Солнечная Италия, лунный пейзаж и колокольный звон: восемь летних картин русских художников XIX века

Лето для рус­ских пей­за­жи­стов — один из глав­ных источ­ни­ков вдох­но­ве­ния. Воз­мож­ность уло­вить яркий свет, крас­ки, кото­рых порой не хва­та­ет в мелан­хо­лич­ную осень, и запе­чат­леть тёп­лые, спо­кой­ные мгно­ве­ния. При­ме­ча­тель­но и то, что мно­гие лет­ние кар­ти­ны не оста­лись в исто­рии про­сто пей­за­жа­ми, а выве­ли оте­че­ствен­ную живо­пись на новый уро­вень. Так, зна­ме­ни­тый «Мос­ков­ский дво­рик» Васи­лия Поле­но­ва фак­ти­че­ски стал пер­вым образ­цом рус­ско­го «интим­но­го пей­за­жа» — жан­ра, в кото­ром изоб­ра­же­ние при­ро­ды тес­но свя­зы­ва­ет­ся с внут­рен­ним миром худож­ни­ка. 

Али­на Кор­шу­но­ва рас­ска­зы­ва­ет о вось­ми лет­них кар­ти­нах рус­ских худож­ни­ков XIX века. Сре­ди сюже­тов — изоб­ра­же­ния вели­че­ствен­ной при­ро­ды, семей­ная про­гул­ка и один из самых извест­ных рос­сий­ских портретов.


«Итальянский полдень» (Карл Брюллов, 1827)

Карл Пав­ло­вич Брюл­лов родил­ся в семье скуль­пто­ра, кото­рый при­вил буду­ще­му худож­ни­ку любовь к искус­ству. Маль­чик с дет­ства зани­мал­ся живо­пи­сью и в 10 лет посту­пил без экза­ме­нов в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию художеств. 

В 1822 году, после окон­ча­ния обу­че­ния, Обще­ство поощ­ре­ния худож­ни­ков обра­ти­ло вни­ма­ние на нова­тор­ство Брюл­ло­ва и отпра­ви­ло его пере­ни­мать опыт у луч­ших масте­ров Евро­пы. Ита­лия ста­ла одним из мест, где худож­ни­ку уда­лось рас­крыть себя. 

Источ­ник: ru.wikipedia.org

Карл Пав­ло­вич напи­сал «Ита­льян­ский пол­день» в паре с «Ита­льян­ским утром» (1923). «Утро» вос­хи­ти­ло Обще­ство поощ­ре­ния худож­ни­ков, что нель­зя ска­зать о «Пол­дне». Порт­ре­ти­ста обви­ня­ли в отступ­ле­нии от кано­нов ака­де­ми­че­ской живо­пи­си: в каче­стве геро­и­ни Брюл­лов взял обыч­ную кре­стьян­ку, а не жен­щи­ну с «изящ­ной» внеш­но­стью. Карл Пав­ло­вич пари­ро­вал

«…я решил­ся искать того пред­по­ло­жен­но­го раз­но­об­ра­зия в тех фор­мах про­стой нату­ры, кото­рые нам чаще встре­ча­ют­ся и неред­ко даже более нра­вят­ся, неже­ли стро­гая кра­со­та статуй».

В 1831 году худож­ник напи­сал вто­рую вер­сию кар­ти­ны — в умень­шен­ном фор­ма­те и с учё­том заме­ча­ний критиков. 

