Какой бы вы ни взя­ли жанр, арти­ста и отре­зок вре­ме­ни — в Рос­сии все­гда писа­ли и испол­ня­ли пес­ни об алко­го­ле. Мож­но рас­суж­дать гло­баль­но: выпив­ка в прин­ци­пе один из самых частых обра­зов в попу­ляр­ной музы­ке. В сущ­но­сти спирт­ное отвле­ка­ет от реаль­но­сти, как и мас­со­вая культура.

Если же мыс­лить локаль­но и при­бе­гать к штам­пам, то всё намно­го про­ще: рос­си­яне — пью­щий народ. Одна­ко такое объ­яс­не­ние едва ли удо­вле­тво­ря­ет, ведь есть мно­го все­воз­мож­ных, порой кон­флик­ту­ю­щих кон­но­та­ций у песен, вос­пе­ва­ю­щих или кри­ти­ку­ю­щих власть Баху­са. Даже в рам­ках дис­ко­гра­фии одно­го арти­ста мож­но най­ти ком­по­зи­ции об алко­го­ле как под зна­ком «минус», так и под зна­ком «плюс».

В этой под­бор­ке VATNIKSTAN собрал несколь­ко при­ме­ров таких песен из раз­ных эпох.


Вячеслав Невинный «Губит людей не пиво»

До того как алко­голь­ная тема­ти­ка про­со­чи­лась в рок, вполне зако­но­мер­но, что она была в первую оче­редь пред­став­ле­на совет­ским кине­ма­то­гра­фом. Самый хре­сто­ма­тий­ный при­мер — пес­ня ушло­го тор­гов­ца пивом, сыг­ран­но­го Вяче­сла­вом Невин­ным, из филь­ма Лео­ни­да Гай­дая «Не может быть!».

Поэт Лео­нид Дер­бе­нёв, напи­сав­ший сти­хи, бес­по­ко­ил­ся, что пес­ня не прой­дёт цен­зу­ру. Но бла­го­да­ря в меру ино­ска­за­тель­но­му язы­ку и юмо­ру сов­мест­но­му тво­ре­нию с ком­по­зи­то­ром Алек­сан­дром Заце­пи­ным дали добро.

Полу­чить зелё­ный свет песне помог­ли соци­аль­ные изме­не­ния. В то вре­мя слу­чи­лась оче­ред­ная анти­ал­ко­голь­ная кам­па­ния, когда вла­сти поме­ня­ли шило на мыло, застав­ляя граж­дан вме­сто вод­ки пить более «лёг­кие» напит­ки. К тому же имен­но в 70‑е пиво пре­вра­ти­лось в почти народ­ное сред­ство отду­ши­ны. Пив­ные наби­ра­ли попу­ляр­ность как новые обще­ствен­ные про­стран­ства, преж­де недо­ступ­ные для граждан.

В песне-пере­вёр­ты­ше со зна­ме­ни­тым рефре­ном: «Губит людей не пиво, губит людей вода» алко­голь выстав­лен в каче­стве жерт­вы неспра­вед­ли­во­сти. По мне­нию героя Невин­но­го, здра­вый смысл шеп­чет, что бед от воды зна­чи­тель­но боль­ше. С хариз­ма­тич­ным тор­гов­цем слож­но спо­рить: дей­стви­тель­но, исто­рия не зна­ет при­ме­ров, что­бы чело­век уто­нул в пиве.


Кино «Мама — анархия»

Хотя Андрей Тро­пил­ло и назвал «Маму — анар­хию» пес­ней в сти­ле Sex Pistols, гораз­до боль­ше «Кино» здесь похо­же на The Clash, а фир­мен­ная хри­пот­ца Цоя напо­ми­на­ет ни дать ни взять Джо Страм­ме­ра, запев­ше­го на рус­ском. Одна­ко на одном из квар­тир­ни­ков Вик­тор объ­явил ком­по­зи­цию как посвя­ще­ние Андрею «Сви­нье» Пано­ву, его дав­не­му дру­гу и лиде­ру «Авто­ма­ти­че­ских удо­вле­тво­ри­те­лей». Кол­лек­тив Сви­на часто срав­ни­ва­ли с англий­ски­ми «писто­на­ми».

