Русский киностриминг. Май

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем вам о рос­сий­ских сери­а­лах и филь­мах, вышед­ших на онлайн-площадках.

Месяц май с длин­ны­ми путин­ски­ми выход­ны­ми выдал­ся бога­тым на кино­ст­ри­мин­го­вые пре­мье­ры. Одна­ко тема­ти­ка нови­нок не бле­щет ори­ги­наль­но­стью — почти всё это филь­мы про совет­скую эпо­ху (ужа­сы в пио­нер­ском лаге­ре в «Пище­бло­ке», ужа­сы в Соло­вец­ком лаге­ре в «Оби­те­ли», вос­хож­де­ние лыж­ни­ков-чем­пи­о­нов в «Белом сне­ге», подви­ги вой­ны в нашу­мев­шей «Зое», к шуму вокруг кото­рой мы при­со­еди­нять­ся не будем, и герои мира в «Саха­ров. Две жиз­ни»). При­чём филь­мы прак­ти­че­ски пол­но­стью серьёзные.

Отде­ля­ет их раз­ная сте­пень отно­ше­ния к пер­во­ис­точ­ни­ку. Алек­сей Ива­нов и Захар При­ле­пин участ­во­ва­ли в экра­ни­за­ции сво­их рома­нов «Пище­блок» и «Оби­тель» лишь кос­вен­но — пра­ва выкуп­ле­ны, съём­ки запу­ще­ны, далее толь­ко имя в тит­рах. Еле­на Вяль­бе, чья исто­рия лег­ла в осно­ву спор­тив­ной дра­мы «Белый снег», участ­во­ва­ла на всех эта­пах съё­мок. И это не толь­ко из-за того, что в филь­ме в глав­ной роли игра­ла её внуч­ка Анге­ли­на. За фильм «Зоя» лицом и име­нем отве­ча­ли Мини­стер­ство куль­ту­ры и Рос­сий­ское воен­но-исто­ри­че­ское обще­ство. Над филь­мом «Саха­ров. Две жиз­ни» рабо­та­ла коман­да, обо­га­тив­шая оте­че­ствен­ный экран доку­мен­тал­ка­ми ново­го мас­шта­ба — «С закры­ты­ми окна­ми» про рэпе­ра Дец­ла и «Это Эдик» про писа­те­ля Эду­ар­да Успен­ско­го. Давай­те посмотрим!

 


«Пищеблок», Кинопоиск HD

Сери­ал, осно­ван­ный на романе Алек­сея Ива­но­ва («Гео­граф гло­бус про­пил», «Серд­це Пар­мы», «Тобол»), стал­ки­ва­ет самые раз­ные темы: пио­не­ров и вам­пи­ров, совет­ские пес­ни и зару­беж­ные дис­ко-рит­мы (при­вет сери­а­лу «Очень стран­ные дела»), това­ри­ще­ские отно­ше­ния и живот­ное пови­но­ве­ние, лет­нее эро­ти­че­ское том­ле­ние и кро­во­жад­ное вожделение.

Летом 1980 года в пио­нер­ский лагерь на Вол­ге при­ез­жа­ет олим­пий­ская сме­на. При све­те дня дети игра­ют в спор­тив­ные игры, девоч­ки репе­ти­ру­ют музы­каль­ные номе­ра, исправ­но дела­ет­ся стен­га­зе­та. По вече­рам все соби­ра­ют­ся в дере­вян­ном доме вете­ра­на Сер­па Ива­но­ви­ча (Сер­гей Шаку­ров) смот­реть сорев­но­ва­ния. Ночью насту­па­ет вре­мя страш­ных исто­рий: в дет­ских леген­дах ста­туя гип­со­вой гор­нист­ки мстит пио­не­рам за сво­е­го раз­би­то­го гип­со­во­го воз­люб­лен­но­го, бег­лые зэки едят чело­ве­чи­ну, а огром­ная паучи­ха тащит в своё лого­во пионервожатую.

