«Уны­лая пора, очей оча­ро­ва­нье», — навер­ное, имен­но пер­вая строч­ка из сти­хо­тво­ре­ния «Осень» Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на пер­вой при­хо­дит на ум, когда люди пред­став­ля­ют это вре­мя года. Но она измен­чи­ва и непо­сто­ян­на. Осень может быть раз­ной, сол­неч­ной и дожд­ли­вой, тёп­лой и по-зим­не­му холод­ной, сля­кот­ной и сухой. Рус­ские худож­ни­ки, как и поэты, были оча­ро­ва­ны этим сезо­ном, поэто­му на их полот­нах часто мож­но уви­деть осень. У кого-то дей­стви­тель­но «золо­тую», а у кого-то пас­мур­ную и безрадостную.

Пред­став­ля­ем десять кар­тин рус­ских живо­пис­цев, посвя­щён­ных осе­ни. В под­бор­ке вы уви­ди­те не толь­ко клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния, но и рабо­ты кон­ца XX — нача­ла XXI века.


«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)

Вот что писал искус­ство­вед Вита­лий Манин об этом произведении:

«Реа­ли­сти­че­ским рабо­там Куин­джи было поло­же­но нача­ло „Осен­ней рас­пу­ти­цей“ (1870). Кажет­ся, труд­но най­ти в это вре­мя про­из­ве­де­ние, кото­рое бы так уны­ло, так бес­про­свет­но отра­зи­ло мрак рос­сий­ско­го бытия. Пей­заж име­ет жан­ро­вый отте­нок, вно­ся­щий неко­то­рые сен­ти­мен­таль­ные ноты, более харак­тер­ные для немец­ко­го пей­за­жа, чем русского».

Спу­стя 20 лет, в 1890‑х годах худож­ник начи­на­ет рабо­ту над хол­стом «Осень. Туман», кото­рая зер­каль­но повто­ря­ла «Осен­нюю рас­пу­ти­цу», но была напи­са­на в чуть более тёп­лой цве­то­вой гам­ме. К сожа­ле­нию, это про­из­ве­де­ние оста­лось незаконченным.


«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)

На полотне Вален­ти­на Серо­ва пред­став­ле­но Домо­тка­но­во — это име­ние в Твер­ской губер­нии, в кото­ром худож­ник на момент напи­са­ния рабо­ты про­жи­вал уже око­ло вось­ми лет. Это место заво­ра­жи­ва­ло Серо­ва живо­пис­ной при­ро­дой и про­сто­ра­ми. Сюже­ты, свя­зан­ные с Домо­тка­но­во, не раз появ­ля­лись в твор­че­стве Вален­ти­на Александровича.

В насто­я­щее вре­мя Домо­тка­но­во носит иное, после­ре­во­лю­ци­он­ное назва­ние — посё­лок Крас­ная Новь. В нём рас­по­ло­жен мемо­ри­аль­но-худо­же­ствен­ный музей Вален­ти­на Серова.


«Золотая осень». Василий Поленов (1893)

Это полот­но — насто­я­щий сим­вол рус­ской при­ро­ды, один из наи­бо­лее узна­ва­е­мых и клас­си­че­ских осен­них пей­за­жей. Здесь худож­ник изоб­ра­зил вели­че­ствен­ную Оку. Он дол­гое вре­мя жил у её бере­гов в име­нии Бёхо­во, видя и запе­чат­ле­вая реку в раз­ные вре­ме­на года. Здесь он напи­сал и дру­гие извест­ные про­из­ве­де­ния «Ран­ний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы».

Вот что писал Васи­лий Поле­нов сво­е­му дру­гу худож­ни­ку Кон­стан­ти­ну Коро­ви­ну в 1914 году:

«Как мне хоте­лось бы пока­зать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами пер­вые откры­ли её кра­со­ту и выбра­ли место для жительства».


