Музыкальные релизы. Лучшие альбомы – 2021

VATNIKSTAN под­во­дит ито­ги года и вспо­ми­на­ет самые зна­ко­вые пла­стин­ки, кото­ры­ми мы насла­жда­лись в непро­стом 2021‑м. В под­бор­ку попа­ли пси­хо­де­ли­че­ский нойз-поп, пост-панк с при­ве­том из 1980‑х, элек­тро­ни­ка, хип-хоп и кое-что ещё из хоро­шо забы­то­го старого.


Егор Попс — Между Буддой и газом

Мож­но быть уве­рен­ным: худрук групп «элек­тро­ре­бя­та» и «теле­экран» не под­ве­дёт ни в какой ипо­ста­си, даже в соль­ной. Боль­шая часть его работ — это новая интер­пре­та­ция схо­жих идей: мож­но пред­ста­вить его аль­бо­мы как попыт­ку нари­со­вать звёзд­ную кар­ту в кос­мо­се, где созвез­дия назва­ны в честь Его­ра Лето­ва, Guided By Voices и про­чих психонавтов.

«Меж­ду Буд­дой и газом» — ещё один при­мер. Плот­ный аль­тер­на­тив­ный рок с упо­ми­на­ни­ем Сида Бар­рет­та и абстрак­ций вро­де «супер­суб­ли­ма­ции» — отлич­ный при­мер само­быт­ной инди-музы­ки, автор кото­рой спо­кой­но дела­ет своё дело уже мно­го лет. Без напо­лео­нов­ских амби­ций, а пото­му и зву­чит аутен­тич­ней мно­гих. В общем, да здрав­ству­ют электрогитары!


Kedr Livanskiy — Liminal Soul

Если бы дей­ствие ани­ма­ци­он­но­го шедев­ра «Аки­ра» про­ис­хо­ди­ло не в дисто­пич­ном, а в уто­пич­ном буду­щем, то «Liminal Soul» вполне мог стать его саунд­тре­ком. Зацик­лен­ные вока­ли­зы, пре­ры­ви­стые музы­каль­ные фра­зы (точ­но азбу­ка Мор­зе!), мисти­че­ское эхо и почти шугейз­ные вол­ны, рас­плы­ва­ю­щи­е­ся по тка­ни аль­бо­ма, слов­но север­ное сия­ние, — всё это дела­ет пла­стин­ку сколь экс­пе­ри­мен­таль­ной, столь и человечной.

Отдель­ное спа­си­бо Яне Кед­ри­ной хочет­ся ска­зать за воз­вра­ще­ние мифи­че­ских и ска­зоч­ных моти­вов, кото­рые мно­гим полю­би­лись ещё со вре­мен «Ари­ад­ны» и про­дол­жа­ют оста­вать­ся вер­ным спут­ни­ком музы­каль­ных поло­тен, соткан­ных в при­выч­ной мане­ре образ­но­сти и загад­ки. Глав­ное, что зло­упо­треб­ле­ния эти­ми моти­ва­ми нет: они дей­стви­тель­но толь­ко зада­ют тон альбома.


Dima Midborn — Качественный отдых

Това­рищ Евге­ния Гор­бу­но­ва Дмит­рий Мид­борн выдал один из самых инте­рес­ных, но почти неза­ме­чен­ных пост-панк аль­бо­мов года. Как и «Инту­рист» быв­ше­го лиде­ра NRKTK, «Каче­ствен­ный отдых» — кри­вое зер­ка­ло совре­мен­ной Моск­вы. Это одно­вре­мен­но оммаж совет­ско­му пост-пан­ку 80‑х (неслу­чай­но на аль­бо­ме есть кавер на Шумо­ва) и сати­ри­че­ский пей­заж совре­мен­ной России.

Полу­ча­ет­ся такая «Иро­ния судь­бы», толь­ко с путе­ше­стви­ем во вре­ме­ни: слу­ша­те­ля забра­сы­ва­ют не толь­ко в иден­тич­ную квар­ти­ру, как в одно­имён­ной песне, но и в дру­гое вре­мя, подо­зри­тель­но сохра­нив­шее при­ме­ты про­шло­го. На помощь при­хо­дит, соб­ствен­но, музы­ка — абсурд­ность жиз­ни уда­ря­ет­ся лбом об неожи­дан­ные инстру­мен­таль­ные реше­ния. Вот-вот да най­дёт­ся выход из уду­ша­ю­щей моно­тон­но­сти мегаполиса.


Юлия Накарякова — Дураки

Про мно­гие аль­бо­мы сего­дня гово­рят как про попыт­ку вос­ста­но­вить уте­рян­ную в нуле­вых связь с про­шлым. В каком-то смыс­ле «Дура­ки» тоже об этом: толь­ко вме­сто мифи­че­ских 80‑х Нака­ря­ко­ва отправ­ля­ет­ся гораз­до даль­ше — в дере­вен­скую куль­ту­ру, кото­рая была пол­но­стью уни­что­же­на и забы­та, кажет­ся, без воз­мож­но­сти вос­ста­нов­ле­ния. Так и хочет­ся срав­нить «Дура­ков» (впро­чем, как и все рели­зы Юлии) с этно­гра­фи­че­ской экспедицией.

При опре­де­лён­ном сте­че­нии обсто­я­тельств эти стро­ки, как частуш­ки, мог­ли бы пустить­ся в народ, где лет через 300 вос­про­из­во­ди­лись бы «по ста­рой памя­ти», уже без ука­за­ния автор­ства. Обсто­я­тель­ства, одна­ко, дру­гие. И в этом све­те не тер­пит­ся узнать, куда пес­ни Юлии Нака­ря­ко­вой уве­дут слу­ша­те­лей в сле­ду­ю­щий раз. Но мож­но быть уве­рен­ны­ми: рабо­ты артист­ки не рас­те­ря­ют сво­ей аутентичности.


ХАН ЗАМАЙ & СЛАВА КПСС — ANTIHYPETRAIN

Глав­ный рэп-аль­бом года, не в послед­нюю оче­редь из-за раз­ме­ра: хро­но­мет­раж в шесть часов и 101 трек. Синоп­сис все­го, что дела­ли Сла­ва и Замай. Варе­во из дис­сов на прак­ти­че­ски каж­дую медий­ную шиш­ку: Све­то­ва, Комя­ги­на, Фэй­са, Хас­ки и мно­гих других.

Впро­чем, дело не толь­ко в дли­тель­но­сти аль­бо­ма. Про­ход­ных песен в этом шести­ча­со­вом гиган­те нет. Уже за пер­вые 10 тре­ков рэпе­ры задис­си­ли всех кого толь­ко мож­но, не забы­вая пере­клю­чать­ся меж­ду серьёз­но­стью и шут­кой. Но глав­ное, что пла­стин­ка выпол­не­на не в духе вре­ме­ни: когда все пишут синглы с при­це­лом на лёг­кую попу­ляр­ность, Сла­ва и Замай созда­ют энцик­ло­пе­дию «Анти­хай­па».


Shortparis — Яблонный сад

За послед­ние годы про Shortparis было ска­за­но (слиш­ком) мно­го. Осо­бен­но тако­го, что напря­мую не отно­сит­ся к музы­ке. Груп­па, надо при­знать, сама неволь­но пере­во­ди­ла акцент на кли­пы и пер­фор­ман­сы, но в этот раз у неё полу­чи­лось напи­сать уве­рен­ный аль­бом в твор­че­ском плане.

Сомни­тель­ные в сво­ей досто­вер­но­сти номе­ра, такие как «Два­дцать», конеч­но, режут слух, но сугу­бо с музы­каль­ной сто­ро­ны «Яблон­ный сад» полу­чил­ся самым инте­рес­ным аль­бо­мом груп­пы на дан­ный момент.


Земфира — бордерлайн

В этом году слу­чи­лись два гром­ких воз­вра­ще­ния, но после выхо­да «Кра­со­ты и Урод­ства» Окси­ми­ро­на Зем­фи­ра как буд­то немно­го ото­шла в тень. Забав­но, что оба аль­бо­ма, став­шие глав­ны­ми инфо­по­во­да­ми при выхо­де, пол­но­стью игно­ри­ру­ют музы­каль­ный кон­текст совре­мен­ной России.

Окси­ми­ро­ну это не пошло — всё-таки рэпер, кри­ти­ку­ю­щий неугод­ное ему «здесь и сей­час» дол­жен уметь выра­жать­ся на одном наре­чии с совре­мен­ни­ка­ми. Зем­фи­ре же «ста­ро­мод­ность», наобо­рот, к лицу: «бор­дер­лайн» не стре­мит­ся реа­ги­ро­вать на мир, а при­гла­ша­ет этот самый мир впу­стить в себя и «пере­ва­рить» его, переосмыслить.
Это во мно­гом харак­те­ри­зу­ет Зем­фи­ру. Певи­ца дока­за­ла, что в Рос­сии луч­ше­го все­го играть то, что нра­вит­ся в меру узкой, нише­вой ауди­то­рии — тем, кому твоё твор­че­ство близ­ко. И ника­кие сомни­тель­ные фиты, как её кол­ле­гам, для это­го не требуются.


Читай­те так­же «Эхо Му: „Всё, что не успел ска­зать ты — дав­но уже ска­зал я“».

Поделиться