Истоки русского балета. От скоморохов до первого балетмейстера

Яркий свет сце­ны и тем­но­та зри­тель­но­го зала. Апло­дис­мен­ты, ова­ции, цве­ты. Все­мир­ная извест­ность. А за ней… целая жизнь непре­рыв­ной рабо­ты над собой, мил­ли­о­ны репе­ти­ций и клас­сов, паде­ний и неудач. Целая жизнь в танце.

Балет по пра­ву мож­но счи­тать визит­ной кар­точ­кой нашей стра­ны. В нача­ле XX века Рус­ские сезо­ны Дяги­ле­ва про­из­ве­ли огром­ное впе­чат­ле­ние, про­сла­вив рус­ский балет за гра­ни­цей. В совет­ское вре­мя ино­стран­ных гостей при­гла­ша­ли на балет, прак­ти­че­ски все­гда — на «Лебе­ди­ное озе­ро» в Боль­шой театр, куда и сей­час биле­ты рас­ку­па­ют прак­ти­че­ски мгно­вен­но. Выда­ю­щи­е­ся спек­так­ли, пора­жа­ю­щие вооб­ра­же­ние тех­ни­ка и стиль, изыс­кан­ные костю­мы и деко­ра­ции — всё это про­шло дол­гий путь ста­нов­ле­ния и про­дол­жа­ет совер­шен­ство­вать­ся по сей день. VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет об исто­ках рус­ско­го бале­та и его истории.


Народные пляски и балет

Издрев­ле на Руси были широ­ко рас­про­стра­не­ны народ­ные пляс­ки. Обыч­но их испол­ня­ли во вре­мя празд­неств или обря­дов, кото­рые были нераз­рыв­но свя­за­ны с музы­кой и пес­ней. Рус­ская пляс­ка все­гда пора­жа­ла раз­но­об­ра­зи­ем рит­мов, сюже­тов и тех­ник испол­не­ния, в ней мог­ли отра­жать­ся сле­ды рели­ги­оз­ных веро­ва­ний, быта, тру­да, семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний, сме­ны вре­мён года и дру­гие при­род­ные явле­ния и мно­гое другое.

Хоро­вод. Фраг­мент лито­гра­фии Това­ри­ще­ства И. Д. Сыти­на. 1900‑е гг.

В XI веке в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве, были­нах, ска­за­ни­ях, леген­дах, пес­нях появ­ля­ют­ся пер­вые упо­ми­на­ния о ско­мо­ро­хах, кото­рых мож­но счи­тать пер­вы­ми «про­фес­си­о­наль­ны­ми» испол­ни­те­ля­ми. Они игра­ли на таких музы­каль­ных инстру­мен­тах, как, напри­мер, гус­ли, дом­ры, буб­ны, гуд­ки, пели пес­ни, тан­це­ва­ли, а так­же пока­зы­ва­ли теат­раль­ные или акро­ба­ти­че­ские номе­ра. Неред­ко встре­ча­лись тан­це­валь­ные пан­то­ми­мы, пред­став­ле­ния в мас­ках или с кук­ла­ми, импро­ви­зи­ро­ван­ные сцен­ки. Тан­це­валь­ное искус­ство ско­мо­ро­хов дости­га­ло высо­ко­го про­фес­си­о­на­лиз­ма — они испол­ня­ли замыс­ло­ва­тые при­сяд­ки, прыж­ки, хло­пуш­ки, ковы­ря­лоч­ки, мота­лоч­ные и под­би­воч­ные дви­же­ния, дроб­ные высту­ки­ва­ния нога­ми и дру­гие слож­ные элементы.

Суще­ство­ва­ли как бро­дя­чие, так и орга­ни­зо­ван­ные труп­пы ско­мо­ро­хов. При дво­ре Ива­на Гроз­но­го были «весё­лые люди», раз­вле­ка­ю­щие гостей пред­став­ле­ния, а во вре­ме­на Миха­и­ла Рома­но­ва суще­ство­ва­ла «Потеш­ная пала­та», зало­жив­шая осно­вы при­двор­но­го теат­ра. «Потеш­ная пала­та» зани­ма­лась устрой­ством при­двор­ных уве­се­ле­ний, соби­ра­ла в Крем­ле наи­бо­лее талант­ли­вых рус­ских и зару­беж­ных испол­ни­те­лей. Имен­но там в 1629 году быв­ший кана­то­хо­дец Иван Лоды­гин обу­чал «тан­цам и вся­ким поте­хам» несколь­ких уче­ни­ков, за что его ино­гда назы­ва­ют пер­вым учи­те­лем тан­цев на Руси. Тем не менее, ско­мо­ро­ше­ству было не суж­де­но раз­ви­вать­ся даль­ше. Цер­ковь и власть высту­па­ли про­тив таких забав, посколь­ку они отра­жа­ли язы­че­ские веро­ва­ния, а так­же обще­ствен­ные настро­е­ния и недо­воль­ства. В 1648 году царь Алек­сей Михай­ло­вич запре­тил ско­мо­ро­хов, одна­ко народ­ное искус­ство про­дол­жа­ло существовать.

