Валентин Серов. Семейные портреты старой России

Для пере­движ­ни­ка-реа­ли­ста Серо­ва созда­ние кар­тин часто ста­но­ви­лось делом лич­ным — боль­ше, чем зака­зом. Мастер был изве­стен тем, что рабо­тал над полот­на­ми доста­точ­но дол­го, ино­гда года­ми. Про­во­дя бок о бок так мно­го вре­ме­ни, живо­пи­сец неиз­беж­но сбли­жал­ся со сво­и­ми натурщиками.

Зача­стую худож­ник рабо­тал с не с одним чело­ве­ком, а с целы­ми семья­ми: пред­ста­ви­те­ли извест­ных родов, вклю­чая авгу­стей­ших пер­сон, с боль­шим жела­ни­ем пози­ро­ва­ли про­слав­лен­но­му мэт­ру живо­пи­си. Серов счи­тал себя «про­стым худож­ни­ком», одна­ко лич­ные свя­зи сде­ла­ли его вхо­жим в кру­ги элиты.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет чита­те­лям при­кос­нуть­ся к исто­рии рабо­ты живо­пис­ца с име­ни­ты­ми фами­ли­я­ми Рос­сий­ской империи.


Любимый учитель

В 1869 году семья Серо­вых с четы­рёх­лет­ним Вален­ти­ном уеха­ла из Рос­сии. За гра­ни­цей, в Пари­же слу­чит­ся судь­бо­нос­ное зна­ком­ство маль­чи­ка с уже при­знан­ным масте­ром живо­пи­си — Ильёй Репи­ным. Имен­но он пер­вым раз­гля­дел талант буду­ще­го Серова-портретиста.

Илья Репин. 1892 год. Тре­тья­ков­ская галерея

Папа малень­ко­го Вален­ти­на умер, когда тому было все­го пять лет. Почти оте­че­ская забо­та Ильи Ефи­мо­ви­ча помог­ла ему пере­не­сти утра­ту. Маль­чик обрёл уте­ше­ние в твор­че­стве, а мастер кисти, как стар­ший това­рищ, его все­му обу­чал. Серов навсе­гда запом­нил тёп­лое отно­ше­ние и впо­след­ствии не раз изоб­ра­жал Репи­на на сво­их портретах.

Илья Репин. 1879 год. Худо­же­ствен­ный музей Мида (Амхерст, США)

С Веры Репи­ной, супру­ги Ильи Ефи­мо­ви­ча, Серов писал свой пер­вый серьёз­ный портрет.

Вера Репи­на. 1882 год. Тре­тья­ков­ская галерея

Вторая семья

В отро­че­стве Вален­тин Серов ока­зал­ся в мос­ков­ском твор­че­ском круж­ке, кото­рый под­дер­жи­вал купец-филан­троп Сав­ва Мамон­тов. Худож­ник не про­сто жил и тво­рил за счёт меце­на­та — посте­пен­но он стал дру­гом его семьи.

Так появил­ся вто­рой серьёз­ный порт­рет кисти Серо­ва. Худож­ник запе­чат­лел юную дочь Сав­вы, Люд­ми­лу (сами чле­ны семьи про­зва­ли её Милушей).

Люд­ми­ла Мамон­то­ва. 1884 год. Нов­го­род­ский музей-заповедник

Для сле­ду­ю­ще­го порт­ре­та Серо­ву пози­ро­вал уже сам Сав­ва Иванович.

Сав­ва Мамон­тов. 1885 год. Туль­ский худо­же­ствен­ный музей

С Мамон­то­вы­ми напря­мую свя­зан и самый извест­ный порт­рет кисти Серо­ва, про­сла­вив­ший авто­ра ещё при жиз­ни. На кар­тине — вто­рая дочь меце­на­та, Вера. Сам Сав­ва укра­сит этим порт­ре­том рус­ский пави­льон Все­мир­ной выстав­ки 1900 года в Париже.

Девоч­ка с пер­си­ка­ми. Изоб­ра­же­на Вера Мамон­то­ва. 1887 год. Тре­тья­ков­ская галерея

Дружба с княгиней, сложности с князем, воспитание графа

Серов обрёл гран­ди­оз­ную сла­ву. Самые бога­тые семьи Рос­сии жела­ли иметь порт­ре­ты за его автор­ством. Сам худож­ник отныне брал­ся толь­ко за экс­клю­зив­ные заказы.

В 1900 году Серов начи­на­ет тру­дить­ся над сери­ей порт­ре­тов пред­ста­ви­те­лей кня­же­ской фами­лии Юсу­по­вых. Он живёт с ними в под­мос­ков­ной усадь­бе, рабо­тая над все­ми зака­зан­ны­ми порт­ре­та­ми одновременно.

В пись­ме жене Серов при­зна­ёт­ся, что порт­рет кня­зя Фелик­са вышел «пожа­луй, удач­нее всех<…> может быть пото­му, что не так старался»‎.

Князь Феликс Юсу­пов, граф Сума­ро­ков-Эль­стон. 1903 год. Рус­ский музей

Порт­рет супру­ги Юсу­по­ва нра­вил­ся авто­ру мень­ше, но бла­го­да­ря ему он полу­чил извест­ность и миро­вое при­зна­ние. Веро­ят­но, это слу­чи­лось по «вине» натур­щи­цы — самой бога­той жен­щи­ны Рос­сии, при­бли­жён­ной к тому же к семье императора.

