Волшебный единорог и голые амазонки: как развлекалась богема Серебряного века

Хоте­лось ли вам когда-нибудь, нето­роп­ли­во потя­ги­вая чёр­ный кофе, пого­во­рить «за жизнь» с Анной Ахма­то­вой или послу­шать, как под соло­вьи­ное пение вдох­но­вен­но чита­ет «Незна­ком­ку» Алек­сандр Блок? Увы, вре­мя уют­ных поси­де­лок в ком­па­нии зна­ме­ни­тых поэтов дав­но закон­чи­лось, но вос­по­ми­на­ния о них оста­лись. Бла­го­да­ря мно­го­чис­лен­ным мему­а­рам, мож­но узнать, как общал­ся с духа­ми зага­доч­ный Вале­рий Брю­сов, бро­са­лась из окна страст­ная поклон­ни­ца Баль­мон­та и сорев­но­ва­лись в рас­пи­тии конья­ка дека­ден­ству­ю­щие поэты.

VATNIKSTAN делит­ся самы­ми инте­рес­ны­ми рас­ска­за­ми совре­мен­ни­ков о раз­вле­че­ни­ях и тусов­ках ушед­шей эпохи.


Спиритические сеансы

Мисти­цизм и маги­че­ские прак­ти­ки были неве­ро­ят­но попу­ляр­ны в богем­ной сре­де нача­ла XX века. Для поэта и мыс­ли­те­ля того вре­ме­ни при­мкнуть к оккульт­но­му тече­нию зна­чи­ло встать в ряды пере­до­вых, про­све­щён­ных людей, под­черк­нуть при­над­леж­ность к интел­лек­ту­аль­ной эли­те. Поэтес­са Евге­ния Гер­цык писа­ла:

«Было тогда вре­мя увле­че­ния оккуль­тиз­мом в кру­гах модер­ни­стов. Сколь­ко их юти­лось по зако­ул­кам тогдаш­ней жиз­ни — малень­ких магов и аст­ро­ло­гов! Сти­хи запест­ре­ли закли­на­тель­ны­ми име­на­ми духов и дьяволов».

Худож­ник Алек­сандр Бенуа опи­сы­вал спи­ри­ти­че­ские сеан­сы как типич­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние свет­ской моло­дё­жи. Порой при обще­нии с духа­ми слу­ча­лись дей­стви­тель­но стран­ные вещи:

«…одна­жды дух… открыл, что его зовут Ратак­ся­ном и что он готов мате­ри­а­ли­зи­ро­вать­ся осо­бым обра­зом. <…> Фор­му­ла… гла­си­ла: „Дух тьмы Ратак­сян, вос­стань и явись перед нами!“ Над­ле­жа­ло его про­из­не­сти три раза. <…> После пер­вых двух воз­гла­сов ниче­го и не про­изо­шло, но после тре­тье­го… из камин­ной тру­бы со страш­ным гро­хо­том посы­па­лись кирпичи».

В то вре­мя одним из самых попу­ляр­ных меди­у­мов был чеш­ский мистик Ян Гузик. В поэ­ме «Форель раз­би­ва­ет лёд» о нём рас­ска­зал поэт Миха­ил Кузмин:

Я был на спи­ри­ти­че­ском сеансе,
Хоть не люб­лю спи­ри­тов, и казался
Мне жал­ким меди­ум — заби­тый чех.

Гузик дей­стви­тель­но про­из­во­дил стран­ное впе­чат­ле­ние. Нина Пет­ров­ская вспо­ми­на­ла:

«Неболь­шой, весь какой-то узкий, с зеле­но­ва­то-труп­ным лицом, с зеле­но­ва­ты­ми же, слов­но замер­ши­ми, гла­за­ми, по мое­му впе­чат­ле­нию, даже холод­ный и сыро­ва­тый на ощупь, в узко обле­га­ю­щем узкое тело, слов­но про­пи­тан­ном пле­се­нью сюр­ту­ке, он как-то стран­но мигал от ярко­го све­та и жал­ся к стенам».

Спи­ри­ти­че­ский сеанс Яна Гузи­ка. 1927 год

По сви­де­тель­ствам оче­вид­цев, во вре­мя сеан­сов Гузи­ка игра­ла шар­ман­ка, из-под сидя­щих выдёр­ги­ва­лись сту­лья, а одна­жды всё закон­чи­лось тем, что дух силь­но уда­рил одно­го из при­сут­ству­ю­щих по лицу и уро­нил пенсне. У меди­у­ма соби­ра­лись арти­сты, поэты, худож­ни­ки и даже пред­ста­ви­те­ли ари­сто­кра­тии. Сеанс с Гузи­ком опи­сал в днев­ни­ке Алек­сандр Блок:

«Собра­нье свет­ских дур, наду­тых ничто­жеств. Спи­ри­ти­че­ский сеанс. Несчаст­ный, тще­душ­ный Ян Гузик, у кото­ро­го все вече­ра рас­пи­са­ны, испус­ка­ет из себя бед­ня­жек — Швар­цен­бер­га и Семё­на (име­на духов. — Прим.). Швар­цен­берг — вче­ра был он — валя­ет сто­лик и шир­му и швы­ря­ет в круг шар­ман­ку с сек­рет­ным заво­дом. Сиде­ли три­жды, на тре­тий раз я чуть не уснул, без кон­ца было. <…> Пер­вый раз сидел я, сце­пив­шись мизин­цем с жир­ной и сип­лой свет­ской ста­ру­хой гре­на­дёр­ско­го роста, кото­рая, рас­ска­зы­ва­ла, как „барон в про­шлый раз сме­шил всех, гово­ря печаль­ным голо­сом: дух, зачем ты нас покинул?“»

Сеан­сы Гузи­ка часто посе­ща­ли Вале­рий Брю­сов и его воз­люб­лен­ная Нина Пет­ров­ская. Пара серьёз­но отно­си­лась к этим меро­при­я­ти­ям. Пет­ров­ская вспоминала:

«…меди­ум захри­пел, как в аго­нии, и что-то стал наша­ри­вать моей рукой за спи­ной в пусто­те, и рука моя при­кос­ну­лась к како­му-то очень твёр­до­му, не то око­че­нев­ше­му, не то замер­ше­му телу, покры­то­му холод­ной отсы­рев­шей тка­нью вро­де полот­на. Обша­ри­ва­ли мы это тело сни­зу от пола, но вер­ха не дости­га­ли, вер­но, было оно слиш­ком рос­лое. Это удо­воль­ствие испы­ты­ва­ли все по оче­ре­ди. Воло­сы при­ят­но поше­ве­ли­ва­лись на голо­ве. Поту­сто­рон­нюю пакость одно­вре­мен­но хоте­лось и длить, и пре­кра­тить. Но длить не при­шлось. Пре­кра­тить же её немед­лен­но насто­ял В. Я. [Брю­сов], пото­му что Ян Гузик зака­тил­ся в кон­вуль­сив­ном нерв­ном припадке».

Актри­са и писа­тель­ни­ца Лилия Рын­ди­на, несмот­ря на серьёз­ное увле­че­ние мисти­кой и оккуль­тиз­мом, к спо­соб­но­стям Гузи­ка отно­си­лась скеп­ти­че­ски. Она рас­ска­зы­ва­ла, что сеан­сы с ним часто быва­ли без­ре­зуль­тат­ны и меди­ум, что­бы спа­сти репу­та­цию, пытал­ся «жулить». Те, кого не устра­и­ва­ли фоку­сы хит­ро­го чеха, обра­ща­лись к дру­гим меди­у­мам, напри­мер к Анне Шмидт, пред­ска­зав­шей, по мне­нию совре­мен­ни­ков, Октябрь­скую рево­лю­цию и нацист­ский режим, или к Анне Минц­ло­вой, кото­рая, как писал о ней Андрей Белый, «вра­ща­ла колё­са­ми глаз».

Ещё один мистик эпо­хи Сереб­ря­но­го века — зага­доч­ный поэт Вале­рий Брю­сов, кото­рый ста­рал­ся создать себе образ чер­но­книж­ни­ка и прак­ти­ку­ю­ще­го мага. «Мно­гие тогда гово­ри­ли, что Вале­рий Брю­сов сата­нист, — писа­ла Рын­ди­на. — Насколь­ко знаю, это не так, но тяго­те­ние к это­му у него было. Он был боль­шой эру­дит по оккульт­ным вопросам».

Миха­ил Вру­бель. Порт­рет Вале­рия Брю­со­ва. 1906 год

Нема­лую роль в созда­нии обра­за Брю­со­ва-мага сыг­рал Андрей Белый, посвя­тив­ший поэту два сти­хо­тво­ре­ния под назва­ни­ем «Маг». В пер­вом из них, «Я в сви­сте пла­мен­ных пото­ков…», адре­сат посвя­ще­ния изоб­ра­жён «в вен­це из звёзд застыв­шим магом», постиг­шим таин­ства небес и хода вре­мён. Мисти­ки в образ Брю­со­ва доба­вил роман «Огнен­ный ангел», с кото­рым свя­за­на фигу­ра немец­ко­го эзо­те­ри­ка Ген­ри­ха Агрип­пы. Так­же поэт опи­сы­вал маги­че­ские риту­а­лы в сти­хо­тво­ре­ни­ях. В «Послед­них думах» читаем:

Меня охра­ня­ет
Маги­че­ский круг,
И, тай­ные знаки
Свер­шая жезлом,
Стою я во мраке
Бес­страст­ным волхвом…

Ещё одно опи­са­ние риту­а­ла, кото­рый сопро­вож­да­ет­ся сдел­кой с дья­во­лом, нахо­дим в неза­вер­шён­ном сти­хо­тво­ре­нии Брю­со­ва «Как ста­рый маг…»:

Как ста­рый маг, я про­дал душу,
И пакт мой с Дья­во­лом свершён.
Доколь я клят­вы не нарушу,
Мне без лукав­ства слу­жит он.

Порой Брю­сов и сам устра­и­вал спи­ри­ти­че­ские сеан­сы. Неко­то­рые совре­мен­ни­ки счи­та­ли их про­валь­ны­ми, но поэт пытал­ся отста­и­вать репу­та­цию. Хода­се­вич вспо­ми­нал:

«…в нача­ле девя­ти­со­тых годов, по почи­ну Брю­со­ва, устра­и­ва­лись спи­ри­ти­че­ские сеан­сы. Я был на одном из послед­них, в нача­ле 1905 года. Было тем­но и скуч­но. Когда рас­хо­ди­лись, Вале­рий Яко­вле­вич сказал:

— Спи­ри­ти­че­ские силы со вре­ме­нем будут изу­че­ны и, может быть, даже най­дут себе при­ме­не­ние в тех­ни­ке, подоб­но пару и электричеству».

Сто­ит упо­мя­нуть и мисти­че­ские опы­ты Андрея Бело­го. По вос­по­ми­на­ни­ям Нины Пет­ров­ской, Белый «спи­ри­тиз­ма тер­петь не мог». При этом сам поэт утвер­ждал, что регу­ляр­но обща­ет­ся с еди­но­ро­гом. Эпи­зод с уча­сти­ем вол­шеб­ной лоша­ди нашёл­ся в вос­по­ми­на­ни­ях сво­я­че­ни­цы Вале­рия Брю­со­ва Вален­ти­ны Погореловой:

«С лицом вдох­но­вен­ным, тоном одер­жи­мо­го и про­ро­ка [Белый] при­нял­ся рас­ска­зы­вать о том, как его посе­ща­ет Еди­но­рог — дав­ниш­ний его друг. <…> Б. Н. (Борис Нико­ла­е­вич Буга­ев — насто­я­щее имя Бело­го. — Прим.) неод­но­крат­но под­чёр­ки­вал: НАСТОЯЩИЙ Еди­но­рог. Вот воз­вра­ща­ет­ся Б. Н., по его сло­вам, к себе в ком­на­ту. И в сумер­ках, на фоне окна, он ясно при­ме­ча­ет: Еди­но­рог уже тут и дру­же­ски кива­ет сво­им длин­ным еди­ным рогом. Начи­на­ет­ся инте­рес­ная бесе­да. Еди­но­рог, как все­гда, „не при­ем­лет“ нашей жиз­ни. Ссы­ла­ет­ся на Пла­то­на и при­во­дит гре­че­ские цитаты».


Кафе и рестораны

Рас­сказ о «злач­ных местах» Сереб­ря­но­го века сто­ит начать с отрыв­ка из сти­хо­тво­ре­ния Нико­лая Агнив­це­ва, про­слав­ля­ю­ще­го ресто­ра­ны куль­тур­ной столицы:

«Кюба»! «Кон­тан»! «Мед­ведь»! «Донон»!
Чьи име­на в шам­пан­ской пене
Взле­те­ли в Нев­ский небосклон
В сво­ём свер­ка­ю­щем сплетеньи!..

Зал ресто­ра­на «Кюба»

Пере­чис­лен­ные Агнив­це­вым заве­де­ния были одни­ми из самых изыс­кан­ных ресто­ра­нов Петер­бур­га. Там отды­ха­ла золо­тая моло­дёжь, встре­ча­лась твор­че­ская и арти­сти­че­ская эли­та. Немец­кий поэт Иоган­нес фон Гюн­тер вспо­ми­нал алко­голь­ный «вояж», кото­рый совер­шил, объ­ез­див одна­жды ночью пол­го­ро­да. Сна­ча­ла он с кол­ле­га­ми празд­но­вал откры­тие жур­на­ла «Апол­лон» в «Кюбе», где выпил так мно­го рюмок вод­ки, пер­цов­ки, конья­ка «и про­че­го», что поте­рял созна­ние. О том, что слу­чи­лось даль­ше, он рассказывал:

«Очнул­ся я на мину­ту в малень­кой ком­на­те, где пили кофе; моя голо­ва довер­чи­во лежа­ла на пле­че Алек­сея Тол­сто­го, кото­рый, слег­ка око­сте­нев, соби­рал­ся умы­вать­ся из бутыл­ки с бене­дик­ти­ном… Потом, в шикар­ном ресто­ране „Донон“, мы сиде­ли в баре с Вяче­сла­вом Ива­но­вым и глу­бо­ко погру­зи­лись в тео­ло­ги­че­ский спор. Конец это­му нелёг­ко­му дню при­шёл в моей „Риге“, где утром Гуми­лёв и я пили чёр­ный кофе и сель­тер­скую, при­ни­мая аспи­рин, что­бы хоть как-нибудь про­драть глаза».

«Рига» — ещё один ресто­ран, но менее извест­ный. Гораз­до чаще в мему­а­рах упо­ми­на­ет­ся дру­гое заве­де­ние с «гео­гра­фи­че­ским» назва­ни­ем — «Вена» на Малой Мор­ской, где одна­жды, по вос­по­ми­на­ни­ям актё­ра Льва Руба­но­ва, поэт Миха­ил Доли­нов, быв­ший слег­ка наве­се­ле, испол­нил песен­ку «По ули­цам ходи­ла боль­шая крокодила».

Дру­гой поэт, Пётр Потём­кин, наца­ра­пал на стене ресторана:

«В „Вене“ — две девицы.
Veni, vidi, vici».
(Veni, vidi, vici с латин­ско­го — «При­шёл, уви­дел, побе­дил». — Прим.)

