Для передвижника-реалиста Серова создание картин часто становилось делом личным — больше, чем заказом. Мастер был известен тем, что работал над полотнами достаточно долго, иногда годами. Проводя бок о бок так много времени, живописец неизбежно сближался со своими натурщиками.
Зачастую художник работал с не с одним человеком, а с целыми семьями: представители известных родов, включая августейших персон, с большим желанием позировали прославленному мэтру живописи. Серов считал себя «простым художником», однако личные связи сделали его вхожим в круги элиты.
VATNIKSTAN предлагает читателям прикоснуться к истории работы живописца с именитыми фамилиями Российской империи.
Любимый учитель
В 1869 году семья Серовых с четырёхлетним Валентином уехала из России. За границей, в Париже случится судьбоносное знакомство мальчика с уже признанным мастером живописи — Ильёй Репиным. Именно он первым разглядел талант будущего Серова-портретиста.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/portrait_of_the_artist_ilya_repin.jpg)
Папа маленького Валентина умер, когда тому было всего пять лет. Почти отеческая забота Ильи Ефимовича помогла ему перенести утрату. Мальчик обрёл утешение в творчестве, а мастер кисти, как старший товарищ, его всему обучал. Серов навсегда запомнил тёплое отношение и впоследствии не раз изображал Репина на своих портретах.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/repin_by_v._serov_1879_mead_art_museum.jpg)
С Веры Репиной, супруги Ильи Ефимовича, Серов писал свой первый серьёзный портрет.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/portrait_of_vera_repina._1881.jpg)
Вторая семья
В отрочестве Валентин Серов оказался в московском творческом кружке, который поддерживал купец-филантроп Савва Мамонтов. Художник не просто жил и творил за счёт мецената — постепенно он стал другом его семьи.
Так появился второй серьёзный портрет кисти Серова. Художник запечатлел юную дочь Саввы, Людмилу (сами члены семьи прозвали её Милушей).
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/serov1884-e1637157508229.jpg)
Для следующего портрета Серову позировал уже сам Савва Иванович.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/1024px-savva_mamontov_by_v._serov_1891_tula_museum.jpg)
С Мамонтовыми напрямую связан и самый известный портрет кисти Серова, прославивший автора ещё при жизни. На картине — вторая дочь мецената, Вера. Сам Савва украсит этим портретом русский павильон Всемирной выставки 1900 года в Париже.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/800px-1887_serow_maedchen_mit_pfirsichen_anagoria.jpg)
Дружба с княгиней, сложности с князем, воспитание графа
Серов обрёл грандиозную славу. Самые богатые семьи России желали иметь портреты за его авторством. Сам художник отныне брался только за эксклюзивные заказы.
В 1900 году Серов начинает трудиться над серией портретов представителей княжеской фамилии Юсуповых. Он живёт с ними в подмосковной усадьбе, работая над всеми заказанными портретами одновременно.
В письме жене Серов признаётся, что портрет князя Феликса вышел «пожалуй, удачнее всех<…> может быть потому, что не так старался».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/portrait_of_prince_felix_yusupov.jpg)
Портрет супруги Юсупова нравился автору меньше, но благодаря ему он получил известность и мировое признание. Вероятно, это случилось по «вине» натурщицы — самой богатой женщины России, приближённой к тому же к семье императора.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/zinaida_yusupova_by_v.serov_1900-1902_grm.jpg)
Серов получил заказы на портреты для всех членов семьи Юсуповых. У главы фамилии было два сына, Николай и Феликс. Со вторым из них художник быстро нашёл общий язык: они много общались даже в свободное от работы время. Художник стремился привить ему любовь к меценатству, помощи нуждающимся. И на портрете Феликс получился добрым, милым юношей.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/portrait_of_count_felix_sumarokov-elston.jpg)
Портрет же первого сына долго не давался художнику. Николай не хотел позировать, да и с самим Серовым они не поладили. Художник не мог нанести даже первых штрихов из-за «капризности выражения его лица». В итоге картина вышла как будто бы незаконченной. В отличие от других работ юсуповской серии, здесь не был изображён питомец хозяина.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/portrait_of_count_nikolay_sumarokov-elstone.jpg)
Августейшая чета
Серов оказался в фаворе у самой главной семьи страны. Он много раз писал портрет императора. Он оказался первым живописцем, кто изобразил Николая II не в помпезно-парадном облачении, а простым, уставшим, интеллигентным человеком. На эту работу, судя по дневникам императора, у портретиста ушло всего пять дней. Картина досталась супруге императора и очень ей не понравилась, но отчего-то долго висела у неё в кабинете.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/800px-valentin_a._serov_-_portret_nikolaya_ii_tretyakovskaya_galereya.jpg)
Серов успел сблизиться с Николаем, хотя они провели вместе не так много времени. Он даже смог уговорить императора отправить Савву Мамонтова, который оказался под следствием, на домашний арест.
Государь по достоинству оценил мастерство портретиста и в том же году дал ему новый заказ.
В то время британская королева Виктория пожаловала Николаю II, как своему родственнику, шефство над Королевским шотландским драгунским полком. Российский император стал полковником иностранного военного формирования. Это звание он получил в 1894 году, в честь помолвки с внучкой королевы.
Именно Серову выпала честь изобразить монарха в непривычном образе.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/wr-780.jpg)
Такие заказы доставались живописцу отнюдь не случайно. Ешё годом ранее он писал портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии.
Задача была не из лёгких. Изображать покойного императора надо было по памяти: сам Серов виделся с Александром после знаменитой аварии на железной дороге, а потом даже писал для него групповой семейный портрет (эта работа до нашего времени не сохранилась). Чтобы правильно отразить датские виды, Серов специально отправляется в Копенгаген.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/11/valentin_serov_-_alexander_iii_in_danish_royal_life_guards_uniform.jpg)
Серов остаётся для нас не просто мастером-живописцем. Он обладал особым чутьём психолога, видя тончайшие грани человеческого характера, был способен в точности перенести их на холст. Его мягкий характер помогал легко обращать заказчиков портретов в близких друзей. Удивительная способность мастера находить подход к людям порождала не только шедевры живописи, но и прочные, тёплые связи с видными представителями своего времени. Талант и личные качества открывали Серову самые недоступные двери, помогая вносить свою лепту в историю мировой художественной культуры.
Читайте также «„Вечер провели по обыкновению“. 1917 год в дневнике Николая II и других источниках».