Западные музыканты — выходцы из стран бывшего СССР и потомки эмигрантов. Часть II

Рад позна­ко­мить чита­те­лей VATNIKSTAN с когор­той запад­ных и евро­пей­ских музы­кан­тов, кор­ни кото­рых сле­ду­ет искать в стра­нах быв­ше­го СССР. Перед тем как читать этот мате­ри­ал, сове­тую озна­ко­мить­ся с пер­вой частью.

Поко­пав­шись в соб­ствен­ных вос­по­ми­на­ни­ях и поис­кав в Сети, я собрал ещё одну десят­ку эми­гран­тов и их потом­ков, кото­рые ста­ли попу­ляр­ны­ми на Западе.

Геро­ев под­бор­ки мож­но раз­де­лить на две группы:

  • звёз­ды рус­ско-еврей­ско­го (и не толь­ко) про­ис­хож­де­ния из Нью-Йор­ка и армян­ско­го из Лос-Андже­ле­са, слов­но под­твер­жда­ю­щие оба клише;
  • новей­шие евро­пей­ские и кон­крет­но восточ­но­ев­ро­пей­ские рэпе­ры рус­ско­го и укра­ин­ско­го происхождений.

Забав­но, что боль­шин­ство рус­ских и укра­ин­ских эми­гран­тов пре­успе­ли имен­но в хип-хопе, где нуж­но иде­аль­но знать язык и почув­ство­вать дух стра­ны оби­та­ния. Этни­че­ские рус­ские и укра­ин­цы за рубе­жом нача­ли наби­рать обо­ро­ты при­мер­но в сере­дине 2010‑х, и пик их попу­ляр­но­сти при­хо­дит­ся на послед­ние годы. В бли­жай­шее вре­мя мы узна­ем, что это: нача­ло трен­да или, наобо­рот, слу­чай­ная вспышка.

Сего­дня в спис­ке — все­мир­но извест­ная поп-дива, диджей из тан­це­валь­но­го про­ек­та, топо­вая аль­тер­на­тив­ная груп­па, отвяз­ный панк, инди-поп-артист­ка, а так­же масте­ра речи­та­ти­ва из Фран­ции, Чехии и Словакии.


Cher

Шери­лин Сар­ки­сян роди­лась в 1946 году рож­де­ния. Её отец Джон Сар­ки­сян — аме­ри­ка­нец во вто­ром поко­ле­нии из турец­ких армян, парень из рабо­че­го клас­са с про­бле­ма­ми с нар­ко­ти­ка­ми и алко­го­лем. Джон поки­нул семью менее чем через год после рож­де­ния доче­ри. Шер вос­пи­ты­ва­ла мама типич­но аме­ри­кан­ско­го про­ис­хож­де­ния (англо-ирлан­до-шот­ланд­ско-гер­ман­ско-гол­ланд­ских кро­вей) по име­ни Дже­ки Дин Кра­уч, более извест­ная под твор­че­ским псев­до­ни­мом Джор­джия Холт.

Шер с мамой. Кали­фор­ния. 1949 год

В нача­ле карье­ры Шер при­пи­сы­ва­ла себе кор­ни индей­цев пле­ме­ни Черо­ки, одна­ко доку­мен­таль­ных дока­за­тельств тому иссле­до­ва­те­ли не нашли. И это типич­ный аме­ри­кан­ский слу­чай спе­ку­ли­ро­ва­ния на индей­ской кро­ви ради ими­джа. Послед­ним гром­ким инци­ден­том ста­ла исто­рия аме­ри­кан­ской сена­тор­ши-демо­крат­ки Эли­за­бет Уор­рен в ходе послед­ней пре­зи­дент­ской кам­па­нии США; если инте­рес­но — погуг­ли­те Elizabeth Warren Pocahontas Trump. Уор­рен с Шер ровес­ни­цы, и воз­мож­но, сена­тор­ша под­ра­жа­ла Шер, кото­рая актив­но в 1970‑е пози­ци­о­ни­ро­ва­ла себя как half-breed («полу­кров­ка»).

Облож­ка соль­но­го аль­бом Шер Half-Breed, 1974 год. Одно­имён­ный син­гл был на пер­вом месте в чар­тах США, Кана­ды и Австра­лии, а коли­че­ство про­дан­ных пла­сти­нок с ним пре­вы­си­ло один миллион

Мать Шер была певи­цей и актри­сой ролей вто­ро­го пла­на уме­рен­но­го успе­ха. Джор­джия Холт выхо­ди­ла замуж семь раз за шесть раз­ных муж­чин, но име­ла все­го двух детей, вклю­чая Шер. Аме­ри­кан­ская боге­ма из низ­ших сло­ёв к сере­дине XX века уже прак­ти­ко­ва­ла актив­ную лич­ную жизнь на совре­мен­ный лад, одна­ко ещё не реша­лась рвать с фор­маль­но­стя­ми — напри­мер, инсти­ту­том бра­ка. Хотя Шер люби­ла маму (ушед­шую в мир иной в 2022 году в воз­расте 96 лет), Джор­джия была дале­ко не иде­аль­ной мате­рью и её вклад в успех Шер был ско­рее от про­тив­но­го. В моло­до­сти Холт рабо­та­ла офи­ци­ант­кой в Лос-Андже­ле­се, вече­ра­ми про­бо­ва­лась на роли в Гол­ли­ву­де и парал­лель­но кру­ти­ла рома­ны с кава­ле­ра­ми. Шер не раз при­хо­ди­лось менять место про­жи­ва­ния и шко­лы, вви­ду оче­ред­но­го бра­ка мама­ши, а на неко­то­рый пери­од Джор­джия и вовсе сда­ла Шер в детдом.

К 1961 году Холт нашла себе оче­ред­но­го супру­га, на сей раз бан­ки­ра, кото­рый запла­тил за обу­че­ние Шер в част­ной шко­ле Лос-Андже­ле­са. В 16 лет, в 1962 году, Сар­ки­сян бро­си­ла шко­лу и заня­лась карье­рой, кото­рой она гре­зи­ла с дет­ства, зани­ма­ясь в шко­ле и в круж­ках актёр­ским мастер­ством и музыкой.

Шер позна­ко­ми­лась с начи­на­ю­щим пев­цом по име­ни Сон­ни Боно, кото­рый сотруд­ни­чал с леген­дар­ным про­дю­се­ром Филом Спек­то­ром. Пара созда­ла дуэт в сти­ле фолк-рок Sonny & Cher. Вско­ре после нача­ла сов­мест­ной рабо­ты Сон­ни и Шер поженились.

Sonny & Cher. 1970 год. Шер на тот момент 24 года, и она уже восемь лет высту­па­ет на сцене

Выгля­де­ли ребя­та очень сим­па­тич­но, пели нехит­рые, но успеш­ные пес­ни, зна­ко­ми­лись с англо­языч­ной боге­мой по все­му миру (в част­но­сти, их при­я­те­ля­ми были The Rolling Stones) и впи­ты­ва­ли в себя дух запад­ных 1960‑х с куль­ту­рой про­те­ста и гедо­низ­ма. Ника­ко­го фоку­са на армян­ских кор­нях Шер не дела­ла, напро­тив, она выгля­де­ла очень по-аме­ри­кан­ски и пела тра­ди­ци­он­ные англо­языч­ные пес­ни про любовь и юношей.

В 1970‑х Шер c Сон­ни нача­ли вели про­грам­му на кана­ле CBS, а в 1974 году рас­ста­лись. Напом­ню, что раз­вод тогда толь­ко вхо­дил в нор­му, и звёз­ды шоу-биз­не­са при­ло­жи­ли руку к попу­ля­ри­за­ции этой про­це­ду­ры. Шер про­дол­жи­ла карье­ру на теле­ви­де­нии, более того, неко­то­рое вре­мя они даже вели с Сон­ни сов­мест­ное передачу.

