Кра­си­вая и неглу­пая рус­ская жен­щи­на — это один из немно­гих силь­ных совре­мен­ных пози­тив­ных рус­ских брен­дов. Он бы не сфор­ми­ро­вал­ся без этих деся­ти рус­ских кра­са­виц. Это дамы про­жи­ва­ли в раз­ных стра­нах, у них было раз­ное соци­аль­ное про­ис­хож­де­ние, неко­то­рые из них не вос­при­ни­ма­ли себя рус­ски­ми, но имен­но бла­го­да­ря им в запад­ном мире зна­ют про рус­ских красавиц.


Marina Chaliapina

Моск­вич­ке Марине была уго­то­ва­на судь­ба звёзд­ной девоч­ки ещё до её рож­де­ния в 1912 году. Её отцом был зна­ме­ни­тый на весь мир певец Фёдор Шаля­пин, кото­рый совсем не соби­рал­ся ста­но­вить­ся эми­гран­том даже после Октябрь­ской рево­лю­ции. Хруп­кое здо­ро­вье моло­дой Мари­ноч­ки ста­ло при­чи­ной эми­гра­ции семей­ства Шаляпиных.

Пере­ехав на Запад, Мари­ну с её стар­шей сест­рой Мар­фой отправ­ля­ют учить­ся в Англию. Через год они осе­да­ют в «сто­ли­це рус­ско­го рас­се­я­нья» — Пари­же. Как и мно­гие дру­гие кра­си­вые рус­ские девоч­ки Пари­жа 1920‑х, Мари­на учит­ся балет­но­му искус­ству. Бла­го­да­ря роди­тель­ским свя­зям, она попа­да­ет в шко­лу к самой Матиль­де Кше­син­ской. Одна­ко, полу­чив трав­му ноги на одном из заня­тий, она остав­ля­ет балет и отправ­ля­ет­ся учить­ся в Нью-Йорк в Ака­де­мию архи­тек­ту­ры и дизайна.

Фёдор Шаля­пин с доч­ка­ми. Париж, 1920‑е годы

В 1931 году она ста­нет зна­ме­ни­той на весь рус­ско-эми­грант­ский мир, когда её вне­зап­но выби­ра­ют побе­ди­тель­ни­цей кон­кур­са «Мисс Рос­сия 1931 года», про­во­ди­мо­го париж­ским жур­на­лом «Иллю­стри­ро­ван­ная Рос­сия». Не пре­умень­шая недур­ной внеш­но­сти Мари­ны, ско­рее все­го, побе­да Шаля­пи­ной была ком­пли­мен­том её отцу от чле­нов жюри, пред­став­ля­е­мо­го выс­шим све­том рус­ско­го арти­сти­че­ско­го Пари­жа. В жюри вхо­ди­ли, напри­мер, худож­ник Коро­вин, писа­те­ли Бунин и Куприн.

После побе­ды на кон­кур­се в дом Шаля­пи­ных ста­ли посто­ян­но назва­ни­вать поклон­ни­ки Мари­ны, что немно­го раз­дра­жа­ло Фёдо­ра, кото­рый боял­ся, что ему не смо­гут дозво­нить­ся по рабо­те — из-за того, что Марин­ка «висе­ла» на теле­фоне, бол­тая с эми­грант­ски­ми юношами.

Облож­ка париж­ско­го жур­на­ла «Иллю­стри­ро­ван­ная Рос­сия». Фев­раль 1931 года

Дизай­нер­ское искус­ство не слиш­ком пошло у Мари­ны, и она поеха­ла учить­ся теперь уже на теат­раль­но­го режис­сё­ра в Вену. Там ей пред­ло­жат пора­бо­тать на съём­ках филь­ма про балет в Ита­лии. На съё­моч­ной пло­щад­ке она позна­ко­мит­ся с буду­щим мужем — хариз­ма­тич­ным ита­льян­цем и сорат­ни­ком само­го дуче Луи­джи Фред­ди. Тот был руко­во­ди­те­лем депар­та­мен­та кине­ма­то­гра­фии мини­стер­ства куль­ту­ры фашист­ской Ита­лии, а затем и вовсе мини­стром культуры.

Кра­си­вая жизнь, съём­ки в несколь­ких ита­льян­ских гос­филь­мах, при­бли­жен­ность к глав­ным людям пра­вой Евро­пы 1930‑х — Адоль­фу Гит­ле­ру и Бени­то Мус­со­ли­ни, после ита­льян­ской «соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции» горь­ко ото­зва­лись и само­му Луи­джи, и по каса­тель­ной Марине. Не спас­ло Луи­джи даже то, что он был орга­ни­за­то­ром Вене­ци­ан­ско­го кино­фе­сти­ва­ля. Он отси­дит в тюрь­ме и не смо­жет рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти. Марине при­шлось най­ти рабо­ту, что­бы кор­мить не толь­ко себя с доч­кой Андже­лой, но и люби­мо­го супруга.

С супру­гом Луи­джи Фред­ди — мини­стром куль­ту­ры Ита­лии. 1930‑е годы

Бла­го­да­ря бла­го­род­но­му про­ис­хож­де­нию, опы­ту посто­ян­но­го вза­и­мо­дей­ствия с людь­ми выс­ше­го све­та и зна­нию пяти язы­ков, Мари­на смог­ла най­ти более-менее при­лич­ную рабо­ту. Она устро­и­лась на один из рос­кош­ных кру­из­ных лай­не­ров ком­па­нии Italian Line (марш­рут Генуя — Нью-Йорк) помощ­ни­ком капи­та­на по орга­ни­за­ции досу­га пассажиров.

Мари­на про­жи­ла дол­гую жизнь. Она умер­ла в воз­расте 97 лет у себя дома под Римом. Ещё с 1980‑х она посто­ян­но при­ез­жа­ла в Моск­ву, Питер, Крым на раз­лич­ные меро­при­я­тия, посвя­щён­ные её отцу, а так­же участ­во­ва­ла в меро­при­я­ти­ях в Ита­лии, орга­ни­зу­е­мых посоль­ством Рос­сии. До кон­ца жиз­ни она оста­ва­лась бод­рым чело­ве­ком, сле­ди­ла за собой и люби­ла пооб­щать­ся с журналистами.

Мари­на Шаля­пи­на в пожи­лом возрасте

Мари­на оста­ва­лась до кон­ца жиз­ни рус­ским чело­ве­ком, но вот её род­ная дочь Андже­ла, по при­зна­нию самой Шаля­пи­ной, вырос­ла сто­про­цент­ной ита­льян­кой. Поэто­му Мари­на ни мину­ты не раз­ду­мы­ва­ла, когда ещё в 1980‑е реши­ла пере­дать Рос­сии остав­ши­е­ся у неё бума­ги отца.


Olga Tschechowa

Уди­ви­тель­но, но одна из глав­ных звёзд кино Тре­тье­го рей­ха была рус­ской и даль­ней род­ствен­ни­цей Анто­на Пав­ло­ви­ча Чехова.

Оль­га Книп­пер роди­лась в 1897 году в горо­де Алек­сан­дро­по­ле, что в Эри­ван­ской губер­нии (ныне — город Гюмри в Арме­нии), в зажи­точ­ной рус­ско-немец­кой семье. Её отец тру­дил­ся инже­не­ром. Оль­га с ран­не­го дет­ства увле­ка­лась теат­ром, и в 16 лет она пере­ез­жа­ет учить­ся в Моск­ву. В пер­во­пре­столь­ной она выхо­дит замуж за актё­ра МХАТ Миха­и­ла Чехо­ва, буду­щую звез­ду Гол­ли­ву­да. До сво­е­го отъ­ез­да из Рос­сии Оль­га успе­ет снять­ся в трёх филь­мах. Тяжё­лые усло­вия жиз­ни в ран­нем совет­ском госу­дар­стве застав­ля­ют её отпра­вить­ся на Запад.


