«С виду шут, но в душе — король»: роль «КиШа» в российской музыке

Сего­дня, 2 мар­та, «Кино­по­иск» выпус­ка­ет сери­ал «Король и Шут» об одно­имён­ной панк-груп­пе, рас­пав­шей­ся после смер­ти фронт­ме­на Миха­и­ла «Горш­ка» Гор­ше­нё­ва в 2013 году. Исто­рия «КиШа», начав­ша­я­ся в леген­дар­ном клу­бе «Там-там», а закон­чив­ша­я­ся ста­ди­о­на­ми, похо­жа на типич­ную сказ­ку «из гря­зи в кня­зи». Для одних это бас­ня о про­да­же панк-рока и рож­де­нии «гов­на­рей», для дру­гих — повесть о послед­ней по-насто­я­ще­му народ­ной группе.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о том, какое место зани­ма­ет «Король и Шут» в куль­ту­ре Рос­сии и при чём тут «Наше радио», «Граж­дан­ская обо­ро­на» и «Сек­тор Газа».

«Король и Шут». 1996 год

В парал­лель­ной или ска­зоч­ной все­лен­ной 2023 год стал годом окон­ча­тель­ной кано­ни­за­ции «Коро­ля и Шута». Един­ствен­ная при­чи­на, поче­му это­го не про­изо­шло в нашей все­лен­ной, — оче­вид­ный упор СМИ на поли­ти­че­скую повест­ку послед­ние 12 меся­цев. Слож­но пред­ста­вить, что при иных обсто­я­тель­ствах в год 50-летия со дня рож­де­ния Кня­зя и Горш­ка, деся­ти­ле­тия с момен­та смер­ти послед­не­го и под стать выхо­ду бай­о­пик-сери­а­ла о груп­пе медиа упу­сти­ли бы шанс пого­во­рить о «КиШе» как об ещё одной «народ­ной скре­пе». Тем более, учи­ты­вая, что о Лето­ве и даже Мамо­но­ве — двух глав­ных ико­нах рус­ско­го-рока ушед­ших после 2000‑х — наго­во­ри­ли уже столь­ко, что оче­ред­ной пере­сказ жиз­ни этих (не) заме­ча­тель­ных людей едва ли нужен.

К тому же что Летов, что Мамо­нов так или ина­че не были обде­ле­ны вни­ма­ни­ем в уста­нав­ли­ва­ю­щих трен­ды СМИ вро­де «Афи­ши», чего не ска­жешь о «Коро­ле и Шуте». Что весь­ма иро­нич­но: рабо­тая как бы на более мар­ги­наль­ную ауди­то­рию, «КиШ» тем не менее был уж точ­но попу­ляр­ней «Зву­ков Му», осо­бен­но в нулевые.

Хотя что зна­чит «был»? Не то что­бы «Король и Шут» утра­ти­ли попу­ляр­ность. Судя по послед­ним рекор­дам дав­но почив­шей груп­пы, дело обсто­ит наобо­рот: два года назад их пес­ни замет­но под­ня­лись в топах чар­тов. Осо­бен­но «Кук­ла кол­ду­на» — трек зале­тел в десят­ку «Спо­ти­фая», а теле­грам-канал «Тихое место» даже запу­стил флеш­моб в его под­держ­ку. Попу­ляр­ность «шутов» в «Спо­ти­фае» и «Яндекс.музыке» объ­яс­ни­ма тем, что обе пло­щад­ки кишат не толь­ко носталь­ги­ру­ю­щи­ми «киши­ста­ми», но и новы­ми слу­ша­те­ля­ми, открыв­ши­ми для себя попу­ляр­ную музы­ку уже после смер­ти Горшка.

Миха­ил «Гор­шок» Гор­ше­нёв. Нача­ло 2000‑х годов

То есть какая-ника­кая, но реани­ма­ция «Коро­ля и Шута» име­ет место. И всё же до сих пор Гор­шок и «КиШ» для мно­гих ассо­ци­и­ру­ют­ся со всем нена­вист­ным в рус­ской музы­ке. Похо­жую судь­бу раз­де­лял и Летов. Одна­ко вре­мя выле­чи­ва­ет даже самые кли­ни­че­ские помут­не­ния разу­ма, и спра­вед­ли­вость в отно­ше­нии Иго­ря Фёдо­ро­ви­ча вос­тор­же­ство­ва­ла. Если рань­ше пле­вать­ся в сто­ро­ну «Граж­дан­ской обо­ро­ны» было при­зна­ком хоро­ше­го вку­са, то сего­дня это в луч­шем слу­чае про­во­ка­ция, в худ­шем — моветон.

Впро­чем, сло­во «спра­вед­ли­вость» не самое под­хо­дя­щее — у «ГрО­ба» попро­сту слег­ка сме­ни­лась ауди­то­рия, когда в деся­тых его успеш­но при­сво­и­ли себе либе­ра­лы. В честь «ГО» запи­сы­ва­ли три­бью­ты музы­кан­ты, кото­рых так или ина­че лоб­би­ро­ва­ли либе­раль­ные медиа, а куль­тур­ная бур­жу­а­зия, напри­мер, в лице Солод­ни­ко­ва при­ня­лась напря­гать лбы, гадая по его сти­хам. Ниче­го уди­ви­тель­но­го: ядро пуб­ли­ки Лето­ва все­гда нахо­ди­лось на пери­фе­рии люм­пе­ни­зи­ро­ван­ной интел­ли­ген­ции и интел­ли­ген­ству­ю­щих люм­пе­нов, поэто­му попа­да­ние на рада­ры к либе­ра­лам было ско­рее логич­ным. А вот с «Коро­лём и Шутом» дело обсто­ит ина­че. Харак­тер­но заме­ча­ние музы­каль­но­го кри­ти­ка Андрея Бухарина:

«Про [„КиШ“] один извест­ный в своё вре­мя либе­раль­ный жур­на­лист как-то обро­нил мимо­хо­дом: „Это, конеч­но, всё пре­крас­но, но они же наши клас­со­вые враги“».

Кон­церт «Коро­ля и Шута». Смо­ленск. 2001 год

В мас­со­вом созна­нии «КиШ» услов­но зани­ма­ют место меж­ду «Сек­то­ром Газа» и «Граж­дан­ской обо­ро­ной». Место, надо заме­тить, крайне выгод­ное. До воз­об­нов­ле­ния инте­ре­са к «Обо­роне» едва ли дру­гая рус­ская груп­па ассо­ци­и­ро­ва­лась со сло­вом «панк» боль­ше, чем «Король и Шут». При этом фор­маль­но «шуты» име­ют отно­ше­ние к панк-року гораз­до боль­шее, чем заум­ный Летов, пред­по­чи­тав­ший 60‑е всем CBGB и «Там-тамам». Иро­ке­зы, нашив­ки и угар — сколь кли­ши­ро­ван­ный образ пан­ка, столь и лако­нич­но опи­сы­ва­ю­щий стиль «КиШа». В этом перечне не хва­та­ет раз­ве что излюб­лен­ных груп­пой фэн­те­зий­ных моти­вов. Соб­ствен­но, из-за них же «Король и Шут» до сих пор счи­та­ют­ся груп­пой для «неум­ных» людей. Летов в этом смыс­ле был более удоб­ным для все­об­ще­го при­ня­тия, пото­му что его сно­вид­че­ские откро­ве­ния лег­че под­да­ва­лись интер­пре­та­ции: одну и ту же пес­ню, в том чис­ле из-за инто­на­ци­он­ной неод­но­знач­но­сти, мог­ли вос­при­нять за свой гимн как левые и пра­вые, так и либералы.

Совсем дру­гое дело «шутов­ские» «стра­шил­ки и бай­ки, как буд­то заим­ство­ван­ные у сред­не­ве­ко­вых гус­ля­ров». Тут, во-пер­вых, при­хо­дит­ся иметь дело со сто­ри­тел­лин­гом, а зна­чит, откры­тость для трак­то­вок раз­ной пуб­ли­кой сужа­ет­ся. Во-вто­рых, пес­ни о мужи­ках, поеда­ю­щих мясо, или цели­тель­ной силе рома каза­лись как бы чем-то незна­чи­тель­ным, «низ­ким» и «тупым» на фоне усоп­ших Лени­нов и дрем­лю­щих Мая­ков­ских. Тем-то и обу­слов­ле­но игно­ри­ро­ва­ние «КиШа» как зако­но­да­те­ля­ми мод, так и пуб­ли­кой, что кичит­ся куль­тур­ным бэкграундом.