После раз­во­да Шер выпус­ка­ла соль­ные пла­стин­ки, но пол­но­цен­но вер­ну­лась в музы­ку к 1980‑х годах. Лири­ка песен была посвя­ще­на попу­ляр­ным ныне, но не совсем тра­ди­ци­он­ным темам в те годы: феми­низ­му, раз­во­ду, тяжё­ло­му дет­ству, пат­ри­ар­ха­ту, нелёг­кой доле мень­шинств сре­ди мира белых муж­чин и так далее.

Теперь пони­ма­е­те, отку­да рас­тут ноги роли у Шер, как одной из самых успеш­ных поп-испол­ни­тель­ниц Аме­ри­ки, да ещё и ико­ны феми­низ­ма и дви­же­ния из четы­рёх букв?

За глав­ную роль в филь­ме «Во вла­сти луны» (1988) Шер полу­чи­ла «Оскар». Автор пла­ка­та — рус­ская аме­ри­кан­ка Оль­га Каля­кин (1950–2008)

Пол­но­стью рас­пи­сы­вать карье­ру Шер, увы, в рам­ках ста­тьи нет места. Не про­сто так певи­цу назы­ва­ют The Goddess of Pop, коль её аль­бо­мы и синглы нахо­дят­ся в топах про­даж с 1960‑х по сей день и она доби­ва­лась успе­ха на музы­каль­ном, теле­ви­зи­он­ном, актёр­ском и даже режис­сёр­ском поприще.

Дра­ма «Если бы сте­ны мог­ли гово­рить» (1996) — одна из режис­сёр­ских работ Шер

Шер посе­ща­ла Арме­нию с 1993 года, чест­но сооб­щая при­ни­ма­ю­щей сто­роне, что она ско­рее аме­ри­кан­ка, неже­ли армян­ка. Одна­ко певи­ца в прин­ци­пе не чуж­да филан­тро­пии: она дав­но помо­га­ет вете­ран­ским бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дам США, при этом зани­мая обы­ден­но стро­го анти­во­ен­ную пози­цию. И, разу­ме­ет­ся, помо­га­ла Армении.

Шер в Арме­нии. 1993 год

Пред­по­ло­жу: как про­ни­ца­тель­ный чело­век, Шер заме­ти­ла, какую гор­дость и радость люди испы­ты­ва­ют лишь от того, что её фами­лия Сар­ки­сян. Частич­но в ответ на это чув­ство, да и про­сто из ува­же­ния к соб­ствен­ным кор­ням, она со вре­ме­нем, без фана­тиз­ма, втя­ги­ва­лась в армян­скую тему. С дру­гой сто­ро­ны, будучи актив­ной поль­зо­ва­тель­ни­цей Твит­те­ра, вре­мя от вре­ме­ни Шер участ­ву­ет в турец­ко-армян­ской поли­ти­че­ской дис­кус­сии. Не менее актив­но певи­ца пыта­лась обра­тить вни­ма­ние миро­вой обще­ствен­но­сти к кара­бах­ско­му конфликту.

Слож­но тре­бо­вать от Шер чего-то боль­ше­го. Мно­гие, ока­зы­ва­ясь в подоб­ном поло­же­нии, про­сто отка­зы­ва­ют­ся от кор­ней. Певи­ца всё-таки оста­ви­ла их при себе и вре­мя от вре­ме­ни помо­га­ет сво­им «даль­ним родственникам».


Дмитрий Брилль из Deee-Lite

В 2018 году вышел сери­ал «Пат­рик Мел­ро­уз» — непло­хая экра­ни­за­ция авто­био­гра­фи­че­ских книг о гряз­ном дет­стве и юно­сти англи­ча­ни­на из выс­ше­го обще­ства Эдвар­да Сент-Оби­на (род. 1960), у кото­ро­го в род­ствен­ни­ках водят­ся Рома­но­вы. В кон­це послед­ней серии игра­ла тан­це­валь­ная пес­ня с пиа­ни­но в очень бри­тан­ском рейв-сти­ле ран­них 1990‑х. Ком­по­зи­ция начи­на­лась с фра­зы I believe in the power of love. Я нашёл испол­ни­те­ля, про­чи­тал био­гра­фию груп­пы Deee-Lite и уди­вил­ся, что они из Нью-Йор­ка, а не из Бри­та­нии. Вклю­чил клип и уви­дел там весё­ло­го улы­ба­ю­ще­го­ся пар­ня, кото­рый пря­мо всем сво­им видом гово­рил, что он наш. Како­во же было моё удив­ле­ние, что так и оказалось!

Звёзд­ный час Deee-Lite при­шёл­ся на первую поло­ви­ну 1990‑х: аль­бом World Clique (1990) занял 20‑е место в US Billboard 200, 15‑е место в Canadian Billboard 200 и 14‑е место в UK Albums Chart.

Deee-Lite: Jungle DJ Towa Towa, Supa DJ Dmitry, Lady Miss Kier

Есть ред­кие момен­ты, когда нет смыс­ла выду­мы­вать новый вело­си­пед и луч­ше про­ци­ти­ро­вать дру­го­го твор­ца. Тут такой слу­чай, и я «пере­даю сло­во» извест­но­му жур­на­ли­сту 1990‑х Яро­сла­ву Могутину.

В 1996 году в Нью-Йор­ке Яро­слав сде­лал интер­вью с Брил­лем для куль­то­во­го изда­ния той эпо­хи — «ПТЮ­Ча». К тому момен­ту пик карье­ры Дмит­рия и Deee-Lite про­шёл. Пол­ное интер­вью читай­те по ссыл­ке.

Дмит­рия Брил­ля, более извест­но­го сей­час под име­нем Super DJ Dmitry, мож­но по пра­ву назвать самым мод­ным и стиль­ным рус­ским в совре­мен­ной запад­ной куль­ту­ре. В самом деле, это­му рус­ско-еврей­ско-укра­ин­ско­му про­вин­ци­а­лу, под­рост­ком эми­гри­ро­вав­ше­му в Аме­ри­ку, уда­лось стать пер­вым и, к сожа­ле­нию, един­ствен­ным пока рус­ским поп-идо­лом на Диком Западе.

В отли­чие от любой дру­гой тан­це­валь­ной груп­пы, у Deee-Lite была мощ­ная фило­со­фия, неиз­мен­но при­сут­ство­вав­шая во всех их про­стень­ких, каза­лось бы, текстах и рефре­нах типа «Я верю в силу люб­ви!», «Рас­пах­ни своё серд­це!» или «Дви­гай своё тело!». Эта фило­со­фия в чём-то напо­ми­на­ла фило­со­фию хип­пи кон­ца 60‑х и была густо заме­ша­на на психоделике.

Deee-Lite суще­ствен­но моди­фи­ци­ро­ва­ли хип­по­вые лозун­ги Make Love No War и Sex, Drugs and Rock’n’Roll. Их выступ­ле­ния про­тив расиз­ма, гомо­фо­бии, запре­та на нар­ко­ти­ки и аме­ри­кан­ской внеш­ней поли­ти­ки заста­ви­ли мно­гих все­рьёз заго­во­рить об этой «лег­ко­мыс­лен­ной» группе.
<…>

