«Слушал Пса? Попса!» Московские панки 1990—2000‑х — о Егоре Летове

Сего­дня Егор Летов — фигу­ра из мра­мо­ра, про кото­рую либо хоро­шо, либо очень хоро­шо. Его пес­ни игра­ют оркест­ры, его име­нем чуть не назва­ли аэропорт.

Меж тем мос­ков­ские пан­ки 1990‑х и 2000‑х не толь­ко цени­ли твор­че­ство Иго­ря Фёдо­ро­ви­ча и испы­ты­ва­ли его вли­я­ние, но и про­зва­ли Псом, руга­ли за поп­со­вость и меч­та­ли подёр­гать за боро­ду, что совре­мен­ным фана­там осно­ван­ной в 1984 году леген­дар­ной «Граж­дан­ской обо­ро­ны» навер­ня­ка пока­жет­ся чудо­вищ­ным кощун­ством. Одна­ко и это — часть рос­сий­ской исто­рии, в кото­рой Летов фигу­ри­ро­вал не как сим­вол и кумир, а как живой про­ти­во­ре­чи­вый человек.

Пере­ли­сты­ва­ем клас­си­че­ский труд Фелик­са Сан­да­ло­ва «Фор­мей­шен. Исто­рия одной сце­ны», оста­нав­ли­ва­ясь на самых ярких цита­тах, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся Егор Летов.

Егор Летов в Москве. Источ­ник

Ска­чай­те книж­ку «Фор­мей­шен» на сай­те интер­нет-вест­ни­ка «Крот» — это легаль­но и бес­плат­но. Открой­те её, нажми­те Ctrl+F, вве­ди­те в окне поис­ка «Летов». Целых 120 упо­ми­на­ний — это мно­го, осо­бен­но для кни­ги, кото­рая фор­маль­но к Иго­рю Фёдо­ро­ви­чу отно­ше­ния не имеет.

Отбрось­те слу­чай­ные пере­се­че­ния типа сло­ва «звез­до­лё­ты» в роди­тель­ном паде­же (хотя хоро­шая была бы фами­лия — Звез­до­ле­тов — да?) Оста­нет­ся где-то плюс-минус 100 сов­па­де­ний на 550 стра­ниц тек­ста. Всё рав­но порядочно.

Итак, нача­ло кни­ги — ран­ние 1990‑е. Илья «Сан­тим» из групп «Бан­да четы­рёх» и «Резер­ва­ция здесь» меж­ду делом замечает:

«За пло­хие сло­ва о Высоц­ком мож­но было от Усо­ва полу­чить с намно­го боль­шей веро­ят­но­стью, чем за пло­хие сло­ва о Летове».

Борис Усов — лидер леген­дар­но­го панк-ансам­бля «Соло­мен­ные ено­ты» и, по суще­ству, глав­ный герой «Фор­мей­ше­на». При­ме­ча­тель­но, что в пред­став­лен­ной систе­ме куль­тур­ных цен­но­стей (если верить Сан­ти­му) Летов и Высоц­кий — фигу­ры одно­го поряд­ка, при­чём пред­по­чте­ние мос­ков­ский панк-гуру отда­ёт последнему.

Впро­чем, далее соос­но­ва­тель «Ено­тов» и друг дет­ства Усо­ва, Борис «Руд­кин» Гри­шин вспо­ми­на­ет, что, когда он про­хо­дил служ­бу в армии, Усов писал ему в пись­мах о сибир­ских, пре­иму­ще­ствен­но тюмен­ских рок-музы­кан­тах, отзы­ва­ясь о них с восторгом:

«Одна­жды, в армии, мне при­хо­дит от Усо­ва пись­мо — „я схо­дил на кон­церт и уви­дел там „Граж­дан­скую обо­ро­ну“, Янку Дяги­ле­ву и Ника Рок-н-рол­ла, это кру­че все­го на свете“». <…>

«Пер­вое, что Усов мне дал по воз­вра­ще­нии, — это кас­се­ты Ника Рок-н-рол­ла с „Лоли­той“, „Граж­дан­скую обо­ро­ну“ и „ИПВ“ („Инструк­ция по выжи­ва­нию“. — Г. К.) <…> Егор Летов в аку­сти­ке про­из­вёл на меня очень стран­ное впе­чат­ле­ние, но в прин­ци­пе заце­пил, а „ИПВ“ в испол­не­нии „ГО“ понра­ви­лось без­ого­во­роч­но, драй­ви­ще там уди­ви­тель­ный. В целом я был неве­ро­ят­но потря­сён. Это как если чело­век всю жизнь пил толь­ко воду, а потом сра­зу вод­ки попро­бо­вал — впе­чат­ле­ние такое».

