Музыкальные релизы: что мы слушали в июле и августе 2022-го

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» VATNIKSTAN каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ет о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных испол­ни­те­лей раз­ных жан­ров, кото­рые могут укра­сить ваш плейлист.

В этот раз — «Формейшен»-ревайвл, посмерт­ный аль­бом Мамо­но­ва и ком­плекс непол­но­цен­но­сти от «25÷17».


Солнечный оскал — Горе приходит летом

Глав­ная про­бле­ма всей рус­ской музы­ки — отсут­ствие тра­ди­ции. Ещё хуже, когда тра­ди­ция вро­де как зарож­да­ет­ся, но оче­ред­ные соци­аль­ные дряз­ги отправ­ля­ют начи­на­ния в утиль. И прав­да, совре­мен­ная Рос­сия подоб­на новострой­кам: нико­гда не зна­ешь, до како­го эта­жа она успе­ет вырас­ти и кто её по ито­гу запо­ло­нит — люди или пау­ки с про­чи­ми насекомыми.

Мы уже писа­ли, что из воз­мож­ных вари­ан­тов раз­ви­тия тра­ди­ции рус­ско­го пост­пан­ка самым зако­но­мер­ным кажет­ся про­дол­же­ние линии Бори­са Усо­ва. За послед­ние годы напло­ди­лось доста­точ­ное коли­че­ство пан­ков-мифо­ло­гов, что зачи­ты­ва­лись «Фор­мей­ше­ном» Сан­да­ло­ва. Тем не менее едва ли 90 про­цен­тов этих эпи­го­нов мож­но назвать насто­я­щи­ми после­до­ва­те­ля­ми усов­ско­го дела. Кро­ме «Панк-фрак­ции крас­ных бри­гад» никто как-то и не лезет в голову.

На этом без­ры­бье выгод­но отли­ча­ет­ся «Сол­неч­ный оскал». Груп­па (про­ект?) Семё­на Игна­тье­ва зву­чит пря­мо-таки аутен­тич­но. В отли­чие от каче­ствен­но­го про­дак­ше­на про­чих пан­ков в диа­па­зоне от Jars до «Мра­зей», «Оскал» вправ­ду про­из­во­дит впе­чат­ле­ние, буд­то запи­сан где-то на крес­ле воз­ле потёр­той тюли в хру­щёв­ке. Здесь есть всё луч­шее, что мож­но ожи­дать от экзи­стен­ци­аль­но­го пан­ка, — эта­кое болез­нен­ное поч­вен­ни­че­ство, где радость жиз­ни про­би­ра­ет­ся сквозь её же увечья.

Про­бле­ма про­ек­та толь­ко в том, что этот экзи­стен­ци­аль­ный панк тре­бу­ет недю­жин­ной хариз­мы. А её, кажет­ся, груп­пе не хва­та­ет — не толь­ко в отно­ше­нии испол­ни­тель­ства, но и пози­ци­о­ни­ро­ва­ния авто­ра музы­ки Семё­на Игна­тье­ва. Всё ж таки, в отли­чие от само­ви­то­го Вовы Айги­сто­ва и уж тем более Усо­ва, Игна­тьев боль­ше про­из­во­дит впе­чат­ле­ние фана­та, чем актив­но­го лева­ка или пас­си­о­нар­но­го лиде­ра. Это осо­бен­но хоро­шо вид­но по тому, как Семён меня­ет вокаль­ную мане­ру, то откры­то под­ра­жая Лето­ву в «Сол­неч­ной радо­сти» (прав­да, пес­ня вхо­дит в дру­гой аль­бом), то Усо­ву. Это вооб­ще само по себе иро­нич­но, если учи­ты­вать анта­го­низм обо­их пан­ков по отно­ше­нию друг к другу.

И всё же, дру­гую новую панк-груп­пу, кото­рая бы с таким вни­ма­ни­ем отно­си­лась к сво­им кор­ням, сей­час вспом­нить слож­но. Поэто­му инте­рес­но, смо­жет ли Игна­тьев сохра­нить тра­ди­ци­он­ность, но при­об­ре­сти ори­ги­наль­ность. Жуть как хочет­ся уже рас­плыть­ся в этом самом сол­неч­ном оска­ле, но пока рано.


