Страницы новейшей истории: журналы 1990‑х, которые не дожили до нашего времени

В 1990‑х годах появи­лись жур­на­лы, кото­рые поз­же назо­вут рупо­ром поко­ле­ния. Тогда это про­зву­ча­ло бы слиш­ком пре­тен­ци­оз­но, и лица рей­ве­ров под рва­ны­ми чёл­ка­ми пре­зри­тель­но бы пере­ко­си­лись. Они не ста­ли бы назы­вать так инфор­ма­цию с пёст­рых, ярких, стран­но свёр­стан­ных стра­ниц с заго­лов­ка­ми «Мари­ху­а­на зву­чит как музы­ка», «Транс­ве­сти­ты — супер­ге­рои Все­лен­ной» и «Блёст­ки на теле цивилизации».

Отвяз­ные и эпа­таж­ные жур­на­лы для пати­ма­нов рас­ска­зы­ва­ли об анде­гра­ун­де, кон­тр­куль­ту­ре и клуб­ной жиз­ни, исполь­зуя новый сленг: тусов­ки, клу­бить­ся, без­ма­зо­вые ребя­та. Под­рост­ко­вые изда­ния непри­нуж­дён­но бол­та­ли на запрет­ные в СССР темы сек­са и нар­ко­ма­нии. Про­то­гля­нец учил «новых рус­ских» кра­си­вой жизни.

В 90‑е мы позна­ко­ми­лись с жур­на­ли­сти­кой без гра­ниц — умной, глу­пой и хули­ган­ской. Одни изда­ния ста­ли куль­то­вы­ми, дру­гие забы­лись, о каких-то вы даже не слышали.

Еле­на Куш­нир вспо­ми­на­ет жур­на­лы, кото­рые кану­ли в Лету, но до это­го фор­ми­ро­ва­ли эпо­ху. Орфо­гра­фия, пунк­ту­а­ция и име­на в цита­тах сохра­не­ны таки­ми, какие они были. Это те вре­ме­на, когда Хоакин Феникс был изве­стен в Рос­сии в луч­шем слу­чае как «Феникс‑2», а его имя транс­кри­би­ро­ва­ли как «Йокен» или как-то иначе.


«Кто такие Generation X?»

Ноч­ные тусов­щи­ки 90‑х луч­ше все­го пом­нят два назва­ния, кото­рые похо­жи на стран­ные зву­ки, кото­рые кто-то слу­чай­но издал: «Птюч» и «Ом». Оба жур­на­ла не то что­бы созда­ли рейв-дви­же­ние в Рос­сии, но име­ли к нему пря­мое отношение.

В 1995 году «Птюч», суще­ство­вав­ший с 1994 года, пред­ста­вил на сво­их стра­ни­цах «Ом»:

«Дру­жок, малыш, или как там тебя ещё! У тебя появи­лась новая игруш­ка под назва­ни­ем ОМ. Какую модель зовут „Четы­ре дорож­ки“? Чем зани­ма­ет­ся Джон­ни Депп? Кто такие Generation X? У како­го фило­со­фа нар­ко­тик и ком­пью­тер мигри­ру­ют навстре­чу друг дру­гу? Чем Бан­де­рас отли­ча­ет­ся от Кину Рив­за? Как сде­лать эрек­цию веч­ной? Обо всём этом — в еди­ни­це ново­го сопро­тив­ле­ния ОМ, кото­рый отли­ча­ет тон­кий вкус, едкий юмор, непри­язнь к бур­жу­аз­но­сти и позна­ва­тель­ная практичность».

Сего­дня оба жур­на­ла назы­ва­ют «нашим отве­том» запад­ным моло­дёж­ным изда­ни­ям напо­до­бие The Face и ID. Это срав­не­ние — про­дукт голов­но­го моз­га совре­мен­но­сти, когда мы при­вык­ли давать «отве­ты» Запа­ду на вопро­сы, кото­рые он нам не зада­вал. «Ом» и «Птюч» не были топор­ным импор­то­за­ме­ще­ни­ем и напо­ми­на­ли ино­стран­ные ана­ло­ги толь­ко тем, что были все­це­ло посвя­ще­ны инте­ре­сам Generation X.

Кто они такие? Сви­де­те­ли эры до-интер­не­та, чья юность при­шлась на пери­од рас­па­да СССР. Глав­ную цен­ность поко­ле­ния Икс социо­ло­ги опре­де­ля­ют в воз­мож­но­сти выбо­ра. Иксе­ры смот­ре­ли «Кри­ми­наль­ное чти­во» на VHS, а «Боль­шой Лебов­ски» — в кино­те­ат­ре. Они купи­ли пер­вые в нашей стране CD и ораль­ные кон­тра­цеп­ти­вы. Для них шили одеж­ду пер­вые рос­сий­ские дизай­не­ры, кото­рые не были Зай­це­вым и Юдаш­ки­ным. Они побы­ва­ли на кон­цер­тах всех зна­ко­вых звёзд 90‑х, от Дель­фи­на до Tequilajazzz, а ещё на Prodigy, Red Hot Chili Peppers, Faith No More и Rolling Stones, когда те при­ез­жа­ли в Рос­сию. Они дави­лись пер­лов­кой в дет­ском саду, в шко­ле им повя­зы­ва­ли крас­ные гал­сту­ки и застав­ля­ли мар­ши­ро­вать в строю — и иксе­ры запом­ни­ли это навсе­гда, наве­ки воз­не­на­ви­дев строй. В юно­сти они рва­ну­ли на кис­лот­но-тан­це­валь­ные вече­рин­ки, пры­гая по танц­по­лу в Dr. Martens. Сего­дня они тара­щат­ся в куп­лен­ный онлайн смарт­фон, где стри­минг пока­зы­ва­ет им пости­ро­нич­ный пост­хор­рор «Все стра­хи Бо» с «Фениксом‑2». Как ска­за­ли в одной науч­ной статье:

«Боль­ше нико­гда в исто­рии не будет тако­го поколения».

Жур­на­лы-флаг­ма­ны отли­ча­лись друг от дру­га. С облож­ки вто­ро­го номе­ра «Птюч», фев­раль­ско­го за 1995 год, радост­но ска­лил­ся ныне покой­ный пер­фор­мер, худож­ник и дрэг-квин Вла­дик Мамы­шев-Мон­ро, пере­да­вав­ший при­вет дру­гу-диджею (над­пись сде­ла­на почер­ком арти­ста, рядом нари­со­ван цветочек):

«Доро­го­му Вале­рию от Вла­до­на. Кру­ти дис­ки!!! Толь­ко не на пиписке!»

В «Птюч» руга­лись матом, пуб­ли­ко­ва­ли рекла­му сек­са по теле­фо­ну, зва­ли на скан­даль­ные выстав­ки и обе­ща­ли: «Ты подох­нешь на танц­по­ле!» Яро­слав Могу­тин делал репор­та­жи о геях Нью-Йор­ка, тре­пал­ся с Гасом Ван Сен­том о Сер­гее Афри­ке («Афри­ка — мой люби­мый рус­ский!», гово­рил режис­сёр) и вызы­вал ярость «Йоке­на» Феник­са рас­ска­за­ми о том, как его покой­но­го бра­та Риве­ра любят в России.

Глав­ный редак­тор Игорь Шулин­ский в пись­ме номе­ра спо­рил с кон­сер­ва­тив­ны­ми медиа:

«Одна солид­ная газе­та с доста­точ­ным тира­жом, свы­со­ка похло­пав нас по пле­чу, заяви­ла, что ПТЮЧ пишет о вещах (тра­ве­сти, пси­хо­де­ли­ка, тех­но), мало кого инте­ре­су­ю­щих. У нас хва­та­ет недо­чё­тов и оши­бок. Не суди­те стро­го: мы моло­ды, мы меня­ем­ся, наби­ра­ем­ся опы­та. Пыта­ясь ска­зать о чём-то новом и инте­рес­ном, мы хотим, что­бы вы полю­би­ли все эти милые малень­кие стран­но­сти, кото­рые слу­ча­ют­ся вез­де, смот­ре­ли на вещи шире, уме­ли не ста­вить штам­пы, а заме­чать, наблю­дать и при­ни­мать вещи таки­ми, какие они есть на самом деле».

Воз­мож­но, во всей исто­рии рос­сий­ской прес­сы не было более искрен­не­го явле­ния, чем «Птюч». Абсо­лют­ная сво­бо­да, толе­рант­ность и радость жиз­ни — глав­ные отли­чия жур­на­ла. С 1994 по 1997 год суще­ство­ва­ла неза­ви­си­мая рес­пуб­ли­ка «Птюч» — открыв­ший­ся одно­вре­мен­но с жур­на­лом одно­имён­ный клуб, бом­бо­убе­жи­ще от реаль­но­сти, сте­ны кото­ро­го сотря­са­ли транс и постиндастриал.

PR-дирек­тор клу­ба Поли­на Сухо­воль­ская вспоминала:

«Это был пер­вый клуб в Рос­сии, кото­рый пред­ста­вил андер­гра­унд­ную куль­ту­ру в пол­ном сре­зе: выстав­ки кар­тин, рабо­ты видео­ху­дож­ни­ков, музы­ка, диджеи. Это было что-то новое и очень пре­крас­ное. Он был искрен­ним по сво­ей сути и совсем не ком­мер­че­ским проектом».

«Ом» под редак­ци­ей Иго­ря Гри­го­рье­ва был не таким ради­каль­ным, а более утон­чён­ным и даже сно­бист­ским. Нама­зан­ные кос­ме­ти­че­ским мас­лом апол­ло­ны на облож­ках. Фешен-кунст­ка­ме­ра внут­ри. Спис­ки в духе Cosmopolitan: «8 сове­тов насчёт пове­де­ния в посте­ли», «5 наших люби­мых топ-моде­лей».

Если «Птюч» раз­го­ва­ри­вал с чита­те­лем как с при­я­те­лем, с кото­рым слу­чай­но столк­нул­ся в клуб­ном туа­ле­те, то «Ом» брал на себя про­све­ти­тель­скую мис­сию: что слу­шать, носить, смот­реть и читать, что­бы счи­тать­ся мод­ным. Впро­чем, это был мяг­кий дик­тат: жур­нал не пытал­ся нико­го зашей­мить, лишь при­зы­вал всех быть моло­ды­ми, кра­си­вы­ми и попу­ляр­ны­ми. В 1997‑м «Ом» был удо­сто­ен Наци­о­наль­ной пре­мии «Ова­ция» как луч­ший жур­нал года.

«Ом» про­мо­ти­ро­вал начи­на­ю­щих моде­лье­ров, актё­ров и музы­кан­тов, надеж­ду рос­сий­ской куль­ту­ры. «В тум­боч­ке „Ом“», — пела ино­агент­ка Зем­фи­ра, кото­рую жур­нал пер­вым из всех изда­ний пред­ста­вил пуб­ли­ке на облож­ке в 1999 году. До это­го «Ом» под­дер­жи­вал «Мумий трол­ля», и вооб­ще нема­ло оте­че­ствен­ных звёзд обя­за­ны журналу.

«Ом» все­гда писал о моде и бью­ти, ста­но­вясь пред­вест­ни­ком гла­му­ра нуле­вых. Посте­пен­но жур­нал стал заклю­чать слиш­ком мно­го ком­про­мис­сов с мейн­стри­мом. В 2004 году я писа­ла для «Ом» ста­тью (я тогда была мод­ным жур­на­ли­стом) о самых доро­гих лак­ше­ри-брен­дах мира. В жур­на­ле не оста­лось отли­чий от типо­во­го раз­вле­ка­тель­но­го глян­ца, но он не при­об­рёл нар­цис­си­че­ское без­ду­шие, необ­хо­ди­мое в надви­га­ю­щу­ю­ся эру фей­ко­во­го ари­сто­кра­тиз­ма с бала­ми дебю­тан­ток, крас­ны­ми ков­ро­вы­ми дорож­ка­ми и смер­тель­ным пафо­сом само­лю­бо­ва­ния без самоиронии.

Колум­нист обо­их жур­на­лов Мак­сим Семе­ляк писал, чем закон­чи­лось неглас­ное про­ти­во­сто­я­ние «Ом» и «Птюч»:

«Они жили, в сущ­но­сти, очень недол­го. 95–96 годы — вот их пик, луч­шая фор­ма и выс­ший смысл. „Птюч“ вско­ре съё­жил­ся — фор­мат­но и сущ­ност­но, потом при­со­ба­чил к име­ни стыд­ную добав­ку connection, потом пре­кра­тил­ся. „Ом“ цеп­лял­ся за жизнь до послед­не­го, сле­дить за его аго­ни­ей было как-то даже нелов­ко. И хотя „Ом“ судо­рож­но ста­вил на облож­ку Шну­ро­ва, а „Птюч“ — Depeche Mode, это их не спасло».

«Птюч» пре­кра­тил суще­ство­ва­ние в 2003 году, «исчез вме­сте со сво­им вре­ме­нем», как ска­зал Шулин­ский. «Ом» окон­ча­тель­но закрыл­ся в 2006 году. Generation X к тому вре­ме­ни, раду­ясь высо­ким ценам на нефть, рас­слаб­ля­лось в Бар­се­лоне или Пра­ге и не заме­ти­ло слу­чив­ше­го­ся. Носталь­гия по аль­тер­на­тив­ной прес­се при­дёт позд­нее, в новей­шие вре­ме­на, когда под­ра­ба­ты­вав­ший моде­лью «Птю­ча» Шило из груп­пы «Кро­во­сток» ста­нет запрет­ным, с мая­ча­щей на гори­зон­те при­став­кой «ино­агент».

Шило в мод­ной фото­съём­ке «Птюч»

Оба жур­на­ла ста­ли леген­дой мос­ков­ской клуб­ной жиз­ни и неза­ви­си­мой жур­на­ли­сти­ки. «Ом» и «Птюч» научи­ли нас инте­ре­со­вать­ся совре­мен­но­стью, узна­вая о попу­ляр­ных явле­ни­ях одно­вре­мен­но с Запа­дом, а не 20 лет спу­стя, когда кто-нибудь тай­ком при­ве­зёт и про­даст из-под полы.

В интер­вью 2019 года Игорь Шулин­ский, став­ший глав­ным редак­то­ром жур­на­ла «Моск­вич Mag», ска­зал: «Нам хоте­лось вер­нуть сло­во „мод­ное“». Что бы ни про­ис­хо­ди­ло даль­ше, им это удалось.


Новый русский глянец

Пост­со­вет­ская эра — пер­вое вре­мя за дол­гие деся­ти­ле­тия на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, когда чело­ве­ку ста­ло офи­ци­аль­но поз­во­ле­но быть бога­тым, «с таким сча­стьем и на сво­бо­де». Боль­ше не нуж­но было пря­тать от обще­ствен­но­сти свои мил­ли­о­ны, как граж­да­нин Корей­ко. Про­бле­ма в том, что ново­ис­пе­чён­ные оли­гар­хи не уме­ли быть бога­ты­ми (отсю­да мали­но­вые пиджа­ки), да ещё и ста­ли бога­ты­ми не вовремя.

Запад похо­ро­нил даже вос­по­ми­на­ния об эпо­хе яппи с её хищ­ным сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ным гла­му­ром. Из каж­до­го дина­ми­ка реве­ла «боль­шая сиэтл­ская чет­вёр­ка» Nirvana, Pearl Jam, Alice in Chains и Soundgarden. Глав­ным филь­мом деся­ти­ле­тия стал «На игле» о буд­нях шот­ланд­ских нар­ко­ма­нов. На высо­ких поди­у­мах мане­кен­щи­цы измож­дён­но­го вида пока­зы­ва­ли пла­тья, не отли­ча­ю­щи­е­ся от тех, кото­рые мож­но было купить в бли­жай­шем секонд-хенде.

Самым мод­ным пар­фю­мом стал демо­кра­тич­ный уни­секс CK One. Тренд­сет­те­ры хоте­ли аван­гард бель­гий­ских дизай­не­ров цве­та гряз­ной поло­вой тряп­ки или нео­но­вый пла­стик с помой­ки, а не нор­ко­вые шубы и брил­ли­ан­ты бан­дит­ских жён. Быть мод­ным и быть бога­тым ста­ло прак­ти­че­ски анто­ни­мом, и в Рос­сии, кото­рая ещё не наелась барах­лом, про­дви­ну­тые люди это тоже зна­ли. «Ом» писал: «Слав­ные 80‑е: вре­мя, кото­рое не долж­но вер­нуть­ся».

Рекла­ма CK One

Одна­ко до того, как Игорь Гри­го­рьев ста­нет глав­ным редак­то­ром «Ом», в 1993 году моло­дой жур­на­лист вме­сте с биз­не­сме­ном Бори­сом Зоси­мо­вым орга­ни­зо­вал пер­вый глян­це­вый рос­сий­ский жур­нал Imperial. В газе­те «Ком­мер­сант» изда­ние назва­ли «рус­ским вари­ан­том извест­но­го жур­на­ла Forbes, в кото­ром рекла­ми­ру­ет­ся стиль жиз­ни людей, чей мате­ри­аль­ный доста­ток и куль­тур­ный уро­вень поз­во­ля­ют при­чис­лять их к „цве­ту нации“». Так в стране появил­ся пер­вый лайфстайл-журнал.

Редак­ция пер­во­го рос­сий­ско­го жур­на­ла про стиль Imperial. 1993 год

Imperial соби­ра­лись печа­тать в Фин­лян­дии тира­жом в 10 тысяч экзем­пля­ров, а рас­про­стра­нять по огром­ной в те вре­ме­на цене «2 $ или за руб­ли по теку­ще­му кур­су» (опла­та в дол­ла­рах была широ­ко рас­про­стра­не­на). На фото­гра­фии Игорь Гри­го­рьев с кол­ле­га­ми сидит в каком-то обшар­пан­ном поме­ще­нии, но 90‑е были вре­ме­нем дерз­ких. Ребя­та не стес­ня­лись рас­ска­зы­вать новым рус­ским биз­не­сме­нам «как открыть лич­ный счёт в швей­цар­ском бан­ке, сколь­ко надо иметь денег для American Coiden Express, где нахо­дят­ся миро­вые нало­го­вые оази­сы и как открыть офис в Рокфеллер-центре».

Жур­нал про­су­ще­ство­вал недол­го: уже в 1994 году Игорь запу­стил новое глян­це­вое муж­ское изда­ние «Ама­дей», кото­рое тоже закры­лось через год. Насто­я­ще­го успе­ха добил­ся толь­ко «Ом» — жур­нал «для тех, кто хочет знать боль­ше и быть луч­ше», — сме­шав­ший богем­ную том­ность с улич­ной лихо­стью и доступ­ность с надменностью.

Пер­вый номер «насто­я­ще­го муж­ско­го жур­на­ла» под очень «рус­ским» назва­ни­ем «Мед­ведь» вышел в июне 1995 года, через три меся­ца после гибе­ли Вла­да Листье­ва. В редак­ци­он­ной колон­ке напи­са­но: «Мы начи­на­ли делать этот жур­нал вме­сте». Была запла­ни­ро­ва­на обло­жеч­ная фото­сес­сия, но её не успе­ли про­ве­сти, поста­вив на облож­ку сни­мок Листье­ва из семей­но­го архи­ва. Пер­вым глав­ным редак­то­ром изда­ния был Игорь Маль­цев, имев­ший отно­ше­ние ко мно­гим круп­ным СМИ.

В жур­на­ле — пер­со­ны, ассо­ци­и­ру­ю­щи­е­ся с клас­си­че­ской костюм­ной эле­гант­но­стью: Билл Клин­тон, Лео­нид Пар­фё­нов, Джор­джо Арма­ни. Авто­ры дают сове­ты по ухо­ду за собой и сти­лю, фор­ми­руя пер­вых рос­сий­ских мет­ро­сек­су­а­лов, оде­ва­ю­щих­ся в бути­ках (хито­вое сло­во вре­мён пер­во­на­чаль­но­го накоп­ле­ния капи­та­ла, сего­дня мы гово­рим о «пре­ми­аль­ных мага­зи­нах»). Солид­ность изда­ния нескуч­ная, иро­нич­ная, это пост­мо­дер­нист­ский язык, сохра­нив­ший­ся в куль­тур­ной и умной глян­це­вой жур­на­ли­сти­ке: «Секс в 95‑м: они могут дви­гать собой сколь­ко угод­но», «Harley: оди­но­че­ство бегу­на на длин­ную дистан­цию», «Хро­ни­ка объ­яв­лен­ной смер­ти. Карье­ра стрин­ге­ра». Музы­ка — рок и почтен­ный поп напо­до­бие Roxette, искус­ство — пер­спек­тив­ные моло­дые худож­ни­ки и новые клас­си­ки, как Тин­то Брасс. Послед­няя бумаж­ная вер­сия жур­на­ла вышла в 2011 году.

Отпоч­ко­вав­ша­я­ся от теле­ком­па­нии «ВИД» и выпус­кав­ша­я­ся на теле­ка­на­ле «ОРТ» (ныне — Пер­вый канал) автор­ская куль­ту­ро­ло­ги­че­ская про­грам­ма Кон­стан­ти­на Эрн­ста «Мата­дор» про­су­ще­ство­ва­ла пять лет, поль­зу­ясь попу­ляр­но­стью у пуб­ли­ки и ува­же­ни­ем теле­жур­на­ли­стов. Извест­ный репор­тёр Андрей Лошак (при­знан ино­аген­том) вспоминал:

«Это про­дукт интел­лек­ту­аль­ный и утон­чён­ный. Ниче­го подоб­но­го я боль­ше не при­пом­ню. Куль­тур­тре­гер­ство в сво­ём луч­шем виде. Впер­вые с экра­на теле­ви­де­ния с моим поко­ле­ни­ем раз­го­ва­ри­вал чело­век, кото­рый знал дей­стви­тель­но боль­ше о том, что меня и моих дру­зей в тот момент интересовало».

При­мер­но таким и стал создан­ный в 1993 году Эрн­стом, буду­щим осно­ва­те­лем жур­на­ла «Афи­ша» Ильёй Оскол­ко­вым-Цен­ци­пе­ром и про­дю­сё­ром Алек­сан­дром Род­нян­ским (при­знан ино­аген­том, а так­же заоч­но аре­сто­ван Бас­ман­ным судом Моск­вы) одно­имён­ный жур­нал, в кото­ром писа­ли о самых трен­до­вых явле­ни­ях вре­ме­ни — кино, музы­ке, моде и искусстве.

Колум­ни­стом «Мата­до­ра» был лите­ра­тур­ный кри­тик и апо­ло­гет рос­сий­ско­го пост­мо­дер­низ­ма Вяче­слав Кури­цын. Вяче­слав Нико­ла­е­вич сето­вал на избы­ток телес­но­сти в новой рус­ской жиз­ни, мол, по Москве нель­зя прой­ти, что­бы не наткнуть­ся на мага­зин тре­на­жё­ров, а по теле­ви­зо­ру вме­сте с вуль­гар­ным шоу-биз­не­сом пока­зы­ва­ют рекла­му с зад­ни­ца­ми в пол-экра­на, тогда как жизнь души намно­го насы­щен­нее. Пора­зи­тель­но, как силь­но моло­дое рос­сий­ское эстет­ство с отто­пы­рен­ной губ­кой и тро­га­тель­ным незна­ни­ем, что поло­ви­на стра­ны эко­но­мит на еде, напо­ми­на­ло совет­ские худсоветы.

И хотя при­ня­то счи­тать, что имен­но «Мата­дор» стал родо­на­чаль­ни­ком рос­сий­ско­го интел­лек­ту­аль­но­го глян­ца, Мак­сим Семе­ляк дал изда­нию не самую высо­кую оценку:

«Он в силу неко­то­рой идео­ло­ги­че­ской пар­цел­ля­ции боль­ше напо­ми­нал при­ло­же­ние к бог зна­ет чему; в нём не было цель­но­го про­бив­но­го взгля­да на вещи; не зря же прак­ти­че­ски все его участ­ни­ки-вре­мен­щи­ки от Эрн­ста до Цен­ци­пе­ра про­сла­ви­лись несколь­ко ины­ми проектами».

Жур­нал «Мата­дор», № 2, 1997 год. Архив Алек­сандра Извекова

Впро­чем, это были по-преж­не­му без­ба­шен­ные 90‑е, и даже богем­ное СМИ мог­ло пустить во всю ширь облож­ки: «Нар­ко­ти­ки: еже­год­ный празд­ник тра­вы в Амстер­да­ме» и печа­тать мате­ри­а­лы о «Фрак­ции Крас­ной армии». Сто­ит отме­тить стиль­ные облож­ки, пере­ми­ги­ва­ю­щи­е­ся с жур­на­лом ID, и каче­ствен­ные мате­ри­а­лы о кино. Вышло око­ло 30 номе­ров «Мата­до­ра», после чего он пре­кра­тил суще­ство­ва­ние в декаб­ре 1998 года без объ­яс­не­ния причин.


Буду пагибать малодым

Несмот­ря на декла­ра­тив­ные заяв­ле­ния о «цве­тах жиз­ни», в СССР даже в пере­стро­еч­ные годы репре­зен­та­ци­ей под­рост­ков в куль­ту­ре были сплош­ные про­бле­мы для взрос­лых. Режис­сё­ры стар­ше­го поко­ле­ния выстре­ли­ли обой­мой филь­мов о под­рост­ко­вой жесто­ко­сти, как вышед­шие в 1988 году «Шут» и «Кукол­ка». Было оче­вид­но, что взрос­лые не пони­ма­ют и боят­ся сво­их детей, ощу­щая себя всё более бес­по­лез­ны­ми и далё­ки­ми от них, как глав­ный герой филь­ма «Ава­рия — дочь мен­та». 54-лет­ний режис­сёр Миха­ил Тума­ни­шви­ли снял кар­ти­ну об изна­си­ло­ва­нии девоч­ки-под­рост­ка, кото­рая «доиг­ра­лась» со сво­ей нефор­маль­ной куль­ту­рой и уж тогда-то вспом­ни­ла об отце.

В 90‑е взрос­лые нако­нец сде­ла­ли то, к чему груп­па Pink Floyd при­зы­ва­ла ещё в 1979 году: «Эй, учи­тель, оставь в покое детей!» Детям нако­нец раз­ре­ши­ли иметь соб­ствен­ную куль­ту­ру, моду и инте­ре­сы, а заод­но и журналы.

Хотя «Ровес­ник» суще­ство­вал с 1962 года, он заслу­жи­ва­ет упо­ми­на­ния. Рас­ска­зы­вая о мод­ных вея­ни­ях моло­дёж­ной куль­ту­ры под тра­ди­ци­он­ной совет­ской эги­дой «их нра­вы», жур­нал нахо­дил воз­мож­ность стать для чита­те­лей окном на Запад. Труд­но пове­рить, но ещё в 1975 году в жур­на­ле появи­лась ста­тья о груп­пе The Doors. В 1974 году глав­ный редак­тор Ната­лья Руд­ниц­кая откры­ла Арте­мия Тро­иц­ко­го (при­знан ино­аген­том), веду­ще­го музы­каль­но­го жур­на­ли­ста стра­ны. «Ровес­ник» стал глав­ной и един­ствен­ной рок-энцик­ло­пе­ди­ей СССР, кото­рую в 1990‑х изда­ли тол­стой книгой.

Жур­нал поль­зо­вал­ся огром­ной попу­ляр­но­стью, к нача­лу 90‑х его тираж дохо­дил до трёх мил­ли­о­нов экзем­пля­ров. Пере­жив несколь­ко лет неста­биль­но­сти, «Ровес­ник» почти вер­нул­ся на преж­ние пози­ции, под­няв тираж до 500 тысяч экзем­пля­ров после пуб­ли­ка­ции отрыв­ков кни­ги соли­ста попу­ляр­ной тогда рок-груп­пы Twisted Sister и пси­хо­ло­га по сов­ме­сти­тель­ству Ди Снай­де­ра «Курс выжи­ва­ния для подростков».

В номе­ре 1994 года, на облож­ке кото­ро­го была звез­да эро­ти­че­ско­го хита
«9 1/2 недель» Ким Бей­син­гер, редак­ция сооб­щи­ла о выхо­де при­ло­же­ния к жур­на­лу под назва­ни­ем «Шест­на­дцать»:

«ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ЗНАТЬ О СЕКСЕ, НО БОИТЕСЬ СПРОСИТЬ».

Но секс-про­свет для под­рост­ков мозо­лил кому-то гла­за, и в 1996 году при­ло­же­ние при­шлось закрыть после обви­не­ния в «раз­вра­ще­нии моло­дё­жи». «Ровес­ник» окон­чил суще­ство­ва­ние в 2014 году из-за финан­со­вых про­блем, не выдер­жав кон­ку­рен­ции с интер­не­том. Послед­ний номер жур­на­ла был посвя­щён Кур­ту Кобей­ну. Яркая над­пись под его фото­гра­фи­ей на облож­ке гла­си­ла: «Год, когда рок-н-ролл покон­чил с собой».

«Ровес­ник» отли­ча­ла взрос­лая, под­чёрк­ну­то ува­жи­тель­ная мане­ра обра­ще­ния к ауди­то­рии. А вот выхо­див­шие в 1998–2006 годах в изда­тель­стве Burda жур­на­лы Cool и Cool Girl заго­во­ри­ли с под­рост­ка­ми на их слен­ге: «Что твой кекс зна­ет про секс?»

На самом деле это была каче­ствен­ная жур­на­ли­сти­ка, тща­тель­но ими­ти­ру­ю­щая диа­лог с чита­те­лем на рав­ных. Изда­ния выхо­ди­ли с посте­ра­ми звёзд, кото­ры­ми были уве­ша­ны, навер­ное, ком­на­ты всех рос­сий­ских школь­ни­ков. В Cool печа­та­ли тек­сты и хит-пара­ды песен, фото­ро­ма­ны с исто­ри­я­ми выду­ман­ных геро­ев и мно­же­ство откро­вен­ных мате­ри­а­лов о сек­се, при­чём никто на жур­нал не жаловался.

Жур­нал Cool, № 21, 19 мая 1998 года

Поль­зо­ва­тель­ни­ца Сети рас­ска­за­ла об ощу­ще­ни­ях от Cool Girl:

«Лип­кие тон­кие стра­нич­ки толь­ко из печа­ти, комик­сы из „насто­я­щей жиз­ни“ (Дома‑2 ещё не было, но у нас уже было своё реа­ли­ти-шоу), руб­ри­ки, в кото­рых ничем не при­ме­ча­тель­ных под­рост­ков пере­оде­ва­ли в клё­вых дев­чо­нок (но тебе это всё рав­но не све­ти­ло, пото­му что у роди­те­лей нет денег на эти вещи), и конеч­но, руб­ри­ку „Вопрос-ответ“, толь­ко назы­ва­лась она как-то ина­че, не пом­ню уже как. Там, затая дыха­ние, мож­но было про­чи­тать исто­рии из жиз­ни дру­гих дево­чек, и их жиз­ни все­гда ока­зы­ва­лись более пол­но­цен­ны­ми и инте­рес­ны­ми, чем твоя».

Намно­го скром­нее был выпус­кав­ший­ся с 1996 по 2010 годы в изда­тель­стве «Ровес­ник» жур­нал «Штуч­ка» для «самых умных, стиль­ных, совре­мен­ных дев­чо­нок». В нём боль­шее вни­ма­ние уде­ля­лось внут­рен­не­му миру деву­шек, их отно­ше­ни­ям с роди­те­ля­ми и дру­зья­ми, поис­ку сво­е­го места в мире. На облож­ках жур­на­ла были не моде­ли, а обыч­ные дев­чон­ки, при­сы­лав­шие пись­ма с рас­ска­за­ми о себе.

По Сети бро­дит миф о жур­на­ле Saratoga, сме­ло име­но­вав­ше­го­ся «все­мир­ным юно­ше­ским дай­дже­стом» и «миро­вым моло­дёж­ным жур­на­лом». Поль­зо­ва­тель­ни­ца «Живо­го жур­на­ла» вспоминала:

«Мне он тогда силь­но запал после вся­ких „Марусь“ и „Шту­чек“, пер­вых глян­це­вых жур­на­лов для дево­чек, где инте­рес­ной инфы было не так-то и мно­го. То ли не зна­ли ещё, о чём писать, то ли не зна­ли, как отре­а­ги­ру­ет пуб­ли­ка. А Кос­мо тогда был про­сто недо­сту­пен по цене. Сара­то­га же мне пока­за­лась несколь­ко кустар­ной, но как лад­но сба­цан­ной! Каж­дый сан­ти­метр жур­на­ла был инте­ре­сен и поле­зен. Жаль, он быст­ро куда-то запропал».

Инфор­ма­ции о жур­на­ле почти нет. Суще­ству­ет номер за июль 1995 года и два номе­ра за 1996 год (на них не про­став­ле­ны даты). Изда­ва­ли его три сест­ры Ека­те­ри­на, Поли­на и Даша Пря­хи­ны под общим псев­до­ни­мом Сара Тогов­на. Не менее поло­ви­ны тек­стов были пере­вод­ны­ми из запад­ных изда­ний, кото­рые, без вся­ких сомне­ний, не ста­ви­ли в извест­ность об исполь­зо­ва­нии их мате­ри­а­лов. Боль­шин­ство фото­гра­фий тоже пере­пе­ча­ты­ва­ли из ино­стран­ной прес­сы, и ста­тью о флир­те мог­ла укра­шать фото­гра­фия супер­мо­де­ли Кейт Мосс с мод­но­го пока­за. В жур­на­ле мно­го писа­ли о заня­ти­ях спор­том, дие­тах, моде, сек­су­аль­ных сек­ре­тах и пси­хо­ло­гии отношений.

Зву­чит обы­ден­но, но склё­пы­вал всё это вме­сте сим­па­тич­ный иро­нич­ный абсурд и доб­рый юмор, когда вымыш­лен­ная Сара Тогов­на после глу­бо­ко­мыс­лен­ных сове­тов о том, как заво­е­вать маль­чи­ка, мог­ла напи­сать в фина­ле: «А луч­ше наплюй и забудь!»

Жур­нал под­ни­мал и серьёз­ные темы. Была мас­штаб­ная пере­вод­ная анти­нар­ко­ти­че­ская ста­тья «Убий­ствен­ное оба­я­ние геро­и­на» и автор­ский мате­ри­ал-рас­сле­до­ва­ние Ека­те­ри­ны Пря­хи­ной о зама­ни­ва­нии рос­сий­ских деву­шек в про­сти­ту­цию в Япо­нию через фаль­ши­вые «модель­ные агент­ства». На осно­ва­нии пись­ма чита­тель­ни­цы жур­нал, воз­мож­но, пер­вым в Рос­сии напи­сал о фено­мене date rape (изна­си­ло­ва­нии на свидании).

Жур­нал запу­стил необыч­ный про­ект, опуб­ли­ко­вав фан­тас­ма­го­ри­че­ский юмо­ри­сти­че­ский рас­сказ «Флир­тую во сне и наяву, или Сон о сине­гла­зом жира­фе» о при­клю­че­ни­ях сту­дент­ки уни­вер­си­те­та во сне. Затем чита­тель­ни­цам пред­ло­жи­ли напи­сать соб­ствен­ные про­дол­же­ния исто­рии, луч­шие из кото­рых будут опубликованы.

Неиз­вест­но, сколь­ко про­дол­жал­ся жур­наль­ный «сери­ал», но это одна из самых ори­ги­наль­ных идей даже в бога­той на ори­ги­наль­ность прес­се 90‑х годов. Отзыв из Сети:

«Каж­дый из сохра­нив­ших­ся у меня жур­на­лов Сара­то­га уни­ка­лен, любим и ценен. Это уди­ви­тель­ное изда­ние, кото­рое мно­го­му научи­ло меня, под­бад­ри­ва­ло в слож­ные момен­ты, сме­ши­ло до слёз. Мы с подру­гой кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ли эти номе­ра, зачи­тыв­ли до дыр. Его нача­ли изда­вать с 1995 года, мне было 12 лет. Одна­жды я напи­са­ла пись­мо в редак­цию и мне не толь­ко отве­ти­ли, но и опуб­ли­ко­ва­ли моё пись­мо со сти­ха­ми. Спа­си­бо Сароч­ке Тоговне!»


Читай­те так­же дру­гие мате­ри­а­лы о куль­ту­ре 90‑х: 

«Твои зелё­ные лоси­ны све­дут с ума меня сей­час»: мифы и прав­да о рос­сий­ской моде 1990‑х.

«Посмот­ри в гла­за»: бью­ти-трен­ды рос­сий­ских 1990‑х.  

«Царь людей сошёл с ума»: о чём гово­ри­ли люди 90‑х в «Буд­ке глас­но­сти».

Десять глав­ных аль­бо­мов рус­ско­го шан­со­на 1990‑х.

Мисс КГБ и дру­гие: кон­кур­сы кра­со­ты в СССР и в 1990‑е.

Поделиться