«Русские мужики» любимого художника Льва Толстого

Живо­пи­сец Нико­лай Орлов (1863 — 1923) при­над­ле­жал к пле­я­де позд­них пере­движ­ни­ков. Выхо­дец из кре­стьян­ской семьи, он в сво­их рабо­тах изоб­ра­жал жизнь рус­ской дерев­ни рубе­жа XIX — XX вв. Осо­бо твор­че­ство Орло­ва ценил Лев Толстой.

В 1908 году вышел сбор­ник чёр­но-белых репро­дук­ций кар­тин худож­ни­ка под загла­ви­ем «Рус­ские мужи­ки». Пре­ди­сло­вие к аль­бо­му, изряд­но сокра­щён­ное цен­зо­ра­ми, напи­сал сам Лев Тол­стой. Писа­тель отмечал:

«Пре­крас­ное дело — изда­ние аль­бо­ма кар­тин Орло­ва. Орлов мой люби­мый худож­ник, а люби­мый он мой худож­ник пото­му, что пред­мет его кар­тин — мой люби­мый пред­мет. Пред­мет этот — это рус­ский народ,— насто­я­щий рус­ский мужиц­кий народ, не тот народ, кото­рый побеж­дал Напо­лео­на, заво­е­вы­вал и под­чи­нял себе дру­гие наро­ды, не тот, кото­рый, к несча­стью, так ско­ро научил­ся делать и маши­ны, и желез­ные доро­ги, и рево­лю­ции, и пар­ла­мен­ты со все­ми воз­мож­ны­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми пар­тий и направ­ле­ний, а тот сми­рен­ный, тру­до­вой, хри­сти­ан­ский, крот­кий, тер­пе­ли­вый народ, кото­рый вырас­тил и дер­жит на сво­их пле­чах все то, что теперь так муча­ет и ста­ра­тель­но раз­вра­ща­ет его.

И любим-то мы с Орло­вым в этом наро­де одно и то же, любим в этом наро­де его мужиц­кую сми­рен­ную, тер­пе­ли­вую, про­све­щен­ную истин­ным хри­сти­ан­ством душу, кото­рая обе­ща­ет так мно­го тем, кто уме­ет пони­мать её».

В аль­бом «Рус­ские мужи­ки» вошли девять кар­тин. Это образ­цы кри­ти­че­ской соци­аль­ной живо­пи­си, отра­зив­шие типич­ные для сво­ей эпо­хи сюже­ты. VATNIKSTAN демон­стри­ру­ет все репро­дук­ции аль­бо­ма с ори­ги­наль­ны­ми описаниями.


