Сегодня исполняется 62 года одному из главных поэтов русского рока Юрию Шевчуку. Несмотря на то что его музыкальная деятельность ещё не окончена, признаемся честно — все популярные песни возглавляемой им группы «ДДТ», скорее всего, уже написаны. Да и сам Шевчук иногда скептически отзывается о современных музыкальных вкусах, заявив в 2018 году, например, что у молодёжи «пропало альбомное мышление». Кажется, пути классиков русского рока и современной русской публики уже разошлись…
Тем не менее «ДДТ» — это крупное явление в отечественной музыке, и мы ещё долго будем без труда подпевать уличным музыкантам, которые начнут своё выступление со слов «Просвистела-а‑а‑а, и упала на столе…» или «Побледневшие листья окна…». VATNIKSTAN предлагает предаться ностальгии и послушать десятку выбранных нами главных песен Юрия Шевчука.
Список выстроен по хронологическому принципу. Цитаты без указания авторства — самого Шевчука из интервью и выступлений разных лет. К сожалению, охватить примеры из всех альбомов у нас не получилось, да и многие хиты в список не вошли. Что ещё раз подтверждает — хитов у «ДДТ» хватит не на один сборник.
1. Дождь (ДДТ‑1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)
Все знают, что если Шевчук — то про осень. Однако один из первых шедевров группы «ДДТ» был про весну. Идея песни пришла Юрию Юлиановичу как раз 16 мая, в день рождения. По крайней мере, если верить словам его интервью:
«Это было в 1981 году… Была жара, тяжело, всё плохо как-то… Сидел я в своей мастерской, писал дипломную работу. Захотелось какого-то дождя, праздника… И он грянул! Это был мой день рожденья — 16 мая… Грянул ливень… Я сел просто в трусах одних на подоконник, закурил, кругом струи текут… И написалась такая песня — „Дождь“…»
В 1981 году, правда, Шевчук уже не учился на художественно-графическом факультете Башкирского педагогического, а уже давно его окончил. Впрочем, весенняя атмосфера песни явно не выдуманная, и не так важно, в каком году с ней столкнулся молодой музыкант.
В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 1.
2. Не стреляй (ДДТ‑1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)
Другой хит, который, как и «Дождь», вошёл сначала в магнитоальбом «ДДТ‑1», а затем и в первый официальный альбом группы «Свинья на радуге», до сих пор пользуется популярностью на концертах. В песне нашла отражение одна из ключевых тем творчества Шевчука — его убеждённый гражданский пацифизм. Времена меняются, и меняются войны, свидетелями которых становился Шевчук. Написанная в 1980 году песня была связана с Афганистаном, потом была Чечня, теперь война идёт в соседней Украине. А история парня, который воспринимает войну как романтику и «играет в войнушку», пока не сталкивается с суровой реальностью, остаётся актуальной.
«Песню „Не стреляй!“ я написал в 1980 году, когда мой друг-одноклассник привёз первые гробы из Афганистана. Мы тогда всю ночь просидели за разговорами о том, какая драка там идёт, о людях, войне… И наутро сложилась эта песня „Не стреляй!“, за которую я в своё время очень сильно получил по башке: меня вызывали и в обком партии, и в КГБ. Мне говорили: „Какое право вы имеете её петь, когда наша страна выполняет интернациональный долг?!“ А у меня была своя правда, я говорил: „А я так думаю!“»
В записи альбома «Я получил эту роль» (1989) под № 4.
3. Что такое осень (Актриса Весна, 1992)
Длинный список песен «ДДТ», к сожалению, приходится сократить, поскольку нам нужно выбрать всего десятку. Поэтому через множество перестроечных альбомов мы перескочим прямо в начало 1990‑х годов. Пожалуй, это было время творческого расцвета Шевчука, поскольку подавляющее большинство его хитов появились на свет именно тогда (хотя сами песни могли быть сочинены ещё в конце 1980‑х годов). Самым же хитовым альбомом была «Актриса Весна». Здесь и жёсткая «Родина», и спокойная «Актриса Весна», и новая запись «Дождя». И, конечно, самая «народная» песня Шевчука, которая не нуждается в представлении.
