Российские фильмы 1918 года

После рево­лю­ци­он­но­го 1917 года Рос­сия погру­зи­лась в пучи­ну Граж­дан­ской вой­ны. Соци­о­куль­тур­ная жизнь стра­ны изме­ни­лась. Но кине­ма­то­гра­фи­че­ский про­цесс совсем не затух, как это мож­но было ожи­дать. Част­ные ком­па­нии про­дол­жа­ли сни­мать худо­же­ствен­ные фильм с таки­ми сюже­та­ми, буд­то бы ника­кой вой­ны вовсе не было. Соглас­но дан­ным ката­ло­га «Вели­кий Кине­мо», сохра­ни­лось 35 худо­же­ствен­ных филь­мов, дати­ро­ван­ных 1918 годом. В сле­ду­ю­щем 1919 году кино­ин­ду­стрия будет национализирована.

VATNIKSTAN подо­брал несколь­ко пол­ных филь­мов и сохра­нив­ших­ся кино­фраг­мен­тов 1918 года, кото­рые мож­но най­ти сего­дня на Youtube.


Барышня и хулиган

Кадр из филь­ма «Барыш­ня и хулиган»

Кино­де­бют Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го. Поэт испол­нял глав­ную роль в филь­ме — он играл «хули­га­на Лаву», а так­же стал авто­ром сце­на­рия. Фильм был воль­ным пере­ска­зом пове­сти Эдмон­до де Ами­чи­са «Учи­тель­ни­ца рабо­чих». Актёр­ские каче­ства Мая­ков­ско­го нахва­ли­вал режис­сёр филь­ма Евге­ний Славинский:

«Мая­ков­ский, не будучи актё­ром, дер­жал­ся перед аппа­ра­том вели­ко­леп­но: был спо­ко­ен, быст­ро и непри­нуж­дён­но схва­ты­вал под­ска­зы­ва­ния режис­сё­ра во вре­мя съём­ки, знал и ров­но вёл свою роль».

Напар­ни­цей Мая­ков­ско­го была теат­раль­ная актри­са Алек­сандра Реби­ко­ва, сыг­рав­шая учи­тель­ни­цу. Увы, пол­но­стью реа­ли­зо­вать свой талант Реби­ко­ва не смо­жет — Базе­до­ва болезнь изме­нит внеш­ность актри­сы, а 1918 год ста­нет карьер­ным пиком для девушки.

Мая­ков­ско­му фильм не понра­вит­ся. Он будет назы­вать «Барыш­ню и хули­га­на» «хал­ту­рой и ерундой».


Богатырь духа

Яков Про­та­за­нов в 1918 году, после смер­ти Евге­ния Бау­э­ра, пре­вра­тил­ся в глав­но­го режис­сё­ра Рос­сии. Фильм «Бога­тырь духа» совер­шен­но не вяжет­ся с рос­сий­ской реаль­но­стью 1918 года. Это лав-сто­ри про отпрыс­ка ари­сто­кра­ти­че­ско­го поль­ско­го рода, «вос­пи­тан­но­го в отчуж­де­нии от все­го мир­ско­го, в тихом неве­де­нии жиз­ни и её соблаз­нов». В глав­ной роли снял­ся Иван Моз­жу­хин, абсо­лют­ная звез­да кине­ма­то­гра­фа 1910‑х годов.


Горничная Дженни

Ещё один фильм Яко­ва Про­та­за­но­ва, полу­чив­ший отлич­ную прес­су. Кри­ти­ки назы­ва­ли фильм «под­лин­ным искус­ством экра­на». Опять сюжет свя­зан с ари­сто­кра­ти­че­ским миром и с пово­ро­том из «кня­зи в гря­зи»: доч­ка гра­фа Шам­бе­ро по име­ни Джен­ни после смер­ти отца вынуж­де­на стать гор­нич­ной в семье баро­нес­сы Анжер. У девуш­ки завя­зы­ва­ют­ся роман­ти­че­ские отно­ше­ния с сыном баро­нес­сы. В глав­ных ролях была супру­же­ская пара — Оль­га Газов­ская и Вла­ди­мир Гайдаров.