Сре­ди актив­ных пио­не­ров выде­ля­ет­ся глав­ный герой, кото­рый почти все­гда у Алек­сея Ива­но­ва очень похож на авто­ра. Впе­чат­ли­тель­ный, худо­ща­вый и неспор­тив­ный маль­чик в очках Валер­ка Лагу­нов (Пётр Ната­ров), одна­жды ночью заме­тив­ший стран­ное пове­де­ние сосе­да по ком­на­те, спе­шит про­лить свет на мисти­че­ские про­ис­ше­ствия в лаге­ре «Буре­вест­ник». Не зря же его фами­лия отсы­ла­ет к гре­че­ско­му «лого­су».

На уровне отсы­лок рабо­та­ет и вам­пир­ская идео­ло­гия. Крас­ная кровь на клы­ках удач­но соче­та­ет­ся с крас­ны­ми гал­сту­ка­ми послуш­ных пио­не­ров. Без­воль­ные дети, под­чи­нён­ные вам­пи­ра­ми, строй­но шага­ют под рит­мы бара­ба­на. На вопрос, отку­да воз­ник­ли вам­пи­ры в лаге­ре, отве­ча­ет автор лите­ра­тур­но­го пер­во­ис­точ­ни­ка Алек­сей Иванов:

«Мне уже в дет­стве хоте­лось, что­бы суще­ство­ва­ли вам­пи­ры. А так­же зом­би, дино­зав­ры, мон­стры и какие-нибудь ино­пла­не­тяне. В романе я огра­ни­чил­ся вам­пи­ра­ми. Они поз­во­ля­ли мне пого­во­рить о том, о чём я хотел, — о вли­я­нии идео­ло­гии на сво­бо­ду лич­но­сти. И о моей люби­мой тео­рии Ричар­да Докин­за, на кото­рой я и постро­ил „Пище­блок“».

Тео­рия Ричар­да Докин­за утвер­жда­ет, что исто­рия — это борь­ба инфор­ма­ци­он­ных ком­плек­сов. Соглас­но ей, рели­гия, куль­ту­ра, эко­но­ми­ка, госу­дар­ство и все дру­гие инсти­ту­ты явля­ют­ся преж­де все­го инфор­ма­ци­он­ны­ми ком­плек­са­ми, сво­да­ми зако­нов, мне­ний и пове­ден­че­ских прак­тик. Эти инфор­ма­ци­он­ные ком­плек­сы живут по типу эко­ло­ги­че­ских систем — как лес, поле или мура­вей­ник. Они могут напа­дать друг на дру­га, поги­бать, угне­тать или погло­щать соперника.

Пио­нер­ство, совет­ская идео­ло­гия, по Ива­но­ву, вовсе не явля­ют­ся злом, одна­ко они ста­но­вят­ся очень удоб­ным для него вме­сти­ли­щем. Тота­ли­тар­ная идео­ло­гия, на при­ме­ре совет­ско­го лаге­ря, ока­зы­ва­ет­ся пре­крас­ным при­бе­жи­щем для вам­пи­ров. Без­за­бот­но­му про­стран­ству детей угро­жа­ет древ­ний ужас, кото­рый пря­чет­ся под обо­лоч­кой крас­ных пило­ток и бра­вых песен о пре­крас­ном будущем.
Кто же оста­нет­ся в живых? Узнать мож­но в романе или в его экран­ной адап­та­ции. Все восемь серий будут выхо­дить по оче­ре­ди еже­не­дель­но до нача­ла июля.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Обитель», Смотрим

Теги, кото­рые редак­то­ры онлайн-кино­те­ат­ра ВГТРК при­кре­пи­ли к сери­а­лу, вобра­ли в себя всё самое рус­ское от рус­ской куль­ту­ры: «Фильм, рос­сий­ский, исто­рия, любовь, экра­ни­за­ция, репрес­сии, полит­за­клю­чён­ный, лагерь, Сер­гей Безруков».

Сери­ал, сня­тый по рома­ну Заха­ра При­ле­пи­на («Сань­кя», «Пато­ло­гии»), был анон­си­ро­ван кана­лом «Россия‑1» уже дав­но. Око­ло двух лет назад в интер­не­те появил­ся его пер­вый трей­лер, и с тех пор десят­ки тысяч зри­те­лей жда­ли, когда же столь ожи­да­е­мая пре­мье­ра вый­дет в эфир. Фак­ти­че­ски все серии вышли онлайн в один день — 30 апре­ля, за 11 дней до теле­ви­зи­он­ной пре­мье­ры. Неожи­дан­ный ход, сыг­рав­ший на руку попу­ляр­но­сти кино­ст­ри­мин­го­во­го сер­ви­са ВГТРК.

