Отечественное телевидение в девяностые и первой половине нулевых уделяло особое внимание современной музыке. Когда-то существовали два полноценных музыкальных телеканала — поначалу культовое MTV и более простецкое Муз-ТВ. Кроме этого, у больших федеральных каналов имелись свои музыкальные редакции, регулярно выпускающие интересные программы.
Ныне музыкальные каналы также можно отыскать на кабельном телевидении, но зрителей у них не больше, чем у телеканалов про охоту и рыбалку. Уровень их сомнителен и далёк от того, что выпускалось десять лет назад. Вспомним несколько особо примечательных телепередач, которые формировали вкусы, документировали происходящее и просто очень задорно развлекали.
Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)
Сейчас, спустя уже 15 лет после того, как программа прекратила выходить в эфир, букву «А» можно расшифровать как отсылку к академическому подходу. Настолько тщательно создатель проекта Сергей Антипов, человек со стереотипной внешностью представителя советской научной интеллигенции, относился к рок-музыке. Историю позднесоветского и русского андеграунда можно писать на основе обширного архива программы.
Программа «А» не имела ярко выраженного формата, даже хронометраж постоянно менялся, но неуклонно соблюдались два условия — концертные выступления и интервью с музыкантами. Она предоставляла эфир самым неоднозначным артистам эпохи — Егор Летов рассказывал о «царстве Божьем на земле», Олди играл концерт в лесопарковой зоне, «Свин» из «АУ» устраивал перформанс на сцене. Однако же главными героями для Сергея Антипова были Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Обозревалась и зарождающаяся в 90‑х альтернативная сцена: были репортажи и выступления артистов фестиваля «Учитесь плавать», с первым телевизионным концертом в эфире программы выступали «Кирпичи».
Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)
Программа имела две ипостаси. Изначально, в перестроечное время, в названии данной программы «рингом» называлось место выступления артистов. Музыканты — преимущественно выходящие из тени рокеры — выступали на сцене, напоминающей арену цирка. После каждой песни они попадали под обстрел из каверзных вопросов от зрителей разных возрастов и социальных групп. Градус дискуссии был очень высок.
При второй ипостаси уже в 1990‑е годы ринг стал местом противоборства музыкантов. Победителя определяли с помощью голосования. Поп-артисты сменили перестроечных рокеров. Из примечательного: у программы появился клон на НТВ с названием «Музыкальный ринг НТВ».
МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ‑6; 1991–2000)
Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования «попса» (помнится, поп-музыку называли просто попсом), был «МузОбоз». Расшифровывается наименование как «Музыкальное Обозрение». Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера.
Формат стандартный — клипы, репортажи, интервью. «МузОбоз» устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам и весям. К слову, он отправился с концертами в Прибалтику, где русские получили статус неграждан; программа была обвинена чуть ли не в том, что являлась имперским знаменем России.
«МузОбоз», кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ‑6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря своему безукоризненному имиджу, стал фигурой культовой. Рэпер Slim уже в нынешнем десятилетии зачитывал: «невозмутим как Иван Демидов на МузОбозе». И поживший слушатель прекрасно понимал это сравнение. Сейчас Иван Демидов телевидением не занимается, а занимается политикой и является чуть ли не самым приятным лицом «Единой России».
Дрёма (ТВ‑6; 1997–1998)
Подзаголовок проекта, не продержавшегося и полугода на телевидении, но оказавшегося очень влиятельным и запоминающемся, звучал так — «народная программа». Ночное музыкальное шоу, запущенное на ТВ‑6, было каким угодно, но только не народным. На экране чередовались лишённые сюжета безумные действия, отдаленно напоминающие человеческое общение, с клипами андеграундных артистов.
Ведущие «Дрёмы» — Анфиса Чехова и Владимир Епифанцев. Анфиса Чехова, только появившаяся на ТВ, эксплуатировала свою сексуальность, задорно флиртуя с Епифанцевым в стрип-баре. Владимир Епифанцев, тогда ещё длинноволосый музыкант индастриал-коллектива «Собаки Табака» (режиссёром передачи был его коллега по группе Роберт Остролуцкий), выглядел чуть ли не как маньяк. Позже и Епифанцев, и Чехова превратятся в звёзд в выбранных амплуа: Епифанцев — как главный экспериментатор и арт-террорист страны, а Анфиса Чехова станет одной из самых известных секс-див.
Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)
Шоу Артемия Троицкого и шоу имени Артемия Троицкого. На момент запуска передачи «Кафе „Обломов“» Троицкий — главный музыкальный критик России, непререкаемый авторитет, автор бестселлера «Рок в Союзе», распространявшегося в том числе самиздатом и под разными заглавиями. На основе мнения Троицкого, известного не только в России, но и на Западе, составлялись списки выезжающих на заграничные фестивали музыкантов, он дружил с Аллой Борисовной, то есть значение его личности было весьма велико ещё в Советском Союзе.
К середине 90‑х Троицкий мог позволить сделать элитарную программу с вальяжными высоколобыми рассуждениями и передовыми западными артистами. Троицкому давал интервью Дэвид Боуи, в одном из выпусков появился даже Юрий Хой (с Надеждой Бабкиной). Главная функция программы, безусловно, просветительская, иногда Артемий Кивович отжигал, но это случалось редко. Смотреть исключительно музыкальным гикам.
Акулы пера (ТВ‑6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)
Звёзды под прицелом. Прообразом телепрограммы послужил, безусловно, «Музыкальный ринг». Именно там зрители задавали самые неприятные вопросы приглашённым артистам. В «Акулах пера» зрителей заменили профессиональные спрашивающие — журналисты, в основном из печатных зданий, а градус вопросов повысился ещё сильнее. Вёл программу музыкальный обозреватель «МК» Илья Легостаев.
Гостями «Акул пера» были как русские рокеры, так и представители так называемой попсы. Одним из самых резонансных выпусков стала программа с участием группы «Мальчишник» и первым выступлением Дельфина в качестве сольного артиста. «Акулы пера» дважды пытались реанимировать на интернет-канале TV Jam, с журналистами общались уже герои новой эры, вроде Смоки Мо и Гуфа. Однако на данный момент программа закрыта.
12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)
Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» — это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV.
«12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 лет — редко кто был старше — оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы «Ахи-Вздохи» (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический — слово «отстой» стало общеупотребимым.
Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999-го по январь 2002-го, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.
Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)
Слово «Антропология» на рубеже 1990–2000‑х годов ассоциировалось с Дмитрием Дибровым. Улыбчивый ростовчанин, проработавший к моменту запуску программы на телевидении почти 20 лет, мог разговорить любого. Формально «Антропология» не являлась исключительно музыкальной программой. Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. На «Антропологии» могли выступить такие артисты, как «Я и друг мой грузовик», «Нож для фрау Мюллер» или «Пеп-си». То есть все богемные фавориты. Не обходилось и без Бориса Гребенщикова.
Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)
ТВС наследовал частоту арт-хаусного ТВ‑6, а «Земля–Воздух» — программу «Акулы пера» в немного изменённом варианте. Музыканты выступали перед сотрудниками всех ключевых российских радиостанций (был разброс от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). История программы оказалась лаконичной — фактически один сезон. Впрочем, и сам телеканал просуществовал чуть больше года.
Ведущими были Антон Комолов и — внимание — Василий Уткин. На программу, кроме вечных Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, не боялись позвать и только появившуюся группу «Каста». Особенно любили группу НАИВ. Чача был участником программы и как эксперт, и как музыкант.
SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)
«SHIT-парад» — это хит-парад наоборот, худшие клипы недели. Программа предвосхитила своё время и вполне органично смотрелась бы на телеканале «Перец». Фактически «SHIT-парад» представлял собой первую подборку мемов со смешными комментариями ведущих. Были у программы свои фавориты или мальчики для битья, вроде Крестова или Алексея Вишни, попадало и группе «Психея». В те годы, когда программа шла, был бум всякого рода чартов, на MTV показывали хит-парады каждый день. «SHIT-парад» же воспринимался отрезвляюще.
Показательно, что «SHIT-парад» почти полностью был скопирован на Муз-ТВ под названием «Пип-парад». Любопытно и то, что программа, которая ассоциируется исключительно с MTV начала нулевых, впервые начала выходить ещё в 1997 году на Biz-Tv, предшественнике MTV.