Как праздновали Масленицу в начале XX века

Во вре­мя празд­но­ва­ния Мас­ле­ни­цы VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет ста­тью из № 7 жур­на­ла «Ого­нёк» 1913 года о том, как празд­но­ва­лась Мас­ле­ни­ца в раз­ных местах Рос­сии нака­нуне Пер­вой миро­вой вой­ны. Мате­ри­ал, опуб­ли­ко­ван­ный в «Огонь­ке», был собран кор­ре­спон­ден­та­ми изда­ния. Рисун­ки для раз­де­ла о Санкт-Петер­бур­ге писал с нату­ры худож­ник А. В. Мартынов.


В Петербурге

Нет в север­ной сто­ли­це было­го раз­ма­ха и свое­об­раз­ных обы­ча­ев ста­рой рус­ской мас­ле­ни­цы. Преж­ние бала­га­ны у Адми­рал­тей­ства и поз­же на Цари­цы­ном лугу дава­ли живую и яркую кар­ти­ну рус­ско­го кар­на­ва­ла, а веду­щие к ним ули­цы запол­ня­лись все­воз­мож­ны­ми выез­да­ми — от при­двор­ных карет, в кото­рых вози­ли инсти­ту­ток — посмот­реть сквозь окна на народ­ное гуля­нье, — до тра­ди­ци­он­ных веек (вей­ка — кучер эстон­ско­го или фин­ско­го про­ис­хож­де­ния, рабо­та­ю­щий толь­ко на Мас­ле­ни­цу. — Ред.). Всё это уже почти забы­то. Скуд­ны и серы нынеш­ние «бала­га­ны» на Семё­нов­ском пла­цу, стес­нён­ном построй­ка­ми, а о выез­дах и гово­рить нечего.

При вхо­де в клуб
Тан­цы в разгаре

Бли­ны — и те вышли из пре­де­лов сыр­ной неде­ли и поеда­ют­ся по ресто­ра­нам всю зиму…

Нет почти и спе­ци­аль­ных мас­ле­нич­ных раз­вле­че­ний для чистой публики.

Несколь­ко ожив­лён­нее обыч­ные зим­ние мас­ка­ра­ды в «При­каз­чи­чьем» (назва­ние клу­ба. — Ред.). Здесь кава­ле­ры — моло­дой чинов­ник, сту­дент, при­каз­чик, кон­тор­щик, а мас­ки — жен­ская моло­дёжь, ищу­щая раз­вле­че­ний после служ­бы в мага­зи­нах и мод­ных мастер­ских, да «ноч­ные бабоч­ки». Интри­га неиз­мен­но начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Я тебя знаю» и кон­ча­ет­ся «при­гла­си ужинать».

В буфе­те посте­пен­но мас­ки сни­ма­ют­ся и про­па­да­ет послед­няя тень карнавала.

Тан­цы носят непри­нуж­дён­ный харак­тер. Оркестр игра­ет вальс, но это не меша­ет к кон­цу вече­ра «бон­ви­ва­ну» тан­це­вать «кек-уок». Вхо­дят сюда чин­но, забот­ли­во уха­жи­вая за дамою, а при выхо­де истер­зан­ный кава­лер с ужа­сом ищет «на извоз­чи­ка» для пре­лест­ной спутницы.

Интри­гу­ет!
При выхо­де

Бед­ных мас­ле­нич­ных «веек», наез­жих под­го­род­ных фин­нов и рус­ских кре­стьян, возя­щих на любое рас­сто­я­ние за тра­ди­ци­он­ные «рицать копе­ек», не про­пус­ка­ют на луч­шие ули­цы. Зато к их услу­гам окра­и­ны. То-то здесь рабо­та горо­до­вым! Фаб­рич­ный и масте­ро­вой люд здесь — хозя­ин. Море по коле­но пья­нень­ким. О «нару­ше­нии тиши­ны и поряд­ка» забо­та почти отло­же­на — не было бы раз­дав­лен­ных и увечных!..

«Вей­ки» и празд­нич­ные гуля­ки на окра­ине Петербурга

В Москве

В Пер­во­пре­столь­ной ста­рое дво­рян­ство, име­ни­тое купе­че­ство и корен­ной про­стой рус­ский люд блю­дут ста­рые обы­чаи. Пёст­рую смесь пред­став­ля­ет мос­ков­ская празд­нич­ная ули­ца: новей­шая запад­ная куль­ту­ра — авто­мо­би­ли, мод­ные упряж­ки, париж­ские туа­ле­ты — и тут же вели­ко­леп­ные ста­рые выез­ды замоск­во­рец­ких тузов с ков­ра­ми, с румя­ны­ми, дород­ны­ми куп­чи­ха­ми и пыша­щи­ми моло­до­стью купе­че­ски­ми доч­ка­ми. Москва ката­ет­ся, не в при­мер Петер­бур­гу, «во всю» на мас­ле­ной, и тысяч­ные рыса­ки бога­те­ев рав­ня­ют­ся с мох­на­той лоша­дён­кою вла­дель­ца хибар­ки на «Антро­по­вых ямах» в сплош­ной вере­ни­це по тес­ной улице.

«Бала­га­ны» сохра­ни­лись на Деви­чьем поле во всей сво­ей само­быт­но­сти. Стон сто­ит в воз­ду­хе от гуд­ков, свист­ков, пищи­ков, музы­ки и выкриков.

Народ­ное гуля­нье на Деви­чьем поле в Москве. Фото А. Савельева

С круг­лых три­бун (напо­до­бие лоб­но­го места) юмо­ри­сты-импро­ви­за­то­ры поте­ша­ют невзыс­ка­тель­ную пуб­ли­ку зло­бо­днев­ны­ми куп­ле­та­ми, под­час мет­ки­ми и ост­ро­ум­ны­ми. Всю­ду с лот­ков и под наве­са­ми идёт бой­кая тор­гов­ля лаком­ства­ми и мел­ким товаром.

Про­да­жа в Москве под наве­са­ми и с лот­ков лакомств, игру­шек и «крас­но­го това­ра». Рису­нок худож­ни­ка Платонова

До сих пор слу­ча­ет­ся, что на Москва-реке вос­кре­са­ет зна­ме­ни­тый кулач­ный бой. На былом попри­ще, — под сте­на­ми Крем­ля, — над­зор слиш­ком зорок, и кулач­ни­ки про­бо­ва­ли обос­но­вать­ся у Доро­го­милов­ско­го моста; но и здесь эти побо­и­ща раз­го­ня­ют­ся при самом начале.


В провинции

Желая по воз­мож­но­сти широ­ко изоб­ра­зить рус­скую мас­ле­ни­цу по всей необъ­ят­ной нашей родине, мы пору­чи­ли кор­ре­спон­ден­там «Огонь­ка» на местах собрать све­де­ния о типич­ных для раз­ных угол­ков про­вин­ции мас­ле­нич­ных раз­вле­че­ни­ях. Наи­бо­лее харак­тер­ны­ми и наи­ме­нее извест­ны­ми чита­те­лю в этом году ока­за­лись кар­тин­ки быта вели­ко­рос­сов вдоль по сред­ней поло­се Импе­рии. По наброс­кам и опи­са­ни­ям кор­ре­спон­ден­тов, худож­ни­ки «Огонь­ка» изоб­ра­зи­ли сце­ны мас­ле­ни­цы в Нов­го­род­ской, Ниже­го­род­ской и Иркут­ской губерниях.

Из Иркут­ской губер­нии нами была полу­че­на кор­ре­спон­ден­ция, опи­сы­ва­ю­щая про­шло­год­ний слу­чай, кото­рую цели­ком и воспроизводим.


«Алямур»

(«Аля­мур» — сибир­ский розыг­рыш лоте­реи. На всю сум­му розыг­ры­ша участ­ни­ка­ми рас­ку­па­ют­ся у хозя­и­на вещей фиш­ки, на кото­рые, как на день­ги, игра­ют в кар­ты. Выиг­рав­ший сто­и­мость какой-либо вещи по жела­нию берёт её себе. Пога­шен­ные при этом фиш­ки уни­что­жа­ют­ся, а игра про­дол­жа­ет­ся, пока не кон­чит­ся розыг­рыш всех вещей. Хозя­ин обя­зан выста­вить уго­ще­ние и сам не име­ет пра­ва играть. — Ред.)

Перед мас­ле­ной зашёл к дьяч­ку села У. писарь и сооб­щил новость. В поч­то­вое отде­ле­ние Т. за 100 вёрст, пере­ве­дён новый поч­то­вый чинов­ник. Холост, трезв и не без достат­ка. Дьяк зашеп­тал­ся с дьячихой.

— Ты «чо», сду­рел, «чо» ли? — гром­ко воз­ра­зи­ла дья­чи­ха. — Не за сто же вёрст самим на показ доч­ку везти?

Хоро­шень­кая их доч­ка покрас­не­ла и выско­чи­ла из «зала», а писарь, ухмыль­нув­шись ей вслед, при­шёл на выруч­ку родителям.

— «Аля­му­ром» зама­нить надо — вот чем! Такой аля­мур­щик, что чуть про­слы­шит — за пять­сот вёрст прискачет!

