Красивая и неглупая русская женщина — это один из немногих сильных современных позитивных русских брендов. Он бы не сформировался без этих десяти русских красавиц. Это дамы проживали в разных странах, у них было разное социальное происхождение, некоторые из них не воспринимали себя русскими, но именно благодаря им в западном мире знают про русских красавиц.
Marina Chaliapina
Москвичке Марине была уготована судьба звёздной девочки ещё до её рождения в 1912 году. Её отцом был знаменитый на весь мир певец Фёдор Шаляпин, который совсем не собирался становиться эмигрантом даже после Октябрьской революции. Хрупкое здоровье молодой Мариночки стало причиной эмиграции семейства Шаляпиных.
Переехав на Запад, Марину с её старшей сестрой Марфой отправляют учиться в Англию. Через год они оседают в «столице русского рассеянья» — Париже. Как и многие другие красивые русские девочки Парижа 1920‑х, Марина учится балетному искусству. Благодаря родительским связям, она попадает в школу к самой Матильде Кшесинской. Однако, получив травму ноги на одном из занятий, она оставляет балет и отправляется учиться в Нью-Йорк в Академию архитектуры и дизайна.
В 1931 году она станет знаменитой на весь русско-эмигрантский мир, когда её внезапно выбирают победительницей конкурса «Мисс Россия 1931 года», проводимого парижским журналом «Иллюстрированная Россия». Не преуменьшая недурной внешности Марины, скорее всего, победа Шаляпиной была комплиментом её отцу от членов жюри, представляемого высшим светом русского артистического Парижа. В жюри входили, например, художник Коровин, писатели Бунин и Куприн.
После победы на конкурсе в дом Шаляпиных стали постоянно названивать поклонники Марины, что немного раздражало Фёдора, который боялся, что ему не смогут дозвониться по работе — из-за того, что Маринка «висела» на телефоне, болтая с эмигрантскими юношами.
Дизайнерское искусство не слишком пошло у Марины, и она поехала учиться теперь уже на театрального режиссёра в Вену. Там ей предложат поработать на съёмках фильма про балет в Италии. На съёмочной площадке она познакомится с будущим мужем — харизматичным итальянцем и соратником самого дуче Луиджи Фредди. Тот был руководителем департамента кинематографии министерства культуры фашистской Италии, а затем и вовсе министром культуры.
Красивая жизнь, съёмки в нескольких итальянских госфильмах, приближенность к главным людям правой Европы 1930‑х — Адольфу Гитлеру и Бенито Муссолини, после итальянской «социалистической революции» горько отозвались и самому Луиджи, и по касательной Марине. Не спасло Луиджи даже то, что он был организатором Венецианского кинофестиваля. Он отсидит в тюрьме и не сможет работать по специальности. Марине пришлось найти работу, чтобы кормить не только себя с дочкой Анджелой, но и любимого супруга.
Благодаря благородному происхождению, опыту постоянного взаимодействия с людьми высшего света и знанию пяти языков, Марина смогла найти более-менее приличную работу. Она устроилась на один из роскошных круизных лайнеров компании Italian Line (маршрут Генуя — Нью-Йорк) помощником капитана по организации досуга пассажиров.
Марина прожила долгую жизнь. Она умерла в возрасте 97 лет у себя дома под Римом. Ещё с 1980‑х она постоянно приезжала в Москву, Питер, Крым на различные мероприятия, посвящённые её отцу, а также участвовала в мероприятиях в Италии, организуемых посольством России. До конца жизни она оставалась бодрым человеком, следила за собой и любила пообщаться с журналистами.
Марина оставалась до конца жизни русским человеком, но вот её родная дочь Анджела, по признанию самой Шаляпиной, выросла стопроцентной итальянкой. Поэтому Марина ни минуты не раздумывала, когда ещё в 1980‑е решила передать России оставшиеся у неё бумаги отца.
Olga Tschechowa
Удивительно, но одна из главных звёзд кино Третьего рейха была русской и дальней родственницей Антона Павловича Чехова.
Ольга Книппер родилась в 1897 году в городе Александрополе, что в Эриванской губернии (ныне — город Гюмри в Армении), в зажиточной русско-немецкой семье. Её отец трудился инженером. Ольга с раннего детства увлекалась театром, и в 16 лет она переезжает учиться в Москву. В первопрестольной она выходит замуж за актёра МХАТ Михаила Чехова, будущую звезду Голливуда. До своего отъезда из России Ольга успеет сняться в трёх фильмах. Тяжёлые условия жизни в раннем советском государстве заставляют её отправиться на Запад.