УМИРАЮЩАЯ.
На соло­мен­ной посте­ли лежит уми­ра­ю­щая жен­щи­на со смерт­ной све­чой в руках. Над нею сто­ит, в покор­ном раз­ду­мьи, муж. Под­ле него пла­чет, пону­ря голо­ву, стар­шая дочь. Баб­ка успо­ка­и­ва­ет ново­рож­ден­но­го ребен­ка в люль­ке. Воз­ле — ревёт млад­шая доч­ка. Кумуш­ки горюют.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.
Уез­жа­ют ста­рик, ста­ру­ха и два их сына с детьми. Их при­шли про­во­дить род­ствен­ни­ки. Ста­рик сто­ит один в глу­бо­ком, раз­ду­мьи. Сза­ди него ста­ру­ха и её дочь, обняв­шись, про­ща­ют­ся. Ещё поза­ди них — оста­ю­щий­ся тесть одно­го из уез­жа­ю­щих бра­тьев чита­ет вну­ку на про­ща­нье настав­ле­ние. сле­ва, впе­ре­ди — тёща одно­го из бра­тьев сидит на лав­ке, при­жав­ши к себе уез­жа­ю­щих вну­ков. Спра­ва, бра­тья-пере­се­лен­цы убеж­да­ют сво­е­го зятя после­до­вать за ними. „При чем тут жить-то?» — гово­рят они — „зем­ли мало»…
СО СЛУЖБЫ.
Вер­нув­ший­ся со служ­бы, сол­дат узна­ёт, что без него жена его при­жи­ла ребен­ка. Она ста­но­вит­ся на коле­ни перед мужем про­сить у него про­ще­ния. Неза­кон­ный сын жмёт­ся к ней. Испу­гав­ша­я­ся закон­ная дочь ото­шла к печ­ке. Сер­ди­тая све­кровь позо­рит бабу. Но ста­рик све­кор отстра­ня­ет рукой ста­ру­ху. Кру­гом — род­ствен­ни­ки и сосе­ди. Сол­дат, сна­ча­ла гото­вый вспы­лить, вспом­нил о Боге и, мах­нув­ши на всё рукой, про­ща­ет свою бабу.
С РАБОТЫ.
Мужик вер­нул­ся с отхо­же­го про­мыс­ла. Жена вски­пя­ти­ла чай­ку. Ста­ро­ста уже при­шёл за пода­тя­ми и кла­дёт в свой коше­лек послед­ний зара­бо­ток бед­ня­ка. Мужик заду­мал­ся. Испу­ган­ные дети при­жа­лись к отцу. Ста­рик отец упре­ка­ет ста­ро­сту в том, что не по-божьи поступает.
НЕДОИМКА.
У 6едной вдо­вы про­да­ют за недо­им­ку коро­ву. Бога­тый дере­вен­ский кулак поку­па­ет. Стар­ши­на со ста­ро­стою при­ни­ма­ют день­ги. Под­руч­ный наки­ды­ва­ет пет­лю на коро­вен­ку, кото­рая бес­по­мощ­но мычит. Баба пла­чет. Детиш­ки испугались.
ШИНКАРКА.
Бед­ная вдо­ва-шин­кар­ка пода­ла незна­ко­мым посе­ти­те­лям вод­ку. Они ока­за­лись ряжен­ны­ми. Ста­но­вой, рас­пах­нув наряд, пока­зы­ва­ет свой мун­дир. Пой­ман­ная баба запла­ка­ла. Уряд­ник в паль­то, отки­нув тулуп, пере­да­ет поня­то­му про­то­кол для под­пи­си. Ста­рик выхо­дит, уко­ряя ста­но­во­го, кото­рый, обер­нув­шись, кри­чит на него. За ста­но­вым, сто­ит, при­за­ду­мав­шись, ста­ро­ста. Ему стыдно.
МОНОПОЛИЯ.
Освя­ще­ние каба­ка. Свя­щен­ник. отслу­жив моле­бен, обра­тил­ся к при­сут­ству­ю­щим с речью, Про­пив­ший­ся барин, буду­щий про­да­вец, казён­но­го вина, бла­го­да­рит батюш­ку за поже­ла­ния. Бары­ня ему вто­рит. Отец диа­кон так­же жела­ет все­го хоро­ше­го. За бары­ней — уряд­ник, за ним — стар­ши­на. Впра­во от бари­на ста­рик кре­стит­ся на ико­ны. Еще пра­вее — ожи­рев­ший 6ывший кабат­чик, над кото­рым под­тру­ни­ва­ют сто­я­щие поза­ди мужи­ки. Сле­ва, в дверь слиш­ком рано вры­ва­ет­ся про­пой­ца. Его оста­нав­ли­ва­ет староста.
ПОРКА.
В глу­бине сарая два мужи­ка дер­жат лежа­ще­го осуж­ден­но­го. Пороть пору­чи­ли недо­рос­ло­му дурач­ку, кото­рый, пред­вку­шая удо­воль­ствие, машет, роз­га­ми. Вбе­жав­ший маль­чик с ужа­сом смот­рит, что будет. Ста­ри­чок, кре­стясь, ухо­дит из ворот. Впе­ре­ди сто­ит стар­ши­на, Ему совест­но, он отвернулся.
„ХРИСТА РАДИ».
Свя­щен­ник, объ­ез­жая свой при­ход, что­бы соби­рать новый хлеб, вхо­дит, опы­лён­ный мукой, к бед­но­му мужи­ку. Баба насы­па­ла ковш муки к нему в мешок. Вошли нищие. Девуш­ка их отстра­ня­ет, гово­ря: „Сту­пай­те, Бог подаст».

 

Поделиться