Яркий свет сцены и темнота зрительного зала. Аплодисменты, овации, цветы. Всемирная известность. А за ней… целая жизнь непрерывной работы над собой, миллионы репетиций и классов, падений и неудач. Целая жизнь в танце.
Балет по праву можно считать визитной карточкой нашей страны. В начале XX века Русские сезоны Дягилева произвели огромное впечатление, прославив русский балет за границей. В советское время иностранных гостей приглашали на балет, практически всегда — на «Лебединое озеро» в Большой театр, куда и сейчас билеты раскупают практически мгновенно. Выдающиеся спектакли, поражающие воображение техника и стиль, изысканные костюмы и декорации — всё это прошло долгий путь становления и продолжает совершенствоваться по сей день. VATNIKSTAN рассказывает об истоках русского балета и его истории.
Народные пляски и балет
Издревле на Руси были широко распространены народные пляски. Обычно их исполняли во время празднеств или обрядов, которые были неразрывно связаны с музыкой и песней. Русская пляска всегда поражала разнообразием ритмов, сюжетов и техник исполнения, в ней могли отражаться следы религиозных верований, быта, труда, семейных взаимоотношений, смены времён года и другие природные явления и многое другое.
В XI веке в изобразительном искусстве, былинах, сказаниях, легендах, песнях появляются первые упоминания о скоморохах, которых можно считать первыми «профессиональными» исполнителями. Они играли на таких музыкальных инструментах, как, например, гусли, домры, бубны, гудки, пели песни, танцевали, а также показывали театральные или акробатические номера. Нередко встречались танцевальные пантомимы, представления в масках или с куклами, импровизированные сценки. Танцевальное искусство скоморохов достигало высокого профессионализма — они исполняли замысловатые присядки, прыжки, хлопушки, ковырялочки, моталочные и подбивочные движения, дробные выстукивания ногами и другие сложные элементы.
Существовали как бродячие, так и организованные труппы скоморохов. При дворе Ивана Грозного были «весёлые люди», развлекающие гостей представления, а во времена Михаила Романова существовала «Потешная палата», заложившая основы придворного театра. «Потешная палата» занималась устройством придворных увеселений, собирала в Кремле наиболее талантливых русских и зарубежных исполнителей. Именно там в 1629 году бывший канатоходец Иван Лодыгин обучал «танцам и всяким потехам» нескольких учеников, за что его иногда называют первым учителем танцев на Руси. Тем не менее, скоморошеству было не суждено развиваться дальше. Церковь и власть выступали против таких забав, поскольку они отражали языческие верования, а также общественные настроения и недовольства. В 1648 году царь Алексей Михайлович запретил скоморохов, однако народное искусство продолжало существовать.
Спустя четверть века государь Алексей Романов приказал поставить первый балет, который был связан с придворной культурой высших слоёв общества. Вместе с увеличением международных связей, возрастал интерес знати к иностранной жизни, всё чаще приглашали зарубежных специалистов. Благодаря этому балетное искусство попало в Россию из Западной Европы, где оно на протяжении долгого времени развивалось из придворно-салонных танцев, основанных на народных и бытовых плясках. Первые европейские балетные спектакли относят к концу XV — XVI векам, хотя они являлись частью пира или бала. Французская и итальянская культурные традиции постепенно формировали классическую балетную школу, которую исполняли на театральных сценах.
8 февраля 1673 года Алексей Михайлович и его приближённые смотрели «Балет об Орфее и Эвридике», предположительно, поставленный Николаем Лимой на музыку немецкого композитора Генриха Шютца. Лим являлся иностранным военным специалистом, который согласился поставить балет, выполнять работу балетмейстера, педагога и танцовщика, а также руководить обучением и постановками при царе Алексее Михайловиче. Первое представление начиналось с арии Орфея, восхваляющей царя и его добродетель. Затем главный герой, согласно древнегреческому мифу, отправлялся в ад, чтобы найти свою умершую жену Эвридику. Благодаря силе музыки Орфей спасал возлюбленную и в конце вновь восхвалял правителя. Отметим, что спектакли того времени носили синкретичный характер, включали в себя не только танцевальные элементы, но и арии, пантомимы, художественные декламации. Вслед за «Орфеем и Эвридикой» при царском дворе были созданы ещё несколько подобных постановок, названия которых не сохранились. После смерти царя Алексея Михайловича о балетных постановках забыли почти на полвека.
Ассамблеи, балы и начало балетного образования
При Петре I были учреждены ассамблеи, вместе с которыми в России начался расцвет иноземных бальных танцев. Император уделял большое внимание танцевальной культуре и строгому соблюдению этикета на балах, благодаря чему танцы стали одними из важных предметов при обучении молодёжи. Преподаватели танцев должны были воспитывать своих учеников, прививать им правила европейского светского поведения. Исполнение бальных танцев подготовило общественность и к восприятию сценического искусства.