[ЯМ]: Чем ты зани­мал­ся до отъ­ез­да из Союза? [ДБ]: Я родил­ся и вырос на Укра­ине, в горо­де Киро­во­гра­де, кото­рый сей­час пере­име­но­ва­ли в Ели­за­вет­град, насколь­ко я слы­шал. (Смеш­но это для меня всё, конеч­но! Все эти пере­име­но­ва­ния!) В Киро­во­гра­де добы­ва­ли уран, поэто­му там все­гда была повы­шен­ная ради­а­ция, и все ходи­ли high, «под кай­фом». В реч­ке Ингул не сове­то­ва­ли купать­ся, пото­му что гово­ри­ли, что мож­но полу­чить вене­ри­че­ское забо­ле­ва­ние. Не извест­но, была это прав­да или нет, но никто там не купал­ся… Моя мама была учи­те­лем музы­ки в музы­каль­ном учи­ли­ще, пре­по­да­ва­ла фор­те­пи­а­но. Отец был инже­не­ром. Так что они при­над­ле­жа­ли к клас­су совет­ской интеллигенции…
<…>
[ЯМ]: У тебя сохра­ни­лись какие-то фото­гра­фии того времени?
[ДБ]: О нет! Забудь об этом! Это мои лич­ные вос­по­ми­на­ния, не для публикации!
Когда мне было 16 лет, моя семья реши­ла эми­гри­ро­вать в Аме­ри­ку. Все в моей шко­ле об этом узна­ли, пото­му что во всём горо­де кро­ме меня никто боль­ше не соби­рал­ся в Аме­ри­ку. Конеч­но, осо­бо­го вос­тор­га это ни у кого не вызва­ло. У меня нико­гда не было про­бле­мы с моим еврей­ским про­ис­хож­де­ни­ем. Не могу ска­зать, что я еврей, пото­му что совер­шен­но не при­ни­маю еврей­скую рели­гию. Но когда ребя­та узна­ли, что я уез­жаю в Аме­ри­ку, нача­лась вся эта глу­пость — анти­се­ми­тизм. Дело было не в том, что кому-то не нра­ви­лась моя наци­о­наль­ность. Они про­сто завидовали. [ЯМ]: Как ты попал в Америку? [ДБ]: Я уехал из Сою­за в 79‑м году, ещё до того, как откры­лись «воро­та». У меня были род­ствен­ни­ки в Изра­и­ле и Аме­ри­ке, кото­рые при­сла­ли моей семье вызов. Тогда из СССР мож­но было легаль­но уехать толь­ко одним спо­со­бом — по «еврей­ской визе». В Киро­во­гра­де у меня оста­лось мно­го дру­зей, с кото­ры­ми я пытал­ся под­дер­жи­вать отно­ше­ния, но мои пись­ма, конеч­но, не дохо­ди­ли до них, и я поте­рял с ними вся­кую связь. В Аме­ри­ке я ока­зал­ся пря­мо на Хел­лу­ин, о кото­ром ниче­го не слы­шал до того. Кру­гом были огни, все были в костю­мах, кида­лись тух­лы­ми яйца­ми, и атмо­сфе­ра была немнож­ко сума­сшед­шая. Это был мой пер­вый взгляд на Аме­ри­ку. Welcome to America! это называется. [ЯМ]: Как ты ока­зал­ся в Нью-Йорке? [ДБ]: Мне не тер­пе­лось уехать из Ден­бе­ра. За год я окон­чил high school и посту­пил в Нью-Йорк­ский уни­вер­си­тет. Мне было 17 лет, и я один ока­зал­ся в Нью-Йор­ке. В 1981 году Нью-Йорк был сто­ли­цей хип-хопа — ново­го музы­каль­но­го сти­ля, кото­рый я очень полю­бил. Я ходил на пер­вые хип-хоп пар­ти в Гар­ле­ме. Ино­гда целый квар­тал пре­вра­ща­ли в такое гран­ди­оз­ное пар­ти, и ди-джеи сорев­но­ва­лись друг с дру­гом в мастер­стве. Тогда ещё не суще­ство­ва­ло ника­ких запи­сей хип-хопа, и ди-джеи обыч­но про­сто мик­ши­ро­ва­ли запи­си удар­ных — голый ритм, а рэпе­ры дела­ли живой пер­фор­манс. Всё это было очень увле­ка­тель­но — наблю­дать, как рож­да­ет­ся новая музы­ка. Кро­ме это­го тогда были попу­ляр­ны ска, рег­гей, даб. Даб — пер­вая пси­хо­де­ли­че­ская музы­ка, изоб­ре­тён­ная на Джа­май­ке рас­та­фа­ри­ан­ца­ми, когда они кури­ли гро­мад­ное коли­че­ство мари­ху­а­ны и ухо­ди­ли в совер­шен­но дру­гие миры. Потом появи­лись трип-хоп, хаус, тех­но, эмби­ент, джан­гл, трай­бл, и я сра­зу увлёк­ся всем этим. [ЯМ]: С чего нача­лась исто­рия Deee-Lite? [ДБ]: В 1982 году в Washington Square Park я встре­тил Кьер Кир­би, извест­ную под име­нем Мисс Леди Кьер. В своё вре­мя она рабо­та­ла в жен­ском туа­ле­те. Потом она устро­и­лась гар­де­роб­щи­цей в клуб Limelight, отку­да её уво­ли­ли за то, что она высмор­ка­лась в чьё-то мехо­вое пальто.
Кьер нача­ла свой соб­ствен­ный биз­нес и ста­ла зани­мать­ся дизай­ном тка­ней. Она уста­но­ви­ла в нашей сту­дии в Уильямс­бур­ге (в при­го­ро­де Брукли­на) печат­ный ста­нок. Кьер до сих пор про­дол­жа­ет успеш­но зани­мать­ся этим. У неё очень хоро­ший глаз, визу­аль­ный вкус, она вели­ко­леп­ный сти­лист. Это было очень важ­но, пото­му что наша груп­па все­гда уде­ля­ла боль­шое вни­ма­ние стилю.
Deee-Lite появил­ся в 1986 году во вре­мя LSD trip’а, и тогда же была запи­са­на наша пер­вая ком­по­зи­ция. Пер­вые два года мы суще­ство­ва­ли как дуэт, и высту­па­ли раз в месяц в раз­ных клу­бах. Каж­дое наше выступ­ле­ние было собы­ти­ем, к кото­ро­му гото­ви­лись и мы, и наши фэны — око­ло 200 чело­век, регу­ляр­но посе­щав­шие все наши концерты.
В 1987 году я встре­тил Тову Тея, моло­до­го ди-джея из Токио, извест­но­го под име­нем Jungle DJ Towa Towa. Он при­хо­дил каж­дую пят­ни­цу в клуб Afrochine, где я дидже­ил, и одна­жды дал мне кас­се­ту с запи­сью сво­их мик­сов. Про­шло несколь­ко недель, преж­де чем я её послу­шал, мне она очень понра­ви­лась, и я ему пере­зво­нил. Ока­за­лось, что у него было мно­го аппа­ра­ту­ры, кото­рой у меня не было. А у меня было мно­го аппа­ра­ту­ры, кото­рой не было у него. Одна­жды мы собра­ли нашу аппа­ра­ту­ру вме­сте и устро­и­ли гран­ди­оз­ный джем сейшн. После это­го мы реши­ли рабо­тать вме­сте как трио.
<…>
[ЯМ]: Если тебе пред­ло­жат высту­пить в Рос­сии — поедешь?
[ДБ]: Конеч­но, с удо­воль­стви­ем. Я не был там 17 лет. Когда я послед­ний раз был в Москве, мне было все­го 15 лет. Я при­ез­жал на кон­церт «Бони‑М» — ха-ха-ха!!! [ЯМ]: Обща­ешь­ся ли ты здесь с рус­ски­ми эмигрантами? [ДБ]: Зна­ешь, поче­му я ото­шёл от эми­грант­ской сре­ды? Пото­му что по сво­им поли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям они ока­за­лись более «фаши­ста­ми», чем даже аме­ри­кан­ские консерваторы.
Мно­гие рус­ские при­е­ха­ли в Аме­ри­ку в поис­ках Сво­бо­ды… (Есть здесь сво­бо­да или нет — это дру­гой вопрос!) И когда эта види­мая сво­бо­да им далась, они пре­вра­ти­лись в насто­я­щих реак­ци­о­не­ров. Мой отец — рес­пуб­ли­ка­нец! Мне это совер­шен­но непо­нят­но… И даже страш­но как-то!
Я шесть меся­цев про­жил на Coney Island, неда­ле­ко от Брай­тон Бич, но у меня совер­шен­но не было ника­ко­го жела­ния появ­лять­ся в этом рус­ском гет­то. Я пере­се­лил­ся в Ман­х­эт­тан лет шесть назад, сра­зу, как появи­лась воз­мож­ность. Я про­дол­жал инте­ре­со­вать­ся рус­ской куль­ту­рой, мно­го читал, но это не было моим един­ствен­ным инте­ре­сом. У меня появи­лась воз­мож­ность открыть для себя весь мир!
Я люб­лю мою стра­ну, где я родил­ся, я бла­го­да­рен ей, но у меня нет пат­ри­о­ти­че­ских чувств ни к одной стране. Это еди­ный мир, и я чув­ствую себя пат­ри­о­том мира. Рос­сия была мне очень инте­рес­на, но то же самое я могу ска­зать и об Индии, и о Япо­нии, и о Евро­пе, и о десят­ках дру­гих стран и культур…
Одна­жды я зашёл в рус­ский мага­зин, и пока выби­рал, что купить, про­дав­щи­цы гром­ко обсуж­да­ли мою внеш­ность. Конеч­но, они были уве­ре­ны, что я не пони­маю, что они обо мне гово­рят. Им и в голо­ву не при­хо­ди­ло, что рус­ский может так выгля­деть. А потом, выхо­дя из мага­зи­на, я ска­зал «спа­си­бо» и «до сви­да­нья». Видел бы ты их лица!

