Элеонора Рузвельт в СССР. Хроника из серии публикаций «Мой день». Часть II

Перед вами вто­рая часть заме­ток Эле­о­но­ры Рузвельт о поезд­ке в СССР. В пер­вой части наблю­де­ний она опи­сы­ва­ла всё, что уви­де­ла и боль­ше все­го потряс­ло её в Стране Сове­тов: быт людей, квар­ти­ры и дома, соци­аль­ное устрой­ство госу­дар­ства, потём­кин­ские дерев­ни и мно­гое другое.

Цикл заме­ток мы пуб­ли­ку­ем в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке. Мис­сис Рузвельт посте­пен­но пере­хо­дит от про­сто­го, зача­стую наив­но­го опи­са­ния соци­а­ли­сти­че­ско­го устрой­ства к более абстракт­ным рас­суж­де­ни­ям о роли СССР в мире и тому, какое место в нём долж­ны зани­мать США.

Этот неболь­шой экс­курс в исто­рию, пусть и немно­го поверх­ност­ный, отлич­но даёт пред­став­ле­ние о том, каки­ми раз­ны­ми были наши стра­ны и систе­мы в после­во­ен­ные годы, в пери­од раз­го­ра­ю­щей­ся холод­ной вой­ны. Мно­гое, что нам сего­дня кажет­ся есте­ствен­ным и неуди­ви­тель­ным, чело­век с дру­го­го кон­ти­нен­та вос­при­ни­мал совсем ина­че — не пони­мал, пугал­ся или счи­тал достой­ным восхищения.

Забав­но, что сей­час из наше­го, без­услов­но, ино­го мира обе систе­мы выгля­дят оди­на­ко­во далё­ки­ми и чужи­ми, буд­то сошед­ши­ми со стра­ниц книг. Читая замет­ки, нуж­но пом­нить, что перед нами — мыс­ли чело­ве­ка, для кото­ро­го всё опи­сы­ва­е­мое было срод­ни визи­ту на дру­гую планету.

Ещё одно пре­ду­пре­жде­ние: Эле­о­но­ра Рузвельт была жен­щи­ной чрез­вы­чай­но умной и про­ни­ца­тель­ной, одна­ко она не была ни писа­тель­ни­цей, ни пуб­ли­ци­стом, ни жур­на­лист­кой. Замет­ки могут выгля­деть ском­кан­ны­ми или кос­но­языч­ны­ми. Это не ума­ля­ет мас­шта­бов лич­но­сти Рузвельт и гово­рит исклю­чи­тель­но о том, что писа­тель­ство не было основ­ным заня­ти­ем экс-пер­вой леди США.


О медицине

В Совет­ском Сою­зе бес­плат­ное меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние — одно из тех дости­же­ний, кото­ры­ми, как мне кажет­ся, народ гор­дит­ся боль­ше все­го. Бла­го­да­ря про­фес­со­ру Жда­но­ву, заме­сти­те­лю мини­стра здра­во­охра­не­ния СССР, мы смог­ли воочию уви­деть, каким обра­зом орга­ни­зо­ва­на совет­ская меди­ци­на и как имен­но помо­га­ют пациентам.

В веде­нии мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния нахо­дят­ся педи­ат­рия, охра­на мате­рин­ства и дет­ства, гине­ко­ло­гия, школь­ная и тру­до­вая меди­ци­на и дру­гие отрас­ли. Про­фес­сор Жда­нов рас­ска­зал нам, что общие пра­ви­ла помо­щи уста­нав­ли­ва­ют­ся в Москве и долж­ны испол­нять­ся во всех учре­жде­ни­ях стра­ны. Одна­ко реги­о­наль­ные чинов­ни­ки при­спо­саб­ли­ва­ют эти нор­мы к мест­ным условиям.

Что­бы стать вра­чом в Совет­ском Сою­зе, после окон­ча­ния деся­ти клас­сов шко­лы надо про­учить­ся шесть лет, а затем три года отра­бо­тать по рас­пре­де­ле­нию. Под­го­тов­ку про­хо­дят три типа меди­цин­ских работ­ни­ков: прак­ти­ку­ю­щие док­то­ра всех спе­ци­аль­но­стей, педи­ат­ры и сани­тар­ные вра­чи. Отра­бо­тав тре­бу­е­мые три года, моло­дой медик сво­бо­ден в выбо­ре спе­ци­аль­но­сти. Было инте­рес­но узнать, что по зако­ну врач не дол­жен рабо­тать более шести часов в день.

В каж­дом реги­оне Совет­ско­го Сою­за есть меди­цин­ский центр для мате­ри и ребён­ка. Мы посе­ти­ли несколь­ко таких учре­жде­ний, и луч­ше все­го я смо­гу их опи­сать, рас­ска­зав про рай­он­ную поли­кли­ни­ку в Ленин­гра­де. Там зани­ма­ют­ся толь­ко здо­ро­вы­ми детьми и мате­ря­ми — если ребён­ку тре­бу­ет­ся более серьёз­ная помощь, его направ­ля­ют в боль­ни­цу. Во всём рай­оне живёт око­ло 19 тысяч детей. Там рас­по­ло­же­но трое яслей и ещё четы­ре — за пре­де­ла­ми рай­о­на. Детей туда отправ­ля­ют на уход.