В общем, как заме­ча­ет писа­тель и иссле­до­ва­тель панк-рока Вла­ди­мир Козлов:

«Я пом­ню фра­зу, услы­шан­ную в те годы: „Вся Сибирь под Лето­вым“. Но и не толь­ко Сибирь, я тогда жил в Моги­лё­ве, и там это тоже ощу­ща­лось силь­но: по всей стране была мас­са групп, заим­ству­ю­щих посыл у „Граж­дан­ской обо­ро­ны“ и „Инструк­ции“. Это было таким пока­за­те­лем, опре­де­ля­ю­щим „сво­их“: если ты это слу­шал, то вру­бал­ся в нефор­маль­ную куль­ту­ру и ста­но­вил­ся её частью».

Одна­ко, в отли­чие от тех, для кого панк-рок делил­ся на «Граж­дан­скую обо­ро­ну» и осталь­ных, мос­ков­ские пан­ки ста­ра­лись учи­ты­вать всех вид­ных дея­те­лей тюмен­ской кон­тр­куль­ту­ры, а от Лето­ва в какой-то момент и вовсе отрек­лись. Лидер груп­пы «Ожог», участ­ник «Бан­ды четы­рёх» и «Резер­ва­ции здесь» Кон­стан­тин Мишин вспоминает:

«Уста­нов­ка шла на всю кон­тр­куль­тур­ную обой­му — Ник, Янка, „Инструк­ция“, „ГО“, „Коми­тет“, да. Но тогда „Обо­ро­на“ не функ­ци­о­ни­ро­ва­ла, и народ начал хва­тать что-то его­ро­по­доб­ное, по типу све­че­ния. <…> А Усов с Руд­ки­ным счи­та­ли, что гене­ра­ция, кото­рая на Лето­ве дер­жит­ся, она искус­ствен­ная, а вот в Тюме­ни пол­но групп: „Коопе­ра­тив Ништяк“, „Сазо­нов­ская про­рва“, „Куль­тур­ная рево­лю­ция“, „Инструк­ция по выжи­ва­нию“. Потом уже от Его­ра они откре­сти­лись совсем».

Даль­ше — боль­ше: воз­ни­ка­ет и рас­про­стра­ня­ет­ся драз­нил­ка «Летов — пёс». Мно­гие уве­ре­ны, что её изоб­рёл Мишин. Тот автор­ство не при­зна­ёт, но саму мысль поддерживает:

«Попу­ляр­ное выра­же­ние „Летов — пёс“ при­ду­мал не я, а такая Гие­на, зна­ко­мая Лето­ва и Коле­со­ва. Она хоро­шо зна­ла всю эту сибир­скую тусов­ку и в состо­я­нии под­пи­тия как-то выда­ла: „Взять бы Лето­ва за жидень­кую боро­ден­ку и — у‑у-у, пёс!“ Мне пока­за­лось удач­ным это выра­же­ние и я его дви­нул в народ. Потом уже эту тему Боря под­нял актив­но на щит — у него была идея, что „Обо­ро­на“ уже попс, пото­му что Летов мог в 1989‑м высту­пить с „Сек­то­ром газа“: на одном ста­ди­оне в Воро­не­же. А вот эти тюмен­ские исто­рии — это настоящее».

Захар Мухин, участ­ник групп «Н.О.Ж.» и «Лисич­кин хлеб», соос­но­ва­тель дви­же­ния ДВу­РАК и участ­ник дви­же­ния «зАи­БИ», допол­ня­ет Мишина:

«Про Лето­ва в этой сре­де позд­нее ходил сти­шок: „Слу­шал Пса? Попса!“, а так­же шут­ка: „Осто­рож­но! Лает за бабки!“».

