В рубрике «Музыкальные релизы» мы каждый месяц рассказываем о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые вполне могут украсить ваш плейлист.
Ноябрь выдался очень богатым на релизы: от свежего для России жанра хайпер-попа и новой главы в творчестве социальных рокеров разных поколений до фиаско Оксимирона, сурового эмо-рока и других.
«Убиваю Насекомых»
Хайпер-поп — это довольно молодой жанр, завязанный на деконструкции и синтезе электроники и поп-песен. В самом общем смысле хайпер-поп можно описать как музыку, которую пропустили через автотюн, а затем искусственно принялись менять по тону, выламывая из неё мелодию в угоду топорщащейся структуре.
Странное дело, примеров жанра хайпер-поп в России практически нет, но при этом он влияет на артистов других жанров, будь то дарк-трэп артист Zavet или Pussy Riot. В чистом виде хайпер-поп существует только у исключений, доказывающих его отсутствие, например у New Sylveon. Понятное дело, его «перетягивают» с Запада, практически не перекодируя под окружающие реалии. Во всяком случае, мне трудно вспомнить примеры удачной адаптации. Возможно, эти примеры есть, но спрятаны они чуть ли не в даркнете (кстати, эстетически хорошее место для релиза подобной музыки). Даже упомянутый New Sylveon обращается к России сугубо в рамках маячков, расставленных по альбому в названиях песен, тогда как в звуке присутствие России едва ли передаётся.
«Убиваю Насекомых» — молодая московская группа, которая играет чистейший хайпер-поп. Увы, чистейший и в том смысле, что это вновь не локализированная музыка. Впрочем, с выхода этого альбома впору задуматься, а нужна ли вообще этому жанру адаптация? В конце концов, эстетически и идейно хайпер-поп движим харизматиками. Это хорошо видно на примере икон жанра — Sophie и Arca (за тем нюансом, что Arca не играет хайпер-поп, но, безусловно, разделяет аудиторию жанра). Для этих артистов хайпер-поп скорее саундтрек (или антисаундтрек) для их перформансов. Кажется, это справедливо и в сторону «Насекомых».
В группе играет Андрей Поляков, который был задействован в «Май Искариот» (ещё одном новом, весьма любопытном коллективе). Как и «Искариот», тяготеющий к андрогинности, «Насекомые» про эмоциональную открытость и антимаскулинность. Подобные идеи всегда нуждаются в фактурной персоне, способной заразить ими публику. Не могу сказать, что в образе Андрея есть что-то удивительное и новое, но зато он явно сшит из той же ткани, что и музыка группы. Она же переполнена хрустящим и перемалывающим шумом, который при этом не чурается (местами излишней) манерности. Аналогично и с образами музыкантов: совмещая почти пошлость вроде «цепишмота» с элегантностью и эксцентричностью, группа притягивает к себе скорее визуально, чем аудиально.
Возможно, именно поэтому живые концерты «Убиваю Насекомых» выглядят любопытней, чем музыкальный опыт. А ещё потому, что этому альбому не хватает высказываний. Если та же Sophie сделала из «Material Girl» Мадонны песню-перевёртыш, то русский хайпер-поп до сих пор не сделал ничего подобного. Даже если жанру не требуется адаптация, то манифестация уж точно необходима. И услышанной в России её сделает обращение не к условной Мадонне, а к условной певице МакSим. Случится ли подобный манифест? Кто знает. Но похоже, что «Убиваю Насекомых» — главные кандидаты на эту роль.
«ДДТ» — «Творчество в пустоте»
Кажется, пришла пора нового восприятия группы «ДДТ». Все рецензии на «Творчество в пустоте» и вообще музыкальную деятельность Шевчука последних лет трубят о том, что нужно очнуться — хватит воспринимать Юлиановича в качестве скупого на приёмы правдоруба. Кто-то говорит, что он не умеет изъясняться на бытовом наречии? Получите «Муху» или «В постели» — песни о разном, но обе на человеческом языке. Кто-то говорит, что «ДДТ» сплошь нафталиновый рок? Получите «Борщевик», напоминающего разозлившихся «Би‑2», или ту же пружинистую «Муху», или песню «Маме», как будто сыгранную при участии поклонников Neutral Milk Hotel или Arcade Fire.
