VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем читателям о российских фильмах и сериалах, вышедших на онлайн-площадках.
В кинотеатрах всё больше повторных релизов: в прокат громогласно вернулась дилогия «Брат», готовятся к выходу «Бумер» и «Бумер 2» Петра Буслова. «Мосфильм» к юбилею Андрея Тарковского выпустил на большой экран фильмографию режиссёра.
Апрельский онлайн-прокат, в свою очередь, балует зрителей новинками. На «повестке» вечные темы: достижения в спорте и семейные ценности. Артём Михалков перенёс на экран биографию советского чемпиона в мире бокса, а Александр Золотухин выпустил фестивальную драму о братьях-военнослужащих. К традиционным кинотемам примкнула рефлексия на злобу дня: у хитовой «Эпидемии» вышел новый сезон.
«Мистер Нокаут», Okko, IVI
Жанр спортивной драмы отлично прижился в отечественном кино. «Легенда № 17», «Чемпионы», «Движение вверх», «Лев Яшин» — при всех недостатках эти фильмы собрали внушительную кассу. А раз зрители смотрят, надо снимать.
Артём Михалков экранизировал историю Валерия Попенченко — знаменитого боксёра с необычной судьбой. Уроженец подмосковного Кунцево, повзрослевший в эвакуации в Ташкенте, он был не просто олимпийским чемпионом, но и крайне разносторонним человеком. Валерий мастерски играл в шахматы, блестяще знал английский язык и защитил диссертацию кандидата технических наук. Попенченко даже готовился участвовать в космической программе, но жизнь распорядилась иначе: спортсмен погиб в возрасте 37 лет, упав с лестницы в здании МГТУ. Каков простор для киноистории!
На экране мы увидим юного Валеру (Виктор Хориняк) — уже в молодости парень отличался завидными физическими данными. На него обращает внимание отставной тренер Григорий Кусикьянц (Сергей Безруков). Он готов превратить Валерия в настоящего чемпиона и идёт до конца ради цели. Вдохновлённый тренером юноша стремится стать лучшим боксёром планеты. Этого непросто добиться, даже если круглосуточно заниматься в зале. Но под руководством Кусикьянца боксёр достигает невероятных высот и вплотную подходит к главному поединку …
Солидный бюджет картины делает своё дело — детали и декорации выглядят впечатляюще. И дороги в Санкт-Петербурге где надо перекрыли, и студии где требуется освободили. Дуэт Хориняк — Безруков выглядит убедительно, хотя игру выдающейся не назвать. Тут если и придираться, то к избытку натянутых истерик. Главная проблема чуть глубже…
Нам не показали крутого панчера, каким был Попенченко. Мистер Нокаут, что умел финишировать соперников парой комбинаций, весь фильм блокирует удары лицом, а побеждает всегда на последней секунде. Финальный бой Олимпиады в Токио 1964 года, завершённый реальным Валерием за минуту, в угоду драме растянут до напряжённой битвы. Авторы вновь копируют Голливуд, выдавая эпичное превозмогание вместо уверенной победы советского боксёра. Очевидная и реальная трагедия, что лежит на поверхности, — талантливейший спортсмен уходит в зените славы, — отринута. Видно, как слишком документальная.
В завершение отметим тонко вплетённую в сюжет тему военного детства. Ушедший на фронт отец, незавершённый разговор, неудачно брошенное детское ругательство — страшный груз воспоминаний преследует Валерия до последнего гонга, закрывающего фильм.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Брат во всём», Premier
Мировая премьера картины состоялась на международном кинофестивале в Берлине в феврале 2022 года. Александр Золотухин, ученик Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова, на Берлинале уже второй раз. Три года назад молодой режиссёр представил дебютную ленту «Мальчик русский», посвящённую Первой мировой. Сюжет новой картины повествует про мирное время, но её герои — люди войны.
Братья-близнецы Андрей и Митя (дебют в большом кино для близнецов Сергея и Николая Журавлёвых) учатся в военно-авиационном училище. Ребята неразлучны: с детства они переживают взлёты и падения, подставляя плечо друг другу в нужный момент. В училище парни держатся вместе, но родство и одинаковый облик не гарантируют равный успех. Стеснительный Митя компенсирует слабоволие сильной теоретической подготовкой, а дерзкий Андрей проявляет себя на практике, доблестно пилотируя истребитель при нелётной погоде. Разница в дарованиях толкает братьев к соперничеству.
«Брат во всём» удивляет противоречивостью киноязыка. Внешняя атрибутика кинокартины намекает на военную драму. Но никакого вычурного милитаризма в сюжет не заложено, основной конфликт — личный. По словам постановщика, ему интересны сами военные. Золотухин провёл детство в пыли гарнизонов: в СССР отец режиссёра служил лётчиком на Украине, в Беларуси и в Казахстане. Личные воспоминания легли в основу эстетики фильма, в чём Золотухин признался сам:
«Авиационная среда из детских воспоминаний у меня ассоциируется с документальной съёмкой на плёнку восемь миллиметров. У отца была любительская камера, он снимал пейзажи, нас с сестрой, самолёты в небе. Потом родители дома вешали простыню, и мы смотрели это самодельное „кино“. В цветокоррекции „Брата во всём“ мы и пытались передать ощущение слегка выцветшей, со смягчёнными цветами плёнки восемь миллиметров».
