Для передвижника-реалиста Серова создание картин часто становилось делом личным — больше, чем заказом. Мастер был известен тем, что работал над полотнами достаточно долго, иногда годами. Проводя бок о бок так много времени, живописец неизбежно сближался со своими натурщиками.
Зачастую художник работал с не с одним человеком, а с целыми семьями: представители известных родов, включая августейших персон, с большим желанием позировали прославленному мэтру живописи. Серов считал себя «простым художником», однако личные связи сделали его вхожим в круги элиты.
VATNIKSTAN предлагает читателям прикоснуться к истории работы живописца с именитыми фамилиями Российской империи.
Любимый учитель
В 1869 году семья Серовых с четырёхлетним Валентином уехала из России. За границей, в Париже случится судьбоносное знакомство мальчика с уже признанным мастером живописи — Ильёй Репиным. Именно он первым разглядел талант будущего Серова-портретиста.
Папа маленького Валентина умер, когда тому было всего пять лет. Почти отеческая забота Ильи Ефимовича помогла ему перенести утрату. Мальчик обрёл утешение в творчестве, а мастер кисти, как старший товарищ, его всему обучал. Серов навсегда запомнил тёплое отношение и впоследствии не раз изображал Репина на своих портретах.
С Веры Репиной, супруги Ильи Ефимовича, Серов писал свой первый серьёзный портрет.
Вторая семья
В отрочестве Валентин Серов оказался в московском творческом кружке, который поддерживал купец-филантроп Савва Мамонтов. Художник не просто жил и творил за счёт мецената — постепенно он стал другом его семьи.
Так появился второй серьёзный портрет кисти Серова. Художник запечатлел юную дочь Саввы, Людмилу (сами члены семьи прозвали её Милушей).
Для следующего портрета Серову позировал уже сам Савва Иванович.
С Мамонтовыми напрямую связан и самый известный портрет кисти Серова, прославивший автора ещё при жизни. На картине — вторая дочь мецената, Вера. Сам Савва украсит этим портретом русский павильон Всемирной выставки 1900 года в Париже.
Дружба с княгиней, сложности с князем, воспитание графа
Серов обрёл грандиозную славу. Самые богатые семьи России желали иметь портреты за его авторством. Сам художник отныне брался только за эксклюзивные заказы.
В 1900 году Серов начинает трудиться над серией портретов представителей княжеской фамилии Юсуповых. Он живёт с ними в подмосковной усадьбе, работая над всеми заказанными портретами одновременно.
В письме жене Серов признаётся, что портрет князя Феликса вышел «пожалуй, удачнее всех<…> может быть потому, что не так старался».
Портрет супруги Юсупова нравился автору меньше, но благодаря ему он получил известность и мировое признание. Вероятно, это случилось по «вине» натурщицы — самой богатой женщины России, приближённой к тому же к семье императора.
Серов получил заказы на портреты для всех членов семьи Юсуповых. У главы фамилии было два сына, Николай и Феликс. Со вторым из них художник быстро нашёл общий язык: они много общались даже в свободное от работы время. Художник стремился привить ему любовь к меценатству, помощи нуждающимся. И на портрете Феликс получился добрым, милым юношей.
Портрет же первого сына долго не давался художнику. Николай не хотел позировать, да и с самим Серовым они не поладили. Художник не мог нанести даже первых штрихов из-за «капризности выражения его лица». В итоге картина вышла как будто бы незаконченной. В отличие от других работ юсуповской серии, здесь не был изображён питомец хозяина.
Августейшая чета
Серов оказался в фаворе у самой главной семьи страны. Он много раз писал портрет императора. Он оказался первым живописцем, кто изобразил Николая II не в помпезно-парадном облачении, а простым, уставшим, интеллигентным человеком. На эту работу, судя по дневникам императора, у портретиста ушло всего пять дней. Картина досталась супруге императора и очень ей не понравилась, но отчего-то долго висела у неё в кабинете.
Серов успел сблизиться с Николаем, хотя они провели вместе не так много времени. Он даже смог уговорить императора отправить Савву Мамонтова, который оказался под следствием, на домашний арест.
Государь по достоинству оценил мастерство портретиста и в том же году дал ему новый заказ.
В то время британская королева Виктория пожаловала Николаю II, как своему родственнику, шефство над Королевским шотландским драгунским полком. Российский император стал полковником иностранного военного формирования. Это звание он получил в 1894 году, в честь помолвки с внучкой королевы.
Именно Серову выпала честь изобразить монарха в непривычном образе.
Такие заказы доставались живописцу отнюдь не случайно. Ешё годом ранее он писал портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии.
Задача была не из лёгких. Изображать покойного императора надо было по памяти: сам Серов виделся с Александром после знаменитой аварии на железной дороге, а потом даже писал для него групповой семейный портрет (эта работа до нашего времени не сохранилась). Чтобы правильно отразить датские виды, Серов специально отправляется в Копенгаген.
Серов остаётся для нас не просто мастером-живописцем. Он обладал особым чутьём психолога, видя тончайшие грани человеческого характера, был способен в точности перенести их на холст. Его мягкий характер помогал легко обращать заказчиков портретов в близких друзей. Удивительная способность мастера находить подход к людям порождала не только шедевры живописи, но и прочные, тёплые связи с видными представителями своего времени. Талант и личные качества открывали Серову самые недоступные двери, помогая вносить свою лепту в историю мировой художественной культуры.
Читайте также «„Вечер провели по обыкновению“. 1917 год в дневнике Николая II и других источниках».