Месяц в медиа. Январь

VATNIKSTAN тра­ди­ци­он­но под­во­дит ито­ги меся­ца в оте­че­ствен­ной музы­ке и кине­ма­то­гра­фе, что­бы дер­жать наших чита­те­лей в кур­се све­жих нови­нок и твор­че­ских достижений.

Начи­ная с янва­ря мы вво­дим новую руб­ри­ку: обзор самых гром­ких собы­тий и пуб­ли­ка­ций по исто­ри­че­ской и куль­тур­ной тема­ти­ке в сфе­ре рос­сий­ских медиа. Под­ка­сты, видео, онлайн-экс­по­зи­ции, ста­тьи, запи­си науч­ных кон­фе­рен­ций — всё самое све­жее, акту­аль­ное и инте­рес­ное в мире инфор­ма­ции ждёт вас в новом фор­ма­те стриминга.


1. Русский телеграф: краткая история арестантского искусства перестукиваться. Медиазона*

«Тюрь­ма мне в честь, не в уко­риз­ну»: XIX и ХХ век были бога­ты на гра­мот­ных и обра­зо­ван­ных людей, ока­зав­ших­ся в местах заклю­че­ния по поли­ти­че­ским моти­вам. В этом спис­ке чис­ли­лись и декаб­ри­сты, и наро­до­воль­цы, и даже журналисты.
Часть из них содер­жа­лась до судов или в каче­стве нака­за­ния в петер­бург­ских тюрь­мах: Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти, Шлис­сель­бур­ге, Доме пред­ва­ри­тель­но­го заклю­че­ния на Шпа­лер­ной. Оди­но­че­ство, про­дол­жи­тель­ность заклю­че­ния, жела­ние коор­ди­ни­ро­вать выступ­ле­ния на след­ствии и суде застав­ля­ли осуж­дён­ных нахо­дить спо­со­бы общаться.

Самым извест­ным из мето­дов вза­и­мо­дей­ствия в усло­ви­ях физи­че­ской изо­ля­ции ста­ла тюрем­ная азбу­ка пере­сту­ки­ва­ний, изоб­ре­тён­ная вес­ной 1826 года декаб­ри­ста­ми бра­тья­ми Бес­ту­же­вы­ми. Об эво­лю­ции алфа­ви­тов и исполь­зо­ва­нии само­быт­но­го язы­ка зву­ков — кото­рый вполне досто­ин сопо­став­ле­ния со зна­ме­ни­той «мор­зян­кой» — в Рос­сий­ской импе­рии и Совет­ском Сою­зе читай­те в мате­ри­а­ле «Меди­азо­ны».*

Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость. Мак­сим Воро­бьёв, конец 1820‑х — нача­ло 1830‑х годов

2. Что хранит музей? Архитектор Иван Фомин. Музей архитектуры

Стык антич­ной клас­си­ки и совет­ско­го, рабо­та с модер­ни­стом Фёдо­ром Шех­те­лем — у при­знан­но­го масте­ра вре­мён «ста­лин­ско­го ампи­ра» Ива­на Фоми­на сло­жил­ся непо­вто­ри­мый стиль, при­ме­ры кото­ро­го до сих пор мож­но уви­деть на улицах.
Сре­ди твор­че­ских дости­же­ний извест­но­го архи­тек­то­ра: несколь­ко стан­ций мос­ков­ско­го мет­ро (сре­ди них — «Крас­ные воро­та» и «Теат­раль­ная»), Дом обще­ства «Дина­мо», горо­док Ака­де­мии наук СССР и боль­шое коли­че­ство дру­гих про­ек­тов по все­му Сою­зу. Само­быт­ный архи­тек­тур­ный стиль, тяго­те­ю­щий к антич­ной тра­ди­ции и модер­но­му клас­си­циз­му, а в совет­ское вре­мя — к цик­ло­пи­че­ской мега­ло­ма­нии, как в слу­чае с Кур­ским вокзалом.

О пяти извест­ных про­ек­тах спе­ци­а­ли­ста, сотво­рив­ше­го «лицо» ста­лин­ской Моск­вы, рас­ска­зы­ва­ет стар­шая науч­ная сотруд­ни­ца фон­да совет­ской гра­фи­ки Музея архи­тек­ту­ры Мария Лавренченко.