Ресто­ран «Вена»

Осо­бой любо­вью пуб­ли­ки поль­зо­вал­ся так­же ресто­ран «Кви­си­са­на» на Нев­ском про­спек­те. Здесь про­изо­шла пикант­ная исто­рия, рас­ска­зан­ная поэтом Геор­ги­ем Чул­ко­вым:

«Пред­ставь себе такую ком­па­нию: Соло­губ, Блок, Чебо­та­рев­ская (писа­тель­ни­ца Ана­ста­сия Чебо­та­рев­ская.— Прим.), Виль­ки­на (поэтес­са Люд­ми­ла Виль­ки­на. — Прим.), я и про­сти­тут­ка — новая подру­га Бло­ка. Виль­ки­ну соблаз­ни­ли ею. Спер­ва она опа­са­лась. Она сто­ро­ни­лась. Не реша­лась дотро­нуть­ся до её ста­ка­на — боя­лась зара­зить­ся. Потом нача­ла цело­вать её, влю­би­лась в неё. Это всё в отдель­ном каби­не­те в „Кви­си­сане“».

Ресто­ран «Кви­си­са­на»

Воз­ле той же «Кви­си­са­ны» вече­ра­ми ходи­ли девуш­ки, пред­став­ля­ю­щи­е­ся бло­ков­ски­ми «Незна­ком­ка­ми» — зна­ме­ни­тое сти­хо­тво­ре­ние было у всех на устах. Юрий Аннен­ков рас­ска­зы­вал:

«…„девоч­ка“ Ван­да, что про­гу­ли­ва­лась у вхо­да в ресто­ран „Кви­си­са­на“, шеп­та­ла юным про­хо­жим: — Я уесь Незна­ко­ум­ка. Хоти­те ознакоумиться?»

«Незна­ком­ки» про­гу­ли­ва­лись не толь­ко там. Из вос­по­ми­на­ний Анненкова:

«Мур­ка из „Яра“, что на Боль­шом про­спек­те, клянчила:
— Каран­да­шик, уго­сти­те Незна­ко­моч­ку. Я прозябла.

Две „девоч­ки“ от одной хозяй­ки с Подья­че­ской ули­цы, Сонь­ка и Лай­ка, оде­тые как сёст­ры, блуж­да­ли по Нев­ско­му… при­кре­пив к сво­им шля­пам чёр­ные стра­у­со­вые перья.
— Мы пара Незна­ко­мок, — улы­ба­лись они, — може­те полу­чить элек­три­че­ский сон наяву. Жалеть не ста­не­те, миленький-усатенький».

Иллю­стра­ция к кни­ге «Петер­бург ночью. Боль­шая пано­ра­ма, иллю­стри­ру­ю­щая ноч­ную жизнь сто­лич­но­го ому­та». 1910 год. Источ­ник: orpk.org

Аннен­ков ходил и в менее пре­стиж­ные заве­де­ния. Со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Незна­ком­ка» свя­за­но у него одно из посе­ще­ний кафе «Чере­пок» на Литей­ном про­спек­те, где обыч­но соби­ра­лись студенты.

«В отдель­ном каби­не­ти­ке, с крас­ным диван­чи­ком, один из нас, пер­во­курс­ни­ков, вто­ро­курс­ни­ков, читал вслух сти­хи Бло­ка. Непре­мен­но Бло­ка. Ста­кан за ста­ка­ном, стра­ни­ца за стра­ни­цей. Окур­ки в тарел­ках, чай­ная кол­ба­са, салат из кар­тош­ки. <…> Сло­ва у чте­ца запле­та­лись от выпи­то­го пива».

Живо­пи­сец гово­рил и о дру­гих заве­де­ни­ях, кото­рые неча­сто встре­ча­лись в вос­по­ми­на­ни­ях совре­мен­ни­ков. Напри­мер, «Соло­вей» на углу Мор­ской и Горо­хо­вой, пив­ные «Север­ный мед­ведь» и «Север­ная звез­да» в рай­оне Пес­ки. Инте­рес­но, что о мос­ков­ских богем­ных кафе и ресто­ра­нах нача­ла XX века извест­но гораз­до мень­ше, зато питей­ные заве­де­ния, кото­рые посе­щал про­стой народ, опи­са­ны доволь­но подробно.


«Бродячая собака»

Каба­чок и каба­ре «Бро­дя­чая соба­ка» откры­лось в ночь под новый 1912 год и немед­лен­но ста­ло излюб­лен­ным местом встреч петер­бург­ских поэтов-модер­ни­стов, худож­ни­ков, актё­ров и око­ло­ар­ти­сти­че­ской боге­мы. Ахма­то­ва посвя­ти­ла ему два сти­хо­тво­ре­ния: «Все мы браж­ни­ки здесь, блуд­ни­цы» и «Да, я люби­ла их, те сбо­ри­ща ночные…»:

Да, я люби­ла их, те сбо­ри­ща ночные,
На малень­ком сто­ле ста­ка­ны ледяные,
Над чёр­ным кофе­ём паху­чий, тон­кий пар,
Ками­на крас­но­го тяжё­лый, зим­ний жар,
Весё­лость едкую лите­ра­тур­ной шутки
И дру­га пер­вый взгляд, бес­по­мощ­ный и жуткий.

Мсти­слав Добу­жин­ский. Эмбле­ма «Бро­дя­чей соба­ки». 1912 год

Сбо­ри­ща дей­стви­тель­но были ноч­ные: при­ез­жа­ли в «Бро­дя­чую соба­ку» после теат­ра, како­го-нибудь вече­ра или дис­пу­та, рас­хо­ди­лись на рас­све­те. Всё, что про­ис­хо­ди­ло в кабач­ке, носи­ло харак­тер импро­ви­за­ции — про­грам­ма каба­ре не состав­ля­лась зара­нее. Никто из при­сут­ству­ю­щих не имел пра­ва отка­зать­ся от пред­ло­же­ния высту­пить. На неболь­шой, наско­ро ско­ло­чен­ной эст­ра­де тан­це­ва­ла бале­ри­на Рус­ско­го бале­та Дяги­ле­ва Тама­ра Кра­са­ви­на, чита­ли сти­хи Блок, Гуми­лёв, Ман­дель­штам, высту­па­ли зару­беж­ные гости — напри­мер, осно­ва­тель футу­риз­ма, ита­льян­ский писа­тель Филип­по Маринетти.

Писа­тель Вик­тор Шклов­ский вспо­ми­нал, как в кабач­ке одна­жды осви­ста­ли Мая­ков­ско­го за сти­хо­тво­ре­ние «Вам»:

«Кри­ча­ли не из-за него­до­ва­ния. Оби­де­лись про­сто на назва­ние… Визг был мно­го­кра­тен и ста­ра­те­лен. Я даже не слы­хал до это­го столь­ко жен­ско­го виз­га; кри­ча­ли так, как кри­чат на аме­ри­кан­ских горах, когда по лёг­ким рель­сам тележ­ка со мно­ги­ми ряда­ми дам и кава­ле­ров пада­ет вниз…»

Реак­ция пуб­ли­ки вполне понят­на. Сти­хо­тво­ре­ние изоб­ли­ча­ло мещан­ский быт и рас­пут­ные нра­вы тех, кто во вре­мя вой­ны вёл пол­ную удо­воль­ствий жизнь. Тут было на что обидеться:

Вам, про­жи­ва­ю­щим за орги­ей оргию,
име­ю­щим ван­ную и тёп­лый клозет!
Как вам не стыд­но о пред­став­лен­ных к Георгию
вычи­ты­вать из столб­цов газет?!
Зна­е­те ли вы, без­дар­ные, многие,
дума­ю­щие, нажрать­ся луч­ше как, —
может быть, сей­час бом­бой ноги
выдра­ло у Пет­ро­ва поручика?..

Про­грамм­ка «Бро­дя­чей соба­ки». Источ­ник: j‑e-n-z‑a.livejournal.com

Осно­ва­те­лем и хозя­и­ном кабач­ка был актёр и режис­сёр Борис Про­нин. Поэт Геор­гий Ива­нов, кото­рый мно­го писал о «Бро­дя­чей соба­ке» в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях «Петер­бург­ские зимы», рас­ска­зы­вал о Про­нине как об экс­цен­трич­ном, подвиж­ном и чрез­вы­чай­но общи­тель­ном человеке:

«Все­гда у него было какое-нибудь дело и, понят­но, неот­лож­ное… Когда оно пере­ста­ва­ло Про­ни­на зани­мать, меха­ни­че­ски появ­ля­лось новое. Про­нин всем гово­рил „ты“. „Здрав­ствуй, — обни­мал он кого-нибудь попав­ше­го­ся ему у вхо­да в „Бро­дя­чую Соба­ку“. — Что тебя не вид­но? Как живёшь? Иди ско­рей, наши все там…“
Спро­си­те его: — С кем это ты сей­час здоровался?

— С кем? — широ­кая улыб­ка. — Чёрт его зна­ет. Какой-то хам! <…>

…обни­мал он пер­во­го попав­ше­го­ся не из каких-нибудь рас­чё­тов, а так, от избыт­ка чувств».

Борис Про­нин с женой Верой Лишневской

Пона­ча­лу Про­нин пытал­ся выпро­ва­жи­вать из каба­ре «фар­ма­цев­тов» — пуб­ли­ку, не име­ю­щую отно­ше­ния к искус­ству, но горя­щую жела­ни­ем при­кос­нуть­ся к миру боге­мы. Вско­ре нача­ли пус­кать и их, тре­буя повы­шен­ную пла­ту за вход. «Фар­ма­цев­ты» хоро­шо зна­ли, за что отда­ют день­ги — слу­чай­но забре­сти в «Бро­дя­чую соба­ку» было невоз­мож­но. Для того что­бы най­ти под­валь­чик, тре­бо­ва­лось прой­ти насто­я­щий квест. Из «Петер­бург­ских зим»:

«…надо было раз­бу­дить сон­но­го двор­ни­ка, прой­ти два засы­пан­ных сне­гом дво­ра, в тре­тьем завер­нуть нале­во, спу­стить­ся вниз сту­пе­ней десять и толк­нуть оби­тую кле­ён­кой дверь. Тот­час же вас оше­лом­ля­ли музы­ка, духо­та, пест­ро­та стен, шум элек­три­че­ско­го вен­ти­ля­то­ра, гудев­ше­го как аэроплан».

По вос­по­ми­на­ни­ям Тэф­фи, рас­по­ло­же­ние «Соба­ки» одна­жды спас­ло страст­ную поклон­ни­цу Баль­мон­та от неми­ну­е­мой гибели:

«Он [Баль­монт] вошёл, высо­ко под­няв лоб, слов­но нёс зла­той венец сла­вы. Шея его была два­жды обвер­ну­та чёр­ным, каким-то лер­мон­тов­ским гал­сту­ком, како­го никто не носит. <…> Сей­час обра­зо­вал­ся исте­ри­че­ский круг почи­та­тель­ниц — „жён мироносиц“.

— Хоти­те, я сей­час бро­шусь из окна? Хоти­те? Толь­ко ска­жи­те, и я сей­час же бро­шусь, — повто­ря­ла мол­ние­нос­но влю­бив­ша­я­ся в него дама.

Обе­зу­мев от люб­ви к поэту, она забы­ла, что „Бро­дя­чая соба­ка“ нахо­дит­ся в под­ва­ле и из окна никак нель­зя выбро­сить­ся… Баль­монт отве­чал презрительно:

— Не сто­ит того. Здесь недо­ста­точ­но высоко».

Каба­ре откры­ва­лось позд­но вече­ром, в 11 часов, но к откры­тию соби­ра­лись толь­ко «фар­ма­цев­ты». Те, ради кого они при­хо­ди­ли, появ­ля­лись после полу­но­чи. В «Соба­ке» чита­ли сти­хи и устра­и­ва­ли теат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния, но не толь­ко: Ива­нов рас­ска­зы­вал о кон­кур­се, где участ­ни­кам пред­ла­га­лось сочи­нить сти­хо­тво­ре­ние, в каж­дой стро­ке кото­ро­го долж­но было быть соче­та­ние сло­гов «жора». Полу­ча­лись вот такие экспромты:

Обжо­ра вор арбуз украл
Из сун­ду­ка тамбурмажора.
«Обжо­ра, — закри­чал капрал,—
Ужо рас­пра­ва будет скоро».

Или:

Све­жо рано утром. Проснул­ся я наг.
Уж оран­гу­танг заво­зил­ся в передней…

Побе­див­ший «шедевр» запи­сы­ва­ли в «Соба­чью кни­гу» — Шклов­ский назы­вал её «сви­ной». Это был огром­ный кожа­ный фоли­ант, где мож­но было встре­тить сти­хи, рисун­ки, жало­бы, объ­яс­не­ния в люб­ви и даже рецеп­ты от запоя.

Зал «Бро­дя­чей соба­ки». 1912–1913 годы

В кон­це кон­цов, силы посе­ти­те­лей каба­ре окон­ча­тель­но исся­ка­ли. Полу­ноч­ное весе­лье сме­ня­лось угрю­мы­ми утрен­ни­ми часа­ми. Сно­ва обра­ща­ем­ся к вос­по­ми­на­ни­ям Иванова:

«Яркий элек­три­че­ский свет, пёст­ро рас­кра­шен­ные сте­ны, объ­ед­ки и пустые бутыл­ки на сто­лах и на полу. Пья­ный поэт чита­ет сти­хи, кото­рых никто не слу­ша­ет, пья­ный музы­кант невер­ны­ми шага­ми под­хо­дит к засы­пан­но­му окур­ка­ми роя­лю и уда­ря­ет по кла­ви­шам, что­бы сыг­рать похо­рон­ный марш, или поль­ку, или то и дру­гое разом. Сон­ный вешаль­щик спит, забыв дове­рен­ные ему шубы. Дирек­тор „Соба­ки“ — Борис Про­нин, сидит на сту­пень­ках узкой лест­нич­ки выхо­да, засы­пан­ных сне­гом, гла­дит свою лох­ма­тую злую соба­чон­ку Муш­ку и горь­ко пла­чет: „Муш­ка, Муш­ка, зачем ты съе­ла сво­их детей?“»

Поэты заси­жи­ва­лись в «Соба­ке» доль­ше всех. Неко­то­рые оста­ва­лись за ком­па­нию с Ахма­то­вой и Гуми­лё­вым — они жили в Цар­ском Селе и жда­ли утрен­не­го поез­да. За ком­па­нию с ними «собач­ни­ки» еха­ли и на вок­зал, где пили чёр­ный кофе. Одна­жды за раз­го­во­ра­ми поезд про­пу­сти­ли. Рас­сер­жен­ный Гуми­лёв позвал жан­дар­ма и потре­бо­вал у него жалоб­ную кни­гу, что­бы обру­гать маши­ни­ста и адми­ни­стра­цию вокзала.

Про­чие сиде­ли в каба­ке до поры, когда весь город уже начи­нал про­сы­пать­ся. Ива­нов писал:

«На ули­цах пусто и тем­но. Зво­нят к заут­рене. Двор­ни­ки сгре­ба­ют выпав­ший за ночь снег. Про­ез­жа­ют пер­вые трам­ваи. Завер­нув с Михай­лов­ской на Нев­ский, один из „празд­ных гуляк“, высу­нув нос из под­ня­то­го ворот­ни­ка шубы, смот­рит на цифер­блат Дум­ской калан­чи. „Без чет­вер­ти семь. Ох! А в один­на­дцать надо быть в университете“».

После рево­лю­ции «Бро­дя­чая соба­ка», как писал о ней теат­раль­ный кри­тик Ана­то­лий Шай­ке­вич, «захи­ре­ла, заглох­ла, сли­лась с сумер­ка­ми и пото­ну­ла в тре­во­гах реаль­ной жиз­ни». На сме­ну ей при­шло каба­ре «При­вал коме­ди­ан­тов», кото­рое откры­лось в 1916 году на углу Мой­ки и Мар­со­во­го поля.


«Привал комедиантов»

Пыш­ные инте­рье­ры «При­ва­ла коме­ди­ан­тов» ока­за­лись пол­ной про­ти­во­по­лож­но­стью душ­ным, про­ку­рен­ным залам «Бро­дя­чей соба­ки». Имя заве­де­нию дала одно­имён­ная кар­ти­на Сер­гея Судей­ки­на, кото­рый напи­сал её неза­дол­го до откры­тия «При­ва­ла». Его осно­ва­те­лем был тот же Про­нин, кото­ро­го, по вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, при­дать лос­ка и блес­ка ново­му заве­де­нию надо­уми­ла его жена — Вера Лишневская.

Сер­гей Судей­кин. При­вал коме­ди­ан­тов. 1916 год. Источ­ник: arthive.com

Под­го­тов­ка «При­ва­ла» к откры­тию — целая эпо­пея. Гряз­ный сырой под­вал был залит водой так, что при­хо­ди­лось отка­чи­вать её насо­са­ми. Сте­ны дол­го не уда­ва­лось про­су­шить — в поме­ще­нии не было ками­нов. Вско­ре ками­ны уста­но­ви­ли, но теп­ло от них не помо­га­ло — огонь то и дело зату­хал из-за сыро­сти. Про­нин актив­но участ­во­вал в пере­строй­ке под­ва­ла, мучил­ся, уста­вал, но дела не бросал.

«Рас­трё­пан­ный, без пиджа­ка, несмот­ря на холод… в бати­сто­вой бело­снеж­ной рубаш­ке, но с гал­сту­ком на боку и пере­ма­зан­ный сажей и крас­кой, рас­по­ря­жал­ся, кри­чал, зво­нил в теле­фон…» — вспо­ми­нал о дирек­то­ре ново­го каба­ре Геор­гий Ива­нов. Нахо­дясь в мрач­ном под­ва­ле, Про­нин живо пред­став­лял себе, как убо­гое поме­ще­ние пре­вра­тит­ся в свер­ка­ю­щий зал, напол­нен­ный людь­ми. Ива­нов писал:

«— Это, — Про­нин кивал на гряз­ную свод­ча­тую ком­на­ту, со сте­на­ми в бурых под­тё­ках и кашей из извёст­ки и гря­зи вме­сто пола, — „Вене­ци­ан­ский зал“. Его устро­ит мэтр Судей­кин. Чёр­ный с золо­том. Там будет эст­ра­да. Ника­ких хам­ских сту­льев — бар­хат­ные ска­мьи без спинок…

— Так ведь будет неудобно?

— Уди­ви­тель­но неудоб­но! Ска­мей­ка-то низ­кая и пока­тая, вене­ци­ан­ская… Но ниче­го, свои будут сидеть сза­ди, на сту­льях. А это спе­ци­аль­но для бур­жу­ев — деся­ти­руб­лё­вые места…»

Зал «При­ва­ла коме­ди­ан­тов». Источ­ник: ar.culture.ru

Уси­лия Про­ни­на были воз­на­граж­де­ны: гряз­ный под­вал с раз­во­ро­чен­ны­ми сте­на­ми дей­стви­тель­но пре­вра­тил­ся в бога­то обстав­лен­ные хоро­мы со ста­ту­я­ми и мебе­лью, оби­той пар­чой. Гостей обслу­жи­ва­ли офи­ци­ан­ты в восточ­ных тюр­ба­нах. Глав­ный зал, в кото­ром нахо­ди­лась сце­на, офор­мил Сер­гей Судей­кин. Сте­ны и пото­лок худож­ник закра­сил чёр­ным цве­том. На тём­ном фоне, слов­но звёз­ды, мер­ца­ли оскол­ки зер­кал в золо­том обрам­ле­нии. Необыч­ное худо­же­ствен­ное реше­ние было свя­за­но с тем, что пер­во­на­чаль­но каба­ре хоте­ли назвать «Звез­до­чёт»: под­вал — дно колод­ца, отку­да вид­ны звёзды.

Поэтес­са Еле­на Тагер писа­ла об обста­нов­ке каба­ре:

«На сто­ли­ках вме­сто ска­тер­тей лежа­ли дере­вен­ские цвет­ные плат­ки. Элек­три­че­ские лам­поч­ки зага­доч­но стру­и­ли свет сквозь глаз­ные отвер­стия чёр­ных масок. Сто­ли­ки обслу­жи­ва­ли арап­ча­та в цвет­ных шаро­ва­рах. Подоб­но гению это­го места, улы­ба­лась гостям хозяй­ка [Вера Алек­сан­дров­на], моло­дая брю­нет­ка восточ­но­го типа, в эффект­ней­шем пла­тье, соче­тав­шем белое, крас­ное и золо­тое. Её муж, дирек­тор под­ва­ла Б. К. Про­нин, ходил меж­ду сто­ли­ка­ми, а за ним бре­ла какая-то бес­по­род­ная шав­ка, изоб­ра­жая или сим­во­ли­зи­руя „Бро­дя­чую соба­ку“, пред­ше­ствен­ни­цу „При­ва­ла комедиантов“».

«Бес­по­род­ной шав­кой», веро­ят­но, была люби­мая Про­ни­ным Муш­ка. Пожа­луй, толь­ко она и её хозя­ин напо­ми­на­ли теперь о закры­том кабач­ке на Михай­лов­ской пло­ща­ди. Завсе­гда­та­ям «Соба­ки» новое заве­де­ние не нра­ви­лось. В «Петер­бург­ских зимах» Ива­но­ва читаем:

«В „Соба­ке“ сади­лись, где кто хочет, в буфет за едой и вином ходи­ли сами, сами рас­став­ля­ли тарел­ки, где забла­го­рас­су­дит­ся… Здесь ока­за­лось, что в глав­ном зале, где поме­ща­ет­ся эст­ра­да, места нуме­ро­ван­ные, кем-то рас­пи­сан­ные по теле­фо­ну и доро­го опла­чен­ные, а так назы­ва­е­мые „г. г. чле­ны Пет­ро­град­ско­го Худо­же­ствен­но­го Обще­ства“ могут смот­реть на спек­такль из дру­гой ком­на­ты. Но и здесь, не успе­ва­ли вы сесть, как к вам под­ле­тал лакей с сал­фет­кой и меню и, услы­шав, что вы ниче­го не „жела­е­те“, толь­ко что не хло­пал сво­ей накрах­ма­лен­ной сал­фет­кой по носу „несто­я­ще­го“ гостя».

«Фар­ма­цев­тов» здесь при­ни­ма­ли радуш­но, так как они хоро­шо пла­ти­ли. На одном из вече­ров в «При­ва­ле» ком­по­зи­тор Нико­лай Цыбуль­ский, уже изряд­но выпив, упрек­нул Про­ни­на: «Эх, Борис, зачем ты ого­род горо­дил… зачем позвал сюда всех этих фар­ма­цев­тов, всю эту св[олочь]…»

Гости каба­ре

Новое каба­ре отли­ча­лось от «Соба­ки» не толь­ко внешне. Это уже был не каба­чок, а, ско­рее, под­зем­ный театр, где были регу­ляр­ные поста­нов­ки и про­грам­мы, своя труп­па. Все­во­лод Мей­ер­хольд и Нико­лай Евре­и­нов ста­ви­ли здесь паро­дий­ные номе­ра, пред­став­ле­ния-сти­ли­за­ции под бала­ган­ные народ­ные зре­ли­ща, спек­так­ли в духе париж­ских улич­ных теат­ров. На эст­ра­де «При­ва­ла» появ­ля­лись и поэты. Еле­на Тагер вспо­ми­на­ла о пора­зив­шем зри­те­лей выступ­ле­нии Ман­дель­шта­ма. К сожа­ле­нию, назва­ние и текст сти­хо­тво­ре­ния она не упомянула:

«Ман­дель­штам пел, не сдер­жи­вая сил, он вскри­ки­вал на уда­ре­ни­ях. <…> Он про­пел нам сти­хи о войне — о евро­пей­ской войне, что дли­лась с ран­ней осе­ни 1914 года и теперь гото­ви­лась захлест­нуть 1917‑й. Сти­хи были фан­та­стич­ны, страш­ны, неотразимы. <…>

Я спро­си­ла, будут ли опуб­ли­ко­ва­ны эти сти­хи. Он ответил:

— Во вся­ком слу­чае, не теперь. Может быть — после вой­ны. — И доба­вил: — Боюсь, что мы все дол­го не будем появ­лять­ся в печа­ти. Идут вре­ме­на безмолвия».

Сер­гей Поля­ков. Осип Ман­дель­штам чита­ет сти­хи в кафе «При­вал коме­ди­ан­тов». 1916 год. Источ­ник: babs71.livejournal.com

После рево­лю­ции сла­ва «При­ва­ла» угас­ла. Исчез­ли состо­я­тель­ные «фар­ма­цев­ты», обтре­па­лась бога­тая обив­ка мебе­ли, про­па­ло элек­три­че­ство и отоп­ле­ние. Несмот­ря на мрач­ную обста­нов­ку, мно­гим каза­лось, что имен­но тогда «При­вал» нена­дол­го обрёл «соба­чью» душу. В вос­по­ми­на­ни­ях режис­сё­ра Нико­лая Пет­ро­ва опи­сан номер, назы­вав­ший­ся «хор боль­ше­ви­ков-часту­шеч­ни­ков» с запе­ва­лой Нико­ла­ем Евре­и­но­вым, оде­тым в крас­ную шёл­ко­вую рубаш­ку и лаки­ро­ван­ные сапоги.

Не печаль­ся, гнев повыкинь,
Весе­лей будь, Горемыкин, —
Для тебя да для царя
Жаль пога­нить фонаря.

Когда Евре­и­нов про­пел две послед­ние строч­ки, из-за бли­жай­ше­го сто­ли­ка, за кото­рым сиде­ли воен­ные, под­нял­ся один и, рас­стё­ги­вая кобу­ру, напра­вил­ся к сцене. Пет­ров рассказывал:

«Уже дер­жа в пра­вой руке револь­вер, он крик­нул: «Я эту сво­лочь при­стре­лю». Выстрел дей­стви­тель­но раз­дал­ся, но меж­ду про­из­не­сён­ной фра­зой и выстре­лом на эст­ра­де про­изо­шло стре­ми­тель­ное дей­ствие… Евре­и­нов как-то при­жал­ся, напру­жи­нил­ся и стре­ми­тель­ным рыв­ком кинул­ся живо­том на крыш­ку роя­ля, про­скольз­нул по ней и, как гово­рят акро­ба­ты, «при­шёл на руки». Уны­лый хор прыг­нул пря­мо в зал, а мрач­ный пра­пор, выстре­лив вслед Евре­и­но­ву, ещё мрач­нее ска­зал: «Всё рав­но, сво­лочь, не уйдёшь».

Вик­тор Дени. Кари­ка­ту­ра на Нико­лая Евре­и­но­ва. 1914 год. Источ­ник ar.culture.ru

Этот слу­чай про­изо­шёл вес­ной 1917 года. Даль­ше было толь­ко хуже — на «при­ва­лов­цев» нача­ли устра­и­вать обла­вы воен­ные. Из вос­по­ми­на­ний Геор­гия Иванова:

«С ули­цы слыш­ны выстре­лы… Вдруг топот ног за сте­ной, стук при­кла­дов в воро­та. Деся­ток крас­но­ар­мей­цев, под коман­дой без­об­раз­ной, уве­шан­ной ору­жи­ем жен­щи­ны, вва­ли­ва­ет­ся в „Вене­ци­ан­скую залу“.

— Граж­дане, ваши документы!

Их сми­ря­ют какой-то бумаж­кой, под­пи­сан­ной Луна­чар­ским. Ухо­дят, вор­ча: пого­ди­те, добе­рём­ся до вас…»

В 1919 году «При­вал коме­ди­ан­тов» пере­стал суще­ство­вать. Ива­нов с горе­чью опи­сы­вал уга­са­ние когда-то попу­ляр­но­го места с пыш­ны­ми инте­рье­ра­ми и рас­то­роп­ны­ми официантами:

«„При­вал“ не был закрыт — он имен­но погиб, раз­ва­лил­ся, пре­вра­тил­ся в прах. Сырость, не сдер­жи­ва­е­мая жаром ками­нов, всту­пи­ла в свои пра­ва. Позо­ло­та обсы­па­лась, ков­ры нача­ли гнить, мебель рас­кле­и­лась. Боль­шие голод­ные кры­сы ста­ли бегать, не боясь людей, рояль отсы­рел, зана­вес оборвался…»


«Башня»

Ещё одним цен­тром куль­тур­ной жиз­ни твор­че­ской эли­ты Петер­бур­га были мно­го­люд­ные вече­ра по сре­дам на «башне» поэта Вяче­сла­ва Ива­но­ва. Так назы­ва­ли его квар­ти­ру, рас­по­ло­жен­ную на верх­нем эта­же в доме на углу Таври­че­ской и Твер­ской улиц. Ива­нов и его жена, Лидия Зино­вье­ва-Анни­бал, пере­еха­ли туда в 1905 году. К «башне» их при­вёл стран­ный сон супру­ги поэта. Об этом писа­ла подру­га семьи Оль­га Дешарт:

«Круг­лая ком­на­та. Посре­ди урна. Она с Вяче­сла­вом кида­ет в урну свит­ки. И вдруг пожар. Всё горит. Они выни­ма­ют свит­ки из урны… и бро­са­ют их вниз, на зем­лю, где их под­хва­ты­ва­ет сбе­жав­ший­ся народ.

Про­хо­дя в поис­ках жилья мимо Таври­че­ско­го двор­ца, Лидия вдруг уви­де­ла… боль­шое зда­ние и на стене его объ­яв­ле­ние, что сда­ёт­ся квар­ти­ра. Под­ня­лась на послед­ний этаж. Вошла. Круг­лая башен­ная ком­на­та. Та самая…»

Зда­ние с «баш­ней»

Вяче­слав Ива­нов был чрез­вы­чай­но талант­ли­вым чело­ве­ком с огром­ным бага­жом зна­ний, «не от мира сего», далё­кий от суе­ты «вне­ба­шен­ной» жиз­ни. Вот как опи­сы­вал  его худож­ник Мсти­слав Добужинский:

«Мне каза­лось, что от него вея­ло какой-то чисто­той, чем-то над­зем­ным. Кто-то напи­сал о нём: „Сол­неч­ный ста­рец с душой ребён­ка“. <…> Ива­нов носил тогда золо­тую бород­ку и золо­тую гри­ву волос, все­гда был в чёр­ном сюр­ту­ке с чёр­ным гал­сту­ком, завя­зан­ным бан­том. У него были малень­кие, очень при­сталь­ные гла­за, смот­рев­шие сквозь пенсне, кото­рое он посто­ян­но поправ­лял, и охот­но появ­ляв­ша­я­ся улыб­ка на розо­вом, лос­ня­щем­ся лице. Его доволь­но высо­кий голос и все­гда лёг­кий пафос под­хо­ди­ли ко все­му обли­ку Поэта».

Вяче­слав Ива­нов с Лиди­ей Зиновьевой-Аннибал

«Ива­нов­ские сре­ды» часто соби­ра­ли более 40 гостей. Зино­вье­ва-Анни­бал писа­ла, как к одной из сред «нама­за­ла 80 бутер­бро­тов», и рас­ска­зы­ва­ла, что визи­тё­ры «выпи­ли пять буты­лок вина и три пива, съе­ли 70 тар­ти­нок». Каж­дый вечер выби­ра­ли темы для обсуж­де­ния, сре­ди кото­рых были «Оди­но­че­ство и анар­хизм», «Соци­а­лизм и искус­ство», «О Чёр­те». Об одной из встреч супру­га Ива­но­ва писа­ла: «до шести утра… про­дол­жа­ли тему на вопрос о том, что такое поце­луй, дис­пут шёл полу по латыни…»

Пуб­ли­ка схо­ди­лась раз­но­шёрст­ная. Фило­соф Нико­лай Бер­дя­ев, завсе­гда­тай «баш­ни», вспоминал:

«Там встре­ча­лись люди очень раз­ных даров, поло­же­ния и направ­ле­ний. Мисти­че­ские анар­хи­сты и пра­во­слав­ные, дека­ден­ты и про­фес­со­ра-ака­де­ми­ки, неохри­сти­ане и соци­ал-демо­кра­ты, поэты и учё­ные, худож­ни­ки и мыс­ли­те­ли, актё­ры и обще­ствен­ные дея­те­ли — все мир­но схо­ди­лись на Ива­нов­ской „башне“ и мир­но бесе­до­ва­ли на темы лите­ра­тур­ные, худо­же­ствен­ные, фило­соф­ские, рели­ги­оз­ные, оккультные…»

Посто­ян­ны­ми гостя­ми «баш­ни» были худож­ни­ки, поэты и про­чие пред­ста­ви­те­ли петер­бург­ской боге­мы. Неко­то­рые при­ез­жа­ли из Моск­вы. Баль­монт, живу­щий в то вре­мя в сто­ли­це, при­дя на первую встре­чу, надо­едал хозя­е­вам вопро­сом: «Зачем вы в Петер­бур­ге? Неуже­ли вам нра­вят­ся мёрт­вые?» Дру­гой инте­рес­ной гостьей ока­за­лась некая «феми­нист­ка круп­но­го типа», о кото­рой Зино­вье­ва-Анни­бал вспоминала:

«Ама­зон­ка с секи­рой, жена одно­го худож­ни­ка. Она при­над­ле­жит к обще­ству жен­щин во имя Кра­со­ты пля­шу­щих и фех­ту­ю­щих наги­ми. Но это она сооб­ща­ла тайно».

Зино­вье­ва-Анни­бал по-раз­но­му отзы­ва­лась об участ­ни­ках «сред». Она вос­хи­ща­лась худож­ни­ком Кон­стан­ти­ном Сомо­вым, а Андрея Бело­го назы­ва­ла «дря­нью и шар­ла­та­ном несо­мнен­ным». Осо­бен­но доста­лось жене писа­те­ля Алек­сея Реми­зо­ва, Сера­фи­ме Реми­зо­вой-Дов­гел­ло, о кото­рой хозяй­ка «сред» гово­ри­ла: «Вели­кая коро­ва, подру­га Гип­пи­ус… глу­по­ва­та, недобра, фана­тич­на и само­влюб­лён­на. Раз­го­ва­ри­ва­ет толь­ко о себе и улы­ба­ет­ся слад­кой неле­пой во всю рас­плыв­шу­ю­ся розо­вую харю — улыбкой».

Фото­гра­фия Сера­фи­мы Реми­зо­вой-Дов­гел­ло, пода­рен­ная Зина­и­де Гиппиус

Когда под­хо­ди­ла «сре­да», в ком­на­ту при­но­си­ли сту­лья со всей квар­ти­ры, бро­са­ли на пол тюфя­ки и подуш­ки. Зажи­га­ли све­чи, встав­лен­ные в кан­де­ляб­ры и бутыл­ки. К стене при­дви­гал­ся боль­шой стол — «галёр­ка», на кото­рой, по вос­по­ми­на­ни­ям Дешарт, чаще все­го сиде­ли Сомов, Куз­мин, и Горо­дец­кий. Они бро­са­ли ябло­ки и апель­си­ны в ора­то­ра, если тот начи­нал гово­рить слиш­ком скуч­но. Лидия Дмит­ри­ев­на ходи­ла меж­ду гостей в древ­не­гре­че­ском хитоне. Одна­жды она сня­ла его, что­бы согнать надо­ев­ше­го болтуна:

«Под конец гово­ри­ло мно­го мям­ля­щих… ста­ло скуч­нее… я сбе­га­ла в свою ком­на­ту, наце­пи­ла крас­ный хитон свой на пал­ку… и при­ня­лась махать и вер­теть этим длин­ным и широ­ким крас­ным фла­гом из-за две­рей перед­ней. Смех и вол­не­ние. Пред­се­да­тель осве­дом­ля­ет­ся: „Чего тре­бу­ет крас­ный флаг?“ — „Оче­вид­но, нис­про­вер­же­ния суще­ству­ю­ще­го строя!“»

На «башне» Блок впер­вые читал зна­ме­ни­тую «Незна­ком­ку» под пение соло­вьёв, Ахма­то­ва выпол­ня­ла слож­ные акро­ба­ти­че­ские номе­ра, Мей­ер­хольд тан­це­вал в костю­ме сло­на. В вос­по­ми­на­ни­ях гостей «баш­ни» мож­но най­ти мно­го забав­ных исто­рий о том, что про­ис­хо­ди­ло на «сре­дах». К при­ме­ру, одна­жды на «баш­ню» пожа­ло­ва­ла писа­тель­ни­ца Надеж­да Сан­жарь, кото­рая объ­яви­ла, что хочет зачать от Вяче­сла­ва Ива­но­ва сверх­че­ло­ве­ка. Как вспо­ми­нал поэт Миха­ил Куз­мин, Зино­вье­ва-Анни­бал запу­сти­ла в гостью керо­си­но­вой лам­пой, после чего «весь каби­нет вонял керо­си­ном дня три». Наме­ре­ние Сан­жарь не дер­жа­лось в тайне. Вско­ре Ива­нов полу­чил ехид­ную теле­грам­му, под­пи­сан­ную Бло­ком, его женой Любо­вью Мен­де­ле­е­вой и Кон­стан­ти­ном Сомо­вым: «Дан ли заро­дыш. Не скупитесь».

К сожа­ле­нию, несмот­ря на весё­лые, насы­щен­ные обще­ни­ем встре­чи, «ива­нов­ские сре­ды» про­су­ще­ство­ва­ли недол­го. В 1907 году умер­ла Лидия Зино­вье­ва-Анни­бал, после чего собра­ния про­дол­жи­лись толь­ко через год. «Баш­ню» пыта­лись воз­ро­дить, но неудач­но — в 1909 году собра­ния в доме у Таври­че­ско­го сада прекратились.


Московский литературно-художественный кружок

Места богем­ных «схо­док» нахо­ди­лись не толь­ко в Петер­бур­ге. Так, в 1899 году был осно­ван лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ный кру­жок, кото­рый нахо­дил­ся на ули­це Воз­дви­жен­ка, затем неод­но­крат­но пере­ез­жал — то на Козиц­кий пере­улок, то на Боль­шую Дмит­ров­ку. В состав объ­еди­не­ния вхо­ди­ли мно­гие выда­ю­щи­е­ся мос­ков­ские писа­те­ли, худож­ни­ки, учё­ные, жур­на­ли­сты, теат­раль­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли: Андрей Белый, Вале­рий Брю­сов, Лео­нид Андре­ев, Вла­ди­слав Хода­се­вич, Сер­гей Мамон­тов, Миха­ил Арцы­ба­шев и другие.

