VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем вам о российских сериалах и фильмах, вышедших на онлайн-площадках.
Месяц май с длинными путинскими выходными выдался богатым на киностриминговые премьеры. Однако тематика новинок не блещет оригинальностью — почти всё это фильмы про советскую эпоху (ужасы в пионерском лагере в «Пищеблоке», ужасы в Соловецком лагере в «Обители», восхождение лыжников-чемпионов в «Белом снеге», подвиги войны в нашумевшей «Зое», к шуму вокруг которой мы присоединяться не будем, и герои мира в «Сахаров. Две жизни»). Причём фильмы практически полностью серьёзные.
Отделяет их разная степень отношения к первоисточнику. Алексей Иванов и Захар Прилепин участвовали в экранизации своих романов «Пищеблок» и «Обитель» лишь косвенно — права выкуплены, съёмки запущены, далее только имя в титрах. Елена Вяльбе, чья история легла в основу спортивной драмы «Белый снег», участвовала на всех этапах съёмок. И это не только из-за того, что в фильме в главной роли играла её внучка Ангелина. За фильм «Зоя» лицом и именем отвечали Министерство культуры и Российское военно-историческое общество. Над фильмом «Сахаров. Две жизни» работала команда, обогатившая отечественный экран документалками нового масштаба — «С закрытыми окнами» про рэпера Децла и «Это Эдик» про писателя Эдуарда Успенского. Давайте посмотрим!
«Пищеблок», Кинопоиск HD
Сериал, основанный на романе Алексея Иванова («Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Тобол»), сталкивает самые разные темы: пионеров и вампиров, советские песни и зарубежные диско-ритмы (привет сериалу «Очень странные дела»), товарищеские отношения и животное повиновение, летнее эротическое томление и кровожадное вожделение.
Летом 1980 года в пионерский лагерь на Волге приезжает олимпийская смена. При свете дня дети играют в спортивные игры, девочки репетируют музыкальные номера, исправно делается стенгазета. По вечерам все собираются в деревянном доме ветерана Серпа Ивановича (Сергей Шакуров) смотреть соревнования. Ночью наступает время страшных историй: в детских легендах статуя гипсовой горнистки мстит пионерам за своего разбитого гипсового возлюбленного, беглые зэки едят человечину, а огромная паучиха тащит в своё логово пионервожатую.
Среди активных пионеров выделяется главный герой, который почти всегда у Алексея Иванова очень похож на автора. Впечатлительный, худощавый и неспортивный мальчик в очках Валерка Лагунов (Пётр Натаров), однажды ночью заметивший странное поведение соседа по комнате, спешит пролить свет на мистические происшествия в лагере «Буревестник». Не зря же его фамилия отсылает к греческому «логосу».
На уровне отсылок работает и вампирская идеология. Красная кровь на клыках удачно сочетается с красными галстуками послушных пионеров. Безвольные дети, подчинённые вампирами, стройно шагают под ритмы барабана. На вопрос, откуда возникли вампиры в лагере, отвечает автор литературного первоисточника Алексей Иванов:
«Мне уже в детстве хотелось, чтобы существовали вампиры. А также зомби, динозавры, монстры и какие-нибудь инопланетяне. В романе я ограничился вампирами. Они позволяли мне поговорить о том, о чём я хотел, — о влиянии идеологии на свободу личности. И о моей любимой теории Ричарда Докинза, на которой я и построил „Пищеблок“».
Теория Ричарда Докинза утверждает, что история — это борьба информационных комплексов. Согласно ей, религия, культура, экономика, государство и все другие институты являются прежде всего информационными комплексами, сводами законов, мнений и поведенческих практик. Эти информационные комплексы живут по типу экологических систем — как лес, поле или муравейник. Они могут нападать друг на друга, погибать, угнетать или поглощать соперника.