Чего луч­ше! И жени­ха зама­нить, и день­гу заши­бить! Тот­час захло­по­та­ли старики.

— Доч­кин дет­ский салон — 18 руб­лей. Кана­рей­ка в клет­ке — 10 руб­лей. Ста­рый под­ряс­ник — 7 руб­лей. Сын-сту­дент о свят­ках оста­вил гита­ру и бала­лай­ку — с бары­шом купит из выруч­ки новые! — и их сюда же. Мед­ные само­ва­ры дав­но не в моде — тащи ста­рый само­вар! Пода­рок бла­го­чин­но­го — кув­шин с чароч­ка­ми — вот и довольно!

Спи­са­ли всё на «аля­мур­ный лист» с точ­ною рас­цен­кою. Наре­за­ли из бума­ги фишек на всю сум­му вещей. При­пас­ли пять игр картишек.

А при­шла «мас­лен­ка» — дья­чи­ха наго­то­ви­ла «аля­мур­ный стол»: «ому­ля», да не про­сто­го, а луч­ше­го — «селен­гу». Сжа­ри­ла «вере­ща­гу» — яич­ни­цу с рыбой. Настро­га­ла мёрз­лой осетрины-«строганины». Пель­ме­ней намо­ро­зи­ла сот­ни три. Спек­ла пыш­ную «мас­лен­ку» — хво­рост, кото­рый, вме­сто бли­нов, слу­жит сибир­ским мас­ле­нич­ным блю­дом: при­ви­ли его здесь ссыль­ные поля­ки-повстан­цы. Наста­ви­ла вся­кой солё­ной, коп­чё­ной и мари­но­ван­ной «закус­ки» и сдоб­ной «при­кус­ки» — «шань­ги» — булоч­ки со сме­тан­ной при­не­кою — и «сибир­ский раз­го­вор» — кед­ро­вые оре­хи — в первую голо­ву. При­пас­ла и «сер­ки» — лист­вен­нич­ной смо­лы — для излюб­лен­ной сибир­ской жвачки.

А дья­чок «сго­нял» в казён­ку, в рен­ско­вый погреб (так назы­ва­ли мага­зи­ны, тор­гу­ю­щие спирт­ны­ми напит­ка­ми. — Ред.) и в пив­ную. Оста­лось опо­ве­стить о дне «аля­му­ра».

На «аля­мур» вхож вся­кий — были бы денеж­ки. При­шло наро­ду нема­ло. Раз­ве­сё­лый фельд­шер, конеч­но, при­во­лок­ся за женою учи­те­ля, — а тому и горя мало: было бы выпить! Пождать при­шлось при­ез­жих — и то недол­го: нагря­ну­ли с бубен­ца­ми на взмы­лен­ной трой­ке и писарь с желан­ным гостем. Чинов­ник обсто­я­тель­ный, тужур­ка с игол­ки, толь­ко слов­но бы тес­но­ва­та… Зане­ве­стив­ша­я­ся барыш­ня, все­го с вес­ны взя­тая из «епар­хи­ал­ки» (духов­ное учеб­ное заве­де­ние для деву­шек. — Ред.), вся сомле­ла, уви­дев ново­го знакомого.

Живо при­сту­пи­ли к «аля­му­ру». Гости купи­ли у хозя­и­на за налич­ные — кому сколь­ко — фишек и усе­лись за «поль­ский бан­чок» (кар­точ­ное игра. — Ред.). Не про­ме­та­ли и двух «кру­гов», как мол­ча­ли­вый вла­де­лец моно­по­лии уже потя­нул­ся за спис­ком вещей, дол­го рас­смат­ри­вал его и, ткнув паль­цем, заявил: «кана­рей­ка!». Он уже обо­брал у парт­нё­ров фишек на крас­нень­кую и спе­шил выку­пить луч­шую из лоте­реи вещь. «Заиг­ран­ные» фиш­ки уни­что­жи­ли и про­дол­жа­ли свое­об­раз­ный розыгрыш.

Учи­тель усерд­но выпи­вал, писарь раз­де­лы­вал на «трёх­ряд­ке» бары­ню (играл на трёх­ряд­ной гар­мо­ни пляс­ку «Бары­ня». — Ред.), фельд­шер делал «выход­ки» впри­сяд­ку, нашёп­ты­вая что-то улы­бав­шей­ся, несмот­ря на посто­ян­ный при­куп фишек, учи­тель­ни­це, а дья­чок с дья­чи­хой с голо­вой ушли — один в рас­чё­ты при про­да­же фишек, а дру­гая, сидя напро­тив него, в забо­ты — как бы выиг­рать «на себя» хоть что-нибудь из лоте­реи. При­ез­жий чинов­ник не отхо­дил от барыш­ни. Если бы ста­ри­ки были повни­ма­тель­нее, они бы поди­ви­лись, как подо­зри­тель­но ско­ро осво­и­лась доч­ка с гостем, — но они толь­ко радо­ва­лись: «клю­ёт рыбка!».