Рус­ская пляс­ка «Во лузях». XIX век

Спу­стя чет­верть века госу­дарь Алек­сей Рома­нов при­ка­зал поста­вить пер­вый балет, кото­рый был свя­зан с при­двор­ной куль­ту­рой выс­ших сло­ёв обще­ства. Вме­сте с уве­ли­че­ни­ем меж­ду­на­род­ных свя­зей, воз­рас­тал инте­рес зна­ти к ино­стран­ной жиз­ни, всё чаще при­гла­ша­ли зару­беж­ных спе­ци­а­ли­стов. Бла­го­да­ря это­му балет­ное искус­ство попа­ло в Рос­сию из Запад­ной Евро­пы, где оно на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни раз­ви­ва­лось из при­двор­но-салон­ных тан­цев, осно­ван­ных на народ­ных и быто­вых пляс­ках. Пер­вые евро­пей­ские балет­ные спек­так­ли отно­сят к кон­цу XV — XVI векам, хотя они явля­лись частью пира или бала. Фран­цуз­ская и ита­льян­ская куль­тур­ные тра­ди­ции посте­пен­но фор­ми­ро­ва­ли клас­си­че­скую балет­ную шко­лу, кото­рую испол­ня­ли на теат­раль­ных сценах.

8 фев­ра­ля 1673 года Алек­сей Михай­ло­вич и его при­бли­жён­ные смот­ре­ли «Балет об Орфее и Эври­ди­ке», пред­по­ло­жи­тель­но, постав­лен­ный Нико­ла­ем Лимой на музы­ку немец­ко­го ком­по­зи­то­ра Ген­ри­ха Шют­ца. Лим являл­ся ино­стран­ным воен­ным спе­ци­а­ли­стом, кото­рый согла­сил­ся поста­вить балет, выпол­нять рабо­ту балет­мей­сте­ра, педа­го­га и тан­цов­щи­ка, а так­же руко­во­дить обу­че­ни­ем и поста­нов­ка­ми при царе Алек­сее Михай­ло­ви­че. Пер­вое пред­став­ле­ние начи­на­лось с арии Орфея, вос­хва­ля­ю­щей царя и его доб­ро­де­тель. Затем глав­ный герой, соглас­но древ­не­гре­че­ско­му мифу, отправ­лял­ся в ад, что­бы най­ти свою умер­шую жену Эври­ди­ку. Бла­го­да­ря силе музы­ки Орфей спа­сал воз­люб­лен­ную и в кон­це вновь вос­хва­лял пра­ви­те­ля. Отме­тим, что спек­так­ли того вре­ме­ни носи­ли син­кре­тич­ный харак­тер, вклю­ча­ли в себя не толь­ко тан­це­валь­ные эле­мен­ты, но и арии, пан­то­ми­мы, худо­же­ствен­ные декла­ма­ции. Вслед за «Орфе­ем и Эври­ди­кой» при цар­ском дво­ре были созда­ны ещё несколь­ко подоб­ных поста­но­вок, назва­ния кото­рых не сохра­ни­лись. После смер­ти царя Алек­сея Михай­ло­ви­ча о балет­ных поста­нов­ках забы­ли почти на полвека.


Ассамблеи, балы и начало балетного образования

При Пет­ре I были учре­жде­ны ассам­блеи, вме­сте с кото­ры­ми в Рос­сии начал­ся рас­цвет ино­зем­ных баль­ных тан­цев. Импе­ра­тор уде­лял боль­шое вни­ма­ние тан­це­валь­ной куль­ту­ре и стро­го­му соблю­де­нию эти­ке­та на балах, бла­го­да­ря чему тан­цы ста­ли одни­ми из важ­ных пред­ме­тов при обу­че­нии моло­дё­жи. Пре­по­да­ва­те­ли тан­цев долж­ны были вос­пи­ты­вать сво­их уче­ни­ков, при­ви­вать им пра­ви­ла евро­пей­ско­го свет­ско­го пове­де­ния. Испол­не­ние баль­ных тан­цев под­го­то­ви­ло обще­ствен­ность и к вос­при­я­тию сце­ни­че­ско­го искусства.