В любом слу­чае груп­па пода­ла пес­ню как паро­дию на «панк-77» — это тре­бо­ва­лось, что­бы прой­ти цен­зу­ру. «Кино» её пре­одо­ле­ло, вслед­ствие чего появи­лись леген­ды вро­де испол­не­ния маль­чи­ком «Мамы..» в музы­каль­ной шко­ле на кон­цер­те в честь 7 нояб­ря. Пред­ста­вить на таком празд­ни­ке строч­ки «Мама — анар­хия, папа — ста­кан порт­вей­на» было бы невоз­мож­но, если бы Мини­стер­ство куль­ту­ры не утвер­ди­ло композицию.

Соб­ствен­но, порт­вейн пили тогда все нон­кон­фор­ми­сты. И не толь­ко бла­го­да­ря песне Цоя: совет­ский порт­вейн был вынуж­ден­ным про­ме­жут­ком меж­ду вином и вод­кой — креп­кий, но не самый при­ят­ный на вкус.


Зоопарк «Ром и пепси-кола»

Майк Нау­мен­ко — извест­ный фети­шист. В его пес­нях лег­ко наткнуть­ся на упо­ми­на­ния сакраль­ных для совет­ско­го роке­ра атри­бу­тов запад­но­го рок-н-рол­ла, будь то жур­нал Rolling Stone или кубин­ский ром с пеп­си-колой. Будучи пев­цом повсе­днев­но­сти, Нау­мен­ко хоро­шо чув­ство­вал, чего в ней реши­тель­но не хватает.

«Это всё, что нуж­но звез­де рок-н-рол­ла», — поёт Нау­мен­ко так, буд­то обыч­ные для любо­го граж­да­ни­на Запа­да вещи ста­но­вят­ся недо­сти­жи­мым объ­ек­том покло­не­ния для жите­лей Совет­ско­го Сою­за. Вопли, похо­жие на «Дай! Дай! Дай!» пере­хо­дят прак­ти­че­ски в исте­рию. Выпив­ка и извест­ный напи­ток здесь не столь­ко сред­ство ско­ро­тать уны­лую жизнь, как у Мамо­но­ва, или бун­тар­ский пафос, как у Цоя, а нечто выду­ман­ное — не суще­ству­ю­щее в обы­ден­ной жиз­ни наших роке­ров. В этом смыс­ле Нау­мен­ко дей­стви­тель­но похо­дит на пре­дель­но совет­ско­го Мар­ка Бола­на, кото­рый боль­ше вооб­ра­жал в пес­нях, чем кон­спек­ти­ро­вал реаль­ность. Дру­гое дело, что реаль­ность Бола­на для Нау­мен­ко и была миром грёз.


Звуки Му «Бутылка водки»

В моло­до­сти — кото­рая, кажет­ся, нача­лась у Мамо­но­ва к трид­ца­ти — лидер «Зву­ков Му» был извест­ным выпи­во­хой. При­стра­стие к алко­го­лю выра­жа­лось и в музы­ке. Гип­но­ти­че­ской силе пой­ла Пётр Нико­ла­е­вич посвя­тил не одну пес­ню, но имен­но «Бутыл­ка вод­ки» — самая уни­каль­ная. На про­тя­же­нии всей ком­по­зи­ции слу­ша­тель стал­ки­ва­ет­ся со сквоз­ной мета­фо­рой алко­го­лиз­ма: отно­ше­ния пья­ни­цы и бутыл­ки спирт­но­го пред­став­ле­ны как интим­ная связь двух партнёров.

Дру­гой пес­ни в совет­ском роке, демон­стри­ру­ю­щей одно­вре­мен­но при­тя­га­тель­ность алко­го­ля и его раз­ру­ши­тель­ную силу, попро­сту нет. А всё, что нуж­но было, — это про­де­мон­стри­ро­вать, как алко­го­лизм выме­ща­ет и без того скуд­ный эрос совет­ско­го граж­да­ни­на. Оче­вид­но, гедо­низм здесь если и есть, то под­би­тый, на остат­ке сил. Это лирически.

Соци­аль­но появ­ле­ние тако­го опу­са име­ло обрат­ный эффект. Для аме­ри­кан­ско­го, в разы более раз­нуз­дан­но­го и гедо­ни­сти­че­ско­го рок-н-рол­ла сим­би­оз сек­су­аль­ных и алко­голь­ных тема­тик был делом при­выч­ным, а для СССР нет. Поэто­му «Бутыл­ка вод­ки» хоть и повест­во­ва­ла о весь­ма мар­ги­наль­ном пер­со­на­же, но фак­ти­че­ски при­ви­ва­ла рус­ской музы­ке секс, попут­но напо­ми­ная, что вооб­ще-то имен­но алко­голь был люби­мым напит­ком рас­пут­но­го Дио­ни­са. Тут, прав­да, Дио­нис совет­ский, а пото­му и напи­ток соответствующий.


