Донбасс в живописи от царской России до современности

Люди, горо­да, сте­пи и про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия Дон­бас­са неод­но­крат­но при­вле­ка­ли вни­ма­ние живо­пис­цев — как мест­ных, так и из дру­гих реги­о­нов. В цар­ские вре­ме­на худож­ни­ки при­ез­жа­ли из далё­ких кра­ёв, что­бы запе­чат­леть на полот­нах дон­бас­ские пей­за­жи и сце­ны из жиз­ни рабочих.

В совет­ские годы Донецк стал одним из лиде­ров совет­ской уголь­ной и метал­лур­ги­че­ской про­мыш­лен­но­сти. И тогда же за ним закре­пил­ся ста­тус «горо­да мил­ли­о­на роз» — ста­ра­ни­я­ми пер­во­го сек­ре­та­ря обко­ма пар­тии Вла­ди­мир Дег­тярё­ва и дирек­то­ра Донец­ко­го бота­ни­че­ско­го сада Евге­ния Кон­дра­тю­ка в 1960—1970‑е годы в сто­ли­це Дон­бас­са выса­ди­ли более мил­ли­о­на роз.

Кар­ти­ны худож­ни­ков, поми­мо эсте­ти­че­ской, име­ли и вполне прак­ти­че­скую цель: пока­зать дости­же­ния реги­о­на. Сей­час эти рабо­ты име­ют боль­шую кол­лек­ци­он­ную и исто­ри­че­скую цен­ность, мно­гие из них нахо­дят­ся в круп­ных музе­ях, дру­гие — в част­ных собра­ни­ях в стра­нах быв­ше­го СССР.

В наше вре­мя худож­ни­ки тоже обра­ща­ют вни­ма­ние на Донец­кий реги­он, но уже в свя­зи с тра­ги­че­ски­ми событиями.

Из всех живо­пис­цев, кото­рые роди­лись или жили в Дон­бас­се, наи­боль­шую извест­ность полу­чил уро­же­нец Мари­у­поль­ско­го уез­да Архип Куин­джи. Архип Ива­но­вич — при­знан­ный мастер пей­за­жа. Тем не менее даже кар­ти­ны мало­из­вест­ных худож­ни­ков порой мож­но встре­тить в Тре­тья­ков­ской гале­рее и Рус­ском музее.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет рабо­ты рос­сий­ских живо­пис­цев раз­ных лет, посвя­щён­ные Донбассу.


Архип Куинджи (1842—1910)

Архип Ива­но­вич Куин­джи — рос­сий­ский худож­ник гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. Пей­за­жист, добил­ся миро­во­го при­зна­ния. В насто­я­щее вре­мя его кар­ти­ны нахо­дят­ся в круп­ней­ших музе­ях Рос­сии, Евро­пы и Америки.

Чумац­кий тракт в Мари­у­по­ле. 1875 год
Степь. 1875 год

Николай Касаткин (1859—1930)

Нико­лай Алек­се­е­вич Касат­кин — живо­пи­сец-реа­лист. Уче­ник Васи­лия Перо­ва. Член Това­ри­ще­ства пере­движ­ни­ков, ака­де­мик (с 1898) и дей­стви­тель­ный член (с 1903) Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­жеств. Пер­вый народ­ный худож­ник РСФСР. Жил в Дон­бас­се в 1894—1895 годах.

Сбор угля бед­ны­ми на отра­бо­тан­ной шах­те. 1894 год
Шах­тёр­ка. 1894 год
Угле­ко­пы. Сме­на. 1895 год

Амшей Нюренберг (1887—1979)

Амшей Мар­ко­вич Нюрен­берг — худож­ник, гра­фик, искус­ство­вед, автор мему­ар­ной про­зы. На про­тя­же­нии жиз­ни рабо­тал в раз­ных сти­лях — от модер­низ­ма до реа­лиз­ма, все­гда оста­ва­ясь вер­ным тра­ди­ци­ям Париж­ской школы.

