VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем читателям о российских фильмах и сериалах, вышедших на онлайн-площадках.
Сентябрь — время пробуждения. Проходит фестиваль «Кинотавр», премьеры которого обязательно доберутся и до онлайна. Люди возвращаются с отпусков, вечера холодают. Пора смотреть кино дома!
В плане фильмов месяц всё же не сильно порадовал. Первой с Сочинского фестиваля вышла в интернет «Общага», фемкомедия «Нефутбол» Максима Свешникова перешла с кинотеатров на онлайн, сильнейшее кино «Уральское дерби», выход которого, к несчастью, не сопровождался овациями, уже набирает просмотры. Всё же, заметные проекты только ждут своего часа. Зато сразу несколько распиаренных сериалов («Контакт», «Вертинский», «Пропавшая») уже можно посмотреть на киностриминговых платформах. Обо всём об этом читайте наш новый материал.
«Уральское дерби», Кинопоиск НD
1 сентября, одновременно со стартом нового сезона КХЛ, вышел документальный фильм «Уральское дерби», который рассказывает о принципиальном противостоянии двух хоккейных городов — Челябинска и Магнитогорска. Режиссёр проекта Арсений Кайдацкий так комментирует основной посыл фильма:
«Урал одержим хоккеем. Здесь находится сильнейшая хоккейная школа, вырастившая огромное количество звёзд мирового уровня. Это то, чем Урал поистине может гордиться: „золотые дети“, которые будут прославлять свой клуб, город, землю. И этот феномен превращает провинциальные города в центры мирового значения, равные Далласу, Питтсбургу, Торонто. Эта игра объединяет так много разных людей, что за все месяцы съёмок в Челябинской области мы не встретили ни одного человека, который остался бы равнодушным к идее сделать фильм об уральском хоккее».
Съёмки очень сильно затянулись. Команде недавних выпускников ВГИКа помогали сами же главные герои проекта, шли на уступки, находили проходки на матчи. Фильм из дебютного проекта о молодых отечественных спортсменах перерос в фильм о русском чуде.
Для зрителя, который никогда не был на Урале, этот фильм может показаться чересчур жёстким в вопросах спортивной педагогики — мат слышишь почти в каждой сцене. Не только от взрослых. Но это лишь поверхностный взгляд…
Хоккей — именно тот вид спорта, который не прощает робости и слабости. Мальчишки, вставшие на лёд, подают пример мужества и упорства. В их юных телах заточён сильный характер, который вырывается наружу в лихих схватках с вражеской командой. На Урале закаляется не только сталь!
Тема стойкости к переживаниям неудач — тема почти всех спортивных фильмов. Но именно в «Уральском дерби» показана живая эмоция, которая теплится в каждой сердце хоккеиста и болельщика. Челябинского ли «Трактора», магнитогорского ли «Металлурга».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Нефутбол», Ivi
Взрослые девочки тоже играют в командные игры. На этот раз не по-настоящему, конечно, а только в качестве актрис.
Женская любительская футбольная команда из Таганрога пытается пробиться в профессиональную лигу. Шансы есть, но обстановка с каждым днём становится всё хуже. Заводской начальник-покровитель Палыч (как всегда излишне шумный Роман Мадянов) попадает в реанимацию. На место тренера встаёт Вадим Панов (Егор Корешков) — футболист, славный в бесславных попытках пробиться в большую игру. Лучшая часть состава за исключением патриота Алины (известная не только по клипам «Ленинграда» Юлия Топольницкая) переходит в клуб соперников «Казачка». Новый руководитель завода уже почти подписывает договор о роспуске команды, но капитан Даша Белых (Любовь Аксёнова) ещё теплит надежду на победу.
Чтобы продолжить борьбу, Дане (именно так с юности зовут пацанку-капитана) придётся вернуть на поле давно завязавших с футболом подруг детства. У кого-то муж и дети, у кого-то проблемы с консервативными родственниками, кто-то страдает от одиночества, кто-то от кризиса отношений.