Дюна «Мечта (Если б было море пива)»

Стран­но, что извест­ных в 90‑е весель­ча­ков «Дюну» не назы­ва­ют в чис­ле пио­не­ров пости­ро­нии. «Дюна» уме­ла писать про­стые пес­ни, но умуд­ря­ясь делать из них весь­ма амби­ва­лент­ные высказывания.

В чис­ле подоб­ных и пес­ня «Меч­та», где рису­ет­ся прак­ти­че­ски алко­голь­ная уто­пия. Герой утвер­жда­ет, что ста­нет дель­фи­ном, если воды будут из вод­ки, но ещё было бы непло­хо, если б в подоб­ных морях рос­ли огур­цы. И прав­да, губит людей вода, а не пиво, если даже само­воль­ное утоп­ле­ние в алко­голь­ных реках кажет­ся пре­крас­ным событием.

Но тут-то и под­лян­ка: «Дюна» рас­ска­зы­ва­ет о меч­тах алко­го­ли­ка с таким упо­е­ни­ем, что за таким эска­пиз­мом про­смат­ри­ва­ет­ся ком­мен­та­рий к 90‑м, когда при невоз­мож­но­сти повли­ять на внеш­ний кри­зис мно­гие вещи реша­лись рюмкой.


Дискотека Авария «Пей пиво»

Боль­ше ника­кой дра­мы рус­ско­го рока, под­ми­ги­ва­ний «Дюны» или оправ­да­тель­ной иро­нии совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа — это нуле­вые, и пить теперь весе­ло и ком­форт­но. Поэто­му один из глав­ных гим­нов зари ново­го мил­ле­ни­у­ма испол­ни­ла груп­па, кото­рая обла­да­ла, воз­мож­но, самым съе­доб­ным саун­дом в исто­рии рус­ской музыки.

Тут глав­ное не пере­брать, осо­бен­но с мод­ным послед­ние года переот­кры­ти­ем насле­дия рус­ской попсы. Отсут­ствие иерар­хии хоро­шо, но музы­ка, вос­пи­ты­ва­ю­щая в чело­ве­ке нор­ми­са, — не очень.


Григорий Лепс «Рюмка водки»

Лепс все­гда был роко­вым аттрак­ци­о­ном — эта­кая кару­сель зауряд­но­сти в эпи­че­ской фор­ме. Его попу­ляр­ность мож­но объ­яс­нить эле­мен­тар­но тем, что рус­ско­му засто­лью нужен свой ора­тор, осо­бен­но в те момен­ты, когда гра­дус доста­точ­но высок, а душа поёт. Вот такой, если угод­но, рус­ский соул испол­нял — и, боже, испол­ня­ет — Лепс.

Извест­ней­шая «Рюм­ка вод­ки» тоже симп­том эпо­хи: насту­пи­ло вре­мя отды­ха после деся­ти­ле­тия непро­шен­ных, ост­рых ощу­ще­ний. Куль­ту­ра ста­ла «уют­нень­кой», пате­ти­ка спа­ла, но рус­ский чело­век как пил, так и пьёт.

Вот и глав­ный хит Леп­са при­шёл­ся кста­ти — рас­кат­ный поп-роко­вый саунд 80‑х пере­ме­шал­ся с сер­деч­ной дра­мой и реше­ни­ем в виде пре­сло­ву­той рюм­ки. Пафос­но, буд­то на тебя обру­ши­ва­ет­ся весь Боль­шой каньон разом, а ситу­а­ция баналь­ная. Так про­шли нуле­вые для тех, кто был слиш­ком одно­ме­рен, что­бы под­дать­ся новым музы­каль­ным трен­дам, но надви­га­ю­щу­ю­ся ску­ку пред­по­чёл глу­шить рюмкой-другой.


