Лондон XX века кисти русских художников-эмигрантов

Совре­мен­ный Лон­дон может пре­тен­до­вать на глав­ный город рос­сий­ской эми­гра­ции — хотя бы по коли­че­ству бога­чей, извест­ных людей и про­сто экс­па­тов. Одна­ко в XX веке до сере­ди­ны 1990‑х годов сто­ли­ца Вели­ко­бри­та­нии насчи­ты­ва­ла не более чем две-три тыся­чи эми­гран­тов из Рос­сии и СССР. Я не беру в рас­чёт евре­ев-пере­се­лен­цев из чер­ты осед­ло­сти нача­ла века и запад­ных укра­ин­цев из Диви­зии СС «Гали­чи­на», кото­рых бри­тан­цы при­ня­ли в кон­це 1940‑х годов. Дан­ные полу­че­ны посред­ством соб­ствен­ных обхо­дов клад­бищ Лон­дон­щи­ны, фото­от­чё­ты вы може­те най­ти у меня в бло­ге. Под­твер­жда­ют эти циф­ры и мему­а­ры эми­гран­тов. Луч­шая вход­ная кни­га, кото­рую я могу поре­ко­мен­до­вать, — вос­по­ми­на­ния No Snow on Their Boots: About the First Russian Emigration to Britain (2004) Васи­лия Заха­ро­ва, рус­ско­го лон­дон­ца 1920 года рождения. 

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет цикл мате­ри­а­лов о рус­ских худож­ни­ках, рабо­тав­ших над пей­за­жа­ми глав­ных миро­вых мега­по­ли­сов. Пер­вая часть была посвя­ще­на Пари­жу — отыс­кать кар­ти­ны рус­ских масте­ров с изоб­ра­же­ни­я­ми сто­ли­цы Фран­ции было совсем не слож­но. Что­бы сде­лать мате­ри­ал более инте­рес­ным, мы подо­бра­ли рабо­ты не самых извест­ных худож­ни­ков. Лон­дон же, о кото­ром речь пой­дёт в этом мате­ри­а­ле, совсем дру­гое дело.

Зна­чи­тель­ная часть эми­гран­тов из Рос­сии при­над­ле­жа­ла к выс­шим сло­ям обще­ства. Мно­гие оста­ви­ли после себя кни­ги вос­по­ми­на­ний, где хотя бы частич­но каса­лись сво­ей жиз­ни в Лон­доне. С живо­пи­сью полу­чи­лось весь­ма скром­нее. Часть авто­ров, кото­рых я вам сего­дня пред­став­лю, были не лон­дон­ца­ми, а лишь гостя­ми столицы.


Константин Горбатов (1876—1945)

Пей­за­жист Кон­стан­тин Ива­но­вич Гор­ба­тов родил­ся в горо­де Став­ро­по­ле Самар­ской губер­нии (ныне Тольят­ти). С юно­сти учил­ся живо­пи­си в Сама­ре, Риге и Петер­бур­ге. В 1911 году за кар­ти­ну «При­плы­ли» полу­чил загра­нич­ную поезд­ку и золо­тую меж­ду­на­род­ную медаль на выстав­ке в Мюн­хене. Мож­но ска­зать, что к это­му вре­ме­ни Кон­стан­тин Ива­но­вич уже состо­ял­ся как художник.

Вырез­ка из газе­ты «Новое вре­мя» с фото­порт­ре­том Кон­стан­ти­на Гор­ба­то­ва по слу­чаю его побе­ды в кон­кур­се Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии Худо­жеств в 1911 году

Неза­дол­го до нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны Гор­ба­тов пере­ехал в Ита­лию и неко­то­рое вре­мя жил на Капри, куда его при­гла­сил Мак­сим Горь­кий. Объ­ез­див Евро­пу, Кон­стан­тин Ива­но­вич вер­нул­ся в Рос­сию, где жил до 1922 года. 