Из сам­из­да­тов­ско­го жур­на­ла «Шуме­лаъ Мышь». № 1, 1990 год. Источ­ник

На стра­ни­це 62 Вла­ди­мир Коз­лов пыта­ет­ся менее эмо­ци­о­наль­но объ­яс­нить, поче­му «Граж­дан­ская обо­ро­на», с точ­ки зре­ния тех, кто «шарит», в нача­ле 90‑х ото­шла на вто­рой план, усту­пив место «Инструк­ции по выживанию»:

«В 1990‑м Летов фак­ти­че­ски рас­пу­стил „Граж­дан­скую обо­ро­ну“ после кон­цер­та в Тал­лине, позд­нее ска­зав, что он не хочет быть частью все­го это­го попса. Летов тогда надол­го ушёл в под­по­лье, но поклон­ни­кам сибир­ской вол­ны, кото­рые на эту музы­ку уже плот­но под­се­ли, хоте­лось чего-то ново­го. И как раз-таки „Инструк­ция по выжи­ва­нию“ была в этот момент на пике: за два года они запи­са­ли три отлич­ных аль­бо­ма: „Вни­ма­ние“, „Память“ и „Смерт­ное“ — и для людей посвя­щён­ных заня­ли ту нишу, кото­рую осво­бо­ди­ла „Обо­ро­на“».

Инте­рес­ное сооб­ра­же­ние по пово­ду вли­я­ния сибир­ско­го пан­ка на моск­ви­чей выска­зы­ва­ет зву­ко­ре­жис­сёр Эве­ли­на Шме­лё­ва, кото­рая рабо­та­ла и с «Соло­мен­ны­ми ено­та­ми», и с «Инструк­ци­ей по выживанию»:

«Я не удив­ле­на ни кап­ли, что моск­ви­чи так отре­а­ги­ро­ва­ли на Тюмень, нор­маль­ная хими­че­ская реак­ция. Сидишь ты, весь в гла­же­ном, мамой накорм­лен­ный, кни­жеч­ку чита­ешь, а тут при­хо­дят такие чуди­ща из леса. Лето­ва послу­шай, там чудо­вищ­ная кон­цен­тра­ция оди­но­че­ства, непо­нят­но, как чело­век так жить мог. Конеч­но, это кры­шу лег­ко свер­нёт. Как буд­то ты всю жизнь про­си­дел в теп­ли­це под цел­ло­фа­но­вым кол­па­ком, а потом вдруг кто-то дыроч­ку про­ко­вы­рял, а отту­да струя све­жа­ка хлынула».

Одна из глав­ных мос­ков­ских панк-групп, «Брешь без­опас­но­сти», воз­ник­ла не в послед­нюю оче­редь бла­го­да­ря тому, что Борис Руд­кин похва­стал­ся перед Вик­то­ром Кугаль­не­ком, ска­зав, что зна­ком с Лето­вым, хотя на самом деле это было не так:

«Не пом­ню, поче­му я подо­шёл к нему, может быть, у него был зна­чок „Граж­дан­ской обо­ро­ны“. Я к нему под­хо­жу и гово­рю: „Ага, вот ты „Граж­дан­ку“ слу­ша­ешь, а я с Его­ром Лето­вым зна­ком“. Хотя я врал без­бож­но, тогда ещё я с Лето­вым не был зна­ком, но общих зна­ко­мых была куча, так что я не силь­но соврал. <…>

Для сем­на­дца­ти­лет­не­го пар­ня чувак, кото­рый гово­рит, что зна­ком с Его­ром Лето­вым и у кото­ро­го уже реаль­но два номе­ра жур­на­ла сам­из­да­тов­ско­го, — это авто­ри­тет страш­ный. И вот я ему гово­рю: давай делать груп­пу — ты будешь петь и играть на аку­сти­че­ской гита­ре три аккор­да, а я твой „Урал“ вклю­чу в „Элек­тро­ни­ку-302“, пере­дви­ну тембр и гром­кость на мак­си­мум, и так полу­чит­ся фуз­зя­ра, и вот это вот пра­виль­но, это самое кру­тое, насто­я­щий рус­ский панк-рок. И он на это согласился».