Пионерство, советская идеология, по Иванову, вовсе не являются злом, однако они становятся очень удобным для него вместилищем. Тоталитарная идеология, на примере советского лагеря, оказывается прекрасным прибежищем для вампиров. Беззаботному пространству детей угрожает древний ужас, который прячется под оболочкой красных пилоток и бравых песен о прекрасном будущем.
Кто же останется в живых? Узнать можно в романе или в его экранной адаптации. Все восемь серий будут выходить по очереди еженедельно до начала июля.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Обитель», Смотрим
Теги, которые редакторы онлайн-кинотеатра ВГТРК прикрепили к сериалу, вобрали в себя всё самое русское от русской культуры: «Фильм, российский, история, любовь, экранизация, репрессии, политзаключённый, лагерь, Сергей Безруков».
Сериал, снятый по роману Захара Прилепина («Санькя», «Патологии»), был анонсирован каналом «Россия‑1» уже давно. Около двух лет назад в интернете появился его первый трейлер, и с тех пор десятки тысяч зрителей ждали, когда же столь ожидаемая премьера выйдет в эфир. Фактически все серии вышли онлайн в один день — 30 апреля, за 11 дней до телевизионной премьеры. Неожиданный ход, сыгравший на руку популярности киностримингового сервиса ВГТРК.
Соловецкий лагерь, который с давних пор имеет репутацию исправительного заведения со строгими порядками, в 1927 году зритель видит глазами отцеубийцы Артёма Горяинова (Евгений Ткачук). Он прибывает на остров, где комендант лагеря Эйхманис (Сергей Безруков) будет выковывать из него нового советского человека. С самого начала сериала, с заставки, в сюжет вкрапляется документальная съёмка — приезд заключённых, их работы, заслуженный досуг, спортивные состязания.
Обитель в сериале — неоднозначное место. В один день героев губят на непосильных трудах по колено в воде, бьют палками, расстреливают за взгляд не так и не туда, в другой день предлагают вступить в спортивную секцию, в третий — сыграть в театре, в четвёртый — посетить полуподпольный (санкционированный администрацией лагеря) светский вечер осуждённых контрреволюционеров. Лагерь особого назначения уникален своей широкой культурной программой.
Актёрский состав — сильная сторона сериала. Впечатляет Евгений Ткачук в роли главного героя. Удивительно хороша Александра Ребёнок, своей игрой вытянувшая не самую вразумительную любовную линию. Как всегда хорош Сергей Безруков, вжившийся в роль философствующего маньяка-комиссара — и пафосный шёпот, и истеричные крики нагоняют ужаса.
В сериале очень много отступлений — где-то сюжет выхватывает события прошлого (убийство отца Артёма), где-то показывает будущие события (расстрел Эйхманиса в 1938 году), где-то мечтания главного героя. О работе над ролью чекиста в сериале «Обитель» отвечает Сергей Безруков:
«Это человек идейный, принципиальный и деятельный, отдавший свою жизнь революции, который по-своему понимает значение благ для всего человечества. Такими как раз были многие люди, вершившие революцию в 1917 году. Работая над ролью, я хотел „заглянуть в глаза“ этому человеку, когда в 1938 году он был приговорён к казни. В финале своей жизни он говорит, что: „Мы вроде бы подписали заключительный договор со смертью и всё делали правильно“. И вот в этот страшный момент на его лице появляется какая-то беззащитная, беспомощная улыбка, смешок и мимолётные вопросы: „Ну как же так? Что я сделал неправильно? Почему всё так сложилось?“».
Противоречивый герой противоречивого сериала. Пожалуй, к этой истории надо относиться как к притче, как к иносказанию, как к собранию сотен поломанных судеб, собравшихся под сводами древней обители.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Белый снег», Premier
В 1997 году на чемпионате мира по лыжным гонкам в норвежском городе Тронхейм впервые в истории лыжного спорта российская лыжница Елена Вяльбе (на экране Ольга Лерман) завоевала пять золотых медалей из пяти возможных. Король Норвегии (Лассе Линдберг) приглашает спортсменку в королевский дворец. Европейский монарх зовёт Вяльбе тренировать норвежскую лыжную команду. Российская лыжница внезапно вспоминает весь свой трудный спортивный путь, который начинается с раннего детства и заканчивается знаменательным днём в Тронхейме.
