Исторические события оставляют неизгладимый след в культуре, и Великая Отечественная война не стала исключением. Массам гораздо более известны книги и фильмы на военную тематику, но мы решили продолжить историю оперно-балетной сцены в Советском Союзе, начатую материалом об историко-революционных постановках. Сегодня речь пойдёт о балетах, операх и опереттах, авторы которых размышляли о событиях главной отечественной войны XX века.
Дмитрий Шостакович писал:
«Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: „Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервёт полёт бомбардировщика с бомбами“. Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу».
Да, на военную силу отвечать следует только силой. Но всегда есть что-то, что укрепляет эту силу, поднимает дух — музыка, очищающая душу. Она же помогает нам осмыслить мировой военный катаклизм и его последствия. Посредством музыки люди отдают дань героям, предостерегают будущие поколения от повторения катастрофы, увековечивая пережитую трагедию в искусстве.
Война на танцевальной сцене отразилась спектром остро эмоциональных балетов. Их постановщики сказали новое слово не только в содержательном наполнении оперно-балетного репертуара, но и в хореографии в целом. Это такие спектакли, как «Татьяна» («Дочь народа») Александра Крейна, «Берег счастья» Антонио Спадавеккиа, «Бухенвальдский набат» (по мотивам песни поэта Александра Соболева и композитора Вано Мурадели).
Мало кто знает, что «Ленинградская симфония» — это не только великое произведение Шостаковича, но и одноимённый балет по её мотивам. Первая постановка одноактного балета на музыку первой части знаменитой Седьмой симфонии прошла в Нью-Йорке в 1945 году и осуществлена известным хореографом Леонидом Мясиным. Однако широкую известность получила версия советского балетмейстера Игоря Бельского, поставленная в Ленинградском театре оперы и балета в 1961 году. Идея Бельского поставить балет на музыку Шостаковича встретила одобрение композитора, который сказал:
«Если вы хотите ставить балет-симфонию, именно балет-симфонию, то должны создать хореографическую партитуру. Как есть партитура музыкальная, так у вас должна быть хореографическая».
Поначалу проект не вызвал интереса у руководства театра, а главный балетмейстер театра Константин Сергеев согласился на постановку, лишь когда Бельский предложил сделать спектакль «внеплановым и молодёжным». Ни залов, ни сцены, ни репетиционного времени у постановочной группы не было — работали где придётся, в нерабочее время под магнитофонную запись. Впоследствии «Ленинградская симфония» приобрела большую популярность, переносилась на многие сцены и была хорошо принята не только в СССР, но и в западных странах.
Одна из важных вех в развитии актуального балетного искусства — постановка балета «Помните!» («Круг») Андрея Эшпая, осуществлённая в 1981 году на сцене Куйбышевского театра. Балет-предупреждение, глубочайший в плане интертекстуальности, «Помните!» проникнут ощущением трагичной конфликтности мира, хрупкого по своей сути. Слово свидетелю первой постановки, музыковеду Инне Касьяновой:
«Эшпай как бы даёт „срез“ музыкальных стилей, характерных для 20‑х — 30‑х годов ХХ века, — неоклассика, джаз, модерн во всех его проявлениях. Но как, каким другим языком точно и емко можно было рассказать о пути человечества к мировой катастрофе?! Мы проживали вместе с композитором и постановщиком (Игорем Чернышёвым. — Прим.) эволюцию поколения… Раскованность превращалась во вседозволенность, происходила переоценка ценностей. Из конструктивной пластики рождалась шагистика. Невольно вспомнились кадры фильма „Обыкновенный фашизм“. А потом — лес рук, шаг по распростёртым телам, призрачный хоровод теней, ассоциирующий к картинам Пикассо, трансформированному Матиссу и трагедии Хиросимы и Нагасаки. На сцене люди, превратившиеся в надгробия. Звучание срывающегося в плаче одинокого голоса альтовой флейты, колокол и — хорал как музыкальный символ смерти, близкий средневековой секвенции „Dies irae“ („День гнева“)…»
Всегда полная экспрессии в средствах выражения, в сочетании с военной тематикой опера становится ещё более пронзительной, проникновенной. Трагедию и героизм военных лет воплотили в себе спектакли «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса, «Дневник Анны Франк» Григория Фрида, «Семья Тараса» Дмитрия Кабалевского, «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова.
«А зори здесь тихие» — особенно интересное явление в оперном искусстве: сюжет повести Бориса Васильева так полюбился китайскому народу, что в 2015 году опера с этим названием была заново поставлена пекинским Национальным центром исполнительских искусств, но уже на музыку Тан Цзяньпина, перед которым стояла трудная задача придания ей русского духа. Режиссёр Ван Сяоин говорит:
«Перед тем, как создавать постановку, я прочитал повесть „А зори здесь тихие“, потом посмотрел фильм режиссёра Станислава Ростоцкого. Я знаю, как любят в России это произведение. И я старался показать теплоту человеческих отношений и беспощадную жестокость войны».
Одной из первых опер, отразивших события войны и также имевших литературную основу, была «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева по одноимённому произведению Бориса Полевого, созданная в 1948 году. Прокофьеву удалось создать новаторское по содержанию и по форме произведение. Творческая смелость композиторского замысла состояла в разрушении привычно оперной условности, ведь место действия — аэродром, воздушный бой, госпиталь, а драматургический конфликт представлен лишь через описания событий, переживания героев, а не посредством их столкновений друг с другом. Но закрытый показ оперы в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом. Премьера в новой редакции состоялась только после смерти композитора в Большом театре в 1960 году.
Наконец, жанр оперетты, который воспринимается зрителем в первую очередь как развлекательный. Даже в нём постановщики довольно удачно воплощали тему войны: можно вспомнить «Раскинулось море широко» Виктора Витлина, Льва Круца и Николая Минха, «Нет меня счастливей» Андрея Эшпая и другие примеры.
В 1961 году Константин Листов создает героико-романтическую оперетту «Севастопольский вальс», лейтмотивом которой стала мелодия одноимённого вальса. Композитор вспоминал:
«Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, я радостно согласился, потому что в этой, близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор».
Действие этой романтической истории происходит в дни героической обороны Севастополя, в июне 1942 года, на Инкерманских высотах, а затем в мирное время, когда фронтовые друзья встречаются вновь. В 2010 году, в канун 65-летия Победы, спектакль поставили в Петербурге, где он прошёл 400 раз, в Воронеже и других городах России.