Умень­шен­ная вер­сия «Ита­льян­ско­го пол­дня». 1831 год

«Летний пейзаж с дубами» (Алексей Саврасов, середина 1850‑х)

Алек­сей Кон­дра­тье­вич Сав­ра­сов мастер­ски отоб­ра­жал в пей­за­жах чув­ствен­ность при­ро­ды. Кар­ти­на Сав­ра­со­ва «Гра­чи при­ле­те­ли» (1871) ста­ла глав­ной рабо­той на пер­вой выстав­ке пере­движ­ни­ков

В том же году Сав­ра­сов про­сла­вил­ся бла­го­да­ря ещё одно­му шедев­ру: вме­сте с Васи­ли­ем Перо­вым он напи­сал «Охот­ни­ков на при­ва­ле» — хре­сто­ма­тий­ный сумрач­ный пейзаж.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

«Лет­ний пей­заж» отно­сит­ся к ран­не­му твор­че­ству Сав­ра­со­ва: образ заро­дил­ся, когда худож­ник толь­ко окон­чил Мос­ков­ское учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зодчества.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Во всех «угол­ках» «Лет­не­го пей­за­жа с дуба­ми» чув­ству­ет­ся любовь живо­пис­ца к род­ной зем­ле: в неж­но-голу­бых обла­ках, лес­ной опуш­ке и пру­де, где вид­ны отра­же­ния дере­вьев. Моти­вы непри­ме­ча­тель­ных окра­ин были близ­ки Сав­ра­со­ву, он вос­про­из­во­дил их с осо­бым трепетом.


«Рожь» (Иван Шишкин, 1878)

В 1877 году Иван Ива­но­вич Шиш­кин вме­сте с доче­рью отпра­вил­ся в род­ную Ела­бу­гу. Лет­ним днём на Лека­рев­ском поле Шиш­кин уви­дел вели­че­ствен­ные сос­ны, сто­я­щие посре­ди золо­ти­сто­го поля. Худож­ник решил запе­чат­леть этот пейзаж.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Иван Ива­но­вич тяго­тел к изоб­ра­же­нию неиз­мен­но­го состо­я­ния при­ро­ды, в чём про­яв­ля­ет­ся его свое­об­раз­ный клас­си­цизм. Клю­че­вая тема твор­че­ства худож­ни­ка лес, состо­я­щий из хвой­ных и веч­но­зе­лё­ных деревьев. 

Эпич­ный мир Шиш­ки­на рас­кры­ва­ет­ся при помо­щи цве­то­вой гам­мы. Жёл­тый, голу­бой и зелё­ный — основ­ной коло­рит кар­ти­ны — соот­вет­ству­ют её клю­че­вым эле­мен­там — небу, дере­вьям и хлебу.

Мир при­ро­ды нераз­ры­вен с жиз­нью и тру­дом чело­ве­ка. Спе­лый уро­жай ржи итог люд­ской рабо­ты и сим­вол бла­го­по­лу­чия, высо­кие сос­ны сим­вол вели­чия, силы. Не зря иссле­до­ва­те­ли срав­ни­ва­ли дере­вья с тре­мя бога­ты­ря­ми Васнецова. 

Сре­ди рос­кош­ных сосен выде­ля­ет­ся засох­шее дере­во. Суще­ству­ет мне­ние, что оно сим­во­ли­зи­ру­ет тре­вож­ные чув­ства худож­ни­ка, пере­жив­ше­го гибель близ­ких: отца, жены и дво­их детей.

В 1878 году кар­ти­на ста­ла частью VI выстав­ки пере­движ­ни­ков, полот­но купил Павел Михай­ло­вич Третьяков.


«Московский дворик» (Василий Поленов, 1878)

В кон­це 1870‑х годов Васи­лий Дмит­ри­е­вич Поле­нов при­е­хал в Моск­ву. До это­го он несколь­ко лет про­вёл на вой­нах: сна­ча­ла на Серб­ско-турец­кой, затем — на Рус­ско-турец­кой. В ходе вто­рой Васи­лий Дмит­ри­е­вич был худож­ни­ком при шта­бе рус­ской армии: делал зари­сов­ки и замет­ки, кото­рые выхо­ди­ли в жур­на­ле «Пче­ла». 

На кар­тине «Мос­ков­ский дво­рик» изоб­ра­жён вид из окна дома, где оста­но­вил­ся Поле­нов. Пере­улок меж­ду Новин­ским буль­ва­ром и Соба­чьей пло­щад­кой назы­вал­ся Дур­нов­ским. Сей­час на том месте остал­ся цел лишь храм. 