Сцен­ка из фран­ко-немец­ко­го филь­ма «Трое с бен­зо­ко­лон­ки» (1930) с уча­сти­ем Ольги

В Гер­ма­нию она пере­ез­жа­ет в 1920 году, уже в 1921‑м дебю­ти­ру­ет в немец­ком кино, в 1929 году сни­ма­ет в каче­стве режис­сё­ра свой пер­вый фильм, ну и в 1930‑м нако­нец полу­ча­ет немец­кое гражданство.


Сцен­ка из филь­ма «Любовь — это все­го лишь игра» (Тре­тий рейх, 1934) с уча­сти­ем Ольги

В 1930‑х Чехо­ва ста­но­вит­ся одной из глав­ных актрис Гер­ма­нии. Она дру­жит с мини­стром про­па­ган­ды Йозе­фом Геб­бель­сом и при­ни­ма­ет награ­ды от само­го фюре­ра. Её лицо печа­та­ет­ся на облож­ках жур­на­лов для немец­ких фрон­то­ви­ков и не схо­дит с экра­на до само­го паде­ния Рейха.

Оль­га Чехо­ва — рус­ская дива на облож­ке жур­на­ла для немец­ких фрон­то­ви­ков. Фев­раль 1941 года

27 апре­ля 1945 года она будет аре­сто­ва­на совет­ски­ми вла­стя­ми, достав­ле­на из Бер­ли­на в Моск­ву и… будет выпу­ще­на обрат­но в немец­кую сто­ли­цу все­го спу­стя два меся­ца. Запад­ные исто­ри­ки выдви­га­ют вер­сию, что с момен­та выез­да Оль­ги из Рос­сии в 1920 году она была аген­том совет­ской раз­вед­ки. В сво­их мему­а­рах совет­ский раз­вед­чик Павел Судо­пла­тов и сын Берии Сер­го тоже пря­мо ука­зы­ва­ют на то, что Оль­га была совет­ским аген­том, и что её даже пред­по­ла­га­лось исполь­зо­вать в поку­ше­нии на убий­ство Гит­ле­ра, но план был отме­нён лич­но Ста­ли­ным. Ника­ких доку­мен­таль­ных под­твер­жде­ний дан­ным фак­там по сей день в обще­ствен­ном досту­пе не содержится.

Открыт­ка с Оль­гой Чехо­вой. 1930‑е годы

В ФРГ Оль­га про­дол­жа­ет сни­мать­ся в филь­мах, дер­жит фир­му «Кос­ме­ти­ка Оль­ги Чехо­вой», пишет мему­а­ры и вос­пи­ты­ва­ет дочь Аду и внуч­ку Веру, кото­рые ста­нут извест­ны­ми немец­ки­ми киноактрисами.


Vera Tschechowa

Жгу­чей брю­нет­ке и кра­сот­ке Вере, внуч­ке упо­мя­ну­той выше Оль­ги Чехо­вой, самим её про­ис­хож­де­ни­ем было уго­то­ва­но стать звез­дой кино. Актё­ра­ми были её мать, бабуш­ка и дедуш­ка. Ран­нее дет­ство в 1940‑х и 1950‑х Вера про­ве­ла с дедом в сол­неч­ной Кали­фор­нии. Там она нача­ла учить­ся живо­пи­си, дума­ла зани­мать­ся дизай­ном, но в конеч­ном счё­те реши­ла не испы­ты­вать судь­бу и вер­ну­лась в свой род­ной Мюн­хен, запи­сав­шись в мест­ную дра­ма­ти­че­скую школу.

Вера Чехо­ва — рус­ская актри­са Гер­ма­нии в тре­тьем поко­ле­нии. 1960‑е годы

Уже с сере­ди­ны 1950‑х она нач­нёт мель­кать на немец­ких теле- и кино­экра­нах. Спо­соб­ству­ет извест­но­сти корот­кий роман с ико­ной аме­ри­кан­ской поп-музы­ки Элви­сом Прес­ли. Они позна­ко­мят­ся на гастро­лях Элви­са в Мюн­хене в 1958 году.

Вера сде­ла­ла неплохую кино­ка­рье­ру в Гер­ма­нии, сняв­шись более чем в 40 филь­мах. У неё было пара наград от немец­ких кино­ака­де­мий, а в 1981 году она даже полу­чи­ла пре­мию Канн­ско­го кино­фе­сти­ва­ля за роль в филь­ме сво­е­го мужа — режис­сё­ра Вади­ма Глов­ны «Дес­пе­ра­до-Сити».

Вера Чехо­ва — 18-лет­няя рус­ская девуш­ка, кото­рая смог­ла заста­вить влю­бить в себя аме­ри­кан­ско­го поп-куми­ра запад­ных под­рост­ков Элви­са Прес­ли. Мюн­хен, 1958 год

С 1990‑х она сни­ма­ет доку­мен­таль­ное кино. Геро­я­ми филь­мов Веры Чехо­вой ста­но­вят­ся министр ино­стран­ных дел СССР и буду­щий пре­зи­дент Гру­зии Эду­ард Шевард­над­зе, дис­си­дент и пер­вый гла­ва пост­со­ци­а­ли­сти­че­ской Чехо­сло­ва­кии Вац­лав Гавел. Несмот­ря на то, что она — рус­ский эми­грант уже в тре­тьем поко­ле­нии, она всё ещё вла­де­ет рус­ским языком.


Irina Baronova

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии девоч­кам из ари­сто­кра­ти­че­ских семей счи­та­лось непри­лич­ным идти в балет. Не слу­чись рево­лю­ция в Рос­сии, едва ли ари­сто­крат­ка Ири­на Баро­но­ва ста­ла бале­ри­ной. Она при­над­ле­жа­ла к слив­кам рус­ско­го обще­ства. Дед был дирек­то­ром бан­ка, отец слу­жил офи­це­ром на фло­те у Кол­ча­ка. Жизнь уго­то­ви­ла Ирине длин­ную, инте­рес­ную, но весь­ма тер­ни­стую судьбу.

Ири­на Баро­но­ва — рус­ская звез­да миро­во­го бале­та. 1930‑е годы

В 1920 году, когда Ирине был все­го год, роди­те­ли бегут от боль­ше­вист­ской вла­сти из Пет­ро­гра­да. Они укры­ва­ют­ся бежен­ца­ми в Румы­нии, не имея там ника­ких свя­зей и даже не зная язы­ка. Пере­строй­ка жиз­ни дава­лась слож­но все­му семей­ству Баро­но­вых, но они не уны­ва­ли духом и дочь запи­са­ли в мест­ный эми­грант­ский балет­ный кружок.

К тому момен­ту ари­сто­кра­ти­че­ские пра­ви­ла жиз­ни не име­ли ника­ко­го смыс­ла. У юной Иры открыл­ся ярчай­ший талант, и педа­гог посо­ве­то­ва­ла роди­те­лям: если они хотят, что­бы Ири­на дей­стви­тель­но чего-то доби­лась, ей надо ехать в Париж и там зани­мать­ся со звёзд­ны­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми. Роди­те­ли после­до­ва­ли сове­ту. Новая стра­на, новый язык, поиск рабо­ты. Но это того стоило.

Рекла­ма бри­тан­ских сига­рет — кста­ти, тоже рус­ско-эми­грант­ско­го брен­да. Австра­лия, 1930‑е годы

И вот уже нача­ло 1930‑х, пари­жан­ка Ири­на — уче­ни­ца самой Матиль­ды Кше­син­ской, в 11-лет­нем воз­расте дебю­ти­ру­ет в Paris Opera Ballet, одной из глав­ных балет­ных пло­ща­док мира. В 12 лет она вме­сте с дру­ги­ми юны­ми даро­ва­ни­я­ми рус­ско­го эми­грант­ско­го бале­та — Тама­рой Тума­но­вой и Татья­ной Рябу­шин­ской — вхо­дит в состав «Ballet Russe de Monte-Carlo» рус­ско­го хорео­гра­фа Джор­джа Балан­чи­на, с кото­рым они объ­ез­дят весь зем­ной шар и ста­нут миро­вы­ми звёздами.