С рас­про­стра­не­ни­ем евро­пей­ской куль­ту­ры в Рос­сии появил­ся и опер­но-балет­ный театр, раз­ви­тие кото­ро­го свя­за­но уже с прав­ле­ни­ем Анны Иоан­нов­ны. Пона­ча­лу бале­ты были состав­ны­ми частя­ми опер­ных спек­так­лей и ино­гда повто­ря­ли их содер­жа­ние. Импе­ра­три­ца тра­ти­ла огром­ные день­ги на балы и мас­ка­ра­ды, труп­пы при­двор­ных шутов, акро­ба­тов и песен­ни­ков, одна­ко бла­го­да­ря ей в стра­ну нача­ли при­ез­жать и про­фес­си­о­наль­ные ино­стран­ные арти­сты. Так, напри­мер, в 1731 году по реко­мен­да­ции Авгу­ста II из Дрез­де­на при­бы­ли луч­шие актё­ры, дав­ших пер­вые спек­так­ли в мос­ков­ском Кремле.

Вме­сте с этим Анне Иоан­новне захо­те­лось «поло­жить нача­ло обу­че­нию отмен­ным запад­ным тан­цам, не в при­мер тому, как обу­ча­ли в ака­де­ми­че­ской гим­на­зии», посколь­ку, по её мне­нию, заня­тия велись там весь­ма неуспеш­но. По рас­по­ря­же­нию Биро­на в Петер­бур­ге в Сухо­пут­ном шля­хет­ском кор­пу­се было вве­де­но обу­че­ние каде­тов тан­цам. В 1734 году глав­ным танц­мей­сте­ром назна­чи­ли фран­цу­за Жана Бати­ста Лан­де, кото­рый стал одним из осно­во­по­лож­ни­ков хорео­гра­фи­че­ско­го обра­зо­ва­ния в России.

Пер­вая замет­ка дого­во­ра с Лан­де при поступ­ле­нии в Шля­хет­ский кор­пус. 1734 год

В 1736 году в Рос­сию при­е­ха­ли ита­льян­ские опер­но-балет­ные арти­сты под руко­вод­ством ком­по­зи­то­ра Фран­че­ско Арайя. Сре­ди тан­цов­щи­ков выде­лял­ся Анто­нио Риналь­ди по про­зви­щу Фос­са­но (с ита­льян­ско­го — вере­те­но), кото­рый и зани­мал­ся тан­це­валь­ны­ми поста­нов­ка­ми. Пер­вым спек­так­лем ита­льян­цев ста­ла опе­ра «Сила люб­ви и нена­ви­сти», в кото­рой впер­вые при­ня­ли уча­стие вос­пи­тан­ни­ки Лан­де. После это­го успеш­но­го выступ­ле­ния его под­опеч­ные были задей­ство­ва­ны во мно­гих дру­гих при­двор­ных спектаклях.

Вско­ре Лан­де пред­ста­вил импе­ра­три­це про­ект балет­ной шко­лы и про­сил опре­де­лить ему в обу­че­ние шесть маль­чи­ков и шесть дево­чек для сочи­не­ния бале­тов «тан­це­ва­ния теат­раль­но­го, как сте­пен­но­го, так и коми­че­ско­го». 4 мая 1738 года нача­лась исто­рия «Соб­ствен­ной Её Вели­че­ства тан­це­валь­ной шко­лы» — сей­час Ака­де­мия Рус­ско­го бале­та име­ни А. Я. Вага­но­вой. Луч­ши­ми уче­ни­ка­ми того пери­о­да были Акси­нья Сер­ге­е­ва, Андрей Несте­ров, Авдо­тья Тимо­фе­е­ва, Афа­на­сий Топор­ков и Ели­за­ве­та Зорина.

Обра­зец про­грам­мы-объ­яв­ле­ния. Таки изве­ще­ния о спек­так­лях дела­ли во вто­рой поло­вине XVIII века

Сюжетный балет

Осно­во­по­лож­ни­ком сюжет­но­го бале­та счи­та­ют англи­ча­ни­на Джо­на Уиве­ра, кото­рый в нача­ле XVIII века начи­на­ет ста­вить спек­так­ли более при­бли­жен­ные к англий­ским нра­вам и тра­ди­ци­ям. Уивер напи­сал рабо­ту «Ана­то­ми­че­ское искус­ство», став­шей на дол­гое вре­мя един­ствен­ной науч­ной попыт­кой осмыс­ле­ния хорео­гра­фии и бале­та. Он стре­мил­ся к осо­знан­но­му, целе­со­об­раз­но­му и есте­ствен­но­му искус­ству, кото­рое может не толь­ко раз­вле­кать, но и вос­пи­ты­вать публику.

