VATNIKSTAN продолжает начатую в январе регулярную кинорубрику «Русский киностриминг». Теперь в конце каждого месяца мы будем знакомить вас с российскими сериальными новинками и свежими фильмами отечественного проката. Для просмотра широкоэкранных новинок вам достаточно будет «посетить» онлайн-кинотеатры, поскольку в настоящие кинотеатры ходить пока рискованно.
Отдадим должное стриминговым сервисам, постепенно развивающим чутьё на запросы зрителей. Например, фильм «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой не «выстрелил» в прокате, но стал одним из самых популярных среди пользователей киносайтов, заинтересованных не столько в красивой «картинке», которую всё равно не оценишь на домашнем экране, сколько в драматургической составляющей и посыле фильма. В нашей февральской подборке тоже найдётся такое «зрительское» кино.
«Родные», Start и IVI (скоро будет доступен)
В прокат вышла трагикомедия режиссёра Ильи Аксёнова (постановщик ностальгического сериала о девяностых «Мир! Дружба! Жвачка!») по сценарию Жоры Крыжовникова и его постоянного соавтора Алексея Казакова. Если вам повеяло «Горько!», то неспроста.
Патриарх семейства (главное лицо российской комедии Сергей Бурунов) узнаёт, что жить ему осталось недолго, и решает исполнить давнюю мечту — поехать на Грушинский фестиваль, чтобы спеть песню собственного сочинения про оладушки. В путешествие из Архангельской области с ним отправляется терпеливая жена (Ирина Пегова), два сына (Семён Трескунов и Никита Павленко), невестка и дочь, которую играет певица Монеточка (в одном из ключевых гэгов фильма она, разумеется, очень плохо поёт, но не так плохо, как играет). В дороге родные ругаются, пытаются переосмыслить совместную жизнь и навещают солиста группы «Иванушки International». Светит солнце.
Свечение солнца — немаловажный элемент картины, где комический, оптимистичный элемент с переменным успехом перевешивает трагический, вернее — мелодраматический, знакомый зрителю, например, по лиричному фильму «Достучаться до небес» о смертельно больных персонажах, которые отправляются к морю в последнее путешествие. Но «Родные» едут не слишком лирично, едут по-русски. То ссорятся из-за Крыма, который для одних — наш, а для других — не наш, то сливаются в пьяных объятиях. Персонаж Бурунова много и неприятно кричит. Да и едут не к метафизическому пространству моря, с которого ангелы сразу забирают на небеса, а на фестиваль авторской песни, то есть мероприятие, в общем-то, китчевое.
В интервью о фильме Казаков рассказывал, что обе части «Горько!» плюс «Родные» это трилогия про Россию. В центре всех картин — семейные отношения. И тут, конечно, горько, ведь в каждом фильме представлены портреты дисфункциональных семей с отцами-самодурами, изнемогающими жёнами и вечным конфликтом поколений, решаемым в основном за счёт великого уравнителя: «Только рюмка водки на столе».
И всё же это первый российский семейный роуд-муви, с неплохими шутками, с достойным явлением Сергея Шакурова и красочным балаганом Грушинского фестиваля, напоминающего массовую галлюцинацию. Главный герой на протяжении истории не меняется, но это уже Каинова печать российского кино. Орал, ору и буду орать, а в финале спою про оладушки, и вы всё равно меня полюбите. Полюбим. Куда деваться, когда все в одной машине из Архангельской области трясёмся?
«Серебряные коньки», Okko
Дочка министра Алиса (Софья Присс) мечтает заниматься наукой, но тиран-отец (Алексей Гуськов) намерен выдать её за молодого богача князя Трубецкого (Кирилл Зайцев), на лицо прекрасного, мерзкого внутри. Случайно она встречает сына фонарщика Матвея (Фёдор Федотов), который зарабатывает на жизнь курьерской службой на коньках. Матвей открывает Алисе волшебный мир скольжения и — внезапно — криминала.
Перед нами пышная новогодняя сказка, снятая за очень приличный, по российским меркам, бюджет с поистине голливудским размахом. Режиссёру-дебютанту с рекламным прошлым Михаилу Локшину сложно предъявить претензии: фильм окупился в прокате, и по нему действительно видно, на что потрачены деньги, что само по себе редкость для отечественного мейнстрима. Вот снятый практически на натуре рождественский Петербург 1899 года, готовящийся встретить новое столетие. Вот 10 тысяч квадратных метров декораций. Вот не самые худшие (по российским меркам) спецэффекты, экшен-сцены, изысканные наряды, обстоятельный саундтрек, неотличимый по уровню пафоса от Ханса Циммера и Говарда Шора в их самые оскароносные моменты. Хороши артисты второго плана, особенно папа-фонарщик в исполнении Тимофея Трибунцева, которого всегда радостно видеть на экране даже в микроскопических дозах.
