«Унылая пора, очей очарованье», — наверное, именно первая строчка из стихотворения «Осень» Александра Сергеевича Пушкина первой приходит на ум, когда люди представляют это время года. Но она изменчива и непостоянна. Осень может быть разной, солнечной и дождливой, тёплой и по-зимнему холодной, слякотной и сухой. Русские художники, как и поэты, были очарованы этим сезоном, поэтому на их полотнах часто можно увидеть осень. У кого-то действительно «золотую», а у кого-то пасмурную и безрадостную.
Представляем десять картин русских живописцев, посвящённых осени. В подборке вы увидите не только классические произведения, но и работы конца XX — начала XXI века.
«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)
Вот что писал искусствовед Виталий Манин об этом произведении:
«Реалистическим работам Куинджи было положено начало „Осенней распутицей“ (1870). Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского».
Спустя 20 лет, в 1890‑х годах художник начинает работу над холстом «Осень. Туман», которая зеркально повторяла «Осеннюю распутицу», но была написана в чуть более тёплой цветовой гамме. К сожалению, это произведение осталось незаконченным.
«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)
На полотне Валентина Серова представлено Домотканово — это имение в Тверской губернии, в котором художник на момент написания работы проживал уже около восьми лет. Это место завораживало Серова живописной природой и просторами. Сюжеты, связанные с Домотканово, не раз появлялись в творчестве Валентина Александровича.
В настоящее время Домотканово носит иное, послереволюционное название — посёлок Красная Новь. В нём расположен мемориально-художественный музей Валентина Серова.
«Золотая осень». Василий Поленов (1893)
Это полотно — настоящий символ русской природы, один из наиболее узнаваемых и классических осенних пейзажей. Здесь художник изобразил величественную Оку. Он долгое время жил у её берегов в имении Бёхово, видя и запечатлевая реку в разные времена года. Здесь он написал и другие известные произведения «Ранний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы».
Вот что писал Василий Поленов своему другу художнику Константину Коровину в 1914 году:
«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту и выбрали место для жительства».
«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)
Зинаида Евгеньевна так же черпала вдохновение из видов русской природы. Она проживала в усадьбе Нескучное Курской губернии, принадлежавшей её отцу, Евгению Лансере. Именно там были написаны знаменитые сюжеты с крестьянками, портреты детей и пейзажи, запечатлевшие красоту родного имения.
Там же была создана работа «Зеленя осенью». Зеленя — довольно непривычное слово для уха современного человека. Так раньше называли молодые всходы хлебов.
Изначально пейзаж получил название «Ветряки» — ведь именно они выделяются на бескрайнем пространстве полей и притягивают к себе взгляд.Зинаиде Серебряковой эти ветряные мельницы напоминали «Дон Кихота» и были символами движения, жизни, которая ни на минуту не останавливается.
«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)
Василий Кандинский, известный широкому зрителю абстракциями, в начале творческого пути писал другие по формату и стилю работы. Одно из ранних его произведений — это «Осень в Баварии». Но она одновременно является одной из последних, так как уже в 1909 году была написана первая абстрактная акварель.
Если вышеупомянутые художники вдохновлялись именно русской природой, то Василий Кандинский находил прелесть осенних дней и за рубежом. Несколько лет он прожил в Германии, где и сформировался как художник. «Осень в Баварии» находится в Париже, в Национальном музее современного искусства.
«Осень». Михаил Ларионов (1912)
Михаил Ларионов был одним из ярких представителей русского авангарда, новатором и генератором идей. Он постоянно искал новые средства выразительности, и в 1910‑е годы обращается к русскому народному лубку, соединяя его с примитивизмом.
Михаил Ларионов создаёт серию работ, посвящённых разным временам года, каждое из которых воплощено в женском образе. На остальном пространстве картин представлены атрибуты каждого сезона, как, например, осенний сбор урожая. Надпись на полотне гласит:
«Осень счастливая, блестящая какъ золото. Съ зрелым виноградом и съ хмельным вином».
У Ларионова есть ещё вторая работа с женщиной-осенью, которая называется «Осень счастливая». Она, в отличие от представленной, выполнена в ярко-жёлтых оттенках и изображает своеобразную золотую осень.
«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)
Как и у Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой и Василия Поленова, у Константина Юона было своё «место силы». Оно находилось в подмосковной деревне Лигачёво. Художник прожил там практически 50 лет. Свою родную деревеньку Константин Юон изображал в разные времена года, и даже отдельные месяцы.
В работе «Мельница. Октябрь. Лигачёво» он пишет людей, занятых трудом на мельнице, живущих в гармонии с собой и природой. Это произведение, созданное Константином Юоном в период расцвета его творчества, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)
Исаак Бродский погружает зрителя в бабье лето. Несмотря на то что опавшие листья — символ увядающей природы, картина по-настоящему живая. Она навевает мысли о людях, оставивших на холодный период своё летнее жильё. Это светлая грусть и воспоминания об уходящем тепле.
Творчество художника, ученика самого Ильи Репина, сильно изменит революция, он станет автором знаменитой ленинианы. Но в 1915 году Исаак Бродский пишет ещё спокойный умиротворённый, такой родной и осенний пейзаж.
«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов — позднесоветский дуэт, выросший на руинах СССР. Работа «Очей очарование» в полной мере отражает слова «Русского репортёра» об их творчестве:
«Художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский — исторический и социальный казус. Они — кооператив, родившийся на обломках советского строя, благополучно переживший лихие девяностые и ставший одной из самых экономически эффективных творческих единиц современного российского арт-рынка. Их огромные полотна с китчевыми образами олигархов, топ-моделей и подмосковных алкоголиков понятны любому зрителю вне зависимости от образования и вовлечённости в современное искусство».
А Анатолий Осмоловский считал, что художники «рисуют сны российской интеллигенции с их наивной брутальностью и пошлой банальностью».
«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)
Эрик Булатов — один из главных представителей соц-арта. Единственный русский художник, чьи работы выставлялись в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду, в Музее современного искусства Парижа. Представленная работа уже более поздняя, создана в 2009–2010 годах.
Изображение севастопольского бульвара на холсте Эрика Булатова больше похоже на старую фотографию. Это произведение находится в частной коллекции Шалвы Бреуса.
Смотрите также «Тяга к знаниям в живописи Богданова-Бельского».