3. Средневековая Алания. Родина слонов

Кто такие ала­ны, как они созда­ли уни­каль­ное госу­дар­ство на Север­ном Кав­ка­зе и какую роль игра­ли в исто­рии миро­вой ойку­ме­ны — тема тре­тье­го под­ка­ста ново­го сезо­на исто­ри­ко-попу­ля­ри­за­тор­ско­го про­ек­та «Роди­на слонов».

Новый выпуск состо­ял­ся в фор­ма­те бесе­ды с Андре­ем Вино­гра­до­вым, кан­ди­да­том исто­ри­че­ских наук, док­то­ром фило­ло­гии, веду­щим науч­ным сотруд­ни­ком Факуль­те­та гума­ни­тар­ных наук НИУ ВШЭ, веду­щим науч­ным сотруд­ни­ком Цен­тра визан­тий­ско-кав­каз­ских иссле­до­ва­ний Инсти­ту­та восто­ко­ве­де­ния РАН.

Под­каст рас­кры­ва­ет вопро­сы алан­ской архео­ло­гии и исто­рии, роль Ала­нии в меж­ду­на­род­ной поли­ти­ке Сред­них веков, её свя­зи с Визан­ти­ей, Хаза­ри­ей и Русью. При­сут­ство­вал ли в убий­стве Андрея Бого­люб­ско­го «алан­ский след»? Ответ на этот вопрос вы смо­же­те узнать в све­жем выпуске.


4. Отвергнутые шедевры: вызов Павла Третьякова. Третьяковская галерея

Преж­де мы уже сооб­ща­ли об этой выстав­ке, а точ­нее — о музей­ном марш­ру­те в Тре­тья­ков­ской гале­рее. В его кар­те — эпо­халь­ные по зна­чи­мо­сти кар­ти­ны, кото­рые зна­ме­ни­тый меце­нат Павел Тре­тья­ков спе­ци­аль­но при­об­рёл для кол­лек­ции, несмот­ря на их дис­кус­си­он­ность в обще­стве, неод­но­знач­ность и «про­блем­ность» замыс­ла, а так­же отвер­же­ние публики.

Сре­ди поло­тен — «Всю­ду жизнь» Нико­лая Яро­шен­ко, «Иван Гроз­ный и сын его Иван 16 нояб­ря 1581 года» Ильи Репи­на, «Хри­стос в пустыне» Ива­на Крам­ско­го. Ныне при­знан­ные шедев­ры, в XIX веке они рис­ко­ва­ли так и не най­ти пути к зри­те­лю. Об исто­рии и непро­стой судь­бе кар­тин в трёх­се­рий­ной видео­экс­кур­сии рас­ска­зы­ва­ет кура­тор про­ек­та Свет­ла­на Капырина.


5. Сергей Королёв. Российский государственный архив научно-технической документации

Исто­рия совет­ской кос­ми­че­ской про­грам­мы немыс­ли­ма без име­ни Коро­лё­ва, а его заслу­ги перед стра­ной пре­умень­шить про­сто невоз­мож­но. Но, поми­мо поко­рён­ных вер­шин авиа­ции и кос­мо­са, у глав­но­го кон­струк­то­ра ОКБ‑1 скла­ды­ва­лась обыч­ная жизнь совет­ско­го инже­не­ра — когда-то страш­ная, когда-то запол­нен­ная работой.

О неиз­вест­ных дета­лях быта, повсе­днев­но­го тру­да и лич­ной судь­бы учё­но­го рас­ска­зы­ва­ет онлайн-выстав­ка РГАНТД, где собра­ны доку­мен­ты, фото­гра­фии, чер­те­жи, запи­си воспоминаний.

Не обо­шли вни­ма­ни­ем и кол­лег Сер­гея Коро­лё­ва: отдель­но рас­ска­за­но о пер­вых кос­мо­нав­тах и инже­не­рах-кон­струк­то­рах, с кото­ры­ми Коро­лё­ву при­хо­ди­лось рабо­тать. Посмот­реть экс­по­зи­цию, состав­лен­ную из мате­ри­а­лов архи­ва, вы смо­же­те на его офи­ци­аль­ном сай­те.


