Музыкальные релизы: что мы слушали в ноябре

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» мы каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ем о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые вполне могут укра­сить ваш плейлист.

Ноябрь выдал­ся очень бога­тым на рели­зы: от све­же­го для Рос­сии жан­ра хай­пер-попа и новой гла­вы в твор­че­стве соци­аль­ных роке­ров раз­ных поко­ле­ний до фиа­ско Окси­ми­ро­на, суро­во­го эмо-рока и других.


«Убиваю Насекомых»

Хай­пер-поп — это доволь­но моло­дой жанр, завя­зан­ный на декон­струк­ции и син­те­зе элек­тро­ни­ки и поп-песен. В самом общем смыс­ле хай­пер-поп мож­но опи­сать как музы­ку, кото­рую про­пу­сти­ли через авто­тюн, а затем искус­ствен­но при­ня­лись менять по тону, выла­мы­вая из неё мело­дию в уго­ду топор­ща­щей­ся структуре.

Стран­ное дело, при­ме­ров жан­ра хай­пер-поп в Рос­сии прак­ти­че­ски нет, но при этом он вли­я­ет на арти­стов дру­гих жан­ров, будь то дарк-трэп артист Zavet или Pussy Riot. В чистом виде хай­пер-поп суще­ству­ет толь­ко у исклю­че­ний, дока­зы­ва­ю­щих его отсут­ствие, напри­мер у New Sylveon. Понят­ное дело, его «пере­тя­ги­ва­ют» с Запа­да, прак­ти­че­ски не пере­ко­ди­руя под окру­жа­ю­щие реа­лии. Во вся­ком слу­чае, мне труд­но вспом­нить при­ме­ры удач­ной адап­та­ции. Воз­мож­но, эти при­ме­ры есть, но спря­та­ны они чуть ли не в дарк­не­те (кста­ти, эсте­ти­че­ски хоро­шее место для рели­за подоб­ной музы­ки). Даже упо­мя­ну­тый New Sylveon обра­ща­ет­ся к Рос­сии сугу­бо в рам­ках маяч­ков, рас­став­лен­ных по аль­бо­му в назва­ни­ях песен, тогда как в зву­ке при­сут­ствие Рос­сии едва ли передаётся.

«Уби­ваю Насе­ко­мых» — моло­дая мос­ков­ская груп­па, кото­рая игра­ет чистей­ший хай­пер-поп. Увы, чистей­ший и в том смыс­ле, что это вновь не лока­ли­зи­ро­ван­ная музы­ка. Впро­чем, с выхо­да это­го аль­бо­ма впо­ру заду­мать­ся, а нуж­на ли вооб­ще это­му жан­ру адап­та­ция? В кон­це кон­цов, эсте­ти­че­ски и идей­но хай­пер-поп дви­жим хариз­ма­ти­ка­ми. Это хоро­шо вид­но на при­ме­ре икон жан­ра — Sophie и Arca (за тем нюан­сом, что Arca не игра­ет хай­пер-поп, но, без­услов­но, раз­де­ля­ет ауди­то­рию жан­ра). Для этих арти­стов хай­пер-поп ско­рее саунд­трек (или анти­саунд­трек) для их пер­фор­ман­сов. Кажет­ся, это спра­вед­ли­во и в сто­ро­ну «Насе­ко­мых».

В груп­пе игра­ет Андрей Поля­ков, кото­рый был задей­ство­ван в «Май Иска­ри­от» (ещё одном новом, весь­ма любо­пыт­ном кол­лек­ти­ве). Как и «Иска­ри­от», тяго­те­ю­щий к андро­гин­но­сти, «Насе­ко­мые» про эмо­ци­о­наль­ную откры­тость и анти­мас­ку­лин­ность. Подоб­ные идеи все­гда нуж­да­ют­ся в фак­тур­ной пер­соне, спо­соб­ной зара­зить ими пуб­ли­ку. Не могу ска­зать, что в обра­зе Андрея есть что-то уди­ви­тель­ное и новое, но зато он явно сшит из той же тка­ни, что и музы­ка груп­пы. Она же пере­пол­не­на хру­стя­щим и пере­ма­лы­ва­ю­щим шумом, кото­рый при этом не чура­ет­ся (места­ми излиш­ней) манер­но­сти. Ана­ло­гич­но и с обра­за­ми музы­кан­тов: сов­ме­щая почти пош­лость вро­де «цепиш­мо­та» с эле­гант­но­стью и экс­цен­трич­но­стью, груп­па при­тя­ги­ва­ет к себе ско­рее визу­аль­но, чем аудиально.

Воз­мож­но, имен­но поэто­му живые кон­цер­ты «Уби­ваю Насе­ко­мых» выгля­дят любо­пыт­ней, чем музы­каль­ный опыт. А ещё пото­му, что это­му аль­бо­му не хва­та­ет выска­зы­ва­ний. Если та же Sophie сде­ла­ла из «Material Girl» Мадон­ны пес­ню-пере­вёр­тыш, то рус­ский хай­пер-поп до сих пор не сде­лал ниче­го подоб­но­го. Даже если жан­ру не тре­бу­ет­ся адап­та­ция, то мани­фе­ста­ция уж точ­но необ­хо­ди­ма. И услы­шан­ной в Рос­сии её сде­ла­ет обра­ще­ние не к услов­ной Мадонне, а к услов­ной певи­це МакSим. Слу­чит­ся ли подоб­ный мани­фест? Кто зна­ет. Но похо­же, что «Уби­ваю Насе­ко­мых» — глав­ные кан­ди­да­ты на эту роль.


«ДДТ» — «Творчество в пустоте»

Кажет­ся, при­шла пора ново­го вос­при­я­тия груп­пы «ДДТ». Все рецен­зии на «Твор­че­ство в пусто­те» и вооб­ще музы­каль­ную дея­тель­ность Шев­чу­ка послед­них лет тру­бят о том, что нуж­но очнуть­ся — хва­тит вос­при­ни­мать Юли­а­но­ви­ча в каче­стве ску­по­го на при­ё­мы прав­дору­ба. Кто-то гово­рит, что он не уме­ет изъ­яс­нять­ся на быто­вом наре­чии? Полу­чи­те «Муху» или «В посте­ли» — пес­ни о раз­ном, но обе на чело­ве­че­ском язы­ке. Кто-то гово­рит, что «ДДТ» сплошь наф­та­ли­но­вый рок? Полу­чи­те «Бор­ще­вик», напо­ми­на­ю­ще­го разо­злив­ших­ся «Би‑2», или ту же пру­жи­ни­стую «Муху», или пес­ню «Маме», как буд­то сыг­ран­ную при уча­стии поклон­ни­ков Neutral Milk Hotel или Arcade Fire.

Это дей­стви­тель­но доб­рот­ная музы­ка, кото­рую в самом луч­шем смыс­ле мож­но опи­сать рядом кли­ше: упру­гий фанк, рез­кий индаст­ри­ал, мелан­хо­лич­ный барок­ко-поп и так далее. Это, надо пони­мать, ком­пли­мент, ведь рань­ше мно­гим было слож­но помыс­лить о музы­ке ДДТ через музы­каль­ные кли­ше — все гово­ри­ли в основ­ном о сти­хах. Коро­че, позд­ние ДДТ, кажет­ся, нахо­дят­ся в ренес­сан­се. Чего нель­зя ска­зать о самом Шев­чу­ке. Его сти­хи — это по-преж­не­му то, что меша­ет музы­ке: их мно­го, про­пе­ты они в целом в одном настро­е­нии, да ещё пове­зёт, если ока­жут­ся про­пе­ты, а не прочитаны.

Опять же, без удач­ных при­ме­ров не обо­шлось, но и без неудач­ных тоже. Воз­мож­но, самое луч­шее, что мог­ли бы сде­лать ДДТ, — это запи­сать инстру­мен­таль­ный аль­бом. Тон­кая рабо­та, где гла­ша­тай Шев­чук нако­нец замол­ка­ет, кажет­ся, гораз­до луч­ше отра­жа­ет поло­же­ние в стране, кото­рое «ДДТ» так отча­ян­но ста­ра­ют­ся выразить.


«Петля Пристрастия» — «Не тот человек»

Бело­рус­ская пост­панк-груп­па зани­ма­тель­на по мно­гим и часто про­ти­во­ре­ча­щим друг дру­гу при­чи­нам. С одной сто­ро­ны, музы­ка и тема­ти­ка «Пет­ли» лег­ко риф­му­ют­ся с соци­аль­ным роком (вро­де каких-нибудь «Теней Сво­бо­ды»), кое­го раз­ве­лось столь­ко, что не про­ды­шать­ся. Уди­ви­тель­но, как один и тот же чело­век может напи­сать почти школь­ные строч­ки по типу «экзи­стен­ци­аль­ность пока­за­лась смеш­ной» или «зав­тра ока­жет­ся крайне враж­деб­но» в отда­ю­щей Полом Бэнк­сом песне «Паци­ент», а потом выдать неожи­дан­ный рефрен «вто­рой такой шанс не чаще, чем в Афри­ке снег», про­ры­ва­ю­щий­ся сквозь вью­гу заглав­ной пес­ни аль­бо­ма. Или крайне удач­но инто­ни­ро­ван­ный текст в «Нор­ме», где вро­де как тоже нет ника­кой лек­си­че­ской одно­род­но­сти, но спе­то по мень­шей мере убедительно.

С дру­гой сто­ро­ны, «Пет­ля» — клас­си­че­ский и доб­рот­ный при­мер того, что пост­панк все­гда о том, как все­об­щее ста­но­вит­ся глу­бо­ко лич­ным. Так и в откры­ва­ю­щем тре­ке «При­ро­да Дарит Боль» гло­баль­ное сво­ра­чи­ва­ет­ся чуть ли не до ком­нат­но­го. В этом смыс­ле «Не тот чело­век» — не тот аль­бом, о кото­ром будут гово­рить как об «ухва­тив­шем дух вре­ме­ни» про­сто пото­му, что поэ­ти­ка Ильи Череп­ко-Само­хва­ло­ва и пода­ча груп­пы в целом дела­ет общее част­ным. Эта музы­ка, кото­рая стре­мит­ся не к широ­ко­му маз­ку, а к пунк­ти­ру, почти как в азбу­ке Мор­зе. Да и как ещё может гово­рить о себе герой, запер­тый разом и в себе, и в совер­шен­ной кош­мар­ной дей­стви­тель­но­сти 2021 года?

При том на схо­жие тема­ти­ки поют и услов­ные Shortparis, и ещё мно­го какие совре­мен­ные пост­панк-груп­пы. Вот толь­ко если ново­куз­неч­ные теат­ра­лы напрочь игно­ри­ру­ют лич­ное, то у «Пет­ли При­стра­стия» это лич­ное игра­ет первую скрипку.

Поз­во­лю себе лири­че­ское отступ­ле­ние: боль­ше все­го меня зани­ма­ет то, как музы­ка подоб­ных соц-рок групп созвуч­на, про­сти­те, ани­ме-опе­нин­гам и эндин­гам. «Нор­ма» или «Зелё­ный Кори­дор» запро­сто мог­ли бы стать пес­ня­ми услов­ных Asian Kung-Fu Generation. Каким обра­зом совре­мен­ный оте­че­ствен­ный пост­панк вызы­ва­ет ассо­ци­а­ции с сёнен-сери­а­ла­ми типа «Нару­то» — загад­ка, кото­рая тре­бу­ет боль­шо­го ответа.


«Спасибо» — «Терпение»

Самые душев­ные роке­ры новой рус­ской вол­ны вер­ну­лись с пятым аль­бо­мом. Самым крик­ли­вым. То, что «Тер­пе­ние» для слэ­ма, а не для напе­вов, гово­рит уже облож­ка, как буд­то создан­ная для кон­церт­но­го аль­бо­ма. Релиз пред­ла­га­ет выкри­чать­ся, а не спеть хором, что зако­но­мер­но: на этот раз «Спа­си­бо» как нико­гда пря­мо­ли­ней­ны, но не толь­ко по части лич­ных пере­жи­ва­ний. В песне «Ней­тра­ли­тет» груп­па неожи­дан­но рефлек­си­ру­ет о поли­цей­ском кош­ма­ре, в кото­рым послед­ние года пре­бы­ва­ет Рос­сия. Трек «Раз­го­вор» (один из луч­ших с аль­бо­ма) пред­ла­га­ет сра­зу две вер­сии рэпа: сингло­вую с фитом Миха­и­ла Фени­че­ва из 3H Company и аль­бом­ную с фитом «йоу! сэми­ти сэма». Зву­чит как что-то новое? Одно­знач­но да. Так ещё и обе вер­сии по-сво­е­му хороши.

Впро­чем, это всё ещё «Спа­си­бо», кото­рых мы зна­ем, со все­ми плю­са­ми и мину­са­ми: энер­гич­ная, пре­тен­ду­ю­щая на катар­сис гитар­ная вол­на, отлич­но рабо­та­ю­щая в паре с кри­ка­ми фронт­ме­на Расе­ла Рах­ма­на. Кого-то подоб­ная музы­ка «навзрыд» может оттолк­нуть, а кому-то помочь. Неко­то­рые строч­ки могут задеть за душу, а неко­то­рые скри­вить­ся. «Любовь к себе» — оче­вид­но, глав­ный номер аль­бо­ма, может по пра­ву вой­ти в аль­бом «Спа­си­бо The Best». Но точ­но так­же откры­ва­ю­щая пес­ня «Дядя Бен» с кри­ком Расе­ла про «Не надо в уши мне ссать» может попол­нить спи­сок самых стран­ных инт­ро к альбомам.



Юлия Накарякова — «Дураки»

Самый тон­кий аль­бом меся­ца. Юлия Нака­ря­ко­ва полу­чи­ла извест­ность в соста­ве груп­пы «Лемон­дэй». В 2017‑м она выпу­сти­ла заме­ча­тель­ный соль­ный аль­бом «Здрав­ствуй!», кото­рый до сих пор оста­ет­ся одним из самых гип­но­тич­ных аль­бо­мов 2010‑х (послу­шай­те откры­ва­ю­щую пес­ню «В Город», если не верите).

Если «Здрав­ствуй!» похо­дил на ого­лён­ный мотор элек­трич­ки, при­ве­дён­ный в дей­ствие одной фан­та­зи­ей лири­че­ской геро­и­ни, то «Дура­ки» — это уже при­гла­ше­ние слу­ша­те­ля в саму фан­та­зию. Чью? Слож­но ска­зать. Мож­но попы­тать­ся пред­ста­вить аль­бом, как сны певи­цы Нико (той самой, кото­рая рабо­та­ла с Лу Ридом), будь она девуш­кой из рус­ской дерев­ни, каким-то обра­зом откры­той ака­де­ми­че­ско­му мини­ма­лиз­му и бог весть ещё чему.

При общем сход­стве и идей­ном раз­ви­тии двух аль­бо­мов хочет­ся верить, что «Дура­ки» не повто­рят судь­бу пред­ше­ствен­ни­ка: увы, «Здрав­ствуй!» не полу­чил ни толи­ки того вни­ма­ния, кото­ро­го аль­бом заслу­жи­вал. «Дура­ки», в свою оче­редь, заслу­жи­ва­ют его не меньше.