Аквариум «Стаканы»

Отец рус­ско­го рока неспро­ста раз­ме­щён в сере­дине нуле­вых, а не меж­ду Мамо­но­вым с Нау­мен­ко: всё-таки пес­ни об алко­го­ле интел­ли­гент­но­го БГ гораз­до луч­ше гово­рят о пер­вой дека­де XXI века, а не о вре­ме­ни рас­све­та рока. «Ста­ка­ны» — лишь один из при­ме­ров, но на их месте мог­ла быть «Мама, я не могу боль­ше пить».

Обе пес­ни ста­ли пусть и тихи­ми, но гим­на­ми акку­рат­ных попо­ек интел­ли­ген­тов нуле­вых. Здесь нет ниче­го, что напо­ми­на­ло бы уже при­ве­дён­ные пес­ни: ни зло­ве­щей силы, ни эро­ти­че­ской, ни дра­ма­ти­че­ской, а толь­ко ком­па­ней­ская радость от рас­пи­тия како­го-нибудь эля. Да и та зву­чит соот­вет­ству­ю­ще фан­та­зии сред­не­го клас­са — буд­то Рос­сия всту­пи­ла в без­об­лач­ный мир Евро­пы, где на каж­дом шагу дру­же­люб­ная таверна.


Ленинград «В Питере — пить»

Ещё вче­ра вид­ные интел­лек­ту­а­лы вро­де Артё­ма Рон­да­ре­ва назы­ва­ли Шну­ра пан­ком. При­чин для это­го было доста­точ­но: и рус­ский рок выстё­бы­вал, и пес­ни писал неза­тей­ли­вые, и поли­ти­ков высме­и­вал, и исполь­зо­вал уро­ки из ска и груп­пы «Ноль», как посчи­тал нуж­ным. Про­шло вре­мя, и уже даже его адеп­там при­шлось при­знать, что Шну­ров — чело­век про­даж­ный, а музы­ка его дей­ству­ет ана­ло­гич­но каким-нибудь при­шед­шим на ум бри­тан­цам Slaves — побе­си­лись, потранс­грес­си­ро­ва­ли, да на утро обрат­но в стойло.

Так и мема­тич­ная «В Пите­ре — пить» ско­рее фан­та­зия на тему, чем пред­ло­же­ние к дей­ствию. Образ алко­го­ля в песне прак­ти­че­ски не рас­кры­ва­ет­ся и не трак­ту­ет­ся, а про­сто встав­лен под стать инте­ре­сов клер­ков из сто­ли­цы. В общем, очень в духе 10‑х: когда ника­ких соци­аль­ных аль­тер­на­тив нет, оста­ёт­ся меч­тать. Как бы не запить ещё и от этого.


Элджей & Feduk «Розовое вино»

Кста­ти о меч­тах. Пожа­луй, в исто­рии рус­ской музы­ки не было пес­ни (и кли­па) об алко­го­ле меч­та­тель­ней чуть ли не до рво­ты, как «Розо­вое вино». Гипер­про­дак­шен кли­па и пес­ни кри­чит о гипер­ре­аль­но­сти: оче­вид­но, что в аку­сти­че­ском изме­ре­нии пес­ни нет и сле­да чего-то реаль­но­го, это лишь зумер­ская меч­та на тему плос­кой, бур­жу­аз­ной и без­об­лач­ной жизни.

Здесь алко­голь не столь­ко напи­ток, кото­рый мож­но выпить, сколь­ко эле­мент деко­ра, подоб­ный гли­це­ри­но­вым лам­пам — вы бук­валь­но може­те пред­ста­вить, как све­тит­ся это розо­вое вино. Пес­ня, про­пи­тан­ная носталь­ги­ей (осо­бен­но строч­ка Феду­ка про поезд­ку на бай­ке), теперь и сама посте­пен­но ста­но­вит­ся пред­ме­том носталь­гии: мир диджи­тал каче­ства, где тан­цу­ют не обре­ме­нён­ные соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми девоч­ки, а два маль­чи­ка (роман­тик и циник) флек­сят что есть мочи. Как и мир, где алко­голь ассо­ци­и­ро­вал­ся с гедонизмом.

Несмот­ря на то что «Розо­вое вино» — самый бли­жай­ший хит к нынеш­не­му момен­ту, кажет­ся, что пес­ни 80‑х зву­чат акту­аль­нее. Или, во вся­ком слу­чае, правдивее.


Читай­те так­же «Пога­ная моло­дёжь: глав­ные панк-груп­пы в исто­рии Рос­сии».

Поделиться