Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский Пётр I известен кардинальными преобразованиями во внешней и внутренней политике. Петровские преобразования коснулись всех сфер жизни общества и государства. Искусство не стало исключением.
В эпоху Петра Великого в Российской империи начала развиваться светская живопись. До этого времени пользовались популярностью портреты-парсуны, которые очень напоминали иконописные лики. Русские художники, столкнувшись с европейской модой, с достоинством прошли испытания новой школы и добились мастерства в сложном деле: непростительно оказаться «позади планеты всей».
Сегодня, благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского правителя. Просвещённому современному человеку Пётр Великий представляется в образе романтического героя, новатора, настоящего русского воина с широкими плечами.
VATNIKSTAN представляет знаменитые портреты не менее знаменитого отца Отечества, написанные в разные периоды жизни Петра Великого.
Портрет из «Царского титулярника». Неизвестный автор (конец 1670‑х — начало 1680‑х годов)
«Царский титулярник», или «Большая государева книга», — справочник, богато иллюстрированный портретами русских монархов и гербами земель. Именно в «Царском титулярнике» будущий император изображён впервые. К сожалению, история создания этого портрета, его достоверность и автор неизвестны.
Гравюра с изображением царей Ивана и Петра Алексеевичей. Николас Лармессен (1685)
Выше представлена гравюра, автором которой является Николас Лармессен — французский художник-гравёр, работавший в строгом классическом стиле линейной резцовой гравюры.
Гравюра написана с неизвестного оригинала и представляет собой портреты Ивана и Петра Алексеевичей — сыновей царя Алексея Михайловича. Интересно, что именно это произведение считается единственным известным изображением будущего императора до переворота 1689 года.
Портрет Петра I. Питер ван дер Верф (около 1697)
История написания этого полотна достоверно неизвестна, но большинство искусствоведов уверены, что это произошло во время первого пребывания Петра Алексеевича в Голландии. С XIX века картина находилась в Царскосельском дворце, сейчас — в Государственном Эрмитаже.
Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер (1698)
Работа немецкого живописца, наиболее популярного портретиста Великобритании рубежа XVII и XVIII веков Готфрида Кнеллера, действительно написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
Портрет Петра I. Бенедикт Кофр (1716)
Представленная картина — творение Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Скорее всего, написана летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Государь изображён в Андреевской ленте и с датским орденом Слона на шее — высшая национальная награда Дании. Посмотреть оригинал сегодня можно в Петергофском дворце.
Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер (1717)
Знаменитая работа голландского художника, ученика Рембрандта, Арнольда де Гельдера создана во время пребывания Петра Алексеевича в Голландии. Однако до сих пор неизвестно, написан ли портрет с натуры, так работа художника отличается некой самобытностью.
Царь Пётр I. Жан-Марк Натье (1717)
Известный французский живописец Жан-Марк Натье отобразил и сохранил для потомков подлинные черты лица Петра Великого. Этот портрет написан во время визита царя в Париж с натуры. Сейчас работа находится в Эрмитаже. Удивительно, но существуют сомнения в том, что это оригинальная картина, а не копия подражателя Натье.
Портрет Петра I. Карел де Моор (1717)
В 1717 году русский царь прибыл на лечение в Гаагу. Именно там нидерландский художник, один из известнейших портретистов лейденской школы, запечатлел образ своего великого современника. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что работа Моора очень понравилась царю. После картину приобрёл русский дипломат, князь Борис Куракин и отправил из Франции в Петербург.
По неофициальным сведениям, сейчас оригинал Моора находится в частном собрании.
Пётр I в Полтавской битве. Иоганн Готфрид Таннауэр (1724)
Автор уникальной картины долгое время был неизвестен современникам. Лишь в 1860‑х годах русский дипломат и генеалог князь Алексей Лобанов-Ростовский купил этот портрет Петра Великого у семейства умершего камер-фурьера в запущенном виде. После очистки картины обнаружилась подпись — «Таннауэр». Сегодня произведение можно увидеть в Государственном Русском музее.
Пётр I на смертном одре. Иван Никитин (1725)
В середине января 1725 года великий самодержец слёг от тяжёлой мучительной болезни, а утром 28 января он скончался. Именно в тот момент к скорбному ложу был призван Никитин, чтобы запечатлеть посмертный образ великого государя. Художнику работал в экстремальных условиях: времени для написания последнего портрета императора было мало. Автору картины удалось создать в кратчайшие сроки смелый, трагичный и величественный образ.
Конечно, истинного облика легендарного героя русской истории не познать, так как взгляд каждого художника, написавшего портрет Петра Великого, своеобразен и субъективен.