Продолжаем разговор о сериалах. В прошлый раз мы обсудили хиты 1990‑х гг., сегодня на очереди 1980‑е гг. Пик развития кинопрома СССР, причём не только Мосфильма, но и Киевской, Одесской, Белорусской, Рижской киностудий. Чем кино отличалось тогда? Оно было в основе своей некоммерческим — всем была интересна идея и качество, а не хайп. Рейтингов практически не было, а потому важнее было мнение худсовета и цензуры. Вы не поверите, но это приносило благотворный эффект — высокая планка качества работы операторов, сценарного материала, большие деньги и сроки съёмок позволяли делать достойный продукт.
«Долгая дорога в Дюнах», 1981 год
Не мог не вспомнить о моей родине. Лучший сериал Латвии всех времён, никогда уже маленькой стране не снять подобное. Игра актёров, музыка, сценарий — всё при нём. Олег Руднев, глава Госкомитета Латвийской ССР по кинематографии, написал сценарий на основе рассказов рыбаков, который он «попросил» экранизировать. Сценарий был слаб, поэтому труженики Рижской киностудии, одной из главных в СССР, его причесали, поработали над диалогами, музыку написал легендарный Раймонд Паулс. Рыбацкая легенда колхоза «Узвара» («Победа») о любви простого рыбака и дочки помещика превратилась в сериал, который смотрел весь Союз, а улицы к вечеру пустели. Будет ли когда-то так, чтоб сериал Прибалтики собирал такие бешеные рейтинги? Артур и Марта — новая кинолюбовь всего союза. В этом была конечно ещё и симпатия советского человека к «нашей Европе» — Латвия с её готикой, кафешками и дюнами была мечтой простого труженика.
Любовь сквозь года и испытания войны. Артур и Марта любят друг друга, она рожает от него сына, но выходит замуж за богача Рихарда. Потом будет война, сибирские тюрьмы и долгожданная встреча. Они снова вместе, прошли эту долгую дорогу в дюнах, преодолели всё, что вынесла Латвия на своём веку.
«Хлеб — имя существительное», 1988 год
Перестройка открыла прежде запретные темы советской истории. Наверняка знали люди о коллективизации, но вряд ли представляли себе, что же это такое было, сколько погибло от голода и было раскулачено. При Брежневе уже писатели «деревенской прозы» кричали вовсю — село умирает, спасите его. Писали и причинах этой проблемы, их не карали за это, но и читателей у них было не так много.
В 1988 году Ленфильм снял 8‑серийный фильм «Хлеб — имя существительное» о жизни большого приволжского села. С 1900 по 1937 годы — взлёт и падение села, развал векового уклада и традиционных ценностей, некогда зажиточное село обращено в пепел войнами, коллективизацией, голод и смерть царят там, где некогда гуляли на ярмарке.
«Трест, который лопнул», 1982 год
Дикий Запад — культовая тема. А если это герои О. Генри — это хорошо вдвойне. Супермюзикл с Караченцовым для вас! Два друга Таккер и Питерс — благородные жулики. Они не просто обворовывают американцев. Принцип Джеффа — обязательно что-то отдать взамен полученных денег «будь то медальон из фальшивого золота, …или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина».
Они разрабатывают аферы, чтобы заработать денег и осуществить мечты. Энди Таккер хочет открыть библиотеку, а Джефф Питерс — вернуться в родной штат Юта и встретиться с первой любовью. «Вакханалия азарта, ставка жизнь и ставка смерть!».
«Маленькие трагедии», 1979–1980‑е гг.
Последняя роль в кино Высоцкого в роли Дон Жуана. Рассказы Пушкина оживают на экране во всей красе. Телевизионный трёхсерийный фильм, снятый режиссёром Михаилом Швейцером, посвящён 150-летнему юбилею работы Александра Сергеевича Пушкина в Болдине.
Связующим сюжетом фильма служит повесть Пушкина «Египетские ночи». А «Маленькие трагедии» предстают как спонтанное творчество на темы, заданные публикой из «Египетских ночей». Все в сборе — Дон Жуан, Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Мефистофель, явят вам феерию, достойную восхищения.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981 год
Наши первые книжки. Я даже помню второй класс и чёрную книжку с картинками, которую мы читали. Что было в СССР на высшем уровне, чего нет сегодня — детское кино. Через образовательную программу и телевидение детям старались привить правильные ценности — дружбу, смелость, честность — и доносили это в игровой форме.
Приключения двух друзей из Америки, которые точно не будут скучать, пройдут вместе испытания и порадуются награде, найденной случайно. Будет и любовь — Бекки, расследование убийства, пиратская жизнь на острове. Из передряг Том и Гек выйдут с честью.
«Мёртвые души», 1984 год
Классика — главная тема позднего советского кино. Наверное, потому что говорить в кино о дне сегодняшнем было всё равно, что гулять по минному полю в подпитии. А если это делать устами персонажей фантастики или русской классики — вроде как все вопросы к Гоголю и Чехову, причём тут режиссёр?
Повесть Гоголя актуальна и по сей день, все персонажи — Манилов, Собакевич, Плюшкин — это энциклопедия русской души, во всех нас есть немного от героев «Мёртвых душ». Сериал получился на славу — здесь и рассуждения об ответственности человека, о Боге, о пути России в авторской гоголевской манере — его острое слово и сатира о загнивающем дворянстве, где душе не быть живой.
«Цыган» и «Возвращение Будулая»,1979–1985 гг.
Русская литература всегда с сантиментами относилась к цыганам, а в быту и сегодня они скорее вызывают отторжение и опаску. Но как не вспомнить Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Лескова, Цветаеву с её:
«Целое поле нам — Брачная кровать! Пьян без вина и без хлеба сыт, — Это цыганская свадьба мчит!».
Что так трогает в них — наверное, искренность, страсть и вечное странничество, «любовь» у них рифмуется лишь со словом «кровь», а жить долго и счастливо влюблённым никогда не суждено. Ещё до бразильских сериалов наши люди зачитывались литературными мелодрамами.
Советский цыган Будулай — воевал на фронте как герой, дошёл до Берлина, вернулся в колхоз кузнецом. Он влюбится в Клавдию, они пройдут вместе испытания, чтобы встретиться и расставаться уже никогда. Такой советский настоящий фильм о том, что национальные предрассудки ни к чему.
«За всё заплачено», 1988 год
Афган — последняя война СССР, война, принёсшая горе, война, проклятая народом. Официально всё шло успешно, но во дворе знали, что приходят «грузы 200», ещё один чей-то друг, одноклассник вернулся из далёкой страны инвалидом и не может выйти из дома, а кто-то вернулся с изломанной психикой. Но это были кухонные беседы, осуждавшие власть за авантюру в Азии ценой жизни наших ребят.
Один из первых фильмов, показавших войну СССР в Афганистане был «За всё заплачено». Вернувшиеся из Афгана однополчане работают в Сибири, не знают, как им жить в мирной реальности. Их цель — заработать на памятник павшему другу. Работа им предстоит трудная: протянуть 20 км газопровода за два месяца, но гораздо сложнее было преодолеть сопротивление начальства и бандитов. Фильм о том, что делает война с людьми.
Читайте также «10 неочевидных сериалов 2010‑х».