Зато имен­но это и род­ни­ло «шутов» с «Сек­то­ром Газа». Сам Гор­шок Хоя не силь­но жало­вал, пред­по­чи­тая того же Лето­ва (кото­рый отве­чал ему вза­им­но­стью), но всё же в мейн­стри­ме не было двух дру­гих банд, столь близ­ких если не по фор­маль­ным при­зна­кам, то уж точ­но по роли в обще­стве. Обе груп­пы неслу­чай­но очень люби­мы «про­стым» наро­дом — а кто ещё давал людям отдох­нуть с таким упо­е­ни­ем? Ника­кой пате­ти­ки, натуж­ной дра­мы, «над­лом­лен­но­сти» и тем более заиг­ры­ва­ний с опе­ра­то­ра­ми куль­ту­ры — ни «Сек­тор», ни «КиШ» осо­бо не забо­ти­ло, что они не попа­дут в услов­ный «куль­тур­ный канон». Оче­вид­но, все­на­род­ная любовь их вол­но­ва­ла больше.

Но в отли­чие от «Сек­то­ра Газа», «Король и Шут» был гео­гра­фи­че­ски цен­тра­ли­зо­ван и изна­чаль­но обла­дал боль­шим потен­ци­а­лом к попу­ляр­но­сти. В первую оче­редь из-за фак­тур­но­го и неза­бы­ва­е­мо­го (все­ми с дет­ства) обра­за. Кре­а­тив­ный дирек­тор «Наше­го радио» Андрей Клю­кин говорил:

«Мы смот­ре­ли на запад­ные образ­цы и там виде­ли про­дук­ты для детей. Kiss выпус­ка­ет игруш­ки, напри­мер. Яркий образ, кото­рый поня­тен и моло­дым и ста­рым, создал толь­ко „КиШ“».

И всё же от одно­го обра­за было бы мало тол­ку, если бы груп­па была обде­ле­на талан­том. А талант был, и был недю­жин­ный, хочет это при­зна­вать услов­ный интел­ли­гент или нет. Если прям по заслу­гам, «Король и Шут» были одной из самых зажи­га­тель­ных рус­ских шоу-групп, спо­соб­ных нату­раль­но рас­ка­чать стадион.

Поклон­ни­кам вся­ко­го лон­дон­ско­го эстет­ства сто­ит знать, что Джон Робб, исто­рик англий­ско­го пан­ка и ман­че­стер­ской сце­ны, крайне высо­ко отзы­вал­ся о кон­цер­том талан­те «шутов», с кото­ры­ми ему дове­лось одна­жды сыг­рать. Плюс они уме­ли писать въед­ли­вые пес­ни, обла­да­ли мело­ди­че­ским чутьём и вооб­ще отда­лен­но напо­ми­на­ли Ramones — в том смыс­ле, что были теми ещё хули­га­на­ми, но стре­ми­лись стать звёз­да­ми. И стали.

Кон­церт «КиШа» в клу­бе «Гора». Санкт-Петер­бург. При­мер­но сере­ди­на 1990‑х. Фото Джор­джа Гуницкого

Слож­но спо­рить с тем, что «КиШ» до сих пор ассо­ци­и­ру­ет­ся с тол­пой пан­ков, зна­ю­щих о панк-куль­ту­ре мень­ше рай­он­но­го забул­ды­ги. Соб­ствен­но, на тупиз­ну ауди­то­рии жало­вал­ся и Горшок:

«Я пуб­ли­ку свою нена­ви­жу, хочу чистить её. Ты посмот­ри, какие деби­лы! Поче­му мы хотим сей­час доро­гие биле­ты сде­лать? Мы хотим убрать неко­то­рую пуб­ли­ку. Про­тив­ную нам, кол­хо­за не долж­но быть… И в музы­ке нуж­но раз­би­рать­ся. Есть такая про­слой­ка моло­дё­жи типа Amatory — так там неува­же­ние к Джи­му Мор­ри­со­ну. Вы чего, вооб­ще ****** [обал­де­ли]? Они не зна­ют, что такое The Doors!»

Миха­ил Гор­ше­нёв с поклон­ни­ка­ми. Нача­ло 2000‑х годов. Фото Алек­сандра Гроусса

Что ж, Гор­шок неод­но­крат­но гово­рил, что зачи­ты­вал­ся тру­да­ми Кро­пот­ки­на и Баку­ни­на, да и зару­беж­ные изыс­ки вро­де Siouxsie & The Banshees ему не были чуж­ды. Но в музы­ке «Коро­ля и Шута» всё это едва ли чув­ство­ва­лось, да и вряд ли тре­бо­ва­лось все­воз­мож­ным роле­ви­кам, суще­ствен­но попол­нив­шим ауди­то­рию груп­пы, — им пода­вай сказ­ки про Суи­ни Тод­да. Да и потом, к доб­ру или худу, но пер­фор­ма­тив­но и музы­каль­но «Король и Шут» нико­гда ради­каль­но не мен­лись (поло­жа руку на серд­це, силь­но ли повли­я­ли на саунд груп­пы оркест­ро­вые аран­жи­ров­ки и аку­сти­че­ские инстру­мен­ты в позд­ний пери­од?), а уж хит­ро­ум­ный пост­панк не игра­ли отро­ду. И, ско­рее все­го, к доб­ру: если исхит­рить­ся и пред­ста­вить, что «КиШ» ста­ли умни­чать, то это тоже мож­но было счесть опре­де­лён­ной про­да­жей — если не панк-рока вооб­ще, то уж точ­но соб­ствен­ной аутентичности.

В про­да­же панк-рока же их обви­ня­ли все: и пан­ки, при­гвож­дён­ные к род­ным под­ва­лам, и интел­лек­ту­аль­ная бур­жу­а­зия, буд­то бы зна­ю­щая хоть что-то об этой куль­ту­ре, и взра­щи­ва­е­мая ей ауди­то­рия, пола­гав­шая насто­я­щим пан­ком всё «забу­гор­ное», а мест­ное — от Лето­ва до Кня­зя с Горш­ком — при­ме­ром «пло­хо­го вку­са». Нра­вит­ся это хули­те­лям или нет, но «КиШ» ока­за­лись в мейн­стри­ме никак себе не изме­нив. Они про­сто ста­ли зна­чи­тель­но попу­ляр­нее. И всё.

Князь и Гор­шок на радио. 2001 год

Груп­па учи­лась летать, уже прыг­нув со ска­лы, но в ито­ге совер­ши­ла кру­тое пике и взле­те­ла дей­стви­тель­но высо­ко — не в послед­нюю оче­редь из-за «Наше­го радио». Как толь­ко «КиШ» попа­ли в рота­цию, их попу­ляр­ность мигом под­ско­чи­ла: если преж­де «шутов» слу­ша­ли толь­ко в цен­тре стра­ны, то теперь они ста­ли дей­стви­тель­но мас­со­вой группой.

После смер­ти Горш­ка, Миха­ил Козы­рев с раз­го­на заявил:

«Я не пони­мал все эти годы, когда на вер­ши­нах чар­тов радио­стан­ций, кото­ры­ми я руко­во­дил, были их пес­ни, я не пони­мал, как люди не могут вру­бить­ся, что это фан­та­сти­че­ский кол­лек­тив и это очень талантливо».

Одна­ко сто­ит вне­сти ремар­ку, что сам Козы­рев сна­ча­ла отка­зы­вал «КиШу» в рота­ции. Про­дю­сер оправ­ды­вал это тем, что ждал под­хо­дя­щую пес­ню, но есть осно­ва­ния счи­тать, что он слег­ка кри­вил душой. По сло­вам Юрия Сапры­ки­на, пер­вые новые име­на, откры­тые «Нашим радио», шли в пост­му­мий­трол­лев­ском брит-попо­вом фар­ва­те­ре, но всё изме­ни­ли фокус-груп­пы, мне­нию кото­рых Козы­рев отда­вал осо­бое пред­по­чте­ние. И тогда ста­ло понят­но, что ауди­то­рии нуж­ны «Ария» и «Король и Шут».

