VATNIKSTAN подводит итоги года и вспоминает самые знаковые пластинки, которыми мы наслаждались в непростом 2021‑м. В подборку попали психоделический нойз-поп, пост-панк с приветом из 1980‑х, электроника, хип-хоп и кое-что ещё из хорошо забытого старого.
Егор Попс — Между Буддой и газом
Можно быть уверенным: худрук групп «электроребята» и «телеэкран» не подведёт ни в какой ипостаси, даже в сольной. Большая часть его работ — это новая интерпретация схожих идей: можно представить его альбомы как попытку нарисовать звёздную карту в космосе, где созвездия названы в честь Егора Летова, Guided By Voices и прочих психонавтов.
«Между Буддой и газом» — ещё один пример. Плотный альтернативный рок с упоминанием Сида Барретта и абстракций вроде «суперсублимации» — отличный пример самобытной инди-музыки, автор которой спокойно делает своё дело уже много лет. Без наполеоновских амбиций, а потому и звучит аутентичней многих. В общем, да здравствуют электрогитары!
Kedr Livanskiy — Liminal Soul
Если бы действие анимационного шедевра «Акира» происходило не в дистопичном, а в утопичном будущем, то «Liminal Soul» вполне мог стать его саундтреком. Зацикленные вокализы, прерывистые музыкальные фразы (точно азбука Морзе!), мистическое эхо и почти шугейзные волны, расплывающиеся по ткани альбома, словно северное сияние, — всё это делает пластинку сколь экспериментальной, столь и человечной.
Отдельное спасибо Яне Кедриной хочется сказать за возвращение мифических и сказочных мотивов, которые многим полюбились ещё со времен «Ариадны» и продолжают оставаться верным спутником музыкальных полотен, сотканных в привычной манере образности и загадки. Главное, что злоупотребления этими мотивами нет: они действительно только задают тон альбома.
Dima Midborn — Качественный отдых
Товарищ Евгения Горбунова Дмитрий Мидборн выдал один из самых интересных, но почти незамеченных пост-панк альбомов года. Как и «Интурист» бывшего лидера NRKTK, «Качественный отдых» — кривое зеркало современной Москвы. Это одновременно оммаж советскому пост-панку 80‑х (неслучайно на альбоме есть кавер на Шумова) и сатирический пейзаж современной России.
Получается такая «Ирония судьбы», только с путешествием во времени: слушателя забрасывают не только в идентичную квартиру, как в одноимённой песне, но и в другое время, подозрительно сохранившее приметы прошлого. На помощь приходит, собственно, музыка — абсурдность жизни ударяется лбом об неожиданные инструментальные решения. Вот-вот да найдётся выход из удушающей монотонности мегаполиса.
Юлия Накарякова — Дураки
Про многие альбомы сегодня говорят как про попытку восстановить утерянную в нулевых связь с прошлым. В каком-то смысле «Дураки» тоже об этом: только вместо мифических 80‑х Накарякова отправляется гораздо дальше — в деревенскую культуру, которая была полностью уничтожена и забыта, кажется, без возможности восстановления. Так и хочется сравнить «Дураков» (впрочем, как и все релизы Юлии) с этнографической экспедицией.
При определённом стечении обстоятельств эти строки, как частушки, могли бы пуститься в народ, где лет через 300 воспроизводились бы «по старой памяти», уже без указания авторства. Обстоятельства, однако, другие. И в этом свете не терпится узнать, куда песни Юлии Накаряковой уведут слушателей в следующий раз. Но можно быть уверенными: работы артистки не растеряют своей аутентичности.
ХАН ЗАМАЙ & СЛАВА КПСС — ANTIHYPETRAIN
Главный рэп-альбом года, не в последнюю очередь из-за размера: хронометраж в шесть часов и 101 трек. Синопсис всего, что делали Слава и Замай. Варево из диссов на практически каждую медийную шишку: Светова, Комягина, Фэйса, Хаски и многих других.
Впрочем, дело не только в длительности альбома. Проходных песен в этом шестичасовом гиганте нет. Уже за первые 10 треков рэперы задиссили всех кого только можно, не забывая переключаться между серьёзностью и шуткой. Но главное, что пластинка выполнена не в духе времени: когда все пишут синглы с прицелом на лёгкую популярность, Слава и Замай создают энциклопедию «Антихайпа».
Shortparis — Яблонный сад
За последние годы про Shortparis было сказано (слишком) много. Особенно такого, что напрямую не относится к музыке. Группа, надо признать, сама невольно переводила акцент на клипы и перформансы, но в этот раз у неё получилось написать уверенный альбом в творческом плане.
Сомнительные в своей достоверности номера, такие как «Двадцать», конечно, режут слух, но сугубо с музыкальной стороны «Яблонный сад» получился самым интересным альбомом группы на данный момент.
Земфира — бордерлайн
В этом году случились два громких возвращения, но после выхода «Красоты и Уродства» Оксимирона Земфира как будто немного отошла в тень. Забавно, что оба альбома, ставшие главными инфоповодами при выходе, полностью игнорируют музыкальный контекст современной России.
Оксимирону это не пошло — всё-таки рэпер, критикующий неугодное ему «здесь и сейчас» должен уметь выражаться на одном наречии с современниками. Земфире же «старомодность», наоборот, к лицу: «бордерлайн» не стремится реагировать на мир, а приглашает этот самый мир впустить в себя и «переварить» его, переосмыслить.
Это во многом характеризует Земфиру. Певица доказала, что в России лучшего всего играть то, что нравится в меру узкой, нишевой аудитории — тем, кому твоё творчество близко. И никакие сомнительные фиты, как её коллегам, для этого не требуются.
Читайте также «Эхо Му: „Всё, что не успел сказать ты — давно уже сказал я“».