На «Кино­по­ис­ке» с 19 янва­ря стар­то­вал сери­ал «Фандо­рин. Аза­зель», сня­тый спе­ци­аль­но для видео­сер­ви­са. Сери­ал пред­став­ля­ет осо­вре­ме­нен­ную вер­сию собы­тий рома­на Бори­са Аку­ни­на*. Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в 2023 году в аль­тер­на­тив­ной Рос­сии, где не слу­чи­лось рево­лю­ции 1917 года. У вла­сти по-преж­не­му дина­стия Рома­но­вых, Лени­на похо­ро­ни­ли в Арген­тине, а Москва не столица.

Еле­на Куш­нир вспо­ми­на­ет все появ­ле­ния Фандо­ри­на на экране и рас­ска­зы­ва­ет, поче­му сто­ит позна­ко­мить­ся с новым сери­а­лом, несмот­ря на мед­лен­ный темп пер­во­го эпи­зо­да и туман­но про­пи­сан­ную аль­тер­на­тив­ную реальность.


*18 декаб­ря 2023 года Росфин­мо­ни­то­ринг вклю­чил Бори­са Аку­ни­на в пере­чень тер­ро­ри­стов и экс­тре­ми­стов. 12 янва­ря 2024 года Мини­стер­ство юсти­ции внес­ло Бори­са Аку­ни­на в реестр ино­стран­ных агентов.

Положительный герой по особым поручениям

Чинов­ник осо­бых пору­че­ний (выбе­рем одну из мно­го­чис­лен­ных ипо­ста­сей пер­со­на­жа) Эраст Пет­ро­вич Фандо­рин — самый извест­ный част­ный детек­тив оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. Были и дру­гие, при­чём близ­кие к Фандо­ри­ну исто­ри­че­ски, напри­мер сыщик Пути­лин из рома­нов Лео­ни­да Юзе­фо­ви­ча, но они не были таки­ми популярными.

Рома­ны Юзе­фо­ви­ча не хуже рома­нов Аку­ни­на. Вооб­ще-то они намно­го луч­ше. Луч­ше напи­са­ны, интел­лек­ту­аль­нее, насколь­ко может быть интел­лек­ту­аль­ным детек­тив. В отли­чие от рома­нов Аку­ни­на, они не пред­став­ля­ют собой сплош­ную сти­ли­за­цию, то есть лите­ра­ту­ру, сде­лан­ную из лите­ра­ту­ры, где пер­со­на­жи-мас­ки разыг­ры­ва­ют коме­дию дель-арте в «эсте­ти­ке поли­цей­ско­го луб­ка», как выра­зил­ся покой­ный Саму­ил Лурье.

Одна­ко в народ пошёл не низень­кий, пух­лень­кий, дав­но и скуч­но жена­тый Пути­лин (в сери­аль­ной экра­ни­за­ции Юзе­фо­ви­ча его сыг­рал носи­тель про­сто­на­род­но­го духа Вла­ди­мир Ильин, кото­рый для филь­мов по Аку­ни­ну сго­дил­ся лишь на роль коми­че­ско­го вто­ро­сте­пен­но­го пер­со­на­жа), а кра­са­вец-брю­нет, мастер япон­ских бое­вых искусств и япон­ско­го же сла­до­стра­стия, франт, интел­лек­ту­ал и поли­глот Фандо­рин. Очень удач­но поте­ряв неве­сту в фина­ле «Аза­зе­ля» (вра­ги уби­ли един­ствен­ную жену Бон­да в фина­ле «На сек­рет­ной служ­бе Её Вели­че­ства»), Фандо­рин остал­ся навсе­гда откры­тым для love story в каж­дом новом романе. Сами посу­ди­те, у кого было боль­ше шан­сов заво­е­вать серд­ца пуб­ли­ки: у ана­ло­га отца Бра­у­на или Джейм­са Бонда?

