Сего­дня испол­ня­ет­ся 62 года одно­му из глав­ных поэтов рус­ско­го рока Юрию Шев­чу­ку. Несмот­ря на то что его музы­каль­ная дея­тель­ность ещё не окон­че­на, при­зна­ем­ся чест­но — все попу­ляр­ные пес­ни воз­глав­ля­е­мой им груп­пы «ДДТ», ско­рее все­го, уже напи­са­ны. Да и сам Шев­чук ино­гда скеп­ти­че­ски отзы­ва­ет­ся о совре­мен­ных музы­каль­ных вку­сах, заявив в 2018 году, напри­мер, что у моло­дё­жи «про­па­ло аль­бом­ное мыш­ле­ние». Кажет­ся, пути клас­си­ков рус­ско­го рока и совре­мен­ной рус­ской пуб­ли­ки уже разошлись…

Тем не менее «ДДТ» — это круп­ное явле­ние в оте­че­ствен­ной музы­ке, и мы ещё дол­го будем без тру­да под­пе­вать улич­ным музы­кан­там, кото­рые нач­нут своё выступ­ле­ние со слов «Про­сви­сте­ла-а‑а‑а, и упа­ла на сто­ле…» или «Поблед­нев­шие листья окна…». VATNIKSTAN пред­ла­га­ет пре­дать­ся носталь­гии и послу­шать десят­ку выбран­ных нами глав­ных песен Юрия Шевчука.

Спи­сок выстро­ен по хро­но­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу. Цита­ты без ука­за­ния автор­ства — само­го Шев­чу­ка из интер­вью и выступ­ле­ний раз­ных лет. К сожа­ле­нию, охва­тить при­ме­ры из всех аль­бо­мов у нас не полу­чи­лось, да и мно­гие хиты в спи­сок не вошли. Что ещё раз под­твер­жда­ет — хитов у «ДДТ» хва­тит не на один сборник.


1. Дождь (ДДТ‑1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)

Все зна­ют, что если Шев­чук — то про осень. Одна­ко один из пер­вых шедев­ров груп­пы «ДДТ» был про вес­ну. Идея пес­ни при­шла Юрию Юли­а­но­ви­чу как раз 16 мая, в день рож­де­ния. По край­ней мере, если верить сло­вам его интервью:

«Это было в 1981 году… Была жара, тяже­ло, всё пло­хо как-то… Сидел я в сво­ей мастер­ской, писал диплом­ную рабо­ту. Захо­те­лось како­го-то дождя, празд­ни­ка… И он гря­нул! Это был мой день рож­де­нья — 16 мая… Гря­нул ливень… Я сел про­сто в тру­сах одних на под­окон­ник, заку­рил, кру­гом струи текут… И напи­са­лась такая пес­ня — „Дождь“…»

В 1981 году, прав­да, Шев­чук уже не учил­ся на худо­же­ствен­но-гра­фи­че­ском факуль­те­те Баш­кир­ско­го педа­го­ги­че­ско­го, а уже дав­но его окон­чил. Впро­чем, весен­няя атмо­сфе­ра пес­ни явно не выду­ман­ная, и не так важ­но, в каком году с ней столк­нул­ся моло­дой музыкант.

В запи­си аль­бо­ма «Актри­са Вес­на» (1992) под № 1.


2. Не стреляй (ДДТ‑1, 1981 / Свинья на радуге, 1982)

Дру­гой хит, кото­рый, как и «Дождь», вошёл сна­ча­ла в маг­ни­то­аль­бом «ДДТ‑1», а затем и в пер­вый офи­ци­аль­ный аль­бом груп­пы «Сви­нья на раду­ге», до сих пор поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью на кон­цер­тах. В песне нашла отра­же­ние одна из клю­че­вых тем твор­че­ства Шев­чу­ка — его убеж­дён­ный граж­дан­ский паци­физм. Вре­ме­на меня­ют­ся, и меня­ют­ся вой­ны, сви­де­те­ля­ми кото­рых ста­но­вил­ся Шев­чук. Напи­сан­ная в 1980 году пес­ня была свя­за­на с Афга­ни­ста­ном, потом была Чеч­ня, теперь вой­на идёт в сосед­ней Укра­ине. А исто­рия пар­ня, кото­рый вос­при­ни­ма­ет вой­ну как роман­ти­ку и «игра­ет в вой­нуш­ку», пока не стал­ки­ва­ет­ся с суро­вой реаль­но­стью, оста­ёт­ся актуальной.