«Бродил по кладбищу Александро-Невской Лавры (была, кстати, осень). Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… просто не передать. И она — эта песня, как пришёл домой, у меня выдохнулась…»
Музыканты не на шутку испугались, что на этом история их группы может закончиться. Всё-таки после такого шедевра был велик риск, что останешься группой одного хита. Какое-то время её даже старались не играть лишний раз на концертах.
«Многие группы из-за такой большой славы пострадали, и, несмотря на какие-то неплохие композиции, их в одночасье стали называть „группа одной песни“. Например, The Eagles с хитом „Отель Калифорния“. Спроси людей, какие ещё песни этой группы они знают, ни одной не назовут. Вот и я немного перепугался, когда „Что такое осень“ стали распевать на каждом углу. И тут же выставил её из программы, чтобы жить дальше».
Кроме самой песни, многие знают и официальный клип, в котором рядом с Шевчуком стройно шагают другие звёзды эпохи расцвета русского рока:
В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 7 (весь альбом смотри выше).
4. В последнюю осень (Актриса Весна, 1992)
Ещё один «осенний» шедевр, и тоже с альбома «Актриса Весна». Но он не про какую-то там поэтическую отстранённую осень. Он про особенную осень, которую Шевчук словно предсказал ещё в 1990 году. Посудите сами: песня впервые исполнена на концерте памяти Виктора Цоя в октябре 1990 года, но записана для альбома летом 1992 года. А предыдущей осенью была последняя осень Советского Союза.
Текст песни об этом и говорит:
Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом…Осенняя буря шутя разметала
Всё то, что душило нас пыльною ночью…
Не знаю, что имел в виду «Юра-музыкант», но для многих эта песня — очевидная иллюстрация последней осени СССР, когда эпоха буквально догорала на глазах, а все лишь стояли и наблюдали, наивно думая, что «всё, что душило нас пыльною ночью», уйдёт.
В записи альбома «Актриса Весна» (1992) под № 2 (весь альбом смотри выше).
5. Агидель / Белая река (Это всё…, 1994)
Эта очень ностальгическая песня о молодости. Наверняка многие гитаристы-любители, которые по-молодецки напевают: «О‑о‑о-о-о‑о‑о, белая река!», даже не знают, что такое Агидель. Между тем Агидель — это река в Башкирии, и в переводе с башкирского «агидель» и есть «белая река». Под маркой «Агидель» выпускался местный алкогольный напиток (то ли вино, то ли бальзам), который и распивал по подъездам лирический герой этой песни.
При знании этих тонкостей песня из классического шевчуковского шифра, когда «очень красиво, но непонятно, о чём конкретно», превращается во вполне очевидную историю.
И ветерок отравленный
Глотали мы из горлышка.
В записи альбома «Это всё…» (1994) под № 6.
6. Это всё… (Это всё…, 1994)
Под композицию «Это всё…» на концертах «ДДТ» принято поднимать горящие зажигалки. Правда, эту же традицию воспроизводят при исполнении «Свечей» («Я зажёг в церквах все свечи…»), но «Это всё…» более хитовая и гораздо чаще исполняется на концертах.
Подходящим определением для этой песни является понятие «рок-баллада». Медленная, лиричная, она аккуратно завершает одноимённый альбом, который вместе с «Актрисой Весной» можно считать вторым главным альбомом группы «ДДТ».
Песня также получила дополнительную известность благодаря телевизионному боевичку «Русский транзит» с Евгением Сидихиным в главной роли.
В записи альбома «Это всё…» (1994) под № 8 (весь альбом смотри выше).