Гор­ба­тов не был ни белым, ни крас­ным, а про­сто хотел про­дол­жать вести образ жиз­ни состо­яв­ше­го­ся худож­ни­ка из евро­пей­ско­го капи­та­ли­сти­че­ско­го мега­по­ли­са. К несча­стью для Кон­стан­ти­на Ива­но­ви­ча, роди­на мог­ла пред­ло­жить лишь уча­стие в постро­е­нии ново­го мира. Так пути Гор­ба­то­ва с Рос­си­ей разо­шлись, и он вер­нул­ся в Ита­лию, отку­да в 1926 году пере­ехал в Германию. 

До сере­ди­ны 1930‑х годов Кон­стан­тин Ива­но­вич являл­ся одним из наи­бо­лее успеш­ных рус­ских худож­ни­ков из чис­ла эми­гран­тов. Пей­за­жи Гор­ба­то­ва нра­ви­лись сред­не­му клас­су Евро­пы, и в эти годы худож­ник мно­го разъ­ез­жал по Ста­ро­му све­ту. Посе­щал он и Лон­дон, в кото­ром выстав­лял­ся и где напи­сал несколь­ко работ. Одна­ко душа Кон­стан­ти­на Ива­но­ви­ча все­гда тяну­лась к Рос­сии и Ита­лии, имен­но этим стра­нам он посвя­тил боль­шин­ство сво­их полотен. 

Вид Дома пар­ла­мен­та и Лам­бет­ско­го двор­ца, Лон­дон. Кон­стан­тин Гор­ба­тов. 1920‑е годы

Гор­ба­тов закон­чил весь­ма тра­гич­но. Кон­стан­тин Ива­но­вич пере­жил все бом­бар­ди­ров­ки Бер­ли­на во вре­мя вой­ны и штурм горо­да Крас­ной арми­ей. Одна­ко худож­ник не выдер­жал бед­но­сти, раз­ру­хи и окку­па­ции и умер в мае 1945 года. Через месяц жена Гор­ба­то­ва совер­ши­ла самоубийство.

Рабо­ты, посвя­щён­ные Лон­до­ну, Кон­стан­тин Ива­но­вич напи­сал в 1920‑х годах. Не ска­зать, что они гени­аль­ны, но выгля­дят вполне достой­но. Луч­шая из кар­тин, на мой взгляд, это сцен­ка у стан­ции Чаринг Кросс. Как лон­до­нец, про­ра­бо­тав­ший неда­ле­ко от этой ули­цы несколь­ко лет, могу вас уве­рить, что пей­заж, выпол­нен­ный худож­ни­ком око­ло ста лет назад, прак­ти­че­ски не изме­нил­ся к сего­дняш­не­му дню. Толь­ко вме­сто неко­е­го заве­де­ния S Dawson, сей­час на этом месте нахо­дит­ся «Стар­бакс».

Твор­че­ство Гор­ба­то­ва не забы­то, его рабо­ты по сей день про­да­ют­ся на аук­ци­о­нах за десят­ки тысяч фунтов.

Чаринг Кросс. Кон­стан­тин Гор­ба­тов. 1920‑е годы
Лестер-сквер. Кон­стан­тин Гор­ба­тов. 1920‑е
Рич­мондский мост. Кон­стан­тин Гор­ба­тов. 1920‑е

Почи­тать попо­дроб­нее мож­но кни­гу-аль­бом «Кон­стан­тин Гор­ба­тов. При­бли­жая кра­со­ту» (2021), кото­рая была выпу­ще­на к недав­ней выстав­ке поло­тен Гор­ба­то­ва в Рос­сии по слу­чаю 145-летия художника.


Мстислав Добужинский (1875—1957)

Мсти­слав Вале­ри­а­но­вич Добу­жин­ский изве­стен в Рос­сии намно­го боль­ше Гор­ба­то­ва, хотя его кар­ти­ны на запад­ных аук­ци­о­нах рас­хо­дят­ся по таким же ценам. Уро­же­нец Нов­го­ро­да и литов­ский поляк по про­ис­хож­де­нию (хотя поля­ки, в отли­чии от литов­цев, его не счи­та­ют за сво­е­го, судя по отсут­ствию по нему мате­ри­а­лов в сети на поль­ском) пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния (соглас­но кре­сту на его моги­ле на клад­би­ще Сан-Жене­вьев в Пари­же), Мсти­слав Вале­ри­а­но­вич изве­стен широ­кой пуб­ли­ке как участ­ник зна­ме­ни­то­го твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «Мир искус­ства» с 1902 года. 