Источ­ник: diletant.media

Поле­нов вспо­ми­нал:

«Я ходил искать квар­ти­ру. Уви­дал запис­ку, зашёл посмот­реть, и пря­мо из окна мне пред­ста­вил­ся этот вид. Я тут же сел и напи­сал его».

Источ­ник: diletant.media

Тогда же, в 1878 году, состо­я­лась оче­ред­ная выстав­ка пере­движ­ни­ков. «Мос­ков­ский дво­рик» запом­нил­ся мно­гим, в том чис­ле и Пав­лу Тре­тья­ко­ву. Меце­нат при­об­рёл кар­ти­ну для сво­ей коллекции. 

В рабо­те Поле­нов вос­про­из­вёл ощу­ще­ния от уви­ден­ной сце­ны в лет­нем мос­ков­ском дво­ри­ке, что ста­ло нача­лом «интим­но­го пей­за­жа». В этом направ­ле­нии глав­ную роль игра­ет общий коло­рит кар­ти­ны, пере­да­ю­щей эмо­ци­о­наль­ное настро­е­ние художника.

Поле­нов задал новую инто­на­цию в рус­ской живо­пи­си. Худож­ни­ки нача­ли видеть в пле­нэ­ре воз­мож­ность точ­но пере­да­вать состо­я­ние при­ро­ды, изме­не­ние цве­та под воз­дей­стви­ем сол­неч­ных лучей.


«Лунная ночь» (Иван Крамской, 1880)

«Лун­ная ночь» счи­та­ет­ся одной из самых лирич­ных работ Ива­на Нико­ла­е­ви­ча Крам­ско­го. Худож­ник рас­смат­ри­вал несколь­ко вари­ан­тов назва­ния: «Вол­шеб­ная ночь», «Ста­рые топо­ля», «Ночь». Под послед­ним наиме­но­ва­ни­ем кар­ти­на была пред­став­ле­на на пер­вых худо­же­ствен­ных выстав­ках, и толь­ко потом ста­ла «Лун­ной ночью».

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Перед зри­те­ля­ми пред­ста­ёт жен­щи­на, сидя­щая на дере­вян­ной ска­мей­ке. Кажет­ся, слов­но белое пла­тье геро­и­ни сотка­но из лун­но­го блес­ка, оза­ря­ю­ще­го тро­пин­ку, куст и озе­ро, где пла­ва­ют кувшинки.

Геро­и­ня похо­жа на Еле­ну Тре­тья­ко­ву, жену Сер­гея Михай­ло­ви­ча Тре­тья­ко­ва. Впо­след­ствии Сер­гей Михай­ло­вич при­об­рёл «Лун­ную ночь».


«На меже. В. А. Репина с детьми идёт по меже» (Илья Репин, 1879)

Под­мос­ков­ная усадь­ба Абрам­це­во неко­гда при­над­ле­жа­ла писа­те­лю Сер­гею Акса­ко­ву. В 1870‑е годы име­ние пере­шло в руки извест­но­го меце­на­та, круп­но­го про­мыш­лен­ни­ка и кол­лек­ци­о­не­ра Сав­вы Ива­но­ви­ча Мамон­то­ва. Тогда же воз­ник Абрам­цев­ский худо­же­ствен­ный кру­жок, кото­рый стал точ­кой при­тя­же­ния для мно­гих име­ни­тых рус­ских художников.

В име­нии Мамон­то­вых с его живо­пис­ной при­ро­дой, домаш­ни­ми спек­так­ля­ми, твор­че­ски­ми вече­ра­ми, пле­нэра­ми тво­рил и Илья Ефи­мо­вич Репин. В кон­це 1870‑х нача­ле 1880‑х годов худож­ник создал в Абрам­це­ве кар­ти­ны «На мости­ке в пар­ке», «На меже» и «Абрам­це­во». Там же заро­ди­лись порт­ре­ты хозя­ев име­ния: Сав­вы Ива­но­ви­ча и его супру­ги Ели­за­ве­ты Григорьевны. 