За исторической оболочкой прощупываются аллюзии на сегодняшний день. Соединённые любовью дочь чиновника и бедствующий пролетарий против системы, феминистский настрой, разговоры о смене власти через цитаты из Карла Маркса. Фильм почти приближается (и приближает зрителя) к прозревшему персонажу Станислава Садальского в великой комедии Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»:
«Вам спасибо, господин карбонарий. А что народ плохо живёт, я сам видел…»
Впечатление портят питерские театральные актёры Присс и Федотов. Эти деревянные люди произносят свои деревянные реплики деревянными голосами, вызывая искреннее недоумение: почему их выбрали на главные роли в романтическом фильме? Впрочем, скользят они по льду хорошо (Федотов в прошлом хоккеист). Как говорили в другом, намного худшем, российском новогоднем фильме: «А большего мне и не надо».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Не лечи меня», IVI и Кинопоиск HD
Провинциальный хирург (Иван Янковский из монструозного «Огня» и мистических «Топей») живёт на 6000 рублей в месяц, сражается с коррумпированным начальством и спасает жизни. В его руках равно оказываются состоятельные граждане (Дмитрий Нагиев в роли фактически Дмитрия Нагиева) и бомжи из перехода. Однажды в его больницу попадает девушка без сознания (Лукерья Ильяшенко), которую можно прооперировать лишь с согласия родственников. Родственников нет — только вяло мямлящий трусливый любовник (Пётр Фёдоров), который боится жениться. Тогда Илья сам оформляет документы, и открывшая глаза после операции пациентка узнаёт, что она теперь замужем.
Тематически фильм начинающего режиссёра Миши Маралеса делится на две части. В первой резко и остро расписываются нерадостные будни оптимизированной российской медицины. К сожалению, с середины Маралес сворачивает в тривиальный ромком и предлагает нам просто посмеяться. Но смеяться трудно. Расцветшая на медицинских руинах любовь не утешает. Огламуренная нищета и вовсе раздражает (даже не совсем понятно, как в такой пригожей больнице так мало платят врачам). То ли у Маралеса постепенно пропал запал, то ли он сознательно выбрал более безопасную территорию. А ведь был задел на российского доктора Хауса. Больше врачебного юмора, меньше миловидности, и вышла бы не кисло-сладкая, а горькая чеховская комедия:
«Гниенье основ — анекдота основа,
а в нём стало явно видней,
что в русской комедии много смешного,
но мало весёлого в ней».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«За час до рассвета», Кинопоиск HD, Wink, more.tv
В 1946 году вернувшийся с фронта капитан Журавлёв (Андрей Бурковский) поступает на службу под начальство майора Шумейко (Константин Хабенский), прозванного Сатаной за тяжёлый характер и нетрадиционные методы. В городе орудует супербандит Клещ. Для его разоблачения Журавлёв идёт работать в банду под прикрытием вместе с верным боевым товарищем — обработанной пергидролем сотрудницей Ольгой (звезда нашумевшего сериала «Чики» Алёна Михайлова).
В сериале от студии Фёдора Бондарчука несложно опознать фабулу «Место встречи изменить нельзя». С другой стороны, эту фабулу можно обнаружить в любой истории, где молодой сотрудник тестирует свои идеалы в жизни, а его харизматичный опытный начальник взирает со снисходительной усмешкой. Хотя все эпизоды сериала пока не вышли, многие успели его раскритиковать за разговоры на «фене», натурализм и щедрую эротику. Этого следовало ожидать от консервативной аудитории, готовой смотреть на то, как милиционеры ловят бандитов по малинам в разорённой послевоенной стране, но только без грубости, крови и особого разорения.
Ту же самую реакцию отечественного зрителя вызывают свежие западные экранизации Агаты Кристи. Привыкшие к тёплому и ламповому ретро сериалов с Дэвидом Суше и Джоан Хиксон, они яростно громят «чернуху», эротику и работу создателей по текущей повестке дня — от гомофобии до расизма. Но стоять на месте в искусстве невозможно, это не стабильность, а стагнация. Зритель, отказывающийся признавать современность, останется на обочине. Тем, кто готов двигаться дальше, «За час до рассвета» предлагает немало достоинств: динамичный сюжет, детективную загадку, качественную работу над воссозданием ретроатмосферы. Усаживайтесь поудобнее и дайте сериалу шанс без оглядок на славное прошлое. Вечер в хату.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Котейка», IVI
Следователь в нуарной чёрной кожанке (Дмитрий Миллер) едва не сбивает на дороге белоснежную кошку. Будучи человеком ответственным, он везёт животное в ветеринарную клинику, где работает Катерина (Мария Машкова). Она сразу определяет, что кошка жила у пожилого человека и чем-то отравилась. Сначала Катерина просто ищет котейке новое жильё, а затем начинает расследование.