Порт­рет Мсти­сла­ва Добу­жин­ско­го. Осип Браз. 1922 год

В дет­стве и ран­ней юно­сти Добу­жин­ский жил в Киши­нё­ве и Вильне (совре­мен­ный Виль­нюс). К Лит­ве Мсти­слав Вале­ри­а­но­вич всю жизнь питал тёп­лые чув­ства и посвя­тил Виль­ну нема­ло кар­тин. Стра­на отпла­ти­ла ему вза­им­но­стью, и в 1924 году Добу­жин­ский полу­чил граж­дан­ство и поки­нул СССР. 

Нель­зя ска­зать, что Совет­ский Союз оби­дел худож­ни­ка. С 1918 года Добу­жин­ский рабо­тал на адми­ни­стра­тив­ных долж­но­стях в веду­щих куль­тур­ных заве­де­ни­ях. Так, в октяб­ре 1918 года Мсти­слав Вале­ри­а­но­вич был избран учё­ным-хра­ни­те­лем Эрмитажа. 

Лон­дон. Мону­мент. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1906 год
Лон­дон­ский мост. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1908 год
Вид на Элм-стрит и армян­скую цер­ковь в Чел­си. Лон­дон. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1920 год
Ночь на Тем­зе. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1935 год

В 1938 году рус­ский теат­раль­ный режис­сёр из США Миха­ил Чехов при­гла­сил Добу­жин­ско­го поучаст­во­вать в поста­нов­ке спек­так­ля «Одер­жи­мые» по рома­ну Досто­ев­ско­го «Бесы», над кото­рым рабо­тал в Англии вес­ной 1939 года. В июле для про­дол­же­ния рабо­ты в Теат­ре-сту­дии Миха­и­ла Чехо­ва Добу­жин­ский уехал в Аме­ри­ку. Про­быв в США во вре­мя вой­ны, Мсти­слав Вале­ри­а­но­вич вер­нул­ся в Евро­пу: подол­гу жил в Пари­же, Риме, Лон­доне, путе­ше­ство­вал по Ита­лии и неза­дол­го до смер­ти вер­нул­ся в Штаты.

Запад­ный Кен­синг­тон. Лон­дон. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1935 год
Вид на Сент-Джеймс­ский парк. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1930‑е годы
Лондон.Туман. Мсти­слав Добу­жин­ский. 1957 год

Сто­ли­цу Бри­та­нии Добу­жин­ский посе­щал и отра­зил в кар­ти­нах в раз­ные эпо­хи, что замет­но по полот­нам. Его Лон­дон нача­ла XX века выгля­дит подо­ба­ю­ще «древним», горо­дом из ушед­ше­го вре­ме­ни. А вот кар­ти­ны 1920‑х, 1930‑х и полот­но из 1950‑х годов пред­став­ля­ют нам бри­тан­скую сто­ли­цу, прак­ти­че­ски не отли­чи­мую от совре­мен­ной. В нынеш­нем Лон­доне мож­но уви­деть мно­го улич­ных пей­за­жей и сце­нок вто­рой поло­ви­ны XIX века и нача­ла XX века, если на ули­це отсут­ству­ют авто­мо­би­ли и про­чие пред­ме­ты из нашей эпохи.

Почи­тать попо­дроб­нее можно:

— «Вос­по­ми­на­ния» Мсти­сла­ва Добу­жин­ско­го, издан­ные на Запа­де в 1976 году, и затем в СССР в 1987 году. Увы, по боль­шей части кни­га посвя­ще­на жиз­ни Добу­жин­ско­го в доэми­грант­ский период;

— сбор­ник «Вос­по­ми­на­ния о Добу­жин­ском» (1997) с под­бор­кой рецен­зий на рабо­ты худож­ни­ка и вос­по­ми­на­ний современников.


Владимир Полунин (1880—1957)

О Вла­ди­ми­ре Яко­вле­ви­че Полу­нине инфор­ма­ции доволь­но мало. Извест­но точ­но, что Полу­нин пере­ехал в Лон­дон в 1908 году на рабо­ту над «Рус­ски­ми сезо­на­ми» Сер­гея Дягилева. 

