Искусство комикса традиционно считается частью западной культуры: именно в США появился первый цветной комикс, созданный Джозефом Пулитцером, и там же была основана компания DC Comics, задавшая мировые стандарты для рисованных историй о супергероях.
Комиксы в СССР, как проявление буржуазной культуры, не жаловали. Советский писатель и переводчик Корней Чуковский в 1948 году даже посвятил этому аморальному, по мнению литератора, явлению статью в «Литературной газете». Материал вышел под названием «Растление детских душ». В нём автор писал:
«На каждой улице, на каждом углу, у каждого газетчика, в каждом киоске — по самой дешёвой цене, по пять и по десять центов — ребёнку ежедневно навязываются эти кровавые книжки, которые по какой-то зловещей игре языка носят в Америке название „комикс“».
Тем не менее жанр комикса всё равно просачивался на страницы советских газет и журналов, так как связанные одной тематикой или одним сюжетом картинки могли служить наглядным инструментом пропаганды. Во времена социально-политических потрясений это были, например, знаменитые «Окна РОСТА», агитировавшие людей бороться за установление диктатуры пролетариата. В мирное время иллюстрированные рассказы во многих советских журналах пропагандировали образование и просвещение.
В 1950–1970‑х годах, во времена так называемого Серебряного века комиксов, в США подростки увлечённо следили за приключениями Человека-паука, Халка и Железного человека. Советские журналы чаще всего использовали жанр рисованных историй именно в просветительских целях, чтобы сделать познавательную информацию более доступной и занимательной для молодёжи.
Во многих научно-популярных журналах появилась тенденция помещать на внутренней стороне обложки пояснения к статьям в виде комиксов или череды рисунков, объединённых одной тематикой. Из-за неформального запрета на жанр комикса, в советской прессе он часто преподносился не в традиционном виде рисованного рассказа, а в форме объединённых одной тематикой картинок, не всегда связанных друг с другом конкретным сюжетом. Например, составители обращались к форме комикса, иллюстрируя этапы развития технического прогресса или демонстрируя работу инновационных технологий будущего, зачастую в юмористической форме.
VATNIKSTAN составил подборку комиксов, опубликованных в советской прессе в 1950–1970‑х годах. Иллюстрации взяты из журналов «Знание — сила», «Техника — молодёжи» и «Турист».
Смотрите также:
Образ будущего в журнале «Техника — молодёжи» в 1930–50‑е годы.
Жизнь города будущего в журнале «Техника — молодёжи» 1950—1960‑х годов.