Впечатляют реализм картины и объём проделанной работы — все полёты сняты без компьютерной графики от и до. Правда, за чёткостью картинки ускользает целостность истории. Не всегда понятно: перед нами взаправду сексуально заряженная сцена или братья просто решили пошутить? По меткому выражению Ларисы Малюковой, «Брат во всём» — это «поэтическая элегия об интимном братстве военизированных мальчиков». Схвачено на лету!
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Семья», Premier
С 11 апреля на ТНТ стартовал новый сериал «Семья». Одновременно с ТВ-показом прошла и онлайн-премьера.
Алла (Елена Валюшкина) и Виктор (Сергей Удовик) прожили вместе три десятка лет, но не утратили любовный интерес друг к другу. Так и не поехав на дачу, супруги вернулись домой раньше времени. Не желая терять времени даром, они вдвоём отправляются в душ — сериал, к слову, снимали «для всей семьи». В ванной игривая пара застаёт сына-студента Пашу (Артемий Шаффер): у него с сокурсницей Мариной (Вероника Мохирева) планы точно такие же.
Юноша находится в поиске: как выбрать между частной жизнью и родительским уютом «всё включено»? Его старший брат Вадим (Степан Девонин) готовится стать отцом, еженощно репетируя действия на случай схваток. Средняя дочь Юля (Мария Белоненко) уже воспитывает двоих детей, однако сама частенько впадает в детство. Её отвязные фантазии то и дело разбиваются о реальность, где распорядок диктуют детские сопли и школьное расписание. Все живут дружной семьей. Настолько дружной, что предел взаимных обид здесь — спор из-за настольной игры.
«Для всей семьи» — сказано слишком громко. Скорее сериал для совершеннолетней части семейной аудитории, а ещё точнее — для взрослой. Попытка включить в сюжет юмор всех возрастов провалена в первой же серии. Шутки вовсе кривозеркальные: такими молодую аудиторию не зацепить. А кривотолки на тему, какую мазь взять при остеохондрозе и как правильно выбрать подгузники, сразу наводят скуку. По теме полового взросления, заявленной с порога, тоже не сказано ничего нового.
Сюжет затянут, а яркие герои отсутствуют как класс. Казалось бы, актёры подобраны отлично и быт передан правдоподобно, но конфликты до жути избитые, старые, списанные. Если «Семью» и смотреть, то только вместо снотворного.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Эпидемия» (второй сезон), Premier
Москву поразил неизвестный вирус, похожий на грипп — но намного опаснее обычной простуды. Вылечить его невозможно: после недолгого инкубационного периода наступает мучительная смерть. Все жители под угрозой: город закрыт на карантин, однако вирус стремительно распространяется. Начинается паника, пропадает электричество, не работает связь. Среди счастливчиков, что успели вырваться из города, оказались и главные герои. Их опасное путешествие в сторону безлюдного озера — это история первого сезона.
Во втором сезоне зрителю покажут новый, параллельный сюжет. В богатом загородном доме укрылись четверо молодых петербуржцев. Условия жизни стремительно портятся — заканчиваются еда, газ и вода. Однажды ночью до дома добирается Женя (Юра Борисов) — сбежавший из отряда спецназовец, которого ребята спасают от обморожения. Решительный и умелый, он стал единственной надеждой группы на выживание. Конечно, оба отряда, московский и петербургский, по логике должны будут встретиться. Но как именно соединятся линии двух сезонов?
«Эпидемия» — глубокая история, где на первый план выходят отношения между людьми, оказавшимися в опасной среде обитания. Но и социально-политические вопросы раскрыты в сериале по полной: можно уверенно ставить галочки при просмотре. В новом сезоне герои ушли с бесконечных дорог: теперь группы выживших строят постоянные пристанища.
Оператор и шоураннер у проекта поменялись, но картинка по-прежнему радует атмосферностью. Зима, холод, недостаток ресурсов, непростые взаимоотношения между героями, конфликты внутри группы. Зритель не сможет отделаться от вопроса: а как я повёл себя в такой ситуации?
Основной тягач «Эпидемии» — сценарист Роман Кантор, умело манипулирующий вниманием зрителей. В конце каждой серии он заготовил интригу, мастерски расставив крючки. Вдобавок в сюжете появилось много новых элементов, нестабильных и непредсказуемых. Всё для того, чтобы «Эпидемию» хотелось включать каждую неделю.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «Топ-10 якутских фильмов от киноведа из Якутии».