Детективный мини-сериал не претендует ни на что, кроме того, чтобы вы приятно провели время. Да и вряд ли стоит ожидать лихачества от истории, где главное действующее лицо — очаровательное четвероногое. Почти не уступает коту обаянием начальник Катерины в исполнении хорошего комедийного актёра Даниила Спиваковского. Интересно взглянуть на звезду «возрастного» модельного агентства Oldushka Валентину Ясень, которая стала востребованной моделью в 65 лет. Эта удивительно красивая женщина — настоящее явление на экране.
На этом похвалы кончаются. Сериал героически тащит на своих плечах Мария Машкова. Её резковатая, не уступающая талантами Шерлоку Холмсу «сильная женщина» Катерина — единственный объёмный персонаж. Личность следователя исчерпывается тем, что он мужественный и в кожанке. Игрой Миллер тоже уступает партнёрше. Будь авторы посмелее, обошлись бы одной Катериной и снимали бы в самом актуальном детективном поджанре «сериалы про женщин-детективов». России давно пора сделать вклад в это направление. Жаль упущенной возможности: Катерина на самом деле хороша.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Отпуск», Premier
Северная семья с сыном (отца играет Павел Майков, бабушку — Татьяна Догилева) едет в одиннадцатый раз отдыхать в Геленджик к знакомой южной семье с дочерью (отца играет Демис Карибидис, дочку — звезда ТикТока Валя Карнавал). У вас товар — у нас купец. А ещё у вас море, солнце и вода и сплошные любовные хлопоты.
Российская отпускная комедия — жанр проклятый, как российский хоррор, даже хуже. Кажется, уже не осталось людей, которые верят, что можно снять что-то на отечественных морях и озёрах, не загрязнив их чудовищным уровнем пошлости. Трудно поверить, что сериал ТНТ способен внести в застарелую безнадёжность новую струю. Тем не менее, это так, и пусть вас не смущает участие девушки, которая могла бы возглавить российский Хайп Хаус.
В сериале выдающаяся заставка под нетленную композицию «Douliou Douliou Saint Tropez» из классической комедии с Луи де Фюнесом, да и в целом отлично подобранный музыкальный ряд. Великолепные виды Геленджика (аквадискотека в кадр не попала) украсили бы любой туристический буклет (правда, от жёлтого фильтра, с помощью которого в кино обычно показывают Мексику и Бразилию, постепенно мутится зрение). Здесь даже звучат шутки, которые не стыдно цитировать:
«Жениться будешь в дедовом коричневом костюме. Какая я молодец, что деда в сером кремировала — серый бы тебе не подошёл».
Это необременительное энергичное зрелище, возможно, кому-то поможет дотянуть до настоящего отпуска. Отдыхайте на курортах Краснодарского края!
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Шерлок в России», Premier
Шерлок Холмс (Максим Матвеев) ловит Джека Потрошителя, но тот отправляет в кому Ватсона и сбегает в Россию. Оставив друга на попечение Лестрейда, Холмс отправляется в Санкт-Петербург. Там он находит местного Ватсона — врача-ветерана Карцева (Владимир Мишуков), местного Лестрейда с гоголевской фамилией Трудный (Павел Майков), кровь, любовь (Ирина Старшенбаум) и холодец.
Хотя сериал вышел на платформе Start в конце прошлого года, на Premier он числится среди новинок февраля, что даёт нам повод о нём лишний раз упомянуть. Кем только ни был Шерлок Холмс: роботом, женщиной, путешественником во времени; а Ватсон был даже космическим кораблём. И кого только преображённые герои Дойла ни встречали, от Фрейда до марсиан. Отчего бы великому сыщику не оказаться, наконец, в России?
От оригинала в сериале осталось немногое, но главное: борьба со злом и примирение сердца с разумом. Холмс, представляющий холодную британскую рациональность, смягчается рядом с «Ватсоном», отвечающим за загадочную русскую душу, а потому много пьющим. Впрочем, персонаж Мишукова почти не уступает детективу умом. Сериал совсем не похож на «Шерлока» BBC. Авторы аккуратно скопировали эстетику сюрреалистичной викторианской готики «Видока» с Жераром Депардье и «Из ада» с Джонни Деппом (у Старшенбаум здесь рыжие волосы, как были в фильме у Хизер Грэм). Но русский колорит, почти не лубочный, удалось отобразить. Конечно, это комикс, треш и угар, но снятый увлекательно и не бездушно. Голова и сердце на месте.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
Выбирайте также сериал для просмотра из нашей подборки «Десять лучших советских сериалов 1970‑х».