Русский киностриминг. Февраль

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет нача­тую в янва­ре регу­ляр­ную кино­руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». Теперь в кон­це каж­до­го меся­ца мы будем зна­ко­мить вас с рос­сий­ски­ми сери­аль­ны­ми новин­ка­ми и све­жи­ми филь­ма­ми оте­че­ствен­но­го про­ка­та. Для про­смот­ра широ­ко­экран­ных нови­нок вам доста­точ­но будет «посе­тить» онлайн-кино­те­ат­ры, посколь­ку в насто­я­щие кино­те­ат­ры ходить пока рискованно.

Отда­дим долж­ное стри­мин­го­вым сер­ви­сам, посте­пен­но раз­ви­ва­ю­щим чутьё на запро­сы зри­те­лей. Напри­мер, фильм «Док­тор Лиза» с Чул­пан Хама­то­вой не «выстре­лил» в про­ка­те, но стал одним из самых попу­ляр­ных сре­ди поль­зо­ва­те­лей кино­сай­тов, заин­те­ре­со­ван­ных не столь­ко в кра­си­вой «кар­тин­ке», кото­рую всё рав­но не оце­нишь на домаш­нем экране, сколь­ко в дра­ма­тур­ги­че­ской состав­ля­ю­щей и посы­ле филь­ма. В нашей фев­раль­ской под­бор­ке тоже най­дёт­ся такое «зри­тель­ское» кино.


«Родные», Start и IVI (скоро будет доступен)

В про­кат вышла тра­ги­ко­ме­дия режис­сё­ра Ильи Аксё­но­ва (поста­нов­щик носталь­ги­че­ско­го сери­а­ла о девя­но­стых «Мир! Друж­ба! Жвач­ка!») по сце­на­рию Жоры Кры­жов­ни­ко­ва и его посто­ян­но­го соав­то­ра Алек­сея Каза­ко­ва. Если вам пове­я­ло «Горь­ко!», то неспроста.

Пат­ри­арх семей­ства (глав­ное лицо рос­сий­ской коме­дии Сер­гей Буру­нов) узна­ёт, что жить ему оста­лось недол­го, и реша­ет испол­нить дав­нюю меч­ту — поехать на Гру­шин­ский фести­валь, что­бы спеть пес­ню соб­ствен­но­го сочи­не­ния про ола­душ­ки. В путе­ше­ствие из Архан­гель­ской обла­сти с ним отправ­ля­ет­ся тер­пе­ли­вая жена (Ири­на Пего­ва), два сына (Семён Трес­ку­нов и Ники­та Пав­лен­ко), невест­ка и дочь, кото­рую игра­ет певи­ца Моне­точ­ка (в одном из клю­че­вых гэгов филь­ма она, разу­ме­ет­ся, очень пло­хо поёт, но не так пло­хо, как игра­ет). В доро­ге род­ные руга­ют­ся, пыта­ют­ся пере­осмыс­лить сов­мест­ную жизнь и наве­ща­ют соли­ста груп­пы «Ива­нуш­ки International». Све­тит солнце.

Све­че­ние солн­ца — нема­ло­важ­ный эле­мент кар­ти­ны, где коми­че­ский, опти­ми­стич­ный эле­мент с пере­мен­ным успе­хом пере­ве­ши­ва­ет тра­ги­че­ский, вер­нее — мело­дра­ма­ти­че­ский, зна­ко­мый зри­те­лю, напри­мер, по лирич­но­му филь­му «Досту­чать­ся до небес» о смер­тель­но боль­ных пер­со­на­жах, кото­рые отправ­ля­ют­ся к морю в послед­нее путе­ше­ствие. Но «Род­ные» едут не слиш­ком лирич­но, едут по-рус­ски. То ссо­рят­ся из-за Кры­ма, кото­рый для одних — наш, а для дру­гих — не наш, то сли­ва­ют­ся в пья­ных объ­я­ти­ях. Пер­со­наж Буру­но­ва мно­го и непри­ят­но кри­чит. Да и едут не к мета­фи­зи­че­ско­му про­стран­ству моря, с кото­ро­го анге­лы сра­зу заби­ра­ют на небе­са, а на фести­валь автор­ской пес­ни, то есть меро­при­я­тие, в общем-то, китчевое.

В интер­вью о филь­ме Каза­ков рас­ска­зы­вал, что обе части «Горь­ко!» плюс «Род­ные» это три­ло­гия про Рос­сию. В цен­тре всех кар­тин — семей­ные отно­ше­ния. И тут, конеч­но, горь­ко, ведь в каж­дом филь­ме пред­став­ле­ны порт­ре­ты дис­функ­ци­о­наль­ных семей с отца­ми-само­ду­ра­ми, изне­мо­га­ю­щи­ми жёна­ми и веч­ным кон­флик­том поко­ле­ний, реша­е­мым в основ­ном за счёт вели­ко­го урав­ни­те­ля: «Толь­ко рюм­ка вод­ки на столе».
И всё же это пер­вый рос­сий­ский семей­ный роуд-муви, с непло­хи­ми шут­ка­ми, с достой­ным явле­ни­ем Сер­гея Шаку­ро­ва и кра­соч­ным бала­га­ном Гру­шин­ско­го фести­ва­ля, напо­ми­на­ю­ще­го мас­со­вую гал­лю­ци­на­цию. Глав­ный герой на про­тя­же­нии исто­рии не меня­ет­ся, но это уже Каи­но­ва печать рос­сий­ско­го кино. Орал, ору и буду орать, а в фина­ле спою про ола­душ­ки, и вы всё рав­но меня полю­би­те. Полю­бим. Куда девать­ся, когда все в одной машине из Архан­гель­ской обла­сти трясёмся?


«Серебряные коньки», Okko

Доч­ка мини­стра Али­са (Софья Присс) меч­та­ет зани­мать­ся нау­кой, но тиран-отец (Алек­сей Гусь­ков) наме­рен выдать её за моло­до­го бога­ча кня­зя Тру­бец­ко­го (Кирилл Зай­цев), на лицо пре­крас­но­го, мерз­ко­го внут­ри. Слу­чай­но она встре­ча­ет сына фонар­щи­ка Мат­вея (Фёдор Федо­тов), кото­рый зара­ба­ты­ва­ет на жизнь курьер­ской служ­бой на конь­ках. Мат­вей откры­ва­ет Али­се вол­шеб­ный мир сколь­же­ния и — вне­зап­но — криминала.

Перед нами пыш­ная ново­год­няя сказ­ка, сня­тая за очень при­лич­ный, по рос­сий­ским мер­кам, бюд­жет с поис­ти­не гол­ли­вуд­ским раз­ма­хом. Режис­сё­ру-дебю­тан­ту с реклам­ным про­шлым Миха­и­лу Лок­ши­ну слож­но предъ­явить пре­тен­зии: фильм оку­пил­ся в про­ка­те, и по нему дей­стви­тель­но вид­но, на что потра­че­ны день­ги, что само по себе ред­кость для оте­че­ствен­но­го мейн­стри­ма. Вот сня­тый прак­ти­че­ски на нату­ре рож­де­ствен­ский Петер­бург 1899 года, гото­вя­щий­ся встре­тить новое сто­ле­тие. Вот 10 тысяч квад­рат­ных мет­ров деко­ра­ций. Вот не самые худ­шие (по рос­сий­ским мер­кам) спе­ц­эф­фек­ты, экшен-сце­ны, изыс­кан­ные наря­ды, обсто­я­тель­ный саунд­трек, неот­ли­чи­мый по уров­ню пафо­са от Хан­са Цим­ме­ра и Говар­да Шора в их самые оска­ро­нос­ные момен­ты. Хоро­ши арти­сты вто­ро­го пла­на, осо­бен­но папа-фонар­щик в испол­не­нии Тимо­фея Три­бун­це­ва, кото­ро­го все­гда радост­но видеть на экране даже в мик­ро­ско­пи­че­ских дозах.