В рай­оне насчи­ты­ва­ет­ся 18 дет­ских садов и 11 школ. В шта­те этих учре­жде­ний рабо­та­ют 90 чело­век меди­цин­ско­го пер­со­на­ла, из кото­рых 51 врач. У каж­до­го из них на попе­че­нии 300 детей. Док­тор про­во­дит два часа в самом цен­тре и на четы­ре часа выез­жа­ет к паци­ен­там на дом. В общей слож­но­сти спе­ци­а­лист рабо­та­ет пять с поло­ви­ной часов.

За весь про­шлый год в этом рай­оне умер толь­ко один ребё­нок млад­ше года, а в воз­расте до 16 лет — четы­ре. Вене­ри­че­ских забо­ле­ва­ний и про­сти­ту­ции в окру­ге нет вовсе.

В одном толь­ко Ленин­гра­де 35–40 подоб­ных рай­он­ных цен­тров, в кото­рых две тыся­чи вра­чей зани­ма­ют­ся исклю­чи­тель­но про­фи­лак­ти­че­ской медициной.

Про­фи­лак­ти­че­ская меди­ци­на под­ра­зу­ме­ва­ет спе­ци­аль­ные про­це­ду­ры. Мать долж­на обра­тить­ся в центр доро­до­во­го обу­че­ния и ухо­да. У неё есть декрет­ный отпуск до рож­де­ния ребён­ка и 57 дней после, в тече­ние кото­рых она полу­ча­ет зар­пла­ту и не ходит на рабо­ту. Если всё идёт глад­ко, за пер­вый месяц жен­щи­ну один раз посе­ща­ет участ­ко­вый врач и три раза — мед­сест­ра. Затем раз в месяц мать долж­на сама возить ново­рож­дён­но­го в меди­цин­ский центр, где обсле­ду­ют и её, и ребён­ка. Там же при­ни­ма­ет сто­ма­то­лог. Если обна­ру­жи­ва­ют серьёз­ное забо­ле­ва­ние, малы­ша отправ­ля­ют на лече­ние в дру­гое учреждение.

Еже­ме­сяч­ное посе­ще­ние и кон­троль про­дол­жа­ют­ся, пока ребён­ку не испол­нит­ся 17 лет и он не окон­чит десять клас­сов. Посколь­ку общие усло­вия в Совет­ском Сою­зе поз­во­ля­ют рабо­тать и мате­ри, и отцу, шко­лы каж­дое лето берут детей в лагерь на два меся­ца. У каж­до­го работ­ни­ка есть месяч­ный отпуск, а если он нуж­да­ет­ся в осо­бом ухо­де, то его отпра­вят в один из мно­го­чис­лен­ных санаториев.

Мы посе­ти­ли Сочи, где насчи­ты­ва­ет­ся 50 сана­то­ри­ев, неко­то­рые из них при­над­ле­жат госу­дар­ствен­ным пред­при­я­ти­ям. Мно­ги­ми вла­де­ют проф­со­ю­зы. Если врач под­твер­жда­ет, что работ­ни­ку нуж­но посе­тить сана­то­рий во вре­мя месяч­но­го отпус­ка, то 70 про­цен­тов сто­и­мо­сти путёв­ки опла­чи­ва­ет проф­со­юз. Работ­ник опла­чи­ва­ет толь­ко транс­порт­ные рас­хо­ды по сни­жен­но­му тари­фу, а так­же 30 про­цен­тов рас­хо­дов на отпуск. При тяжё­лом забо­ле­ва­нии вре­мя, про­ве­дён­ное в спе­ци­аль­ной боль­ни­це или сана­то­рии, не засчи­ты­ва­ет­ся как часть отпуска.

Сочи — очень при­ме­ча­тель­ное место отды­ха. В этой стране есть, как мне кажет­ся, очень хоро­шая прак­ти­ка. Муж­чи­нам и жен­щи­нам, кото­рые отправ­ля­ют­ся в сана­то­рий, раз­ре­ша­ют поехать вме­сте с мужем или женой. Если супру­ги рабо­та­ют на раз­ных пред­при­я­ти­ях, одно­му из них при­дёт­ся запла­тить пол­ную сум­му за всё вре­мя пре­бы­ва­ния. В целом для боль­шин­ства это не явля­ет­ся чем-то сверхъ­есте­ствен­ным. Мы виде­ли, как мужья и жёны насла­жда­лись пляж­ным отды­хом в Сочи. Они заго­ра­ли и развлекались.

Чёр­ное море очень кра­си­вое. Мест­ные пля­жи галеч­ные, а не пес­ча­ные. Мне понра­ви­лось купать­ся здесь. Очень кра­си­во выгля­дят горы, спус­ка­ю­щи­е­ся к морю.

Люди при­да­ют боль­шое зна­че­ние отпус­ку. На самом деле я нико­гда не осо­зна­ва­ла, насколь­ко отпуск важен, пока не услы­ша­ла, как его обсуж­да­ют в Совет­ском Союзе!