Фандо­рин с неве­стой в сери­а­ле «Аза­зель»

Фандо­рин, чья фами­лия отсы­ла­ет к бое­во­му фран­цуз­ско­му жур­на­ли­сту из цик­ла о Фан­то­ма­се, отли­ча­ет­ся неха­рак­тер­ной для запад­но­го детек­ти­ва и есте­ствен­ной для оте­че­ствен­но­го супер­ге­роя чер­той: он слу­жит не столь­ко делу спра­вед­ли­во­сти, столь­ко госу­дар­ству, кото­ро­му в рома­нах Аку­ни­на посто­ян­но кто-то вре­дит, в основ­ном ино­стран­цы. Един­ствен­ный важ­ный вопрос, кото­рый мож­но задать по ито­гам 20-лет­не­го суще­ство­ва­ния саги о Фандо­рине (пер­вый роман вышел в 1998 году, а послед­ний — в 2018‑м): как не пере­пу­тать Оте­че­ство с «Вашим Превосходительством»?

И надо ска­зать, никто тут не напу­тал силь­нее само­го Аку­ни­на, что осо­бен­но оче­вид­но в экра­ни­за­ци­ях его романов.


Штирлиц XIX века

Впер­вые на экране Фандо­рин появил­ся в мини-сери­а­ле «Аза­зель» (2002) Алек­сандра Адаб­а­шья­на, сня­том сту­ди­ей ТРИТЭ Ники­ты Михал­ко­ва. Экра­ни­за­ция пер­вой кни­ги о при­клю­че­ни­ях детек­ти­ва точ­но повто­ря­ла ори­ги­нал, что и сле­до­ва­ло ожи­дать: сце­на­рий писал сам Аку­нин. Сери­ал полу­чил­ся доб­рот­ным по мер­кам рос­сий­ских нуле­вых, дра­ма­тур­ги­че­ски нигде не про­ви­сал и щед­ро поил зри­те­ля ретро­ат­мо­сфе­рой, закла­ды­вая пер­вый камень в непро­би­ва­е­мую сте­ну, постро­ен­ную на феде­раль­ных кана­лах. Сего­дня каж­дый вто­рой сери­ал Пер­во­го кана­ла — это уют­ное ретро, где мож­но всласть похру­стеть экран­ной фран­цуз­ской бул­кой, вспом­нить луч­ший в мире плом­бир и опла­кать стра­ну, кото­рую мы поте­ря­ли. Рос­сий­ская импе­рия и СССР при этом сольют­ся в некое еди­ное мифи­че­ское государство.

Пер­вый Фандо­рин на экране (Илья Носков)

Фандо­ри­на номер один сыг­рал дебю­тант Илья Нос­ков, кото­рый достав­лял в повест­во­ва­ние абсо­лют­но всё, что от него тре­бо­ва­лось: был бел, румян, наи­вен и влюб­лён. Как писа­ла по дру­го­му пово­ду вели­кая Надеж­да Тэффи:

«Мали­но­вые губ­ки, воло­сы чёр­ные аж доси­ня, бро­ви круг­лые — пря­мо какая-то мало­рос­сий­ская писанка».

С влюб­лён­но­стя­ми у Аку­ни­на* обсто­ит при­мер­но так же, как писа­ла всё та же Тэффи:

«Хуже всех живёт­ся во фран­цуз­ском романе моло­дой девуш­ке. Един­ствен­ная роль, кото­рая ей отво­дит­ся ску­пым на деви­че­ские радо­сти рома­ни­стом, — это делать к сто­лу буке­ты и падать в обмо­рок. Вооб­ще же она ско­ро уми­ра­ет или уез­жа­ет наве­ки к тёт­ке в про­вин­цию. Любить её нельзя».

Ещё Фандо­ри­ну регу­ляр­но встре­ча­ют­ся моло­дые жен­щи­ны со взгля­да­ми суф­ра­жи­сток (пред­те­чи феми­ни­сток), кото­рые в луч­ших тра­ди­ци­ях гол­ли­вуд­ских мело­драм не выно­сят Эра­с­та с пер­во­го взгля­да, но со вто­ро­го уже пада­ют к нему в объ­я­тия. Прав­да, боль от поте­ри неве­сты в преды­ду­щей серии ещё слиш­ком све­жа, что­бы сле­ду­ю­щий Фандо­рин (Егор Беро­ев) в энер­гич­ном пат­ри­о­ти­че­ском бое­ви­ке «Турец­кий гам­бит» (2005) начал роман с девуш­кой Варей, кото­рая при­е­ха­ла к жени­ху на Рус­ско-турец­кую вой­ну, но жени­ха забы­ла, что и понят­но. Посмот­ри­те на сво­е­го муж­чи­ну, а потом на Фандо­ри­на. Герой зама­те­рел, успел побы­вать серб­ским доб­ро­воль­цем и в пле­ну, а так­же стал эмо­ци­о­наль­но отстра­нён­ным, как любой ува­жа­ю­щий себя Шер­лок Холмс.

