Остап Бендер, лошадиная любовь и щитовидка Бузовой: главные романтические шоу отечественного телевидения 1990–2000‑х годов

Совре­мен­ные шоу зна­комств и мно­го­се­рий­ные реа­ли­ти мало кому нра­вят­ся: дра­ки, скан­да­лы и охот­ни­ки за хай­пом вызы­ва­ют толь­ко раз­дра­же­ние. Да и теле­ви­де­ние нын­че — раз­вле­че­ние непо­пу­ляр­ное. Зато пере­да­чи 1990‑х и 2000‑х, где оди­но­кие серд­ца с наив­ной надеж­дой иска­ли любовь перед каме­ра­ми, до сих пор оста­ют­ся постыд­ным удо­воль­стви­ем для тех, кто тос­ку­ет по ушед­шей эпохе.

VATNIKSTAN выбрал пять самых ярких теле­про­ек­тов неда­лё­ко­го про­шло­го — от «Люб­ви с пер­во­го взгля­да» до пер­вых стро­и­те­лей «Дома‑2» и пока ещё застен­чи­вых кли­ен­тов брач­но­го агент­ства Лари­сы Гузее­вой. Готовь­те поп­корн и пла­точ­ки — будет инте­рес­но и немно­го грустно.


«Любовь с первого взгляда»

Появ­ле­ние на пока ещё совет­ских теле­экра­нах моло­дёж­но­го роман­ти­че­ско­го шоу ста­ло малень­кой куль­тур­ной рево­лю­ци­ей. Раз­вле­ка­тель­ные пере­да­чи пока­зы­ва­ли и рань­ше, но такие — лег­ко­мыс­лен­ные, яркие и про любовь — были в новин­ку оте­че­ствен­но­му зри­те­лю. Бла­го­да­рить за это, как ни стран­но, сле­до­ва­ло веду­ще­го «Что? Где? Когда?» Вла­ди­ми­ра Воро­ши­ло­ва, а так­же его жену и кол­ле­гу Ната­лью Сте­цен­ко и пасын­ка Бори­са Крю­ка. В 1990 году ком­па­ния «Совте­ле­экс­порт» нача­ла сотруд­ни­чать с англий­ской фир­мой Action Time, и всех тро­их при­гла­си­ли выбрать одно из пред­ло­жен­ных англи­ча­на­ми шоу, кото­рое пред­сто­я­ло адап­ти­ро­вать для рус­ско­го ТВ. Выбор пал на пере­да­чу Love at First Sight. «Любовь с пер­во­го взгля­да» была её точ­ной копи­ей: музы­ка, оформ­ле­ние сту­дии и кон­кур­сы ничем не отли­ча­лись от запад­но­го ори­ги­на­ла.

Love at first sight. 1991 год

Пер­вый выпуск пере­да­чи вышел в янва­ре 1991 года. До 1996-го «Любовь с пер­во­го взгля­да» жила на ОРТ, с 1997 до 1999-го — на РТР. Веду­щим пла­ни­ро­ва­ли назна­чить зна­то­ка «Что? Где? Когда?» Андрея Коз­ло­ва, извест­но­го поклон­ни­кам «интел­лек­ту­аль­но­го кази­но» чрез­мер­ной эмо­ци­о­наль­но­стью и импуль­сив­ны­ми выход­ка­ми. Режис­сё­ром «Люб­ви…» дол­жен был стать Борис Крюк. В ито­ге режис­сёр­ское крес­ло занял Коз­лов, а Крю­ку при­шлось потеть под софи­та­ми. Борис вспо­ми­нал:

«…так полу­чи­лось, что во вре­мя кастин­га участ­ни­ков в „Любовь…“ за веду­ще­го был я. Воро­ши­лов посмот­рел и гово­рит Ната­лье Сте­цен­ко: „Да пусть он ведёт. Ты видишь, он в люб­ви ниче­го не пони­ма­ет. Вот пусть и разбирается“».

Раз­би­рать­ся в сер­деч­ных делах Бори­су помо­га­ла оча­ро­ва­тель­ная Алла Вол­ко­ва. Стиль­ная, яркая, оба­я­тель­ная, преж­де она игра­ла в «Что? Где? Когда?», рабо­та­ла на теле­ви­де­нии асси­стен­том режис­сё­ра, кор­ре­спон­ден­том и редак­то­ром. Перед теле­ка­ме­ра­ми веду­щие посто­ян­но флир­то­ва­ли друг с дру­гом, да так убе­ди­тель­но, что мно­гие зри­те­ли счи­та­ли их парой. Ниче­го лич­но­го: такую линию пове­де­ния для Бори­са и Аллы опре­де­ли­ли созда­те­ли игры.

Алла Вол­ко­ва и Борис Крюк в пер­вом выпус­ке передачи

Съём­ки пилот­но­го выпус­ка «игро­во­го сери­а­ла» — так пред­ста­ви­ли пере­да­чу совет­ским зри­те­лям — про­во­ди­лись в Вели­ко­бри­та­нии. Закад­ро­вый голос веду­ще­го объявил:

Ladies and gentleman, here’s a man, who’s gonna steal your hearts away.

Борис Крюк изо всех сил пытал­ся скрыть вол­не­ние и посто­ян­но запи­нал­ся, что толь­ко добав­ля­ло ему оча­ро­ва­ния. Алла вела себя более уверенно.

Пер­вый блин полу­чил­ся глад­ким и под­жа­ри­стым: сим­па­тич­ные пар­ни и девуш­ки обсуж­да­ли досто­ин­ства муж­ских усов, фан­та­зи­ро­ва­ли об обна­же­нии в пуб­лич­ном месте и руга­ли пло­хое обслу­жи­ва­ние совет­ских лиф­тов. В кон­це выпус­ка пока­за­ли фраг­мент из бри­тан­ской пере­да­чи, кото­рая ока­за­лась сме­лее совет­ско­го вари­ан­та. Участ­ни­ков спра­ши­ва­ли, какой цвет ниж­не­го белья они пред­по­чи­та­ют и чем моют­ся в душе.

Пере­да­ча состо­я­ла из двух частей, кото­рые сна­ча­ла пока­зы­ва­ли в раз­ные дни. На пер­вом эта­пе три девуш­ки и трое пар­ней рас­ска­зы­ва­ли о себе, отве­ча­ли на вопро­сы веду­щих и друг дру­га. Здесь неиз­беж­но слу­ча­лись казу­сы. Так, в одном из выпус­ков моло­дой чело­век в костю­ме Оста­па Бен­де­ра спро­сил девушек:

«Как сов­ме­стить обще­ствен­но-полез­ный труд с част­но-соб­ствен­ни­че­ски­ми интересами?»