«Пес­ню „Не стре­ляй!“ я напи­сал в 1980 году, когда мой друг-одно­класс­ник при­вёз пер­вые гро­бы из Афга­ни­ста­на. Мы тогда всю ночь про­си­де­ли за раз­го­во­ра­ми о том, какая дра­ка там идёт, о людях, войне… И наут­ро сло­жи­лась эта пес­ня „Не стре­ляй!“, за кото­рую я в своё вре­мя очень силь­но полу­чил по баш­ке: меня вызы­ва­ли и в обком пар­тии, и в КГБ. Мне гово­ри­ли: „Какое пра­во вы име­е­те её петь, когда наша стра­на выпол­ня­ет интер­на­ци­о­наль­ный долг?!“ А у меня была своя прав­да, я гово­рил: „А я так думаю!“»

В запи­си аль­бо­ма «Я полу­чил эту роль» (1989) под № 4.


3. Что такое осень (Актриса Весна, 1992)

Длин­ный спи­сок песен «ДДТ», к сожа­ле­нию, при­хо­дит­ся сокра­тить, посколь­ку нам нуж­но выбрать все­го десят­ку. Поэто­му через мно­же­ство пере­стро­еч­ных аль­бо­мов мы пере­ско­чим пря­мо в нача­ло 1990‑х годов. Пожа­луй, это было вре­мя твор­че­ско­го рас­цве­та Шев­чу­ка, посколь­ку подав­ля­ю­щее боль­шин­ство его хитов появи­лись на свет имен­но тогда (хотя сами пес­ни мог­ли быть сочи­не­ны ещё в кон­це 1980‑х годов). Самым же хито­вым аль­бо­мом была «Актри­са Вес­на». Здесь и жёст­кая «Роди­на», и спо­кой­ная «Актри­са Вес­на», и новая запись «Дождя». И, конеч­но, самая «народ­ная» пес­ня Шев­чу­ка, кото­рая не нуж­да­ет­ся в представлении.

«Бро­дил по клад­би­щу Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры (была, кста­ти, осень). Я там рядом жил в ком­му­нал­ке на Синоп­ской набе­реж­ной, бро­дил в Лав­ре прак­ти­че­ски каж­дый день. Мел­кий дождь моро­сил, ощу­ще­ние было такой тос­ки, печа­ли и колос­саль­ной тре­во­ги… про­сто не пере­дать. И она — эта пес­ня, как при­шёл домой, у меня выдохнулась…»

Музы­кан­ты не на шут­ку испу­га­лись, что на этом исто­рия их груп­пы может закон­чить­ся. Всё-таки после тако­го шедев­ра был велик риск, что оста­нешь­ся груп­пой одно­го хита. Какое-то вре­мя её даже ста­ра­лись не играть лиш­ний раз на концертах.

«Мно­гие груп­пы из-за такой боль­шой сла­вы постра­да­ли, и, несмот­ря на какие-то непло­хие ком­по­зи­ции, их в одно­ча­сье ста­ли назы­вать „груп­па одной пес­ни“. Напри­мер, The Eagles с хитом „Отель Кали­фор­ния“. Спро­си людей, какие ещё пес­ни этой груп­пы они зна­ют, ни одной не назо­вут. Вот и я немно­го пере­пу­гал­ся, когда „Что такое осень“ ста­ли рас­пе­вать на каж­дом углу. И тут же выста­вил её из про­грам­мы, что­бы жить дальше».

Кро­ме самой пес­ни, мно­гие зна­ют и офи­ци­аль­ный клип, в кото­ром рядом с Шев­чу­ком строй­но шага­ют дру­гие звёз­ды эпо­хи рас­цве­та рус­ско­го рока:

В запи­си аль­бо­ма «Актри­са Вес­на» (1992) под № 7 (весь аль­бом смот­ри выше).


4. В последнюю осень (Актриса Весна, 1992)

Ещё один «осен­ний» шедевр, и тоже с аль­бо­ма «Актри­са Вес­на». Но он не про какую-то там поэ­ти­че­скую отстра­нён­ную осень. Он про осо­бен­ную осень, кото­рую Шев­чук слов­но пред­ска­зал ещё в 1990 году. Посу­ди­те сами: пес­ня впер­вые испол­не­на на кон­цер­те памя­ти Вик­то­ра Цоя в октяб­ре 1990 года, но запи­са­на для аль­бо­ма летом 1992 года. А преды­ду­щей осе­нью была послед­няя осень Совет­ско­го Союза.

Текст пес­ни об этом и говорит:

Про­щаль­ным костром дого­ра­ет эпоха,
И мы наблю­да­ем за тенью и светом…

Осен­няя буря шутя разметала
Всё то, что души­ло нас пыль­ною ночью…

Не знаю, что имел в виду «Юра-музы­кант», но для мно­гих эта пес­ня — оче­вид­ная иллю­стра­ция послед­ней осе­ни СССР, когда эпо­ха бук­валь­но дого­ра­ла на гла­зах, а все лишь сто­я­ли и наблю­да­ли, наив­но думая, что «всё, что души­ло нас пыль­ною ночью», уйдёт.