Порт­рет Вла­ди­ми­ра Полу­ни­на. Лон­дон. Паб­ло Пикассо. 1919 год

Парал­лель­но гастроль­ной рабо­те с труп­пой Дяги­ле­ва Вла­ди­мир Яко­вле­вич пре­по­да­вал живо­пись моло­дым чадам выс­ших чинов сред­не­го клас­са Бри­та­нии. Вско­ре после пере­ез­да у Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ви­ча начал­ся роман с кол­ле­гой по про­фес­сии, теат­раль­ной худож­ни­цей Эли­за­бет Харт.

Порт­рет Анны Пав­ло­вой. Эли­за­бет Полу­ни­на. 1910‑е годы

Вско­ре Полу­нин и Харт поже­ни­лись, у них роди­лись чет­ве­ро детей, каж­дый из кото­рых сде­лал при­лич­ную карье­ру бри­тан­ца сред­не­го клас­са. Олег стал при­знан­ным учё­ным-бота­ни­ком, Нико­лас — иссле­до­ва­те­лем Арк­ти­ки, Иван — извест­ным фото­гра­фом, Таня дер­жа­ла в Лон­доне музы­каль­ную школу. 

Вто­рое поко­ле­ние Полу­ни­ных-эми­гран­тов пусти­ло кор­ни. Внуч­ка Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ви­ча, дочь фото­гра­фа Ива­на Полу­ни­на, кото­рый сде­лал карье­ру в Юго-Восточ­ной Азии, Оль­га-Мария тоже зани­ма­ет­ся живо­пи­сью. Её кар­ти­ны про­да­ют­ся на аук­ци­о­нах за несколь­ко тысяч, а ино­гда и один-два десят­ка тысяч фун­тов. Дру­гой отпрыск Полу­ни­ных, Дуглас, рулит инве­сти­ци­он­ной фир­мой Polunin Capital Partners, сосед­ству­ю­щей с Гале­ре­ей Саат­чи, неда­ле­ко от стан­ции мет­ро Сло­ун-сквер. Весь­ма престижно.

В нашу под­бор­ку Вла­ди­мир Яко­вле­вич попа­да­ет с необыч­ным набо­ром работ — посте­ра­ми, кото­рые он выпол­нил для Лон­дон­ско­го мет­ро­по­ли­те­на и Лон­дон­ской упра­вы в нача­ле 1930‑х годов. Не ска­зать, что посте­ры мастер­ские, ибо у англи­чан были свои гении посте­ра в ту эпо­ху (когда в Англии тоже появи­лась мода, как и в СССР, при­вле­кать луч­ших худож­ни­ков для созда­ния соци­аль­ной рекла­мы), но Вла­ди­мир — наш человек.

Лет­ние ночи. Пла­кат Лон­дон­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. Вла­ди­мир Полу­нин. 1930 год
Лет­ние дни. Пла­кат Лон­дон­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. Вла­ди­мир Полу­нин. 1930 год
Постер соци­аль­ной рекла­мы про све­то­фо­ры. Вла­ди­мир Полу­нин. 1934 год

Почи­тать попо­дроб­нее мож­но мему­а­ры Three Generations: Family Life in Russia 1845—1902, издан­ные в Лон­доне в 1957 году.

Есть сайт с фото­гра­фи­я­ми Син­га­пу­ра Ива­на Полу­ни­на. На ресур­се обе­ща­ют, что ско­ро вый­дет кни­га-аль­бом с твор­че­ством Ива­на Вла­ди­ми­ро­ви­ча Once Upon an Island. Images of Singapore (1950—1980) through the lens of Dr. Ivan Polunin.


Надежда Бенуа (1896—1975)

Воз­мож­но, это про­зву­чит немно­го обид­но, но самое инте­рес­ное в Надеж­де Леон­тьевне Бенуа — это люди, кото­рые её окру­жа­ли. Она роди­лась в пло­до­ви­той рус­ско-фран­цуз­ской семье худож­ни­ков и интел­ли­ген­тов. Извест­ная рус­ская худож­ни­ца-эми­грант­ка Зина­и­да Сереб­ря­ко­ва при­хо­ди­лась ей кузи­ной, а стар­шее поко­ле­ние семьи Бенуа — одни из ярких твор­цов рус­ско­го Сереб­ря­но­го века. 