Вопро­са не поня­ли даже ведущие.

Сопер­ник Оста­па, немно­го­слов­ный интел­лек­ту­ал, поин­те­ре­со­вал­ся у участ­ниц, как они отно­сят­ся к фило­со­фии, на что две из них отве­ти­ли что-то невнят­ное, а тре­тья заявила:

«Я к фило­со­фии не отношусь».

В дру­гом выпус­ке коло­рит­ная блон­дин­ка Лена на вопрос «Какой сва­деб­ный пода­рок ты бы хоте­ла полу­чить?» сму­щён­но прошептала:

«Забе­ре­ме­неть».

После опро­са герои по оче­ре­ди выби­ра­ли понра­вив­ше­го­ся участ­ни­ка. Парам, чья сим­па­тия ока­за­лась вза­им­ной, дари­ли ужин в ресторане.

За этим сле­до­ва­ла вто­рая часть про­грам­мы: влюб­лён­ные отве­ча­ли на вопро­сы веду­ще­го, про­ве­ряя, насколь­ко хоро­шо зна­ют друг дру­га. Чем боль­ше наби­ра­лось пра­виль­ных отве­тов, тем выше был шанс выиг­рать роман­ти­че­ское путе­ше­ствие. За глав­ным при­зом охо­ти­лись, стре­ляя по экра­ну из све­то­во­го писто­ле­та. Одна из поклон­ниц пере­да­чи утвер­жда­ла, что путе­ше­ствие, как и чув­ства участ­ни­ков, были настоящими:

«В нача­ле 2000‑х я каж­дое лето была в лаге­рях в Ана­пе. Там позна­ко­ми­лась с девоч­кой, кото­рая… участ­во­ва­ла в одном из немно­гих выпус­ков „Любовь с пер­во­го взгля­да. Дети“ (такие выпус­ки дей­стви­тель­но сни­ма­ли. — Л. Е.). И они с маль­чи­ком выиг­ра­ли глав­ный приз — поезд­ку в Ита­лию. Езди­ли с мама­ми… <…> Эта девоч­ка рас­ска­за­ла, что всё было по-насто­я­ще­му, без под­ста­нов­ки и сце­на­рия. Ей не гово­ри­ли, кого выби­рать. То есть живые эмо­ции. Насто­я­щий смех, улыб­ки, удив­ле­ние, изумление».

Но едва ли кто-то вос­при­ни­мал раз­вле­ка­тель­ную пере­да­чу все­рьёз. В 1990‑е «Любовь с пер­во­го взгля­да» паро­ди­ро­ва­ли кавэ­эн­щи­ки, «Мас­ки» и «Джентль­мен-шоу». Рядо­вой зри­тель, пока не при­вык­ший к запад­но­му кон­тен­ту, мор­щил нос. В 2011 году шоу вер­ну­лось на теле­ви­де­ние в новом фор­ма­те, но про­жи­ло все­го несколь­ко меся­цев. Ста­рая вер­сия теле­иг­ры, по мне­нию зри­те­лей, была душев­нее и добрее:

«Посмот­рев вче­ра один из эфи­ров этой пере­да­чи, я была пора­же­на! Девуш­ки, похо­жие на деву­шек — с есте­ствен­ной кра­со­той, без тон­ны гри­ма, боток­са, наро­щен­ных рес­ниц и бро­вей на поло­ви­ну лба. Такие доб­рые, чистые, наив­ные, неис­пор­чен­ные, застен­чи­вые. Это совер­шен­но дру­гое поко­ле­ние! Раз­ни­ца во внеш­нем виде, в сти­ле одеж­ды, в обще­нии. Ника­ко­го намё­ка на пош­лость и похаб­щи­ну. И пар­ни ведут себя достой­но: искрен­ние, про­стые, ника­кой фаль­ши и дешё­вых пон­тов. Эх, кто же знал, что ожи­да­ет нас через 30 лет, до како­го дна мы докатимся!?»


«Седьмое чувство»

Пре­мье­ра игры «Седь­мое чув­ство» состо­я­лась 12 фев­ра­ля 2000 года, в пред­две­рии Дня свя­то­го Вален­ти­на. Про­грам­ма пере­дач при­вле­ка­ла зри­те­лей мно­го­обе­ща­ю­щим «Най­ди свою любовь в новое про­грам­ме ОРТ». На деле шоу было все­го лишь боль­шой мно­го­се­рий­ной рекла­мой напит­ка 7up. В застав­ке и пере­бив­ках под страст­ные ахи и вздо­хи демон­стри­ро­ва­лось лого ком­па­нии, том­ный жен­ский голос полу­ше­по­том гово­рил: «Уто­ли свою жаж­ду, открой в себе седь­мое чув­ство!» или «Вре­мя выпить 7up!». Участ­ни­ки уго­ща­лись напит­ком на про­тя­же­нии всей передачи.

Как ни стран­но, про­дю­се­ром «Седь­мо­го чув­ства» был титан дет­ско­го оте­че­ствен­но­го теле­ви­де­ния 90‑х Сер­гей Супо­нев. Делать реклам­ные пере­да­чи ему было не впер­вой: как-никак, он был осно­ва­те­лем и веду­щим леген­дар­ной «Dendy — новая реаль­ность» и при­ло­жил руку к созда­нию теле­иг­ры «Лего-го», так­же выпу­щен­ной его теле­ком­па­ни­ей «Класс!».

Веду­щим «Седь­мо­го чув­ства» стал Игорь Вер­ник. В то вре­мя ему было уже под 40, но выгля­дел он немно­гим стар­ше участ­ни­ков, носил­ся по сту­дии, тан­це­вал и гово­рил без умолку.

В шоу участ­во­ва­ли пар­ни и девуш­ки 16–20 лет. Герой или геро­и­ня сиде­ли на «вто­ром эта­же», что­бы не видеть пре­тен­ден­тов. Участ­ни­ки доби­ва­лись рас­по­ло­же­ния потен­ци­аль­ной вто­рой поло­вин­ки в конкурсах:

  • «Инту­и­ция» — пода­рить вещь, по кото­рой герой дол­жен был дога­дать­ся о харак­те­ре и увле­че­ни­ях дарителя;
  • «Услышь меня» — сочи­нить роман­ти­че­ское стихотворение;
  • «Вкус­ный» — при­го­то­вить десерт или кок­тейль из нехит­рых ингредиентов;
  • «Во всей кра­се» — стан­це­вать в наря­де от аван­гард­но­го модельера.