Бое­вой Фандо­рин (Егор Беро­ев) в филь­ме «Турец­кий гамбит»

В «Аза­зе­ле» на пер­вый взгляд не было поли­ти­че­ской подо­плё­ки и раз­мыш­ле­ний о судь­бах Роди­ны. Но лишь на пер­вый взгляд.

Любое ретро — это носталь­гия. Для сво­ей носталь­гии Аку­нин выбрал эпо­ху Алек­сандра III. Какое-то недо­воль­ство поче­му-то зре­ет, какая-то англи­чан­ка вполне бук­валь­но гадит: глав­ной зло­дей­кой в «Аза­зель» ока­зы­ва­ет­ся англий­ская бла­го­тво­ри­тель­ни­ца, помо­га­ю­щая сиро­там (достой­ный, конеч­но, объ­ект для объ­яв­ле­ния все­мир­ным злом). Но «те годы даль­ние, глу­хие», когда Побе­до­нос­цев «про­стёр сови­ные кры­ла» (цита­ты Бло­ка), в вер­сии Аку­ни­на выгля­дят идил­ли­че­ской хох­ло­мой, когда даже пре­ступ­но­сти ника­кой бы не было, если бы не кля­тые рево­лю­ци­о­не­ры, ниги­ли­сты, сту­ден­ты и про­чая шуше­ра, от кото­рой пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны доб­лест­но спа­са­ют Оте­че­ство. Плюс ино­стран­ные враги.

«Аза­зель» был кон­спи­ро­ло­ги­че­ским рома­ном в духе тео­рии deep state, кото­рую любят аме­ри­кан­ские уль­тра­пра­вые: миром пра­вит тай­ная сек­та, кото­рая уби­ла Кен­не­ди, вши­ла всем чипы и вооб­ще что-то такое ужа­са­ю­щее посто­ян­но дела­ет. Но даже альт-рай­ты ред­ко объ­яв­ля­ют злом науч­ный и тех­ни­че­ский про­гресс. А вот Аку­нин объ­яв­ля­ет, и англий­ский химик что-то зло­ве­ще мутит за кад­ром, а немец­кий про­фес­сор, сво­лочь, тянет ручон­ки к элек­три­че­ству, что­бы про­ве­сти наше­му герою бод­ря­щий сеанс элек­тро­су­до­рож­ной тера­пии. Зло­дей­ка-англи­чан­ка гово­рит Фандо­ри­ну, мол, посмот­ри­те, каким гуман­ным и про­грес­сив­ным стал мир. В этом-то и про­бле­ма, по Аку­ни­ну! Начи­та­ют­ся кни­жек, насо­чи­ня­ют тео­рий про равен­ство, наслу­ша­ют­ся Марк­са с Дар­ви­ном и устро­ят рево­лю­цию в стране! Стран­но, что у писа­те­ля нигде не про­зву­ча­ло про опас­ность все­об­ще­го сред­не­го обра­зо­ва­ния, толь­ко про вред от демократии.

Фандо­рин в романе «Турец­кий гам­бит» произносит:

— Я, Вар­ва­ра Андре­ев­на, вооб­ще про­тив­ник д‑демократии. — (Ска­зал и покрас­нел). — Один чело­век изна­чаль­но не равен дру­го­му, и тут уж ниче­го не поде­ла­ешь. Демо­кра­ти­че­ский прин­цип ущем­ля­ет в пра­вах тех, кто умнее, т‑талантливее, рабо­то­спо­соб­нее, ста­вит их в зави­си­мость от тупой воли глу­пых, без­дар­ных и лени­вых, п‑потому что тако­вых в обще­стве все­гда боль­ше. Пусть наши с вами сооте­че­ствен­ни­ки сна­ча­ла отучат­ся от свин­ства и заслу­жат пра­во носить зва­ние г‑гражданина, а уж тогда мож­но будет и о пар­ла­мен­те подумать.

