Композитор Анатолий Никулин решился на смелый эксперимент — записал каверы на произведения отечественной классики. Это уже восьмой альбом у музыканта. Стилистически он разноплановый — есть элементы и прогрессив-рока, и восьмибитной электроники. Авангард, одним словом. Сам Анатолий Никулин обозначает стиль как #cyberlubok. Специально для VATNIKSTAN композитор рассказал о своём последнем альбоме, который, на наш взгляд, заслуживает резонанса.
В последние годы новая российская музыка ищет точку самоидентификации в общемировом культурном пространстве и успешно занимается экспансией по всей планете. Все эти явления, безусловно, позитивны, однако собственного музыкального языка мы, пожалуй, так и не приобрели, оставшись более-менее вторичными в этом смысле. Альбом «Русская Музыка» показывает, что этот уникальный язык у нас уже есть. Просто мы о нём либо забыли, либо никогда его не знали. В этом альбоме собраны некоторые примеры русского музыкального искусства XIX–XX веков и переосмыслены в необычных жанрах.
Большую часть альбома занимает «Скифская Сюита» Сергея Прокофьева — один из шедевров русского музыкального авангарда начала XX века. Её первое исполнение в 1916 году шокировало публику своей новизной и смелостью — примерно так же могут отреагировать люди, слушающие этот альбом. На этом альбоме она исполнена в духе английских симфо-проговых команд конца 1960‑х — начала 1970‑х годов (The Nice, Emerson Lake & Palmer). Это первое исполнение данного произведения в подобном жанре. До этого момента «Скифская Сюита» исполнялась нечасто и исключительно симфоническими оркестрами.
Из-за своей большой продолжительности «Скифская Сюита» разделена на четыре части. Во-первых, это сильно упрощает восприятие альбома в целом; во-вторых, большие пьесы очень часто перетягивают внимание на себя. В данном случае хотелось добиться какой-то пропорциональности. В итоге получилось так, что четыре части сюиты, перемежающиеся песнями, образовали даже некую сюжетную линию: яркое вступление, мрачная «ночная» середина и помпезный финал, символизирующий восход солнца (исходя из названия последнего трека).
На этом альбоме собраны песни и номера из опер, имеющие ярко выраженный национальный музыкальный колорит. Все песни из альбома исполнены в жанре ранней лоуфайной электроники с лёгким 8‑битным привкусом (пожалуй, ближайшая жанровая аналогия — это творчество культовых американских композиторов Брюса Хаака и Мортона Суботника). Подобное жанровое переосмысление невольно рождает новый тег #cyberlubok. Никогда ранее нижеперечисленные песни не исполнялись в подобных жанрах.
«Попутная Песня» — один из самых популярных номеров цикла «Прощание с Петербургом» Михаила Глинки. Некогда простая песня в советские годы стала апофеозом развесёлой народной «клюквы».
В качестве антипода первой песне — другой популярный номер, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Она показывает нам тёмные и мрачные страницы российской истории.
«Ворона» — одно из самых ранних и крайне редко цитируемых произведений Игоря Стравинского. Это лёгкая шуточная песня с народным текстом.
«Хор Ратников» (в оригинале «Шепчет Страхи Ночь Немая») — небольшой фрагмент оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок». Здесь национальный колорит смешивается с элементами музыкального модернизма и авангарда.
«Половецкие Пляски» — сцена из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Она имеет три части, и первая из них, «Улетай на крыльях ветра», снискала немалую популярность в среде фолк- и метал-коллективов. Кавер-версий на эту песню существует большое количество, но пожалуй, никто всю эту сцену не переигрывал целиком.