В Германию она переезжает в 1920 году, уже в 1921‑м дебютирует в немецком кино, в 1929 году снимает в качестве режиссёра свой первый фильм, ну и в 1930‑м наконец получает немецкое гражданство.
В 1930‑х Чехова становится одной из главных актрис Германии. Она дружит с министром пропаганды Йозефом Геббельсом и принимает награды от самого фюрера. Её лицо печатается на обложках журналов для немецких фронтовиков и не сходит с экрана до самого падения Рейха.
27 апреля 1945 года она будет арестована советскими властями, доставлена из Берлина в Москву и… будет выпущена обратно в немецкую столицу всего спустя два месяца. Западные историки выдвигают версию, что с момента выезда Ольги из России в 1920 году она была агентом советской разведки. В своих мемуарах советский разведчик Павел Судоплатов и сын Берии Серго тоже прямо указывают на то, что Ольга была советским агентом, и что её даже предполагалось использовать в покушении на убийство Гитлера, но план был отменён лично Сталиным. Никаких документальных подтверждений данным фактам по сей день в общественном доступе не содержится.
В ФРГ Ольга продолжает сниматься в фильмах, держит фирму «Косметика Ольги Чеховой», пишет мемуары и воспитывает дочь Аду и внучку Веру, которые станут известными немецкими киноактрисами.
Vera Tschechowa
Жгучей брюнетке и красотке Вере, внучке упомянутой выше Ольги Чеховой, самим её происхождением было уготовано стать звездой кино. Актёрами были её мать, бабушка и дедушка. Раннее детство в 1940‑х и 1950‑х Вера провела с дедом в солнечной Калифорнии. Там она начала учиться живописи, думала заниматься дизайном, но в конечном счёте решила не испытывать судьбу и вернулась в свой родной Мюнхен, записавшись в местную драматическую школу.
Уже с середины 1950‑х она начнёт мелькать на немецких теле- и киноэкранах. Способствует известности короткий роман с иконой американской поп-музыки Элвисом Пресли. Они познакомятся на гастролях Элвиса в Мюнхене в 1958 году.
Вера сделала неплохую кинокарьеру в Германии, снявшись более чем в 40 фильмах. У неё было пара наград от немецких киноакадемий, а в 1981 году она даже получила премию Каннского кинофестиваля за роль в фильме своего мужа — режиссёра Вадима Гловны «Десперадо-Сити».
С 1990‑х она снимает документальное кино. Героями фильмов Веры Чеховой становятся министр иностранных дел СССР и будущий президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, диссидент и первый глава постсоциалистической Чехословакии Вацлав Гавел. Несмотря на то, что она — русский эмигрант уже в третьем поколении, она всё ещё владеет русским языком.
Irina Baronova
В дореволюционной России девочкам из аристократических семей считалось неприличным идти в балет. Не случись революция в России, едва ли аристократка Ирина Баронова стала балериной. Она принадлежала к сливкам русского общества. Дед был директором банка, отец служил офицером на флоте у Колчака. Жизнь уготовила Ирине длинную, интересную, но весьма тернистую судьбу.
В 1920 году, когда Ирине был всего год, родители бегут от большевистской власти из Петрограда. Они укрываются беженцами в Румынии, не имея там никаких связей и даже не зная языка. Перестройка жизни давалась сложно всему семейству Бароновых, но они не унывали духом и дочь записали в местный эмигрантский балетный кружок.
К тому моменту аристократические правила жизни не имели никакого смысла. У юной Иры открылся ярчайший талант, и педагог посоветовала родителям: если они хотят, чтобы Ирина действительно чего-то добилась, ей надо ехать в Париж и там заниматься со звёздными преподавателями. Родители последовали совету. Новая страна, новый язык, поиск работы. Но это того стоило.
И вот уже начало 1930‑х, парижанка Ирина — ученица самой Матильды Кшесинской, в 11-летнем возрасте дебютирует в Paris Opera Ballet, одной из главных балетных площадок мира. В 12 лет она вместе с другими юными дарованиями русского эмигрантского балета — Тамарой Тумановой и Татьяной Рябушинской — входит в состав «Ballet Russe de Monte-Carlo» русского хореографа Джорджа Баланчина, с которым они объездят весь земной шар и станут мировыми звёздами.
О Баланчине и других деятелях «Les Ballets russes» читайте нашу статью «Скромное обаяние „Русского балета“».
В 17 лет в Сиднее Ирина выйдет замуж за своего агента — Джерри Севастьянова (племянника Станиславского) и они поселятся в США, где Ирина начнёт сниматься в Голливуде и продолжит танцевать на сцене. Но Голливуд Ирина находит бездушным и даже варварским, брачная жизнь с Джерри тоже не очень идёт, и в 1946 году балетный агент-англичанин Сесил Теннант делает Ирине предложение, от которого она не сможет отказаться — он предлагает ей руку, сердце и переезд на Туманный Альбион, а взамен просит Ирину бросить балет.
27-летняя красотка принимает предложение Сесила и переезжает с ним в Лондон. Там она растит тройню детей и иногда снимается в кино. После смерти мужа в автокатастрофе в 1974 году она возвращается в мир балета, но уже как педагог. Ирина Баронова преподаёт в США, Британии и Австралии.
Ирина была в СССР, была и в постсоветской России. К сожалению, опыт знакомства с родиной был не совсем удачным, а с другой стороны, Ирина, в отличие от многих её русских эмигрантских сверстников, не сменила самоидентификацию и всегда оставалась русским человеком.
Xenia ‘Kissa’ Kouprine
История Кисы Куприной — это трагический и вечный эмигрантский сюжет о том, как излишняя сентиментальность застилает разум эмигранта, уже интегрировавшегося в новое общество, и он поддаётся наивным мечтам о жизни на старой родине, где текут молочные реки с кисельными берегами, а все люди «свои». Приехав, такой эмигрант обнаруживает, что никому он не нужен, никому не интересен, люди его сторонятся, за своего совсем не принимают, а наоборот, считают чужеродным телом, которого не то побаиваются, не то презирают. И заканчивает свою жизнь такой эмигрант у разбитого корыта в полном одиночестве и непонимании.
Родилась Киса в Гатчине в 1908 году в семье известного русского писателя Серебряного века Александра Куприна. У Ксении было счастливое дворянское детство, хотя с Октября 1917-го краски начали сгущаться и жизнь в поместье Куприных уже перестала быть беззаботной, как раньше. Однако, ввиду известности отца — тот даже встречался с Лениным в 1918 году — революция несильно затронула Куприных, пока Гатчина в 1919 году не стала фронтом Гражданской войны. Не любивший большевиков Куприн вступил в Северо-Западную белую армию в ранге поручика. После поражения Белого дела писатель бежал с семьёй через Финляндию в Париж.
В Париже литератору былые лавры и произведения, конечно, не приносили больших денег. Жили Куприны весьма небогато. Ксения после учёбы в католической школе отправилась работать моделью дома мод влиятельнейшего французского кутюрье Поля Пуаре. Благодаря своей смекалке и внешним данным, юную модель в 1926 году примечает французский режиссёр Марсель Л’Эрбье и она получает свою первую кинороль русской девушки Тани в фильме «Дьявол в сердце», который выйдет в начале 1927 года.
Ксения быстро становится звездой межвоенного французского кинематографа и одной из главных красавиц русского Парижа. Как и Марина Шаляпина, Киса пробует себя в эмигрантских конкурсах красоты, но не побеждает. Родители Ксении радуются успеху дочери — она подняла их уровень благосостояния. Хотя отец Ксении несколько ревновал к успехам Кисы. Он был ошарашен и даже обижен, когда подвозивший его русский таксист выпалил ему: «Вы не отец ли знаменитой Кисы Куприной?».
В 1930‑х молодая красотка Ксения снимается в фильме за фильмом, сменяет любовника одного за другим, близко дружит со столичной богемой — например, певицей Эдит Пиаф, посвятившей ей одну из своих пластинок, или автором «Маленького принца», писателем Антуаном де Сент-Экзюпери — и в целом наслаждается гедонистическим образом жизни. В то время как родители, уже довольно больные люди, принимают неожиданное решение вернуться в СССР.
Ксении, не желавшей расставаться с родителями, советский посол мудро рекомендовал не уезжать. Отъезд родителей мало того, что погубил отношения Кисы с частью эмигрантского общества, которое стало воспринимать Куприных чуть ли не чекистскими сатрапами, ещё и совпал по времени с закатом звёздной актёрской карьеры Кисы. Несмотря на то, что она владела французским как родным, переход из немого в звуковое кино дался ей непросто, и хоть Ксения продолжала получать роли, она уже никогда не вернётся на уровень известности начала 1930‑х годов.
В 1940 году в Париж входят немцы, и опять отъезд отца в СССР доставляет ей неприятности. С ней хотят провести профилактическую беседу господа из Гестапо. Киса бежит на юг Франции.
Война заканчивается, Киса продолжает крутить романы, но так и не находит своего избранника и, живя довольно благополучно — имея квартиру на Шанз-Элизе — Елисейских полях, большую семейную библиотеку, семейные драгоценности — страдает от одиночества. И тут Киса в разгар «советской оттепели» решает вернуться «домой». Ей кажется, что уж «дома» её примут хлебом-солью, там она в кино опять станет звездой, да и с деньгами всё будет отлично — она ведь будет получать отчисления от изданий книг отца. Не тут-то было!
Советский минкульт примет Куприну с почестями, использует её возвращение в пропагандистских целях — у неё будут брать интервью, снимут фильм с её участием про отца-писателя «Мне нельзя без России»… А потом будут долго не давать жилплощадь, откажут в авторских отчислениях произведений отца, а главное, у Ксении не сложится карьера. На телевидение и в кино её никто не берет, и былая звезда Парижа служит во второсортном Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. И даже там Ксения получает только эпизодические роли. В театре к аристократической Ксении относится презрительно, называют её француженкой, говорят, что она не подходит театру.
Ей удалось завести немного друзей, но это были люди сходной с ней судьбы, коих было совсем немного в Москве времён застоя. Одной из них была Сильва Казем-Бек, супруга лидера младороссов, тоже вернувшегося в СССР в 1950‑е. Другим товарищем Кисы был оставшийся в живых осколок древнего русского дворянского рода — писатель и режиссёр Владимир Оболенский.
О движении младороссов и его лидере читайте нашу статью «Младороссы. Драма эмигрантского движения в девяти главах».
В конце 1970‑х, когда Киса уже предчувствовала свою смерть, она решила вложить все оставшиеся силы в организацию музея своего отца в родном селе Наровчат Пензенской губернии. Умрёт Киса зимой 1981 года в Москве от рака мозга.
Milla Jovovich
Пожалуй, из всех современных голливудских звёзд высокого калибра единственная действительно русская — это Милица Богдановна Йовович. Сербохорватское имя не должно смущать — её отец был черногорцем, но мама Миллы — советская русская актриса 1970‑х Галина Логинова, снимавшаяся на студии Довженко в Киеве.
Благодаря отцу Милла знает сербохорватский язык, но отец покинул их с Галиной довольно рано, и сама Милла в многочисленных интервью отмечала:
«Я — русская. Я выросла у русских родителей, у меня много русских друзей, моя лучшая подружка — русская. Я понимаю, что выросла в Америке, — но всё равно чувствую себя русской… и, конечно, мне Россия очень близка и дорога. Я люблю русский юмор, русскую кухню, русские песни, русские церкви».
Милла родилась в Киеве, а в детский сад ходила в Москве. В 1981 году семейство Йововичей под нажимом КГБ выехало из СССР и поселилось в Лондоне, а затем обосновалось в Сакраменто, Калифорния. Мама Миллы с раннего детства пыталась способствовать карьере дочери и записывала её на кинопробы и модельные конкурсы. Обе карьеры задались, и с ранних пор Галина работает агентом Миллы. Уже с 12 лет Милла перестала ходить в обычную школу, полностью сфокусировавшись на моделинге и кино.
В американской школе середины 1980‑х, на пике Холодной войны, именно русское происхождение Миллы доставляло ей проблемы. Ее обзывали «commie», «Russian spy» и не принимали за свою.
Первыми фильмами Йовович, заложившими её будущую звездную карьеру, были комедия «Под кайфом и в смятении» 1993 года и «Пятый элемент» 1996 года. Когда я смотрел последний фильм на кассете в конце 1990‑х, мне и в голову не могло прийти, что главная героиня там — русская. Всё-таки я соглашусь с нынешним постулатом так называемой «политики идентичности», что когда ты видишь на экране своего, это воодушевляет.
Дальнейшее описание карьеры Йовович, считаю, будет лишним. Её лицо можно увидеть на обложках модных журналов всего мира ещё с середины 1990‑х, а её роли тоже известны всему свету, в особенности по серии фильмов-боевиков «Обитель зла».
Милла сделала нам подарок, согласившись сыграть одну из основных ролей в российской комедии «Выкрутасы» режиссёра Тимура Бекмамбетова. В независимости от качества фильма, это один из редких примеров участия русских эмигрантов в кино на родине. Весь фильм Милла говорит по-русски.
Карьера Йовович ещё далека от завершения, и я надеюсь, что мы сможем увидеть что-то ещё на русскую тему от Миллы Богдановны. Её собственный автобиографический сюжет о том, как русская девочка-эмигрантка с советской мамой-агентом покоряют Голливуд и модельный рынок Калифорнии конца XX века мог бы стать блокбастером в России (да и в Штатах) и дать позитивный пример русским девочкам, желающим стать актрисами. Под такую ленту и госфинансирование по патриотической теме можно было бы и получить!
Dame Helen Lydia Mirren
Из всех наших дам Елена Васильевна Миронова — самая нерусская по духу, но дама — Dame — это её действительный официальный титул. Не последняя причина отсутствия русского самосознания Хелен — это её страна рождения, Великобритания, которая до новейшего времени была пристанищем буквально для горстки русских эмигрантов, и в которой, в отличие от Франции, Германии и США, никогда не было продолжительного и относительно крупного русского присутствия. Русский эмигрант в UK до 1991 года был обречён на одиночество и англицизацию. Тем забавнее тот факт, что за последние 30 лет мир перевернулся и теперь Великобритания стала именно тем местом, о котором будут написаны труды о русской эмиграции начала XXI века и их потомках.
Но вернёмся к нашей героине. Судьба Хелен — хорошая сказка о том, как англо-русская золушка из небогатой семьи стала в молодости секс-символом Великобритании 1970‑х, а к старости была удостоена играть в кино саму Королеву при всё ещё здравствующей Королеве.
Начнем с того, что Хелен известна миру под фамилией Миррен. Её дед Пётр Васильевич Миронов в Первую мировую войну работал в Лондоне русским дипломатом по военной линии. После войны, потеряв и родину, и работу, устроился на очень стереотипную эмигрантскую должность — столичного таксиста, в очень нестереотипном для русского эмигранта городе — Лондоне. У Петра здесь рос сын Василий, который, тоже работая таксистом, в начале 1940‑х познакомится с простой английской девушкой из рабочего класса района Вест Хэм — Кэтлин Роджерс.
В начале 1950‑х, в эпоху накала Холодной войны, а вместе с тем и нагнетания в западной прессе темы «русской угрозы», как и многие другие русские эмигранты, отец Хелен решил англифицировать свою фамилию и фамилию дочери с Mironoff на Mirren. Хелен росла простой английской девчонкой 1950‑х. Социальные реформы умеренных лейбористов и консерваторов той эпохи дали ей возможность неплохо выучиться и через участие в театре добиться успеха в национальной киноиндустрии.
Театральное искусство Хелен постигала в Новом колледже сценической речи и драмы. Начав играть в британском театре в эпоху свингующего Лондона 1960‑х, Хелен часто доставались «королевские» роли, такие как роль Клеопатры в шекспировской постановке «Антоний и Клеопатра» в лондонском театре «Олд Вик», а также «русские» роли, как, например, роль Татьяны из пьесы Горького «Враги» в лондонском театре Олдвич.
В конце 1960‑х её берут в штат престижной «Королевской шекспировской труппы», и карьера Хелен начинает идти в гору. Миррен, кстати, отнюдь не пай-девочка, а весёлая, умная и острая на язык английская леди, которая никогда не стеснялась пользоваться своей красотой. Она также никогда не стеснялась постельных сцен, снимаясь не только в обычных драма-фильмах, но и «фильмах для взрослых» и даже в уникальнейшей трэш-порно-исторической драме 1979 года — «Калигуле» Тинто Брасса.
С тех пор Хелен — успешная звезда британского театра, американского театра, где одной из первых её ролей была роль Натальи Ивановны в бродвейском спектакле 1994 года по «Месяцу в деревне» Ивана Тургенева, а также британского ТВ и кино. С середины 2000‑х Миррен достаётся почётная роль королевы Елизаветы II.
Миронова бывала в России ещё с 1960‑х, а с падением советской власти стала приезжать чаще для презентации кино. Касаемо своего русского сознания, она как-то пошутила одному российскому изданию, что она англичанка сверху, а её нижняя половина — русская.