Если в «Аза­зе­ли» в опас­но­сти был весь мир, то в «Турец­ком гам­би­те» ино­стран­ный враг наце­лил­ся на кон­крет­ный раз­вал Рос­сии, под­ло втра­вив её в вой­ну, кото­рой госу­дар­ство вро­де как и не хоте­ло. Госу­дар­ствен­ни­ки не любят Аку­ни­на за его оцен­ку совре­мен­ной поли­ти­че­ской ситу­а­ции. Им нуж­но про­стить всё сего­дняш­нее и пожать ему руку за былые заслу­ги: писа­тель дав­ным-дав­но гово­рил, что у Рос­сии, не счи­тая Фандо­ри­на, два союз­ни­ка — армия и флот. А коль­цо вра­гов сжимается!

Вышед­ший в том же 2005 году, вновь под руко­вод­ством сту­дии ТРИТЭ, сня­тый Филип­пом Янков­ским «Стат­ский совет­ник» вспом­нил, что внут­рен­ний враг опас­нее внеш­не­го. Фандо­рин в мерт­вен­ном испол­не­нии Оле­га Мень­ши­ко­ва отрас­тил вели­ко­свет­ский цилиндр на голо­ве и взял­ся за рос­сий­ских граж­дан, кото­рые погу­би­ли бы дер­жа­ву, если бы, есте­ствен­но, не Михал­ков, он же звез­да сыс­ка князь Глеб Геор­ги­е­вич Пожар­ский, пол­ный тёз­ка Жег­ло­ва, что­бы было понят­но даже для самых малень­ких, кто тут хоро­ший (власть), а кто жела­ет гибе­ли стра­ны (рево­лю­ци­о­не­ры).

Рево­лю­ци­о­не­ры в филь­ме один хуже дру­го­го. Рах­мет (при­вет Чер­ны­шев­ско­му) — педо­фил, Грин (Хабен­ский) — идей­ный фана­тик, апо­ло­гет рус­ско­го бун­та, все­гда «бес­смыс­лен­но­го и бес­по­щад­но­го», соглас­но аксио­ме любо­го реак­ци­о­не­ра, чьё зна­ние рос­сий­ской исто­рии исчер­пы­ва­ет­ся твор­че­ством Пуш­ки­на. Маш­ков, как обыч­но, игра­ет шало­го бан­ди­та. Диа­гно­зы рево­лю­ци­о­не­рок: «недо­трах» у Иглы (Окса­на Фанде­ра) и «шлю­ха» у Жюли (Мария Миро­но­ва). Под сло­вом «барыш­ня», кото­рое исполь­зу­ет­ся в галант­ном сто­ле­тии, кра­си­вее сек­сизм Аку­ни­на не ста­но­вит­ся. Если отсе­ять сло­вес­ную шелу­ху, имен­но это и оста­нет­ся: одна барыш­ня ляжет под любо­го, а дру­гую никто не хочет (про­об­ра­зом рево­лю­ци­о­нер­ки послу­жи­ла Софья Перов­ская). Аку­нин в «Стат­ском совет­ни­ке» опи­сы­ва­ет Иглу так:

«Сухая дол­го­вя­зая барыш­ня-пере­ста­рок. Бес­кров­ные под­жа­тые губы, туск­лые воло­сы, уло­жен­ные на затыл­ке в тугой узел. В рево­лю­ции таких много».

Пора­зи­тель­ный роман — в нём мож­но пол­но­стью изме­нить кон­цов­ку без малей­ше­го вре­да для осталь­но­го повест­во­ва­ния. Вот Фандо­рин отка­зы­ва­ет­ся слу­жить обер-полиц­мей­сте­ром, а вот уже согла­ша­ет­ся. Вот он отвер­га­ет зама­рав­шу­ю­ся власть, а вот он уже за. И сце­на­рий филь­ма напи­сал сам Акунин*.

Кино­кри­тик Денис Горе­лов писал после пре­мье­ры фильма:

«Ура-ура, Штир­ли­ца назна­чи­ли шефом геста­по. Лёг­кое бар­ское недо­уме­ние с при­под­ня­той бров­кой, кото­рое артист Мень­ши­ков кате­го­ри­че­ски не спо­со­бен согнать с лица послед­ние 15 лет, здесь выхо­дит как нель­зя кстати».