Кон­стан­тин Мишин добавляет:

«„Граж­дан­ская обо­ро­на“ шага­ла по стране, Летов во всех интер­вью сооб­щал, что уме­ние играть — гов­но, надо идею, посыл! Поэто­му, навер­ное, с панк-рока всё и нача­лось. Посколь­ку это было про­ще все­го и поз­во­ля­ло уве­рен­но себя чувствовать».

Далее на стра­ни­цах 130—254 в адрес Лето­ва зву­чит целый ком­плекс поле­мич­ных заме­ча­ний, в том чис­ле свя­зан­ных с его уча­сти­ем в ныне запре­щён­ной НБП Эду­ар­да Лимонова:

«Чудо­вищ­ный выброс, слу­чив­ший­ся в нача­ле девя­но­стых, испу­гал даже былых при­вер­жен­цев анар­хии: Егор Летов не нашёл ниче­го луч­ше, чем запеть „Интер­на­ци­о­нал“».

«У всех была адская каша в голо­вах — Летов, кото­рый все­гда про­те­сто­вал про­тив ком­му­ни­стов, вдруг рез­ко стал коммунистом».

«Летов и ком­па­ния — это же озве­рев­шие хип­пи, пре­сле­ду­е­мые иде­я­ми пси­хо­де­ли­че­ской рево­лю­ции и воз­вра­ще­ния к природе».

«Летов сме­нил свою суи­ци­даль­ность вось­ми­де­ся­тых на кар­тон­ный про­па­ган­дист­ский опти­мизм девяностых».

«Лето­ва под­дер­жи­ва­ет груп­па про­бив­ных еди­но­мыш­лен­ни­ков, луч­шие кон­цеп­ту­аль­ные умы оте­че­ствен­ной кон­тр­куль­тур­ной жур­на­ли­сти­ки дуют его на слона».

«Летов — гени­аль­ный поп-ком­по­зи­тор, а не поэт».

На стра­ни­це 274 сло­во неожи­дан­но полу­ча­ет сам Летов — при­во­дит­ся цита­та из его интер­вью газе­те «Лимон­ка» (№ 1, 1994):

«Наша ауди­то­рия все­гда дели­лась надвое — на невы­но­си­мо­пас­мур­ных эстет­ству­ю­щих интел­ли­ген­тов, зауныв­ных полу­по­этов, сверх­рассу­ди­тель­ных кухон­ных интел­лек­ту­а­лов с потух­ши­ми оча­ми, эта­ких недо­мор­ри­со­нов, недо­лен­но­нов и на людей пря­мо­го дей­ствия, длин­но­го ножа, крас­но­го сме­ха, кро­во­то­ча­ще­го серд­ца, раз­рыв­но­го и искро­мёт­но­го сло­ва, выби­ра­ю­щих СВОБОДУ — осле­пи­тель­ную сво­бо­ду от всех житей­ских, миро­вых и все­лен­ских зако­нов, сво­бо­ду от жиз­ни и смер­ти, сво­бо­ду от вре­ме­ни и про­стран­ства, сво­бо­ду от мира, сво­бо­ду от Бога, сво­бо­ду от САМОГО СЕБЯ».

И сра­зу же далее — лидер груп­пы «Огонь» Алек­сандр «Леший» Ионов вспо­ми­на­ет о сво­ём опы­те вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей «Обо­ро­ны» (види­мо, теми самы­ми «людь­ми пря­мо­го действия»):

«Сна­ча­ла „Огонь“ позва­ли разо­греть „Граж­дан­скую обо­ро­ну“ в 1995‑м — мы игра­ли перед Лето­вым два дня. Ну а кто на него ходил тогда тол­пой — не то пан­ко­та, не то гопо­та, так что жёст­ко было. В пер­вый день нас заки­да­ли бутыл­ка­ми. В какой-то момент смот­рю — чувак на сце­ну всё лезет и лезет, не уни­ма­ет­ся. Я подо­ждал, пока он под­тя­нет­ся и побли­же под­пол­зёт, взял стой­ку и с раз­ма­ха в таб­ло ему заря­дил кре­сто­ви­ной. Подействовало. <…>