В голод­ные и тяжё­лые рево­лю­ци­он­ные годы, кото­рые Надеж­да Леон­тьев­на жила в Пет­ро­гра­де, она вышла замуж за чело­ве­ка потря­са­ю­щей судь­бы и кор­ней (как это часто быва­ет у раз­вед­чи­ков и шпи­о­нов) — Иону Пла­то­но­ви­ча фон Усти­но­ва, немец­ко­го дипломата. 

Надеж­да Бенуа с сыном Пите­ром Усти­но­вым и мужем Йоной фон Усти­но­вым. Дома у Пите­ра в Лон­доне. 1953 год

Отец Ионы Пла­тон Геор­ги­е­вич был из семьи, вышед­ший из рус­ско­го под­дан­ства. Соглас­но зако­но­да­тель­ству, Пла­тон фон Усти­нов поте­рял все акти­вы, что­бы перей­ти в люте­ран­ство и женить­ся на немец­кой дво­рян­ке из Вюр­темб­ер­га. Вско­ре жена Пла­то­на Геор­ги­е­ви­ча умерла. 

Усти­нов-стар­ший к тому вре­ме­ни несколь­ко лет жил в Яффе (тогда Пале­сти­на) и дер­жал отель. Здесь он женил­ся во вто­рой раз. Избран­ни­цей ста­ла Маг­да­ли­на Холл (буду­щая мать Йоны), по отцу — кра­ков­ская еврей­ка, а мате­ри — дво­рян­ка одно­вре­мен­но эфи­оп­ских и немец­ких кро­вей (её отец вхо­дил во двор эфи­оп­ско­го импе­ра­то­ра Тео­д­ро­са II). 

«Отель-дю-парк», кото­рым вла­дел отец Йоны фон Усти­но­ва в Яффе. Открыт­ка 1900 года

Иона Пла­то­но­вич про­вёл дет­ство и юность в Яффе, немец­ком Дюс­сель­дор­фе и швей­цар­ском Ивер­доне. Он учил­ся во фран­цуз­ском уни­вер­си­те­те Гре­ноб­ля, рабо­тал в Бер­лин­ском уни­вер­си­те­те, успел пожить и в Лон­доне. Затем нача­лась Пер­вая миро­вая вой­на, кото­рую Иона Пла­то­но­вич про­вёл на запад­ном фрон­те в немец­ком мундире. 

После вой­ны Усти­нов рабо­тал жур­на­ли­стом, а затем дипло­ма­том. Иона Пла­то­но­вич позна­ко­мил­ся с Надеж­дой Леон­тьев­ной, они обос­но­ва­лись в Лон­доне. Усти­нов полу­чил пост пресс-сек­ре­та­ря посоль­ства Гер­ма­нии, на кото­ром дер­жал­ся аж до 1935 года, пока руко­вод­ство не потре­бо­ва­ли его под­твер­дить отсут­ствие еврей­ских кор­ней. Иона Пла­то­но­вич сра­зу уво­лил­ся, полу­чил бри­тан­ское граж­дан­ство и начал рабо­тать на сек­рет­ную служ­бу MИ‑6, хотя на самом деле, он сотруд­ни­чал с этой кон­то­рой гораз­до раньше.

Одна­ко не толь­ко муж Надеж­ды Леон­тьев­ны был при­ме­ча­тель­ным чело­ве­ком. Её сын Питер, родив­ший­ся в 1921 году в Лон­доне, стал круп­ной вели­чи­ной бри­тан­ско­го кине­ма­то­гра­фа сере­ди­ны XX века с кучей сто­рон­них жур­на­лист­ских и лите­ра­тур­ных про­ек­тов. Бла­го­да­ря трём бра­кам Питер про­из­вёл на свет бри­тан­скую дина­стию интел­ли­ген­тов Усти­но­вых. Его дочь Тама­ра ста­ла бри­тан­ской кино­ак­три­сой 1970‑х, а сын Игорь сде­лал карье­ру скуль­пто­ра и био­ло­га во Фран­ции и Швейцарии.