О Баланчине и других деятелях «Les Ballets russes» читайте нашу статью «Скромное обаяние „Русского балета“».


Ири­на Баро­но­ва в филь­ме «Фло­ри­ан» (США, 1940) в роли при­мы-бале­ри­ны Трины

В 17 лет в Сид­нее Ири­на вый­дет замуж за сво­е­го аген­та — Джер­ри Сева­стья­но­ва (пле­мян­ни­ка Ста­ни­слав­ско­го) и они посе­лят­ся в США, где Ири­на нач­нёт сни­мать­ся в Гол­ли­ву­де и про­дол­жит тан­це­вать на сцене. Но Гол­ли­вуд Ири­на нахо­дит без­душ­ным и даже вар­вар­ским, брач­ная жизнь с Джер­ри тоже не очень идёт, и в 1946 году балет­ный агент-англи­ча­нин Сесил Тен­нант дела­ет Ирине пред­ло­же­ние, от кото­ро­го она не смо­жет отка­зать­ся — он пред­ла­га­ет ей руку, серд­це и пере­езд на Туман­ный Аль­бион, а вза­мен про­сит Ири­ну бро­сить балет.

27-лет­няя кра­сот­ка при­ни­ма­ет пред­ло­же­ние Сеси­ла и пере­ез­жа­ет с ним в Лон­дон. Там она рас­тит трой­ню детей и ино­гда сни­ма­ет­ся в кино. После смер­ти мужа в авто­ка­та­стро­фе в 1974 году она воз­вра­ща­ет­ся в мир бале­та, но уже как педа­гог. Ири­на Баро­но­ва пре­по­да­ёт в США, Бри­та­нии и Австралии.

Ири­на Баро­но­ва — звез­да Гол­ли­ву­да вре­мён его золо­той эпо­хи в филь­ме «Toast to Love». 1942 год

Ири­на была в СССР, была и в пост­со­вет­ской Рос­сии. К сожа­ле­нию, опыт зна­ком­ства с роди­ной был не совсем удач­ным, а с дру­гой сто­ро­ны, Ири­на, в отли­чие от мно­гих её рус­ских эми­грант­ских сверст­ни­ков, не сме­ни­ла само­иден­ти­фи­ка­цию и все­гда оста­ва­лась рус­ским человеком.


Xenia ‘Kissa’ Kouprine

Исто­рия Кисы Куп­ри­ной — это тра­ги­че­ский и веч­ный эми­грант­ский сюжет о том, как излиш­няя сен­ти­мен­таль­ность засти­ла­ет разум эми­гран­та, уже инте­гри­ро­вав­ше­го­ся в новое обще­ство, и он под­да­ёт­ся наив­ным меч­там о жиз­ни на ста­рой родине, где текут молоч­ные реки с кисель­ны­ми бере­га­ми, а все люди «свои». При­е­хав, такой эми­грант обна­ру­жи­ва­ет, что нико­му он не нужен, нико­му не инте­ре­сен, люди его сто­ро­нят­ся, за сво­е­го совсем не при­ни­ма­ют, а наобо­рот, счи­та­ют чуже­род­ным телом, кото­ро­го не то поба­и­ва­ют­ся, не то пре­зи­ра­ют. И закан­чи­ва­ет свою жизнь такой эми­грант у раз­би­то­го коры­та в пол­ном оди­но­че­стве и непонимании.

Роди­лась Киса в Гат­чине в 1908 году в семье извест­но­го рус­ско­го писа­те­ля Сереб­ря­но­го века Алек­сандра Куп­ри­на. У Ксе­нии было счаст­ли­вое дво­рян­ское дет­ство, хотя с Октяб­ря 1917-го крас­ки нача­ли сгу­щать­ся и жизнь в поме­стье Куп­ри­ных уже пере­ста­ла быть без­за­бот­ной, как рань­ше. Одна­ко, вви­ду извест­но­сти отца — тот даже встре­чал­ся с Лени­ным в 1918 году — рево­лю­ция несиль­но затро­ну­ла Куп­ри­ных, пока Гат­чи­на в 1919 году не ста­ла фрон­том Граж­дан­ской вой­ны. Не любив­ший боль­ше­ви­ков Куп­рин всту­пил в Севе­ро-Запад­ную белую армию в ран­ге пору­чи­ка. После пора­же­ния Бело­го дела писа­тель бежал с семьёй через Фин­лян­дию в Париж.

Семья Куп­ри­ных

В Пари­же лите­ра­то­ру былые лав­ры и про­из­ве­де­ния, конеч­но, не при­но­си­ли боль­ших денег. Жили Куп­ри­ны весь­ма небо­га­то. Ксе­ния после учё­бы в като­ли­че­ской шко­ле отпра­ви­лась рабо­тать моде­лью дома мод вли­я­тель­ней­ше­го фран­цуз­ско­го кутю­рье Поля Пуа­ре. Бла­го­да­ря сво­ей сме­кал­ке и внеш­ним дан­ным, юную модель в 1926 году при­ме­ча­ет фран­цуз­ский режис­сёр Мар­сель Л’Эрбье и она полу­ча­ет свою первую кино­роль рус­ской девуш­ки Тани в филь­ме «Дья­вол в серд­це», кото­рый вый­дет в нача­ле 1927 года.

Ксе­ния быст­ро ста­но­вит­ся звез­дой меж­во­ен­но­го фран­цуз­ско­го кине­ма­то­гра­фа и одной из глав­ных кра­са­виц рус­ско­го Пари­жа. Как и Мари­на Шаля­пи­на, Киса про­бу­ет себя в эми­грант­ских кон­кур­сах кра­со­ты, но не побеж­да­ет. Роди­те­ли Ксе­нии раду­ют­ся успе­ху доче­ри — она под­ня­ла их уро­вень бла­го­со­сто­я­ния. Хотя отец Ксе­нии несколь­ко рев­но­вал к успе­хам Кисы. Он был оша­ра­шен и даже оби­жен, когда под­во­зив­ший его рус­ский так­сист выпа­лил ему: «Вы не отец ли зна­ме­ни­той Кисы Куприной?».


Сцен­ка из бель­гий­ско­го филь­ма «Жем­чу­жи­на» (1929) с уча­сти­ем Ксе­нии Куприной

В 1930‑х моло­дая кра­сот­ка Ксе­ния сни­ма­ет­ся в филь­ме за филь­мом, сме­ня­ет любов­ни­ка одно­го за дру­гим, близ­ко дру­жит со сто­лич­ной боге­мой — напри­мер, певи­цей Эдит Пиаф, посвя­тив­шей ей одну из сво­их пла­сти­нок, или авто­ром «Малень­ко­го прин­ца», писа­те­лем Анту­а­ном де Сент-Экзю­пе­ри — и в целом насла­жда­ет­ся гедо­ни­сти­че­ским обра­зом жиз­ни. В то вре­мя как роди­те­ли, уже доволь­но боль­ные люди, при­ни­ма­ют неожи­дан­ное реше­ние вер­нуть­ся в СССР.

Ксе­ния Куп­ри­на. Париж, 1936 год

Ксе­нии, не желав­шей рас­ста­вать­ся с роди­те­ля­ми, совет­ский посол муд­ро реко­мен­до­вал не уез­жать. Отъ­езд роди­те­лей мало того, что погу­бил отно­ше­ния Кисы с частью эми­грант­ско­го обще­ства, кото­рое ста­ло вос­при­ни­мать Куп­ри­ных чуть ли не чекист­ски­ми сатра­па­ми, ещё и сов­пал по вре­ме­ни с зака­том звёзд­ной актёр­ской карье­ры Кисы. Несмот­ря на то, что она вла­де­ла фран­цуз­ским как род­ным, пере­ход из немо­го в зву­ко­вое кино дал­ся ей непро­сто, и хоть Ксе­ния про­дол­жа­ла полу­чать роли, она уже нико­гда не вер­нёт­ся на уро­вень извест­но­сти нача­ла 1930‑х годов.