Поми­мо Уиве­ра зна­чи­тель­ную роль в ста­нов­ле­нии сюжет­но­го бале­та сыг­ра­ли фран­цуз Жан-Жорж Новер и австри­ец Франц Гиль­фер­динг, послед­ний из кото­рых в 1759 году и при­вёз это искус­ство в Рос­сию. Гиль­фер­динг зна­ко­мил рус­ских арти­стов с выда­ю­щи­ми­ся дости­же­ни­я­ми зару­беж­ной тех­ни­ки испол­не­ния, посте­пен­но гото­вил их к испол­не­нию слож­ных сюжет­ных поста­но­вок. Боль­шой успех имел балет «Побе­да Фло­ры над Боре­ем», в кото­ром юный бог вет­ра Зефир всту­пал в про­ти­во­сто­я­ние с силь­ным поры­ви­стым вет­ром Боре­ем, что­бы защи­тить Фло­ру. Сюжет­ные бале­ты про­бу­ди­ли инте­рес зри­те­лей к это­му виду искус­ству, одна­ко мно­гие поста­нов­ки оста­ва­лись чуж­ды­ми рус­ской публике.

При сотруд­ни­че­стве с Гиль­фер­дин­гом дра­ма­тург Алек­сандр Сума­ро­ков напи­сал пане­ги­ри­че­ские либ­рет­то спек­так­лей «Новые лав­ры» и «При­бе­жи­ще Доб­ро­де­те­ли», в кото­рых вос­хва­ля­лись заслу­ги импе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Подоб­ные дра­ма­тур­ги­че­ские поста­нов­ки ста­ли пер­вы­ми попыт­ка­ми при­бли­зить­ся к рус­ской жиз­ни, хотя и отра­жа­ли, в основ­ном, инте­ре­сы при­двор­но­го обще­ства. Одна­ко вско­ре сов­мест­ная рабо­та пре­кра­ти­лась, в 1765 году австрий­ский балет­мей­стер поки­нул нашу страну.
Спек­такль при дво­ре Ели­за­ве­те Пет­ров­ны. Гра­вю­ра. XVIII век

Во вто­рой поло­вине XVIII века в Рос­сию про­дол­жа­ли при­ез­жать дру­гие ино­стран­ные тан­цов­щи­ки и балет­мей­сте­ры, сре­ди кото­рых были Гас­па­ро Анжи­о­ли­ни, Иосиф Кан­ци­а­ни, Шарль Лепик и мно­гие дру­гие. Так, напри­мер, Анжи­о­ли­ни в 1767 году поста­вил в Москве балет «Заба­вы о свят­ках», осно­ван­ный на рус­ских народ­ных пляс­ках, что вызва­ло силь­ное удив­ле­ние и похва­лу совре­мен­ни­ков. Дру­ги­ми извест­ны­ми спек­так­ля­ми это­го поста­нов­щи­ка ста­ли «Побеж­дён­ное пред­рас­суж­де­ние», «Новые арго­нав­ты», «Тор­же­ству­ю­щая Рос­сия» и пере­де­лан­ная в балет тра­ге­дия Сума­ро­ко­ва «Семи­ра».

На про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни оте­че­ствен­ный балет впи­ты­вал в себя луч­шие ино­стран­ные тра­ди­ции, тех­ни­ки и нара­бот­ки. Созда­вал­ся свое­об­раз­ный син­тез загра­нич­ных балет­ных школ с непо­вто­ри­мы­ми рус­ски­ми талан­та­ми и само­быт­ной мане­рой испол­не­ния, но всё чаще под­ни­мал­ся вопрос о замене ино­зем­ных арти­стов и поста­нов­щи­ков. При­ме­ча­тель­но, что пер­вый рус­ский балет­мей­стер Иван Валь­берх, с твор­че­ством кото­ро­го будет свя­зан важ­ный этап даль­ней­ше­го раз­ви­тия бале­та, по иро­нии судь­бы, носил ино­стран­ную фами­лию. Несмот­ря на вли­я­ние зару­беж­ных тра­ди­ций, в кон­це XVIII и на про­тя­же­нии XIX веков фор­ми­ру­ют­ся само­сто­я­тель­ный репер­ту­ар и рус­ская балет­ная шко­ла, кото­рой будет вос­хи­щать­ся весь мир.

Мас­ка­рад при дво­ре Анны Иоан­нов­ны. Гра­вю­ра неиз­вест­но­го авто­ра. XVIII век

Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Тай­ны Кон­фи­тю­рен­бур­га: исто­рия бале­та „Щел­кун­чик“».

Поделиться