Tamara Toumanova
Как и полагается настоящей звёздной персоне, происхождение этой русской дивы туманно. Её настоящая фамилия — Хасидович, родилась она не то где-то в поезде под Шанхаем, не то ещё в России — под Тюменью. По матери принадлежала к русифицированным грузинским дворянским родам Туманишвили (позже — Тумановым) и Чхеидзе. По отцу — к южнорусскому и польскому дворянству из Киевской губернии. Ряд источников указывает на то, что в Тамаре было немало и армянской крови.
Судьбой «чёрная жемчужина русской балета» весьма похожа на свою коллегу по ремеслу Ирину Баронову. Обе родились в России, но покинули её в юном возрасте и никогда не знали её. Обе переехали в Париж, чтобы заниматься балетом с юных лет в звёздной школе Ольги Преображенской. Обеих серьёзные люди русского эмигрантского балета заметили в самом детстве. «Иллюстрированная Россия» 1928 года писала:
«Тамарочка Туманова — становится знаменитой балериной. Она делает какое-то невероятное рекордное количество „пируэтов“ и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже».
Увидевший её на занятиях Сергей Дягилев сразу заметил её дар:
«Отлично! Но слишком манерная. Это позже испортит её танец».
Дягилев оказался не прав, Тамарочка танцевала отлично до самой смерти.
Тамару, вместе с другими юными парижанками Ириной Бароновой и Татьяной Рябушинской, в начале 1930‑х открывает Джордж Баланчин, известный русский хореограф, активный во Франции и США. С его «Ballet Russe de Monte-Carlo» они объезжают всю Европу и мир в 1930‑х и 1940‑х. В 1934 году Тамара первый раз побывает в Америке на балетных гастролях колоритнейшей личности русского межвоенного Парижа — Полковника де Базиля (a.k.a. Василий Воскресенский). Уже в 1937-ом Тамарочка вместе с родителями селится в солнечной Калифорнии, а к 1943 году они все получают гражданство США.
В Штатах Туманова активно танцует и начинает сниматься в Голливуде. Одной из вершин её кинокарьеры была главная роль в американском пропагандистском фильме 1944 года «Дни славы» («Days of Glory», рабочее название — «This is Russia»), повествующем о том, как советские партизаны под Тулой сражаются с наступающими немцами. Туманова играла русскую балерину, возлюбленную командира партизан. То было интересное время, когда вся пропагандистская машина Голливуда развернулась на 180 градусов и начала объяснять простой американской публике (которая была на 75 % против участия во Второй мировой войне), что русские — это не коммунистические головорезы, планирующие захватить мир, а друзья-братья.
Во время съемок у Татьяны начинается роман с продюсером фильма Кейси Робинсоном, за которого она выходит замуж. Однако в отличии от Ирины Бароновой, заключившей брак в то же самое время, Тамара не оставила балет и кинокарьеру и активно снималась в 1950‑е.
Самыми известными фильмами с её участием были «Дни славы» (1944), «Сегодня мы поём» (1953), «Глубоко в моем сердце» (1954), «Разорванный занавес» (1966), «Приглашение на танец» (1956) и «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). «Приглашение на танец» даже получил приз за лучший фильм на Берлинском кинофестивале 1956 года.
К концу 1960‑х карьера Тамары практически подошла к концу. Она просто начала вести тихую и комфортабельную жизнь в своих угодьях в Santa Monica, California, будучи окружённой любовью близких, а также множеством кошек и собак, которые жили у Тумановой дома. В 1996 году по состоянию здоровья красавица умерла и её похоронили на кладбище голливудских звёзд Hollywood Forever Cemetery.
Natalie Wood
Наталья Николаевна Захаренко была, наверное, самой известной и самой успешной русско-эмигрантской актрисой Голливуда ХХ века до Миллы Йовович.
Наталья — потомок дальневосточных эмигрантов первой волны, бежавших из революционной России. Её мать была дочерью барнаульского предпринимателя, владельца мыльной и угольных фабрик. Отец же был, наоборот — пролетарий, рабочий шоколадной фабрики во Владивостоке. Оба родителя Натальи приняли сторону белых, и когда исход Гражданской войны был решён, они бежали в Харбин, затем в Монреаль и, наконец, в солнечный Сан-Франциско, где и появилась на свет в 1938 году наша Ms Wood. Видимо, Наталье суждено было родиться по ту или иную сторону Тихого океана.
