Советские мультфильмы за мир: десять шедевров рисованного пацифизма

То, что ани­ма­ция суще­ству­ет толь­ко для малы­шей, — без­услов­но, сте­рео­тип. И всё-таки дети были и оста­ют­ся глав­ны­ми потре­би­те­ля­ми нари­со­ван­ных исто­рий. Зна­чит, муль­тик — это вер­ный спо­соб как мож­но рань­ше доне­сти до чело­ве­ка самые важ­ные исти­ны. Напри­мер, что наси­лие непри­ем­ле­мо, а сило­вое реше­ние кон­флик­та не при­но­сит ниче­го, кро­ме страданий. 

VATNIKSTAN пред­став­ля­ет под­бор­ку мульт­филь­мов от масте­ров из раз­ных рес­пуб­лик СССР. Они выпол­не­ны в совер­шен­но непо­хо­жих друг на дру­га сти­лях, но их объ­еди­ня­ет одно: при­зыв к миру во что бы то ни стало.


«Аве Мария» (1972). Реж. Владимир Данелевич, Иван Иванов-Вано

Ани­ма­ци­он­ный агит-кол­лаж двух клас­си­ков «Союз­мульт­филь­ма», сня­тый во вре­ме­на вьет­нам­ской вой­ны, до извест­ной сте­пе­ни конъ­юнк­ту­рен. Но спу­стя пол­ве­ка после его выхо­да оче­вид­но, что это не про­сто сию­ми­нут­ный про­дукт о «пло­хих капи­та­ли­стах» и «загни­ва­ю­щем Западе».

В кни­ге Сер­гея Асе­ни­на «Вол­шеб­ни­ки экра­на» 1974 года подроб­но рас­ска­зы­ва­ет­ся об «Аве Марии». Автор про­во­ци­ру­ет у чита­те­ля пред­чув­ствие слож­но­го, пере­гру­жен­но­го фор­маль­ны­ми изыс­ка­ми и эстет­ски­ми аллю­зи­я­ми про­из­ве­де­ния. Воз­мож­но, отча­сти так и есть:

«…В новом филь­ме-пам­фле­те Ива­на Ива­но­ва-Вано „Аве Мария!“ музы­ка Шубер­та и лики мадонн с поло­тен Бел­ли­ни, Тици­а­на, Рафа­э­ля, фрес­ки ста­рых масте­ров и тра­ди­ци­он­ные вьет­нам­ские лаки, экс­прес­сив­ные ком­по­зи­ции в сти­ле совре­мен­ной анти­во­ен­ной гра­фи­ки и доку­мен­таль­ные кад­ры кино­хро­ни­ки, вклю­чён­ные в еди­ный поток пуб­ли­ци­сти­че­ски страст­ных раз­ду­мий авто­ра, помо­га­ют выра­зить гнев­ный про­тест про­тив бес­че­ло­веч­но­сти и вар­вар­ства импе­ри­а­ли­стов, про­тив вой­ны. Тра­ди­ци­он­ные обра­зы боль­шо­го искус­ства, высо­кие обще­че­ло­ве­че­ские сим­во­лы добра и кра­со­ты слу­жат в кар­тине акту­аль­ной зада­че — бес­по­щад­но­му раз­об­ла­че­нию бур­жу­аз­ной морали».

И всё же глав­ное здесь не в отсыл­ках и не в пору­га­нии бур­жу­а­зии, а в анти­во­ен­ном посла­нии. Даже тот, кто ни разу не слы­шал сло­ва «Сай­гон», будет тро­нут сце­ной, где обез­ли­чен­ная армей­ская сила — такие же люди, обма­ну­тые пороч­ной вла­стью и пре­вра­тив­ши­е­ся в тени-чудо­ви­ща, — рас­стре­ли­ва­ет детей и мир­ных жите­лей. А хро­ни­каль­ные кад­ры с акци­я­ми про­те­ста, подав­ля­е­мы­ми поли­ци­ей, под­твер­жда­ют оче­вид­ное: во все вре­ме­на, во всех стра­нах вой­ны одинаковы.

О жиз­нен­ном пути и глав­ных рабо­тах Ива­на Ива­но­ва-Вано мы рас­ска­зы­ва­ли в отдель­ном мате­ри­а­ле.


«Равновесие страха» (1973). Реж. Эдуард Назаров

В комикс-прит­че, став­шей дебю­том для авто­ра шля­ге­ров «Прин­цес­са и людо­ед» (1977), «Жил-был пёс» (1982) и дру­гих, полу­чил раз­ви­тие клас­си­че­ский при­пи­сы­ва­е­мый Эйн­штей­ну афо­ризм: чем будут вое­вать в тре­тью миро­вую — неиз­вест­но, зато в чет­вёр­тую точ­но кам­ня­ми и палками.