System Of A Down

SOAD — это кра­си­вая исто­рия про­дук­та поп-куль­ту­ры, изго­тов­лен­но­го на этно­цен­три­че­ском тесте. Обы­ва­тель или зануд­ный интел­ли­гент вполне может закры­вать гла­за на подоб­ные мело­чи, наме­рен­но упро­щая или спи­сы­вая на слу­чай­но­сти, одна­ко любо­зна­тель­но­му иссле­до­ва­те­лю здесь всё очевидно.

​System of a Down созда­ла ком­па­ния армян­ских пар­ней из поко­ле­ния X (1960‑х и 1970‑х годов рож­де­ния) из Лос-Андже­ле­са. За всю исто­рию груп­пы лица дру­гих наци­о­наль­но­стей в состав не попа­да­ли. Спра­вед­ли­во­сти ради, шанс добить­ся успе­ха им дал куль­то­вый аме­ри­кан­ский про­дю­сер еврей­ско­го про­ис­хож­де­ния Рик Рубин, да и мож­но пред­по­ло­жить, что менедж­мент и служ­бы под­держ­ки груп­пы явно состо­я­ли не толь­ко из армян.

При­во­жу име­на и реги­о­ны про­ис­хож­де­ния участников:

  • Серж Тан­кян — вокал, кла­виш­ные, гита­ра. Родил­ся в 1967 году в Бей­ру­те, с малых лет жил в Лос-Анджелесе;
  • Дарон Мала­кян — гита­ра, вокал, гита­ра. Родил­ся в 1975 году в семье армян из Ира­ка и Ирана;
  • Шаварш «Шаво» Ода­д­жян — бас-гита­ра, бэк-вокал. Родил­ся в 1974 году в Ере­ване, в воз­расте пяти лет пере­ехал с семьёй в Лос-Анджелес ;
  • Джон Дол­ма­ян — удар­ные, пер­кус­сия. Родил­ся в 1972 году в Бей­ру­те, с юных лет жил в Торон­то, а затем Лос-Анджелесе;
  • Андра­ник «Энди» Хача­ту­рян — удар­ные (1994–1997). Родил­ся в 1975 году в Теге­ране, в 1979 после Иран­ской рево­лю­ции с роди­те­ля­ми пере­ехал в Лос-Анджелес;
  • Арто Тунч­бо­яд­жян — пер­кус­сия на неко­то­рых гастро­лях. Родил­ся в 1957 году в Стам­бу­ле, в 1981‑м пере­ехал в Нью-Йорк.

Каза­лось бы, все­го несколь­ко строк, а перед нами уже откры­лась яркая палит­ра раз­лич­ных горо­дов, режи­мов, эпох, бур­ных и кро­ва­вых поли­ти­че­ских собы­тий: вой­ны в Ливане, гено­цид армян в Тур­ции, Ислам­ская рево­лю­ция в Иране, тре­тья вол­на эми­гра­ции из позд­не­го бреж­нев­ско­го СССР. Добавь­те к это­му кок­тей­лю то, что боль­шин­ство участ­ни­ков груп­пы учи­лись в част­ных армян­ских шко­лах кос­мо­по­ли­ти­че­ско­го Лос-Андже­ле­са. Учти­те, что они нача­ли дея­тель­ность в 1990‑е годы, когда их исто­ри­че­ская роди­на полу­чи­ла, после несколь­ких веков её отсут­ствия, неза­ви­си­мость. Вспом­ни­те медиа­фон нача­ла 2000‑х, когда сре­ди тогдаш­ней запад­ной интел­ли­ген­ции и моло­дё­жи были попу­ляр­ны анти­г­ло­ба­лизм и анти­во­ен­ные (по отно­ше­нию к само­му Запа­ду) настро­е­ния, и ста­нет совер­шен­но неуди­ви­тель­но, поче­му из этих пар­ней вышла такая этно­цен­три­че­ская и поли­ти­зи­ро­ван­ная рок-группа.

Впро­чем, таких кол­лек­ти­вов в любом диас­по­ре най­дет­ся с лих­вой. Обыч­но игра­ют они для дру­зей, бра­тьев-сестёр и несколь­ких слу­чай­но зашед­ших в полу­пу­стой клуб посе­ти­те­лей. Гени­аль­ность же этих пар­ней (и их про­дю­се­ров) состо­ит в том, что у них про­сто хоро­шо полу­ча­лось писать музы­ку и им хва­ти­ло ума и дис­ци­пли­ны пода­вать свои кор­ни и исто­рию не как основ­ное блю­до, а как соус для мас­со­вой аме­ри­кан­ской, а затем и вовсе миро­вой ауди­то­рии. Наро­ду зашло.

В 1992 года Серж и Дарон собра­ли груп­пу Soil, кото­рая в 1995‑м ста­ла System of a Down. Кол­лек­тив запи­сы­вал дем­ки и высту­пал с неболь­ши­ми кон­цер­та­ми. В 1997 году, после одно­го из кон­цер­тов в Лос-Андже­ле­се, SOAD при­гля­ну­лись Рику Руби­ну и вытя­ну­ли счаст­ли­вый билет.

В 1998 году у System of a Down вышел одно­имён­ный дебют­ник, груп­па сня­ла кли­пы, кото­рые попа­ли в рота­цию MTV — пер­вы­ми ста­ли Sugar и Spiders. С тех пор до сере­ди­ны 2000‑х SOAD гре­ме­ли по все­му миру.

В 2006 году груп­па сыг­ра­ла послед­ний кон­церт и сде­ла­ла пау­зу, в 2007 году они полу­чи­ли послед­нюю музы­каль­ную награ­ду «Грэм­ми» в номи­на­ции Best hard rock performance за пес­ню Lonely Day с пято­го аль­бо­ма Hypnotize (2005).

В 2010 году пар­ни собра­лись опять и по сей день высту­па­ют, но уже в ран­ге круп­ных звёзд про­шло­го. SOAD не запи­сы­ва­ют новый мате­ри­ал. Исклю­че­ни­ем ста­ли два сингла, выпу­щен­ные осе­нью 2020 года на тему пер­во­го раун­да новой кара­бах­ской вой­ны, с оче­вид­ны­ми назва­ни­я­ми: Protect the Land и Genocidal Humanoidz.

Я пере­смот­рел кли­пы звёзд­но­го пери­о­да SOAD спу­стя 15–20 лет. Сей­час я могу разо­брать лири­ку и счи­тать мел­кие дета­ли с кон­тек­стом, и, кажет­ся, раз­га­дал при­чи­ны успеха.