Как и многие другие эмигранты первой волны, Захаренки жили не очень обеспеченной жизнью, но так как с начала 1940‑х Америка, даже в некоторой степени внезапно, оказалась самой богатой страной мира, молодая семья Захаренко могла себе позволить жить в собственном доме и постоянно ходить в кинотеатры.
Первым фильмом Натальи была мелодрама «Счастливая земля» 1943 года. Отец был изначально против участия дочери в кино, но мать Наташи настолько воодушевилась идеей, что семья, получив гонорар Наташи, позволит себе переехать из провинциальной Калифорнии в Лос-Анджелес, приняла судьбоносное решение — ехать! Так началась кинокарьера Натальи.
Далее будут постоянные съёмки в кино и на телевидении, а в 1947-ом Наталья подписывает контракт с киностудией 20th Century Fox. Все режиссёры поражаются тому, насколько легко ей даётся искусство актрисы, способности Наташи отмечает пресса. В 1953–1954 годах Наталья играет девочку-подроста в телесериале «Гордость семьи» на телеканале ABC. Так как ABC был одним из трёх главных телесетей США, Наталья стала известна на всю страну. Этого было трудно избежать, когда вся страна смотрела телевизор каждый день, а «федеральных» каналов было всего три.
Женская роль второго плана в молодежной драме 1956 года «Бунтарь без причины» c Джеймсом Дином стала переходной для Натальи — она перестала ассоциироваться с детскими ролями и стала тем, кем её будут помнить всегда — одним из секс-символов Голливуда 1950‑х и 1960‑х. Наташа была настоящим продуктом своей эпохи — американской сексуальной революции середины XX века. Едва ей исполнилось 18 лет, она уже начала вести бурную личную жизнь, а позже, в настоящем духе американских 1960‑х, у неё будет несколько разводов (невиданное ранее дело в США).
Главной любовью всей жизни Натальи стал актёр Роберт Вагнер, в которого она была влюблена с детства и с которым она назначила свидание на своё 18-летие. Через год эта история закончилась браком. Роберт был старше Натальи на восемь лет, мать протестовала против брака, но Наташа была непреклонна. Хотя позже Наталья уйдёт от Роберта, к концу 1960‑х они опять поженятся и у них родится дочь — Наталья Грегссон Вагнер, ещё одна голливудская актриса с русской кровью.
1960‑е годы начались для Натальи более чем успешно, ей достаются главные роли в таких известных фильмах, как экранизация бродвейского мюзикла «Вестсайдская история» (1961), где она играет пуэрториканку-эмигрантку, или драма «Великолепие в траве» (1961), где она играет девушку-подростка, раздираемую своими сексуальными чувствами в пуританской Америке 1920‑х. В конце 1960‑х Наталья сыграет главную роль в комедии о сексуальном раскрепощении в США «Боб и Кэрол, Тед и Элис».
В 1970 году, родив дочь Наташу, госпожа Вуд берёт небольшую паузу и возвращается на экраны англоязычных стран США и UK, фокусируясь в основном на телевизионных сериалах, таких как «О любви» (1973, UK), «Кошка на раскалённой крыше» (1976, UK), «Switch» (1978, США), «Супруги Харт» (1979, США). Завершила десятилетие Наталья, сыграв в ещё одном культовом американском фильме на тему секса — «Последняя супружеская пара в Америке» (1980), в котором, как считается, она сыграла даже лучше, чем в «Боб и Кэрол…» десятилетием ранее.
К сожалению, жизнь Натальи трагически оборвалась в 1983 году, когда она отдыхала на яхте при съёмках фантастического фильма «Мозговой штурм». Считается, что Наталья случайно утонула. Полиция классифицировала дело как «смерть при невыясненных обстоятельствах». Однако пикантность дела в том, что на яхте в тот момент находились: муж Натальи — Роберт Вагнер, напарник Натальи по фильму — Кристофер Уокен, а также капитан судна. Как они умудрились не уследить за Натальей, непонятно и по сей день даже полиции Калифорнии, расследовавшей дело.
До конца своих дней Наталья оставалась русским человеком. В Лос-Анджелесе она была прихожанкой Спасо-Преображенского собора РПЦЗ, в интервью всегда отмечала: «I’m very Russian, you know». Русский язык знала как родной, однако говорила с лёгким американским акцентом. Одной из последних ролей Натальи была роль русской эмигрантки Татьяны Донской в фантастическом фильме «Метеор» (1979) с Шоном Коннери.