Молчи, грусть… молчи

Вера Холод­ная

Вера Холод­ная — это оли­це­тво­ре­ние эпо­хи. Глав­ная звез­да кине­ма­то­гра­фа нача­ла XX века и уми­ра­ет вме­сте со ста­рой Рос­си­ей на «белом» Юге в 1919 году в воз­расте 25 лет. «Мол­чи, грусть… мол­чи» — послед­няя рабо­та Веры Холод­ной. Двух­се­рий­ный фильм был постав­лен режис­сёр­ским трио Чар­ды­нин — Сабин­ский — Вис­ков­ский. При­чём Пётр Чар­ды­нин так­же сыг­рал глав­ную муж­скую роль. Сохра­ни­лась лишь пер­вая серия. Это образ­чик ста­ро­го доре­во­лю­ци­он­но­го кино — роман­ти­че­ская исто­рия о цир­ко­вом скри­па­че и его супру­ге, кото­рая очень понра­ви­лась одно­му коммерсанту.


Отец Сергий

Кадр из филь­ма «Отец Сергий»

Режис­сёр вновь Яков Про­та­за­нов. В отли­чие от преды­ду­щих кар­тин под­бор­ки, «Отец Сер­гий» — это экра­ни­за­ция про­из­ве­де­ния Льва Тол­сто­го. Глав­ную роль испол­нил вновь Иван Моз­жу­хин. Сюжет филь­ма раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в 1840‑е годы. Моло­дой граф Касат­ский влюб­ля­ет­ся в девуш­ку, кото­рая ока­зы­ва­ет­ся любов­ни­цей само­го Нико­лая I. Этот факт силь­но впе­чат­ля­ет гра­фа, и он ухо­дит в мона­стырь. Через несколь­ко лет Касат­ский, став­ший отцом Сер­ги­ем, вновь встре­ча­ет­ся со сво­ей воз­люб­лен­ной. Та на спор пыта­ет­ся соблаз­нить мона­ха. «Отец Сер­гий» был встре­чен кри­ти­ка­ми про­хлад­но, но спу­стя годы фильм стал счи­тать­ся одним из шедев­ров немо­го кино.


Последнее танго

Вто­рое назва­ние кар­ти­ны — «Под зной­ным небом Арген­ти­ны». Фильм был вдох­нов­лён роман­сом. Одно­имён­ная пес­ня была в репер­ту­а­ре попу­ляр­ной певи­цы Иза­бел­лы Кре­мер с упо­ми­на­ни­ем влюб­лён­но­сти Джо в Кло. Имен­но про дра­ма­ти­че­скую любовь Джо и Кло, арген­тин­ских тан­цо­ров тан­го, и рас­ска­зы­ва­ет фильм. Роль Кло испол­ня­ет Вера Холод­ная. Режис­сё­ром филь­ма был Вяче­слав Вис­ков­ский. Фильм сохра­нил­ся частично.


Поэт и падшая душа

Ещё один фильм, от кото­ро­го сохра­нил­ся толь­ко фраг­мент. И тоже дра­ма­ти­че­ская лав-сто­ри. На этот раз поэт влюб­ля­ет­ся в про­сти­тут­ку. В рабо­те «Поэт и пад­шая душа» не участ­во­ва­ли звёз­ды. Режис­сё­ром был Борис Чай­ков­ский, а Зоя Баран­це­вич и Ваграм Папа­зян испол­ни­ли глав­ные роли. Вто­рое назва­ние филь­ма — «И душу пад­шую поэт извлёк из мра­ка заблужденья».


Проект инженера Прайта

Лев Куле­шов, буду­щий вли­я­тель­ный кино­де­я­тель, мастер мон­та­жа и пре­по­да­ва­тель ВГИ­Ка, снял при­клю­чен­че­скую лен­ту «Про­ект инже­не­ра Прай­та» в 19 лет. В этом филь­ме рас­ска­зы­ва­ет­ся о борь­бе двух ком­па­ний, зани­ма­ю­щих­ся элек­три­че­ством, за торф. В цен­тре повест­во­ва­ния — гени­аль­ный инже­нер, создав­ший мощ­ную элек­тро­стан­цию на осно­ве гид­ро­тор­фа. Но кон­ку­рен­ты устра­и­ва­ют ава­рию. Кар­ти­на соче­та­ет в себе чер­ты детек­ти­ва, бое­ви­ка и филь­ма-ката­стро­фы. Лев Куле­шов в филь­ме снял сво­е­го брата.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Рос­сий­ские филь­мы 1917 года».

Поделиться