О социальном обслуживании

В Ленин­гра­де я посе­ти­ла меди­цин­ский инсти­тут с педи­ат­ри­че­ским укло­ном. Там, как мне объ­яс­ни­ли, пре­по­да­ёт­ся обще­ме­ди­цин­ский курс, хотя сту­ден­ты, посту­па­ю­щие в этот инсти­тут после окон­ча­ния 10-лет­ней шко­лы, инте­ре­су­ют­ся педи­ат­ри­ей боль­ше, чем каким-либо дру­гим раз­де­лом меди­ци­ны. Поэто­му упор дела­ет­ся на дет­ские болезни.

В инсти­ту­те 2200 сту­ден­тов, 40 про­фес­со­ров и 250 пре­по­да­ва­те­лей, есть поли­кли­ни­ка со 170 вра­ча­ми и боль­ни­ца на тыся­чу коек и 500 мед­се­стер. Дирек­тор инсти­ту­та так­же явля­ет­ся дирек­то­ром кли­ни­ки и глав­ным врачом.

В Ленин­гра­де при­ни­ма­ют паци­ен­тов ещё восемь кли­ник: три хирур­ги­че­ских, три тера­пев­ти­че­ских, одна кли­ни­ка по лече­нию болез­ней нерв­ной систе­мы, а так­же поли­кли­ни­ка про­фи­лак­ти­че­ской медицины.

В инсти­ту­те про­ве­ли инте­рес­ный экс­пе­ри­мент: взя­ли на вос­пи­та­ние 32 детей-сирот сра­зу после рож­де­ния. Иссле­до­ва­те­ли пыта­лись выяс­нить, смо­гут ли они вырас­тить детей так, что­бы они ста­ли таки­ми же раз­ви­ты­ми, как если бы малы­шей вос­пи­ты­ва­ли роди­те­ли. Когда детям испол­ня­лось три года, их отда­ва­ли на усыновление.

Мне пока­за­лось, что вос­пи­та­ние этих сирот осно­ва­но на тео­рии извест­но­го рус­ско­го физио­ло­га Ива­на Пав­ло­ва. Шести­ме­сяч­ный ребё­нок, судя по все­му, уже пони­мал, чего от него ждут, когда ему дава­ли упраж­не­ния, нача­тые в двух­ме­сяч­ном воз­расте. А в 18 меся­цев дети выпол­ня­ли зада­чи вооб­ще без каких-либо настав­ле­ний — и дела­ли это хорошо.

Я не совсем уве­ре­на, во что такая обра­бот­ка детей выльет­ся в буду­щем, посколь­ку мне пока­за­лось, что она не поощ­ря­ет ини­ци­а­ти­ву и неза­ви­си­мость мыш­ле­ния. Но вполне может быть так, что поли­ти­ки в Крем­ле пыта­ют­ся вос­пи­тать людей, обу­чен­ных тому, что госу­дар­ство счи­та­ет нужным.

Науч­но-иссле­до­ва­тель­ские инсти­ту­ты всех видов в Совет­ском Сою­зе прак­ти­че­ски повсю­ду, пото­му что пра­ви­тель­ство пони­ма­ет цен­ность рабо­ты в этой области.

Мне кажет­ся, я дала вам пред­став­ле­ние о раз­ма­хе меди­ци­ны в Совет­ском Сою­зе. Что осо­бен­но впе­чат­ли­ло меня, так это про­фи­лак­ти­че­ская рабо­та с мате­ря­ми и мла­ден­ца­ми, а так­же огром­ное коли­че­ство вра­чей, про­хо­дя­щих обучение.

Толь­ко в этом году в Совет­ском Сою­зе из учи­лищ будет выпу­ще­но 26 тысяч вра­чей, а у нас в Соеди­нён­ных Шта­тах, я думаю, эта циф­ра соста­вит толь­ко 6 500. Сове­ты сей­час пыта­ют­ся обу­чать меди­ков в рай­о­нах их про­жи­ва­ния, что­бы потом не при­хо­ди­лось высы­лать док­то­ров из род­ных мест для трёх лет обя­за­тель­ной рабо­ты по распределению.

В Рос­сии я побы­ва­ла на двух фаб­ри­ках: на кон­ди­тер­ской, кото­рой руко­во­дит жен­щи­на, и на тек­стиль­ной, кото­рой управ­ля­ет мужчина.

Мне пока­за­лось, что на тек­стиль­ной фаб­ри­ке были доволь­но хоро­шие сани­тар­ные усло­вия, хотя в неко­то­рых ком­на­тах и оста­ва­лось какое-то коли­че­ство мел­ких вор­си­нок. Пред­при­я­тие зани­ма­ло обшир­ную тер­ри­то­рию. Там были ясли, дет­ский сад, поме­ще­ния для вос­пи­та­тель­ной рабо­ты и физи­че­ских упраж­не­ний, а так­же обшир­ное меди­цин­ское учре­жде­ние, в том чис­ле больница.