Про­зву­чит ста­ро­мод­но, но с таким успеш­ным сыном и таким ярким мужем судь­бу Бенуа мож­но было счи­тать и так состо­яв­шей­ся. Одна­ко Надеж­да Леон­тьев­на тоже хоте­ла самореализации. 

С 1920‑х годов Бенуа писа­ла полот­на евро­пей­ских пей­за­жей и рабо­та­ла теат­раль­ным худож­ни­ком. Неко­то­рые полот­на Надеж­ды, посвя­щён­ные Лон­до­ну, весь­ма непло­хи и допол­ня­ют нашу под­бор­ку новым точ­ка­ми на кар­те Лон­до­на: рай­о­ном Чизи­ком, кото­рый и сто лет назад, и сего­дня попу­ля­рен у рус­ской пуб­ли­ки; Кен­синг­тон­ски­ми сада­ми, где рас­по­ло­же­но посоль­ство Рос­сии и нахо­дит­ся одна из вилл Рома­на Абра­мо­ви­ча; видом вок­за­ла Блэк­фрай­ерс — одно­го из глав­ных вок­за­лов юго-восто­ка сто­ли­цы. Цены на полот­на Надеж­ды Леон­тьев­ны ред­ко пре­вы­ша­ют тыся­чу фун­тов, так что доступ­ны многим.

Мост Блэк­фрай­ерс. Надеж­да Бенуа. 1920‑е годы
Вид на Тем­зу у моста Кью. Надеж­да Бенуа. 1932 год
Чизик хай-стрит. Надеж­да Бенуа. 1932 год
Кен­синг­тон­ские сады. Надеж­да Бенуа. 1937 год

Почи­тать попо­дроб­нее можно:

— кни­гу Надеж­ды Бенуа Klop and the Ustinov Family (1973), кото­рую она посвя­ти­ла био­гра­фии мужа и в целом семье; 

— авто­био­гра­фию Пите­ра Усти­но­ва под назва­ни­ем Dear Me (1979), доступ­ную на рус­ском язы­ке под назва­ни­ем «О себе любимом…»;

— кни­гу Пите­ра Усти­но­ва Ustinov in Russia (1988), напи­сан­ную по моти­вам его поез­док по Совет­ской Рос­сии в 1980‑е годы, экра­ни­зи­ро­ван­ных на бри­тан­ском ТВ;

— био­гра­фию Ионы фон Усти­но­ва под назва­ни­ем The Bedbug: Klop Ustinov: Britain’s Most Ingenious Spy (2015).


Кирилл Арапов (1898—1976)

Кирилл Семё­но­вич Ара­пов — самый необыч­ный участ­ник под­бор­ки. Это един­ствен­ный извест­ный фото­граф Лон­до­на XX века с рус­ски­ми кор­ня­ми, поэто­му я решил вклю­чить его в под­бор­ку, раз у нас мате­ри­ал о город­ских пейзажах. 

У Кирил­ла Семё­но­ви­ча пре­вос­ход­ная био­гра­фи­че­ская справ­ка на сай­те «Искус­ство и куль­ту­ра Рус­ско­го зару­бе­жья», инфор­ма­цию из кото­рой я поз­во­лю себе исполь­зо­вать ниже.

Кирилл Ара­пов. Лон­дон. 1930‑е годы

Кирилл Семё­но­вич Ара­пов родил­ся в 1898 году в Вар­ша­ве в семье рус­ско­го дипло­ма­та, кото­рый состо­ял в род­стве с Вран­ге­ля­ми. Дет­ские годы Кирилл Семё­но­вич про­вёл в Ита­лии, где во Фло­рен­ции отец слу­жил кон­су­лом. Затем Ара­пов-млад­ший обу­чал­ся в пан­си­оне в Швей­ца­рии. После смер­ти отца Кирилл Семё­но­вич с мате­рью и бра­том вер­нул­ся в Рос­сию, в 1919‑м поки­нул роди­ну навсегда. 

Инте­рес­но, что брат, Пётр Ара­пов, был одним из осно­ва­те­лей и идео­ло­гов евразий­ско­го — сме­на­ве­хов­ско­го — дви­же­ния, высту­пав­ше­го за при­ми­ре­ние и сотруд­ни­че­ство с Совет­ской Россией.