Боль­шин­ство песен System of a Down — это такой типич­ный панк в духе Sex Pistols про «поли­ти­ка­нов», «про­па­ган­ду, кото­рой дурят народ», «фашизм», «народ­ни­че­ство» и так далее. Такое лева­че­ство, но без «повест­ки», с чеге­ва­ров­ским духом. Пар­ни уме­ло встав­ля­ли ссыл­ки на аме­ри­кан­ский левый канон после­во­ен­но­го вре­ме­ни, осо­бен­но 1960‑х годов, чем захо­ди­ли аме­ри­кан­цам. Тем не менее в кли­пах мож­но при­ме­тить на сцене фла­ги Арме­нии, и в каж­дом аль­бо­ме музы­кан­ты нахо­ди­ли место тре­ку с тек­стом про гено­цид армян (напри­мер, пес­ня P.L.U.C.K. с дебютника).

Серж Тан­кян поздрав­ля­ет Нико­ла Паши­ня­на с побе­дой на пар­ла­мент­ских выбо­рах Арме­нии в 2018 году

Пар­ни актив­но участ­ву­ют и в левац­кой аме­ри­кан­ской поли­ти­ке, и в армян­ских делах. Оста­ют­ся этно­цен­три­ста­ми в лич­ной жиз­ни. Так, вока­лист Серж Тан­кян и его кол­ле­га по груп­пе Дарон Мала­кян жени­лись на сёст­рах из тре­тье­го по вели­чине горо­да Арме­нии Ванад­зор, а Серж Тан­кян поми­мо соль­ных про­ек­тов дер­жит кафе в Лос-Андже­ле­се, чья фиш­ка — тра­ди­ци­он­ный армян­ский кофе.


Евгений Гудзь из Gogol Bordello

Нью-йорк­скую панк-груп­пу Gogol Bordello опре­де­лён­но мож­но назвать осо­бен­ной. Осно­ва­тель Евге­ний Гудзь эми­гри­ро­вал в США, штат Вер­монт, в 20-лет­нем воз­расте из толь­ко обрет­шей суве­ре­ни­тет Укра­и­ны, что не поме­ша­ло ему сде­лать музы­каль­ную карье­ру за рубе­жом. Само по себе это уже исключение.

По сей день по англий­ской речи Евге­ния мож­но рас­по­знать его имми­грант­ское про­ис­хож­де­ние. Сте­пень акцен­та Евге­ний под­кру­чи­ва­ет по ситу­а­ции. Если в тре­ках Евге­ний явно поёт с харак­тер­ным восточ­но­сла­вян­ским акцен­том, то по интер­вью замет­но, что в жиз­ни силь­ный акцент у него отсут­ству­ет, в том чис­ле и американский.

Облож­ка пер­во­го аль­бо­ма Voi-la Intruder (1999) с Евге­ни­ем Гуд­зем на обложке

Евге­ний начал зани­мать­ся музы­кой в Вер­мон­те. Дела пошли все­рьёз, когда в сере­дине 1990‑х Гудзь пере­ехал в богем­ный Ниж­ний Ист-Сайд Ман­х­эт­те­на. После зна­ком­ства с мест­ной музы­каль­ной тусов­кой Евге­ний собрал пер­вый состав Gogol Bordello, с кото­рым в 1999 году запи­сал дебют­ный аль­бом Voi-La Intruder.

В июне 2023 года вышло непло­хое авто­био­гра­фи­че­ское под­каст-интер­вью с Евге­ни­ем Гудзем

В какой-то сте­пе­ни стиль груп­пы напо­ми­на­ет совре­мен­ных рус­ско-немец­ких рэпе­ров, кото­рые реши­ли сыг­рать на сво­ём интер­на­ци­о­на­лиз­ме. Состав груп­пы с само­го нача­ла вклю­чал в себя пёст­рый набор из рус­ских, изра­иль­ских, лати­но­аме­ри­кан­ских и про­сто аме­ри­кан­ских музы­кан­тов, а в пес­нях Евге­ний неред­ко встав­лял кус­ки на рус­ском. Одна­ко, что каса­ет­ся обра­за, Гудзь сде­лал фокус не на сла­вян­стве, а на цыган­ских кор­нях мате­ри, ста­ра­тель­но куль­ти­ви­руя образ цыга­на и назы­вая стиль груп­пы gypsy punk. А ведь зовут наше­го героя, уро­жен­ца город­ка Бояр­ка на Киев­щине, Евге­ний Алек­сан­дро­вич Нико­ла­ев — Гудзь он по маме.

Дела Gogol Bordello идут в гору. Стра­нич­ка в «Вики­пе­дии» напо­ми­на­ет без­упреч­ное резюме:

  • за прак­ти­че­ски 25 лет дея­тель­но­сти груп­па выпу­сти­ла девять аль­бо­мов и один EP;
  • про них сни­ма­ли доку­мен­таль­ные филь­мы в США,
  • пес­ни вхо­ди­ли в саунд­тре­ки к аме­ри­кан­ско­му арт­ха­ус-кино 2000‑х.

Нако­нец, сам Евге­ний сыг­рал в двух арт­ха­ус-филь­мах у весь­ма зна­ко­вых режис­сё­ров, что поло­жи­тель­но отра­зи­лось на паб­ли­си­ти и ими­дже группы.

В дебют­ной кар­тине гол­ли­вуд­ской звез­ды Льва Шрай­бе­ра «И всё осве­ти­лось» (2005) Евге­ний сыг­рал моло­до­го укра­ин­ца-аме­ри­ка­но­фи­ла — гида аме­ри­кан­ца. В дебют­ной режис­сёр­ской рабо­те Мадон­ны (!) «Грязь и муд­рость» (2008) про эми­грант­скую жизнь в Лон­доне нуле­вых Евге­ний испол­нил роль укра­ин­ца, зара­ба­ты­ва­ю­ще­го на жизнь в амплуа BDSM-господина.

Несмот­ря на непло­хие 85 тысяч под­пис­чи­ков на Юту­бе, мне пока­за­лось, что попу­ляр­ность Gogol Bordello выгля­дит немно­го раз­ду­той. Неуже­ли аме­ри­кан­цам инте­рес­но слу­шать такой левац­кий восточ­но­ев­ро­пей­ский эми­грант­ский рок? Одна­ко после того, как я посмот­рел инфор­ма­цию о турах и вбил в поиск Gogol Bordello cover и Gogol Bordello interview, вынуж­ден при­знать, что неко­то­рой про­слой­ке аме­ри­кан­ской панк-ауди­то­рии груп­па, дей­стви­тель­но, зашла.

За 24 года GB дала кучу интер­вью, вклю­чая NPR (госу­дар­ствен­ное радио США) и Rolling Stone. Gogol Bordello неред­ко попа­да­ли на облож­ки музы­каль­ных жур­на­лов, да и про­сто изда­ний левой интел­ли­ген­ции. Так, The Guardian поста­вил филь­му Мадон­ны ужас­ную оцен­ку, но отме­тил неплохую игру Евгения.

О чём поют Gogol Bordello? Об эми­гран­тах и кос­мо­по­ли­тах. После фев­ра­ля 2022 года они посвя­ти­ли мно­го песен раз­го­рев­ше­му­ся кон­флик­ту. Недав­но груп­па запи­са­ла сов­мест­ный трек по теме с Бер­нар­дом Сам­не­ром из New Order.

На фоне осталь­ных разо­бран­ных нами рус­ско-укра­ин­ских зару­беж­ных испол­ни­те­лей, мне пока­за­лось, что Gogol Bordello мак­си­маль­но ути­ли­тар­но подо­шли к исполь­зо­ва­нию кон­флик­та для лич­ных пиар-целей. Там, где дру­гие испол­ни­те­ли, даже несмот­ря на сим­па­тии к Кие­ву, пели искрен­ние пес­ни о мире, вкла­ды­вая частич­ку себя (Mama Ukraina, Papa Russia испол­ни­те­ля Olexesh), Gogol Bordello раз­ма­ши­сто запи­са­ли целый аль­бом Solidaritine (2022).

