоны), по отцу — краковская еврейка, а матери — дворянка одновременно эфиопских и немецких кровей (её отец входил во двор эфиопского императора Теодроса II).
Иона Платонович провёл детство и юность в Яффе, немецком Дюссельдорфе и швейцарском Ивердоне. Он учился во французском университете Гренобля, работал в Берлинском университете, успел пожить и в Лондоне. Затем началась Первая мировая война, которую Иона Платонович провёл на западном фронте в немецком мундире.
После войны Устинов работал журналистом, а затем дипломатом. Иона Платонович познакомился с Надеждой Леонтьевной, они обосновались в Лондоне. Устинов получил пост пресс-секретаря посольства Германии, на котором держался аж до 1935 года, пока руководство не потребовали его подтвердить отсутствие еврейских корней. Иона Платонович сразу уволился, получил британское гражданство и начал работать на секретную службу MИ‑6, хотя на самом деле, он сотрудничал с этой конторой гораздо раньше.
Однако не только муж Надежды Леонтьевны был примечательным человеком. Её сын Питер, родившийся в 1921 году в Лондоне, стал крупной величиной британского кинематографа середины XX века с кучей сторонних журналистских и литературных проектов. Благодаря трём бракам Питер произвёл на свет британскую династию интеллигентов Устиновых. Его дочь Тамара стала британской киноактрисой 1970‑х, а сын Игорь сделал карьеру скульптора и биолога во Франции и Швейцарии.
Прозвучит старомодно, но с таким успешным сыном и таким ярким мужем судьбу Бенуа можно было считать и так состоявшейся. Однако Надежда Леонтьевна тоже хотела самореализации.
С 1920‑х годов Бенуа писала полотна европейских пейзажей и работала театральным художником. Некоторые полотна Надежды, посвящённые Лондону, весьма неплохи и дополняют нашу подборку новым точками на карте Лондона: районом Чизиком, который и сто лет назад, и сегодня популярен у русской публики; Кенсингтонскими садами, где расположено посольство России и находится одна из вилл Романа Абрамовича; видом вокзала Блэкфрайерс — одного из главных вокзалов юго-востока столицы. Цены на полотна Надежды Леонтьевны редко превышают тысячу фунтов, так что доступны многим.
Почитать поподробнее можно:
— книгу Надежды Бенуа Klop and the Ustinov Family (1973), которую она посвятила биографии мужа и в целом семье;
— автобиографию Питера Устинова под названием Dear Me (1979), доступную на русском языке под названием «О себе любимом…»;
— книгу Питера Устинова Ustinov in Russia (1988), написанную по мотивам его поездок по Советской России в 1980‑е годы, экранизированных на британском ТВ;
— биографию Ионы фон Устинова под названием The Bedbug: Klop Ustinov: Britain’s Most Ingenious Spy (2015).
Кирилл Арапов (1898—1976)
Кирилл Семёнович Арапов — самый необычный участник подборки. Это единственный известный фотограф Лондона XX века с русскими корнями, поэтому я решил включить его в подборку, раз у нас материал о городских пейзажах.
У Кирилла Семёновича превосходная биографическая справка на сайте «Искусство и культура Русского зарубежья», информацию из которой я позволю себе использовать ниже.
Кирилл Семёнович Арапов родился в 1898 году в Варшаве в семье русского дипломата, который состоял в родстве с Врангелями. Детские годы Кирилл Семёнович провёл в Италии, где во Флоренции отец служил консулом. Затем Арапов-младший обучался в пансионе в Швейцарии. После смерти отца Кирилл Семёнович с матерью и братом вернулся в Россию, в 1919‑м покинул родину навсегда.
Интересно, что брат, Пётр Арапов, был одним из основателей и идеологов евразийского — сменавеховского — движения, выступавшего за примирение и сотрудничество с Советской Россией.
Первое десятилетие в эмиграции Кирилл Арапов жил в Париже и Германии. В 1933‑м он переехал в Англию, где провёл оставшуюся жизнь. К середине 1930‑х Кирилл Семёнович стал ведущим фотографом-художником Оксфорда. Незадолго до Второй мировой войны, в 1939 году, переехал в Лондон, где его работы публиковали многие журналы, например Geographical Magazine и Picture Post. Сюжетами лондонских снимков были Темза, Лондонский шотландский рынок, трущобы Ист-Энда, повседневная жизнь рабочих. Арапов регулярно выставлялся в галереях Лондона и получал награды.
Первая персональная выставка состоялась уже после смерти фотографа — в 1980–1981 годах в Музее Лондона. В 1988‑м вышла книга фотографий, посвящённых предвоенному Лондону — «Лондон тридцатых». В 2011 состоялись две выставки в России — в Государственном Русском музее и в Мемориальной библиотеке князя Голицына.
Кирилл Арапов вошёл в канон британской фотографии XX века с социал-реалистическими работами. Надо признать, что Арапов не самый выдающийся фотограф Королевства, ибо есть британские величины куда крупнее. Тем не менее работы Кирилла Семёновича достойны упоминания в нашей подборке.
Посмотреть поподробнее можно:
— фотоальбом Кирилла Арапова с сценками Лондона на сайте Museum of London;
— фотоальбом Кирилла Арапова с видами каналов и рек Британии на сайте Canal & River Trust;
— блог-пост оксфордского историка, посвящённый вкладу Кирилла Арапова в ЛГБТ-историю* Оксфорда 1930‑х;
— добротная ссылка Ben Uri Research Unit со всеми ссылками на материалы о Кирилле Арапове в Сети. Эта организация занимается интересным делом — систематизирует данные вклада еврейских и прочих иммигрантов в культурное наследие Британии.
О жизни известных российских эмигрантов читайте на ресурсах автора:
- Телеграм-канал Chuzhbina
- Подкаст «Вехи» на Spreaker и на Ютубе
- Блог, посвящённый русской и украинской эмиграции Британии на Дзене
- Литературный блог
* Материал не пропагандирует ЛГБТ.
Читайте также «Княгини, балерины, актрисы. Десять красавиц Лондона с русскими корнями».