После смерти Наташи её младшая сестра, голливудская актриса Лана (Светлана) Вуд выпустила аж две автобиографии Натальи, наша героиня получила посмертную голливудскую звезду на Аллее славы, а в США её продолжали вспоминать, выпускать о ней документальные фильмы и публиковать статьи.
Nicoletta Romanoff
Было бы странно, если бы в подборке русских див эмиграции не было ни одной представительницы главной русской аристократической фамилии. Многие нынешние представители величайших домов Европы, например, Гогенцоллерны, Габсбурги, Лихтенштейны, да и что ж скрывать, Романовы-Кирилловичи выглядят весьма и весьма вырожденчески. Тем приятнее, что дама, о которой пойдёт речь — бойкая и симпатичная женщина, да и к тому же настоящая Романова.
Николетта Консоло Романова, 1979 года рождения, принадлежит к сливкам высшего общества двух культур — итальянской и русской. Её отец — Джузеппе Консоло, крупный итальянский политик-буржуа, занимающий высокие места и в политике (председательство в различных парламентских комитетах), и в бизнесе (места в советах директоров таких монстров, как автоконцерн Alfa Romeo или крупнейший авиаперевозчик страны Alitalia).
Мать Николетты — Наталья Николаевна Романова, прапраправнучка русского государя Николая I. Её дед, Роман Николаевич, покинул Россию в 1919 году на британском лайнере «Мальборо» и осел во Франции. Там, будучи представителем Романовых-Николаевичей, принял участие в династическом споре с Романовыми-Кирилловичами, отказавшись от поддержки претензий на престол Владимира Кирилловича Романова.
Перед Второй мировой войной Роман Николаевич с семьёй переедет в Италию. Его молодому сыну Николаю в 1942 году итальянцы даже предложат трон царя Черногории, но тот, видимо, предчувствуя шаткое положение стран Оси, бежит к союзникам и устраивается на работу в департамент психологической войны армии США. В 1950‑е он возвращается в Италию, там держит фермерский бизнес, и в 1953 году у него рождается дочь Наталья — мать нашей героини.
Ввиду того, что отрочество Натальи пришлось на очередной виток Холодной войны, а конкретно Карибский кризис в начале 1960‑х, мама Николетты выросла итальянкой и даже не знает русского языка, в отличие от своей дочери. Предоставим слово самой Николетте:
«Мой дедушка Николай Романов женился на итальянской графине Свеве делла Герардеска родом из Тосканы, поэтому моя мать Наталья Николаевна была воспитана сразу в двух культурах, причём ни одна из них не превалировала над другой. Когда маме было десять лет, то это совпало со сложной ситуацией в России, и тогда дедушка решил, что в Россию наша семья уже не вернётся, и что нужно двигаться дальше. Он сказал маме: „Я растил тебя как русскую принцессу, но так дальше продолжаться не может. Нужно сделать выбор. Отныне ты итальянка“. Это было непростым решением, но иначе он поступить не мог. Он перестал говорить с мамой и её сестрами на русском. Несмотря на то, что маму крестили как православную, дедушка решил перевести её в католичество.
Когда я выросла, то политическая ситуация в России радикальным образом поменялась. Дедушка не мог поверить, что теперь у него наконец-то снова появилась возможность посетить Россию. Именно тогда, в возрасте 18 лет, я начала изучать русский язык. Я не очень хорошо говорю по-русски, но всё понимаю. Это часть меня, и я горжусь своими корнями. Я воспитана на рассказах дедушки. К сожалению, месяц назад он скончался. Я помогала ему в поездке в Санкт-Петербург в 1998 году, где состоялась церемония погребения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга останков Николая II, членов его семьи и слуг. Это нас очень сблизило. Россия — это часть моей истории, там мои корни, а Италия — часть моей нынешней жизни».
Николетте, в отличие от её родителей, досталась в общем-то неплохая судьба итальянской телезвезды и светской львицы. Он училась искусству в Париже, позже работала в шоу-бизнесе и в начале нулевых начала работать на телевидении и в сфере рекламы, сниматься в итальянском кино — тогда-то и взяв девичью фамилию матери как псевдоним. Бренд красивой европейской аристократки всегда хорошо продавался!
Статья написана редактором нашей рубрики «На чужбине» и автором телеграм-канала CHUZHBINA о русской эмиграции.