С распространением европейской культуры в России появился и оперно-балетный театр, развитие которого связано уже с правлением Анны Иоанновны. Поначалу балеты были составными частями оперных спектаклей и иногда повторяли их содержание. Императрица тратила огромные деньги на балы и маскарады, труппы придворных шутов, акробатов и песенников, однако благодаря ей в страну начали приезжать и профессиональные иностранные артисты. Так, например, в 1731 году по рекомендации Августа II из Дрездена прибыли лучшие актёры, давших первые спектакли в московском Кремле.
Вместе с этим Анне Иоанновне захотелось «положить начало обучению отменным западным танцам, не в пример тому, как обучали в академической гимназии», поскольку, по её мнению, занятия велись там весьма неуспешно. По распоряжению Бирона в Петербурге в Сухопутном шляхетском корпусе было введено обучение кадетов танцам. В 1734 году главным танцмейстером назначили француза Жана Батиста Ланде, который стал одним из основоположников хореографического образования в России.
В 1736 году в Россию приехали итальянские оперно-балетные артисты под руководством композитора Франческо Арайя. Среди танцовщиков выделялся Антонио Ринальди по прозвищу Фоссано (с итальянского — веретено), который и занимался танцевальными постановками. Первым спектаклем итальянцев стала опера «Сила любви и ненависти», в которой впервые приняли участие воспитанники Ланде. После этого успешного выступления его подопечные были задействованы во многих других придворных спектаклях.
Вскоре Ланде представил императрице проект балетной школы и просил определить ему в обучение шесть мальчиков и шесть девочек для сочинения балетов «танцевания театрального, как степенного, так и комического». 4 мая 1738 года началась история «Собственной Её Величества танцевальной школы» — сейчас Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Лучшими учениками того периода были Аксинья Сергеева, Андрей Нестеров, Авдотья Тимофеева, Афанасий Топорков и Елизавета Зорина.
Сюжетный балет
Основоположником сюжетного балета считают англичанина Джона Уивера, который в начале XVIII века начинает ставить спектакли более приближенные к английским нравам и традициям. Уивер написал работу «Анатомическое искусство», ставшей на долгое время единственной научной попыткой осмысления хореографии и балета. Он стремился к осознанному, целесообразному и естественному искусству, которое может не только развлекать, но и воспитывать публику.
Помимо Уивера значительную роль в становлении сюжетного балета сыграли француз Жан-Жорж Новер и австриец Франц Гильфердинг, последний из которых в 1759 году и привёз это искусство в Россию. Гильфердинг знакомил русских артистов с выдающимися достижениями зарубежной техники исполнения, постепенно готовил их к исполнению сложных сюжетных постановок. Большой успех имел балет «Победа Флоры над Бореем», в котором юный бог ветра Зефир вступал в противостояние с сильным порывистым ветром Бореем, чтобы защитить Флору. Сюжетные балеты пробудили интерес зрителей к этому виду искусству, однако многие постановки оставались чуждыми русской публике.
При сотрудничестве с Гильфердингом драматург Александр Сумароков написал панегирические либретто спектаклей «Новые лавры» и «Прибежище Добродетели», в которых восхвалялись заслуги императрицы Елизаветы Петровны. Подобные драматургические постановки стали первыми попытками приблизиться к русской жизни, хотя и отражали, в основном, интересы придворного общества. Однако вскоре совместная работа прекратилась, в 1765 году австрийский балетмейстер покинул нашу страну.
Во второй половине XVIII века в Россию продолжали приезжать другие иностранные танцовщики и балетмейстеры, среди которых были Гаспаро Анжиолини, Иосиф Канциани, Шарль Лепик и многие другие. Так, например, Анжиолини в 1767 году поставил в Москве балет «Забавы о святках», основанный на русских народных плясках, что вызвало сильное удивление и похвалу современников. Другими известными спектаклями этого постановщика стали «Побеждённое предрассуждение», «Новые аргонавты», «Торжествующая Россия» и переделанная в балет трагедия Сумарокова «Семира».
На протяжении долгого времени отечественный балет впитывал в себя лучшие иностранные традиции, техники и наработки. Создавался своеобразный синтез заграничных балетных школ с неповторимыми русскими талантами и самобытной манерой исполнения, но всё чаще поднимался вопрос о замене иноземных артистов и постановщиков. Примечательно, что первый русский балетмейстер Иван Вальберх, с творчеством которого будет связан важный этап дальнейшего развития балета, по иронии судьбы, носил иностранную фамилию. Несмотря на влияние зарубежных традиций, в конце XVIII и на протяжении XIX веков формируются самостоятельный репертуар и русская балетная школа, которой будет восхищаться весь мир.
Читайте также наш материал «Тайны Конфитюренбурга: история балета „Щелкунчик“».