С дру­гой сто­ро­ны, всё-таки Гудзь про­жил доль­ше дру­гих на малой родине (осталь­ные разо­бран­ные нами музы­кан­ты уеха­ли в дет­стве), и, как это замет­но по «резю­ме» груп­пы, он зна­ет толк в нетвор­кин­ге и извле­че­нию мак­си­маль­но­го КПД из инфо­по­во­да на поль­зу себе и группе.

Евге­ний Гудзь вме­сте со звёз­да­ми 1980‑х — Джо­ан Джетт из Joan Jett and the Blackhearts и Деб­би Хар­ри из Blondie

Вы мно­го зна­е­те про­стых пар­ней-имми­гран­тов из (пост-)Союза в США, быв­ших груз­чи­ков, кото­рые про­ле­за­ли в нью-йорк­скую боге­му? Кро­ме Эдич­ки Лимо­но­ва (тоже выход­ца из Укра­и­ны) что-то никто на ум не приходит.


Регина Спектор

Я узнал про Реги­ну Спек­тор ещё в нуле­вых годах в соц­се­ти / музы­каль­ном тре­ке­ре Last.fm. Бег­ло про­чи­тав пару строк из био­гра­фии и погля­дев на лицо с одно­го из онлайн-пла­ка­тов, у меня сра­зу сло­жил­ся сте­рео­тип­ный образ, кото­рый певи­ца под­твер­жда­ла всем.

Реги­на — рус­ская еврей­ка, чего она совер­шен­но не стес­ня­ет­ся и назы­ва­ет себя very Russian Jewish. Спек­тор роди­лась в Москве в 1980 году, в 1989‑м пере­еха­ла с роди­те­ля­ми в Нью-Йорк. Семья посе­ли­лась в чёр­ном рай­оне — Бронк­се, Реги­на учи­лась в еврей­ской шко­ле. Отец был фото­гра­фом, а мать, пре­по­да­ва­тель­ни­ца музы­ки, рабо­та­ла учи­те­лем. Очень сте­рео­тип­но. Про таких людей писал заме­ча­тель­ные милые рас­ска­зы Сер­гей Довла­тов, жив­ший на дру­гом кон­це горо­да — Квинсе.

Фото семьи Спек­тор. Нью-Йорк. 1989 год. Взя­то из Твит­те­ра Реги­ны Спектор

Реги­на с дет­ства зани­ма­лась музы­кой, полу­чи­ла выс­шее музы­каль­ное обра­зо­ва­ние и нача­ла карье­ру инди-поп-музы­кант­ки в нача­ле 2000‑х. В 2001 году у Спек­тор вышел пер­вый аль­бом «11:11», в 2002‑м — Songs, а в 2004‑м — Soviet Kitsch, пер­вый боль­шой успех.

Рус­ская и совет­ская темы нико­гда не явля­лись у Реги­ны пре­ва­ли­ру­ю­щи­ми — Спек­тор в первую оче­редь явля­ет­ся нью-йорк­ской испол­ни­тель­ни­цей. Мест­ный акцент явля­ет­ся одной из её фишек, одна­ко от кор­ней певи­ца не отка­за­лась. На пер­вой пла­стин­ке есть пес­ня Pavlov’s Daughter, а назва­ние и облож­ка тре­тье­го аль­бо­ма гово­рят сами за себя.

У Реги­ны есть рус­ко­языч­ная вер­сия тре­ка Don’t Leave Me (Ne Me Quitte Pas) — «Не поки­дай меня», где она при­ят­ным голо­сом поёт песен­ку про Нью-Йорк. Вышло очень хоро­шо, обя­за­тель­но послу­шай­те. Это не един­ствен­ная пес­ня Реги­ны на рус­ском — в репер­ту­а­ре Спек­тор есть кавер-вер­сии песен Була­та Окуджавы.

К 2024 году у певи­цы 436 тысяч под­пис­чи­ков на Юту­бе. Реги­на выпу­сти­ла ещё пять аль­бо­мов после «Совет­ско­го кит­ча» — послед­ний Home, Before and After вышел в 2022 году. Певи­ца высту­па­ет на топо­вых аме­ри­кан­ских и меж­ду­на­род­ных музы­каль­ных фести­ва­лях, на Бро­д­вее в Нью-Йор­ке. В 2010 году Реги­на пела в Белом доме в рам­ках меся­ца еврей­ско-аме­ри­кан­ско­го насле­дия перед пре­зи­дент­ской четой Обама.

У Реги­ны двое детей. Её супруг — нью-йорк­ский инди-музы­кант рус­ско-еврей­ско­го про­ис­хож­де­ния Евге­ний Дишель, исполь­зу­ю­щий твор­че­ский псев­до­ним Джек Дишел. Если Реги­ну мож­но назвать эми­грант­кой тре­тьей вол­ны с натяж­кой, то Джек уж точ­но под­хо­дит под этот тер­мин: он посе­лил­ся в Квин­се с роди­те­ля­ми в воз­расте трёх лет.

Дишель, как и Реги­на, пытал­ся стать инди-испол­ни­те­лем в нача­ле 2000‑х в Нью-Йор­ке — сна­ча­ла в соста­ве груп­пы The Moldy Peaches, а затем соль­но как Only Son. Несмот­ря на внеш­ность сим­па­тич­но­го моло­до­го Боба Дила­на, что-то у Евге­ния не зада­лось. Одна­ко он явно не уны­ва­ет и участ­ву­ет в карье­ре супру­ги как музы­каль­ный про­дю­сер, а ино­гда запи­сы­ва­ет с ней сов­мест­ные треки.

Исто­рия Реги­ны Спек­тор — это такой клу­бок, что мож­но рас­пу­ты­вать веч­но. В 2003–2004 годах Реги­на и Евге­ний тусо­ва­лись вме­сте с уже доста­точ­но звёзд­ны­ми геро­я­ми инди-рока нуле­вых The Strokes. Бас-гита­рист груп­пы, Нико­лай Фрай­тур, был при­я­те­лем Евге­ния. Втро­ём они запи­са­ли несколь­ко тре­ков для соль­но­го про­ек­та Нико­лая Nickel Eye. Рус­ское имя Фрай­ту­ра не слу­чай­ность: мама Нико­лая име­ла рус­ско-фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ния, его отец — фран­цуз, а сам музы­кант родил­ся в 1978 году в Нью-Йорке.


Tovaritch

Я был удив­лён, что сре­ди звёзд фран­цуз­ской поп-музы­ки вто­рой поло­ви­ны XX века не нашлось ни одно­го испол­ни­те­ля с рус­ским име­нем или даже ими­джем. Мак­си­мум — нехит­рая песен­ка 1967 года фран­цу­жен­ки Мари Лафо­ре Ivan Boris et Moi о при­я­те­лях Антоне, Бори­се и Иване. Воз­мож­но, про­бле­ма в том, что я не вла­дею фран­цуз­ским, хотя я искал через онлайн-пере­вод­чик, а не толь­ко на англий­ском. Одна­ко после выхо­да мое­го пер­во­го мате­ри­а­ла, веро­ят­но через алго­рит­мы Юту­ба, мне нако­нец попа­лись на гла­за видео рэпе­ра Tovaritch.

Юрий Михай­лов родил­ся в 1993 году в семье рус­ско­го и фран­цуз­ской поль­ки в Омске, а с пяти лет жил в депар­та­мен­те, при­ле­га­ю­щем к Пари­жу на севе­ро-восто­ке, — Сен-Сан-Дени.