«На Ножах» — «Нежность»

Все преды­ду­щие рели­зы нойз-рок груп­пы «На Ножах» — при­мер того, как делать не сто­ит. Во-пер­вых, реши­тель­но непо­нят­но, зачем раз­ме­ни­вать фан­та­зию и дру­гие ресур­сы на кон­до­вый нойз-рок, от тупи­ко­вой яро­сти кото­ро­го начи­на­ешь верить, что оте­че­ствен­ный застой нагнул даже музы­ку. А во-вто­рых, тем хуже, когда арти­сты хотят выдать нойз-рок, а выда­ют Nickelback. И вот ещё, так ска­зать, на сда­чу: что может быть более пафос­ным и баналь­ным, чем назва­ния песен вро­де «Все умрут и нико­го не оста­нет­ся», «Don’t Happy, Be Worry» и «Я живу в Рос­сии и мне страш­но». Мож­но было собрать бин­го и выпу­стить целый аль­бом с пес­ня­ми а‑ля «Рок-н-ролл мёртв, и я вме­сте с ним», «Мы не ждём пере­мен», «Это не прой­дёт», «Лёд не спа­сёт» и «All You Need is Gun».

Пона­ча­лу кажет­ся, что облож­ка «Неж­но­сти» обе­ща­ет про­дол­же­ние интел­лек­ту­аль­ной лени: не хва­та­ет толь­ко Лето­ва с Янкой — и всё, набор хэл­ло­уин­ских паро­чек для под­пис­чи­ков паб­ли­ка «МХК» готов. Худож­ни­ца Яна Тара­ка­но­ва уме­ет гораз­до луч­ше. Но, на удив­ле­ние, «Неж­ность» — хоро­ший аль­бом. В том смыс­ле, что здесь каж­дый из участ­ни­ков груп­пы ока­зы­ва­ет­ся на сво­ём месте. Басист Павел Орлов, извест­ный люби­тель про­грес­сив-рока, не сдер­жи­ва­ет­ся и на пару с удар­ни­цей Анной Шварц зада­ёт «Неж­но­сти» нуж­ный грув. Вока­лист Евге­ний Стро­ков, на преды­ду­щих аль­бо­мах зву­ча­щий как фронт­мен, сбе­жав­ший из эмо-груп­пы в пост­гранж, теперь зву­чит под стать назва­нию рели­за. Он же игра­ет на гита­ре, раз­бав­ляя релиз раз­но­об­раз­ны­ми пар­ти­я­ми, при­чём жан­ро­во отлич­ны­ми друг от дру­га в каж­дом треке.

Недо­ста­ток аль­бо­ма, пожа­луй, один — несмот­ря на сме­ну настро­е­ния и музы­ки, «На Ножах» всё ещё зву­чат на слож­ных щах. Зато в этот раз серьёз­ность и пафос смяг­ча­ют­ся удач­ны­ми музы­каль­ны­ми решениями.



Oxxymiron — «Смутное Время»

Буду кра­ток — фиа­ско года. Даже если вско­ре Мирон выпу­стит силь­ный аль­бом, акция с этим микс­тей­пом — как мини­мум стран­ная затея, кото­рая уже настро­и­ла про­тив гото­вя­ще­го­ся пол­но­фор­мат­ни­ка доб­рую поло­ви­ну слу­ша­те­лей. Окси — боль­шая фигу­ра, от кото­рой едва ли хоте­лось стран­ных раз­го­нов, по ито­гу боль­ше похо­дя­щие на обман­чи­вые обе­ща­ния. Зачем вооб­ще арти­сту тако­го калиб­ра делать подоб­ные акции?

Ещё во вре­мя выхо­да кли­пов Мирон стал глав­ным интри­га­ном меся­ца в рус­ском хип-хопе, если не ска­зать во всём медиа­по­ле. Выпу­сти он микс­тейп вне­зап­но сле­дом за аль­бо­мом — его бы побла­го­да­ри­ли. Но выпус­кать его до, да ещё какое-то вре­мя дер­жать под вопро­сом выход пол­но­цен­но­го LP, гм, какую реак­цию ждал рэпер? Ощу­ще­ние, что этот микс­тейп выло­жи­ли толь­ко для того, что­бы у Сла­вы КПСС появил­ся повод выпу­стить ответку.


Читай­те так­же «Стран­ные кол­ла­бо­ра­ции музы­кан­тов».

Поделиться