Соло­вец­кий лагерь, кото­рый с дав­них пор име­ет репу­та­цию испра­ви­тель­но­го заве­де­ния со стро­ги­ми поряд­ка­ми, в 1927 году зри­тель видит гла­за­ми отце­убий­цы Артё­ма Горя­и­но­ва (Евге­ний Тка­чук). Он при­бы­ва­ет на ост­ров, где комен­дант лаге­ря Эйх­ма­нис (Сер­гей Без­ру­ков) будет выко­вы­вать из него ново­го совет­ско­го чело­ве­ка. С само­го нача­ла сери­а­ла, с застав­ки, в сюжет вкрап­ля­ет­ся доку­мен­таль­ная съём­ка — при­езд заклю­чён­ных, их рабо­ты, заслу­жен­ный досуг, спор­тив­ные состязания.

Оби­тель в сери­а­ле — неод­но­знач­ное место. В один день геро­ев губят на непо­силь­ных тру­дах по коле­но в воде, бьют пал­ка­ми, рас­стре­ли­ва­ют за взгляд не так и не туда, в дру­гой день пред­ла­га­ют всту­пить в спор­тив­ную сек­цию, в тре­тий — сыг­рать в теат­ре, в чет­вёр­тый — посе­тить полу­под­поль­ный (санк­ци­о­ни­ро­ван­ный адми­ни­стра­ци­ей лаге­ря) свет­ский вечер осуж­дён­ных контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров. Лагерь осо­бо­го назна­че­ния уни­ка­лен сво­ей широ­кой куль­тур­ной программой.

Актёр­ский состав — силь­ная сто­ро­на сери­а­ла. Впе­чат­ля­ет Евге­ний Тка­чук в роли глав­но­го героя. Уди­ви­тель­но хоро­ша Алек­сандра Ребё­нок, сво­ей игрой вытя­нув­шая не самую вра­зу­ми­тель­ную любов­ную линию. Как все­гда хорош Сер­гей Без­ру­ков, вжив­ший­ся в роль фило­соф­ству­ю­ще­го манья­ка-комис­са­ра — и пафос­ный шёпот, и исте­рич­ные кри­ки наго­ня­ют ужаса.

В сери­а­ле очень мно­го отступ­ле­ний — где-то сюжет выхва­ты­ва­ет собы­тия про­шло­го (убий­ство отца Артё­ма), где-то пока­зы­ва­ет буду­щие собы­тия (рас­стрел Эйх­ма­ни­са в 1938 году), где-то меч­та­ния глав­но­го героя. О рабо­те над ролью чеки­ста в сери­а­ле «Оби­тель» отве­ча­ет Сер­гей Безруков:

«Это чело­век идей­ный, прин­ци­пи­аль­ный и дея­тель­ный, отдав­ший свою жизнь рево­лю­ции, кото­рый по-сво­е­му пони­ма­ет зна­че­ние благ для все­го чело­ве­че­ства. Таки­ми как раз были мно­гие люди, вер­шив­шие рево­лю­цию в 1917 году. Рабо­тая над ролью, я хотел „загля­нуть в гла­за“ это­му чело­ве­ку, когда в 1938 году он был при­го­во­рён к каз­ни. В фина­ле сво­ей жиз­ни он гово­рит, что: „Мы вро­де бы под­пи­са­ли заклю­чи­тель­ный дого­вор со смер­тью и всё дела­ли пра­виль­но“. И вот в этот страш­ный момент на его лице появ­ля­ет­ся какая-то без­за­щит­ная, бес­по­мощ­ная улыб­ка, сме­шок и мимо­лёт­ные вопро­сы: „Ну как же так? Что я сде­лал непра­виль­но? Поче­му всё так сложилось?“».