Финал выгля­дел несколь­ко стран­но: герою завя­зы­ва­ли гла­за и выво­ди­ли к остав­шим­ся двум участ­ни­кам, кото­рые долж­ны были по оче­ре­ди создать с ним «ста­тую люб­ви» (поса­дить к себе на коле­ни, поло­жить голо­ву на пле­чо, застыть в тан­це и так далее), оча­ро­вы­вая свою Гала­тею (или Гала­тея) неж­ны­ми при­кос­но­ве­ни­я­ми и аро­ма­том духов.

В Сети сохра­ни­лись еди­нич­ные выпус­ки пере­да­чи и неко­то­рые её фраг­мен­ты. Зре­ли­ще совер­шен­но оча­ро­ва­тель­ное. Так, за серд­це жгу­че­го брю­не­та Дмит­рия сре­ди про­чих деву­шек боро­лись Даша — люби­тель­ни­ца огур­цов с варе­ньем — и Тама­ра, кото­рой нра­ви­лось «раз­ри­со­вы­вать гри­бы» (что бы это ни зна­чи­ло). Сам Дмит­рий посто­ян­но играл на каме­ру, очень неубе­ди­тель­но изоб­ра­жая утом­лён­но­го вос­тор­га­ми поклон­ниц Каза­но­ву. «Лимон — это супер! — со зна­ю­щим видом рас­ска­зы­вал он о девуш­ке, кото­рая пода­ри­ла ему кис­лый фрукт в кон­кур­се „Инту­и­ция“, — Девуш­ка, кото­рая пере­да­ла мне этот лимон… С ней будет инте­рес­но, она все­гда будет тебя заво­дить».

Пожа­луй, так же мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать участ­ни­ка дру­го­го выпус­ка «Седь­мо­го чув­ства», кото­рый в кон­кур­се «Вкус­ный» при­го­то­вил для геро­и­ни десерт «Мая­чок люб­ви» из вафель­ной тру­боч­ки, увен­чан­ной вишен­кой и подо­зри­тель­но напо­ми­на­ю­щей фаллос.

Самые яркие кон­кур­сы пере­да­чи — «Услышь меня» и «Во всей кра­се». В пер­вом пред­ла­га­лось сочи­нить сти­хо­тво­ре­ние с исполь­зо­ва­ни­ем двух пар риф­мо­ван­ных слов. Один парень при­ду­мал нечто обэриутское:

Моя любовь к тебе — как конь.
А если про­ще — табурет.
О про­тя­ни ко мне ладонь —
Я пода­рю люб­ви браслет.

«А табу­рет как отра­жа­ет твою любовь?» — поин­те­ре­со­вал­ся у поэта-само­уч­ки Вер­ник. Парень уве­рен­но отве­тил: «Креп­ко и надёж­но». Дру­гой продекламировал:

Ты плав­но про­шла по холод­ной росе,
И вдруг я к тво­ей при­вя­зал­ся косе.
В руках у тебя был пухо­вый платок.
Ну а у меня — боль­шой молоток.

А вот девичье:

Осень обро­ни­ла свой све­жий листок,
Он тро­нул мой пуль­си­ру­ю­щий от вол­не­ния висок.
Как уны­ло было рыдание,
Когда ты не при­шёл на свидание.

В кон­кур­се «Во всей кра­се» участ­ни­ки устра­и­ва­ли мод­ное дефи­ле с эле­мен­та­ми тан­ца. Костю­мы предо­став­ля­ли совре­мен­ные рос­сий­ские дизай­не­ры. Самые аван­гард­ные наря­ды полу­чи­лись у сына Сла­вы Зай­це­ва. Егор не повто­рил успех отца, хотя очень ста­рал­ся. Пар­ни щего­ля­ли в костю­мах из его кол­лек­ции RENEZZPUNK, в кото­рой, по сло­вам моде­лье­ра, «ассор­ти­мент­но иссле­до­вал­ся рус­ский костюм эпо­хи Воз­рож­де­ния». На деле обла­че­ние моло­дых людей пред­став­ля­ло из себя смесь «Безум­но­го Мак­са» с испан­ским при­двор­ным пла­тьем XVI века и кон­церт­ны­ми костю­ма­ми Вале­рия Леон­тье­ва. Один из участ­ни­ков попы­тал­ся устро­ить стрип­тиз и швыр­нул в Вер­ни­ка пла­щом, а вто­рой при­нял­ся ска­кать вокруг девуш­ки, как шаман вокруг костра.

Пере­да­ча про­жи­ла чуть боль­ше года: то ли рей­тин­ги ока­за­лись низ­ки­ми, то ли реклам­ный кон­тракт истёк. В кон­це 2000 — нача­ле 2001 года «Седь­мо­му чув­ству» нача­ли уре­зать финан­си­ро­ва­ние. Так, если до декаб­ря 2000 года в жур­на­ле YES! регу­ляр­но печа­та­лись фото­гра­фии участ­ни­ков про­шлых выпус­ков, то после лишь изред­ка появ­лял­ся раз­во­рот рекла­мы 7up уже без упо­ми­на­ния пере­да­чи. В выпус­ке от 24 мар­та 2001 года на кон­кур­се «Вкус­но» вме­сто насто­я­ще­го блю­да «гото­ви­ли» кол­ла­жи из кар­ти­нок с едой. В кон­це мая 2001 года шоу сня­ли с эфи­ра. Спу­стя мно­го лет оно обре­ло вто­рую жизнь — прав­да, теперь уже на казах­ском телевидении.


«Поцелуй навылет»

С 2003 по 2008 год на кана­ле MTV выхо­дил вышел розо­во-кон­фет­ный ана­лог «Седь­мо­го чув­ства» — шоу сви­да­ний «Поце­луй навы­лет». Авто­ром и веду­щей пере­да­чи была уже извест­ная зри­те­лям оте­че­ствен­но­го музы­каль­но­го ТВ Тут­та Ларсен.