Пока­за­тель­ная облож­ка с англо­языч­ной ста­тьёй фран­цуз­ско­го гос­ка­на­ла France24 о районе

Начал Това­рищ в 2019 году с серии фри­стайл-тре­ков, кото­рых он нарёк рус­ским сло­вом Bratva. Они сра­зу же понра­ви­лись фран­цуз­ской публике.

Ска­зать, что наш герой выгля­дит импо­зант­но — ниче­го не ска­зать. Я не могу при­пом­нить како­го-то дру­го­го рус­ско­го музы­кан­та, кто бы выгля­дел как огром­ная двух­мет­ро­вая рас­та­ту­и­ро­ван­ная маши­на для убий­ства. Тима­ти, про­сти гос­по­ди, лишь пытал­ся так выгля­деть, а Това­рищ таким дей­стви­тель­но является.

Лири­ка у Юрия не менее бру­таль­ная, чем его вид — типич­ный ганг­ста-рэп из гет­то, кото­рый выде­ля­ет­ся лишь сло­ва­ми suka, bratan, pizdec и рус­ской клюк­вой из сла­вян­ских бары­шень в шубах. Всё осталь­ное — стоп­ки купюр, ору­жие, доро­гие авто­мо­би­ли, афри­кан­ские коре­ша, осуж­де­ние расиз­ма и запад­но­го импе­ри­а­лиз­ма, огром­ные высот­ки мно­го­эта­жек соц­жи­лья. Выгля­дит вполне типич­но, одна­ко име­ет осо­бен­ный фран­цуз­ский оттенок.

Мне было любо­пыт­но погля­деть на те самые страш­ные banlieue (при­го­ро­ды-тру­що­бы Пари­жа), да ещё и при­я­тель­ским взгля­дом, мол, там свои ребя­та, так ещё и в май­ках с над­пи­ся­ми SOVIET и олим­пий­ках RUSSIA. Но, это конеч­но, на люби­те­ля и на один раз. Тем не менее у Това­ри­ща есть солид­ные 400 тысяч под­пис­чи­ков на Юту­бе, мил­ли­о­ны про­смот­ров каж­до­го кли­па, а так­же фиты с глав­ны­ми совре­мен­ны­ми рэпе­ра­ми Фран­ции. Более того, неожи­дан­но есть тре­ки с Крас­ным Дере­вом и уже извест­ным нам рус­ско-укра­ин­ско-немец­ким рэпе­ром Olexesh. Юрий зна­ком с Capital Bra, но что-то у пар­ней к 2022 году не зала­ди­лось. При­чём, кажет­ся, дело не в политике.

Одна­ко каж­дый текст пишет­ся в опре­де­лён­ное вре­мя, что накла­ды­ва­ет на него отте­нок. Гля­дя на бру­таль­но­го Това­ри­ща с его бицеп­са­ми, ство­ла­ми, доро­ги­ми маши­на­ми и про­чи­ми атри­бу­та­ми мачо, поче­му-то мне при­хо­ди­ли на ум рус­ские и укра­ин­ские сол­да­ты. Сей­час как-то несе­рьёз­но выгля­дит этот бру­таль­ный рэп, и кажет­ся, что за гроз­ны­ми строч­ка­ми Това­ри­ща на самом деле сто­ит гораз­до мень­ше, чем за сол­да­том ВС РФ или ВСУ.

С дру­гой сто­ро­ны, надо отме­тить, что дей­ствия и отно­ше­ния Това­ри­ща по отно­ше­нию к кон­флик­ту были без­упреч­ны. Юрий назвал собы­тия тра­ге­ди­ей двух брат­ских наро­дов, не стал нико­го обви­нять и стро­ить какие-то выго­ды, а с само­го нача­ла кон­флик­та помо­гал укра­ин­ским бежен­цам, кото­рые добра­лись до Фран­ции. От ими­джа бру­таль­но­го рус­ско­го он не отказался.


Viktor Sheen

После зна­ком­ства с твор­че­ством топо­вых рэпе­ров Гер­ма­нии Olexesh и Capital Bra я уже боль­ше ниче­му не удив­ля­юсь. Когда мои кон­так­ты из Чехии отра­пор­то­ва­ли, что самый успеш­ный и попу­ляр­ный рэпер Чехии Viktor Sheen явля­ет­ся рус­ским, а в Сло­ва­кии очень быст­ро идёт в гору Gleb, я при­нял это как дан­ность. Нач­нём с Чехии, коль она всё-таки боль­ше и по насе­ле­нию (десять мил­ли­о­нов про­тив пяти мил­ли­о­нов у Сло­ва­кии), и по куль­тур­но­му весу.

Viktor Sheen на облож­ке чеш­ско­го жур­на­ла Reporter. Апрель 2023 года

Насто­я­щее имя Шина — Вик­тор Дун­дич. Он родил­ся 1993 году в Алма­ты, но рос с трёх лет живёт в Чехии, в Клад­но, что нахо­дит­ся в 25 кило­мет­рах к севе­ро-запа­ду от цен­тра Пра­ги. Кста­ти, это тот же город, где с 2001 по 2003 год жил Лига­лайз перед три­ум­фаль­ным воз­вра­ще­ни­ем в Рос­сию с аль­бо­мом «Про­во­ка­ция», побе­див­шим в номи­на­ции луч­ший аль­бом на Hip-Hop.Ru Awards 2003.

Вик­тор начи­нал с анде­гра­унд­но­го рэпа в соста­ве мест­ных групп. В 2015 году у него вышел пер­вый успеш­ный хит Ibalgin — стан­дарт­ный для того вре­ме­ни «пацан­ский» рэп про отно­ше­ния, но не без ство­лов, мель­ка­ю­щих в кадре.

В 2017 году Вик­то­ра выпу­стил дебют­ный аль­бом Jungler, где он высту­пил соб­ствен­ным про­дю­се­ром под псев­до­ни­мом Ivanoff. На аль­бо­ме при­сут­ству­ет дву­языч­ный трек Chléb, где мож­но рас­слы­шать, что чеш­ский язык повли­ял на рус­скую речь Вик­то­ра — он стро­ит пред­ло­же­ния и фра­зы на чеш­ский манер.

В 2019 году рэпер выпу­стил очень успеш­ный аль­бом Černobílej svět, где глав­ный хитом был трек Až na měsíc. Ком­по­зи­ция была явно вдох­нов­ле­на рус­ским рэпом, а кон­крет­но Феду­ком с его пря­мой боч­кой. На этом аль­бо­ме у Шина есть ещё один трек на рус­ском — 3 Kolesa.

К тому момен­ту Вик­тор обрёл попу­ляр­ность в наци­о­наль­ном мас­шта­бе, и все после­ду­ю­щие аль­бо­мы (Barvy, 2020; Příběhy a sny, 2021; Planeta opic, 2021; Roadtrip (вме­сте с Calin), 2023) име­ли успех — зани­ма­ли пер­вые места в чеш­ском CZ TOP 100 и сло­вац­ком SK TOP 100.

Не хуже у Вик­то­ра полу­ча­ет­ся соби­рать ауди­то­рию вжи­вую. В октяб­ре 2023 года Шин на пару с дру­гим рэпе­ром-эми­гран­том из Мол­да­вии Calin собрал круп­ней­шую пло­щад­ку в стране на 20 тысяч зри­те­лей (O2 Arena в Пра­ге). Все биле­ты были выкуп­ле­ны за два-три меся­ца до концерта.

Инте­рес­но, что у Вик­то­ра до сих пор нет чеш­ско­го граж­дан­ства, несмот­ря на нали­чие чеш­ской жены и двух детей. По край­ней мере, он об этом гово­рил на под­ка­сте в 2020 году.

В тре­ках он ино­гда под­ни­ма­ет тему эми­гра­ции. Так, на сов­мест­ном аль­бо­ме с Calin у них была такая фраза:

«Дети мигран­тов, но теперь мы слыш­ны всюду».