В рель­со­про­кат­ном цехе. Ста­ли­но. 1928 год

Гайк Аветисян (1880—1963)

Гайк Аве­ти­со­вич Аве­ти­сян — худож­ник-гра­фик и педа­гог. Член обще­ства Ассо­ци­а­ции худож­ни­ков рево­лю­ци­он­ной Рос­сии. Пре­по­да­вал в Крас­но­дар­ском худо­же­ствен­ном учи­ли­ще с 1922 по 1963 год. Автор свы­ше 150 живо­пис­ных и гра­фи­че­ских произведений.

Руд­ни­ки Дон­бас­са. 1933 год

Александр Куприн (1880—1960)

Алек­сандр Васи­лье­вич Куп­рин — живо­пи­сец-пей­за­жист, заслу­жен­ный дея­тель искусств РСФСР (1956), член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии худо­жеств СССР (1954). Пре­по­да­вал в Мос­ков­ском тек­стиль­ном инсти­ту­те. В 1930‑е годы актив­но рабо­тал в жан­ре инду­стри­аль­но­го пейзажа.

Дон­басс. Кок­со­га­зо­вый завод. Стан­ция Хан­жон­ская. 1934 год

Константин Богаевский (1872—1943)

Кон­стан­тин Фёдо­ро­вич Бога­ев­ский — худож­ник-живо­пи­сец и график.

В юно­сти Бога­ев­ский пытал­ся учить­ся в мастер­ской Ива­на Айва­зов­ско­го, но отно­ше­ния у них не сло­жи­лись. С 1891 по 1895 год Бога­ев­ский учил­ся в Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­жеств у Архи­па Куин­джи. Был участ­ни­ком объ­еди­не­ний «Мир искус­ства», «Мос­ков­ское това­ри­ще­ство худож­ни­ков» и «Новое обще­ство художников».

В 1933 году Бога­ев­ско­му было при­сво­е­но зва­ние Заслу­жен­но­го дея­те­ля искусств РСФСР. Погиб 17 фев­ра­ля 1943 года при бом­бар­ди­ров­ке Фео­до­сии немцами.

Дон­басс. 1935 год

Иван Антропов (1888—1963)

Антро­пов Иван Гри­го­рье­вич — худож­ник и гра­фик. Родил­ся в селе Коше­ле­во Ниже­го­род­ской обла­сти. Окон­чил кур­сы в Обще­стве искусств в Росто­ве-на-Дону (1903 —1906) и Мос­ков­ском учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства (1906—1913). Жил и рабо­тал в Москве.

Дон­басс зимой. 1937 год

Александр Дейнека (1899—1969)

Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Дей­не­ка — живо­пи­сец, скуль­птор, педа­гог. Народ­ный худож­ник и Герой Соци­а­ли­сти­че­ско­го Труда.

Кар­ти­ны худож­ни­ка нахо­дят­ся в Тре­тья­ков­ской гале­рее, Рус­ском музее, Кур­ской кар­тин­ной гале­реи име­ни Алек­сандра Дей­не­ки и дру­гих музеях.

Дон­басс. 1947 год

Иван Чашников (1888—1971)

Иван Дио­ми­до­вич Чаш­ни­ков — живо­пи­сец, член Сою­за худож­ни­ков СССР. Родил­ся в Бар­нау­ле. По окон­ча­нии город­ско­го учи­ли­ща в 1907 году посту­пил в Казан­скую худо­же­ствен­ную шко­лу, где учил­ся с 1904 по 1907 год. Из Казан­ско­го учи­ли­ща Иван Дио­ми­до­вич пере­шёл в Мос­ков­ское учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства, где пре­по­да­ва­ли Абрам Архи­пов, Апол­ли­на­рий Вас­не­цов, Нико­лай Касат­кин, Кон­стан­тин Коро­вин, Сер­гей Ива­нов и Сер­гей Малютин.

В Дон­бас­се Чаш­ни­ков не жил, но при­ез­жал в твор­че­ские командировки.