Сцен­ка из фран­цуз­ско­го шпи­он­ско­го бое­ви­ка 1935 года «Импер­ская доро­га» («La Route Imperiale») с Ксе­ни­ей Куп­ри­ной, игра­ю­щей одну из ролей вто­ро­го пла­на. Фильм уже зву­ко­вой и мож­но послу­шать, как Киса раз­го­ва­ри­ва­ет на французском.

В 1940 году в Париж вхо­дят нем­цы, и опять отъ­езд отца в СССР достав­ля­ет ей непри­ят­но­сти. С ней хотят про­ве­сти про­фи­лак­ти­че­скую бесе­ду гос­по­да из Геста­по. Киса бежит на юг Франции.

Вой­на закан­чи­ва­ет­ся, Киса про­дол­жа­ет кру­тить рома­ны, но так и не нахо­дит сво­е­го избран­ни­ка и, живя доволь­но бла­го­по­луч­но — имея квар­ти­ру на Шанз-Эли­зе — Ели­сей­ских полях, боль­шую семей­ную биб­лио­те­ку, семей­ные дра­го­цен­но­сти — стра­да­ет от оди­но­че­ства. И тут Киса в раз­гар «совет­ской отте­пе­ли» реша­ет вер­нуть­ся «домой». Ей кажет­ся, что уж «дома» её при­мут хле­бом-солью, там она в кино опять ста­нет звез­дой, да и с день­га­ми всё будет отлич­но — она ведь будет полу­чать отчис­ле­ния от изда­ний книг отца. Не тут-то было!


Вырез­ка из сюже­та совет­ско­го теле­ви­де­ния 1958 года с Ксе­ний Куп­ри­ной, толь­ко что вер­нув­шей­ся на роди­ну в CCCР и пол­ной надежд на новую жизнь.

Совет­ский мин­культ при­мет Куп­ри­ну с поче­стя­ми, исполь­зу­ет её воз­вра­ще­ние в про­па­ган­дист­ских целях — у неё будут брать интер­вью, сни­мут фильм с её уча­сти­ем про отца-писа­те­ля «Мне нель­зя без Рос­сии»… А потом будут дол­го не давать жил­пло­щадь, отка­жут в автор­ских отчис­ле­ни­ях про­из­ве­де­ний отца, а глав­ное, у Ксе­нии не сло­жит­ся карье­ра. На теле­ви­де­ние и в кино её никто не берет, и былая звез­да Пари­жа слу­жит во вто­ро­сорт­ном Мос­ков­ском дра­ма­ти­че­ском теат­ре име­ни А. С. Пуш­ки­на. И даже там Ксе­ния полу­ча­ет толь­ко эпи­зо­ди­че­ские роли. В теат­ре к ари­сто­кра­ти­че­ской Ксе­нии отно­сит­ся пре­зри­тель­но, назы­ва­ют её фран­цу­жен­кой, гово­рят, что она не под­хо­дит театру.

Ксе­ния Куп­ри­на со сво­им това­ри­щем — писа­те­лем и режис­сё­ром Вла­ди­ми­ром Обо­лен­ским. Москва, 1960‑е годы

Ей уда­лось заве­сти немно­го дру­зей, но это были люди сход­ной с ней судь­бы, коих было совсем немно­го в Москве вре­мён застоя. Одной из них была Силь­ва Казем-Бек, супру­га лиде­ра мла­до­рос­сов, тоже вер­нув­ше­го­ся в СССР в 1950‑е. Дру­гим това­ри­щем Кисы был остав­ший­ся в живых оско­лок древ­не­го рус­ско­го дво­рян­ско­го рода — писа­тель и режис­сёр Вла­ди­мир Оболенский.

О движении младороссов и его лидере читайте нашу статью «Младороссы. Драма эмигрантского движения в девяти главах».

В кон­це 1970‑х, когда Киса уже пред­чув­ство­ва­ла свою смерть, она реши­ла вло­жить все остав­ши­е­ся силы в орга­ни­за­цию музея сво­е­го отца в род­ном селе Наров­чат Пен­зен­ской губер­нии. Умрёт Киса зимой 1981 года в Москве от рака мозга.


Milla Jovovich

Мил­ла Йово­вич на облож­ке рус­ско­го Vogue. 2010 год

Пожа­луй, из всех совре­мен­ных гол­ли­вуд­ских звёзд высо­ко­го калиб­ра един­ствен­ная дей­стви­тель­но рус­ская — это Мили­ца Бог­да­нов­на Йово­вич. Сер­бо­хо­рват­ское имя не долж­но сму­щать — её отец был чер­но­гор­цем, но мама Мил­лы — совет­ская рус­ская актри­са 1970‑х Гали­на Логи­но­ва, сни­мав­ша­я­ся на сту­дии Дов­жен­ко в Киеве.

Бла­го­да­ря отцу Мил­ла зна­ет сер­бо­хо­рват­ский язык, но отец поки­нул их с Гали­ной доволь­но рано, и сама Мил­ла в мно­го­чис­лен­ных интер­вью отмечала:

«Я — рус­ская. Я вырос­ла у рус­ских роди­те­лей, у меня мно­го рус­ских дру­зей, моя луч­шая подруж­ка — рус­ская. Я пони­маю, что вырос­ла в Аме­ри­ке, — но всё рав­но чув­ствую себя рус­ской… и, конеч­но, мне Рос­сия очень близ­ка и доро­га. Я люб­лю рус­ский юмор, рус­скую кух­ню, рус­ские пес­ни, рус­ские церкви».

Мама Мил­лы Йово­вич, совет­ская актри­са Гали­на Логи­но­ва в филь­ме «Голу­бой пат­руль». Одес­ская кино­сту­дия, 1974 год

Мил­ла роди­лась в Кие­ве, а в дет­ский сад ходи­ла в Москве. В 1981 году семей­ство Йово­ви­чей под нажи­мом КГБ выеха­ло из СССР и посе­ли­лось в Лон­доне, а затем обос­но­ва­лось в Сакра­мен­то, Кали­фор­ния. Мама Мил­лы с ран­не­го дет­ства пыта­лась спо­соб­ство­вать карье­ре доче­ри и запи­сы­ва­ла её на кино­про­бы и модель­ные кон­кур­сы. Обе карье­ры зада­лись, и с ран­них пор Гали­на рабо­та­ет аген­том Мил­лы. Уже с 12 лет Мил­ла пере­ста­ла ходить в обыч­ную шко­лу, пол­но­стью сфо­ку­си­ро­вав­шись на моде­лин­ге и кино.

В аме­ри­кан­ской шко­ле сере­ди­ны 1980‑х, на пике Холод­ной вой­ны, имен­но рус­ское про­ис­хож­де­ние Мил­лы достав­ля­ло ей про­бле­мы. Ее обзы­ва­ли «commie», «Russian spy» и не при­ни­ма­ли за свою.

Пер­вы­ми филь­ма­ми Йово­вич, зало­жив­ши­ми её буду­щую звезд­ную карье­ру, были коме­дия «Под кай­фом и в смя­те­нии» 1993 года и «Пятый эле­мент» 1996 года. Когда я смот­рел послед­ний фильм на кас­се­те в кон­це 1990‑х, мне и в голо­ву не мог­ло прий­ти, что глав­ная геро­и­ня там — рус­ская. Всё-таки я согла­шусь с нынеш­ним посту­ла­том так назы­ва­е­мой «поли­ти­ки иден­тич­но­сти», что когда ты видишь на экране сво­е­го, это воодушевляет.

Мил­ла Йово­вич в филь­ме «Пятый элемент»

Даль­ней­шее опи­са­ние карье­ры Йово­вич, счи­таю, будет лиш­ним. Её лицо мож­но уви­деть на облож­ках мод­ных жур­на­лов все­го мира ещё с сере­ди­ны 1990‑х, а её роли тоже извест­ны все­му све­ту, в осо­бен­но­сти по серии филь­мов-бое­ви­ков «Оби­тель зла».


