В рубрике «Музыкальные релизы» VATNIKSTAN каждый месяц рассказывает о новых интересных синглах и альбомах отечественных исполнителей разных жанров, которые могут украсить ваш плейлист.
В этот раз — «Формейшен»-ревайвл, посмертный альбом Мамонова и комплекс неполноценности от «25÷17».
Солнечный оскал — Горе приходит летом
Главная проблема всей русской музыки — отсутствие традиции. Ещё хуже, когда традиция вроде как зарождается, но очередные социальные дрязги отправляют начинания в утиль. И правда, современная Россия подобна новостройкам: никогда не знаешь, до какого этажа она успеет вырасти и кто её по итогу заполонит — люди или пауки с прочими насекомыми.
Мы уже писали, что из возможных вариантов развития традиции русского постпанка самым закономерным кажется продолжение линии Бориса Усова. За последние годы наплодилось достаточное количество панков-мифологов, что зачитывались «Формейшеном» Сандалова. Тем не менее едва ли 90 процентов этих эпигонов можно назвать настоящими последователями усовского дела. Кроме «Панк-фракции красных бригад» никто как-то и не лезет в голову.
На этом безрыбье выгодно отличается «Солнечный оскал». Группа (проект?) Семёна Игнатьева звучит прямо-таки аутентично. В отличие от качественного продакшена прочих панков в диапазоне от Jars до «Мразей», «Оскал» вправду производит впечатление, будто записан где-то на кресле возле потёртой тюли в хрущёвке. Здесь есть всё лучшее, что можно ожидать от экзистенциального панка, — этакое болезненное почвенничество, где радость жизни пробирается сквозь её же увечья.
Проблема проекта только в том, что этот экзистенциальный панк требует недюжинной харизмы. А её, кажется, группе не хватает — не только в отношении исполнительства, но и позиционирования автора музыки Семёна Игнатьева. Всё ж таки, в отличие от самовитого Вовы Айгистова и уж тем более Усова, Игнатьев больше производит впечатление фаната, чем активного левака или пассионарного лидера. Это особенно хорошо видно по тому, как Семён меняет вокальную манеру, то открыто подражая Летову в «Солнечной радости» (правда, песня входит в другой альбом), то Усову. Это вообще само по себе иронично, если учитывать антагонизм обоих панков по отношению друг к другу.
И всё же, другую новую панк-группу, которая бы с таким вниманием относилась к своим корням, сейчас вспомнить сложно. Поэтому интересно, сможет ли Игнатьев сохранить традиционность, но приобрести оригинальность. Жуть как хочется уже расплыться в этом самом солнечном оскале, но пока рано.
Пётр Мамонов и Звуки Му — Незнайка
Творчество Мамонова, как и его жизнь, принято делить на до обретения веры и после. При этом «Звуки Му» трансформировались постоянно — ещё до того, как Пётр Николаевич проснулся и обнаружил, кого ему не хватает для полноценной жизни.
Интересно, что последний альбом Мамонова будто сводит все его интересы воедино. Тут притчи переплетаются с юмором, а гротеск с тонкостью. Пересказ «Незнайки», очевидно, намекает на фигуру самого Мамонова, выбивающегося из любой категории, к которой он относился. Есть песни, которые не связаны с пересказом классики Носова, — хорошие, но втиснутые в альбом как будто для галочки. Особенно выделяется «Улетаю» — возможно, лучшая вещь позднего Мамонова, увы, проигрывающая в напоре живому исполнению. «Девочки» — затянутое и старческое нравоучение, без которого альбом ничего бы не потерял.
Как ни странно, самое интересное в альбоме сосредоточено не на Мамонове, а в музыке — молодой состав заметно освежил саунд «Звуков Му». Не зря же полное название новой формации расширили до «Совершенно новых Звуков Му». Получился местами трип-хоп, местами сумрачный джаз, в общем, подходящий посмертному альбому аккомпанемент. Был бы он интересен отдельно? Вряд ли. Но и представить в России другого артиста, который, подобно Дэвиду Боуи или Игги Попу, записал бы на исходе лет джазовую пластинку, весьма сложно.
25/17 — Культурка
Пример того, как патриотическая культура пытается усидеть на одном диване с иронией, а потому дискредитирует саму себя. Каждый год «25÷17» выдают одну и ту же ресентиментную телегу, но на этот раз пробили пол. Группа завертела лирический замес так лихо, что смысл остаётся понятен, кажется, только самим «25÷17» да критикам, прикидывающимся «въехавшими».
В результате получается ещё одна постироничная лужа от мужиков, от которых ожидаешь как раз таки конкретной позиции, а не хождений вокруг да около. Впрочем, Бледный попадается на полумерах постоянно. Например, когда Дудь спросил: «Ты гомофоб?», Андрей, вместо того чтобы отстаивать позиции гордого провинциала, застеснялся и начал юлить между Тарой и Москвой. В стиле «что скажут батя и пацаны, конечно, важно, но и шелест денежек тоже приятен уху».
Ну а про поэтическую анемичность можно и вовсе умолчать. Просто приведу примеры: «Это гигиена, чтобы не было гангрен», «Как облезлых пара тигров однополых на ковчеге, супостатов одолеем даже в эру Водолея».
Эти патриоты сдулись. Нужны новые.
Читайте также «Пацифизм в русской музыке от революции до распада СССР».