Дон­басс. Этюд. Год созда­ния неиз­ве­стен, XX век
Парк куль­ту­ры в Ста­ли­но. Сере­ди­на XX века

Василий Ефремов (1894—1976)

Васи­лий Ива­но­вич Ефре­мов — худож­ник-живо­пи­сец. Родил­ся в селе Бого­лю­бо­во Вла­ди­мир­ской губер­нии. Учил­ся в Пен­зен­ском худо­же­ствен­ном учи­ли­ще (1913—1920) у Нико­лая Пет­ро­ва и в Москве во ВХУ­ТЕ­МА­Се (1921—1924) у Пав­ла Куз­не­цо­ва и Нико­лая Чер­ны­шё­ва. Был чле­ном обще­ства «Четы­ре искус­ства» (1926—1931).

Дон­басс. 1960‑е годы

Иван Киселёв (1923—1981)

Иван Заха­ро­вич Кисе­лёв родил­ся в Ека­те­ри­но­слав­ской губер­нии, учил­ся в Воро­ши­лов­гра­де (ныне Луганск). Член Сою­за худож­ни­ков СССР. Кар­ти­ны худож­ни­ка нахо­дят­ся во мно­гих кол­лек­ци­ях и музе­ях Рос­сии, Укра­и­ны и за рубежом.

Шах­тё­ры. 1961 год

Марк Улупов (1924—1997)

Марк Ива­но­вич Улу­пов — худож­ник-гра­фик, живо­пи­сец, иллю­стра­тор, педа­гог. Сотруд­ни­чал с раз­лич­ны­ми пери­о­ди­че­ски­ми изда­ни­я­ми, в том чис­ле с жур­на­лом «Совет­ский шах­тёр». Мно­го путе­ше­ство­вал по СССР, при­ез­жал в Донбасс.

Осень в Дон­бас­се. 1981 год

Виктор Куколь (род. в 1936 году)

Вик­тор Сав­вич Куколь — живо­пи­сец, член Сою­за худож­ни­ков СССР. В 1960‑е годы увлёк­ся инду­стри­аль­ны­ми пей­за­жа­ми. Кар­ти­ны Вик­то­ра Сав­ви­ча нахо­дят­ся во мно­гих музе­ях Рос­сии и дру­гих стран, в том чис­ле в Тре­тья­ков­ской галерее.

Донецк инду­стри­аль­ный. 1990 год

Юлия Киселёва (род. 1976)

Юлия Кисе­лё­ва — живо­пи­сец, фото­граф, моде­льер, виза­жист, боди-арт худож­ник. Участ­во­ва­ла во мно­гих меж­ду­на­род­ных фести­ва­лях, кон­кур­сах, показах.

Кар­ти­на из цик­ла «Донецк осен­ний». 2012 год
Кар­ти­на из цик­ла «Донецк осен­ний». 2012 год
Кар­ти­на из цик­ла «Донецк осен­ний». 2012 год
Кар­ти­на из цик­ла «Донецк осен­ний». 2013 год
Кар­ти­на из цик­ла «Донецк осен­ний». 2015 год
Город роз. 2010‑е годы

Алексей Крюков (род. 1987)

Родил­ся в Брян­ской обла­сти. В 2015 и 2017 годах посе­тил мно­гие горо­да Дон­бас­са, где создал ряд работ на воен­но-пат­ри­о­ти­че­скую тему, порт­ре­ты жите­лей реги­о­на, воен­ных и поли­ти­че­ских дея­те­лей. Про­вёл ряд пер­со­наль­ных выставок.

Дет­ство, опа­лён­ное вой­ной. 2015 год
В сте­пях Дон­бас­са. 2015 год
Порт­рет тан­ки­ста Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча. 2015 год
Без­мол­вие. Саур-Моги­ла. 2017 год

Смот­ри­те так­же «Фото­гра­фии Юзов­ки. Как выгля­дел Донецк в нача­ле XX века»

Поделиться