На вто­рой день я при­шёл с Настей Бело­ку­ро­вой, мы тогда встре­ча­лись, и она меня покреп­че за руку взя­ла — воз­ле ДК сто­я­ла тол­па тех людей, что в нас вче­ра бутыл­ка­ми швы­ря­лись. Поду­ма­ла, что меня сей­час лин­чу­ют. Но тол­па же трус­ли­вая по сво­ей при­ро­де — и когда мы напро­лом сквозь неё пошли, я не то что по голо­ве не схло­по­тал, а, наобо­рот, дал самое боль­шое коли­че­ство авто­гра­фов за раз. „Мужик, вы класс­но сыг­ра­ли — но сам пони­ма­ешь, мы же на „Гроб“ пришли“».

По сло­вам Кон­стан­ти­на Миши­на, после сотруд­ни­че­ства с Лето­вым у «Огня» нача­лись про­бле­мы с концертами:

«Летов тогда задви­гал: „Зюга­нов, КПРФ, Лимо­нов“. <…> тем самым „Огонь“ себе кон­цер­ты в мос­ков­ских клу­бах закрыл, пото­му что те сра­зу таких дел испугались».

Зато бла­го­да­ря попу­ляр­но­сти Лето­ва и дея­тель­но­сти неко­го «быв­ше­го ком­со­моль­ско­го кад­ра» Кон­стан­ти­на Мароч­ки­на в 1996 году уда­лось дого­во­рить­ся с КПРФ о серии панк-кон­цер­тов в под­держ­ку Ген­на­дия Зюга­но­ва на выбо­рах пре­зи­ден­та Рос­сии — по ана­ло­гии с «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь». Мишин рассказывает:

«Вес­на 1996-го, выбо­ры, при­хо­дит Мароч­кин и гово­рит, что есть тема, что поп­со­ви­ки за Ель­ци­на <…> А мы, гово­рит, давай­те такую тему про­го­ним — мар­ги­наль­ный рок за Зюга­но­ва. Они нам дадут баб­ла, мы это дело все осво­им, кучу кас­сет толк­нём — ну что, ништяк, давай! Пошли к Вален­ти­ну Куп­цо­ву за день­га­ми — это вто­рая вели­чи­на в КПРФ, ведал все­ми финан­са­ми. У них офис был в гости­ни­це „Рос­сия“ на одном эта­же с НТВ. При­шли без запи­си, про­сто с ули­цы, и Мароч­кин запел там соло­вьём: мол, вы помо­же­те нам, а мы помо­жем вам.

Куп­цов вопрос про­сто поста­вил: „Летов будет?“ Мароч­кин замял­ся, де, мы ведём пере­го­во­ры. Куп­цов ска­зал: „Даю вам 60 тысяч дол­ла­ров, будет Летов — дам больше“».

В ито­ге в под­держ­ку ком­му­ни­стов на тех выбо­рах Летов не высту­пил — по сло­вам Миши­на, Игорь Фёдо­ро­вич как буд­то бы вновь пере­осмыс­лил поли­ти­че­скую пози­цию и спря­тал­ся от Ген­на­дия Андре­еви­ча под кровать:

«Лето­ва не уда­лось под­пи­сать, хотя все уже согла­си­лись: Неумо­ев, „Коопе­ра­тив Ништяк“, „Чёр­ный Лукич“, Мана­гер. А тут Летов некста­ти ушёл в запой, пря­тал­ся под кро­ва­тью, у него белая горяч­ка была, навер­ное. Аня Вол­ко­ва рас­ска­зы­ва­ла: „Он всё боял­ся, что за ним при­дут…“ А запой — это след­ствие того, что он пере­ко­нил — испу­гал­ся. У него насту­пи­ла пара­нойя, что его закро­ют и что-нибудь ему сде­ла­ют, под­ки­нут наркоту…»

Егор Летов и Эду­ард Лимо­нов. Источ­ник

Похо­ло­да­ние в отно­ше­ни­ях Лето­ва с ещё недав­но близ­ки­ми ему поли­ти­ка­ми про­дол­жа­лось. На стра­ни­це 292 Миха­ил Вер­биц­кий, свя­зан­ный одно­вре­мен­но и с пан­ка­ми, и с НБП, формулирует:

«К 1996-му у НБП к Лето­ву были пре­тен­зии, что он газе­ту не рас­про­стра­ня­ет, а у Лето­ва к НБП была пре­тен­зия, что они все придурки».