Про­ти­во­ре­чи­вый герой про­ти­во­ре­чи­во­го сери­а­ла. Пожа­луй, к этой исто­рии надо отно­сить­ся как к прит­че, как к ино­ска­за­нию, как к собра­нию сотен поло­ман­ных судеб, собрав­ших­ся под сво­да­ми древ­ней обители.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Белый снег», Premier

В 1997 году на чем­пи­о­на­те мира по лыж­ным гон­кам в нор­веж­ском горо­де Трон­хейм впер­вые в исто­рии лыж­но­го спор­та рос­сий­ская лыж­ни­ца Еле­на Вяль­бе (на экране Оль­га Лер­ман) заво­е­ва­ла пять золо­тых меда­лей из пяти воз­мож­ных. Король Нор­ве­гии (Лас­се Линдберг) при­гла­ша­ет спортс­мен­ку в коро­лев­ский дво­рец. Евро­пей­ский монарх зовёт Вяль­бе тре­ни­ро­вать нор­веж­скую лыж­ную коман­ду. Рос­сий­ская лыж­ни­ца вне­зап­но вспо­ми­на­ет весь свой труд­ный спор­тив­ный путь, кото­рый начи­на­ет­ся с ран­не­го дет­ства и закан­чи­ва­ет­ся зна­ме­на­тель­ным днём в Тронхейме.

Девоч­ка Лена из Мага­да­на (игра­ет Анге­ли­на Вяль­бе, внуч­ка чем­пи­он­ки Еле­ны) очень хочет стать лыж­ни­цей. Дес­по­тич­ная мать (Анна Уко­ло­ва) исте­ри­ка­ми и руга­нью пыта­ет­ся удер­жать доч­ку в семье. Бабуш­ку с дедуш­кой (Надеж­да Мар­ки­на и Фёдор Доб­ро­нра­вов соот­вет­ствен­но) пер­спек­ти­ва посто­ян­но­го отсут­ствия Лены тоже не пре­льща­ет, но уве­ще­ва­ния тре­не­ра Мак­си­мы­ча (Алек­сандр Устю­гов), его рас­ска­зы о боль­ших зар­пла­тах масте­ров спор­та и о спец­пай­ках на сбо­рах дела­ют своё дело — Лена начи­на­ет карьеру.

Пер­вая поло­ви­на филь­ма — лос­кут­ное оде­я­ло из несколь­ких зари­со­вок в раз­ные годы. Лена запи­сы­ва­ет­ся в спор­тив­ную сек­цию. Мать устра­и­ва­ет скан­дал. Дед слу­чай­но лома­ет фанер­ную сте­ну мага­дан­ско­го дома (сце­на, достой­ная дру­го­го про­из­ве­де­ния с Доб­ро­нра­во­вым — сери­а­ла «Сва­ты»).

Вто­рая поло­ви­на — прак­ти­че­ски то же самое. Еле­на влю­би­лась: на тре­ни­ров­ке она мило обща­ет­ся с эстон­ским пар­нем, кото­ро­го впер­вые пока­зы­ва­ют на экране. Тре­нер гово­рит, что­бы с ним она была акку­рат­нее. Потом бере­мен­ность, отказ от уча­стия в олим­пиа­де. Потом пошли победы…

Что ж, самое глав­ное, что реаль­ный про­то­тип, чем­пи­он­ка Еле­на Вяль­бе, кото­рая кста­ти и высту­па­ла соав­то­ром сце­на­рия, поло­жи­тель­но отре­цен­зи­ро­ва­ла фильм:

«Я когда смот­ре­ла лен­ту в пер­вый раз, поло­ви­ну филь­ма про­пла­ка­ла. Пото­му что там девя­но­сто девять про­цен­тов — правда».

Для зри­те­ля, кото­ро­го не вдох­нов­ля­ют речи вро­де «я рус­ская, я буду тре­ни­ро­вать толь­ко рос­сий­ских спортс­ме­нов, к вам, нор­веж­цам, я не пой­ду, пото­му что не могу смот­реть, когда рус­ские про­иг­ры­ва­ют», фильм «Белый снег» — скуч­ная и пред­ска­зу­е­мая кино­кар­ти­на, рас­тя­нув­ша­я­ся на два часа. «Белый снег» чист и прост и не остав­ля­ет после себя вопро­сов к размышлению.