Девочка Лена из Магадана (играет Ангелина Вяльбе, внучка чемпионки Елены) очень хочет стать лыжницей. Деспотичная мать (Анна Уколова) истериками и руганью пытается удержать дочку в семье. Бабушку с дедушкой (Надежда Маркина и Фёдор Добронравов соответственно) перспектива постоянного отсутствия Лены тоже не прельщает, но увещевания тренера Максимыча (Александр Устюгов), его рассказы о больших зарплатах мастеров спорта и о спецпайках на сборах делают своё дело — Лена начинает карьеру.
Первая половина фильма — лоскутное одеяло из нескольких зарисовок в разные годы. Лена записывается в спортивную секцию. Мать устраивает скандал. Дед случайно ломает фанерную стену магаданского дома (сцена, достойная другого произведения с Добронравовым — сериала «Сваты»).
Вторая половина — практически то же самое. Елена влюбилась: на тренировке она мило общается с эстонским парнем, которого впервые показывают на экране. Тренер говорит, чтобы с ним она была аккуратнее. Потом беременность, отказ от участия в олимпиаде. Потом пошли победы…
Что ж, самое главное, что реальный прототип, чемпионка Елена Вяльбе, которая кстати и выступала соавтором сценария, положительно отрецензировала фильм:
«Я когда смотрела ленту в первый раз, половину фильма проплакала. Потому что там девяносто девять процентов — правда».
Для зрителя, которого не вдохновляют речи вроде «я русская, я буду тренировать только российских спортсменов, к вам, норвежцам, я не пойду, потому что не могу смотреть, когда русские проигрывают», фильм «Белый снег» — скучная и предсказуемая кинокартина, растянувшаяся на два часа. «Белый снег» чист и прост и не оставляет после себя вопросов к размышлению.
Кроме одного: может, стоит остановиться с драмами про спорт? Фильм про лыжников — «Белый снег», фильм про спортсменов на коньках — «Лёд». А то давайте добавим фильм про футболистов — «Трава», фильм про бильярдистов — «Зелёное сукно», фильм про спортивную рыбалку — «Голубая вода»…
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Майор Гром: Чумной Доктор», Кинопоиск HD
В 2009 году на отечественные экраны вышел фильм «Чёрная молния». Это была робкая и немного наивная попытка создать кинокомикс на российской почве. Прошли годы, и студия Bubble, которая создала целую комикс-вселенную, дошла до мысли, что в их обойме есть несколько историй, которые ждут экранизации. Начали они с «Майора Грома».
Визуально и технически фильм безупречен — на уровне мировых блокбастеров. Все реквизиторы, декораторы, операторы, осветители, супервайзеры по графике и монтажёры — профессионалы своего дела. Глаз радуется деталям и размаху происходящего, зацепиться не за что.
Любителям Северной столицы будет чем насладиться во время просмотра. Знаменитые улицы и здания, вплетённые в общий сюжет, не отвлекают внимание от событий, но и не заметить их невозможно.
Тихон Жизневский, исполнитель главной роли, захватил всё внимание зрителей. Остальные актёры тоже не остались без комплиментов. Количество человек, пришедших 16 мая в Центральный Детский магазин на автограф-сессию, превысило пять тысяч человек. Желающие попасть на встречу заполнили не только несколько этажей ЦДМ, но и прилегающие к нему улицы. Команда фильма извинилась и пообещала придумать что-нибудь, чтобы компенсировать фанатам неудобства. В итоге суд на неделю закрыл ЦДМ после встречи с актёрами из «Майора Грома». Удивительное событие!