Конеч­но, Лимо­но­ву отстра­не­ние Лето­ва было не по душе, ведь его при­сут­ствие как мини­мум добав­ля­ло пар­тии живо­пис­но­сти. Испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти пред­се­да­те­ля НБП с 2001 по 2003 год Ана­то­лий Тишин вспоминает:

«Я сра­зу вру­бил­ся, что здесь про­ис­хо­дит что-то из ряда вон выхо­дя­щее. То, чего нет нигде. Взять хоть Пер­во­май­скую демон­стра­цию: когда Непом­ня­щий с Лето­вым пере­да­ва­ли друг дру­гу гита­ру у Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля. Сума­сшед­шее еди­не­ние людей на пло­ща­ди. Сей­час себе это пред­ста­вить уже невозможно».

Мно­гие всту­па­ли в пар­тию вовсе не пото­му, что раз­де­ля­ли соот­вет­ству­ю­щие идеи, а из-за име­ни Лето­ва — оно сра­ба­ты­ва­ло как манок. В част­но­сти, так в НБП при­шла Ана­ста­сия Удаль­цо­ва — ныне депу­тат Гос­ду­мы от КПРФ и совет­ник Ген­на­дия Зюганова:

«Когда я реши­ла пере­ехать из Укра­и­ны в Моск­ву, у меня была цель — позна­ко­мить­ся с Пеле­ви­ным, с Лето­вым и всту­пить в НБП. И я всё это реа­ли­зо­ва­ла бук­валь­но в пер­вые же дни. Я даже про­грам­му пар­тии не чита­ла. Я дума­ла, что если там Летов, то там все свои люди».

Тем вре­ме­нем Егор Летов узна­ёт о суще­ство­ва­нии «Соло­мен­ных ено­тов» и при­гла­ша­ет их к себе на разо­грев. Здесь важ­но пони­мать, что для мос­ков­ских пан­ков — да и не толь­ко для них — Усов и Летов твор­цы как мини­мум рав­но­ве­ли­кие. К тому же пер­вый сумел реа­ли­зо­вать то, что не уда­лось вто­ро­му: остать­ся в без­вест­но­сти, не стать частью пре­сло­ву­то­го попса. Сле­до­ва­тель­но, ника­ко­го пие­те­та к ока­зан­ной им чести у «Ено­тов» не было — ско­рее, наоборот.

Гово­рит кла­виш­ни­ца груп­пы в 2002—2005 годах Юлия Теуникова:

«Понят­но, что есть звез­да, а есть маль­чи­ки-девоч­ки на разо­гре­ве, и с ними мож­но осо­бо не цере­мо­нить­ся. Боря, мне кажет­ся, это пони­мал, и у него копи­лось раз­дра­же­ние, кото­рое потом выли­лось… На сце­ну он вышел и заявил: „При­вет, [непри­лич­ное сло­во]! Нра­вит­ся вам это или нет, но „Граж­дан­ская обо­ро­на“ вый­дет на сце­ну ров­но через 45 минут. Поэто­му все жела­ю­щие могут пока пой­ти попить пива, поку­рить тра­вы или вма­зать­ся геро­и­ном. А сей­час будем играть мы“. И даль­ше мы игра­ли, в нас лете­ли бутыл­ки и плев­ки, в Ари­ну, кажет­ся, даже попа­ло, что Борю ещё боль­ше разо­зли­ло. А после это­го <…> у Усо­ва про­изо­шла раз­бор­ка с орга­ни­за­то­ром, он утвер­ждал, что орга­ни­за­тор дол­жен ему каких-то денег. Орга­ни­за­тор его послал. <…> Усов, есте­ствен­но, ему попы­тал­ся вре­зать, и, есте­ствен­но, это все закон­чи­лось как обыч­но — скандально».