Двое чело­веч­ков жили себе по сосед­ству спо­кой­но, пока одно­го из них не уго­раз­ди­ло заве­сти в хозяй­стве шту­ко­ви­ну, похо­жую на ружьё (воз­мож­но, что это все­го-навсе­го под­зор­ная тру­ба). Сосед, изда­ле­ка оце­нив «опас­ность», не пыта­ет­ся потол­ко­вать с собра­том — вме­сто это­го он ста­вит на под­окон­ник «пукал­ку» в два раза больше.

Даль­ше — по нака­тан­ной: чело­веч­ки, погля­ды­вая друг на дру­га, воору­жа­ют­ся до зубов, хотя ни один из них не зна­ет о пла­нах вто­ро­го. Разу­ме­ет­ся, вой­ны никто не хочет, но неуме­ние гово­рить при­во­дит к тому, что она про­ис­хо­дит: обста­нов­ка нака­ле­на, спро­во­ци­ро­вать удар может даже слу­чай­но вспорх­нув­шая на гра­ни­це пичужка.

Тех­ни­ка истре­би­ла сама себя. Что оста­ёт­ся? Дога­дать­ся неслож­но: пал­ки и камни.


«Полигон» (1977). Реж. Анатолий Петров

Этот наво­ро­чен­ный паци­фист­ский бое­вик в духе фото­гра­фи­че­ско­го реа­лиз­ма, создан­ный «при уча­стии» запад­ных звёзд от Жана Габе­на до Рин­го Стар­ра, — осно­ван на одно­имён­ном рас­ска­зе фан­та­ста Севе­ра Ган­сов­ско­го. Глав­ный герой при­ду­мал супер­ма­ши­ну для убийств — танк, кото­рый научен «чуять» страх и улав­ли­вать мыс­ли, а зна­чит, спа­стись от него невозможно.

Гене­ра­лы по досто­ин­ству оце­ни­ва­ют чудо тех­ни­ки. И тут инже­нер откры­ва­ет кар­ты: он создал меха­низм с тай­ным умыс­лом — истре­бить коман­до­ва­ние, веду­щее бес­ко­неч­ные вой­ны, в одной из кото­рых погиб сын талант­ли­во­го конструктора.

В лите­ра­тур­ном пер­во­ис­точ­ни­ке в этот момент сле­ду­ет яркий моно­лог изобретателя:

«…Вы пла­ни­ру­е­те вой­ны, но они пред­ста­ют перед вами в несколь­ко опо­сред­ство­ван­ном виде, не прав­да ли? На кар­те — в каче­стве пла­нов, при­ка­зов, смет. Такое-то коли­че­ство про­пав­ших без вести, такое-то — ране­ных, такое-то — уби­тых. Одним сло­вом, слиш­ком абстрактно.

Так вот, я поста­вил сво­ей зада­чей дать вам почув­ство­вать, что это такое — лежать в око­пе с пулей в живо­те или ощу­щать горя­щий на спине напалм. Это будет завер­ше­ни­ем ваше­го обра­зо­ва­ния. Поз­во­лит вам хоть один раз дове­сти нача­тое дело до логи­че­ско­го конца».


«Сувенир» (1977). Реж. Эльберт Туганов

Кори­фей эстон­ско­го рисо­ван­но­го кино рас­ска­зы­ва­ет исто­рию сол­да­та, кото­рый — не без опре­де­лён­но­го удо­воль­ствия — участ­ву­ет в войне про­тив заве­до­мо более сла­бо­го про­тив­ни­ка: чер­но­ко­жих жите­лей зелё­ных джун­глей. Пре­вра­тив лес и его оби­та­те­лей в пепел, воин уво­зит с собой в каче­стве суве­ни­ра малень­кий росто­чек: един­ствен­ное остав­ше­е­ся в окру­ге живое существо.

Мать-при­ро­да тер­пе­ли­ва, но все­му есть пре­дел. Когда, вер­нув­шись в соб­ствен­ные — камен­ные — джунгли, сол­дат реша­ет похва­стать перед дру­зья­ми бое­вы­ми «заслу­га­ми», его «суве­нир» при­ни­ма­ет­ся рас­ти. Вско­ре зелень запол­ня­ет весь город, сме­тя захват­чи­ков и про­воз­гла­сив тор­же­ство истин­ной жиз­ни над её суррогатом.