Выбор вто­рой поло­вин­ки так­же про­из­во­дил­ся всле­пую: герой или геро­и­ня нахо­ди­лись в отдель­ной ком­на­те и мог­ли толь­ко слы­шать то, что про­ис­хо­дит в сту­дии. Пре­тен­ден­тов было чет­ве­ро. Они доби­ва­лись сим­па­тии подар­ка­ми и любов­ны­ми посла­ни­я­ми, отве­ча­ли на каверз­ные вопро­сы, про­бо­ва­ли себя в жан­ре импро­ви­за­ции и поз­во­ля­ли герою оце­нить свою при­вле­ка­тель­ность с помо­щью ощу­пы­ва­ний и под­гля­ды­ва­ний через «стен­ки-жмур­ки». Если в кон­це пере­да­чи при лич­ной встре­че герой оста­вал­ся дово­лен выбо­ром, то цело­вал побе­ди­те­ля в губы, если нет — в щёку. Ино­гда участ­ни­кам выпа­да­ла уда­ча поце­ло­вать­ся со зна­ме­ни­то­стью: в «тай­ной ком­на­те» побы­ва­ли Ирак­ли, Глю­ко­за, Алек­сандр Панай­о­тов и дру­гие звёзды.

В интер­не­те сохра­ни­лись лишь еди­нич­ные выпус­ки «Поце­луя». В ново­год­ней пере­да­че 2005 года чет­ве­ро муску­ли­стых молод­цев в цепях, кожа­ных шта­нах и рва­ных май­ках сра­жа­лись за серд­це бело­ку­рой Надеж­ды (девуш­ка сама выло­жи­ла видео в Сеть). Все ребя­та ока­за­лись тан­цо­ра­ми, но вид тан­цев не назва­ли (хотя по внеш­не­му виду и пове­де­нию дога­дать­ся было неслож­но). По сло­вам самой Надеж­ды, никто из них ей не понра­вил­ся: мол, такие пар­ни для серьёз­ных отно­ше­ний не годят­ся. Обни­мать и щупать нака­чан­ные тор­сы через «стен­ки-жмур­ки» ока­за­лось инте­рес­нее, чем раз­го­ва­ри­вать с поко­я­щи­ми­ся на этих тор­сах голо­ва­ми. Бру­таль­ный Иса, копия моло­до­го Стал­лоне, назвал сво­ей основ­ной чер­той харак­те­ра «бзик», но не смог объ­яс­нить, что име­ет вви­ду. Он же пода­рил Наде свою люби­мую кни­гу — «Так гово­рил Зара­ту­ст­ра» — и про­ци­ти­ро­вал люби­мое у Ницше:

«Ты идёшь к жен­щи­нам? Не забудь плётку!»

Обтя­ну­тый кожей Вик­тор обо­зна­чил своё люби­мое заня­тие как «дела­нье детей». «Ты донор, папа или пло­хой тан­цор?» — пошу­ти­ла Тутта.

В дру­гой пере­да­че девуш­ки иска­ли сим­па­тии буду­ще­го педа­го­га Андрея. Ека­те­ри­на похва­ли­ла моло­до­го чело­ве­ка за то, что он «само­уве­рен­ный, но не само­влюб­лён­ный», а Рок­са­на похва­ста­лась ему, что зани­ма­лась сек­сом у стен Крем­ля. Вален­ти­на про­чи­та­ла Андрею про­ник­но­вен­ное сти­хо­тво­ре­ние соб­ствен­но­го сочи­не­ния, кото­рое на самом деле ещё в 1955 году напи­са­ла Юлия Дру­ни­на. В кон­кур­се импро­ви­за­ции Андрей пред­ло­жил девуш­кам пред­ста­вить, что они сда­ют ему экза­мен. Луч­ше всех спра­ви­лась Ксения:

— [Кто такая] Ахматова?
— Анна Адреевна.
— Год рождения?
— Что то в рай­оне… 1800…
— В каком ещё районе?
— Она роди­лась на Укра­ине… Да, на Чёр­ном море.
— Заго­ре­ла, наверное?
— Да, у неё мно­го чего было в жизни.

Достой­ны упо­ми­на­ния неко­то­рые участ­ни­ки ещё одно­го выпус­ка. Так, при­мер­ный семья­нин Денис сра­зу заявил геро­ине, что хочет семе­рых детей и жену с хоро­шей фигу­рой, а стро­гий юно­ша Миха­ил, оде­тый в рубаш­ку и гал­стук («необык­но­вен­но эле­ган­тен, навер­ное, пото­му что гео­лог», похва­ли­ла Тут­та) при­знал­ся, что «испра­вил бы в девуш­ках мозг» и что у него под кро­ва­тью живут хит­рые гномики.

«Стен­ки-жмур­ки»

То, что не сохра­ни­лось на видео­хо­стин­гах, до сих пор живёт в днев­ни­ках и на фору­мах. Опи­са­ние одно­го из «Поце­лу­ев» мож­но обна­ру­жить в дав­но забро­шен­ном бло­ге. «Дев­чон­ки явно в то вре­мя, когда надо было ходить в шко­лу, актив­но посе­ща­ли кру­жок тан­цев», — шутит автор и рас­ска­зы­ва­ет о кон­кур­се-импро­ви­за­ции, где глав­ный герой разыг­ры­вал с девуш­ка­ми сцен­ки по теме «клас­си­ка лите­ра­ту­ры». Кажет­ся, боль­ше всех тан­ца­ми увле­ка­лась эта участница:

«Тут­та преду­смот­ри­тель­но гово­рит пар­ню… что­бы выбрал про­из­ве­де­ние, извест­ное с веро­ят­но­стью 99% каж­до­му чело­ве­ку стар­ше 11 лет… [Он гово­рит пре­тен­дент­ке:] „И ты, девуш­ка, будешь Муму… а я буду Гера­си­мом, твоя зада­ча меня уго­во­рить, что­бы я тебя не топил…“ Тут Тут­та заржа­ла и заки­ну­ла про­во­ка­цию: „Так она же немая“. <…> Девуш­ка, заце­пив­шись за эту инфу и пове­рив ковар­ной Тут­те, нача­ла изоб­ра­жать немую жен­щи­ну, ибо кто такая Муму… не зна­ла, в то вре­мя, как парень доб­ро­со­вест­но сквозь слё­зы ржа­ча играл немо­го Гера­си­ма. Вот так они и у‑укали, весь зал ржал, пока Тут­та не ска­за­ла, что ТАКОЙ про­грам­мы у неё ещё не было. Занавес».