Трей­лер рос­сий­ской коме­дии 2011 года «Выкру­та­сы» с рус­ской эми­грант­кой Мил­лой Йово­вич, игра­ю­щей рус­скую эмигрантку.

Мил­ла сде­ла­ла нам пода­рок, согла­сив­шись сыг­рать одну из основ­ных ролей в рос­сий­ской коме­дии «Выкру­та­сы» режис­сё­ра Тиму­ра Бек­мам­бе­то­ва. В неза­ви­си­мо­сти от каче­ства филь­ма, это один из ред­ких при­ме­ров уча­стия рус­ских эми­гран­тов в кино на родине. Весь фильм Мил­ла гово­рит по-русски.


В гостях на теле­шоу «Вечер­ний Ургант», 2017 год. Реши­тель­но реко­мен­дую погля­деть, что­бы уми­лить­ся забав­но­му акцен­ту Миллы.

Карье­ра Йово­вич ещё дале­ка от завер­ше­ния, и я наде­юсь, что мы смо­жем уви­деть что-то ещё на рус­скую тему от Мил­лы Бог­да­нов­ны. Её соб­ствен­ный авто­био­гра­фи­че­ский сюжет о том, как рус­ская девоч­ка-эми­грант­ка с совет­ской мамой-аген­том поко­ря­ют Гол­ли­вуд и модель­ный рынок Кали­фор­нии кон­ца XX века мог бы стать блок­ба­сте­ром в Рос­сии (да и в Шта­тах) и дать пози­тив­ный при­мер рус­ским девоч­кам, жела­ю­щим стать актри­са­ми. Под такую лен­ту и гос­фи­нан­си­ро­ва­ние по пат­ри­о­ти­че­ской теме мож­но было бы и получить!


Dame Helen Lydia Mirren

Из всех наших дам Еле­на Васи­льев­на Миро­но­ва — самая нерус­ская по духу, но дама — Dame — это её дей­стви­тель­ный офи­ци­аль­ный титул. Не послед­няя при­чи­на отсут­ствия рус­ско­го само­со­зна­ния Хелен — это её стра­на рож­де­ния, Вели­ко­бри­та­ния, кото­рая до новей­ше­го вре­ме­ни была при­ста­ни­щем бук­валь­но для горст­ки рус­ских эми­гран­тов, и в кото­рой, в отли­чие от Фран­ции, Гер­ма­нии и США, нико­гда не было про­дол­жи­тель­но­го и отно­си­тель­но круп­но­го рус­ско­го при­сут­ствия. Рус­ский эми­грант в UK до 1991 года был обре­чён на оди­но­че­ство и англи­ци­за­цию. Тем забав­нее тот факт, что за послед­ние 30 лет мир пере­вер­нул­ся и теперь Вели­ко­бри­та­ния ста­ла имен­но тем местом, о кото­ром будут напи­са­ны тру­ды о рус­ской эми­гра­ции нача­ла XXI века и их потомках.

Но вер­нём­ся к нашей геро­ине. Судь­ба Хелен — хоро­шая сказ­ка о том, как англо-рус­ская золуш­ка из небо­га­той семьи ста­ла в моло­до­сти секс-сим­во­лом Вели­ко­бри­та­нии 1970‑х, а к ста­ро­сти была удо­сто­е­на играть в кино саму Коро­ле­ву при всё ещё здрав­ству­ю­щей Королеве.

Хелен Мир­рен в роли Крес­си­ды в поста­нов­ке пье­сы «Тро­ил и Крес­си­да». 1968 год

Нач­нем с того, что Хелен извест­на миру под фами­ли­ей Мир­рен. Её дед Пётр Васи­лье­вич Миро­нов в Первую миро­вую вой­ну рабо­тал в Лон­доне рус­ским дипло­ма­том по воен­ной линии. После вой­ны, поте­ряв и роди­ну, и рабо­ту, устро­ил­ся на очень сте­рео­тип­ную эми­грант­скую долж­ность — сто­лич­но­го так­си­ста, в очень несте­рео­тип­ном для рус­ско­го эми­гран­та горо­де — Лон­доне. У Пет­ра здесь рос сын Васи­лий, кото­рый, тоже рабо­тая так­си­стом, в нача­ле 1940‑х позна­ко­мит­ся с про­стой англий­ской девуш­кой из рабо­че­го клас­са рай­о­на Вест Хэм — Кэт­лин Роджерс.

В нача­ле 1950‑х, в эпо­ху нака­ла Холод­ной вой­ны, а вме­сте с тем и нагне­та­ния в запад­ной прес­се темы «рус­ской угро­зы», как и мно­гие дру­гие рус­ские эми­гран­ты, отец Хелен решил англи­фи­ци­ро­вать свою фами­лию и фами­лию доче­ри с Mironoff на Mirren. Хелен рос­ла про­стой англий­ской дев­чон­кой 1950‑х. Соци­аль­ные рефор­мы уме­рен­ных лей­бо­ри­стов и кон­сер­ва­то­ров той эпо­хи дали ей воз­мож­ность непло­хо выучить­ся и через уча­стие в теат­ре добить­ся успе­ха в наци­о­наль­ной киноиндустрии.


Раз­бор про­во­ка­ци­он­но­го интер­вью Хелен Мир­рен сере­ди­ны 1970‑х на бри­тан­ском ТВ, где веду­щий, в доволь­но сек­сист­кой мане­ре, пыта­ет­ся задеть Хелен, а та с досто­ин­ством ему отвечает.

Теат­раль­ное искус­ство Хелен пости­га­ла в Новом кол­ле­дже сце­ни­че­ской речи и дра­мы. Начав играть в бри­тан­ском теат­ре в эпо­ху свин­гу­ю­ще­го Лон­до­на 1960‑х, Хелен часто доста­ва­лись «коро­лев­ские» роли, такие как роль Клео­пат­ры в шекс­пи­ров­ской поста­нов­ке «Анто­ний и Клео­пат­ра» в лон­дон­ском теат­ре «Олд Вик», а так­же «рус­ские» роли, как, напри­мер, роль Татья­ны из пье­сы Горь­ко­го «Вра­ги» в лон­дон­ском теат­ре Олдвич.

Рус­ская Лена Миро­но­ва в роли рас­пут­ной англий­ской дев­чон­ки в филь­ме «Геро­страт» (1967)

В кон­це 1960‑х её берут в штат пре­стиж­ной «Коро­лев­ской шекс­пи­ров­ской труп­пы», и карье­ра Хелен начи­на­ет идти в гору. Мир­рен, кста­ти, отнюдь не пай-девоч­ка, а весё­лая, умная и ост­рая на язык англий­ская леди, кото­рая нико­гда не стес­ня­лась поль­зо­вать­ся сво­ей кра­со­той. Она так­же нико­гда не стес­ня­лась постель­ных сцен, сни­ма­ясь не толь­ко в обыч­ных дра­ма-филь­мах, но и «филь­мах для взрос­лых» и даже в уни­каль­ней­шей трэш-пор­но-исто­ри­че­ской дра­ме 1979 года — «Кали­гу­ле» Тин­то Брасса.

С тех пор Хелен — успеш­ная звез­да бри­тан­ско­го теат­ра, аме­ри­кан­ско­го теат­ра, где одной из пер­вых её ролей была роль Ната­льи Ива­нов­ны в бро­д­вей­ском спек­так­ле 1994 года по «Меся­цу в деревне» Ива­на Тур­ге­не­ва, а так­же бри­тан­ско­го ТВ и кино. С сере­ди­ны 2000‑х Мир­рен доста­ёт­ся почёт­ная роль коро­ле­вы Ели­за­ве­ты II.

Хелен Миро­но­ва в амплуа Ели­за­ве­ты II в срав­не­нии с королевой

Миро­но­ва быва­ла в Рос­сии ещё с 1960‑х, а с паде­ни­ем совет­ской вла­сти ста­ла при­ез­жать чаще для пре­зен­та­ции кино. Каса­е­мо сво­е­го рус­ско­го созна­ния, она как-то пошу­ти­ла одно­му рос­сий­ско­му изда­нию, что она англи­чан­ка свер­ху, а её ниж­няя поло­ви­на — русская.