Зариф­мо­вав Роди­ну с госу­дар­ствен­ной вла­стью, в финаль­ной сцене Фандо­рин в гор­дом оди­но­че­стве и цилин­дре шага­ет по засне­жен­ной Крас­ной пло­ща­ди с недо­сти­жи­мым до сих пор в рос­сий­ском, да и что там, во всём миро­вой кине­ма­то­гра­фе, уров­нем пафо­са. За кад­ром игра­ет что-то вро­де «Как упо­и­тель­ны в Рос­сии вече­ра» и про Голгофу.

Финал «Стат­ско­го советника»

До послед­не­го мига наде­ешь­ся, что сей­час появят­ся мед­ве­ди, цыгане, вод­ка, бала­лай­ка, икра, Гага­рин — ну хоть что-нибудь, что спа­сёт этот «Тита­ник», на бор­ту кото­ро­го собра­лась вся рос­сий­ская кине­ма­то­гра­фи­че­ская эли­та: Михал­ков, Мень­ши­ков, Хабен­ский, Янков­ский, Миро­но­ва, Фанде­ра и Фёдор Бон­дар­чук без глаза.

Но нет, ребя­та. Эта клюк­ва была всерьёз.

Все­рьёз было и дру­гое. Уже в 2005 году ста­ло понят­но, в каком направ­ле­нии будет дви­гать­ся рос­сий­ский мейн­стрим­ный кине­ма­то­граф. Фильм созда­ла не толь­ко сту­дия бес­смен­но­го пред­се­да­те­ля Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов Михал­ко­ва, но и под­дер­жал Пер­вый канал.


Фандорин XXI века

Ясным днём в Лет­нем саду в Пет­ро­гра­де на гла­зах бога­той наслед­ни­цы Лизы фон Эверт-Коло­коль­це­вой (Мила Ершо­ва) и робо­тов-горо­до­вых стре­ля­ет­ся сту­дент-мажор с серь­гой в ухе (Гри­го­рий Вер­ник, уна­сле­до­вав­ший папи­ну широ­ко­фор­мат­ную мими­ку). Тем вре­ме­нем начи­на­ю­щий сле­до­ва­тель Фандо­рин (пер­вая глав­ная роль Вла­ди­сла­ва Тиро­на из сери­ал «Триг­гер») блю­ёт на труп с раз­би­той голо­вой, най­ден­ный на нев­ском про­гу­лоч­ном кате­ре, под снис­хо­ди­тель­ным взгля­дом сво­е­го началь­ни­ка Гру­ши­на (Алек­сандр Сем­чёв). А где-то в раз­зо­ло­чен­ном парад­ном зале рос­сий­ский импе­ра­тор Нико­лай III (Мак­сим Мат­ве­ев) вру­ча­ет награ­ду, види­мо, сво­е­му дяде, над­мен­но­му гене­ра­лу Миха­и­лу Рома­но­ву (Игорь Чер­не­вич), кото­рый брез­гу­ет пожать руку пре­мьер-мини­стру Орло­ву (Евге­ний Стыч­кин). Чёт­ко обо­зна­че­но про­ти­во­сто­я­ние меж­ду воен­ной фрак­ци­ей и граж­дан­ской, и яст­ре­бы вой­ны явно чего-то хотят.

Нико­лай III и пре­мьер-министр Орлов в сери­а­ле «Фандо­рин. Азазель»

Доб­ро пожа­ло­вать в аль­тер­на­тив­ную Рос­сию XXI века, где свер­ши­лась глав­ная меч­та Бори­са Аку­ни­на — в стране не было рево­лю­ции. Не толь­ко Октябрь­ской боль­ше­вист­ской, но и, судя по все­му, Фев­раль­ской демо­кра­ти­че­ской, раз уж Рома­нов сидит на пре­сто­ле. Лени­на, как сооб­ща­ют в одном гэге, похо­ро­ни­ли в Арген­тине, где ему воз­ве­ли мав­зо­лей, куда мест­ное насе­ле­ние, на поте­ху рос­си­я­нам, даже ходит за день­ги. В сери­а­ле появ­ля­ет­ся внук Вла­ди­ми­ра Ильи­ча, коло­рит­ный ради­каль­ный арт-акти­вист Улья­нов (Евге­ний Серзин).