«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)

Зина­и­да Евге­ньев­на так же чер­па­ла вдох­но­ве­ние из видов рус­ской при­ро­ды. Она про­жи­ва­ла в усадь­бе Нескуч­ное Кур­ской губер­нии, при­над­ле­жав­шей её отцу, Евге­нию Лан­се­ре. Имен­но там были напи­са­ны зна­ме­ни­тые сюже­ты с кре­стьян­ка­ми, порт­ре­ты детей и пей­за­жи, запе­чат­лев­шие кра­со­ту род­но­го имения.

Там же была созда­на рабо­та «Зеле­ня осе­нью». Зеле­ня — доволь­но непри­выч­ное сло­во для уха совре­мен­но­го чело­ве­ка. Так рань­ше назы­ва­ли моло­дые всхо­ды хлебов.

Изна­чаль­но пей­заж полу­чил назва­ние «Вет­ря­ки» — ведь имен­но они выде­ля­ют­ся на бес­край­нем про­стран­стве полей и при­тя­ги­ва­ют к себе взгляд.Зинаиде Сереб­ря­ко­вой эти вет­ря­ные мель­ни­цы напо­ми­на­ли «Дон Кихо­та» и были сим­во­ла­ми дви­же­ния, жиз­ни, кото­рая ни на мину­ту не останавливается.


«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)

Васи­лий Кан­дин­ский, извест­ный широ­ко­му зри­те­лю абстрак­ци­я­ми, в нача­ле твор­че­ско­го пути писал дру­гие по фор­ма­ту и сти­лю рабо­ты. Одно из ран­них его про­из­ве­де­ний — это «Осень в Бава­рии». Но она одно­вре­мен­но явля­ет­ся одной из послед­них, так как уже в 1909 году была напи­са­на пер­вая абстракт­ная акварель.

Если выше­упо­мя­ну­тые худож­ни­ки вдох­нов­ля­лись имен­но рус­ской при­ро­дой, то Васи­лий Кан­дин­ский нахо­дил пре­лесть осен­них дней и за рубе­жом. Несколь­ко лет он про­жил в Гер­ма­нии, где и сфор­ми­ро­вал­ся как худож­ник. «Осень в Бава­рии» нахо­дит­ся в Пари­же, в Наци­о­наль­ном музее совре­мен­но­го искусства.


«Осень». Михаил Ларионов (1912)

Миха­ил Лари­о­нов был одним из ярких пред­ста­ви­те­лей рус­ско­го аван­гар­да, нова­то­ром и гене­ра­то­ром идей. Он посто­ян­но искал новые сред­ства выра­зи­тель­но­сти, и в 1910‑е годы обра­ща­ет­ся к рус­ско­му народ­но­му луб­ку, соеди­няя его с примитивизмом.

Миха­ил Лари­о­нов созда­ёт серию работ, посвя­щён­ных раз­ным вре­ме­нам года, каж­дое из кото­рых вопло­ще­но в жен­ском обра­зе. На осталь­ном про­стран­стве кар­тин пред­став­ле­ны атри­бу­ты каж­до­го сезо­на, как, напри­мер, осен­ний сбор уро­жая. Над­пись на полотне гласит:

«Осень счаст­ли­вая, бле­стя­щая какъ золо­то. Съ зре­лым вино­гра­дом и съ хмель­ным вином».

У Лари­о­но­ва есть ещё вто­рая рабо­та с жен­щи­ной-осе­нью, кото­рая назы­ва­ет­ся «Осень счаст­ли­вая». Она, в отли­чие от пред­став­лен­ной, выпол­не­на в ярко-жёл­тых оттен­ках и изоб­ра­жа­ет свое­об­раз­ную золо­тую осень.


«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)

Как и у Вален­ти­на Серо­ва, Зина­и­ды Сереб­ря­ко­вой и Васи­лия Поле­но­ва, у Кон­стан­ти­на Юона было своё «место силы». Оно нахо­ди­лось в под­мос­ков­ной деревне Лига­чё­во. Худож­ник про­жил там прак­ти­че­ски 50 лет. Свою род­ную дере­вень­ку Кон­стан­тин Юон изоб­ра­жал в раз­ные вре­ме­на года, и даже отдель­ные месяцы.