Что впе­чат­ля­ет любо­го посе­ти­те­ля фаб­рик, так это уси­лия, направ­лен­ные на уве­ли­че­ние объ­ё­мов про­из­вод­ства. Мне ска­за­ли, что пока рос­сий­ские фаб­ри­кан­ты рабо­та­ют не так быст­ро, как в США, но когда мы гово­ри­ли с Ники­той Хру­щё­вым, он ска­зал мне, что через 15 лет они нас точ­но дого­нят. Я попы­та­лась выяс­нить, была ли эта раз­ни­ца в про­из­во­ди­тель­но­сти резуль­та­том ини­ци­а­ти­вы, отсут­ствия хоро­шей тех­ни­ки и инстру­мен­тов или их непра­виль­но­го исполь­зо­ва­ния. Я думаю, что все три фак­то­ра могут отно­сить­ся к проблеме.

При вхо­де на фаб­ри­ку, а частень­ко и в её поме­ще­ни­ях, я виде­ла фото­гра­фии неко­то­рых рабо­чих с ука­за­ни­ем имён. Они отли­чи­лись в выпол­не­нии про­из­вод­ствен­ных пла­нов или пред­ло­жи­ли, как уско­рить рабо­ту. Под­раз­де­ле­ния внут­ри пред­при­я­тия кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за уве­ли­че­ние про­из­во­ди­тель­но­сти. Управ­ля­ю­щая заво­дом, кото­рый пока­зы­ва­ет хоро­шие резуль­та­ты, полу­ча­ет при­зна­ние и поощрение.

Кон­ди­тер­ская фаб­ри­ка, кото­рую я посе­ти­ла, выпус­ка­ла отлич­ные кон­фе­ты и кра­си­во упа­ко­вы­ва­ла их. Тамош­няя началь­ни­ца, похо­же, лич­но зна­ла боль­шин­ство рабо­чих и заслу­жи­ла при­зна­ние за про­дук­цию предприятия.

Мно­гие совет­ские жен­щи­ны доволь­но пол­ные. У них кре­стьян­ское тело­сло­же­ние — они коре­на­стые и креп­кие, не каза­лись дряб­лы­ми и доволь­но стат­ные. Одна­ко боль­шин­ство жен­щин не соот­вет­ство­ва­ли бы аме­ри­кан­ским стан­дар­там строй­но­сти, так же как они не сле­ду­ют нашим вку­сам в одеж­де. Чрез­вы­чай­но спо­соб­ная жен­щи­на, руко­во­див­шая кон­ди­тер­ской фаб­ри­кой, выгля­де­ла так, буд­то не все­гда может усто­ять перед сво­ей же про­дук­ци­ей. Хотя она и гово­ри­ла мне, что тща­тель­но сле­дит за питанием.

Повсю­ду на фаб­ри­ках висе­ли пла­ка­ты с над­пи­сью «Будь­те бла­го­дар­ны», кото­рые, как я пола­гаю, напо­ми­на­ли рабо­чим о «бла­го­де­те­лях» социализма.

В целом, я думаю, усло­вия на заво­де были доволь­но хоро­ши­ми. Чисто­та, свет и воз­дух на кон­ди­тер­ской фаб­ри­ке созда­ва­ли здо­ро­вую атмо­сфе­ру для рабо­ты. И ещё мне ска­за­ли, что пред­при­я­тия про­ве­ря­ют два раза в год, что­бы убе­дить­ся, что усло­вия образ­цо­вые, а все работ­ни­ки здоровы.

Мне кажет­ся, что если систе­ма дей­стви­тель­но даёт людям жела­е­мое, то ей не сто­ит посто­ян­но ука­зы­вать им на цен­ность того, что они полу­ча­ют. Одна­ко всем нам было бы полез­но поча­ще иметь перед собой это напо­ми­на­ние. Даже несмот­ря на тот факт, что всё то, за что мы при­зна­тель­ны в США, отли­ча­ет­ся от тех вещей, за кото­рые Совет­ский Союз при­зы­ва­ет быть бла­го­дар­ным свой народ.


О религии

В Совет­ском Сою­зе ком­му­ни­сти­че­ское пра­ви­тель­ство с момен­та при­хо­да к вла­сти пыта­лось убе­дить людей, что пар­тия может заме­нить цер­ковь, а отно­ше­ние людей к Лени­ну чем-то похо­же на покло­не­ние свя­то­му. Имен­но такое впе­чат­ле­ние сло­жи­лось у меня, когда я была в России.

Поми­мо чувств к семье и дру­зьям, людям нуж­но ещё что-то, за что они могут ухва­тить­ся. В Москве все­гда сто­ит длин­ная оче­редь к мав­зо­лею Лени­на во все дни, когда он открыт. Боль­шая вере­ни­ца людей каза­лась мне фак­ти­че­ски выра­же­ни­ем той самой потреб­но­сти в рели­ги­оз­ном покло­не­нии, кото­рая есть в каж­дой чело­ве­че­ской душе.

Есть ли в Совет­ском Сою­зе сво­бо­да веро­ис­по­ве­да­ния? Я пыта­лась полу­чить ответ.

Я посе­ти­ла бап­тист­скую цер­ковь на окра­ине Моск­вы — един­ствен­ную, где, каза­лось, было мно­го моло­дё­жи. Про­по­вед­ник отме­тил, что они име­ют пра­во обу­чать людей для слу­же­ния и про­ве­де­ния цере­мо­ний. Конеч­но, это все­го лишь неболь­шая сек­та, насчи­ты­ва­ю­щая око­ло чет­вер­ти мил­ли­о­на при­хо­жан, но, как мне ска­за­ли, чис­лен­ность при­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся на 20 тысяч чело­век в год.

Пра­во­слав­ной церк­ви так­же раз­ре­ше­но про­во­дить служ­бы, но мно­гие из ста­рин­ных хра­мов пре­вра­ти­ли в музеи. В Ленин­гра­де я побы­ва­ла в церк­ви, на ниж­нем эта­же кото­рой шёл про­стой моле­бен, куда при­хо­ди­ли и ухо­ди­ли люди. С тру­дом под­няв­шись на два лест­нич­ных про­лё­та вверх, мы обна­ру­жи­ли уже пол­но­цен­ное бого­слу­же­ние с пре­крас­ным пени­ем. Одна­ко в слу­чае пра­во­слав­ной церк­ви при­хо­жане, как мне пока­за­лось, состо­я­ли в основ­ном из пожи­лых людей, кото­рые упор­но караб­ка­лись по сту­пень­кам, оста­нав­ли­ва­ясь в про­лё­тах у каж­дой ико­ны, что­бы помолиться.

За пре­де­ла­ми Моск­вы я посе­ти­ла Загорск — свя­щен­ный город, где нахо­дит­ся мона­стырь XVI века, две пре­крас­ные церк­ви и дру­гие зда­ния XVI и XVIII веков. Здесь похо­ро­нен пре­по­доб­ный Сер­гий, а внут­ри хра­ма, где нахо­дит­ся его моги­ла, посто­ян­но про­во­дят­ся цер­ков­ные служ­бы. Опять же, боль­шин­ство веру­ю­щих были пожи­лы­ми жен­щи­на­ми. Меня пора­зи­ла уди­ви­тель­ная кра­со­та их пения.

Там была целая сте­на пре­крас­ных икон, сре­ди кото­рых одна очень зна­ме­ни­тая — с изоб­ра­же­ни­ем Тро­и­цы. В цар­ские вре­ме­на госу­дарь имел обы­чай ходить в Загорск пеш­ком на бого­слу­же­ние, и до сих пор люди при­ез­жа­ют к ней издалека.

Мне рас­ска­за­ли забав­ную исто­рию одной из импе­ра­тор­ских доче­рей, кото­рой было труд­но выдер­жи­вать такую дол­гую про­гул­ку. В сопро­вож­де­нии каре­ты, сле­до­вав­шей за ней, цеса­рев­на каж­дый день шла настоль­ко дале­ко, насколь­ко мог­ла, затем еха­ла домой отды­хать, а после воз­вра­ща­лась к тому месту, где оста­но­ви­лась, и сно­ва начи­на­ла палом­ни­че­ство. (Воз­мож­но, речь идёт о Ели­за­ве­те Пет­ровне. — Прим.).

У гре­че­ской пра­во­слав­ной церк­ви СССР есть семи­на­рия и ака­де­мия. Мне ска­за­ли, что в сле­ду­ю­щем семест­ре в семи­на­рию попа­дёт 220 сту­ден­тов. Сту­ден­ты могут посту­пать туда в воз­расте от 18 до 40 лет, но перед этим они обя­за­ны закон­чить десять лет обыч­ной шко­лы. Обра­зо­ва­ние, а так­же пита­ние и про­жи­ва­ние — бес­плат­ны. Пат­ри­арх во гла­ве Гре­че­ской пра­во­слав­ной церк­ви под­дер­жи­ва­ет ака­де­мию и семи­на­рию, а так­же все хра­мы доб­ро­воль­ны­ми пожерт­во­ва­ни­я­ми людей, кото­рые всё еще вер­ны религии.

Моя сек­ре­тар­ша, мисс Морин Корр, посе­ща­ла рим­ско-като­ли­че­скую цер­ковь в Москве и Ленин­гра­де. Она была очень опе­ча­ле­на тем фак­том, что там, каза­лось, были толь­ко пожи­лые люди.

Раз­ре­ша­ет­ся так­же посе­ще­ние сина­го­ги и обу­че­ние огра­ни­чен­но­го чис­ла рав­ви­нов, но еврей­ской шко­лы для детей в Москве не существует.

Насколь­ко я знаю, ни один член ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии не может ходить в цер­ковь. Оче­вид­но, что общее про­ти­во­дей­ствие пра­ви­тель­ства посе­ще­нию хра­мов, ско­рее все­го, повли­я­ло на очень мно­гих людей. Граж­дане тут усерд­но рабо­та­ют, и им лег­ко вос­при­ни­мать вос­кре­се­нье как обыч­ный день отды­ха, выход­ной, и чув­ство­вать, что в целом они вполне могут под­дать­ся при­выч­кам тех, кто бли­зок к пра­ви­тель­ству. Поэто­му посе­ще­ние церк­ви, кажет­ся, не очень попу­ляр­но сре­ди мно­гих моло­дых людей, родив­ших­ся в гре­че­ской пра­во­слав­ной вере.

В Таш­кен­те мы посе­ти­ли има­ма, кото­рый толь­ко что при­нял обя­зан­но­сти сво­е­го отца. Сам он ещё доволь­но молод. Муж­чи­на ска­зал, что ислам был гла­вен­ству­ю­щей рели­ги­ей в этой мест­но­сти. Его мечеть, каза­лось, была в хоро­шем состо­я­нии, а в биб­лио­те­ке мул­лы было несколь­ко пре­крас­ных ста­рин­ных книг. Он пони­мал, что его народ про­дол­жа­ет испо­ве­до­вать маго­ме­тан­скую веру.

В сле­ду­ю­щих двух ста­тьях я поды­то­жу для вас лич­ные ощу­ще­ния и впе­чат­ле­ния за всё то вре­мя, что про­ве­ла в Совет­ском Сою­зе. Я смог­ла пере­ва­рить и оце­нить то, что уви­де­ла и почув­ство­ва­ла. На этом дан­ная серия заме­ток и ста­тей закон­чит­ся. Тогда я смо­гу вер­нуть­ся к нашей повсе­днев­но­сти. Долж­на ска­зать, я весь­ма рада это­му, так как дома у нас про­ис­хо­дит не мень­ше инте­рес­ных вещей, чем за границей.


Итоги и общие впечатления

Огля­ды­ва­ясь назад на свой опыт, на поезд­ку в Совет­ский Союз, преж­де все­го мне хочет­ся ска­зать, что я хоро­шо пони­маю любовь рус­ско­го наро­да к род­ной стране.

Это огром­ное госу­дар­ство с раз­но­об­раз­ным кли­ма­том и мно­же­ством неосво­ен­ных ресур­сов: углём, нефтью и метал­ла­ми всех видов. Но, поми­мо это­го, у СССР есть огром­ный чело­ве­че­ский потенциал.

Как и все люди, кото­рые жили близ­ко к зем­ле, они пре­да­ны тому краю, где они роди­лись. Я это вижу даже по эми­гран­там, кото­рые уеха­ли из Рос­сии мно­го лет назад. На днях так­сист в Нью-Йор­ке спро­сил меня о Совет­ском Сою­зе и с тос­кой ска­зал: «Дерев­ня под Мин­ском, из кото­рой я при­е­хал, была уни­что­же­на вой­ной, но я хотел бы вер­нуть­ся и про­сто сно­ва уви­деть эту стра­ну. Я люб­лю её. Всё ещё люб­лю». Отно­ше­ние к родине отча­сти объ­яс­ня­ет готов­ность рус­ских рабо­тать и жерт­во­вать собой, когда им гово­рят, что это необ­хо­ди­мо для сохра­не­ния страны.

Тота­ли­тар­ный режим филь­тру­ет все ново­сти и не поз­во­ля­ет нико­му в Рос­сии понять: любую инфор­ма­цию мож­но интер­пре­ти­ро­вать по-раз­но­му, и трак­тов­ка собы­тий в мире силь­но отли­ча­ет­ся от той, кото­рую при­вык­ли слы­шать совет­ские граж­дане. Тот факт, что в СССР мож­но купить толь­ко ком­му­ни­сти­че­скую газе­ту, озна­ча­ет, что мас­са людей име­ет очень сла­бое пред­став­ле­ние о ново­стях или обра­зах мыс­ли за пре­де­ла­ми стра­ны. Даже несмот­ря на то, что, воз­мож­но, есть биб­лио­те­ки с каки­ми-то жур­на­ла­ми, где при­во­дит­ся дру­гое мне­ние о миро­вых происшествиях.

Про­дол­жа­ю­ща­я­ся навер­ху поли­ти­че­ская борь­ба за власть лишь незна­чи­тель­но меня­ет поло­же­ние вещей. Госу­дар­ствен­ный тер­рор, может быть, и умень­шил­ся, а неко­то­рые регу­ли­ру­ю­щие пра­ви­ла изме­ни­лись, но все руко­во­ди­те­ли Совет­ско­го Сою­за уве­ро­ва­ли в соци­а­ли­сти­че­скую док­три­ну. Про­дви­же­ние этой идеи может идти раз­ны­ми мето­да­ми, но осно­ва при этом не меня­ет­ся. И я сомне­ва­юсь, что изменится.

С тече­ни­ем вре­ме­ни соци­а­ли­сти­че­ские прин­ци­пы, воз­мож­но, транс­фор­ми­ру­ют­ся, но это будет во мно­гом зави­сеть, я думаю, от того, что смо­жет дока­зать сво­бод­ный мир. Запад­ное обще­ство долж­но будет так же твёр­до верить, что буду­щее — это демо­кра­тия, сво­бо­да и спра­вед­ли­вость, и про­де­мон­стри­ро­вать, сколь­ко хоро­ше­го это несёт людям.

Нет ника­кой реаль­ной надеж­ды изме­нить убеж­де­ния тех, кто при­вер­жен соци­а­ли­сти­че­ской и ком­му­ни­сти­че­ской идее, если толь­ко мы сами не смо­жем дока­зать дела­ми, что достиг­ли большего.Они по-преж­не­му счи­та­ют ком­му­низм послед­ней вели­кой надеж­дой на сча­стье людей.