За исто­ри­че­ской обо­лоч­кой про­щу­пы­ва­ют­ся аллю­зии на сего­дняш­ний день. Соеди­нён­ные любо­вью дочь чинов­ни­ка и бед­ству­ю­щий про­ле­та­рий про­тив систе­мы, феми­нист­ский настрой, раз­го­во­ры о смене вла­сти через цита­ты из Кар­ла Марк­са. Фильм почти при­бли­жа­ет­ся (и при­бли­жа­ет зри­те­ля) к про­зрев­ше­му пер­со­на­жу Ста­ни­сла­ва Садаль­ско­го в вели­кой коме­дии Ряза­но­ва «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те слово»:

«Вам спа­си­бо, гос­по­дин кар­бо­на­рий. А что народ пло­хо живёт, я сам видел…»

Впе­чат­ле­ние пор­тят питер­ские теат­раль­ные актё­ры Присс и Федо­тов. Эти дере­вян­ные люди про­из­но­сят свои дере­вян­ные репли­ки дере­вян­ны­ми голо­са­ми, вызы­вая искрен­нее недо­уме­ние: поче­му их выбра­ли на глав­ные роли в роман­ти­че­ском филь­ме? Впро­чем, сколь­зят они по льду хоро­шо (Федо­тов в про­шлом хок­ке­ист). Как гово­ри­ли в дру­гом, намно­го худ­шем, рос­сий­ском ново­год­нем филь­ме: «А боль­ше­го мне и не надо».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Не лечи меня», IVI и Кинопоиск HD

Про­вин­ци­аль­ный хирург (Иван Янков­ский из мон­стру­оз­но­го «Огня» и мисти­че­ских «Топей») живёт на 6000 руб­лей в месяц, сра­жа­ет­ся с кор­рум­пи­ро­ван­ным началь­ством и спа­са­ет жиз­ни. В его руках рав­но ока­зы­ва­ют­ся состо­я­тель­ные граж­дане (Дмит­рий Наги­ев в роли фак­ти­че­ски Дмит­рия Наги­е­ва) и бом­жи из пере­хо­да. Одна­жды в его боль­ни­цу попа­да­ет девуш­ка без созна­ния (Луке­рья Илья­шен­ко), кото­рую мож­но про­опе­ри­ро­вать лишь с согла­сия род­ствен­ни­ков. Род­ствен­ни­ков нет — толь­ко вяло мям­ля­щий трус­ли­вый любов­ник (Пётр Фёдо­ров), кото­рый боит­ся женить­ся. Тогда Илья сам оформ­ля­ет доку­мен­ты, и открыв­шая гла­за после опе­ра­ции паци­ент­ка узна­ёт, что она теперь замужем.

Тема­ти­че­ски фильм начи­на­ю­ще­го режис­сё­ра Миши Мара­ле­са делит­ся на две части. В пер­вой рез­ко и ост­ро рас­пи­сы­ва­ют­ся нера­дост­ные буд­ни опти­ми­зи­ро­ван­ной рос­сий­ской меди­ци­ны. К сожа­ле­нию, с сере­ди­ны Мара­лес сво­ра­чи­ва­ет в три­ви­аль­ный ром­ком и пред­ла­га­ет нам про­сто посме­ять­ся. Но сме­ять­ся труд­но. Рас­цвет­шая на меди­цин­ских руи­нах любовь не уте­ша­ет. Огла­му­рен­ная нище­та и вовсе раз­дра­жа­ет (даже не совсем понят­но, как в такой при­го­жей боль­ни­це так мало пла­тят вра­чам). То ли у Мара­ле­са посте­пен­но про­пал запал, то ли он созна­тель­но выбрал более без­опас­ную тер­ри­то­рию. А ведь был задел на рос­сий­ско­го док­то­ра Хау­са. Боль­ше вра­чеб­но­го юмо­ра, мень­ше мило­вид­но­сти, и вышла бы не кис­ло-слад­кая, а горь­кая чехов­ская комедия:

«Гние­нье основ — анек­до­та основа,
а в нём ста­ло явно видней,
что в рус­ской коме­дии мно­го смешного,
но мало весё­ло­го в ней».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«За час до рассвета», Кинопоиск HD, Wink, more.tv

В 1946 году вер­нув­ший­ся с фрон­та капи­тан Журав­лёв (Андрей Бур­ков­ский) посту­па­ет на служ­бу под началь­ство май­о­ра Шумей­ко (Кон­стан­тин Хабен­ский), про­зван­но­го Сата­ной за тяжё­лый харак­тер и нетра­ди­ци­он­ные мето­ды. В горо­де ору­ду­ет супер­бан­дит Клещ. Для его раз­об­ла­че­ния Журав­лёв идёт рабо­тать в бан­ду под при­кры­ти­ем вме­сте с вер­ным бое­вым това­ри­щем — обра­бо­тан­ной пер­гид­ро­лем сотруд­ни­цей Оль­гой (звез­да нашу­мев­ше­го сери­а­ла «Чики» Алё­на Михайлова).

В сери­а­ле от сту­дии Фёдо­ра Бон­дар­чу­ка неслож­но опо­знать фабу­лу «Место встре­чи изме­нить нель­зя». С дру­гой сто­ро­ны, эту фабу­лу мож­но обна­ру­жить в любой исто­рии, где моло­дой сотруд­ник тести­ру­ет свои иде­а­лы в жиз­ни, а его хариз­ма­тич­ный опыт­ный началь­ник взи­ра­ет со снис­хо­ди­тель­ной усмеш­кой. Хотя все эпи­зо­ды сери­а­ла пока не вышли, мно­гие успе­ли его рас­кри­ти­ко­вать за раз­го­во­ры на «фене», нату­ра­лизм и щед­рую эро­ти­ку. Это­го сле­до­ва­ло ожи­дать от кон­сер­ва­тив­ной ауди­то­рии, гото­вой смот­реть на то, как мили­ци­о­не­ры ловят бан­ди­тов по мали­нам в разо­рён­ной после­во­ен­ной стране, но толь­ко без гру­бо­сти, кро­ви и осо­бо­го разорения.

Ту же самую реак­цию оте­че­ствен­но­го зри­те­ля вызы­ва­ют све­жие запад­ные экра­ни­за­ции Ага­ты Кри­сти. При­вык­шие к тёп­ло­му и лам­по­во­му ретро сери­а­лов с Дэви­дом Суше и Джо­ан Хик­сон, они ярост­но гро­мят «чер­ну­ху», эро­ти­ку и рабо­ту созда­те­лей по теку­щей повест­ке дня — от гомо­фо­бии до расиз­ма. Но сто­ять на месте в искус­стве невоз­мож­но, это не ста­биль­ность, а стаг­на­ция. Зри­тель, отка­зы­ва­ю­щий­ся при­зна­вать совре­мен­ность, оста­нет­ся на обо­чине. Тем, кто готов дви­гать­ся даль­ше, «За час до рас­све­та» пред­ла­га­ет нема­ло досто­инств: дина­мич­ный сюжет, детек­тив­ную загад­ку, каче­ствен­ную рабо­ту над вос­со­зда­ни­ем ретро­ат­мо­сфе­ры. Уса­жи­вай­тесь поудоб­нее и дай­те сери­а­лу шанс без огля­док на слав­ное про­шлое. Вечер в хату.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Котейка», IVI

Сле­до­ва­тель в нуар­ной чёр­ной кожан­ке (Дмит­рий Мил­лер) едва не сби­ва­ет на доро­ге бело­снеж­ную кош­ку. Будучи чело­ве­ком ответ­ствен­ным, он везёт живот­ное в вете­ри­нар­ную кли­ни­ку, где рабо­та­ет Кате­ри­на (Мария Маш­ко­ва). Она сра­зу опре­де­ля­ет, что кош­ка жила у пожи­ло­го чело­ве­ка и чем-то отра­ви­лась. Сна­ча­ла Кате­ри­на про­сто ищет котей­ке новое жильё, а затем начи­на­ет расследование.
Детек­тив­ный мини-сери­ал не пре­тен­ду­ет ни на что, кро­ме того, что­бы вы при­ят­но про­ве­ли вре­мя. Да и вряд ли сто­ит ожи­дать лиха­че­ства от исто­рии, где глав­ное дей­ству­ю­щее лицо — оча­ро­ва­тель­ное чет­ве­ро­но­гое. Почти не усту­па­ет коту оба­я­ни­ем началь­ник Кате­ри­ны в испол­не­нии хоро­ше­го коме­дий­но­го актё­ра Дани­и­ла Спи­ва­ков­ско­го. Инте­рес­но взгля­нуть на звез­ду «воз­раст­но­го» модель­но­го агент­ства Oldushka Вален­ти­ну Ясень, кото­рая ста­ла вос­тре­бо­ван­ной моде­лью в 65 лет. Эта уди­ви­тель­но кра­си­вая жен­щи­на — насто­я­щее явле­ние на экране.

На этом похва­лы кон­ча­ют­ся. Сери­ал геро­и­че­ски тащит на сво­их пле­чах Мария Маш­ко­ва. Её рез­ко­ва­тая, не усту­па­ю­щая талан­та­ми Шер­ло­ку Холм­су «силь­ная жен­щи­на» Кате­ри­на — един­ствен­ный объ­ём­ный пер­со­наж. Лич­ность сле­до­ва­те­ля исчер­пы­ва­ет­ся тем, что он муже­ствен­ный и в кожан­ке. Игрой Мил­лер тоже усту­па­ет парт­нёр­ше. Будь авто­ры посме­лее, обо­шлись бы одной Кате­ри­ной и сни­ма­ли бы в самом акту­аль­ном детек­тив­ном под­жан­ре «сери­а­лы про жен­щин-детек­ти­вов». Рос­сии дав­но пора сде­лать вклад в это направ­ле­ние. Жаль упу­щен­ной воз­мож­но­сти: Кате­ри­на на самом деле хороша.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Отпуск», Premier

Север­ная семья с сыном (отца игра­ет Павел Май­ков, бабуш­ку — Татья­на Доги­ле­ва) едет в один­на­дца­тый раз отды­хать в Гелен­джик к зна­ко­мой южной семье с доче­рью (отца игра­ет Демис Кари­би­дис, доч­ку — звез­да ТикТо­ка Валя Кар­на­вал). У вас товар — у нас купец. А ещё у вас море, солн­це и вода и сплош­ные любов­ные хлопоты.
Рос­сий­ская отпуск­ная коме­дия — жанр про­кля­тый, как рос­сий­ский хор­рор, даже хуже. Кажет­ся, уже не оста­лось людей, кото­рые верят, что мож­но снять что-то на оте­че­ствен­ных морях и озё­рах, не загряз­нив их чудо­вищ­ным уров­нем пош­ло­сти. Труд­но пове­рить, что сери­ал ТНТ спо­со­бен вне­сти в заста­ре­лую без­на­дёж­ность новую струю. Тем не менее, это так, и пусть вас не сму­ща­ет уча­стие девуш­ки, кото­рая мог­ла бы воз­гла­вить рос­сий­ский Хайп Хаус.