Даль­ше — боль­ше. Дав­но уже разыг­ра­ли весь «аля­мур» и пере­шли на налич­ные. Спер­ва «два­дцать одно», потом «макаш­ка». Наби­лись «на ого­нёк» насто­я­щие игро­ки, нароч­но выжи­дав­шие, пока затя­нет азарт «аля­мур­щи­ков». Зашур­ша­ли бумаж­ки, зазве­не­ло золо­то, — пошли в пляс, запе­ли хором под­гу­ляв­шие неудачники.

Под утро с ужа­сом уви­дал всё поза­быв­ший в игре дья­чок, что не толь­ка вся выруч­ка с «аля­му­ра», но и доб­рая сот­ня из «кубыш­ки» сго­ре­ла в «макао»… Хва­тил­ся тогда чинов­ни­ка — отыг­ра­юсь, дума­ет, хоть на нём — доч­ку сосва­таю… Глядь, — ни чинов­ни­ка, ни доч­ки, ни писа­ря! А тут из-под сто­ла вылез про­спав­ший­ся там учи­тель — тот жену ищет.

— Ищи вет­ра в поле! Увёз-таки жену, добил­ся сво­е­го ока­ян­ный весё­лый фельдшер.

Весё­лый «аля­мур» в Иркут­ской губер­нии. Рису­нок В. М. Арнольда

А быв­шую епар­хи­ал­ку на трой­ке помчал к себе, за сто вёрст в Т., «чинов­ник». Ковар­ный писарь, под­стро­ив­ший всё дело, сидел у них за кучера.

Вели­ка ли беда? Уво­зом, извест­но, чаще вен­ча­ют­ся, чем сва­тов­ством. Зна­чит, дело­вой чело­век — чинов­ник: пожа­лел расходов.

Увы! Это был не чинов­ник, а нищий, — шало­пай из уго­лов­ных ссыль­ных, с кото­рым ещё с про­шлой зимы вела роман скром­ная епар­хи­ал­ка. Её «Ромео» при­бег к неред­ко­му по Сиби­ри сва­деб­но­му мас­ка­ра­ду, при­за­няв тужур­ку у при­я­те­ля. Быва­ло, что дорож­ные масте­ра на построй­ке чугун­ки высва­ты­ва­ли луч­ших невест, украв на вре­мя инже­нер­ский мун­дир сво­е­го начальника.

Не весел вышел весё­лый «аля­мур» для несчаст­ли­вых родителей!


«Берёзку рубят»

«Посид­ки» («вечор­ка») затя­ну­лись. Уже досы­та напе­лись часту­шек, вроде:

— Мне кадре­ли надо­е­ли и «лин­цы» («лан­сье») наску­чи­ли — играть друж­ка замучили.

Или:

«Гово­ри­ла я друж­ку: не ешь в сре­ду киш­ку, а ешь лёг­кое, печён­ку — и люби меня, девчонку».

Уже сыг­ра­ли «сва­деб­ку», кото­рая «вся рас­стро­и­лась», пото­му что «неве­сту оха­я­ли — цело­вать­ся заста­ви­ли». «Запле­та­ли пле­тень». Спер­ва уто­пи­ли, потом выру­ча­ли уточ­ку «из мёды, из пато­ки». Несколь­ко раз ходи­ли пар­ни, при­кры­вая шап­кой лица паро­чек с суро­вым при­ка­за­ни­ем: «целуй­тесь!», при­чём, сколь­ко бы ни дер­жал парень шап­ку, нель­зя отры­вать губ от затяж­но­го поце­луя. Соби­ра­ли при этом и «на свеч­ку», и на угощение.

И «лин­цы», и кадре­ли пля­са­ли до упа­ду. Рас­хо­ди­лась моло­дёжь — и по домам рас­хо­дить­ся не хочет­ся. Оста­лось либо «боль­шие пес­ни» петь, либо сыг­рать какую-либо из хра­ня­щих­ся про запас на такой слу­чай отча­ян­но­го поши­ба ста­рых игр.

Но для «боль­ших песен» нет ни настро­е­ния (серьёз­но­го, про­чув­ствен­но­го), ни Ерём­ки-запе­ва­лы, кото­ро­го нын­че сма­ни­ли в Брус на посидки.