Вот они, такие разные и странные, собираются на зелёном газоне. Толкаются, смеются, но играют. А зачем? На кону не стоит честь завода (заводу всё равно на футбол в Таганроге), на кону не стоит существование завода, на кону не стоит спортивная карьера. Что их держит вместе? Детская дружба, которая без подпитки прожила более 15 лет?..
В первой половине фильма идёт сцена, когда капитан команды, как какой-нибудь Оушен, собирает «старую гвардию». И это логичная сцена: нам показывают проблемы каждой героини, нам показывают, что у каждой есть сложности. В середине фильма, почти позабыв о личной жизни, девушки бегают по полю за мячом, а в конце под добрую музыку у всех и у каждой по счастливой семье. Добро победило, но куда улетучилось зло? Жаль, Максим Свешников, автор знаменитого на весь рунет фильма «Взломать блогеров», так и не научился рассказывать истории. Хотя и бюджет есть, и актёры, и тема благодатная.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Общага», Кинопоиске HD, Kion и Premier
Фильм «Общага», первая режиссёрская работа оператора «Стиляг» и «Отряда самоубийц» Романа Васьянова, получил приз за лучший дебют на фестивале «Кинотавр». Сюжетно фильм почти полностью повторяет первоисточник — роман Алексея Иванова «Общага-на-крови».
События разворачиваются в общежитии Свердловского университета. Застенчивый и молчаливый первокурсник Забелин (Геннадий Вырыпаев) живёт в одной комнате с более взрослыми Ваней (Никита Ефремов) и Игорем (Илья Маланин). Первый пишет стихи на стенах общаги и беспробудно пьянствует, второй, на первый взгляд самый рассудительный из всей компании, благородно берёт шефство над младшим товарищем и вводит его в круг друзей. Кроме молодых людей в компании есть две девушки — Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева). Уже на следующий день после попойки, во время которой студенты клянутся друг другу в верности, с крыши сбросится неизвестная студентка. Её путь повторят по-своему все персонажи…
О причине трагедии знают двое — первокурсник Забелин и муж комендантши Ренат (Александр Кудренко), который выдаёт ордера на поселение через постель. Общежитие из убежища превращается в место кровопролития. Ежедневная бойня, борьба за выживание, тысячи стонов и криков, которые никто не услышит в коридорах общаги.
В первоисточнике Алексея Иванова общага была пространством скорее общим, находящимся вне конкретных временных или пространственных координат, в условной вечности. В адаптации Васьянова как минимум обозначается год — 1984. Но не стоит считать декорации чем-то сугубо конкретным: несмотря на попытки осмыслить эпоху позднего СССР, музыкальные, гастрономические и алкогольные вкусы того времени, «Общага» остаётся всё той же мрачной притчей, что и была у уральского классика.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Вертинский», Kion
Великий русский эстрадный артист на заре своей карьеры подрабатывал натурщиком за гроши, которые спускал на коньяк и кокаин. Именно с обнажённого тела Вертинского (Алексей Филимонов) начинается сериал. Взоры притянуты, пора рассказывать историю!
В первую очередь, в истории отсутствует главное. Отсутствует герой. По ходу сериала хочется каждую секунду лезть в интернет и смотреть, как выглядел Вертинский в указанный на титре год, как он пел, читать о биографиях прототипов, о реальных событиях того времени. Сериал не раскрывает образ Вертинского как персонажа. Почему он лучший среди других исполнителей? Как он стал главным голосом эпохи? Почему и когда он выбирал тот или иной сценический образ?
Интересная задумка Авдотьи Смирновой, которая выступила режиссёром проекта, — каждая серия повествует о создании одного из шлягеров. Увиденное в церкви на отпеве тело подростка в гробу подталкивает Вертинского к написанию песни о юнкерах, погибших в Москве в события Октябрьской революции («То, что я должен сказать»), смерть сестры рождает строки об одинокой девочке, «кокаином распятой в мокрых бульварах Москвы» («Кокаинетка»).