6. Свидетели прошлого: искусство и ремесло в археологических находках. Институт археологии РАН

Каж­дый год экс­пе­ди­ции Инсти­ту­та архео­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук при­во­зят тыся­чи све­жих нахо­док со всех кон­цов стра­ны, после чего они осе­да­ют в фон­дах архи­вов и музеев. 2020 год с его тоталь­ным лок­дау­ном дал тол­чок раз­ви­тию идеи онлайн-музея рос­сий­ской архео­ло­гии: посе­щать его мож­но в любое вре­мя, вне зави­си­мо­сти от пан­де­мии и любых дру­гих катаклизмов.

Инстру­мен­та­рий онлайн-выста­вок поле­зен не толь­ко для про­стых зри­те­лей, но и для спе­ци­а­ли­стов-иссле­до­ва­те­лей: трёх­мер­ные моде­ли экс­по­на­тов поз­во­ля­ют подроб­но изу­чить наход­ки со всех сто­рон и про­ве­сти все необ­хо­ди­мые изме­ре­ния. Оциф­ров­ка пред­ме­тов пре­дель­но детализирована.

Орга­ни­за­то­ры выстав­ки реши­ли отка­зать­ся от еди­но­об­раз­ных кри­те­ри­ев выбор­ки экс­по­на­тов. Вме­сто это­го она была выстро­е­на по более «демо­кра­тич­но­му» прин­ци­пу: меж­ду собой сосед­ству­ют наход­ки раз­но­го каче­ства, пред­на­зна­че­ния и уни­каль­но­сти — от рядо­вых пред­ме­тов до под­лин­ных рари­те­тов. Все они рас­пре­де­ле­ны по эпо­хам и снаб­же­ны крат­ким опи­са­ни­ем, а так­же спис­ком лите­ра­ту­ры по теме.

Смот­ри­те акту­аль­ную экс­по­зи­цию музея.


7. НМДНИ: Песни 1920‑х

«Намед­ни» жур­на­ли­ста Лео­ни­да Пар­фё­но­ва живут и меня­ют­ся: в резуль­та­те опре­де­лён­ных собы­тий у них сме­ни­лось назва­ние. Поми­мо это­го, они вышли в новый фор­мат, всё более рас­ши­ря­ясь во вре­мен­ных рам­ках. Теперь про­ект дошёл, с одной сто­ро­ны, до зна­ко­вых эпи­зо­дов 2021-го, а с дру­гой — начал поко­рять 1920–1930‑е годы.

Пока что были пред­став­ле­ны пуб­ли­ке пять све­жих выпус­ков и один бонус­ный — в фор­ма­те кон­цер­та. Бонус ока­зал­ся посвя­щён пес­ням ран­не­го СССР, появив­шим­ся вско­ре после рево­лю­ции. Широ­ко извест­ные тек­сты 1920‑х, такие как «Цып­лё­нок жаре­ный», «Доро­гой длин­ною», «Там вда­ли, за рекой» и даже «Мур­ка», испол­ня­ют пер­вые лица совре­мен­ной сце­ны: Noize MC, Моне­точ­ка, The Hatters, «Несчаст­ный Cлу­чай», Дора и другие.

В пере­ры­вах меж­ду музы­каль­ны­ми номе­ра­ми Пар­фё­нов успе­ва­ет дать крат­кий исто­ри­че­ский ком­мен­та­рий. Сере­ди­на бонус­но­го выпус­ка несколь­ко выби­ва­ет­ся из обще­го хро­но­то­па — она посвя­ще­на доре­во­лю­ци­он­ным исто­кам ран­не­со­вет­ско­го быта, «поро­кам Сереб­ря­но­го века». Этот спе­ц­фраг­мент ока­зал­ся при­уро­чен к выхо­ду нашу­мев­ше­го сери­а­ла «Кара­мо­ра», о кото­ром VATNIKSTAN недав­но рас­ска­зы­вал.


8. Взлёт и падение Александра Витберга. Пешком по Вятке

Обру­сев­ший швед Вит­берг — архи­тек­тор, кото­рый оста­вил после себя слиш­ком мало зда­ний. До наших дней из них и вовсе не дожи­ло ни одно. Зато оста­лись его порт­ре­ты от жур­на­ли­ста Алек­сандра Гер­це­на и пер­вый про­ект Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля, стро­и­тель­ство кото­ро­го тра­ги­че­ски обо­рва­лось с воца­ре­ни­ем импе­ра­то­ра Нико­лая I.

Выяс­ни­лось, что с затя­нув­шей­ся построй­кой хра­ма ока­зал­ся свя­зан круп­ный кор­руп­ци­он­ный скан­дал: мил­ли­он казён­ных руб­лей, выде­лен­ных на необ­хо­ди­мые рабо­ты, исчез­ли в неиз­вест­ном направ­ле­нии. Новый импе­ра­тор обви­нил зод­че­го в рас­тра­те средств и зло­упо­треб­ле­нии дове­ри­ем и после дол­го­го судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства отпра­вил его в ссыл­ку в Вятку.

В вят­ской про­вин­ции архи­тек­то­ра теп­ло при­ня­ли: по его про­ек­там здесь были постро­е­ны храм и несколь­ко домов, но все они так и не пере­жи­ли XX века. Об уди­ви­тель­ной, но печаль­ной судь­бе Алек­сандра Вит­бер­га и его тво­ре­ний читай­те на сай­те жур­на­ла «Пеш­ком по Вят­ке».


9. Древнейший челн. Музей-заповедник «Старая Ладога»

Архео­ло­гия немыс­ли­ма без связ­ки с высо­ко­точ­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми. Поэто­му неред­ки ситу­а­ции, когда с тече­ни­ем вре­ме­ни, с появ­ле­ни­ем новых мето­дов и тех­но­ло­гий лабо­ра­тор­но­го ана­ли­за, меня­ют­ся дати­ров­ки и выяс­ня­ют­ся неиз­вест­ные дета­ли исто­рии ста­рых находок.

Спе­ци­а­лист­ка музея-запо­вед­ни­ка «Ста­рая Ладо­га» Алё­на Зало­ги­на рас­ска­за­ла об одном из подоб­ных слу­ча­ев: об уточ­не­нии дати­ров­ки и науч­ной интер­пре­та­ции фраг­мен­та дере­вян­но­го чел­на из кол­лек­ции музея. Преж­де он счи­тал­ся «самым ран­ним сохра­нив­шим­ся суд­ном в Восточ­ной Евро­пе» и отно­сил­ся учё­ны­ми при­мер­но к I веку до нашей эры.

Но бла­го­да­ря новым высо­ко­тех­но­ло­гич­ным мето­дам радио­угле­род­но­го ана­ли­за в 2021 году челн ока­зал­ся пере­да­ти­ро­ван на VII век нашей эры. Наблю­дай­те «в пря­мом эфи­ре», как нау­ка раз­ви­ва­ет­ся здесь и сейчас.



10. Чтения памяти Вячеслава Иванова и Владимира Топорова. Институт славяноведения РАН

Ива­нов и Топо­ров — клас­си­ки фило­ло­гии, линг­ви­сти­ки и целой серии дру­гих близ­ле­жа­щих гума­ни­тар­ных дис­ци­плин. Они извест­ны в науч­ном мире как авто­ры кон­цеп­ции «основ­но­го мифа», пред­став­ля­ю­ще­го из себя общий сюжет для всех индо­ев­ро­пей­ских культур.

Отра­же­ни­ям этой идеи, твор­че­ско­му насле­дию Вяче­сла­ва Ива­но­ва и Вла­ди­ми­ра Топо­ро­ва, мифо­ло­ги­ям и семи­о­ти­ке и ока­за­лись посвя­ще­ны акту­аль­ные науч­ные «Чте­ния», в этом году про­ве­дён­ные на месяц поз­же обыкновенного.


*Фир­ма-учре­ди­тель «Меди­азо­ны» ООО «ЗП» была вклю­чё­на Миню­стом РФ в реестр СМИ-ино­аген­тов. Само изда­ние фор­маль­но в этом спис­ке не чис­лит­ся. Мы обя­за­ны сопро­вож­дать текст подоб­ны­ми при­ме­ча­ни­я­ми по тре­бо­ва­нию закона.

 

Поделиться