Кро­ме одно­го: может, сто­ит оста­но­вить­ся с дра­ма­ми про спорт? Фильм про лыж­ни­ков — «Белый снег», фильм про спортс­ме­нов на конь­ках — «Лёд». А то давай­те доба­вим фильм про фут­бо­ли­стов — «Тра­ва», фильм про бильяр­ди­стов — «Зелё­ное сук­но», фильм про спор­тив­ную рыбал­ку — «Голу­бая вода»…

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Майор Гром: Чумной Доктор», Кинопоиск HD

В 2009 году на оте­че­ствен­ные экра­ны вышел фильм «Чёр­ная мол­ния». Это была роб­кая и немно­го наив­ная попыт­ка создать кино­ко­микс на рос­сий­ской поч­ве. Про­шли годы, и сту­дия Bubble, кото­рая созда­ла целую комикс-все­лен­ную, дошла до мыс­ли, что в их обой­ме есть несколь­ко исто­рий, кото­рые ждут экра­ни­за­ции. Нача­ли они с «Май­о­ра Грома».

Визу­аль­но и тех­ни­че­ски фильм без­упре­чен — на уровне миро­вых блок­ба­сте­ров. Все рек­ви­зи­то­ры, деко­ра­то­ры, опе­ра­то­ры, осве­ти­те­ли, супер­вай­зе­ры по гра­фи­ке и мон­та­жё­ры — про­фес­си­о­на­лы сво­е­го дела. Глаз раду­ет­ся дета­лям и раз­ма­ху про­ис­хо­дя­ще­го, заце­пить­ся не за что.

Люби­те­лям Север­ной сто­ли­цы будет чем насла­дить­ся во вре­мя про­смот­ра. Зна­ме­ни­тые ули­цы и зда­ния, впле­тён­ные в общий сюжет, не отвле­ка­ют вни­ма­ние от собы­тий, но и не заме­тить их невозможно.

Тихон Жиз­нев­ский, испол­ни­тель глав­ной роли, захва­тил всё вни­ма­ние зри­те­лей. Осталь­ные актё­ры тоже не оста­лись без ком­пли­мен­тов. Коли­че­ство чело­век, при­шед­ших 16 мая в Цен­траль­ный Дет­ский мага­зин на авто­граф-сес­сию, пре­вы­си­ло пять тысяч чело­век. Жела­ю­щие попасть на встре­чу запол­ни­ли не толь­ко несколь­ко эта­жей ЦДМ, но и при­ле­га­ю­щие к нему ули­цы. Коман­да филь­ма изви­ни­лась и пообе­ща­ла при­ду­мать что-нибудь, что­бы ком­пен­си­ро­вать фана­там неудоб­ства. В ито­ге суд на неде­лю закрыл ЦДМ после встре­чи с актё­ра­ми из «Май­о­ра Гро­ма». Уди­ви­тель­ное событие!

На VATNIKSTAN уже выхо­дил текст про эту кино­кар­ти­ну. Для даль­ней­ше­го чте­ния отсы­лаю вас к мате­ри­а­лу Евге­ния Белич­ко­ва, где автор рас­суж­да­ет о смыс­ле «Май­о­ра Гро­ма» и его посы­ле в идей­но-поли­ти­че­ской плоскости.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Уроки фарси», Кинопоиск HD

Миро­вая пре­мье­ра рос­сий­ско-немец­ко-бело­рус­ской кар­ти­ны состо­я­лась на 70‑м Бер­лин­ском кино­фе­сти­ва­ле, где вызва­ла про­дол­жи­тель­ные ова­ции пуб­ли­ки. Одна­ко во вре­мя гон­ки за «Оскар» лен­ту дис­ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли по тех­ни­че­ским при­чи­нам. Аме­ри­кан­ская ака­де­мия кине­ма­то­гра­фи­че­ских искусств и наук сня­ла кар­ти­ну с рас­смот­ре­ния, пото­му что она не соот­вет­ство­ва­ла тре­бо­ва­ни­ям, соглас­но кото­рым боль­шин­ство твор­че­ских пози­ций в филь­ме долж­ны зани­мать жите­ли стра­ны, подав­шей заявку.