Увы, выбранная форма романа в новеллах не вытягивает слабо проработанной истории. Заметно, что продюсерская команда Константина Эрнста потратила бюджет не впустую — в эпизодах известные актёры, декорации выглядят богато и достоверно. Актёрская игра Алексея Филимонова крайне противоречива. В некоторых сценах Вертинский на экране столь убедителен, что думается, будто перед нами реальный страдалец из Серебряного века. В других же сценах в глаза бросается наигранная картавость, промахи с переозвучкой (рот открыт лишь наполовину, а голос слышится во всю силу), вялые реплики. Перед зрителем возвышенная условность, которую так ценили дореволюционные современники маэстро.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Пропавшая», КиноПоиск HD
Назойливая реклама, расставленная коварными алгоритмами чуть ли не на каждом сайте, формирует стойкое ощущение того, что «Пропавшая» — главный сериал этой осени…
Богатая пара Михаил и Екатерина (Владимир Мишуков и Мария Куликова) живут с тяжёлым чувством вот уже не первый год — десять лет назад без вести пропала их дочь. И вот вдруг Лена (Елизавета Янковская) возвращается целая и невредимая. Пришла из леса, босая, а последнее воспоминание — вечер накануне исчезновения. Мать признаёт дочь почти сразу, но вот у отца сомнения. Не коварные ли конкуренты поставили ловушки?
Детектив, не заявленный в официальном описании сериала, тематически всё же мелькает. Нет триллера, о котором трубили. Ни одна пугающая сюжетная зацепка не доходит до кульминации. Нарушены все законы жанра — вяло растущее ожидание неожиданной развязки срубили в последние минуты и так не слишком продолжительного сериала.
Секта, полицейское расследование, переселение душ, семейный конфликт, критика капитализма… Создаётся впечатление, что авторы просто не договорились, о чём будут рассказывать. И ведь на праведные зрительские вопросы никто не ответит, а зачем? Рейтинги у сериала на агрегаторе КиноПоиск-то хорошие!
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Контакт», Premier
На капитана полиции Барнашова (Павел Майков) скопом свалились все несчастья: машину сожгли хулиганы, склонная к суициду дочка Юля (Ирина Паутова) отбилась от рук, жена ушла, а в органах его перевели из оперативников в инспекцию по делам несовершеннолетних. Главный герой не умеет общаться с детьми, включая собственную дочь. Он даже не может понять язык, на котором сейчас говорят подростки (встречайте массу шуток а‑ля «— Отправь мне этот ролик, я посмотрю, — А зачем смотреть, бери и катайся?»). Зато в дело идут жёсткие силовые методы, что тоже обыгрывается с грубой ухмылкой.
Дебютная режиссёрская работа Евгения Стычкина многозначительно и просто названа «Контакт». Это и социальная сеть, в которой отец пытается следить за дочерью (здесь сталкинг показан со стороны взрослого, показан как несомненное благо). Это и то, что так долго пытаются наладить все родители со своими чадами.
Современная драма выглядит легко и непринуждённо, смотрится с интересом. Видно, что выбран отличный конфликт и персонажи хорошо прописаны. Шутки явно рассчитаны на зрителей старшего возраста и часто скатываются в сомнительную сторону «Кривого зеркала». Музыка пытается оформить противоборствующие стороны, но получается слишком в лоб — школьники хулиганят под Моргенштерна, а Павел Майков, в плаще поразительно похожий на свою культовую роль Мухи из «Бригады», шагает под Depeche Mode.
Посыл серьёзный — отсутствие родительской любви делает из малолетних детей настоящих маньяков. И «Контакт» не пытается заявить о себе громко. Авторы без усложнения показали важную проблему, которая так часто в 2021 году будоражила Россию.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «Один день из жизни Елизаветы Глинки: „Доктор Лиза“ (2020)».