В запи­си аль­бо­ма «Актри­са Вес­на» (1992) под № 2 (весь аль­бом смот­ри выше).


5. Агидель / Белая река (Это всё…, 1994)

Эта очень носталь­ги­че­ская пес­ня о моло­до­сти. Навер­ня­ка мно­гие гита­ри­сты-люби­те­ли, кото­рые по-моло­дец­ки напе­ва­ют: «О‑о‑о-о-о‑о‑о, белая река!», даже не зна­ют, что такое Аги­дель. Меж­ду тем Аги­дель — это река в Баш­ки­рии, и в пере­во­де с баш­кир­ско­го «аги­дель» и есть «белая река». Под мар­кой «Аги­дель» выпус­кал­ся мест­ный алко­голь­ный напи­ток (то ли вино, то ли баль­зам), кото­рый и рас­пи­вал по подъ­ез­дам лири­че­ский герой этой песни.

При зна­нии этих тон­ко­стей пес­ня из клас­си­че­ско­го шев­чу­ков­ско­го шиф­ра, когда «очень кра­си­во, но непо­нят­но, о чём кон­крет­но», пре­вра­ща­ет­ся во вполне оче­вид­ную историю.

И вете­рок отравленный
Гло­та­ли мы из горлышка.

В запи­си аль­бо­ма «Это всё…» (1994) под № 6.


6. Это всё… (Это всё…, 1994)

Под ком­по­зи­цию «Это всё…» на кон­цер­тах «ДДТ» при­ня­то под­ни­мать горя­щие зажи­гал­ки. Прав­да, эту же тра­ди­цию вос­про­из­во­дят при испол­не­нии «Све­чей» («Я зажёг в церк­вах все све­чи…»), но «Это всё…» более хито­вая и гораз­до чаще испол­ня­ет­ся на концертах.

Под­хо­дя­щим опре­де­ле­ни­ем для этой пес­ни явля­ет­ся поня­тие «рок-бал­ла­да». Мед­лен­ная, лирич­ная, она акку­рат­но завер­ша­ет одно­имён­ный аль­бом, кото­рый вме­сте с «Актри­сой Вес­ной» мож­но счи­тать вто­рым глав­ным аль­бо­мом груп­пы «ДДТ».

Пес­ня так­же полу­чи­ла допол­ни­тель­ную извест­ность бла­го­да­ря теле­ви­зи­он­но­му бое­вич­ку «Рус­ский тран­зит» с Евге­ни­ем Сиди­хи­ным в глав­ной роли.

В запи­си аль­бо­ма «Это всё…» (1994) под № 8 (весь аль­бом смот­ри выше).


7. Просвистела (Просвистела, 1999)

«Про­сви­сте­ла», по опре­де­ле­нию само­го Юрия Шев­чу­ка, отно­сит­ся к типу «народ­ных» песен. В ней есть лёг­кий и запо­ми­на­ю­щий­ся текст, одно­тип­ная музы­ка под четы­ре аккор­да — что ещё нуж­но для под­пе­ва­ния на кон­цер­тах или заучи­ва­ния под гитару?

Вме­сте с тем тема­ти­че­ски она не очень соче­та­лась с выпус­ка­е­мы­ми под конец 90‑х аль­бо­ма­ми («Любовь», «Рож­дён­ный в СССР», «Мир номер ноль» и дру­гие), и поэто­му её отло­жи­ли для спе­ци­аль­но­го одно­имён­но­го сбор­ни­ка, куда вошли хиты «ДДТ». «Про­сви­сте­ла» была при этом един­ствен­ной пес­ней, ранее испол­няв­шей­ся на кон­цер­тах и уже заво­е­вав­шей попу­ляр­ность, но не вхо­див­шей ни в один альбом.

Шев­чук давал такую харак­те­ри­сти­ку опи­сан­но­му им сюже­ту: «Это пес­ня о том, как наши пар­ни в рай поеха­ли». Имен­но с таких слов обыч­но начи­на­ет­ся испол­не­ние «Про­сви­сте­ла» на концертах.

В запи­си сбор­ни­ка «Про­сви­сте­ла» (1999) под № 1:


8. Осенняя (Единочество I, 2002)

Двой­ной аль­бом «Еди­но­че­ство», пожа­луй, явля­ет­ся пере­ход­ным эта­пом в твор­че­стве груп­пы «ДДТ». Тек­сты ста­ли в чём-то более муд­рё­ны­ми, порой пере­хо­дя­щи­ми в откро­вен­ный речи­та­тив, музы­ка раз­бав­ля­лась син­те­за­тор­ным зву­ча­ни­ем и несколь­ко поте­ря­ла свою душев­ность эпо­хи девяностых.