Буду­щее в сери­а­ле ско­рее туман­но. Мы не зна­ем, куда делось колос­саль­ное недо­воль­ство народ­ных масс в Рос­сии, кото­рое и при­ве­ло к рево­лю­ции. Но тут сле­ду­ет побла­го­да­рить гос­по­ди­на Аку­ни­на: в его про­из­ве­де­ни­ях ника­ко­го народ­но­го недо­воль­ства в помине нет. Как в «Бесах» дру­го­го реак­ци­о­не­ра, Досто­ев­ско­го, «это их худые чер­ти мутят воду во пру­ду. Это всё при­ду­мал Чер­чилль в 18‑м году!». В 17‑м, если пере­фра­зи­ро­вать Высоц­ко­го. Авто­ры сери­а­ла пока­зы­ва­ют иде­аль­ное буду­щее по Аку­ни­ну. Импе­рия про­цве­та­ет и раз­ве что поду­мы­ва­ет вме­шать­ся с «миро­твор­че­ской мис­си­ей» в некий горя­чий кон­фликт на Ближ­нем Восто­ке, где дав­но не зати­ха­ет, но царю недо­суг это решить.

Вме­сто демо­кра­ти­че­ской в Рос­сии состо­я­лась тех­но­ло­ги­че­ская рево­лю­ция. Нам пока­зы­ва­ют оте­че­ствен­ные дости­же­ния, сре­ди кото­рых не толь­ко поли­цей­ская систе­ма мгно­вен­но­го рас­по­зна­ва­ния лиц, но и гад­же­ты, а так­же соц­сеть «Порт­ретъ», похо­жая на запре­щён­ный в реаль­ной Рос­сии аме­ри­кан­ский ори­ги­нал. Ста­ро­мод­ные «яти» тро­га­тель­но всплы­ва­ют в совре­мен­ных мони­то­рах, скре­щи­вая про­шлое с буду­щим. Сто­ли­ца — импе­ра­тор­ский Пет­ро­град, а Москва пора­ду­ет жите­лей наше­го Санкт-Петер­бур­га, кото­рые все­гда зна­ли, что это про­сто боль­шая дерев­ня. В спец­ма­те­ри­а­ле «Кино­по­ис­ка», посвя­щён­ном сет­тин­гу сери­а­ла, Москва опи­са­на как «полу­а­зи­ат­ский мега­по­лис (в китай­го­род­ских пере­ул­ках теперь бур­лит нату­раль­ный Чай­на-таун, в ката­ком­бах ЦАО живут без­дом­ные и рабо­та­ют неле­галь­ные гостиницы)».

Моло­дой Фандо­рин по бед­но­сти живёт в дешё­вом кап­суль­ном оте­ле, кото­рый мог бы появить­ся в эпи­зо­де «Чёр­но­го зер­ка­ла». Эле­мен­ты кибер­пан­ка очень укра­ша­ют сери­ал, делая его необыч­ным и инте­рес­ным. От эска­пист­ско­го ретро Аку­ни­на оста­лась монар­хия и похва­лы Алек­сан­дру III, при кото­ром, как отме­че­но в сери­а­ле, не было ни одной вой­ны. Послав поклон Аку­ни­ну с его любо­вью к царю-контр­ре­фор­ма­то­ру, авто­ры не задер­жи­ва­ют­ся сре­ди цере­мо­ни­а­лов цар­ско­го двор­ца. На ули­цах гово­рят на совре­мен­ном язы­ке, моло­дёжь носит крос­сы и худи, а ещё все руга­ют­ся матом. Царь, кста­ти, тоже.

Мак­сим Мат­ве­ев игра­ет пока свою луч­шую роль, напо­ми­на­ю­щую осо­вре­ме­нен­ный вари­ант Нико­лая II из вели­кой «Аго­нии» Эле­ма Кли­мо­ва. В совет­ской кине­ма­то­гра­фи­че­ской тра­ди­ции послед­ний Рома­нов изоб­ра­жал­ся сла­бо­воль­ной тряп­кой и едва ли не жерт­вой исто­ри­че­ско­го про­цес­са, хотя народ неда­ром назы­вал его Кро­ва­вым и счи­тал пре­да­те­лем инте­ре­сов стра­ны, кото­рую он втра­вил в Первую миро­вую вой­ну. Сери­аль­ный царь тоже мало инте­ре­су­ет­ся госу­дар­ствен­ны­ми дела­ми, вяз­нет в раз­ва­ли­ва­ю­щем­ся бра­ке и влюб­лён в роко­вую певи­цу Ама­лию (серб­ская актри­са Миле­на Раду­ло­вич), с кото­рой не реша­ет­ся изме­нить жене (оче­вид­на ассо­ци­а­ция с Кшесинской).