Это действительно добротная музыка, которую в самом лучшем смысле можно описать рядом клише: упругий фанк, резкий индастриал, меланхоличный барокко-поп и так далее. Это, надо понимать, комплимент, ведь раньше многим было сложно помыслить о музыке ДДТ через музыкальные клише — все говорили в основном о стихах. Короче, поздние ДДТ, кажется, находятся в ренессансе. Чего нельзя сказать о самом Шевчуке. Его стихи — это по-прежнему то, что мешает музыке: их много, пропеты они в целом в одном настроении, да ещё повезёт, если окажутся пропеты, а не прочитаны.
Опять же, без удачных примеров не обошлось, но и без неудачных тоже. Возможно, самое лучшее, что могли бы сделать ДДТ, — это записать инструментальный альбом. Тонкая работа, где глашатай Шевчук наконец замолкает, кажется, гораздо лучше отражает положение в стране, которое «ДДТ» так отчаянно стараются выразить.
«Петля Пристрастия» — «Не тот человек»
Белорусская постпанк-группа занимательна по многим и часто противоречащим друг другу причинам. С одной стороны, музыка и тематика «Петли» легко рифмуются с социальным роком (вроде каких-нибудь «Теней Свободы»), коего развелось столько, что не продышаться. Удивительно, как один и тот же человек может написать почти школьные строчки по типу «экзистенциальность показалась смешной» или «завтра окажется крайне враждебно» в отдающей Полом Бэнксом песне «Пациент», а потом выдать неожиданный рефрен «второй такой шанс не чаще, чем в Африке снег», прорывающийся сквозь вьюгу заглавной песни альбома. Или крайне удачно интонированный текст в «Норме», где вроде как тоже нет никакой лексической однородности, но спето по меньшей мере убедительно.
С другой стороны, «Петля» — классический и добротный пример того, что постпанк всегда о том, как всеобщее становится глубоко личным. Так и в открывающем треке «Природа Дарит Боль» глобальное сворачивается чуть ли не до комнатного. В этом смысле «Не тот человек» — не тот альбом, о котором будут говорить как об «ухватившем дух времени» просто потому, что поэтика Ильи Черепко-Самохвалова и подача группы в целом делает общее частным. Эта музыка, которая стремится не к широкому мазку, а к пунктиру, почти как в азбуке Морзе. Да и как ещё может говорить о себе герой, запертый разом и в себе, и в совершенной кошмарной действительности 2021 года?
При том на схожие тематики поют и условные Shortparis, и ещё много какие современные постпанк-группы. Вот только если новокузнечные театралы напрочь игнорируют личное, то у «Петли Пристрастия» это личное играет первую скрипку.
Позволю себе лирическое отступление: больше всего меня занимает то, как музыка подобных соц-рок групп созвучна, простите, аниме-опенингам и эндингам. «Норма» или «Зелёный Коридор» запросто могли бы стать песнями условных Asian Kung-Fu Generation. Каким образом современный отечественный постпанк вызывает ассоциации с сёнен-сериалами типа «Наруто» — загадка, которая требует большого ответа.
«Спасибо» — «Терпение»
Самые душевные рокеры новой русской волны вернулись с пятым альбомом. Самым крикливым. То, что «Терпение» для слэма, а не для напевов, говорит уже обложка, как будто созданная для концертного альбома. Релиз предлагает выкричаться, а не спеть хором, что закономерно: на этот раз «Спасибо» как никогда прямолинейны, но не только по части личных переживаний. В песне «Нейтралитет» группа неожиданно рефлексирует о полицейском кошмаре, в которым последние года пребывает Россия. Трек «Разговор» (один из лучших с альбома) предлагает сразу две версии рэпа: сингловую с фитом Михаила Феничева из 3H Company и альбомную с фитом «йоу! сэмити сэма». Звучит как что-то новое? Однозначно да. Так ещё и обе версии по-своему хороши.
Впрочем, это всё ещё «Спасибо», которых мы знаем, со всеми плюсами и минусами: энергичная, претендующая на катарсис гитарная волна, отлично работающая в паре с криками фронтмена Расела Рахмана. Кого-то подобная музыка «навзрыд» может оттолкнуть, а кому-то помочь. Некоторые строчки могут задеть за душу, а некоторые скривиться. «Любовь к себе» — очевидно, главный номер альбома, может по праву войти в альбом «Спасибо The Best». Но точно также открывающая песня «Дядя Бен» с криком Расела про «Не надо в уши мне ссать» может пополнить список самых странных интро к альбомам.