7. Просвистела (Просвистела, 1999)
«Просвистела», по определению самого Юрия Шевчука, относится к типу «народных» песен. В ней есть лёгкий и запоминающийся текст, однотипная музыка под четыре аккорда — что ещё нужно для подпевания на концертах или заучивания под гитару?
Вместе с тем тематически она не очень сочеталась с выпускаемыми под конец 90‑х альбомами («Любовь», «Рождённый в СССР», «Мир номер ноль» и другие), и поэтому её отложили для специального одноимённого сборника, куда вошли хиты «ДДТ». «Просвистела» была при этом единственной песней, ранее исполнявшейся на концертах и уже завоевавшей популярность, но не входившей ни в один альбом.
Шевчук давал такую характеристику описанному им сюжету: «Это песня о том, как наши парни в рай поехали». Именно с таких слов обычно начинается исполнение «Просвистела» на концертах.
В записи сборника «Просвистела» (1999) под № 1:
8. Осенняя (Единочество I, 2002)
Двойной альбом «Единочество», пожалуй, является переходным этапом в творчестве группы «ДДТ». Тексты стали в чём-то более мудрёными, порой переходящими в откровенный речитатив, музыка разбавлялась синтезаторным звучанием и несколько потеряла свою душевность эпохи девяностых.
Некоторые из известных песен этого альбома всё же воспринимаются как безусловные хиты. Например, «Осенняя». Опять осень, опять красивая шевчуковская лирика, опять отсылки к русской литературе. Ведутся споры, какие именно это отсылки. «Письма Анны и Лизы» — о ком это? Анна Каренина и Лиза Болконская? Анна Керн — муза Пушкина? Лиза из «Бедной Лизы» Карамзина?.. Решайте сами.
Песня использовалась в саундтреке сериала «Ледниковый период», поэтому в официальном клипе «ДДТ» присутствуют кадры сериала.
В записи альбома «Единочество I» (2002) под № 12.
9. Ты не один (Песни, 2003)
Песня «Ты не один» появилась ещё в первой половине 1990‑х годов и получила известность через концерты, а также через концертный альбом «Чёрный пёс Петербург» (1993). Полноценную студийную версию Шевчук долгое время не записывал. Вероятно, это связано с его восприятием альбомов как целостных произведений, и если даже какая-то очень популярная песня не сочеталась с концепцией пластинки, то она оставалась в запасниках группы на долгие годы.
В 2003 году был издан специальный сборник «Песни». В нём старые шедевры перепевались немного на новый лад. Очень приятный по стилю сборник прекрасно сочетает в себе хиты разных лет, и вот, в нём нашлось место оригинальной студийной аранжировке истории молодого бродяги, который едет неизвестно куда, но с верой, что он не один.
Удивительно, но записи именно этого сборника в свободном доступе находятся с трудом. Так что можно сказать, что это музыкальная редкость.
10. Господь нас уважает / Разговор на войне (Прекрасная любовь, 2007)
«Господь нас уважает» — это старомодная песня, которую проще всего воспринимать в акустической аранжировке под одну гитару. Именно такое исполнение Шевчуком на концертах принесло композиции известность. Публикуем фрагмент из передачи Владимира Соловьёва (песня начинается в 4:10).
Студийная «рок-аранжировка», на мой вкус, песню явно не украсила. В записи альбома «Прекрасная любовь» (2007) под № 2.
В то же время Шевчук шёл на эксперименты и в 2008 году совместно с французским композитором болгарского происхождения Константином Казански выпустил альбом «L’Echoppe» («Ларёк»). Казански ранее работал с Высоцким, и в какой-то степени эта пластинка — признание Шевчука в любви одновременно ко французскому шансону и к авторской песне. Прилагаем и эту запись, в альбоме под № 6:
Такой вот разный, но всегда интересный «татаpин на лицо, да с фамилией хохляцкой». Кстати, это цитата из песни «Осень, мёртвые дожди», в альбоме выше — под № 9.
Читайте другие статьи из мини-цикла о главных песнях русских музыкантов: