Ария войны. Оперы и балеты на военную тематику

Исто­ри­че­ские собы­тия остав­ля­ют неиз­гла­ди­мый след в куль­ту­ре, и Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на не ста­ла исклю­че­ни­ем. Мас­сам гораз­до более извест­ны кни­ги и филь­мы на воен­ную тема­ти­ку, но мы реши­ли про­дол­жить исто­рию опер­но-балет­ной сце­ны в Совет­ском Сою­зе, нача­тую мате­ри­а­лом об исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­ных поста­нов­ках. Сего­дня речь пой­дёт о бале­тах, опе­рах и опе­рет­тах, авто­ры кото­рых раз­мыш­ля­ли о собы­ти­ях глав­ной оте­че­ствен­ной вой­ны XX века.


Дмит­рий Шоста­ко­вич писал:

«Одна­жды я услы­шал в раз­го­во­ре пора­зив­шую меня фра­зу: „Ника­кая сим­фо­ния не оста­но­вит танк, ника­кая пес­ня не пре­рвёт полёт бом­бар­ди­ров­щи­ка с бом­ба­ми“. Фра­за эта гром­кая, но глу­бо­ко не вер­ная по существу».

Да, на воен­ную силу отве­чать сле­ду­ет толь­ко силой. Но все­гда есть что-то, что укреп­ля­ет эту силу, под­ни­ма­ет дух — музы­ка, очи­ща­ю­щая душу. Она же помо­га­ет нам осмыс­лить миро­вой воен­ный ката­клизм и его послед­ствия. Посред­ством музы­ки люди отда­ют дань геро­ям, предо­сте­ре­га­ют буду­щие поко­ле­ния от повто­ре­ния ката­стро­фы, уве­ко­ве­чи­вая пере­жи­тую тра­ге­дию в искусстве.

Балет Иго­ря Бель­ско­го «Ленин­град­ская сим­фо­ния». Фото 1967 года

Вой­на на тан­це­валь­ной сцене отра­зи­лась спек­тром ост­ро эмо­ци­о­наль­ных бале­тов. Их поста­нов­щи­ки ска­за­ли новое сло­во не толь­ко в содер­жа­тель­ном напол­не­нии опер­но-балет­но­го репер­ту­а­ра, но и в хорео­гра­фии в целом. Это такие спек­так­ли, как «Татья­на» («Дочь наро­да») Алек­сандра Крей­на, «Берег сча­стья» Анто­нио Спа­да­век­киа, «Бухен­вальд­ский набат» (по моти­вам пес­ни поэта Алек­сандра Собо­ле­ва и ком­по­зи­то­ра Вано Мурадели).

Мало кто зна­ет, что «Ленин­град­ская сим­фо­ния» — это не толь­ко вели­кое про­из­ве­де­ние Шоста­ко­ви­ча, но и одно­имён­ный балет по её моти­вам. Пер­вая поста­нов­ка одно­акт­но­го бале­та на музы­ку пер­вой части зна­ме­ни­той Седь­мой сим­фо­нии про­шла в Нью-Йор­ке в 1945 году и осу­ществ­ле­на извест­ным хорео­гра­фом Лео­ни­дом Мяси­ным. Одна­ко широ­кую извест­ность полу­чи­ла вер­сия совет­ско­го балет­мей­сте­ра Иго­ря Бель­ско­го, постав­лен­ная в Ленин­град­ском теат­ре опе­ры и бале­та в 1961 году. Идея Бель­ско­го поста­вить балет на музы­ку Шоста­ко­ви­ча встре­ти­ла одоб­ре­ние ком­по­зи­то­ра, кото­рый сказал:

«Если вы хоти­те ста­вить балет-сим­фо­нию, имен­но балет-сим­фо­нию, то долж­ны создать хорео­гра­фи­че­скую пар­ти­ту­ру. Как есть пар­ти­ту­ра музы­каль­ная, так у вас долж­на быть хореографическая».

Эпи­зод «Горе­льеф» из «Ленин­град­ской сим­фо­нии». Фото 1962 года

Пона­ча­лу про­ект не вызвал инте­ре­са у руко­вод­ства теат­ра, а глав­ный балет­мей­стер теат­ра Кон­стан­тин Сер­ге­ев согла­сил­ся на поста­нов­ку, лишь когда Бель­ский пред­ло­жил сде­лать спек­такль «вне­пла­но­вым и моло­дёж­ным». Ни залов, ни сце­ны, ни репе­ти­ци­он­но­го вре­ме­ни у поста­но­воч­ной груп­пы не было — рабо­та­ли где при­дёт­ся, в нера­бо­чее вре­мя под маг­ни­то­фон­ную запись. Впо­след­ствии «Ленин­град­ская сим­фо­ния» при­об­ре­ла боль­шую попу­ляр­ность, пере­но­си­лась на мно­гие сце­ны и была хоро­шо при­ня­та не толь­ко в СССР, но и в запад­ных странах.

Совре­мен­ная поста­нов­ка «Ленин­град­ской сим­фо­нии» в Мари­ин­ском театре

Одна из важ­ных вех в раз­ви­тии акту­аль­но­го балет­но­го искус­ства — поста­нов­ка бале­та «Помни­те!» («Круг») Андрея Эшпая, осу­ществ­лён­ная в 1981 году на сцене Куй­бы­шев­ско­го теат­ра. Балет-пре­ду­пре­жде­ние, глу­бо­чай­ший в плане интер­тек­сту­аль­но­сти, «Помни­те!» про­ник­нут ощу­ще­ни­ем тра­гич­ной кон­фликт­но­сти мира, хруп­ко­го по сво­ей сути. Сло­во сви­де­те­лю пер­вой поста­нов­ки, музы­ко­ве­ду Инне Касьяновой:

«Эшпай как бы даёт „срез“ музы­каль­ных сти­лей, харак­тер­ных для 20‑х — 30‑х годов ХХ века, — нео­клас­си­ка, джаз, модерн во всех его про­яв­ле­ни­ях. Но как, каким дру­гим язы­ком точ­но и емко мож­но было рас­ска­зать о пути чело­ве­че­ства к миро­вой ката­стро­фе?! Мы про­жи­ва­ли вме­сте с ком­по­зи­то­ром и поста­нов­щи­ком (Иго­рем Чер­ны­шё­вым. — Прим.) эво­лю­цию поко­ле­ния… Рас­ко­ван­ность пре­вра­ща­лась во все­доз­во­лен­ность, про­ис­хо­ди­ла пере­оцен­ка цен­но­стей. Из кон­струк­тив­ной пла­сти­ки рож­да­лась шаги­сти­ка. Неволь­но вспом­ни­лись кад­ры филь­ма „Обык­но­вен­ный фашизм“. А потом — лес рук, шаг по рас­про­стёр­тым телам, при­зрач­ный хоро­вод теней, ассо­ци­и­ру­ю­щий к кар­ти­нам Пикассо, транс­фор­ми­ро­ван­но­му Матис­су и тра­ге­дии Хиро­си­мы и Нага­са­ки. На сцене люди, пре­вра­тив­ши­е­ся в над­гро­бия. Зву­ча­ние сры­ва­ю­ще­го­ся в пла­че оди­но­ко­го голо­са аль­то­вой флей­ты, коло­кол и — хорал как музы­каль­ный сим­вол смер­ти, близ­кий сред­не­ве­ко­вой секвен­ции „Dies irae“ („День гнева“)…»

Он и Она (Сер­гей Воро­бьёв и Еле­на Бри­жин­ская) в бале­те «Помни­те!». Куй­бы­шев­ский театр опе­ры и балета

Все­гда пол­ная экс­прес­сии в сред­ствах выра­же­ния, в соче­та­нии с воен­ной тема­ти­кой опе­ра ста­но­вит­ся ещё более прон­зи­тель­ной, про­ник­но­вен­ной. Тра­ге­дию и геро­изм воен­ных лет вопло­ти­ли в себе спек­так­ли «Моло­дая гвар­дия» Юлия Мей­ту­са, «Днев­ник Анны Франк» Гри­го­рия Фри­да, «Семья Тара­са» Дмит­рия Каба­лев­ско­го, «А зори здесь тихие» Кирил­ла Молчанова.


Совре­мен­ное испол­не­ние «Днев­ни­ка Анны Франк», Мари­ин­ский театр

«А зори здесь тихие» — осо­бен­но инте­рес­ное явле­ние в опер­ном искус­стве: сюжет пове­сти Бори­са Васи­лье­ва так полю­бил­ся китай­ско­му наро­ду, что в 2015 году опе­ра с этим назва­ни­ем была зано­во постав­ле­на пекин­ским Наци­о­наль­ным цен­тром испол­ни­тель­ских искусств, но уже на музы­ку Тан Цзянь­пи­на, перед кото­рым сто­я­ла труд­ная зада­ча при­да­ния ей рус­ско­го духа. Режис­сёр Ван Сяо­ин говорит:

«Перед тем, как созда­вать поста­нов­ку, я про­чи­тал повесть „А зори здесь тихие“, потом посмот­рел фильм режис­сё­ра Ста­ни­сла­ва Ростоц­ко­го. Я знаю, как любят в Рос­сии это про­из­ве­де­ние. И я ста­рал­ся пока­зать теп­ло­ту чело­ве­че­ских отно­ше­ний и бес­по­щад­ную жесто­кость войны».

Китай­ская поста­нов­ка «А зори здесь тихие»

Одной из пер­вых опер, отра­зив­ших собы­тия вой­ны и так­же имев­ших лите­ра­тур­ную осно­ву, была «Повесть о насто­я­щем чело­ве­ке» Сер­гея Про­ко­фье­ва по одно­имён­но­му про­из­ве­де­нию Бори­са Поле­во­го, создан­ная в 1948 году. Про­ко­фье­ву уда­лось создать нова­тор­ское по содер­жа­нию и по фор­ме про­из­ве­де­ние. Твор­че­ская сме­лость ком­по­зи­тор­ско­го замыс­ла состо­я­ла в раз­ру­ше­нии при­выч­но опер­ной услов­но­сти, ведь место дей­ствия — аэро­дром, воз­душ­ный бой, гос­пи­таль, а дра­ма­тур­ги­че­ский кон­фликт пред­став­лен лишь через опи­са­ния собы­тий, пере­жи­ва­ния геро­ев, а не посред­ством их столк­но­ве­ний друг с дру­гом. Но закры­тый показ опе­ры в Ленин­град­ском теат­ре опе­ры и бале­та завер­шил­ся раз­гро­мом. Пре­мье­ра в новой редак­ции состо­я­лась толь­ко после смер­ти ком­по­зи­то­ра в Боль­шом теат­ре в 1960 году.

Алек­сандр Воро­ши­ло в пар­тии Алек­сея в опе­ре «Повесть о насто­я­щем чело­ве­ке». Боль­шой театр, 1980‑е годы


Совре­мен­ная поста­нов­ка «Пове­сти о насто­я­щем человеке»

Нако­нец, жанр опе­рет­ты, кото­рый вос­при­ни­ма­ет­ся зри­те­лем в первую оче­редь как раз­вле­ка­тель­ный. Даже в нём поста­нов­щи­ки доволь­но удач­но вопло­ща­ли тему вой­ны: мож­но вспом­нить «Рас­ки­ну­лось море широ­ко» Вик­то­ра Вит­ли­на, Льва Кру­ца и Нико­лая Мин­ха, «Нет меня счаст­ли­вей» Андрея Эшпая и дру­гие примеры.

В 1961 году Кон­стан­тин Листов созда­ет геро­и­ко-роман­ти­че­скую опе­рет­ту «Сева­сто­поль­ский вальс», лейт­мо­ти­вом кото­рой ста­ла мело­дия одно­имён­но­го валь­са. Ком­по­зи­тор вспоминал:

«Я напи­сал мно­го песен о море и моря­ках, и когда мои соав­то­ры пред­ло­жи­ли напи­сать музы­каль­ную коме­дию о сева­сто­поль­цах, я радост­но согла­сил­ся, пото­му что в этой, близ­ко зна­ко­мой мне теме соче­та­ют­ся геро­и­ка и лири­ка, роман­ти­ка и юмор».

«Сева­сто­поль­ский вальс» в испол­не­нии Госу­дар­ствен­но­го Ака­де­ми­че­ско­го музы­каль­но­го теат­ра Рес­пуб­ли­ки Крым

Дей­ствие этой роман­ти­че­ской исто­рии про­ис­хо­дит в дни геро­и­че­ской обо­ро­ны Сева­сто­по­ля, в июне 1942 года, на Инкер­ман­ских высо­тах, а затем в мир­ное вре­мя, когда фрон­то­вые дру­зья встре­ча­ют­ся вновь. В 2010 году, в канун 65-летия Побе­ды, спек­такль поста­ви­ли в Петер­бур­ге, где он про­шёл 400 раз, в Воро­не­же и дру­гих горо­дах России.

Поделиться