В сооб­ще­стве ЖЖ, посвя­щён­ном отно­ше­ни­ям, кто-то из поль­зо­ва­те­лей воз­му­щал­ся, что парень поце­ло­вал девуш­ку не в губы, а в щёку. Некая Valeria жале­ла участницу:

«…кому его чест­ность нуж­на? Это же шоу, никто не пред­по­ла­га­ет, что они после про­грам­мы сра­зу в ЗАГС пой­дут… оби­дел девуш­ку на гла­зах мно­го­чис­лен­ной аудитории».

Но участ­ник дру­гой пере­да­чи, отверг­ну­тый геро­и­ней, остал­ся дово­лен. Рэпер Юджин рас­ска­зы­вал пор­та­лу «Зеле­но­град онлайн»:

«…я ни о чем нё жалею. Это была игра. Да и серьёз­ных отно­ше­ний с этой девуш­кой мог­ло бы и не получиться…»

А в ком­мен­та­ри­ях советовали:

«Есть пред­ло­же­ние в „Дом‑2“ рва­нуть, это похле­ще поцелуев».


«Дом‑2»

Пожа­луй, ни одна дру­гая пере­да­ча на рос­сий­ском теле­ви­де­нии не вызы­ва­ла тако­го резо­нан­са, как «Дом‑2» — насто­я­щая «Сан­та-Бар­ба­ра» оте­че­ствен­но­го реа­ли­ти. Его люби­ли и нена­ви­де­ли, защи­ща­ли и запре­ща­ли. Про­ект полу­чил зва­ние само­го про­дол­жи­тель­но­го реа­ли­ти-шоу в исто­рии теле­ви­де­ния и раз­рос­ся в целую импе­рию с соб­ствен­ным брен­дом, жур­на­лом и гастро­ля­ми участ­ни­ков по всей стране.

Скан­даль­ная пере­да­ча заду­мы­ва­лась как про­дол­же­ние шоу «Дом», создан­но­го на осно­ве бри­тан­ско­го реа­ли­ти Building the dream, где 12 пар стро­и­ли дом и сорев­но­ва­лись за то, что­бы его полу­чить. Через четы­ре меся­ца побе­ди­тель был опре­де­лён и строй­ка закон­чи­лась. Созда­тель «Дома» Вла­ди­мир Комис­са­ров решил сде­лать про­дол­же­ние, несколь­ко изме­нив фор­мат. Геро­я­ми сикве­ла, запу­щен­но­го в мар­те 2004 года, ста­ли оди­но­кие девуш­ки и моло­дые люди, кото­рым пред­сто­я­ло постро­ить не толь­ко дом, но и любовь. В застав­ке пер­вых выпус­ков пере­да­чи звучало:

«…восемь деву­шек и семь юно­шей стро­ят дом сво­ей меч­ты, но доста­нет­ся он толь­ко тем, кто полю­бит друг дру­га. Того, кто не най­дёт свою любовь, изгоняют».

Сле­ва напра­во: Оль­га Солн­це, Май Абри­ко­сов, Мария Пет­ров­ская, Сте­пан Мень­щи­ков, Алё­на Водо­на­е­ва, Стас и Оскар Кари­мо­вы, Ксе­ния Соб­чак, Ксе­ния Боро­ди­на, Оль­га Бузо­ва, Роман Тре­тья­ков, Алек­сей Нели­дов. Источ­ник

Пре­мье­ра «Дома‑2» состо­я­лась 11 мая 2004 года. Пла­ни­ро­ва­лось, что шоу будет идти несколь­ко меся­цев. Но рей­тин­ги так быст­ро пошли вверх, что его реши­ли про­длить — зри­те­лям это объ­яс­ни­ли тем, что при­строй­ка к дому ещё не закон­че­на. Изгнан­ные на лоб­ном месте участ­ни­ки ухо­ди­ли за пери­метр под изде­ва­тель­ское «И мы счаст­ли­вы!», а на их место при­бы­ва­ли двое новень­ких, один из кото­рых после «испы­та­тель­но­го сро­ка» оста­вал­ся на проекте.

Мно­гим запом­нил­ся пери­од с 2005 по 2007 годы, когда на роман­ти­че­ской строй­ке рабо­тал «золо­той состав» пере­да­чи: куколь­ная блон­дин­ка Оль­га Бузо­ва и быв­ший воз­люб­лен­ный пор­но­звез­ды Роман Тре­тья­ков, «сгу­сток энер­гии» Сте­пан Мень­щи­ков в паре с глав­ной секс-бом­бой про­ек­та Алё­ной Водо­на­е­вой и твор­че­ское дуо Оль­ги Солн­це (авто­ра леген­дар­ной пес­ни «15 клё­вых людей») и Мая Абри­ко­со­ва. Сре­ди дру­гих ярких «домо­чад­цев» того вре­ме­ни были экс­цен­трич­ные Рустам Солн­цев и Мария Поли­то­ва, оба­я­тель­ный Евге­ний Абу­зя­ров, глав­ная сопер­ни­ца Водо­на­е­вой Вик­то­рия Боня и близ­не­цы Стас и Оскар Кари­мо­вы. Еле­ну Бер­ко­ву зна­ют не толь­ко теле­зри­те­ли, но и поклон­ни­ки филь­мов для взрос­лых. Скан­даль­но про­сла­ви­лась пара Сэма Селез­нё­ва и Насти Даш­ко, кото­рых обви­ни­ли в мошен­ни­че­стве с про­пла­чен­ны­ми зри­тель­ски­ми голо­са­ми в кон­кур­се на луч­шую пару. После ухо­да с про­ек­та Насте предъ­явят дру­гое, куда более серьёз­ное обви­не­ние в финан­со­вых махи­на­ци­ях, за кото­рое она полу­чит два года колонии.

Оль­га Бузо­ва и Роман Тре­тья­ков. Источ­ник

Частой темой для обсуж­де­ний сре­ди фана­тов и про­тив­ни­ков пере­да­чи ста­ло пове­де­ние Оль­ги Бузо­вой (впро­чем, с тех пор мало что изме­ни­лось). Одних при­вле­ка­ла её эмо­ци­о­наль­ность и непо­сред­ствен­ность, дру­гие виде­ли в ней неда­лё­кую блон­дин­ку из анек­до­тов, тре­тьи счи­та­ли, что куколь­ный образ — мас­ка ковар­ной демо­нес­сы. «Бед­ная девоч­ка у неё такая боль­шая щито­вид­ка!!! — жале­ла Оль­гу поклон­ни­ца. — Из-за это­го Бузо­ва так рыда­ет частень­ко!» (слу­хи о гипо­ти­рео­зе у Бузо­вой появ­ля­лись и поз­же). «Oна умная и… очень рас­чёт­ли­вая, — писал вто­рой. — Её мане­ра пове­де­ния — ино­гда казать­ся глу­пень­кой и ниче­го не пони­мать — это часть её игры».