О «Суве­ни­ре» часто гово­рят как о пер­вом совет­ском мульт­филь­ме, в кото­ром исполь­зо­ва­лась сте­рео­ско­пия, а про­ще гово­ря, 3D. Так и есть. Но тех­но­ло­гии име­ют свой­ство уста­ре­вать, в то вре­мя как посыл, вло­жен­ный в «Суве­нир» Туга­но­вым, по-преж­не­му свеж и актуален.


«Как казаки олимпийцами стали» (1978). Реж. Владимир Дахно

Пятая серия попу­ляр­но­го укра­ин­ско­го цик­ла о каза­ках, над кото­рым в тече­ние трёх деся­ти­ле­тий рабо­та­ли сотруд­ни­ки сту­дии «Киев­на­уч­фильм». Нака­нуне мос­ков­ской Олим­пи­а­ды трио дру­зей-запо­рож­цев реша­ет попро­бо­вать свои силы в спор­тив­ных состязаниях.

Но фут­бол и дру­гие мир­ные раз­вле­че­ния появи­лись не сра­зу: сна­ча­ла была вой­на. Бог, наблю­дая за тем, как люди упор­но не жела­ют жить друж­но, созда­вая тем самым ужас­ный шум и мешая все­выш­не­му отды­хать, выстро­ил для них ста­ди­он. Но ока­за­лось, что чело­ве­че­ство не уме­ет им поль­зо­вать­ся: одна армия запер­лась в нём, как в кре­по­сти, а дру­гая ста­ла штур­мо­вать спортплощадку.

Тер­пе­ние Бога лопа­ет­ся. Он зво­нит в под­зем­ное цар­ство и про­сит тамош­них чудо­вищ вне оче­ре­ди забрать глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го, кото­рый бес­ко­неч­но под­стре­ка­ет всех к воен­ным дей­стви­ям. Прав­да, ковар­ный гене­рал умуд­ря­ет­ся сбе­жать из ада, что­бы вновь застав­лять людей вме­сто игры в мяч и пла­ва­нья уби­вать друг дру­га. Но тут объ­яв­ля­ют­ся каза­ки и одо­ле­ва­ют воя­ку при помо­щи гуман­ной физи­че­ской куль­ту­ры. На Зем­ле воца­ря­ют­ся мир и друж­ба народов.


«Конфликт» (1983). Реж. Гарри Бардин

В авто­био­гра­фи­че­ской кни­ге «И вот насту­пи­ло потом…» Гар­ри Бар­дин вспо­ми­на­ет, как рож­дал­ся и вопло­щал­ся замы­сел анти­во­ен­но­го мульт­филь­ма, где вме­сто людей дей­ство­ва­ли спич­ки. Всё нача­лось с удач­но­го сновидения:

«…Спич­ки, не поде­лив­шие коро­бок. Одни с сини­ми голов­ка­ми, дру­гие — с зелё­ны­ми. Ссо­ра пере­рос­ла в круп­но­мас­штаб­ную вой­ну, ядер­ную. И сго­ре­ли все. Вот такая весё­лая история».

Бар­дин сам напи­сал сце­на­рий и — не без сопро­тив­ле­ния цен­зу­ры — добил­ся раз­ре­ше­ния на съём­ки. После того как «Кон­фликт» был готов, нача­лась насто­я­щая вой­на. Руко­вод­ство ни в какую не хоте­ло выпус­кать слиш­ком, по их мне­нию, паци­фист­ский мульт­фильм. Бар­дин пишет:

«Я при­шёл в Гос­ки­но на сда­чу филь­ма. В зале сидел один чело­век. Это был заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Гос­ки­но Пав­ле­нок Борис Вла­ди­ми­ро­вич. Вер­ный охран­ник совет­ско­го режи­ма. На его сче­ту был не один инфаркт у под­власт­ных ему режис­сё­ров. Начал­ся про­смотр. Пав­ле­нок никак не реа­ги­ро­вал на дей­ствие, но по окон­ча­нии руба­нул сплеча:

— Мы это кино не принимаем.

Я огля­нул­ся по сто­ро­нам. Кро­ме нас дво­их в зале не было никого. <…>

— А поче­му? — спро­сил я Павленка.

— Вы нару­ши­ли ленин­ский прин­цип о спра­вед­ли­вых и неспра­вед­ли­вых войнах.
Я попы­тал­ся воз­ра­зить ему, что Ленин не мог в своё вре­мя пред­вос­хи­тить ору­жие мас­со­во­го пора­же­ния — тер­мо­ядер­ную вой­ну, — а в такой войне, на мой взгляд, побе­ди­те­лей быть не может.