Кино­лен­та рас­ска­зы­ва­ет необыч­ную худо­же­ствен­ную исто­рию, кото­рая про­изо­шла во вре­мя холо­ко­ста: ока­зав­ший­ся в конц­ла­ге­ре еврей (Нау­эль Перес Бис­ка­ярт) выда­ёт себя за пер­са. По слу­чай­но­му сов­па­де­нию немец­кий офи­цер, заве­ду­ю­щий кух­ней (Ларс Айдин­гер, играв­ший Нико­лая II в «Матиль­де»), как раз ищет себе носи­те­ля пер­сид­ско­го язы­ка, что­бы выучить фар­си и после вой­ны уехать зани­мать­ся ресто­ран­ным биз­не­сом к бра­ту в Теге­ран. Не зная пер­сид­ский, узник начи­на­ет при­ду­мы­вать свой «фар­си», фаль­ши­вый язык, что­бы остать­ся в живых.

Фильм, пус­кай и не засве­тив­ший­ся в Гол­ли­ву­де, сде­лан по типич­ным гол­ли­вуд­ским лека­лам. Каж­дая быто­вая деталь тут не слу­чай­на, каж­дое ружьё выстре­ли­ва­ет. Наси­лие убе­ди­тель­но, грязь в меру непри­ят­на и нату­ра­ли­стич­на. Вадим Перель­ман, режис­сёр филь­ма, подроб­но изу­чал фак­ту­ру. Экран­ный конц­ла­герь создан по обра­зу несколь­ких реаль­ных лаге­рей — воро­та из Бухен­валь­да, бара­ки из Нацвейлера-Штрутгофа.

Почти весь фильм постро­ен на дуэ­ли двух лич­но­стей — заклю­чён­но­го еврея-учи­те­ля и все­власт­но­го арий­ца-уче­ни­ка. Ужа­сы холо­ко­ста при­сут­ству­ют в филь­ме пунк­тир­но, но очень мет­ко. Един­ствен­ный кадр, где с высо­ты пти­чье­го полё­та вид­на гора голых мёрт­вых тел, ком­мен­ти­ру­ет режис­сёр Вадим Перельман:

«Этот кадр пока­зы­ва­ет, что под небом — смерть, хотя мы не видим её в каж­дой сцене, но чув­ству­ем её. Кадр изда­ле­ка, пото­му что я хочу отда­лить­ся от это­го наси­лия, заявить, но не погру­жать в него бук­валь­но. Поэто­му здесь кадр свер­ху оправ­дан. Мы уже виде­ли ужа­сы холо­ко­ста в дру­гих худо­же­ствен­ных и доку­мен­таль­ных филь­мах на эту тему. Поэто­му в „Уро­ках фар­си“ я решил намек­нуть, но не пока­зы­вать. Это сво­е­го рода спо­соб пока­зать ужас без ужаса».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Турист», Okko

С быст­ро­той пуле­мёт­ной оче­ре­ди отстре­ли­ва­ют­ся началь­ные тит­ры. Про­чи­тать без пауз невоз­мож­но (чай не на ТВ смот­ри­те, на кла­ви­а­ту­ре про­бел най­дё­те), а ведь это пол­но­цен­ное введение!

Фильм снят про­дю­сер­ской коман­дой НТВ. Цен­траль­но­аф­ри­кан­ская Рес­пуб­ли­ка и Рос­сий­ская Феде­ра­ция с 2018 года рабо­та­ют по дого­во­ру о воен­ном сотруд­ни­че­стве. В стра­ну, раз­ры­ва­е­мую изнут­ри бан­дит­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми, на мно­го­ме­сяч­ные коман­ди­ров­ки отправ­ля­ют­ся рос­сий­ские воен­ные инструк­то­ры. В реаль­ной жиз­ни рус­ский воен­ный кон­тин­гент стро­го соблю­да­ет поло­же­ния резо­лю­ции Сове­та Без­опас­но­сти ООН. Но авто­ры филь­ма забла­го­вре­мен­но пре­ду­пре­жда­ют, что все несо­от­вет­ствия с резо­лю­ци­ей явля­ют­ся худо­же­ствен­ным вымыслом.