Пер­вое деся­ти­ле­тие в эми­гра­ции Кирилл Ара­пов жил в Пари­же и Гер­ма­нии. В 1933‑м он пере­ехал в Англию, где про­вёл остав­шу­ю­ся жизнь. К сере­дине 1930‑х Кирилл Семё­но­вич стал веду­щим фото­гра­фом-худож­ни­ком Окс­фор­да. Неза­дол­го до Вто­рой миро­вой вой­ны, в 1939 году, пере­ехал в Лон­дон, где его рабо­ты пуб­ли­ко­ва­ли мно­гие жур­на­лы, напри­мер Geographical Magazine и Picture Post. Сюже­та­ми лон­дон­ских сним­ков были Тем­за, Лон­дон­ский шот­ланд­ский рынок, тру­що­бы Ист-Энда, повсе­днев­ная жизнь рабо­чих. Ара­пов регу­ляр­но выстав­лял­ся в гале­ре­ях Лон­до­на и полу­чал награды.

Лон­дон­ский пул. Две лод­ки на Тем­зе воз­ле Тау­эр­ско­го моста. Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы
Ули­ца в Ист-Энде. Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы

Пер­вая пер­со­наль­ная выстав­ка состо­я­лась уже после смер­ти фото­гра­фа — в 1980–1981 годах в Музее Лон­до­на. В 1988‑м вышла кни­га фото­гра­фий, посвя­щён­ных пред­во­ен­но­му Лон­до­ну — «Лон­дон трид­ца­тых». В 2011 состо­я­лись две выстав­ки в Рос­сии — в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее и в Мемо­ри­аль­ной биб­лио­те­ке кня­зя Голицына.

Игра в фут­бол во дво­ре мно­го­этаж­ки в Попла­ре (рай­он Лон­до­на при­мы­ка­ю­щий к быв­ше­му рай­о­ну Док­лендс, ныне — Сити). Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы
При­ча­лы Брент­фор­да (рай­он Лон­до­на). Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы
Кале­дон­ский рынок, Ислинг­тон (рай­он Лон­до­на). Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы
Кале­дон­ский рынок, Ислинг­тон (рай­он Лон­до­на). Кирилл Ара­пов. 1930‑е годы

Кирилл Ара­пов вошёл в канон бри­тан­ской фото­гра­фии XX века с соци­ал-реа­ли­сти­че­ски­ми рабо­та­ми. Надо при­знать, что Ара­пов не самый выда­ю­щий­ся фото­граф Коро­лев­ства, ибо есть бри­тан­ские вели­чи­ны куда круп­нее. Тем не менее рабо­ты Кирил­ла Семё­но­ви­ча достой­ны упо­ми­на­ния в нашей подборке.

Посмот­реть попо­дроб­нее можно:

фото­аль­бом Кирил­ла Ара­по­ва с сцен­ка­ми Лон­до­на на сай­те Museum of London;

фото­аль­бом Кирил­ла Ара­по­ва с вида­ми кана­лов и рек Бри­та­нии на сай­те Canal & River Trust;

блог-пост окс­форд­ско­го исто­ри­ка, посвя­щён­ный вкла­ду Кирил­ла Ара­по­ва в ЛГБТ-исто­рию* Окс­фор­да 1930‑х;

доб­рот­ная ссыл­ка Ben Uri Research Unit со все­ми ссыл­ка­ми на мате­ри­а­лы о Кирил­ле Ара­по­ве в Сети. Эта орга­ни­за­ция зани­ма­ет­ся инте­рес­ным делом — систе­ма­ти­зи­ру­ет дан­ные вкла­да еврей­ских и про­чих имми­гран­тов в куль­тур­ное насле­дие Британии.


О жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов читай­те на ресур­сах автора:


* Мате­ри­ал не про­па­ган­ди­ру­ет ЛГБТ.


Читай­те так­же «Кня­ги­ни, бале­ри­ны, актри­сы. Десять кра­са­виц Лон­до­на с рус­ски­ми кор­ня­ми»

Поделиться