На VATNIKSTAN уже выходил текст про эту кинокартину. Для дальнейшего чтения отсылаю вас к материалу Евгения Беличкова, где автор рассуждает о смысле «Майора Грома» и его посыле в идейно-политической плоскости.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Уроки фарси», Кинопоиск HD
Мировая премьера российско-немецко-белорусской картины состоялась на 70‑м Берлинском кинофестивале, где вызвала продолжительные овации публики. Однако во время гонки за «Оскар» ленту дисквалифицировали по техническим причинам. Американская академия кинематографических искусств и наук сняла картину с рассмотрения, потому что она не соответствовала требованиям, согласно которым большинство творческих позиций в фильме должны занимать жители страны, подавшей заявку.
Кинолента рассказывает необычную художественную историю, которая произошла во время холокоста: оказавшийся в концлагере еврей (Науэль Перес Бискаярт) выдаёт себя за перса. По случайному совпадению немецкий офицер, заведующий кухней (Ларс Айдингер, игравший Николая II в «Матильде»), как раз ищет себе носителя персидского языка, чтобы выучить фарси и после войны уехать заниматься ресторанным бизнесом к брату в Тегеран. Не зная персидский, узник начинает придумывать свой «фарси», фальшивый язык, чтобы остаться в живых.
Фильм, пускай и не засветившийся в Голливуде, сделан по типичным голливудским лекалам. Каждая бытовая деталь тут не случайна, каждое ружьё выстреливает. Насилие убедительно, грязь в меру неприятна и натуралистична. Вадим Перельман, режиссёр фильма, подробно изучал фактуру. Экранный концлагерь создан по образу нескольких реальных лагерей — ворота из Бухенвальда, бараки из Нацвейлера-Штрутгофа.
Почти весь фильм построен на дуэли двух личностей — заключённого еврея-учителя и всевластного арийца-ученика. Ужасы холокоста присутствуют в фильме пунктирно, но очень метко. Единственный кадр, где с высоты птичьего полёта видна гора голых мёртвых тел, комментирует режиссёр Вадим Перельман:
«Этот кадр показывает, что под небом — смерть, хотя мы не видим её в каждой сцене, но чувствуем её. Кадр издалека, потому что я хочу отдалиться от этого насилия, заявить, но не погружать в него буквально. Поэтому здесь кадр сверху оправдан. Мы уже видели ужасы холокоста в других художественных и документальных фильмах на эту тему. Поэтому в „Уроках фарси“ я решил намекнуть, но не показывать. Это своего рода способ показать ужас без ужаса».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Турист», Okko
С быстротой пулемётной очереди отстреливаются начальные титры. Прочитать без пауз невозможно (чай не на ТВ смотрите, на клавиатуре пробел найдёте), а ведь это полноценное введение!
Фильм снят продюсерской командой НТВ. Центральноафриканская Республика и Российская Федерация с 2018 года работают по договору о военном сотрудничестве. В страну, разрываемую изнутри бандитскими группировками, на многомесячные командировки отправляются российские военные инструкторы. В реальной жизни русский военный контингент строго соблюдает положения резолюции Совета Безопасности ООН. Но авторы фильма заблаговременно предупреждают, что все несоответствия с резолюцией являются художественным вымыслом.
За титрами следует кривая перестрелка. Русскоговорящие бойцы, ругаясь, отстреливаются от толпы темнокожих повстанцев. Если приглядеться, воюют (играют в фильме) только передние ряды нападающих. Статисты на фоне, набранные из местных, просто стоят во весь рост под пулемётным огнём. Эти же сцены нам покажут в середине фильма заново. Зачем? Сперва надо узнать, что было за несколько дней до…
Декабрь 2020 года. На русскую базу прибывают новые силы. Среди них — бывший сотрудник полиции, 27-летний Гриша Дмитриев (Владимир Петров). Тем временем, ситуация в республике обостряется — грядут президентские выборы, на которых должен выиграть действующий правитель. Незаконные вооружённые формирования при поддержке неназванного европейца мобилизовал экс-президент, не допущенный до выборов. Несколько группировок мятежников впервые объединили свои силы с целью государственного переворота.