За тит­ра­ми сле­ду­ет кри­вая пере­стрел­ка. Рус­ско­го­во­ря­щие бой­цы, руга­ясь, отстре­ли­ва­ют­ся от тол­пы тем­но­ко­жих повстан­цев. Если при­гля­деть­ся, вою­ют (игра­ют в филь­ме) толь­ко перед­ние ряды напа­да­ю­щих. Ста­ти­сты на фоне, набран­ные из мест­ных, про­сто сто­ят во весь рост под пуле­мёт­ным огнём. Эти же сце­ны нам пока­жут в сере­дине филь­ма зано­во. Зачем? Спер­ва надо узнать, что было за несколь­ко дней до…

Декабрь 2020 года. На рус­скую базу при­бы­ва­ют новые силы. Сре­ди них — быв­ший сотруд­ник поли­ции, 27-лет­ний Гри­ша Дмит­ри­ев (Вла­ди­мир Пет­ров). Тем вре­ме­нем, ситу­а­ция в рес­пуб­ли­ке обост­ря­ет­ся — гря­дут пре­зи­дент­ские выбо­ры, на кото­рых дол­жен выиг­рать дей­ству­ю­щий пра­ви­тель. Неза­кон­ные воору­жён­ные фор­ми­ро­ва­ния при под­держ­ке нена­зван­но­го евро­пей­ца моби­ли­зо­вал экс-пре­зи­дент, не допу­щен­ный до выбо­ров. Несколь­ко груп­пи­ро­вок мятеж­ни­ков впер­вые объ­еди­ни­ли свои силы с целью госу­дар­ствен­но­го переворота.

Излиш­ний пафос, неха­риз­ма­тич­ный зло­дей, оби­лие пат­ри­о­ти­че­ских реплик не к месту, кари­ка­тур­ные кук­ло­во­ды с запа­да — всё смот­рит­ся как про­ект­ный выпуск для нтвш­но­го сери­а­ла. В филь­ме непо­нят­но, кто за кого и где вою­ет, невнят­ные так­ти­че­ские кар­ты и внут­ри­кад­ро­вые тит­ры с опи­са­ни­ем гео­гра­фи­че­ских мест далё­кой Цен­траль­но­аф­ри­кан­ской рес­пуб­ли­ки толь­ко пута­ют. Посто­ян­но зачем-то зри­те­лю пока­зы­ва­ют ком­пас. На, мол, раз­би­рай­ся сам, почув­ствуй себя в шку­ре вои­нов-осво­бо­ди­те­лей. Ведь имен­но им коман­да НТВ пода­ри­ла фанер­ную исто­рию с фанер­ны­ми персонажами.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Сахаров. Две жизни», Kion

21 мая, в день сто­ле­тия зна­ме­ни­то­го на весь мир учё­но­го и пра­во­за­щит­ни­ка Андрея Дмит­ри­е­ви­ча Саха­ро­ва в онлайн-кино­те­ат­ре Kion от мобиль­но­го опе­ра­то­ра МТС вышел доку­мен­таль­но-игро­вой фильм Ива­на Проску­ря­ко­ва и Рома­на Супера «Саха­ров. Две жиз­ни». Если про­дол­жать идею игры с назва­ни­я­ми, то эту кар­ти­ну с отсыл­кой к Стен­ли Куб­ри­ку мож­но назвать «Док­тор Саха­ров, или Как я пере­стал боять­ся и воз­не­на­ви­дел атом­ную бомбу».

Фильм «осно­ван на реаль­ных собы­ти­ях и сло­вах», как сооб­ща­ет­ся в началь­ных тит­рах. Повест­во­ва­ние ведёт­ся от пер­во­го лица, а рас­сказ­чи­ком высту­па­ет сам Андрей Саха­ров. Его роль бле­стя­ще испол­ня­ет актёр Алек­сей Усоль­цев, кото­рый копи­ру­ет сбив­чи­вую инто­на­цию и тембр голо­са сво­е­го героя, внеш­ность и дви­же­ния. Пря­мая речь ака­де­ми­ка в филь­ме скла­ды­ва­ет­ся из цитат видео­ин­тер­вью, вос­по­ми­на­ний учё­но­го, издан­ных в его трёх­том­ных мему­а­рах, из рас­сек­ре­чен­ных архи­вов КГБ.