Но Пав­ле­нок уже встал, мах­нул рукой и вышел из зала».

После бесе­ды с Пав­лен­ком режис­сёр не отсту­пил­ся. Наобо­рот, решил сра­жать­ся за фильм до послед­не­го. Такой пара­докс: что­бы отсто­ять кино, при­зы­ва­ю­щее к бес­кон­фликт­но­сти, Бар­ди­ну при­шлось пой­ти на серьёз­ный кон­фликт с руководством.

«С утра я при­шёл к дирек­то­ру кино­сту­дии и сказал:

— Мы здесь вдво­ём, поэто­му я Вам без сви­де­те­лей дол­жен ска­зать: если кто-нибудь попро­бу­ет без меня при­кос­нуть­ся к мое­му филь­му, то убить его я не убью, но инва­ли­дом сде­лаю. И в этом буде­те повин­ны Вы.

<…> Они реши­ли, что я сума­сшед­ший, — и отступились».

Настой­чи­вость Бар­ди­на была не напрас­ной. «Кон­фликт» стал клас­си­кой, а сам Гар­ри Яко­вле­вич в даль­ней­шем про­сла­вил­ся имен­но как автор необыч­ных по фор­ме куколь­ных мультфильмов.


«Воспоминание» (1986). Реж. Владимир Арбеков

Пожи­лая жен­щи­на ведёт внуч­ку в пер­вый класс. Свет­лое зда­ние шко­лы укра­ше­но анти­во­ен­ны­ми пла­ка­та­ми — «День мира», «Отсто­им мир» и так далее. Внуч­ка спра­ши­ва­ет: «Бабуш­ка, а ты тоже ходи­ла в шко­лу?» И бабуш­ка вспоминает.

40‑е годы. Дерев­ня, уни­что­жен­ная фаши­ста­ми. Оста­лась толь­ко одна малень­кая девоч­ка и соба­ка Кузь­ка. Ребё­нок идёт к частич­но обру­шен­но­му зда­нию шко­лы — в нём малют­ка видит защи­ту. Повсю­ду мере­щит­ся недоб­рое: взо­рван­ный немец­кий танк пред­ста­ёт живым пучегла­зым монстром.

Нали­цо пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма, кото­рую девоч­ка пыта­ет­ся заглу­шить вооб­ра­же­ни­ем — в шко­ле она ведёт урок для нари­со­ван­ных зай­ца, белоч­ки и дру­гих зве­ру­шек. Заня­тия пре­ры­ва­ют зву­ки стрель­бы. В шко­лу впол­за­ет уми­ра­ю­щий Кузь­ка: пуля­ми ему пере­би­ло зад­ние лапы.

Исто­рия, посвя­щён­ная детям воен­ных лет, завер­ша­ет­ся воз­вра­ще­ни­ем в мир­ную совре­мен­ность. Оче­ви­ден не озву­чен­ный впря­мую при­зыв: «Нико­гда больше».


«Поползновение» (1987). Реж. Владимир Морозов

Мир­ные авто­мо­би­ли, везу­щие хлеб, воду и дру­гие необ­хо­ди­мые вещи, ата­ку­ет танк. Непо­нят­но, чем вызва­на его агрес­сия, но бое­вая маши­на бес­чин­ству­ет, пло­дя страх и хаос.

К сча­стью, в мульт­филь­мах всё воз­мож­но. Воля малень­ко­го чело­ве­ка оста­нав­ли­ва­ет «манья­ка» с гусе­ни­ца­ми, пре­се­кая попыт­ки взять бес­смыс­лен­ный и бес­по­щад­ный реванш.

В завер­ша­ю­щем кад­ре замет­но, что ребё­нок игра­ет с машин­ка­ми, сидя меж­ду сле­дов от насто­я­щих тан­ко­вых гусе­ниц. Полу­ча­ет­ся, фильм — не прит­ча о конеч­но­сти всех войн, а роб­кая надеж­да, пополз­но­ве­ние в сто­ро­ну мир­но­го будущего.


«Ветер» (1988). Реж. Роберт Саакянц

Ред­кая воз­мож­ность посмот­реть, как вой­на выгля­дит из бун­ке­ра, где при­ни­ма­ют глав­ные реше­ния и бес­по­во­рот­но нажи­ма­ют крас­ные кноп­ки. Армей­ские чинов­ни­ки экс­тра­ва­гант­но схо­дят с ума. С улы­боч­ка­ми злых вол­шеб­ни­ков из преж­них мульт­филь­мов Саа­кян­ца, осно­ван­ных на армян­ских сказ­ках — «Ух-ты, гово­ря­щая рыба!» (1983) и дру­гих, — они пус­ка­ют раке­ту за ракетой.