Излишний пафос, нехаризматичный злодей, обилие патриотических реплик не к месту, карикатурные кукловоды с запада — всё смотрится как проектный выпуск для нтвшного сериала. В фильме непонятно, кто за кого и где воюет, невнятные тактические карты и внутрикадровые титры с описанием географических мест далёкой Центральноафриканской республики только путают. Постоянно зачем-то зрителю показывают компас. На, мол, разбирайся сам, почувствуй себя в шкуре воинов-освободителей. Ведь именно им команда НТВ подарила фанерную историю с фанерными персонажами.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Сахаров. Две жизни», Kion
21 мая, в день столетия знаменитого на весь мир учёного и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова в онлайн-кинотеатре Kion от мобильного оператора МТС вышел документально-игровой фильм Ивана Проскурякова и Романа Супера «Сахаров. Две жизни». Если продолжать идею игры с названиями, то эту картину с отсылкой к Стенли Кубрику можно назвать «Доктор Сахаров, или Как я перестал бояться и возненавидел атомную бомбу».
Фильм «основан на реальных событиях и словах», как сообщается в начальных титрах. Повествование ведётся от первого лица, а рассказчиком выступает сам Андрей Сахаров. Его роль блестяще исполняет актёр Алексей Усольцев, который копирует сбивчивую интонацию и тембр голоса своего героя, внешность и движения. Прямая речь академика в фильме складывается из цитат видеоинтервью, воспоминаний учёного, изданных в его трёхтомных мемуарах, из рассекреченных архивов КГБ.
История Сахарова делится на две части: первая жизнь — работа Сахарова над водородной бомбой, а вторая — это его правозащитная деятельность, по фильму — попытка искупить грехи работы над «изделием» (именно так академик просит называть водородную бомбу). В фильме представлен не сплошной монолог, авторы добавили академику невидимую собеседницу — совесть. Голосом Чулпан Хаматовой она обращается к Сахарову как к очень близкому человеку, на «ты» (он к ней всегда на «вы»), задаёт ему неудобные вопросы, выпытывает сокровенное, вступает с ним в спор, иногда открыто мучает.
Прошлые киноработы творческой команды тоже строились на диалогах, воссозданных по мемуарам и документально записанных самостоятельно. О работе над «совестью» рассказывает сценарист проекта Роман Супер:
«Вопросы, которые в кино задаёт ему совесть-Чулпан, это те вопросы, которыми Сахаров себя терзал сам. Поэтому этот разговор на самом деле не такой уж и придуманный, как может показаться. Почти всеми этими вопросами так или иначе Сахаров задавался в мемуарах, пытался на них ответить.
Сначала в сценарии это был разговор с условным современным журналистом, который из сегодняшнего дня задаёт вопросы человеку из века прошлого. А потом мы с Игорем Мишиным, продюсером, решили, что человек, который общается с журналистом, даже если у них доверительные отношения, всё равно на 100% не может быть откровенным, он всё равно юлит. И мы убрали журналиста и придумали разговор буквально с самим собой».
Практически бесшовно в сыгранный сюжет встраиваются тысячи документальных материалов: семейные фото, газетные вырезки, новостные телематериалы, прижизненные интервью, спецсъёмка КГБ, выступления на публике. Фильм смотрится с большим интересом. Многократно, и из-за намеренного привнесения деталей быта XXI века, и из-за реальной политической ситуации, во время просмотра кажется, что показывают историю героя из современной России. В одном из интервью сценарист проекта Роман Супер обращается к молодому поколению с надеждой:
«Наша главная миссия — чтобы наши дети не только Моргенштерна обсуждали в курилках, но и странного, картавящего, чудаковатого деда, который спас эту планету от ядерной войны».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «Шекспир, Высоцкий и чума. Европейское Средневековье в советских фильмах».