Неко­то­рые из извест­ных песен это­го аль­бо­ма всё же вос­при­ни­ма­ют­ся как без­услов­ные хиты. Напри­мер, «Осен­няя». Опять осень, опять кра­си­вая шев­чу­ков­ская лири­ка, опять отсыл­ки к рус­ской лите­ра­ту­ре. Ведут­ся спо­ры, какие имен­но это отсыл­ки. «Пись­ма Анны и Лизы» — о ком это? Анна Каре­ни­на и Лиза Бол­кон­ская? Анна Керн — муза Пуш­ки­на? Лиза из «Бед­ной Лизы» Карам­зи­на?.. Решай­те сами.

Пес­ня исполь­зо­ва­лась в саунд­тре­ке сери­а­ла «Лед­ни­ко­вый пери­од», поэто­му в офи­ци­аль­ном кли­пе «ДДТ» при­сут­ству­ют кад­ры сериала.

В запи­си аль­бо­ма «Еди­но­че­ство I» (2002) под № 12.


9. Ты не один (Песни, 2003)

Пес­ня «Ты не один» появи­лась ещё в пер­вой поло­вине 1990‑х годов и полу­чи­ла извест­ность через кон­цер­ты, а так­же через кон­церт­ный аль­бом «Чёр­ный пёс Петер­бург» (1993). Пол­но­цен­ную сту­дий­ную вер­сию Шев­чук дол­гое вре­мя не запи­сы­вал. Веро­ят­но, это свя­за­но с его вос­при­я­ти­ем аль­бо­мов как целост­ных про­из­ве­де­ний, и если даже какая-то очень попу­ляр­ная пес­ня не соче­та­лась с кон­цеп­ци­ей пла­стин­ки, то она оста­ва­лась в запас­ни­ках груп­пы на дол­гие годы.

В 2003 году был издан спе­ци­аль­ный сбор­ник «Пес­ни». В нём ста­рые шедев­ры пере­пе­ва­лись немно­го на новый лад. Очень при­ят­ный по сти­лю сбор­ник пре­крас­но соче­та­ет в себе хиты раз­ных лет, и вот, в нём нашлось место ори­ги­наль­ной сту­дий­ной аран­жи­ров­ке исто­рии моло­до­го бро­дя­ги, кото­рый едет неиз­вест­но куда, но с верой, что он не один.

Уди­ви­тель­но, но запи­си имен­но это­го сбор­ни­ка в сво­бод­ном досту­пе нахо­дят­ся с тру­дом. Так что мож­но ска­зать, что это музы­каль­ная редкость.



10. Господь нас уважает / Разговор на войне (Прекрасная любовь, 2007)

«Гос­подь нас ува­жа­ет» — это ста­ро­мод­ная пес­ня, кото­рую про­ще все­го вос­при­ни­мать в аку­сти­че­ской аран­жи­ров­ке под одну гита­ру. Имен­но такое испол­не­ние Шев­чу­ком на кон­цер­тах при­нес­ло ком­по­зи­ции извест­ность. Пуб­ли­ку­ем фраг­мент из пере­да­чи Вла­ди­ми­ра Соло­вьё­ва (пес­ня начи­на­ет­ся в 4:10).

Сту­дий­ная «рок-аран­жи­ров­ка», на мой вкус, пес­ню явно не укра­си­ла. В запи­си аль­бо­ма «Пре­крас­ная любовь» (2007) под № 2.

В то же вре­мя Шев­чук шёл на экс­пе­ри­мен­ты и в 2008 году сов­мест­но с фран­цуз­ским ком­по­зи­то­ром бол­гар­ско­го про­ис­хож­де­ния Кон­стан­ти­ном Казан­ски выпу­стил аль­бом «L’Echoppe» («Ларёк»). Казан­ски ранее рабо­тал с Высоц­ким, и в какой-то сте­пе­ни эта пла­стин­ка — при­зна­ние Шев­чу­ка в люб­ви одно­вре­мен­но ко фран­цуз­ско­му шан­со­ну и к автор­ской песне. При­ла­га­ем и эту запись, в аль­бо­ме под № 6:

Такой вот раз­ный, но все­гда инте­рес­ный «татаpин на лицо, да с фами­ли­ей хох­ляц­кой». Кста­ти, это цита­та из пес­ни «Осень, мёрт­вые дожди», в аль­бо­ме выше — под № 9.


Читай­те дру­гие ста­тьи из мини-цик­ла о глав­ных пес­нях рус­ских музыкантов:

Поделиться