— Вань­ка, сру­би-ка берёз­ку, — взвизг­ну­ла одна из девок побойчее.

— Вер­но! Но, Вань, сру­би, милой, сру­би-ка-ся… — загал­де­ла вся изба.

Ваня поло­мал­ся:

— Мало сё-дни каши ел, пло­хо выйдет!

Напо­сле­док, одна­ко, согла­сил­ся. Все насто­ро­жи­лись, ожи­дая потехи.

Вань­ка с мед­лен­но­го раз­ма­ха сра­зу стал, как дуб, на голо­ву, кряк­нул и повёл, стоя на голо­ве, длин­ный рассказ:

— Сто­ит в лесу, берёз­ка, качается!
При­е­хал мужик, распоясался.
Рас­пра­вил бороду.
Пото­чил топор.
Стал рубить:
Тюк-тюк!..

Всё это Вань­ка изоб­ра­жа­ет в лицах, рас­ка­чи­ва­ясь, ухит­ря­ясь одною рукою рас­по­я­сать­ся, погла­дить под­бо­ро­док. Точе­ние изоб­ра­жа­ет «нога об ногу». Нако­нец, руб­ка про­из­во­дит­ся уда­ра­ми гра­ци­оз­но­го вален­ка одной ноги под колен­ко дру­гой. Это дви­же­ние не пре­кра­ща­ет­ся до само­го кон­ца действия.

«Берёз­ку рубят». Народ­ная игра в деревне Выпол­зо­во Кре­стец­ко­го уез­да Нов­го­род­ской губер­нии. Рису­нок С. Киевского

А дей­ствие всё раз­ви­ва­ет­ся. Вот вздра­ги­ва­ет вер­хуш­ка, вот начи­на­ет кре­нить­ся берёз­ка под уда­ра­ми. Вань­ка пере­ги­ба­ет­ся в пояс­ни­це, с тру­дом удер­жи­вая рав­но­ве­сие и щего­ляя про­дол­же­ни­ем пове­сти. Лицо его, кажет­ся, вот сей­час брыз­нет кро­вью… Напря­же­ние, вос­торг и любо­пыт­ство зри­те­лей дости­га­ет послед­них пре­де­лов. Но если кто-нибудь взвизг­нет или сорвёт­ся неволь­ное вос­кли­ца­ние — неосто­рож­но­му тот­час зажмут рот.

Нако­нец, послед­ний удар топо­ра — и берёз­ка с трес­ком пада­ет. Как изоб­ра­зил Вань­ка треск пада­ю­щей берёз­ки — мы пере­дать не берём­ся. Но рёв, визг, хохот, топот и апло­дис­мен­ты зри­те­лей дока­зы­ва­ют, что финал удал­ся талант­ли­во­му любим­цу пуб­ли­ки не менее, чем всё остальное…

Уж очень ред­ки — и хоро­шо, что ред­ки — в рус­ской деревне эти «охаль­ные игры», из кото­рых опи­сан­ная — самая невинная…


«С козлом идут»

Несо­мнен­ная связь с язы­че­ством суще­ству­ет в мас­ле­нич­ном обы­чае, сохра­нив­шем­ся сре­ди мещан и кре­стьян — жите­лей горо­дов Ниже­го­род­ской губер­нии и даже пред­ме­стий само­го Ниж­не­го. Мас­ле­нич­ное гуля­нье откры­ва­ет­ся про­цес­си­ей деву­шек, разо­де­тых в яркие наря­ды. Впе­ре­ди ведут за рога рос­ло­го кра­си­во­го коз­ла, укра­шен­но­го цвет­ны­ми лен­та­ми. Это, — несо­мнен­но, — древ­ний жерт­вен­ный козёл сла­вян. Но дело обхо­дит­ся в наши дни без крови.

«С коз­лом идут»

С пени­ем осо­бых, к это­му дню при­уро­чен­ных песен, девуш­ки про­хо­дят по ули­цам горо­да и дают «почин мас­ле­ни­це». Сле­дом начи­на­ет­ся обыч­ное ката­нье, во вре­мя кото­ро­го, при встре­чах вере­ниц саней, моло­дые люди и девуш­ки при­гля­ды­ва­ют­ся друг дру­гу, зна­ко­мят­ся, и неред­ко здесь завя­зы­ва­ют­ся буду­щие бра­ки. Ката­ние слу­жит, таким обра­зом, смот­ри­на­ми, и появ­ле­ние наряд­но­го коз­ла на ули­це с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ет­ся и девуш­ка­ми, и моло­ды­ми людь­ми, меч­та­ю­щи­ми о супружестве.

Поделиться