Тре­тий лако­нич­но заклю­чал:

«Бузо­ва — это не фами­лия. Это диагноз».

Так или ина­че, бла­го­да­ря попу­ляр­но­сти у зри­те­лей в 2008 году Оль­га Бузо­ва ста­ла веду­щей шоу и оста­ва­лась ей до 2021 года.

Самой страст­ной парой «золо­той эры» про­ек­та были Сте­пан Мень­щи­ков и Алё­на Водо­на­е­ва. Пара мог­ла зани­мать­ся пет­тин­гом на кухон­ном диване, пока в двух шагах от них кто-то уго­щал­ся чаем. Одно вре­мя они часто ссо­ри­лись с четой Бузо­вых-Тре­тья­ко­вых из-за кон­флик­та Алё­ны и Оль­ги. Одна­жды дело закон­чи­лось пота­сов­кой меж­ду Рома­ном и Стё­пой, что вызва­ло бур­ную реак­цию зри­те­лей. Какой-то ост­ряк даже посвя­тил ссо­ре неболь­шую пье­су на манер «Ромео и Джу­льет­ты» Шекспира.

Алё­на Водо­на­е­ва и Сте­пан Мень­щи­ков. Источ­ник

Глав­ные нефор­ма­лы «Дома‑2» — Оль­га Солн­це и Май Абри­ко­сов — жили отно­си­тель­но мир­но. Поз­же Май при­зна­вал­ся, что их отно­ше­ния были фик­ци­ей: за кад­ром Оль­га «стро­и­ла любовь» с про­дю­се­ром шоу. После­ду­ю­щий роман Абри­ко­со­ва и Водо­на­е­вой тоже был при­ду­ман созда­те­ля­ми про­ек­та. Сте­пан в это вре­мя увлёк­ся Вик­то­ри­ей Боней. Выгля­де­ло это доволь­но нату­раль­но, как и враж­да Вик­то­рии с Алё­ной (послед­няя даже пыта­лась накор­мить обид­чи­цу пур­ге­ном). Теперь обе ведут кра­си­вую жизнь звёзд соц­се­тей и щед­ро ода­ри­ва­ют друг дру­га лай­ка­ми, а Сте­пан раз­вле­ка­ет гостей на корпоративах.

Май Абри­ко­сов и Оль­га Солн­це. Источ­ник

Быв­шим и нынеш­ним поклон­ни­кам «Дома‑2» пер­вые два-три года суще­ство­ва­ния шоу кажут­ся самы­ми «насто­я­щи­ми». Люди с искрен­ним вол­не­ни­ем наблю­да­ли за тем, как Бер­ко­ва рас­ска­зы­ва­ла Тре­тья­ко­ву о сво­ём тём­ном про­шлом, как Боро­ди­на без­успеш­но пыта­лась скры­вать отно­ше­ния с Оска­ром Кари­мо­вым и как Алек­сея Авде­е­ва аре­сто­ва­ли по обви­не­нию в мошен­ни­че­стве пря­мо на съё­моч­ной пло­щад­ке. Хотя и в то вре­мя о реаль­ной жиз­ни про­ек­та ходи­ло мно­же­ство слу­хов. Участ­ник фанат­ско­го интер­нет-сооб­ще­ства делил­ся инсай­дер­ской информацией:

«Пару меся­цев назад уда­лось мне пооб­щать­ся с чело­ве­ком, кото­рый рабо­та­ет на „Доме‑2“. В общем, това­ри­щи, знай­те: всё там по сце­на­рию, все пары счи­та­ют­ся нена­сто­я­щи­ми (кро­ме, пред­ставь­те себе, Ромы и Оли)».

Дру­гой под­твер­ждал:

«Сло­ва роман­ти­че­ских сви­да­ний пишут­ся адми­ни­стра­то­ра­ми [пере­да­чи]».

Поз­же выяс­ни­лось, что что-то дей­стви­тель­но было про­пи­са­но в сце­на­рии (напри­мер, дра­ка меж­ду Боро­ди­ной и Соб­чак). Так­же про­дю­се­ры регу­ляр­но бесе­до­ва­ли с участ­ни­ка­ми, выяс­ня­ли их сим­па­тии и анти­па­тии, что­бы пла­ни­ро­вать даль­ней­шую линию пове­де­ния геро­ев. По вос­по­ми­на­ни­ям быв­ших «стро­и­те­лей», дей­ство­вать по сце­на­рию нико­го не застав­ля­ли: ребя­та и так пони­ма­ли, что «хай­по­жо­ры» зара­ба­ты­ва­ют боль­ше дру­гих. Напри­мер, на пике попу­ляр­но­сти Оль­га Бузо­ва еже­ме­сяч­но полу­ча­ла семь тысяч долларов.

К кон­цу нуле­вых из шоу ушли мно­гие куль­то­вые герои — Солн­це, Даш­ко, Тре­тья­ков, Водо­на­е­ва, Абри­ко­сов и дру­гие. Рей­тин­ги нача­ли падать. Люби­тель куря­ти­ны Вен­це­слав Вен­гр­жа­нов­ский и гуру тан­три­че­ско­го сек­са Нико­лай Дол­жан­ский пода­ри­ли зри­те­лям мно­же­ство неза­бы­ва­е­мых минут, но не смог­ли вер­нуть роман­ти­че­ской строй­ке былую сла­ву. Голо­са про­тив­ни­ков, обви­ня­ю­щих реа­ли­ти в раз­вра­ще­нии хруп­ких юных умов, зву­ча­ли всё гром­че. Воз­му­ща­лись все — обы­ва­те­ли, депу­та­ты и даже эко­ло­ги (послед­них бес­по­ко­и­ли зале­жи исполь­зо­ван­ных презервативов).

«Дому‑2» при­шлось пере­жить мно­гое — запрет днев­но­го веща­ния, неудач­ные запус­ки новых фор­ма­тов и сайд-про­ек­тов, паде­ние рей­тин­гов, уход Вла­ди­ми­ра Комис­са­ро­ва, снос съё­моч­ной пло­щад­ки и закры­тие про­ек­та на ТНТ. Но шоу, как ни стран­но, до сих пор живёт. Что ещё стран­нее — его до сих пор смотрят.