Юлия Накарякова — «Дураки»
Самый тонкий альбом месяца. Юлия Накарякова получила известность в составе группы «Лемондэй». В 2017‑м она выпустила замечательный сольный альбом «Здравствуй!», который до сих пор остается одним из самых гипнотичных альбомов 2010‑х (послушайте открывающую песню «В Город», если не верите).
Если «Здравствуй!» походил на оголённый мотор электрички, приведённый в действие одной фантазией лирической героини, то «Дураки» — это уже приглашение слушателя в саму фантазию. Чью? Сложно сказать. Можно попытаться представить альбом, как сны певицы Нико (той самой, которая работала с Лу Ридом), будь она девушкой из русской деревни, каким-то образом открытой академическому минимализму и бог весть ещё чему.
При общем сходстве и идейном развитии двух альбомов хочется верить, что «Дураки» не повторят судьбу предшественника: увы, «Здравствуй!» не получил ни толики того внимания, которого альбом заслуживал. «Дураки», в свою очередь, заслуживают его не меньше.
«На Ножах» — «Нежность»
Все предыдущие релизы нойз-рок группы «На Ножах» — пример того, как делать не стоит. Во-первых, решительно непонятно, зачем разменивать фантазию и другие ресурсы на кондовый нойз-рок, от тупиковой ярости которого начинаешь верить, что отечественный застой нагнул даже музыку. А во-вторых, тем хуже, когда артисты хотят выдать нойз-рок, а выдают Nickelback. И вот ещё, так сказать, на сдачу: что может быть более пафосным и банальным, чем названия песен вроде «Все умрут и никого не останется», «Don’t Happy, Be Worry» и «Я живу в России и мне страшно». Можно было собрать бинго и выпустить целый альбом с песнями а‑ля «Рок-н-ролл мёртв, и я вместе с ним», «Мы не ждём перемен», «Это не пройдёт», «Лёд не спасёт» и «All You Need is Gun».
Поначалу кажется, что обложка «Нежности» обещает продолжение интеллектуальной лени: не хватает только Летова с Янкой — и всё, набор хэллоуинских парочек для подписчиков паблика «МХК» готов. Художница Яна Тараканова умеет гораздо лучше. Но, на удивление, «Нежность» — хороший альбом. В том смысле, что здесь каждый из участников группы оказывается на своём месте. Басист Павел Орлов, известный любитель прогрессив-рока, не сдерживается и на пару с ударницей Анной Шварц задаёт «Нежности» нужный грув. Вокалист Евгений Строков, на предыдущих альбомах звучащий как фронтмен, сбежавший из эмо-группы в постгранж, теперь звучит под стать названию релиза. Он же играет на гитаре, разбавляя релиз разнообразными партиями, причём жанрово отличными друг от друга в каждом треке.
Недостаток альбома, пожалуй, один — несмотря на смену настроения и музыки, «На Ножах» всё ещё звучат на сложных щах. Зато в этот раз серьёзность и пафос смягчаются удачными музыкальными решениями.
Oxxymiron — «Смутное Время»
Буду краток — фиаско года. Даже если вскоре Мирон выпустит сильный альбом, акция с этим микстейпом — как минимум странная затея, которая уже настроила против готовящегося полноформатника добрую половину слушателей. Окси — большая фигура, от которой едва ли хотелось странных разгонов, по итогу больше походящие на обманчивые обещания. Зачем вообще артисту такого калибра делать подобные акции?
Ещё во время выхода клипов Мирон стал главным интриганом месяца в русском хип-хопе, если не сказать во всём медиаполе. Выпусти он микстейп внезапно следом за альбомом — его бы поблагодарили. Но выпускать его до, да ещё какое-то время держать под вопросом выход полноценного LP, гм, какую реакцию ждал рэпер? Ощущение, что этот микстейп выложили только для того, чтобы у Славы КПСС появился повод выпустить ответку.
Читайте также «Странные коллаборации музыкантов».