Кня­ги­ня Зина­и­да Юсу­по­ва. 1902 год. Рус­ский музей

Серов полу­чил зака­зы на порт­ре­ты для всех чле­нов семьи Юсу­по­вых. У гла­вы фами­лии было два сына, Нико­лай и Феликс. Со вто­рым из них худож­ник быст­ро нашёл общий язык: они мно­го обща­лись даже в сво­бод­ное от рабо­ты вре­мя. Худож­ник стре­мил­ся при­вить ему любовь к меце­нат­ству, помо­щи нуж­да­ю­щим­ся. И на порт­ре­те Феликс полу­чил­ся доб­рым, милым юношей.

Князь Феликс Юсу­пов. 1903 год. Рус­ский музей

Порт­рет же пер­во­го сына дол­го не давал­ся худож­ни­ку. Нико­лай не хотел пози­ро­вать, да и с самим Серо­вым они не пола­ди­ли. Худож­ник не мог нане­сти даже пер­вых штри­хов из-за «каприз­но­сти выра­же­ния его лица»‎. В ито­ге кар­ти­на вышла как буд­то бы неза­кон­чен­ной. В отли­чие от дру­гих работ юсу­по­в­ской серии, здесь не был изоб­ра­жён пито­мец хозяина.

Князь Нико­лай Юсу­пов. 1903 год. Рус­ский музей

Августейшая чета

Серов ока­зал­ся в фаво­ре у самой глав­ной семьи стра­ны. Он мно­го раз писал порт­рет импе­ра­то­ра. Он ока­зал­ся пер­вым живо­пис­цем, кто изоб­ра­зил Нико­лая II не в пом­пез­но-парад­ном обла­че­нии, а про­стым, устав­шим, интел­ли­гент­ным чело­ве­ком. На эту рабо­ту, судя по днев­ни­кам импе­ра­то­ра, у порт­ре­ти­ста ушло все­го пять дней. Кар­ти­на доста­лась супру­ге импе­ра­то­ра и очень ей не понра­ви­лась, но отче­го-то дол­го висе­ла у неё в кабинете.

Нико­лай II. 1900 год. Тре­тья­ков­ская галерея

Серов успел сбли­зить­ся с Нико­ла­ем, хотя они про­ве­ли вме­сте не так мно­го вре­ме­ни. Он даже смог уго­во­рить импе­ра­то­ра отпра­вить Сав­ву Мамон­то­ва, кото­рый ока­зал­ся под след­стви­ем, на домаш­ний арест.

Госу­дарь по досто­ин­ству оце­нил мастер­ство порт­ре­ти­ста и в том же году дал ему новый заказ.

В то вре­мя бри­тан­ская коро­ле­ва Вик­то­рия пожа­ло­ва­ла Нико­лаю II, как сво­е­му род­ствен­ни­ку, шеф­ство над Коро­лев­ским шот­ланд­ским дра­гун­ским пол­ком. Рос­сий­ский импе­ра­тор стал пол­ков­ни­ком ино­стран­но­го воен­но­го фор­ми­ро­ва­ния. Это зва­ние он полу­чил в 1894 году, в честь помолв­ки с внуч­кой королевы.

Имен­но Серо­ву выпа­ла честь изоб­ра­зить монар­ха в непри­выч­ном образе.

Нико­лай II в фор­ме пол­ков­ни­ка Коро­лев­ско­го шот­ланд­ско­го дра­гун­ско­го пол­ка. 1900 год. Музей Коро­лев­ско­го шот­ланд­ско­го дра­гун­ско­го гвар­дей­ско­го пол­ка (Эдин­бург, Великобритания)

Такие зака­зы доста­ва­лись живо­пис­цу отнюдь не слу­чай­но. Ешё годом ранее он писал порт­рет Алек­сандра III в мун­ди­ре дат­ской Коро­лев­ской лейб-гвардии.

Зада­ча была не из лёг­ких. Изоб­ра­жать покой­но­го импе­ра­то­ра надо было по памя­ти: сам Серов видел­ся с Алек­сан­дром после зна­ме­ни­той ава­рии на желез­ной доро­ге, а потом даже писал для него груп­по­вой семей­ный порт­рет (эта рабо­та до наше­го вре­ме­ни не сохра­ни­лась). Что­бы пра­виль­но отра­зить дат­ские виды, Серов спе­ци­аль­но отправ­ля­ет­ся в Копенгаген.

Алек­сандр III. 1899 год. Коро­лев­ский лейб-гвар­дии полк (Копен­га­ген, Дания)

Серов оста­ёт­ся для нас не про­сто масте­ром-живо­пис­цем. Он обла­дал осо­бым чутьём пси­хо­ло­га, видя тон­чай­шие гра­ни чело­ве­че­ско­го харак­те­ра, был спо­со­бен в точ­но­сти пере­не­сти их на холст. Его мяг­кий харак­тер помо­гал лег­ко обра­щать заказ­чи­ков порт­ре­тов в близ­ких дру­зей. Уди­ви­тель­ная спо­соб­ность масте­ра нахо­дить под­ход к людям порож­да­ла не толь­ко шедев­ры живо­пи­си, но и проч­ные, тёп­лые свя­зи с вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми сво­е­го вре­ме­ни. Талант и лич­ные каче­ства откры­ва­ли Серо­ву самые недо­ступ­ные две­ри, помо­гая вно­сить свою леп­ту в исто­рию миро­вой худо­же­ствен­ной культуры.


Читай­те так­же «„Вечер про­ве­ли по обык­но­ве­нию“. 1917 год в днев­ни­ке Нико­лая II и дру­гих источ­ни­ках»

Поделиться