«Давай поженимся»

Пере­да­ча «Давай поже­ним­ся» дав­но ста­ла одним из глав­ных треш-про­ек­тов рос­сий­ско­го теле­ви­де­ния наря­ду с «Муж­ским / Жен­ским» и «Пусть гово­рят». Хотя созда­те­ли шоу уве­ре­ны, что пре­сле­ду­ют исклю­чи­тель­но бла­гие цели. На сай­те Пер­во­го кана­ла о пере­да­че говорится:

«Выбор, кото­рый дела­ют жени­хи и неве­сты в сту­дии, — это не игра. Участ­во­вать в про­грам­ме при­гла­ша­ют толь­ко тех, кто на самом деле жаж­дет обре­сти свою вто­рую половинку».

Пра­ви­ла этой «не игры» пре­дель­но про­сты: «жених» или «неве­ста» зна­ко­мят­ся с тре­мя пре­тен­ден­та­ми и выби­ра­ют из них под­хо­дя­щую пар­тию. Оце­ни­вать участ­ни­ков помо­га­ют веду­щая Лари­са Гузее­ва, сва­ха Роза Сяби­то­ва и аст­ро­лог, роль кото­ро­го в раз­ное вре­мя испол­ня­ли Васи­ли­са Воло­ди­на, Лидия Аре­фье­ва и Тама­ра Гло­ба. За сви­да­ни­я­ми сопер­ни­ков участ­ни­ки наблю­да­ют из отдель­ных ком­нат, где обсуж­да­ют про­ис­хо­дя­щее с азар­том пен­си­о­не­рок, коро­та­ю­щих вре­мя на лавоч­ке у подъезда.

Пере­да­ча дав­но разо­шлась на мемы, а боль­шин­ство её участ­ни­ков при­хо­дят в сту­дию, что­бы полу­чить 15 минут сла­вы и пару тысяч новых под­пис­чи­ков в соц­се­тях. «Сва­тов­ство» неред­ко сопро­вож­да­ет­ся экс­цен­трич­ны­ми выход­ка­ми «невест» и «жени­хов», скан­да­ла­ми и даже дра­ка­ми. А ведь начи­на­лось всё доволь­но невинно.

Летом 2008 года вышел пилот­ный выпуск пере­да­чи с улыб­чи­вой веду­щей Дашей Вол­гой. Она обща­лась с участ­ни­ка­ми дру­же­люб­но, не пере­хо­ди­ла на лич­но­сти и избе­га­ла ост­рых вопро­сов. Роза Сяби­то­ва в то вре­мя ещё не успе­ла вжить­ся в амплуа свар­ли­вой работ­ни­цы брач­но­го рын­ка и похо­ди­ла ско­рее на кокет­ли­вую фре­кен Бок. Ком­мен­та­рии аст­ро­ло­га Васи­ли­сы Воло­ди­ной были пре­дель­но про­сты­ми, в духе горо­ско­пов из глян­ца, без пара­на­уч­ных тер­ми­нов вро­де «квад­ри­ру­ю­ще­го Плутона».

Кор­ре­спон­дент­ка «Ком­со­моль­ской прав­ды» хва­ли­ла теленовинку:

«Люди… насто­я­щие, им веришь. Похо­же, это даже не под­став­ные актё­ры, а нор­маль­ные „чело­ве­ки“».

Тут мож­но поспо­рить. Так, геро­ем одной из пер­вых пере­дач стал моло­дой «аме­ри­ка­нец» Тимо­ти, кото­рый искал рус­скую жену. При этом акцент граж­да­ни­на США был немно­гим луч­ше, чем у рези­ден­та «Аншла­га» Нико­лая Лукин­ско­го, кото­рый в нача­ле нуле­вых раз­вле­кал зри­те­лей блэк­фей­сом и леген­дар­ным «Пошёл на фиг, с Новым годом». Тимо­ти гово­рил ведущим:

«Я влу­бил­ся в стра­ну, в‑первых… И в‑вторых… по-мое­му, я дол­жен женить­ся с кем-то, кто живёт в стране».

Девуш­ки уго­ща­ли аме­ри­кан­ца кара­ва­ем, игра­ли на аккор­деоне «Оди­но­кую гар­монь», обла­чив­шись в сара­фан и кокош­ник, и гото­ви­ли кок­тейль «Крас­ная Москва». На грин-кар­ту рас­счи­ты­вать не при­хо­ди­лось — судя по все­му, Тимо­ти пла­ни­ро­вал пере­ехать в Рос­сию насовсем.

Неза­мыс­ло­ва­тый про­ект для ску­ча­ю­щих домо­хо­зя­ек с само­го нача­ла полу­чал нега­тив­ные отзы­вы. В «Ком­со­мол­ке» воз­му­ща­лись:

«Созда­те­ли про­ек­та поста­ви­ли бла­гую цель — соеди­нять оди­но­ких людей. Но взя­ли для это­го самые инкви­зи­тор­ские при­ём­чи­ки. Атмо­сфе­ру тор­га — а ну-ка, какие там дефек­ты у вашей молод­ки? И совет­чи­ков — дру­зей и род­ных, кото­рые, как извест­но, сво­и­ми „бла­ги­ми“ реко­мен­да­ци­я­ми раз­ру­ши­ли не одну креп­кую семью. В ито­ге несчаст­ных оди­но­чек, пыта­ю­щих­ся най­ти себе пару, жал­ко. В попыт­ке обре­сти своё сча­стье они ста­но­вят­ся про­сто това­ром на ярмар­ке жени­хов и невест».

