Античные сюжеты Генриха Семирадского

Ген­рих Семи­рад­ский (1843–1902) — рос­сий­ский худож­ник поль­ско­го про­ис­хож­де­ния, извест­ный мону­мен­таль­ны­ми полот­на­ми на темы антич­ной исто­рии и мифо­ло­гии. Его кар­ти­ны неод­но­крат­но полу­ча­ли награ­ды на выстав­ках в Петер­бур­ге. Совре­мен­ни­ки отзы­ва­лись о его твор­че­стве и вос­тор­жен­но, и кри­ти­че­ски. Одну из наи­бо­лее извест­ных кар­тин масте­ра — «Фри­на на празд­ни­ке Посей­до­на в Эле­взине», — обла­да­ю­щую вну­ши­тель­ны­ми раз­ме­ра­ми 390 × 763,5 см, пря­мо с пер­со­наль­ной выстав­ки купил импе­ра­тор Алек­сандр III.

Все пред­став­лен­ные ниже полот­на отно­сят­ся к ака­де­миз­му. Это направ­ле­ние часто про­ти­во­по­став­ля­ют реа­лиз­му: если реа­лизм пока­зы­ва­ет окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность такой, какая она есть, со все­ми недо­стат­ка­ми, то ака­де­мизм иде­а­ли­зи­ру­ет реаль­ность. На пер­вом месте для него кра­со­та. Люди на таких кар­ти­нах все­гда хоро­ши собой, наряд­но оде­ты и чем-то напо­ми­на­ют антич­ные ста­туи: у них похо­жие про­пор­ции и фор­мы тела. Не менее пре­крас­ной изоб­ра­жа­ет­ся и природа.

Ака­де­мизм может изоб­ра­жать тра­ги­че­ские и печаль­ные собы­тия, напри­мер каз­ни. Но даже на подоб­ных кар­ти­нах все­гда будет эле­мент пафо­са, что хоро­шо вид­но по пред­став­лен­ной ниже рабо­те «Све­то­чи хри­сти­ан­ства. Факе­лы Неро­на». Несмот­ря на тра­гич­ность ситу­а­ции — через мгно­ве­ние людей сожгут зажи­во, — на хол­сте нет ужа­са, он не оттал­ки­ва­ет зрителя.

Ака­де­мизм почти нико­гда не пока­зы­ва­ет совре­мен­ность, а лишь про­шед­шие эпо­хи. Все пред­став­лен­ные ниже кар­ти­ны демон­стри­ру­ют антич­ные Гре­цию и Рим. Ино­гда это жизнь извест­ных лич­но­стей вро­де Алек­сандра Маке­дон­ско­го или Неро­на, но чаще — про­стых людей, их быт и повседневность.

В насто­я­щее вре­мя кар­ти­ны Семи­рад­ско­го рас­се­я­ны по музе­ям Рос­сии, Укра­и­ны, Поль­ши и част­ным кол­лек­ци­ям в дру­гих стра­нах. Мно­гие из них сто­ят неве­ро­ят­ных денег. Напри­мер, кар­ти­на «Танец сре­ди мечей» в 2011 году была про­да­на за 2,098 мил­ли­о­на дол­ла­ров. А в 2017–2018 годах в Рус­ском музее в Петер­бур­ге про­хо­ди­ла выстав­ка, посвя­щён­ная твор­че­ству Семи­рад­ско­го. Всё это гово­рит о том, что насле­дие худож­ни­ка про­дол­жа­ет оста­вать­ся акту­аль­ным и в наше время.


Дове­рие Алек­сандра Маке­дон­ско­го к вра­чу Филип­пу. 1870 год
Рим­ская оргия бле­стя­щих вре­мён цеза­риз­ма. 1872 год
Све­то­чи хри­сти­ан­ства. Факе­лы Неро­на. 1876 год
Жен­щи­на или ваза? (Труд­ный выбор). 1878 год
Потер­пев­ший кораб­ле­кру­ше­ние (Рим­ский нищий). 1878 год
Изав­рий­ские пира­ты, про­да­ю­щие добы­чу (Пеще­ра пира­тов). 1880 год
Танец сре­ди мечей. 1881 год
Талис­ман. 1881 год
Отдых пат­ри­ция. 1881 год
Новый брас­лет. 1883 год
Лет­ние сумер­ки в Пом­пее (Ночь в Пом­пее. Свет­ля­чок). 1883—1884 годы
Пес­ня рабы­ни. 1884 год
Перед купа­ни­ем. 1885 год
У источ­ни­ка. 1885 год
Порт­рет моло­дой рим­лян­ки. 1889 год
Фри­на на празд­ни­ке Посей­до­на в Эле­взине. 1889 год
Игра в кости. 1889 год
Опас­ный урок. 1880‑е годы
Юный рыбо­лов. 1880‑е годы
Про­да­вец ваз. 1880‑е годы
Водо­нос в антич­ном ланд­шаф­те. 1880‑е годы
Рим. Дерев­ня. 1889 год
Отдых. 1890 год
У фон­та­на. 1890 год
Суд Пари­са. 1892 год
Балов­ник. 1893 год
Эскиз зана­ве­са для Город­ско­го теат­ра в Кра­ко­ве. 1893—1894 годы
Хри­сти­ан­ская Дир­цея в цир­ке Неро­на. 1897 год
Тан­цов­щи­ца на кана­те. 1898 год
У источ­ни­ка. 1898 год

Читай­те так­же «10 шедев­ров Ильи Репи­на»

Поделиться