Сюжет рос­сий­ско­го НТВ 2011 года про Мос­ков­ский кино­фе­сти­валь с уча­сти­ем Хелен Миррен


Tamara Toumanova

Как и пола­га­ет­ся насто­я­щей звёзд­ной пер­соне, про­ис­хож­де­ние этой рус­ской дивы туман­но. Её насто­я­щая фами­лия — Хаси­до­вич, роди­лась она не то где-то в поез­де под Шан­ха­ем, не то ещё в Рос­сии — под Тюме­нью. По мате­ри при­над­ле­жа­ла к руси­фи­ци­ро­ван­ным гру­зин­ским дво­рян­ским родам Тума­ни­шви­ли (поз­же — Тума­но­вым) и Чхе­ид­зе. По отцу — к южно­рус­ско­му и поль­ско­му дво­рян­ству из Киев­ской губер­нии. Ряд источ­ни­ков ука­зы­ва­ет на то, что в Тама­ре было нема­ло и армян­ской крови.

17-лет­няя пари­жан­ка Тама­роч­ка Тума­но­ва — рус­ская звез­да миро­во­го бале­та. 1936 год

Судь­бой «чёр­ная жем­чу­жи­на рус­ской бале­та» весь­ма похо­жа на свою кол­ле­гу по реме­с­лу Ири­ну Баро­но­ву. Обе роди­лись в Рос­сии, но поки­ну­ли её в юном воз­расте и нико­гда не зна­ли её. Обе пере­еха­ли в Париж, что­бы зани­мать­ся бале­том с юных лет в звёзд­ной шко­ле Оль­ги Пре­об­ра­жен­ской. Обе­их серьёз­ные люди рус­ско­го эми­грант­ско­го бале­та заме­ти­ли в самом дет­стве. «Иллю­стри­ро­ван­ная Рос­сия» 1928 года писала:

«Тама­роч­ка Тума­но­ва — ста­но­вит­ся зна­ме­ни­той бале­ри­ной. Она дела­ет какое-то неве­ро­ят­ное рекорд­ное коли­че­ство „пиру­этов“ и при­гла­ше­на на несколь­ко выступ­ле­ний в Grande Opera в Париже».

Уви­дев­ший её на заня­ти­ях Сер­гей Дяги­лев сра­зу заме­тил её дар:

«Отлич­но! Но слиш­ком манер­ная. Это поз­же испор­тит её танец».

Дяги­лев ока­зал­ся не прав, Тама­роч­ка тан­це­ва­ла отлич­но до самой смерти.

Аме­ри­кан­ская кра­са­ви­ца Tamara Toumanova — как её назы­ва­ли, «Чёр­ная жем­чу­жи­на рус­ско­го бале­та». Кали­фор­ния, 1940‑е годы

Тама­ру, вме­сте с дру­ги­ми юны­ми пари­жан­ка­ми Ири­ной Баро­но­вой и Татья­ной Рябу­шин­ской, в нача­ле 1930‑х откры­ва­ет Джордж Балан­чин, извест­ный рус­ский хорео­граф, актив­ный во Фран­ции и США. С его «Ballet Russe de Monte-Carlo» они объ­ез­жа­ют всю Евро­пу и мир в 1930‑х и 1940‑х. В 1934 году Тама­ра пер­вый раз побы­ва­ет в Аме­ри­ке на балет­ных гастро­лях коло­рит­ней­шей лич­но­сти рус­ско­го меж­во­ен­но­го Пари­жа — Пол­ков­ни­ка де Бази­ля (a.k.a. Васи­лий Вос­кре­сен­ский). Уже в 1937-ом Тама­роч­ка вме­сте с роди­те­ля­ми селит­ся в сол­неч­ной Кали­фор­нии, а к 1943 году они все полу­ча­ют граж­дан­ство США.


Тама­ра Тума­но­ва в филь­ме «Дни славы»

В Шта­тах Тума­но­ва актив­но тан­цу­ет и начи­на­ет сни­мать­ся в Гол­ли­ву­де. Одной из вер­шин её кино­ка­рье­ры была глав­ная роль в аме­ри­кан­ском про­па­ган­дист­ском филь­ме 1944 года «Дни сла­вы» («Days of Glory», рабо­чее назва­ние — «This is Russia»), повест­ву­ю­щем о том, как совет­ские пар­ти­за­ны под Тулой сра­жа­ют­ся с насту­па­ю­щи­ми нем­ца­ми. Тума­но­ва игра­ла рус­скую бале­ри­ну, воз­люб­лен­ную коман­ди­ра пар­ти­зан. То было инте­рес­ное вре­мя, когда вся про­па­ган­дист­ская маши­на Гол­ли­ву­да раз­вер­ну­лась на 180 гра­ду­сов и нача­ла объ­яс­нять про­стой аме­ри­кан­ской пуб­ли­ке (кото­рая была на 75 % про­тив уча­стия во Вто­рой миро­вой войне), что рус­ские — это не ком­му­ни­сти­че­ские голо­во­ре­зы, пла­ни­ру­ю­щие захва­тить мир, а друзья-братья.

Во вре­мя съе­мок у Татья­ны начи­на­ет­ся роман с про­дю­се­ром филь­ма Кей­си Робин­со­ном, за кото­ро­го она выхо­дит замуж. Одна­ко в отли­чии от Ири­ны Баро­но­вой, заклю­чив­шей брак в то же самое вре­мя, Тама­ра не оста­ви­ла балет и кино­ка­рье­ру и актив­но сни­ма­лась в 1950‑е.


Тума­но­ва в роли фран­цуз­ской бале­ри­ны Гэби Дес­лис в филь­ме «Глу­бо­ко в моем серд­це» (1954)

Самы­ми извест­ны­ми филь­ма­ми с её уча­сти­ем были «Дни сла­вы» (1944), «Сего­дня мы поём» (1953), «Глу­бо­ко в моем серд­це» (1954), «Разо­рван­ный зана­вес» (1966), «При­гла­ше­ние на танец» (1956) и «Част­ная жизнь Шер­ло­ка Холм­са» (1970). «При­гла­ше­ние на танец» даже полу­чил приз за луч­ший фильм на Бер­лин­ском кино­фе­сти­ва­ле 1956 года.


Сцен­ка из филь­ма «При­гла­ше­ние на танец» с Тама­рой Тумановой

К кон­цу 1960‑х карье­ра Тама­ры прак­ти­че­ски подо­шла к кон­цу. Она про­сто нача­ла вести тихую и ком­фор­та­бель­ную жизнь в сво­их уго­дьях в Santa Monica, California, будучи окру­жён­ной любо­вью близ­ких, а так­же мно­же­ством кошек и собак, кото­рые жили у Тума­но­вой дома. В 1996 году по состо­я­нию здо­ро­вья кра­са­ви­ца умер­ла и её похо­ро­ни­ли на клад­би­ще гол­ли­вуд­ских звёзд Hollywood Forever Cemetery.

В воз­расте 50 лет

Natalie Wood

Ната­лья Нико­ла­ев­на Заха­рен­ко была, навер­ное, самой извест­ной и самой успеш­ной рус­ско-эми­грант­ской актри­сой Гол­ли­ву­да ХХ века до Мил­лы Йовович.

Ната­лья — пото­мок даль­не­во­сточ­ных эми­гран­тов пер­вой вол­ны, бежав­ших из рево­лю­ци­он­ной Рос­сии. Её мать была доче­рью бар­на­уль­ско­го пред­при­ни­ма­те­ля, вла­дель­ца мыль­ной и уголь­ных фаб­рик. Отец же был, наобо­рот — про­ле­та­рий, рабо­чий шоко­лад­ной фаб­ри­ки во Вла­ди­во­сто­ке. Оба роди­те­ля Ната­льи при­ня­ли сто­ро­ну белых, и когда исход Граж­дан­ской вой­ны был решён, они бежа­ли в Хар­бин, затем в Мон­ре­аль и, нако­нец, в сол­неч­ный Сан-Фран­цис­ко, где и появи­лась на свет в 1938 году наша Ms Wood. Види­мо, Ната­лье суж­де­но было родить­ся по ту или иную сто­ро­ну Тихо­го океана.