Кру­жок был изве­стен сво­и­ми «втор­ни­ка­ми», когда высту­па­ли рус­ские и загра­нич­ные писа­те­ли, арти­сты, чита­лись докла­ды и лек­ции. По духу это место было похо­же ско­рее на «При­вал коме­ди­ан­тов», неже­ли потрё­пан­ную «Бро­дя­чую соба­ку» или экс­цен­трич­ную «баш­ню». Так, Хода­се­вич вспо­ми­нал, что для того, что­бы попасть на «втор­ник», ему при­шлось сшить себе чёр­ные брю­ки и «тужур­ку» с сереб­ря­ны­ми пуго­ви­ца­ми, что­бы его не при­ня­ли за сту­ден­та или гим­на­зи­ста — таких гостей на собра­ния круж­ка не пускали.

Юрий Аннен­ков. Порт­рет Вяче­сла­ва Хода­се­ви­ча. 1921 год

Кру­жок поме­щал­ся в несколь­ких ком­на­тах. В одной из них была биб­лио­те­ка, где хра­ни­лись ред­кие и цен­ные изда­ния, ино­стран­ные и рус­ские жур­на­лы. Это место не поль­зо­ва­лось попу­ляр­но­стью — туда при­хо­ди­ли вздрем­нуть или подо­ждать, пока собе­рут­ся парт­нё­ры для игры в кар­ты. Зато сто­ло­вая все­гда была пол­на гостей — часам к 12 ночи там схо­ди­лась вся интел­ли­гент­ская и бур­жу­аз­ная Москва. Здесь назна­ча­лись сви­да­ния — лите­ра­тур­ные, дело­вые, любов­ные. При­хо­ди­ли из теат­ров, с кон­цер­тов или лек­ций. Посе­ти­те­лей уго­ща­ли изыс­кан­ны­ми куша­нья­ми и доро­ги­ми вина­ми. Кух­ней заве­до­вал Вале­рий Брю­сов, кото­рый сле­дил за рабо­той при­слу­ги и счи­тал раз­би­тую посу­ду. Офи­ци­аль­но счи­та­лось, что цель сто­ло­вой — предо­ста­вить дешё­вые ужи­ны дея­те­лям теат­ра, искус­ства, лите­ра­ту­ры, но дей­стви­тель­но нуж­да­ю­щи­е­ся там не появ­ля­лись. Из вос­по­ми­на­ний Ходасевича:

«Золо­тые гор­ла буты­лок выгля­ды­ва­ли из сереб­ря­ных вёдер со льдом… Здесь ужи­на­ли не шум­но и не спе­ша. Шум, говор, при­хо­ды, ухо­ды, писа­ние сти­хов и любов­ных запи­сок, тре­во­га, порой исте­ри­ка гос­под­ство­ва­ли за сто­ли­ка­ми „дека­ден­тов“, где коньяк и маде­ра счи­та­лись „наци­о­наль­ны­ми“ напит­ка­ми; коньяк при­ня­то было пить ста­ка­на­ми, ино­гда — на пари: кто больше?»

Кар­точ­ные игры были неотъ­ем­ле­мой частью собра­ний. Одна­ко сто­яв­шие во гла­ве круж­ка люди — Кон­стан­тин Ста­ни­слав­ский, Антон Чехов и дру­гие — дела­ли всё, что­бы сохра­нить его лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ный харак­тер. Актри­са Лидия Рын­ди­на вспо­ми­на­ла, как кто-то из посе­ти­те­лей одна­жды ска­зал: «Кар­ты… но всё для искус­ства!» Конеч­но, искус­ству на собра­ни­ях отво­ди­ли глав­ное место, но и тут порой выхо­ди­ли забав­ные казу­сы. Писа­тель Борис Зай­цев рас­ска­зы­вал о выступ­ле­нии Андрея Бело­го, кото­рое здо­ро­во пове­се­ли­ло публику:

«Он чита­ет сти­хи, разыг­ры­ва­ет нечто рука­ми, отпря­ды­ва­ет назад, нале­та­ет на рам­пу — вро­де как тан­цу­ет. Чита­ет — поёт, зали­ва­ет­ся. Чте­ние опья­ня­ло его, дур­ма­ни­ло. <…> Нако­нец почти про­пел при­ят­ным тенорком:
И открою я поло­тёр-рн-ное за-ве-дение…
<…>
Плав­но мет­нул­ся вбок, буд­то пла­ни­руя с высо­ты — при­сел осно­ва­тель­но. <…> Надо сознать­ся: дамы поми­ра­ли со смеху».

Леон Бакст. Порт­рет Андрея Бело­го. 1905 год. Источ­ник: wikimedia.org

Не менее инте­рес­ной исто­ри­ей поде­лил­ся Вла­ди­слав Хода­се­вич. Одна из его при­я­тель­ниц купи­ла боль­шую охап­ку нар­цис­сов. На встре­че кто-то попро­сил у неё цве­ток в пет­ли­цу «для кра­со­ты», затем дру­гой, тре­тий… Вско­ре пиджа­ки почти двух десят­ков круж­ков­цев укра­си­ли жёл­тые цве­ты. В тот вечер высту­пал Мак­си­ми­ли­ан Воло­шин, кото­рый читал доклад на «сугу­бо эро­ти­че­скую тему», чем страш­но шоки­ро­вал пуб­ли­ку. Из зала под­нял­ся писа­тель Сер­гей Ябло­нов­ский, кото­рый заявил, что речь доклад­чи­ка отвра­ти­тель­на всем, «кро­ме лиц, име­ю­щих дер­зость укра­шать себя зна­ка­ми сво­е­го гнус­но­го эро­ти­че­ско­го обще­ства» — и ука­зал на Хода­се­ви­ча и его дру­зей с нар­цис­са­ми, кото­рые и знать не зна­ли о гото­вя­щем­ся воло­шин­ском докла­де. Заяв­ле­ние Ябло­нов­ско­го мно­гие при­ня­ли все­рьёз. Хода­се­вич рассказывал:

«Неофи­ци­аль­но потом почтен­ней­шие мат­ро­ны и обще­ствен­ные дея­те­ли оса­жда­ли нас прось­ба­ми при­нять их в нашу „ложу“. Что было делать? Мы не отри­ца­ли её суще­ство­ва­ния, но гово­ри­ли, что доступ в неё очень тру­ден, тре­бу­ет­ся чудо­вищ­ная раз­врат­ность нату­ры. Аспи­ран­ты кля­лись, что они как раз это­му тре­бо­ва­нию отве­ча­ют. Что­бы не разо­ча­ро­вы­вать чело­ве­че­ства, при­шлось ещё раза два поку­пать жёл­тые нарциссы».

Юлия Обо­лен­ская. Шарж на Оси­па Ман­дель­шта­ма, Вла­ди­сла­ва Хода­се­ви­ча и Мак­си­ми­ли­а­на Воло­ши­на. 1916 год. Источ­ник: arzamas.academy

Лите­ра­тур­но-худо­же­ствен­ный кру­жок ока­зал­ся дол­го­жи­те­лем — «втор­ни­ки» выдер­жа­ли рево­лю­цию и про­во­ди­лись до 1920 года. В то вре­мя суще­ство­ва­ли и дру­гие подоб­ные собра­ния — «сре­ды» писа­те­ля Нико­лая Теле­шо­ва, вече­ра у Фёдо­ра Брю­со­ва и Вале­рия Соло­гу­ба. Одна­ко имен­но мос­ков­ский кру­жок с полу­ноч­ны­ми тра­пе­за­ми, доро­гим вином и кар­та­ми, кото­рые все­гда сопро­вож­да­ли выступ­ле­ния участ­ни­ков, запом­нил­ся совре­мен­ни­кам более других.


Читай­те так­же «Десять фото­гра­фий Сереб­ря­но­го века»

Поделиться