Источ­ник: yavarda.ru

Лето 1879 года выда­лось дожд­ли­вым. В один из тёп­лых и сол­неч­ных семья Репи­ных отпра­ви­лась на про­гул­ку. Жена худож­ни­ка Вера Алек­се­ев­на шла с дочерь­ми Верой и Надей, а сза­ди них нянеч­ка с сыном Юрой на руках. Сце­на пол­на лёг­ко­сти дви­же­ний, звон­ких дет­ских голо­сов и еди­не­ния с природой.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Стрем­ле­ние писать в сти­ле импрес­си­о­низ­ма появи­лось у Ильи Ефи­мо­ви­ча после поезд­ки в Париж. Но всё же «На меже» пол­на рус­ско­го реа­лиз­ма, где силу­эты фигур не «исче­за­ют» в золо­том поле, а име­ют чёт­ко очер­чен­ные контуры.


«Девочка с персиками» (Валентин Серов, 1887)

В авгу­сте 1887 года Вален­тин Алек­сан­дро­вич Серов вер­нул­ся из Вене­ции. Худож­ник при­е­хал наве­стить Мамон­то­вых в Абрам­це­во, кото­рых знал с дет­ства. Серов уви­дел, как стар­шая дочь Сав­вы Ива­но­ви­ча, 11-лет­няя Вера, вбе­жа­ла в сто­ло­вую, села за стол и взя­ла в руки пер­сик. Так Вероч­ка ста­ла геро­и­ней кар­ти­ны Вален­ти­на Алек­сан­дро­ви­ча. Боль­ше меся­ца девоч­ке при­шлось по несколь­ко часов в день сидеть непо­движ­но перед художником.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Серов смог запе­чат­леть в лице Вероч­ки бой­кость её харак­те­ра. Взлох­ма­чен­ные воло­сы, угол­ки губ, гото­вых рас­сме­ять­ся, румя­нец на щеках и лука­вые гла­за оли­це­тво­ре­ние юно­сти и дет­ско­го счастья.

Вера Мамон­то­ва. Источ­ник: ru.wikipedia.org

Про­из­ве­де­ние Серо­ва ста­ло пред­ше­ствен­ни­ком рус­ско­го импрессионизма. 


«Вечерний звон» (Исаак Левитан, 1892)

«Вечер­ний звон» некое про­дол­же­ние кар­ти­ны «Тихая оби­тель», кото­рую Иса­ак Ильич Леви­тан напи­сал в 1890 году. Идея воз­ник­ла дав­но, одна­ко худож­ник дол­го не мог подо­брать точ­ной лока­ции — до тех пор, пока не ока­зал­ся на бере­гах Волги.

Источ­ник: my.tretyakov.ru

Про­стран­ство кар­ти­ны рас­по­ло­же­но пано­рам­но — так, что­бы зри­тель смог раз­гля­деть всё до мело­чей: бере­га зер­каль­ной реки, завер­нув­шей за мыс, тихую при­ро­ду и мона­стырь, чей коло­коль­ный звон погру­жа­ет всё в осо­бое состо­я­ние. Духов­ность назва­ния кар­ти­ны рас­кры­ва­ет­ся в её содер­жа­нии: в при­ро­де, кото­рая в одно­ча­сье зве­нит с коло­ко­ла­ми мона­сты­ря; тихих и уми­ро­тво­рён­ных обла­ках; реке, иду­щей спо­кой­но вдаль и кро­нах дере­вьев, ослеп­лён­ных ярким солнцем.

Боль­шая кол­лек­ция лет­них кар­тин пред­став­ле­на на сай­те «Моя Тре­тья­ков­ка».


Читай­те так­же «В краю лета­ю­щих коров: жизнь и живо­пись Мар­ка Шага­ла».

Поделиться