В жиз­ни про­стых людей в Рос­сии всё хоро­шее про­изо­шло с ними после рево­лю­ции. Я рас­ска­за­ла вам немно­го о дости­же­ни­ях стра­ны в обла­сти обра­зо­ва­ния и меди­ци­ны. Мы долж­ны при­знать, что хотя уро­вень урба­ни­за­ции рас­тёт безум­ны­ми тем­па­ми, но там, где рабо­то­да­те­лем явля­ет­ся госу­дар­ство, у каж­до­го граж­да­ни­на в Совет­ском Сою­зе есть дело.

Если у жен­щи­ны мно­го детей, она может оста­вать­ся дома. Осно­вой любо­го пла­ни­ро­ва­ния здесь явля­ет­ся воз­мож­ность муж­чин и жен­щин рабо­тать и одно­вре­мен­но хоро­шо забо­тить­ся о детях.

Нель­зя срав­ни­вать жизнь в Совет­ском Сою­зе с жиз­нью, напри­мер, в Соеди­нён­ных Шта­тах, пото­му что они осно­ва­ны на раз­ных поня­ти­ях. Это может изме­нить­ся, если потреб­ность в рабо­чей силе умень­шит­ся, но сей­час любые руко­во­дя­щие орга­ны в СССР при­дер­жи­ва­ют­ся имен­но такой политики.

Мы долж­ны пом­нить, что огром­ное коли­че­ство совет­ских людей были кре­стья­на­ми, жили в бара­ках — в тес­но­те, в анти­са­ни­та­рии, без удобств, без меди­цин­ско­го обслу­жи­ва­ния, без обра­зо­ва­ния. Рели­гия во мно­гом исполь­зо­ва­лась для оправ­да­ния бед­но­сти. Вера была эта­кой таб­лет­кой, при­зван­ной успо­ко­ить людей и заста­вить думать о буду­щей жиз­ни, а не о жал­ком настоящем.

Поэто­му есте­ствен­но, что нынеш­нее пра­ви­тель­ство дела­ет упор на воз­мож­но­сти обра­зо­ва­ния, меди­цин­ско­го обслу­жи­ва­ния, обес­пе­че­ния рабо­ты и пен­сии по ста­ро­сти. Хотя вла­сти тре­бу­ют жертв и пред­ла­га­ют срав­ни­тель­но мед­лен­ный про­гресс в дости­же­нии более совре­мен­ных удобств и усло­вий жизни.

Все эти вещи могут дать надеж­ду рус­ско­му наро­ду. За вывес­ка­ми на заво­дах с над­пи­ся­ми типа «Будь­те бла­го­дар­ны» сто­ят реаль­ные улуч­ше­ния, кото­рые мы долж­ны признать.

Кро­ме того, лиде­ры совет­ско­го режи­ма не толь­ко верят в обра­зо­ва­ние, но и пита­ют насто­я­щий энту­зи­азм к иссле­до­ва­ни­ям. Они ува­жа­ют науч­ное мыш­ле­ние и про­цес­сы, кото­рые несут про­гресс в совре­мен­ном мире и кото­рые, по их мне­нию, обес­пе­чи­ва­ют им боль­шую без­опас­ность в борь­бе с капитализмом.

Мне кажет­ся, что с нашей сто­ро­ны эта ситу­а­ция тре­бу­ет пони­ма­ния, ува­же­ния к дости­же­ни­ям, но в то же вре­мя и более твёр­дой веры в воз­мож­но­сти нашей соб­ствен­ной системы.


Заключительные мысли

Я пол­но­стью соглас­на с заяв­ле­ни­ем Энто­ни Нат­тин­га из Вели­ко­бри­та­нии. Он ска­зал, что нам нуж­но бороть­ся за нашу систе­му, а не про­сто выплёс­ки­вать нега­тив и высту­пать про­тив ком­му­низ­ма. Мало толь­ко гово­рить, что нам не нра­вит­ся ком­му­ни­сти­че­ская идея. Нам при­дёт­ся дока­зать, что наша соб­ствен­ная идея луч­ше, что она может достичь большего.

Нас не долж­ны пугать науч­ные дости­же­ния, кото­рые лег­ко объ­яс­ня­ют­ся тем, что совет­ское пра­ви­тель­ство выде­ли­ло мно­го денег и людей на новые раз­ра­бот­ки. Мы были само­до­воль­ны, про­яв­ля­ли мало инте­ре­са и вкла­ды­ва­ли как мож­но мень­ше денег и людей в рабо­ту, кото­рую нуж­но про­дол­жать несмот­ря ни на что — и мы пре­крас­но об этом зна­ли. Мы были боль­ше заин­те­ре­со­ва­ны в соб­ствен­ном ком­фор­те. В том, что­бы поз­во­лять круп­ным ком­па­ни­ям полу­чать огром­ную при­быль, и в том, что­бы иметь все­воз­мож­ные пред­ме­ты роскоши.