Роко­вая певи­ца Ама­лия в сери­а­ле «Фандо­рин. Азазель»

Бре­дя по пустым ули­цам с бутыл­кой вис­ки, Нико­лай руга­ет себя за сла­бость. Мы удив­ля­ем­ся, что его бока не под­пи­ра­ет сот­ня чело­век охра­ны. Каме­ра ото­дви­га­ет­ся, и мы видим груп­пу пра­во­охра­ни­те­лей, рас­чи­ща­ю­щих целые квар­та­лы, что­бы рос­сий­ский само­дер­жец мог пре­дать­ся жало­сти к себе. Одна эта сце­на обла­да­ет боль­шей кине­ма­то­гра­фи­че­ской цен­но­стью, чем все преды­ду­щие Фандо­ри­ны вме­сте взятые.

Режис­сёр сери­а­ла Нур­бек Эген уже рабо­тал в жан­ре аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти в доволь­но ярком сери­а­ле «Шер­лок в Рос­сии» с Мат­ве­е­вым в глав­ной роли. Modern setting даёт отлич­ные воз­мож­но­сти для созда­ния эффект­ной кар­тин­ки, но, что важ­нее, помо­га­ет зри­те­лю глуб­же про­ник­нуть в опи­сы­ва­е­мый мир. Рей­ве­ры 90‑х годов полю­би­ли Шекс­пи­ра бла­го­да­ря вер­сии База Лур­ма­на «Ромео + Джу­льет­та» с ганг­стер­ски­ми вой­на­ми, таб­лет­ка­ми экс­та­зи и хито­вым саунд­тре­ком. Клас­си­че­ская поста­нов­ка Фран­ко Дзеф­фи­рел­ли не смог­ла до них достучаться.

Но самая ори­ги­наль­ная все­лен­ная филь­ма ниче­го не сто­ит без глав­но­го героя. И тут нуж­но ска­зать о глав­ной уда­че сери­а­ла — это Фандорин.

Вла­ди­слав Тирон в сери­а­ле «Фандо­рин. Азазель»

Пер­со­наж был рас­кра­шен­ной кук­лой в сери­а­ле нуле­вых. Сте­рео­тип­ным супер­ме­ном, каким его и замыс­лил Аку­нин, в «Турец­ком гам­би­те» и муми­ей в «Стат­ском совет­ни­ке», где за два часа на лице Мень­ши­ко­ва не мель­ка­ет ни еди­ной эмоции.

В новом сери­а­ле мы нако­нец видим живо­го чело­ве­ка. Вла­ди­слав Тирон за один эпи­зод демон­стри­ру­ет транс­фор­ма­цию из соци­аль­но нелов­ко­го неопе­рив­ше­го­ся птен­ца в фана­тич­но увле­чён­но­го делом чело­ве­ка, буду­ще­го гени­аль­но­го сыщи­ка, кото­рый душев­но трав­ми­ро­ван задол­го до того, как у него посе­де­ют вис­ки и появит­ся заи­ка­ние (отец Фандо­ри­на рано умер, Эраст сиро­та). Его увле­че­ние Лизой свя­за­но с тем, что живая сооб­ра­зи­тель­ная девуш­ка помо­га­ет в рас­сле­до­ва­нии. В сери­а­ле геро­и­ня не состав­ля­ет буке­ты, слу­жа при­ло­же­ни­ем к пер­со­на­жу-муж­чине, как в кни­ге Аку­ни­на, а наде­ле­на соб­ствен­ной личностью.

Пока труд­но ска­зать, свер­нёт ли в фина­ле сери­ал к охра­ни­тель­ной лек­си­ке рома­нов, но, судя по пер­вым эпи­зо­дам, нелю­би­мый Аку­ни­ным про­гресс, по сча­стью, побеждает.


Читай­те так­же «Немир­ный атом: ядер­ная угро­за в совет­ском кине­ма­то­гра­фе».

Поделиться