Генрих Семирадский (1843–1902) — российский художник польского происхождения, известный монументальными полотнами на темы античной истории и мифологии. Его картины неоднократно получали награды на выставках в Петербурге. Современники отзывались о его творчестве и восторженно, и критически. Одну из наиболее известных картин мастера — «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», — обладающую внушительными размерами 390 × 763,5 см, прямо с персональной выставки купил император Александр III.
Все представленные ниже полотна относятся к академизму. Это направление часто противопоставляют реализму: если реализм показывает окружающую действительность такой, какая она есть, со всеми недостатками, то академизм идеализирует реальность. На первом месте для него красота. Люди на таких картинах всегда хороши собой, нарядно одеты и чем-то напоминают античные статуи: у них похожие пропорции и формы тела. Не менее прекрасной изображается и природа.
Академизм может изображать трагические и печальные события, например казни. Но даже на подобных картинах всегда будет элемент пафоса, что хорошо видно по представленной ниже работе «Светочи христианства. Факелы Нерона». Несмотря на трагичность ситуации — через мгновение людей сожгут заживо, — на холсте нет ужаса, он не отталкивает зрителя.
Академизм почти никогда не показывает современность, а лишь прошедшие эпохи. Все представленные ниже картины демонстрируют античные Грецию и Рим. Иногда это жизнь известных личностей вроде Александра Македонского или Нерона, но чаще — простых людей, их быт и повседневность.
В настоящее время картины Семирадского рассеяны по музеям России, Украины, Польши и частным коллекциям в других странах. Многие из них стоят невероятных денег. Например, картина «Танец среди мечей» в 2011 году была продана за 2,098 миллиона долларов. А в 2017–2018 годах в Русском музее в Петербурге проходила выставка, посвящённая творчеству Семирадского. Всё это говорит о том, что наследие художника продолжает оставаться актуальным и в наше время.
Читайте также «10 шедевров Ильи Репина».