Один из вояк наду­ва­ет голую рези­но­вую жен­щи­ну, кото­рая ожи­ва­ет и при­ни­ма­ет коман­до­ва­ние на себя. Сквозь пол рас­тёт тра­ва, а коман­ди­ры отча­ян­но мути­ру­ют, отра­щи­вая на спине жен­ские гру­ди или пре­вра­ща­ясь то в при­ма­тов, а то в гру­зо­ви­чок. Насто­я­щий гал­лю­ци­но­ген­но-радио­ак­тив­ный трип.

Дежур­ный, в обя­зан­но­сти кото­ро­го вхо­дит про­ве­рять у чудищ доку­мен­ты, бро­са­ет пост и пыта­ет­ся бежать. Но у него ниче­го не выхо­дит: парень всё вре­мя ока­зы­ва­ет­ся на одном и том же месте. Ужас про­ис­хо­дя­ще­го под­чёр­ки­ва­ет зву­ча­щая из теле­ви­зо­ра при­тор­ная поп-музы­ка. В воен­ное вре­мя никто не отме­нил раз­вле­ка­тель­ные пере­да­чи, но от того, что они есть, не дела­ет­ся спо­кой­нее. Наобо­рот, всё страш­нее и страшнее.

Мульт­фильм мож­но посмот­реть на YouTube.


«Последний бой» (1989). Реж. Александр Викен

Пожи­лой гене­рал в отстав­ке гре­зит о том, что­бы вер­нуть­ся на поле боя и про­дол­жить мушт­ро­вать ново­бран­цев. Но вме­сто сол­дат у него есть толь­ко тара­ка­ны, кото­рые никак не жела­ют дох­нуть от дихлофо­са. Гене­рал идёт в мага­зин и поку­па­ет при­бор, кото­рый поз­во­ля­ет под­чи­нять насе­ко­мых сво­ей воле. Раз­ду­мав уни­что­жать пру­са­ков, он реша­ет сде­лать из них армию и раз­вя­зать новую войну.

Толь­ко где же взять про­тив­ни­ка? Выбрав первую попав­шу­ю­ся цель — неболь­шой особ­ня­чок (гене­рал «сидит» на войне, как на игле, и дол­го думать ему неко­гда), нари­со­ван­ный сол­да­фон про­из­но­сит перед тара­ка­на­ми речь. Кото­рая вполне подо­шла бы како­му-нибудь всам­де­лиш­но­му лидеру:

«Вви­ду посто­ян­ной угро­зы нашей без­опас­но­сти со сто­ро­ны потен­ци­аль­но­го про­тив­ни­ка гене­раль­ный штаб в моём лице при­нял реше­ние нане­сти по нему пре­вен­тив­ный удар».

Какая угро­за, о чём речь вооб­ще? Одна­ко тара­ка­ны вни­ма­тель­но слу­ша­ют, а затем пол­зут в ата­ку. Тем вре­ме­нем, остав­шись в оди­но­че­стве, гене­рал под­вер­га­ет­ся налё­ту слеп­ней и дру­гих паря­щих чле­ни­сто­но­гих. Иску­сан­ный и опух­ший, он вынуж­ден капитулировать.

Ока­за­лось, что в особ­ня­ке, на кото­рый ста­рый слу­жа­ка решил натра­вить бой­цов, засел такой же поехав­ший на войне пен­си­о­нер. Но, в отли­чие от собра­та, запо­лу­чив уди­ви­тель­ную машин­ку, тот сде­лал став­ку не на пол­за­ю­щих, а на кры­ла­тых созданий.

Финал мульт­филь­ма отли­ча­ет­ся от рас­ска­за Алек­сандра Кра­вчен­ко из жур­на­ла «Тех­ни­ка моло­дё­жи» (№ 1, 1983), по кото­ро­му и был снят «Послед­ний бой»: два счаст­ли­вых фана­та отда­ют честь друж­но­му строю чле­ни­сто­но­гих. Идил­лия. Каза­лось бы, ну, раз так нра­вит­ся, вот и зани­ма­лись бы насекомыми.


Читай­те так­же «Captain Pronin — superstar: чему учит дис­ко-мили­ци­о­нер из 1990‑х»

Поделиться