Исто­рия Саха­ро­ва делит­ся на две части: пер­вая жизнь — рабо­та Саха­ро­ва над водо­род­ной бом­бой, а вто­рая — это его пра­во­за­щит­ная дея­тель­ность, по филь­му — попыт­ка иску­пить гре­хи рабо­ты над «изде­ли­ем» (имен­но так ака­де­мик про­сит назы­вать водо­род­ную бом­бу). В филь­ме пред­став­лен не сплош­ной моно­лог, авто­ры доба­ви­ли ака­де­ми­ку неви­ди­мую собе­сед­ни­цу — совесть. Голо­сом Чул­пан Хама­то­вой она обра­ща­ет­ся к Саха­ро­ву как к очень близ­ко­му чело­ве­ку, на «ты» (он к ней все­гда на «вы»), зада­ёт ему неудоб­ные вопро­сы, выпы­ты­ва­ет сокро­вен­ное, всту­па­ет с ним в спор, ино­гда откры­то мучает.

Про­шлые кино­ра­бо­ты твор­че­ской коман­ды тоже стро­и­лись на диа­ло­гах, вос­со­здан­ных по мему­а­рам и доку­мен­таль­но запи­сан­ных само­сто­я­тель­но. О рабо­те над «сове­стью» рас­ска­зы­ва­ет сце­на­рист про­ек­та Роман Супер:

«Вопро­сы, кото­рые в кино зада­ёт ему совесть-Чул­пан, это те вопро­сы, кото­ры­ми Саха­ров себя тер­зал сам. Поэто­му этот раз­го­вор на самом деле не такой уж и при­ду­ман­ный, как может пока­зать­ся. Почти все­ми эти­ми вопро­са­ми так или ина­че Саха­ров зада­вал­ся в мему­а­рах, пытал­ся на них ответить.

Сна­ча­ла в сце­на­рии это был раз­го­вор с услов­ным совре­мен­ным жур­на­ли­стом, кото­рый из сего­дняш­не­го дня зада­ёт вопро­сы чело­ве­ку из века про­шло­го. А потом мы с Иго­рем Миши­ным, про­дю­се­ром, реши­ли, что чело­век, кото­рый обща­ет­ся с жур­на­ли­стом, даже если у них дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, всё рав­но на 100% не может быть откро­вен­ным, он всё рав­но юлит. И мы убра­ли жур­на­ли­ста и при­ду­ма­ли раз­го­вор бук­валь­но с самим собой».

Прак­ти­че­ски бес­шов­но в сыг­ран­ный сюжет встра­и­ва­ют­ся тыся­чи доку­мен­таль­ных мате­ри­а­лов: семей­ные фото, газет­ные вырез­ки, новост­ные теле­ма­те­ри­а­лы, при­жиз­нен­ные интер­вью, спец­съём­ка КГБ, выступ­ле­ния на пуб­ли­ке. Фильм смот­рит­ся с боль­шим инте­ре­сом. Мно­го­крат­но, и из-за наме­рен­но­го при­вне­се­ния дета­лей быта XXI века, и из-за реаль­ной поли­ти­че­ской ситу­а­ции, во вре­мя про­смот­ра кажет­ся, что пока­зы­ва­ют исто­рию героя из совре­мен­ной Рос­сии. В одном из интер­вью сце­на­рист про­ек­та Роман Супер обра­ща­ет­ся к моло­до­му поко­ле­нию с надеждой:

«Наша глав­ная мис­сия — что­бы наши дети не толь­ко Мор­ген­штер­на обсуж­да­ли в курил­ках, но и стран­но­го, кар­та­вя­ще­го, чуда­ко­ва­то­го деда, кото­рый спас эту пла­не­ту от ядер­ной войны».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


Читай­те так­же «Шекс­пир, Высоц­кий и чума. Евро­пей­ское Сред­не­ве­ко­вье в совет­ских фильмах».

Поделиться