Calin

Све­жий хито­вый аль­бом Вик­тор Шин запи­сал вме­сте с Calin — начи­на­ю­щей звез­дой чеш­ско­го рэпа. Его насто­я­щее имя — Кэлин Пан­фи­ли. Кэлин родил­ся в Мол­да­вии в 1997 году, а в Чехии (кон­крет­но Брно) живёт с двух лет. Хоро­шо гово­рит по-русски.

Calin зани­ма­ет­ся музы­кой с 13 лет. В 2016 году он начал рэп-карье­ру, в 2020 году выпу­стил дебют­ный аль­бом Svědomí, полу­чив­ший вто­рое место в CZ TOP 100 и 11‑е в SK TOP 100. Сле­ду­ю­щие аль­бо­мы Popstar (2022) и Roadtrip (2023, вме­сте с Вик­то­ром) заня­ли пер­вое место в обо­их чар­тах, а Popstar вдо­ба­вок ещё собрал пару пре­стиж­ных несколь­ко чеш­ских музы­каль­ных наград — Český slavík и Cena Anděl.


Michajlov

Calin — не един­ствен­ный рэпер имми­грант­ско­го про­ис­хож­де­ния из Брно. Отту­да же про­ис­хо­дит его более стар­ший кол­ле­га укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния с нехит­рым про­зви­щем Michajlov.

Афи­ша сов­мест­но­го кон­цер­та Михай­ло­ва с зем­ля­ком из Брно — рэпе­ром Maniak. Вы уди­ви­тесь, если я вам ска­жу, что он напо­ло­ви­ну (по мате­ри) русский?

Миха­ил Михай­лов родил­ся в 1991 году на тер­ри­то­рии, неко­гда вхо­див­шей в Чехо­сло­ва­кию — горо­диш­ко Керец­кий в Закар­пат­ской обла­сти Укра­и­ны. В 12-лет­нем воз­расте семья Михай­ло­вых уеха­ла в Брно, и с тех пор Миха­ил живёт там, не забы­вая кор­ней, как это мож­но заме­тить по его тре­кам и кли­пам. Миша выучил­ся на авто­ме­ха­ни­ка и до нача­ла рэп-карье­ры в 2011 году рабо­тал в автосервисе.

Пер­вые четы­ре года эмси исполь­зо­вал псев­до­ним Somar, а затем стал про­сто Michajlov. На самый верх топов Чехии (и Сло­ва­кии) Миха­ил пока не попал, но он доволь­но изве­стен в стране, тре­ки с кли­па­ми соби­ра­ют несколь­ко сотен тысяч, а иной раз и мил­ли­о­ны про­слу­ши­ва­ний на ютуб-кана­ле лей­б­ла 1312 Records.

Михай­лов — парень не роб­ко­го десят­ка, к 32 года уже име­ет несколь­ко отси­док за нане­се­ние тяж­ких уве­чий. Арсе­нал его лири­ки напо­ми­на­ет Tovaritch, Capital Bra, и Olexesh. Всё те же темы про эми­грант­скую жизнь, пес­ни с назва­ни­я­ми Suka Bljat, гор­дость за своё происхождение.

Пер­вый встре­чен­ный мною зару­беж­ный рэпер, кото­рый исполь­зу­ет в твор­че­стве укра­ин­ских кор­ни. Михай­лов дела­ет это спо­кой­но, без фана­тиз­ма. На кон­цер­тах он машет укра­ин­ским фла­гом, в пес­нях не стес­ня­ет­ся назы­вать себя укра­ин­цем и даже снял клип на пес­ню Immigrant в род­ном Закар­па­тье. Всё это ещё до нача­ла 2022 года и не в про­ти­во­вес чему-то дру­го­му, если вы меня пони­ма­е­те. Миха­ил так­же обща­ет­ся с дру­ги­ми рэпе­ра­ми восточ­но­сла­вян­ско­го происхождения.

Инте­рес­но срав­нить «укра­ин­ство» Михай­ло­ва в его твор­че­стве и «рус­скость» дру­гих участ­ни­ков под­бор­ки. Рус­ские рэпе­ры сфо­ку­си­ро­ва­лись на гла­му­ре — доро­гих авто, кра­си­вых пыш­но оде­тых жен­щи­нах, огром­ных ство­лах, пач­ках денег, брен­до­вых шмот­ках с дву­гла­вым орлом и так далее. Михай­лов в этом плане про­ще. Он пока­зы­ва­ет апо­ка­лип­ти­че­ские пей­за­жи дово­ен­но­го Закар­па­тья, где всё ржа­вое и уби­тое, но его — род­ное. В каком-то смыс­ле тут мож­но раз­гля­деть сте­рео­ти­пы: рус­ских тянет на гран­ди­оз­ность, а укра­ин­цев — в народ­ни­че­ство. Посмот­ри­те кли­пы сами и срав­ни­те — это любопытно!

Упо­мя­нем при­я­те­ля Михай­ло­ва — рэпе­ра Maniak, он же Иржи Весё­лый, уро­же­нец Брно. У Иржи чеш­ский отец и рус­ская мать из Омска. Дет­ство Maniak про­вёл во Фран­ции и даже запи­сал­ся на леген­дар­ном радио Skyrock FM в пере­да­че Planète Rap (зна­то­ки фран­цуз­ско­го рэпа пой­мут). Там Иржи высту­пал с пер­вым хитом тре­ком Husky, клип на кото­рый был снят в Омске, а в тек­сте име­ют­ся сле­ду­ю­щие строки:

«Зво­ню в Сибирь: Бабуш­ка, всё в поряд­ке? Ледя­ной, спо­кой­ный, как соп­ка с Камчатки».

Вооб­ще, инте­рес­но, что неоче­вид­ная Чехия явля­ет­ся стра­ной с боль­шой кон­цен­тра­ци­ей успеш­ных рэпе­ров с кор­ня­ми из СНГ. Поче­му так полу­чи­лось? Слож­но ска­зать. Каза­лось бы, на месте Чехии долж­на быть, напри­мер, Сербия.


Gleb

Звез­да сло­вац­ко­го грай­ма Глеб Весе­лов счи­та­ет­ся откры­ва­те­лем жан­ра в Сло­ва­кии. Недав­но Гле­ба похва­лил один из созда­те­лей это­го грай­ма — леген­дар­ный Dizzee Rascal.

Облож­ка аль­бо­ма Gauč storytelling (2019)

Весе­лов родил­ся в 1991 году в Пяти­гор­ске, в дет­стве с роди­те­ля­ми пере­ехал в Бра­ти­сла­ву. С 13-лет­не­го воз­рас­та Глеб увлёк­ся рэпом, с 2009 года выпус­кал соб­ствен­ную музы­ку. После десят­ка синглов и микс­тей­пов пол­но­цен­ный аль­бом Gauč storytelling (2019) попал в музы­каль­ные чарты.

Этот аль­бом Глеб анон­си­ро­вал в Сети фот­кой на Крас­ной пло­ща­ди на фоне собо­ра Васи­лия Бла­жен­но­го и Крем­ля. Весе­лов при­ле­тел в Рос­сию впер­вые после эми­гра­ции. До это­го он не мог въе­хать в стра­ну по неле­пой при­чине: не мог полу­чить рос­сий­ский пас­порт пото­му, что с него тре­бо­ва­ли сви­де­тель­ство о несу­ди­мо­сти, хотя он уехал из Рос­сии в два года. В Моск­ву Глеб при­ле­тал с тогдаш­ним про­дю­се­ром Yaksha, кото­рый открыл миру рэпе­ра Tekashi69. В сто­ли­це они тусо­ва­лись с Фараоном.

Весе­лов актив­но высту­па­ет, выпус­ка­ет кли­пы и микс­тей­пы, а послед­ний пол­но­цен­ный аль­бом Big Boy FM вышел в 2022 году.


О жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов читай­те на ресур­сах автора:

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться