Пять лет назад я составил для VATNIKSTAN подборку с главными красавицами русской эмиграции. Материал нашёл отклик у читателей, его заметил уважаемый историк и искусствовед Александр Александрович Васильев, автор книги «Красота в изгнании».
Много воды с тех пор утекло, сменилась эпоха, однако случилось и позитивное — мне теперь немного неудобно за громкое название «Главные красавицы русской эмиграции». Порывшись в виртуальных архивах, оказалось, что достойных барышень было куда больше десяти. Поэтому я хотел бы продолжить тему и познакомить вас с ещё одной десяткой эмигранток. На этот раз все они связаны с одним городом — Лондоном.
Можно было собрать двадцатку русских представительниц Лондона, но мне хотелось написать о девушках довольно известных и всё-таки действительно русских, а не наследниц российских дворян в пятом поколении, от которых ничего русского не осталось. Например, есть британка Хелен Тейлор, большая поклонница The Cure, которую в 1980‑е годы отчитывали родители за слишком распущенных гостей в замке Виндзоров.
Однако ни в коем случае, составляя список, я не притрагивался к черепомерке. Кровей у девушек порядочно намешано: русской, английской, шотландской, литовской, немецкой… Уверен, что-то ещё упустил.
За каждой из наших героинь если не успешная карьера и мемуары, то завидное происхождение и целый набор портретов художников и фотографов, хранимых и выставленных в галереях. Иначе говоря, если вам захочется познакомиться с каждой из этих дам, часы изучения с возможным провалом в другие смежные темы вам гарантированы.
Катерина Герберт (1783—1856)
Пускай вас не обманывает английское имя и титул графини Пембрук. С этого портрета 1804 года глядит 21-летняя русская барышня Екатерина Семёновна Воронцова, дочь русского посла в Англии Семёна Романовича Воронцова, память о котором хранит одна из улиц престижнейшего района Лондона Сент-Джонс-Вуд.
Семён Воронцов провёл на посту посла аж 21 год. Всё это время вместе с ним в Англии была дочь, изредка они навещали Россию.
После окончания работы послом в Лондоне в 1806 году семья Семёна Романовича осталась в британской столице и жила там до 1832 года. Дочь вскоре нашла себе супруга под стать — уилтширского аристократа Джорджа Огастеса Герберта. Екатерина родила ему пятеро детей.
Наиболее успешную карьеру построил сын по имени Сидни Герберт, первый барон Герберт Ли, военный министр и министр по колониям Британии в середине XIX века.
Мемуары Катерина Герберт не писала, но есть книга её отца: «Автобиография графа Семёна Романовича Воронцова», Русский архив, 1876.
Лидия Кякшт (1885—1959)
По-странному стечению обстоятельств все три балерины нашего списка носили одно имя — Лидия. В Европе пик популярности этого имени пришёлся на стык XIX и XX веков.
Наша героиня родилась в Петербурге в 1885 году, в семье крестьян, литовца Георгия и русской Агафьи Кякштов. Лидия не единственный член семьи, ставший звездой на этом поприще. Неплохую карьеру сделал её брат Георгий Георгиевич, артист Мариинского театра, который в послужном списке имел совместные номера с известнейшей балериной Анной Павловой.
Лидия также была артисткой Мариинки, где танцевала с 1902 по 1908 год, после чего она переехала в Лондон на работу прима-балериной в Театре Эмпайр. В 1914 году Кякшт присоединилась к «Русским сезонам» Дягилева, первое выступление Лидии прошло в Нью-Йорке.
Возможно, в целях пиар-кампании Сергей Павлович заплатил кому нужно в прессе, а возможно, безо всякого умысла одна из главных лондонских театральных газет в том году назвала Кякшт самой красивой танцовщицей в мире.
После окончания Первой мировой войны Лидия открыла собственную школу балета и преподавала до самой смерти в 1959 году. Супругом Кякшт в Лондоне был Алексей Рагозин, дореволюционный русский эмигрант, работавший в в Лондонской полиции.
Кякшт и Рагозин воспитали дочь Лидию, которая тоже стала балериной и была известна под именем Лидия Кякшт-младшая.
Мемуары: Lydia Kyaksht. Romantic Recollections. 1929.
Лидия Лопухова (1892—1981)
Лидия Васильевна Лопухова тоже родилась в Петербурге, в 1892 году. Её брат Фёдор, как и брат Лидии Кякшт, сделал неплохую карьеру артиста балета в Мариинском театре, где также начала карьеру сама Лопухова в 1909 году.
Спустя год Лидия примкнула к труппе Дягилева, где оттанцевала сезон, затем переехала в США на шесть лет и периодически присоединялась к разным антрепризам. Именно тогда она сменила написание фамилии по-английски с Lopoukhova на Lopokova. Вероятно, не из-за произношения, ибо произносятся они по-английски довольно похоже, а для простоты написания. Сочетания ou и ukh делают её громоздкой для прочтения.
С середины 1910‑х Лидия, уже признанная звезда мирового балета, крутила романы: с нью-йоркским журналистом Хейвудом Брауном, с итальянским менеджером труппы Дягилева Рандольфо Баррокки, с известным пианистом Игорем Стравинским.
С самым главным мужчиной в жизни Лидия познакомилась в 1918 году, во время гастролей в Лондоне. Речь про барона Джона Мейнарда Кейнса, на чьих экономических идеях (очень грубо — спонсирование спроса государством, низкие процентные ставки и высокие зарплаты) был основан золотой период благополучия Запада с 1945 по 1970‑е годы.
По-настоящему Кейнс заинтересовался Лидией в 1921 году, наблюдая выступление Лопуховой в постановке Дягилева «Спящая красавица» в Лондоне. Лидия начала общаться с The Bloomsbury Set — влиятельной группой британских леволиберальных интеллектуалов 1920‑х годов, куда входил Кейнс, а также художники Роджер Фрай и Дункан Грант, несколько представителей творческой интеллигенции и писательница Вирджиния Вульф, которая отразил Лидию в образе героини Реции в новелле «Миссис Дэллоуэй» (1925).
Лидия и Джон заключили брак в 1925 году и жили счастливо между Кембриджем, Лондоном и графством Восточный Сассекс. У пары не получилось завести детей. Время, впрочем, супруги не теряли. Помимо работы в балете, Лидия вела передачи о русской культуре на радио BBC, Кейнс занимался политической, научной и инвестиционной деятельностью. После смерти мужа в 1946 году Лидия окончательно перебралась в городишко Ферл в Сассексе.
Баронесса Кейнс скончалась в 1981 году, на 88‑м году жизни.
Мемуары Лидия не оставила, однако список литературы о ней богат.
- В 1983 году племянник Кейнса Мило Кейнс выпустил биографическую книгу Lydia Lopokova.
- В 2008 году британская писательница Джудит Макрелл опубликовала биографию Лопуховой Bloomsbury Ballerina: Lydia Lopokova, Imperial Dancer and Mrs John Maynard Keynes.
- В 2020 вышел роман Mr Keynes’ Revolution (2020) английской писательницы И‑Джей Барнс про отношения Кейнса и Лидии в 1920‑е годы.
Лидия Соколова (1896—1974)
Лидия Соколова — это своего рода «пасхальное яйцо» списка.
Думаю, можно без обиняков сказать, что в первой половине XX века на Западе действительно была мода на русское. В широком смысле — и имперское, и эмигрантское, и советское. Ведь разделяем на периоды только мы да иностранные эксперты.
Вы можете взглянуть на списки кинохитов межвоенных лет Франции, Германии и США и встретить множество фильмов на белоэмигрантскую, революционную, имперскую тему, снятых зачастую режиссёрами российско-еврейского происхождения. Дам наводку из двух имён таких режиссёров с солидным послужным списком: киевлянина Анатоля Литвака и самарца Грегори Ратоффа (Григорий Ратнер).
Однако если в западном кино из российских выходцев доминировали в основном евреи (по сути, именно они и создали то, что называется «Голливуд»), то балет всё-таки был именно под русскими (опять же, в широком смысле, без черепомерки). Не имей мы такого человека-глыбу, как Сергея Павловича Дягилева, ещё неизвестно, получилось ли бы это. Именно проектам Дягилева (или, по-старому, антрепризам) вроде «Русских сезонов» и «Мира искусства» мы обязаны тому, что русские артисты балета — это наш крепкий бренд по сей день.
Кстати, говорим «балет», а подразумеваем также и русских театральных художников, десятки из которых сделали в первой половине XX века неплохую карьеру после строчки в резюме «работал с Дягилевым», а сотни пользовались силой бренда «русский театральный художник».
В 1910–1920‑х годах быть русской балериной или артистом балета было настолько модно, что Дягилев нарекал своих иностранных звёзд русскими именами, а те спокойно принимали их, безо всякого сопротивления. Так на сцене появились Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс, британка), Антон Долин (Сидни Хили-Кей, британец), Вера Зорина (Эва Бригитта Хартвиг, норвежка), Хильда Бутсова (Хильда Бутс, британка) — и, наконец, Лидия Соколова (Хильда Маннингс, британка).
Лидия родилась в городке Вонстед, ныне входящим в район Лондона Редбридж, в 1896 году. С конца 1900‑х годов Соколова занималась балетом. Карьеру она начала в 1910‑х, попав в труппу All Star Imperial Russian Ballet Михаила Мордкина, выходца из гнезда Дягилева. С 1913 по 1929 год Лидия работала у самого Дягилева. Она была одной из первых английских балерин Сергея Павловича и на протяжении карьеры играла у него первые роли. После того как компания Дягилева прекратила существование, Лидия вернулась в Британию, где преподавала и изредка сама выходила на сцену.
Два главных спутника жизни Лидии были коллегами по балету. Первым мужем был русский Николай Кремнев, от которого у неё родилась дочь Наташа. Позже Соколова вышла замуж за поляка Леона Войцеховского, а старость встретила с британцем Ронни Махоном.
Мемуары: Dancing for Diaghilev. 1960.
Анастасия де Торби (1892—1977)
Одна из самых элегантных дам нашего списка с внушительным набором имён, фамилий, титулов, предков и потомков. Графиня Анастасия Михайловна де Торби, кажется, единственная из десятки, кому не пришлось всерьёз чем-то заниматься и чьи будни были посвящены светской жизни, без какой-либо карьеры. В 1917 года де Торби вышла замуж за сэра Гарольда Уэрнера, 3‑го баронета, и взяла имя Зия Уэрнер.
Анастасия была правнучкой Пушкина. Когда вы слышите про «потомков Пушкина из Британии», то имеются в виду такие ребята, как один из самых крупных частных землевладельцев Королевства и одновременного самых богатых аристократов — правнук Анастасии и настоящий английский красавчик Хью Ричард Луи Гросвенор, 7‑й герцог Вестминстер, 1991 года рождения.
Добавим интересный факт. Именно в семейном поместье Лутон-Ху, что в графстве Бедфордшир, где проживала до конца жизни (1977 год) Анастасия, в 1990‑х годах сняли шедевральный триллер Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999) с Томом Крузом и Николь Кидман.
Мемуары Анастасия нам не оставила. Рекомендую прочитать книгу The Grand Dukes (1989) грузино-русско-британского аристократа и разведчика Давида Чавчавадзе. Часть книги Чавчавадзе посвятил семье Анастасии, осевшей в Британии после Октябрьской революции.
Мэри Лоссефф (1907—1972)
Мария Лосева — девушка характерной нелёгкой судьбы из мира кино. Такие всегда были и всегда будут.
Семья Марии не приняла Октябрьскую революцию, ибо отец был состоятельным фабрикантом из Владивостока. Сбежав сначала в Японию на пару лет, уже в 1921 году Лосевы переехали в Берлин. Там, в Веймарской Германии, Мария начала относительно успешную карьеру певицы и актрисы. Как это могло бы выглядеть, можно наблюдать в сериале Babylon Berlin. В картине подобную роль берлинской музыкальной звезды, русской эмигрантки по происхождению Светланы Сорокиной, играет литовская актриса Северия Янушаускайте.
Веймарский цирк, как известно, закончился в 1933 году. Мэри бежала в очередной раз с насиженного места со спутником и кинопартнёром еврейского происхождения Рихардом Таубером — сначала в Вену, а затем в Лондон.
Несмотря на то что Мэри удалось получить роли в лондонских театрах и кино, в целом британцам Лосева «не зашла», и она запила. Рихард, будучи звездой более высокого полёта, бросил Марию и нашёл себе новую подругу.
Наша Маша осталась в Лондоне с сыном Дмитрием. Лосева забросила карьеру, однако устроила нормальную жизнь. Сын вырос, завёл семью и детей, а Мэри нашла себе на исходе шестого десятка лет русского спутника по имени Вася Мироновский, с которым она доживала свой век в западном районе Лондона Хаммерсмит.
Мемуары Мэри не оставила,но есть книги про её партнёра Рихарда Таубера:
- This Was Richard Tauber. 1971;
- Richard Tauber. 1949.
Мария «Мисси» Васильчикова (1917—1978)
Мария родилась в январе 1917 года в Петербурге в семье члена IV Государственной думы князя Иллариона Сергеевича Васильчикова и Лидии Леонидовны, урождённой княжны Вяземской.
Возможно, сложись история России по-другому, и этой прелестной русской аристократке, как де Торби, не пришлось бы работать и она могла бы посвятить жизнь светским утехам и семье. Судьба распорядилась иначе, но Мария выжала максимум из неё, да ещё и написала великолепную и уникальную книгу — «Берлинский дневник. 1940–1945». Произведение было издано в Лондоне через семь лет после смерти Марии — в 1985 году.
После Октябрьской революции семья Васильчиковых бежала в Германию, потеряло почти всё, кроме некоторой недвижимости в Литве — отец был депутатом от Ковенской губернии. Несмотря на хорошую родословную, Мария вела жизнь обычной девушки среднего класса.
Васильчикова начинала карьеру в британском консульстве в Литве в конце 1930‑х годов, а после входа советских войск в страну она вместе с семьёй переехала в Берлин. Там она устроилась на работу через знакомых и благодаря отличному знанию английского языка в немецкий аналог BBC — Drahtloser Dienst, или DD, — а затем и в германский МИД. Изначально Мария собиралась идти работать медсестрой, ведь началась Вторая мировая война и на эту профессию был спрос. Однако это было явноне комильфо для Марии со знанием французского, немецкого, русского языка, да ещё и знакомствами в аристократических и белоэмигрантских кругах. Хотя под конец войны Мисси придётся потрудиться медсестрой в Вене.
Получив работу секретаря в DD, Васильчикова быстро стала частью дипломатическо-богемно-аристократического Берлина 1940‑х годов — причём той компании, которая в 1944 году попыталась ликвидировать Гитлера. На работу в МИД Мария поступила в 1941 году. Как и в DD, основным её трудом стали переводы западных материалов с английского на немецкий.
Буквально за несколько дней до начала работы в DD, в аккурат на Новый год 1939/1940, Васильчикова завела дневник, предчувствуя, что начинаются тектонические события.
Дневник Марии великолепен, и пересказывать его не имеет смысла (впрочем, я разобрал его у себя в блоге; ссылка в конце материала). Я могу его только похвалить и порекомендовать: эйфория немцев от быстрых побед; потрясение от начала войны с Россией, затем перетекшее в еле сдерживаемую ненависть к тем, кто устроил эту войну; описания жизни под постоянными бомбардировками; описание бесед с приятелями-аристократами, которые быстро разочаровываются в режиме после 1942 года; опять бомбардировки Берлина; затем хаотичное бегство по Германии и уже Австрии — и конец войны.
Судьба Мария закончилась хэппи-эндом. В 1946 году она вышла замуж за статного американского офицера, по гражданской профессии архитектора, и перехала с ним в Париж, где они завели четырёх детей. В Лондоне Васильчикова поселилась только в 1971 году, однако всю жизнь она была англофилкой, поэтому она точно заслужила место в нашем списке.
Мемуары:
- Мария Васильчикова. Берлинский дневник 1940–1945 г. 1985;
- Татьяна Миттерних. Женщина с пятью паспортами. 2006.
Татьяна Миттерних — старшая сестры Марии, которая вышла за потомка великого австрийского дипломата Клеменса фон Миттерниха.
Таня Маллет (1941—2019)
Таня родилась в 1941 году в британском курортном городишке Блэкпул в семье британского миллионера Генри Маллета и дочери русских белоэмигрантов Ольги Мироновой. Одна из красавиц нашего предыдущего списка русских красавиц эмиграции Хелен Миррен, урождённая Миронова, приходится Тане двоюродной сестрой. Их дед служил дипломатом в русском посольстве в Лондоне до Октябрьской революции, а после решил не возвращаться в Россию.
Мать Ольги зарабатывала на жизнь карьерой девушки-хористки в Англии, и, видимо, на гастролях и вечеринках знакомилась со своими мужьями-миллионерами. Первым её супругом был автомобильный дистрибьютор Маллет, а вторым — другой британский миллионер Джордж Доусон, получивший славу на махинациях с поставками комплектующих для британской армии.
Таня родилась в весьма «светской обстановке» поэтому неудивительно, что она ринулась строить карьеру в сфере моды и кино. В 1961 году она попала на обложку Vogue UK и снялась в британском комедии «Девушки! Девушки! Девушки!». В 1963 году она комично не прошла кастинг на роль Татьяны Романовой во второй серии бондианы «Из России с любовью» — из-за слишком английского акцента русского языка. Однако через года Маллет получила роль Тилли Мастерсон в следующей серии бондианы — фильме «Голдфингер». Картина стала вершиной кинокарьеры Тани.
Все 1960‑е и первую половину 1970‑х годов Маллет работала моделью для лучших западных глянцевых журналов, а в 1976 году нашла английского спутника Саймона Редклиффа, с которым воспитывала детей и прожила до конца жизни.
Мемуары Маллет не оставила, зато их написала Хелен Миррен. В книге In the Frame: My Life In Words And Pictures (2007) Хелен посвятила несколько страниц Тане.
Ольга Романова (род. 1950)
Несмотря на полноценное русское ФИО и принадлежность к царской фамилии, княгиня Ольга Андреевна Романова по духу является характерной голубокровой элитарной англичанкой и совсем не стесняется этого.
В одном из интервью Романова призналась, что ей никогда не нравилась принцесса Диана и всегда больше впечатляла Камилла (любовница, а ныне жена короля Карла). Ещё Ольга Андреевна говорила, что Диану неправильно называть принцессой: мол, только дети князей и принцесс имеют на это право. Диана Спенсер к этой категории не относилась, но зато к ней принадлежит Ольга: её отец, великий князь Андрей Александрович, родился в Зимнем дворце в 1897 году.
Подобные взгляды обычно не находят симпатии у британской публики, что не помешало медиакарьере Романовой. Ольгу Андреевну нередко можно увидеть на телевизионных экранах Британии. Более того, что княгиня, что один из её сыновей, Фрэнсис, не брезгуют съёмками в сомнительных передачах и шоу, где их всегда рады видеть. Так, Фрэнсис участвовал в украинском шоу «Холостяк» в 2012 году.
Княгиня Романова заявляет, что знает по-русски всего четыре слова, однако в соответствии с традициями считает себя православной. Со слов Ольги Андреевны, именно православие было причиной того, что в юном возрасте принц Чарльз (в русском языке странным образом ставший ныне королём Карлом) решил не крутить с ней роман.
С 2017 года Ольга является президентом ассоциации The Romanov Family Association, которая не признаёт известную россиянам Марию Владимировну Романову ни главой семьи, ни главой Дома Романовых.
Мемуары: Princess Olga. A Wild and Barefoot Romanov. 2017
Ольга Кох (род. 1992)
Ольга Альфредовна Кох — это принцесса уже нашего времени. Словно в духе русских традиций, Ольга имеет немецкие корни, однако они, конечно, попроще, чем у Романовых. Эти Кохи были черноморскими немцами.
Отец Ольги — политик 1990‑х годов и ближайший сподвижник Анатолия Чубайса. Альфред Рейнгольдович Кох наиболее известен деятельностью замглавы (1993–1995), а затем и главы (1996–1997) Росимущества во время приватизации. Альфред Рейнгольдович много наделал в России и многое наговорил, так что в середине 2010‑х семье пришлось выехать из страны. Ольга покинула родной Питер, посещала частную школу в одном из самых престижнейших графств под Лондоном — Суррей, что находится к юго-западу от британской столицы.
Ольга Альфредовна получила высшее образование в Штатах, вернулась в Англию и быстро построила карьеру стэнд-ап комедиантки всебританского масштаба. Во второй половине 2010‑х годов Ольга уже появлялась на BBC, а с 2021-го у Кох есть собственное шоу на BBC Radio 4. Вероятно, талант острого языка она унаследовала от отца.
Юмор Ольги, на мой вкус, достаточно плосковат и колеблется вместе с партийным курсом, однако, надо отдать должное, она выстроила отличную карьеру. Нередко в номерах она касается «русской темы» и истории своей семьи.
Творчество Ольги: Шоу Olga Koch: OK Computer на BBC Radio 4. 2021, 2023.
Узнать о жизни известных российских эмигрантов можно на ресурсах автора:
- Телеграм-канал Chuzhbina
- Подкаст «Вехи» на Spreaker и на Ютубе
- Блог, посвящённый русской и украинской эмиграции Британии на Дзене
- Литературный блог
Читайте также «Русская Австралия. Часть I: Экскурс в историю».