В сери­а­ле выда­ю­ща­я­ся застав­ка под нетлен­ную ком­по­зи­цию «Douliou Douliou Saint Tropez» из клас­си­че­ской коме­дии с Луи де Фюне­сом, да и в целом отлич­но подо­бран­ный музы­каль­ный ряд. Вели­ко­леп­ные виды Гелен­джи­ка (аква­дис­ко­те­ка в кадр не попа­ла) укра­си­ли бы любой тури­сти­че­ский бук­лет (прав­да, от жёл­то­го филь­тра, с помо­щью кото­ро­го в кино обыч­но пока­зы­ва­ют Мек­си­ку и Бра­зи­лию, посте­пен­но мутит­ся зре­ние). Здесь даже зву­чат шут­ки, кото­рые не стыд­но цитировать:

«Женить­ся будешь в дедо­вом корич­не­вом костю­ме. Какая я моло­дец, что деда в сером кре­ми­ро­ва­ла — серый бы тебе не подошёл».

Это необре­ме­ни­тель­ное энер­гич­ное зре­ли­ще, воз­мож­но, кому-то помо­жет дотя­нуть до насто­я­ще­го отпус­ка. Отды­хай­те на курор­тах Крас­но­дар­ско­го края!

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Шерлок в России», Premier

Шер­лок Холмс (Мак­сим Мат­ве­ев) ловит Дже­ка Потро­ши­те­ля, но тот отправ­ля­ет в кому Ват­со­на и сбе­га­ет в Рос­сию. Оста­вив дру­га на попе­че­ние Лест­рей­да, Холмс отправ­ля­ет­ся в Санкт-Петер­бург. Там он нахо­дит мест­но­го Ват­со­на — вра­ча-вете­ра­на Кар­це­ва (Вла­ди­мир Мишу­ков), мест­но­го Лест­рей­да с гого­лев­ской фами­ли­ей Труд­ный (Павел Май­ков), кровь, любовь (Ири­на Стар­шен­ба­ум) и холодец.

Хотя сери­ал вышел на плат­фор­ме Start в кон­це про­шло­го года, на Premier он чис­лит­ся сре­ди нови­нок фев­ра­ля, что даёт нам повод о нём лиш­ний раз упо­мя­нуть. Кем толь­ко ни был Шер­лок Холмс: робо­том, жен­щи­ной, путе­ше­ствен­ни­ком во вре­ме­ни; а Ват­сон был даже кос­ми­че­ским кораб­лём. И кого толь­ко пре­об­ра­жён­ные герои Дой­ла ни встре­ча­ли, от Фрей­да до мар­си­ан. Отче­го бы вели­ко­му сыщи­ку не ока­зать­ся, нако­нец, в России?

От ори­ги­на­ла в сери­а­ле оста­лось немно­гое, но глав­ное: борь­ба со злом и при­ми­ре­ние серд­ца с разу­мом. Холмс, пред­став­ля­ю­щий холод­ную бри­тан­скую раци­о­наль­ность, смяг­ча­ет­ся рядом с «Ват­со­ном», отве­ча­ю­щим за зага­доч­ную рус­скую душу, а пото­му мно­го пью­щим. Впро­чем, пер­со­наж Мишу­ко­ва почти не усту­па­ет детек­ти­ву умом. Сери­ал совсем не похож на «Шер­ло­ка» BBC. Авто­ры акку­рат­но ско­пи­ро­ва­ли эсте­ти­ку сюр­ре­а­ли­стич­ной вик­то­ри­ан­ской готи­ки «Видо­ка» с Жера­ром Депар­дье и «Из ада» с Джон­ни Деп­пом (у Стар­шен­ба­ум здесь рыжие воло­сы, как были в филь­ме у Хизер Грэм). Но рус­ский коло­рит, почти не лубоч­ный, уда­лось отоб­ра­зить. Конеч­но, это комикс, треш и угар, но сня­тый увле­ка­тель­но и не без­душ­но. Голо­ва и серд­це на месте.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


Выби­рай­те так­же сери­ал для про­смот­ра из нашей под­бор­ки «Десять луч­ших совет­ских сери­а­лов 1970‑х».

Поделиться