Такой пово­рот, с одной сто­ро­ны, может пока­зать­ся ува­жи­тель­ным по отно­ше­нию к наро­ду. Мол, Козы­рев поста­вил во гла­ву угла не соб­ствен­ные вку­сы, а обще­ствен­ное тре­бо­ва­ние. Это гово­рит о том, что и до «Наше­го радио» «шуты» ста­ли как мини­мум сто­лич­ным фено­ме­ном, кото­рый уже было невоз­мож­но игно­ри­ро­вать. Но если получ­ше разо­брать­ся, то ста­нет ясно, что в эфир попа­да­ли толь­ко те груп­пы, кото­рые про­хо­ди­ли неглас­ную цен­зу­ру. Как писал Иван Белец­кий в кни­ге «Хоть гла­зоч­ком загля­нуть бы»:

«[В эфи­ре ] было место и метал­лу (не тяже­лее „Арии“), и панк-року (не ради­каль­нее „НАИ­Ва“), и полу­бар­дов­ским пес­ням под гита­ру (не более суб­куль­тур­но окра­шен­ным, чем Мака­ре­вич)… пред­ста­ви­те­ли суб­куль­тур­ных музы­каль­ных сцен мог­ли стать
частью про­ек­та толь­ко после „обмейн­стрим­ли­ва­ния“, ухо­да с орби­ты локаль­ных и жан­ро­во опре­де­лён­ных музы­каль­ных сцен, как слу­чи­лось с „Коро­лём и Шутом“ или „Тара­ка­на­ми“».

Гор­шок, окру­жён­ный репо­пор­тё­ра­ми. Фести­валь «Наше­ствие». 2001 год

В таком слу­чае что меж­ду ними обще­го? В чём заклю­ча­ет­ся это «обмейн­стрим­ли­ва­ние»? На оба вопро­са ответ один: апо­ли­тич­ность. Но если неко­то­рые груп­пы дей­стви­тель­но усту­пи­ли фор­ма­ту, то «Король и Шут» под­хо­ди­ли ему ещё на ран­них ста­ди­ях, когда гре­ме­ли в сте­нах «Там-тама». С их эска­пист­ски­ми исто­ри­я­ми, раз­гуль­ны­ми моти­ва­ми и оче­вид­ным упо­ром на шоу, они неслу­чай­но ста­ли одни­ми из глав­ных юни­тов «Наше­го радио», да настоль­ко, что впо­след­ствии лич­ные кон­флик­ты груп­пы с Козы­ре­вым обса­сы­ва­лись все­ми. «Король и Шут» не мог­ли «про­дать­ся» мейн­стри­му про­сто пото­му, что изна­чаль­но отве­ча­ли всем его требованиям.

Козы­рев, таким обра­зом, согла­ша­ясь на вклю­че­ние «КиШ» в эфир, пере­сту­пил мак­си­мум через соб­ствен­ные эсте­ти­че­ские кон­вен­ции. В осталь­ном же игно­ри­ро­вать «Король и Шут» изна­чаль­но не было ника­ко­го смыс­ла — груп­па роди­лась и умер­ла в одной и той же ипо­ста­си, пол­но­стью под­хо­дя­щей фор­ма­ту «Наше­го радио». Все раз­го­во­ры о «про­даж­но­сти» и том, что пост­ко­зы­рев­ские «КиШ» — это поп-панк, боль­ше сооб­ща­ют о кри­ти­ках, чем о группе.

И хотя в ито­ге Козы­рев гово­рил, что «…несо­по­ста­ви­мо боль­ше мы дали груп­пе „Король и Шут“, чем груп­па „Король и Шут“ — „Наше­му радио“, без кото­рой оно совер­шен­но спо­кой­но дол­го мог­ло бы обхо­дить­ся», исто­рия пока­за­ла, что их отно­ше­ния были зна­чи­тель­но более симбиотическими.

«КиШ» объ­ек­тив­но мож­но кри­ти­ко­вать толь­ко за то, за что и «Наше радио» с про­чей эска­пист­ской поп-куль­ту­рой нуле­вых: за отсут­ствие рефлек­сии о войне, раз­вя­зан­ной скин­хе­да­ми на ули­цах, Чечне и скры­том нео­ли­бе­раль­ном уже­сто­че­нии. Но отнюдь не за фэн­те­зий­ную тема­ти­ку и ста­ди­он­ный мас­штаб. В этом они дают фору совре­мен­ной панк-груп­пе, так и не выбрав­шей­ся за пре­де­лы локаль­но­го боло­та. Какой? Назо­ви­те любую.

Отдых во вре­мя кон­цер­та. 1999 год

Читай­те так­же «Пога­ная моло­дёжь: глав­ные панк-груп­пы в исто­рии Рос­сии».

Поделиться