Как и мно­гие дру­гие эми­гран­ты пер­вой вол­ны, Заха­рен­ки жили не очень обес­пе­чен­ной жиз­нью, но так как с нача­ла 1940‑х Аме­ри­ка, даже в неко­то­рой сте­пе­ни вне­зап­но, ока­за­лась самой бога­той стра­ной мира, моло­дая семья Заха­рен­ко мог­ла себе поз­во­лить жить в соб­ствен­ном доме и посто­ян­но ходить в кинотеатры.


Ната­лья Заха­рен­ко-Вуд в филь­ме «Бун­тарь без при­чи­ны» о кон­флик­те поко­ле­ний в аме­ри­кан­ском сред­нем клас­се 1950‑х

Пер­вым филь­мом Ната­льи была мело­дра­ма «Счаст­ли­вая зем­ля» 1943 года. Отец был изна­чаль­но про­тив уча­стия доче­ри в кино, но мать Ната­ши настоль­ко вооду­ше­ви­лась иде­ей, что семья, полу­чив гоно­рар Ната­ши, поз­во­лит себе пере­ехать из про­вин­ци­аль­ной Кали­фор­нии в Лос-Андже­лес, при­ня­ла судь­бо­нос­ное реше­ние — ехать! Так нача­лась кино­ка­рье­ра Натальи.

Далее будут посто­ян­ные съём­ки в кино и на теле­ви­де­нии, а в 1947-ом Ната­лья под­пи­сы­ва­ет кон­тракт с кино­сту­ди­ей 20th Century Fox. Все режис­сё­ры пора­жа­ют­ся тому, насколь­ко лег­ко ей даёт­ся искус­ство актри­сы, спо­соб­но­сти Ната­ши отме­ча­ет прес­са. В 1953–1954 годах Ната­лья игра­ет девоч­ку-под­ро­ста в теле­се­ри­а­ле «Гор­дость семьи» на теле­ка­на­ле ABC. Так как ABC был одним из трёх глав­ных теле­се­тей США, Ната­лья ста­ла извест­на на всю стра­ну. Это­го было труд­но избе­жать, когда вся стра­на смот­ре­ла теле­ви­зор каж­дый день, а «феде­раль­ных» кана­лов было все­го три.

Ната­лья встре­ча­лась с Элви­сом Прес­ли. США, 1956–1958 годы

Жен­ская роль вто­ро­го пла­на в моло­деж­ной дра­ме 1956 года «Бун­тарь без при­чи­ны» c Джейм­сом Дином ста­ла пере­ход­ной для Ната­льи — она пере­ста­ла ассо­ци­и­ро­вать­ся с дет­ски­ми роля­ми и ста­ла тем, кем её будут пом­нить все­гда — одним из секс-сим­во­лов Гол­ли­ву­да 1950‑х и 1960‑х. Ната­ша была насто­я­щим про­дук­том сво­ей эпо­хи — аме­ри­кан­ской сек­су­аль­ной рево­лю­ции сере­ди­ны XX века. Едва ей испол­ни­лось 18 лет, она уже нача­ла вести бур­ную лич­ную жизнь, а поз­же, в насто­я­щем духе аме­ри­кан­ских 1960‑х, у неё будет несколь­ко раз­во­дов (неви­дан­ное ранее дело в США).

Моло­дая Ната­ша Вуд и её муж Роберт Ваг­нер. США, 1960‑е годы

Глав­ной любо­вью всей жиз­ни Ната­льи стал актёр Роберт Ваг­нер, в кото­ро­го она была влюб­ле­на с дет­ства и с кото­рым она назна­чи­ла сви­да­ние на своё 18-летие. Через год эта исто­рия закон­чи­лась бра­ком. Роберт был стар­ше Ната­льи на восемь лет, мать про­те­сто­ва­ла про­тив бра­ка, но Ната­ша была непре­клон­на. Хотя поз­же Ната­лья уйдёт от Робер­та, к кон­цу 1960‑х они опять поже­нят­ся и у них родит­ся дочь — Ната­лья Грег­ссон Ваг­нер, ещё одна гол­ли­вуд­ская актри­са с рус­ской кровью.


Рус­ская кра­са­ви­ца Ната­лья Вуд в роли девуш­ки в эпо­ху пури­тан­ской Аме­ри­ки в филь­ме «Вели­ко­ле­пие в тра­ве» (1961)

1960‑е годы нача­лись для Ната­льи более чем успеш­но, ей доста­ют­ся глав­ные роли в таких извест­ных филь­мах, как экра­ни­за­ция бро­д­вей­ско­го мюзик­ла «Вест­сайдская исто­рия» (1961), где она игра­ет пуэр­то­ри­кан­ку-эми­грант­ку, или дра­ма «Вели­ко­ле­пие в тра­ве» (1961), где она игра­ет девуш­ку-под­рост­ка, раз­ди­ра­е­мую сво­и­ми сек­су­аль­ны­ми чув­ства­ми в пури­тан­ской Аме­ри­ке 1920‑х. В кон­це 1960‑х Ната­лья сыг­ра­ет глав­ную роль в коме­дии о сек­су­аль­ном рас­кре­по­ще­нии в США «Боб и Кэрол, Тед и Элис».

В 1970 году, родив дочь Ната­шу, гос­по­жа Вуд берёт неболь­шую пау­зу и воз­вра­ща­ет­ся на экра­ны англо­языч­ных стран США и UK, фоку­си­ру­ясь в основ­ном на теле­ви­зи­он­ных сери­а­лах, таких как «О люб­ви» (1973, UK), «Кош­ка на рас­ка­лён­ной кры­ше» (1976, UK), «Switch» (1978, США), «Супру­ги Харт» (1979, США). Завер­ши­ла деся­ти­ле­тие Ната­лья, сыг­рав в ещё одном куль­то­вом аме­ри­кан­ском филь­ме на тему сек­са — «Послед­няя супру­же­ская пара в Аме­ри­ке» (1980), в кото­ром, как счи­та­ет­ся, она сыг­ра­ла даже луч­ше, чем в «Боб и Кэрол…» деся­ти­ле­ти­ем ранее.


Интер­вью на аме­ри­кан­ском теле­ви­де­нии в 1978 году с обсуж­де­ни­ем секс-коме­дии «Послед­няя супру­же­ская пара в Америке»

К сожа­ле­нию, жизнь Ната­льи тра­ги­че­ски обо­рва­лась в 1983 году, когда она отды­ха­ла на яхте при съём­ках фан­та­сти­че­ско­го филь­ма «Моз­го­вой штурм». Счи­та­ет­ся, что Ната­лья слу­чай­но уто­ну­ла. Поли­ция клас­си­фи­ци­ро­ва­ла дело как «смерть при невы­яс­нен­ных обсто­я­тель­ствах». Одна­ко пикант­ность дела в том, что на яхте в тот момент нахо­ди­лись: муж Ната­льи — Роберт Ваг­нер, напар­ник Ната­льи по филь­му — Кри­сто­фер Уокен, а так­же капи­тан суд­на. Как они умуд­ри­лись не усле­дить за Ната­льей, непо­нят­но и по сей день даже поли­ции Кали­фор­нии, рас­сле­до­вав­шей дело.

До кон­ца сво­их дней Ната­лья оста­ва­лась рус­ским чело­ве­ком. В Лос-Андже­ле­се она была при­хо­жан­кой Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра РПЦЗ, в интер­вью все­гда отме­ча­ла: «I’m very Russian, you know». Рус­ский язык зна­ла как род­ной, одна­ко гово­ри­ла с лёг­ким аме­ри­кан­ским акцен­том. Одной из послед­них ролей Ната­льи была роль рус­ской эми­грант­ки Татья­ны Дон­ской в фан­та­сти­че­ском филь­ме «Метеор» (1979) с Шоном Коннери.

После смер­ти Ната­ши её млад­шая сест­ра, гол­ли­вуд­ская актри­са Лана (Свет­ла­на) Вуд выпу­сти­ла аж две авто­био­гра­фии Ната­льи, наша геро­и­ня полу­чи­ла посмерт­ную гол­ли­вуд­скую звез­ду на Аллее сла­вы, а в США её про­дол­жа­ли вспо­ми­нать, выпус­кать о ней доку­мен­таль­ные филь­мы и пуб­ли­ко­вать статьи.


Nicoletta Romanoff

Было бы стран­но, если бы в под­бор­ке рус­ских див эми­гра­ции не было ни одной пред­ста­ви­тель­ни­цы глав­ной рус­ской ари­сто­кра­ти­че­ской фами­лии. Мно­гие нынеш­ние пред­ста­ви­те­ли вели­чай­ших домов Евро­пы, напри­мер, Гоген­цол­лер­ны, Габс­бур­ги, Лих­тен­штей­ны, да и что ж скры­вать, Рома­но­вы-Кирил­ло­ви­чи выгля­дят весь­ма и весь­ма вырож­ден­че­ски. Тем при­ят­нее, что дама, о кото­рой пой­дёт речь — бой­кая и сим­па­тич­ная жен­щи­на, да и к тому же насто­я­щая Романова.

Нико­лет­та Кон­со­ло Рома­но­ва, 1979 года рож­де­ния, при­над­ле­жит к слив­кам выс­ше­го обще­ства двух куль­тур — ита­льян­ской и рус­ской. Её отец — Джу­зеп­пе Кон­со­ло, круп­ный ита­льян­ский поли­тик-бур­жуа, зани­ма­ю­щий высо­кие места и в поли­ти­ке (пред­се­да­тель­ство в раз­лич­ных пар­ла­мент­ских коми­те­тах), и в биз­не­се (места в сове­тах дирек­то­ров таких мон­стров, как авто­кон­церн Alfa Romeo или круп­ней­ший авиа­пе­ре­воз­чик стра­ны Alitalia).

Мать Нико­лет­ты — Ната­лья Нико­ла­ев­на Рома­но­ва, пра­пра­пра­внуч­ка рус­ско­го госу­да­ря Нико­лая I. Её дед, Роман Нико­ла­е­вич, поки­нул Рос­сию в 1919 году на бри­тан­ском лай­не­ре «Маль­бо­ро» и осел во Фран­ции. Там, будучи пред­ста­ви­те­лем Рома­но­вых-Нико­ла­е­ви­чей, при­нял уча­стие в дина­сти­че­ском спо­ре с Рома­но­вы­ми-Кирил­ло­ви­ча­ми, отка­зав­шись от под­держ­ки пре­тен­зий на пре­стол Вла­ди­ми­ра Кирил­ло­ви­ча Романова.

Нико­лет­та Джу­зеп­пов­на Рома­но­ва на родине пред­ков. Фото­сес­сия свет­ской льви­цы для ита­льян­ско­го жур­на­ла Vanity Fair. Москва, Теат­раль­ная пло­щадь, 2016 год

Перед Вто­рой миро­вой вой­ной Роман Нико­ла­е­вич с семьёй пере­едет в Ита­лию. Его моло­до­му сыну Нико­лаю в 1942 году ита­льян­цы даже пред­ло­жат трон царя Чер­но­го­рии, но тот, види­мо, пред­чув­ствуя шат­кое поло­же­ние стран Оси, бежит к союз­ни­кам и устра­и­ва­ет­ся на рабо­ту в депар­та­мент пси­хо­ло­ги­че­ской вой­ны армии США. В 1950‑е он воз­вра­ща­ет­ся в Ита­лию, там дер­жит фер­мер­ский биз­нес, и в 1953 году у него рож­да­ет­ся дочь Ната­лья — мать нашей героини.

Роди­те­ли Нико­лет­ты — кня­ги­ня Ната­лья Рома­но­ва и ита­льян­ский поли­тик и биз­нес­мен Джу­зеп­пе Кон­со­ло. 2000‑е годы

Вви­ду того, что отро­че­ство Ната­льи при­шлось на оче­ред­ной виток Холод­ной вой­ны, а кон­крет­но Кариб­ский кри­зис в нача­ле 1960‑х, мама Нико­лет­ты вырос­ла ита­льян­кой и даже не зна­ет рус­ско­го язы­ка, в отли­чие от сво­ей доче­ри. Предо­ста­вим сло­во самой Николетте:

«Мой дедуш­ка Нико­лай Рома­нов женил­ся на ита­льян­ской гра­фине Све­ве дел­ла Герар­деска родом из Тос­ка­ны, поэто­му моя мать Ната­лья Нико­ла­ев­на была вос­пи­та­на сра­зу в двух куль­ту­рах, при­чём ни одна из них не пре­ва­ли­ро­ва­ла над дру­гой. Когда маме было десять лет, то это сов­па­ло со слож­ной ситу­а­ци­ей в Рос­сии, и тогда дедуш­ка решил, что в Рос­сию наша семья уже не вер­нёт­ся, и что нуж­но дви­гать­ся даль­ше. Он ска­зал маме: „Я рас­тил тебя как рус­скую прин­цес­су, но так даль­ше про­дол­жать­ся не может. Нуж­но сде­лать выбор. Отныне ты ита­льян­ка“. Это было непро­стым реше­ни­ем, но ина­че он посту­пить не мог. Он пере­стал гово­рить с мамой и её сест­ра­ми на рус­ском. Несмот­ря на то, что маму кре­сти­ли как пра­во­слав­ную, дедуш­ка решил пере­ве­сти её в католичество.

Когда я вырос­ла, то поли­ти­че­ская ситу­а­ция в Рос­сии ради­каль­ным обра­зом поме­ня­лась. Дедуш­ка не мог пове­рить, что теперь у него нако­нец-то сно­ва появи­лась воз­мож­ность посе­тить Рос­сию. Имен­но тогда, в воз­расте 18 лет, я нача­ла изу­чать рус­ский язык. Я не очень хоро­шо гово­рю по-рус­ски, но всё пони­маю. Это часть меня, и я гор­жусь сво­и­ми кор­ня­ми. Я вос­пи­та­на на рас­ска­зах дедуш­ки. К сожа­ле­нию, месяц назад он скон­чал­ся. Я помо­га­ла ему в поезд­ке в Санкт-Петер­бург в 1998 году, где состо­я­лась цере­мо­ния погре­бе­ния в Пет­ро­пав­лов­ском собо­ре Санкт-Петер­бур­га остан­ков Нико­лая II, чле­нов его семьи и слуг. Это нас очень сбли­зи­ло. Рос­сия — это часть моей исто­рии, там мои кор­ни, а Ита­лия — часть моей нынеш­ней жизни».


Интер­вью Нико­лет­ты одно­му из ита­льян­ских теле­ка­на­лов на фести­ва­ле рус­ской моды в Италии

Нико­лет­те, в отли­чие от её роди­те­лей, доста­лась в общем-то непло­хая судь­ба ита­льян­ской телезвез­ды и свет­ской льви­цы. Он учи­лась искус­ству в Пари­же, поз­же рабо­та­ла в шоу-биз­не­се и в нача­ле нуле­вых нача­ла рабо­тать на теле­ви­де­нии и в сфе­ре рекла­мы, сни­мать­ся в ита­льян­ском кино — тогда-то и взяв деви­чью фами­лию мате­ри как псев­до­ним. Бренд кра­си­вой евро­пей­ской ари­сто­крат­ки все­гда хоро­шо продавался!


Неболь­шое интер­вью Нико­лет­ты Рома­но­вой по слу­чаю одной из реклам­ных кам­па­ний в Москве с её участием


Ста­тья напи­са­на редак­то­ром нашей руб­ри­ки «На чуж­бине» и авто­ром теле­грам-кана­ла CHUZHBINA о рус­ской эмиграции.

Поделиться