В рабо­те «Мель­ни­ца. Октябрь. Лига­чё­во» он пишет людей, заня­тых тру­дом на мель­ни­це, живу­щих в гар­мо­нии с собой и при­ро­дой. Это про­из­ве­де­ние, создан­ное Кон­стан­ти­ном Юоном в пери­од рас­цве­та его твор­че­ства, нахо­дит­ся в собра­нии Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской галереи.


«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)

Иса­ак Брод­ский погру­жа­ет зри­те­ля в бабье лето. Несмот­ря на то что опав­шие листья — сим­вол увя­да­ю­щей при­ро­ды, кар­ти­на по-насто­я­ще­му живая. Она наве­ва­ет мыс­ли о людях, оста­вив­ших на холод­ный пери­од своё лет­нее жильё. Это свет­лая грусть и вос­по­ми­на­ния об ухо­дя­щем тепле.

Твор­че­ство худож­ни­ка, уче­ни­ка само­го Ильи Репи­на, силь­но изме­нит рево­лю­ция, он ста­нет авто­ром зна­ме­ни­той лени­ни­а­ны. Но в 1915 году Иса­ак Брод­ский пишет ещё спо­кой­ный уми­ро­тво­рён­ный, такой род­ной и осен­ний пейзаж.


«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)

Вла­ди­мир Дубосар­ский и Алек­сандр Вино­гра­дов — позд­не­со­вет­ский дуэт, вырос­ший на руи­нах СССР. Рабо­та «Очей оча­ро­ва­ние» в пол­ной мере отра­жа­ет сло­ва «Рус­ско­го репор­тё­ра» об их творчестве:

«Худож­ни­ки Алек­сандр Вино­гра­дов и Вла­ди­мир Дубосар­ский — исто­ри­че­ский и соци­аль­ный казус. Они — коопе­ра­тив, родив­ший­ся на облом­ках совет­ско­го строя, бла­го­по­луч­но пере­жив­ший лихие девя­но­стые и став­ший одной из самых эко­но­ми­че­ски эффек­тив­ных твор­че­ских еди­ниц совре­мен­но­го рос­сий­ско­го арт-рын­ка. Их огром­ные полот­на с кит­че­вы­ми обра­за­ми оли­гар­хов, топ-моде­лей и под­мос­ков­ных алко­го­ли­ков понят­ны любо­му зри­те­лю вне зави­си­мо­сти от обра­зо­ва­ния и вовле­чён­но­сти в совре­мен­ное искусство».

А Ана­то­лий Осмо­лов­ский счи­тал, что худож­ни­ки «рису­ют сны рос­сий­ской интел­ли­ген­ции с их наив­ной бру­таль­но­стью и пош­лой банальностью».


«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)

Эрик Була­тов — один из глав­ных пред­ста­ви­те­лей соц-арта. Един­ствен­ный рус­ский худож­ник, чьи рабо­ты выстав­ля­лись в Лув­ре, в Наци­о­наль­ном цен­тре искус­ства и куль­ту­ры име­ни Пом­пи­ду, в Музее совре­мен­но­го искус­ства Пари­жа. Пред­став­лен­ная рабо­та уже более позд­няя, созда­на в 2009–2010 годах.

Изоб­ра­же­ние сева­сто­поль­ско­го буль­ва­ра на хол­сте Эри­ка Була­то­ва боль­ше похо­же на ста­рую фото­гра­фию. Это про­из­ве­де­ние нахо­дит­ся в част­ной кол­лек­ции Шал­вы Бреуса.


Смот­ри­те так­же «Тяга к зна­ни­ям в живо­пи­си Бог­да­но­ва-Бель­ско­го»

Поделиться