Пётр Мамонов и Звуки Му — Незнайка

Твор­че­ство Мамо­но­ва, как и его жизнь, при­ня­то делить на до обре­те­ния веры и после. При этом «Зву­ки Му» транс­фор­ми­ро­ва­лись посто­ян­но — ещё до того, как Пётр Нико­ла­е­вич проснул­ся и обна­ру­жил, кого ему не хва­та­ет для пол­но­цен­ной жизни.

Инте­рес­но, что послед­ний аль­бом Мамо­но­ва буд­то сво­дит все его инте­ре­сы воеди­но. Тут прит­чи пере­пле­та­ют­ся с юмо­ром, а гро­теск с тон­ко­стью. Пере­сказ «Незнай­ки», оче­вид­но, наме­ка­ет на фигу­ру само­го Мамо­но­ва, выби­ва­ю­ще­го­ся из любой кате­го­рии, к кото­рой он отно­сил­ся. Есть пес­ни, кото­рые не свя­за­ны с пере­ска­зом клас­си­ки Носо­ва, — хоро­шие, но втис­ну­тые в аль­бом как буд­то для галоч­ки. Осо­бен­но выде­ля­ет­ся «Уле­таю» — воз­мож­но, луч­шая вещь позд­не­го Мамо­но­ва, увы, про­иг­ры­ва­ю­щая в напо­ре живо­му испол­не­нию. «Девоч­ки» — затя­ну­тое и стар­че­ское нра­во­уче­ние, без кото­ро­го аль­бом ниче­го бы не потерял.

Как ни стран­но, самое инте­рес­ное в аль­бо­ме сосре­до­то­че­но не на Мамо­но­ве, а в музы­ке — моло­дой состав замет­но осве­жил саунд «Зву­ков Му». Не зря же пол­ное назва­ние новой фор­ма­ции рас­ши­ри­ли до «Совер­шен­но новых Зву­ков Му». Полу­чил­ся места­ми трип-хоп, места­ми сумрач­ный джаз, в общем, под­хо­дя­щий посмерт­но­му аль­бо­му акком­па­не­мент. Был бы он инте­ре­сен отдель­но? Вряд ли. Но и пред­ста­вить в Рос­сии дру­го­го арти­ста, кото­рый, подоб­но Дэви­ду Боуи или Игги Попу, запи­сал бы на исхо­де лет джа­зо­вую пла­стин­ку, весь­ма сложно.


25/17 — Культурка

При­мер того, как пат­ри­о­ти­че­ская куль­ту­ра пыта­ет­ся уси­деть на одном диване с иро­ни­ей, а пото­му дис­кре­ди­ти­ру­ет саму себя. Каж­дый год «25÷17» выда­ют одну и ту же ресен­ти­мент­ную теле­гу, но на этот раз про­би­ли пол. Груп­па завер­те­ла лири­че­ский замес так лихо, что смысл оста­ёт­ся поня­тен, кажет­ся, толь­ко самим «25÷17» да кри­ти­кам, при­ки­ды­ва­ю­щим­ся «въе­хав­ши­ми».

В резуль­та­те полу­ча­ет­ся ещё одна пости­ро­нич­ная лужа от мужи­ков, от кото­рых ожи­да­ешь как раз таки кон­крет­ной пози­ции, а не хож­де­ний вокруг да око­ло. Впро­чем, Блед­ный попа­да­ет­ся на полу­ме­рах посто­ян­но. Напри­мер, когда Дудь спро­сил: «Ты гомо­фоб?», Андрей, вме­сто того что­бы отста­и­вать пози­ции гор­до­го про­вин­ци­а­ла, застес­нял­ся и начал юлить меж­ду Тарой и Моск­вой. В сти­ле «что ска­жут батя и паца­ны, конеч­но, важ­но, но и шелест дене­жек тоже при­я­тен уху».

Ну а про поэ­ти­че­скую ане­мич­ность мож­но и вовсе умол­чать. Про­сто при­ве­ду при­ме­ры: «Это гиги­е­на, что­бы не было ган­грен», «Как облез­лых пара тиг­ров одно­по­лых на ков­че­ге, супо­ста­тов одо­ле­ем даже в эру Водолея».

Эти пат­ри­о­ты сду­лись. Нуж­ны новые.


Читай­те так­же «Паци­физм в рус­ской музы­ке от рево­лю­ции до рас­па­да СССР»

Поделиться