Запись упо­мя­ну­то­го кон­цер­та в ДК Гор­бу­но­ва есть в Сети. Поми­мо пол­ной вер­сии, суще­ству­ет нарез­ка, сде­лан­ная каким-то ютуб-сорван­цом: эпи­зо­ды, в кото­рых Усов руга­ет­ся с раз­бу­ше­вав­ши­ми­ся фана­та­ми Лето­ва.

Сожа­ле­ние по пово­ду того, что «Обо­ро­ну» зна­ют все, а «Ено­тов» никто («у нас лого­цен­трич­ная стра­на, тут народ­ные герои Летов и Круг, а ни разу не Aphex Twin») про­скаль­зы­ва­ет почти у каж­до­го героя «Фор­мей­ше­на». Кто-то пус­ка­ет­ся в субъ­ек­тив­ное тео­ре­ти­зи­ро­ва­ние, как вока­лист­ка груп­пы «Фан­ни Кап­лан» Люся Казарян:

«У ран­не­го Лето­ва как — взял и выб­ле­вал из себя весь нако­пив­ший­ся гной, и желчь, и кровь, вот и пес­ня. А „Ено­ты“ тонь­ше, свет­лее, там, есте­ствен­но, есть про­тест и есть отри­ца­ние, но оно не зани­ма­ет все про­стран­ство их творчества».

А кто-то, как рок-жур­на­лист и лидер груп­пы «Чистая любовь» Сер­гей Гурьев, делит­ся кон­спи­ро­ло­ги­че­ски­ми теориями:

«Пого­ва­ри­ва­ли, что на разо­гре­ве „ГО“ „Ено­там“ в своё вре­мя нароч­но сде­ла­ли звук пас­куд­нее, что­бы они обла­жа­лись на фоне Его­ра. Если это и впрямь было так, то я думаю, что Летов излишне пере­стра­хо­вал­ся. Даже если бы им перед „Граж­дан­ской обо­ро­ной“ сде­ла­ли бы ста­ди­он­ный звук, вряд ли бы что-то вышло. Это было слиш­ком хруп­кое и эли­тар­ное искусство».

Что луч­ше, извест­ность (попс) или без­вест­ность (эли­тар­ное искус­ство) — вопрос фило­соф­ский, то есть веч­ный. С одной сто­ро­ны, как извест­но, «быть зна­ме­ни­тым некра­си­во». С дру­гой — а вдруг если бы не попу­ляр­ность «Обо­ро­ны», то и не слу­чил­ся бы мос­ков­ский панк-рок? А если бы и слу­чил­ся, то не такой, каким мы его зна­ем. К при­ме­ру, без Бори­са Усо­ва. Кому это надо? Никому.
Вот что гово­рил сам Борис:

«Я <…> слу­шал рок-музы­ку начи­ная с „Аква­ри­ума“, Цоя, Nautilus Pompilius, потом стал копать даль­ше. Так посте­пен­но и доко­пал­ся до сибир­ской вол­ны, даже застал зна­ме­ни­тый кон­церт в ДК МЭИ в фев­ра­ле 1990 года — Ник, Янка и „Граж­дан­ская обо­ро­на“. После чего и с учё­бой, и с рус­ским роком было окон­ча­тель­но покон­че­но, и насту­пи­ли вре­ме­на андеграунда».

Вый­ди­те как-нибудь ночью во двор и изо всех сел при­слу­шай­тесь. Вы услы­ши­те, как где-нибудь кто-нибудь — пусть даже за тыся­чу кило­мет­ров от вас — подыг­ры­ва­ет себе на рас­стро­ен­ной гита­ре и поёт про того, кто раз­ло­жил­ся на пле­сень и на липо­вый мёд, но одна­жды, ско­рее все­го, вернётся.

А раз так, то и новые вре­ме­на анде­гра­ун­да, воз­мож­но, не за горами.


Читай­те так­же дру­гие наши мате­ри­а­ле о Его­ре Лето­ве и «Граж­дан­ской обороне»: 

«Поза­ди нас пусто­та — впе­ре­ди ваще ничё». Совет­ский Союз гла­за­ми Летова

10 глав­ных песен Его­ра Летова

«Я не настоль­ко нищий, что­бы быть все­гда лишь самим собой». Пси­хо­де­ли­че­ский рок Его­ра Лето­ва в нулевые

Поделиться