Нам нужен не страх, а боль­шая уве­рен­ность и насто­я­щая пре­дан­ность нашим убеж­де­ни­ям. Соеди­нён­ные Шта­ты — это вит­ри­на воз­мож­но­стей сво­бод­но­го мира. Если жизнь здесь будет не луч­ше, чем где-либо ещё на Зем­ле, то люди, жаж­ду­щие лидер­ства и вла­сти, есте­ствен­но, обра­тят­ся к тем, кто пре­дан делу и рабо­та­ет для дости­же­ния чего-либо, а не про­тив чего-либо.

Мы не потру­ди­лись при­гла­сить деле­га­ции из дру­гих частей мира, что­бы они озна­ко­ми­лись с нашей систе­мой и посмот­ре­ли, что мы дела­ем под эги­дой пра­ви­тель­ства. Им точ­но было инте­рес­но, они мог­ли бы при­е­хать, но нам было всё рав­но, при­едут они или нет.

У пра­ви­тель­ства Совет­ско­го Сою­за пози­ция про­ти­во­по­лож­ная. И мы долж­ны пом­нить, что в Азии, Афри­ке и даже в неко­то­рых частях Южной Аме­ри­ки сего­дня есть люди, кото­рые нахо­дят­ся в усло­ви­ях, близ­ких к тем, что были 40 лет назад в Совет­ском Сою­зе, а вовсе не к тому, что было в США на про­тя­же­нии мно­же­ства лет. Сове­ты могут ска­зать им: «Мы пони­ма­ем, в каких усло­ви­ях вы нахо­ди­тесь. Наши люди тоже были голод­ны и лише­ны не толь­ко еды, но и здо­ро­вья, обра­зо­ва­ния, зна­ний и воз­мож­но­стей, откры­ва­ю­щих­ся перед нами и спо­соб­ных дать надеж­ду на буду­щее. Смот­ри­те, чего мы достиг­ли за 40 лет. Решай­тесь. Мы можем вам помочь».

Это реаль­ная про­бле­ма, тре­бу­ю­щая с аме­ри­кан­ской сто­ро­ны пони­ма­ния, при­вер­жен­но­сти запад­ным иде­а­лам и готов­но­сти к тому, что­бы все наши люди осо­зна­ли эту про­бле­му. Что­бы они пере­ста­ли думать, что её мож­но решить одни­ми лишь бом­ба­ми, и поня­ли, что она долж­на быть реше­на нашим повсе­днев­ным обра­зом жиз­ни и ува­же­ни­ем ко всем людям, неза­ви­си­мо от расы, веро­ис­по­ве­да­ния или цве­та кожи. Две тре­ти насе­ле­ния мира цвет­ные, и у них есть тоже куль­ту­ра и устрем­ле­ния, как и у белых.

Если мы хотим воз­гла­вить сво­бод­ный мир, мы долж­ны стать зре­лы­ми людь­ми. В про­тив­ном слу­чае мы вполне можем проснуть­ся и обна­ру­жить, что страх и лень пре­вра­ти­ли нас из силь­ной и живой стра­ны, спо­соб­ной повлечь за собой после­до­ва­те­лей, в народ, лишён­ный лидер­ства и не жела­ю­щий сра­жать­ся тем един­ствен­ным спо­со­бом, кото­рый может быть эффек­тив­ным в этой борь­бе. Это пусть ума и сердца.

Мы долж­ны ува­жать всё новое и быть гото­вы­ми иссле­до­вать его. Мы долж­ны любить чело­ве­че­ство и быть гото­вы­ми идти на жерт­вы, что­бы не допу­стить роста тер­ро­риз­ма, мы долж­ны желать надеж­ды и без­опас­но­сти и достиг­нуть их улуч­ше­ни­ем жиз­ни для всех людей во всем мире.

Я вер­ну­лась из Совет­ско­го Сою­за, напу­ган­ная не дости­же­ни­я­ми руко­во­ди­те­лей и наро­да этой стра­ны, а нашей соб­ствен­ной апа­ти­ей и само­до­воль­ством. Я хоро­шо пони­маю, поче­му совет­ские люди с охо­той при­ни­ма­ют то доб­ро, кото­рое к ним при­шло. Одна­ко я не могу при­нять или пове­рить в то, что всё, что дер­жит­ся на стра­хе, высто­ит про­тив того, что пред­ла­га­ет любовь и дове­рие меж­ду людь­ми и их лиде­ра­ми. Того, что тре­бу­ет пони­ма­ния и сотруд­ни­че­ства людей, что поз­во­ля­ет родить­ся лич­ной ини­ци­а­ти­ве и устра­ня­ет страх перед сво­бо­до­мыс­ли­ем и выра­же­ни­ем идей.

Пусть у нас хва­тит муже­ства взгля­нуть себе в лицо и вновь обре­сти пред­став­ле­ние о США как о лиде­ре мира. Тогда нам не при­дёт­ся боять­ся про­грес­са нау­ки где бы то ни было. Мы можем исполь­зо­вать обре­тён­ные зна­ния на бла­го всех людей.


Читай­те так­же первую часть вос­по­ми­на­ний Эле­о­но­ры Рузвельт о Совет­ском Сою­зе.

Поделиться