Меж­ду про­чим, этот отзыв был напи­сан в авгу­сте 2008 года, когда пере­да­ча выгля­де­ла при­лич­но. Через три меся­ца после запус­ка «Давай поже­ним­ся» про­дю­се­ры реши­ли сме­нить веду­щую: тро­га­тель­ный образ Дарьи Вол­ги не годил­ся для фор­ма­та брач­но­го шоу. На её место при­шла Лари­са Гузее­ва, и поси­дел­ки в эфи­ре посте­пен­но пре­вра­ти­лись в жёст­кий кастинг со стресс-собе­се­до­ва­ни­ем. Вол­га поз­же при­зна­ва­лась, что не может смот­реть пере­да­чу в новом вари­ан­те, «где веду­щие мочат сво­их героинь»:

«Я вела про­грам­му три меся­ца, и руко­вод­ство реши­ло рез­ко изме­нить фор­мат, сде­лать его более скан­даль­ным. Несколь­ко раз я отка­за­лась озву­чи­вать те вещи, кото­рые от меня тре­бо­ва­ли редак­то­ры. Напри­мер, в про­грам­му при­шла жен­щи­на лет 55… в моло­до­сти она сде­ла­ла два абор­та, после кото­рых не смог­ла стать мате­рью. Редак­тор в науш­ник гово­рит: „Спро­си её: как вы себя чув­ству­е­те после того, как уби­ли дво­их сво­их детей?!“ Я не ста­ла это повто­рять. Как могу я, моло­дая, здо­ро­вая, успеш­ная, замуж­няя жен­щи­на, давать наот­машь по мор­де чело­ве­ку, кото­ро­му и так в жиз­ни при­шлось неслад­ко? Лари­са Гузее­ва может. Она более зре­лая, опыт­ная, жёсткая».

Новая веду­щая, напро­тив, счи­та­ла, что в шоу «нет чер­но­ты, нет ниче­го ска­брез­но­го». Кор­ре­спон­ден­ту газе­ты «Труд» Лари­са Гузее­ва говорила:

«Мы не лезем под кожу, не копа­ем­ся в гряз­ном белье. Мне не будет стыд­но, если её [пере­да­чу] посмот­рит моя дочка».

С выбо­ром про­дю­се­ров согла­ша­лись мно­гие зри­те­ли. Вол­гу кри­ти­ко­ва­ла участ­ни­ца интернет-форума:

«…божий оду­ван­чик и очень вос­тор­жен­ная девуш­ка. Напо­ми­на­ла… ино­пла­не­тя­ни­на, ощу­ще­ние что она вырос­ла в инку­ба­то­ре, и виде­ла толь­ко хоро­шее. Всё, кро­ме прав­ды жизни».

Дру­гая поклон­ни­ца «Давай поже­ним­ся» писа­ла:

«Эпа­таж­ная Лари­са Гузее­ва — насто­я­щее укра­ше­ние этой пере­да­чи, она „тянет“ всё на себе».

Тре­тья согла­ша­лась:

«Её искро­мет­ный юмор, уме­ние под­ме­чать харак­тер и при­выч­ки участ­ни­ков про­сто незаменимы».

До нача­ла 2010‑х фри­ков в «Давай поже­ним­ся» прак­ти­че­ски не было. Хотя и тогда боль­шин­ству его участ­ни­ков не поме­ша­ла бы помощь пси­хо­те­ра­пев­та. Так, один «жених» в каче­стве сюр­при­за про­де­мон­стри­ро­вал геро­ине, как он вме­сте с ней будет пре­одо­ле­вать жиз­нен­ные труд­но­сти. Под испу­ган­ные кри­ки Гузее­вой он раз­бил стек­лян­ную бутыл­ку, встал босы­ми нога­ми на оскол­ки и посто­ял на них — види­мо, хотел ска­зать, что будет тер­петь и мучить­ся, не дви­га­ясь с места.

Самым ярким пер­со­на­жем того вре­ме­ни мож­но назвать, пожа­луй, 47-лет­не­го Андрея, за пле­ча­ми кото­ро­го было четы­ре неудач­ных бра­ка. Закад­ро­вый голос на фоне видео­ви­зит­ки жени­ха, где тот плес­кал­ся в про­ру­би и аппе­ти­том уни­что­жал бутер­брод с крас­ной рыбой, говорил:

«Первую жену бро­сил ради её сест­ры, но она силь­но зло­упо­треб­ля­ла алко­го­лем… Тре­тья жена рев­но­ва­ла его, и он её выгнал. Чет­вёр­тая слиш­ком мно­го вни­ма­ния уде­ля­ла ребён­ку. Андрея это раздражало…»

Кста­ти, пере­да­чу в Сеть выло­жил сам «жених». Видео собра­ло 150 тысяч про­смот­ров и мно­же­ство нега­тив­ных ком­мен­та­ри­ев. Но Андрею не до это­го: судя по дру­гим загру­жен­ным роли­кам, он ведёт актив­ный образ жиз­ни, слу­ша­ет древ­не­ин­дий­ские гим­ны и про­дол­жа­ет нырять в про­ру­би. По край­ней мере, этим он зани­мал­ся как мини­мум пару лет назад.

Соглас­но инфор­ма­ции на сай­те пере­да­чи, уже через несколь­ко меся­цев после запус­ка про­ек­та одна из пар уза­ко­ни­ла свои отно­ше­ния. Прав­да, неиз­вест­но, пере­жил ли этот союз кон­фет­но-букет­ный период.

Куда более реа­ли­стич­но выгля­дит рас­сказ одно­го из участ­ни­ков пере­да­чи, кото­рый играл роль дру­га жени­ха. Любовь теле­ви­зи­он­ной пары умер­ла, не успев родиться:

«Сра­зу после съё­мок мы пошли в ресто­ран <…>. Есте­ствен­но наши „моло­дые“ сели рядом. И тут нача­лось баналь­ное обще­ние на раз­ные темы. В тече­нии уже пер­во­го часа ста­ло ясно, поче­му каж­дый из них остал­ся один и до сих пор не женат. <…> …жених мол­чал. Гру­стил, мычал… Через два часа было понят­но, что эта малень­кая семья умер­ла, так и не начав­шись. Обид­но, конеч­но, — столь­ко вре­ме­ни потра­ти­ли на них, а они неспо­соб­ны даже день про­ве­сти вме­сте. <…> Как-то после мне рас­ска­зал Кирилл, что он ей потом писал, зво­нил несколь­ко раз — она не ответила. <…>
Мне кажет­ся, встре­тить сво­е­го чело­ве­ка гораз­до веро­ят­нее в оче­ре­ди в мага­зине, в спорт­клу­бе или читаль­ном зале… чем на ТВ».


Читай­те также:

— Кули­нар­ные пере­да­чи 1990—2000‑х годов: «Смак» со звёз­да­ми, сыр­ни­ки Высоц­кой и треш-шоу;

— Тру-крайм-шоу 1990‑х и 2000‑х годов: раз­об­ла­че­ния, тру­пы и кри­ти­ка вла­сти в прайм-тайм;

— Вся Рос­сия — «Папи­ны доч­ки»: вели­кие рус­ские сит­ко­мы нуле­вых.

Поделиться