Пер­вая рус­ская рево­лю­ция 1905–1907 годов ста­ла про­вер­кой на проч­ность для всех госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов Рос­сий­ской импе­рии. Одним из них явля­лась Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь. Духо­вен­ство не оста­лось в сто­роне от круп­ных поли­ти­че­ских собы­тий и наста­и­ва­ло на пере­смот­ре отно­ше­ний с госу­дар­ством и обще­ством. При­чём еди­но­го мне­ния у свя­щен­ни­ков не было: раз­ные идей­ные тече­ния при­вле­ка­ли слу­жи­те­лей церк­ви так же, как и обыч­ных людей.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как пове­ла себя РПЦ во вре­мя Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, с каки­ми вызо­ва­ми столк­ну­лась и как к ней отно­си­лись восставшие.


Что­бы предот­вра­тить вол­не­ния, пра­ви­тель­ство пыта­лось взять под кон­троль раз­рос­ше­е­ся до неви­дан­ных преж­де раз­ме­ров рабо­чее дви­же­ние. Под патро­на­том жан­дар­ме­рии созда­ва­лись орга­ни­за­ции, кото­рые вели рели­ги­оз­но-монар­хи­че­скую про­па­ган­ду сре­ди про­ле­та­ри­а­та и не допус­ка­ли пере­хо­да от тре­бо­ва­ний улуч­шить усло­вия тру­да к поли­ти­че­ской борьбе.

Одной из таких струк­тур ста­ло обра­зо­ван­ное в нача­ле 1904 года «Собра­ние рус­ских фаб­рич­но-завод­ских рабо­чих горо­да Санкт-Петер­бур­га», воз­глав­ля­е­мое свя­щен­ни­ком Геор­ги­ем Гапо­ном. Будучи вна­ча­ле мало­чис­лен­ной, орга­ни­за­ция с осе­ни 1904 года быст­ро раз­рас­та­лась и к зиме насчи­ты­ва­ла десять тысяч чело­век. Дея­тель­ность обще­ства ско­ро вышла из-под кон­тро­ля его создателей.

В декаб­ре 1904 года уволь­не­ние несколь­ких рабо­чих, состо­яв­ших в гапо­нов­ской орга­ни­за­ции, с Пути­лов­ско­го заво­да ста­ло при­чи­ной заба­стов­ки, кото­рая рас­про­стра­ни­лась на все петер­бург­ские предприятия.

Имен­но тогда появи­лась идея орга­ни­зо­вать встре­чу оби­жен­но­го наро­да с импе­ра­то­ром. Кому она при­над­ле­жа­ла — често­лю­би­во­му Гапо­ну или чле­нам обще­ства, — неиз­вест­но. Пети­ция, кото­рую пред­по­ла­га­лось вру­чить Нико­лаю II, была про­ник­ну­та наив­но-монар­хи­че­ским духом, верой в доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го царя. Но под вли­я­ни­ем соци­ал-демо­кра­ти­че­ской про­па­ган­ды туда вклю­чи­ли и поли­ти­че­ские тре­бо­ва­ния: созыв Учре­ди­тель­но­го собра­ния, сво­бо­да сло­ва, печа­ти и дру­гие. В неко­то­рых вари­ан­тах обра­ще­ния к царю гово­ри­лось об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства, сво­бо­де «в деле религии».

Акцию не одоб­ри­ли ни свет­ские, ни духов­ные вла­сти, но Гапон не под­чи­нил­ся ни тем, ни дру­гим. 7 янва­ря его вызвал к себе мит­ро­по­лит, но свя­щен­ник про­игно­ри­ро­вал при­каз. Собы­тия, про­изо­шед­шие 9 янва­ря, извест­ны: это день вошёл в исто­рию как Кро­ва­вое вос­кре­се­нье и стал нача­лом Пер­вой рус­ской революции.

15 янва­ря Синод обра­тил­ся с воз­зва­ни­ем к «воз­люб­лен­ным чадам пра­во­слав­ной церк­ви». 9 янва­ря, разъ­яс­ня­лось в обра­ще­нии, в сто­ли­це попы­та­лись «ско­пом и наси­ли­ем доби­вать­ся сво­их буд­то бы попран­ных прав». Винов­ни­ка­ми бес­по­ряд­ков назна­чи­ли «зло­на­ме­рен­ных эле­мен­тов», в том чис­ле и нахо­див­ше­го­ся сре­ди них «недо­стой­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля». При­чи­на­ми слу­чив­ше­го­ся назва­ли под­ку­пы «со сто­ро­ны вра­гов Рос­сии, кото­рые потра­ти­ли на это зна­чи­тель­ные сред­ства». Архи­ереи писа­ли, что зачин­щи­кам вол­не­ний «нуж­но рас­ша­тать твер­ды­ни наши — веру пра­во­слав­ную и само­дер­жав­ную власть цар­скую. Ими Рос­сия жива, на них воз­рос­ла и окреп­ла и без них погибнет».

Далее Синод при­зы­вал паст­ву чтить царя и пови­но­вать­ся вла­стям. После 15 янва­ря уси­ли­лась борь­ба духо­вен­ства имен­но с рево­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем, про­ти­во­дей­ствие рас­коль­ни­кам и сек­тан­там посте­пен­но ушло на зад­ний план. Но не все слу­жи­те­ли церк­ви огра­ни­чи­ва­лись при­зы­ва­ми к миру и поряд­ку. Часть из них под­тал­ки­ва­ла при­хо­жан к воору­жён­но­му про­ти­во­сто­я­нию с революционерами.


Черносотенцы. Консерваторы-радикалы

Во вре­мя октябрь­ской стач­ки 1905 года в Москве объ­еди­ни­лись цер­ков­ные и свет­ские пра­вые, чер­но­со­тен­цы. «Союз рус­ских людей» при­звал созда­вать при­ход­ские «коми­те­ты поряд­ка» для подав­ле­ния рево­лю­ции. В одних церк­вах эти орга­ни­за­ции появи­лись, в дру­гих свя­щен­ни­ки высту­пи­ли против.

Мит­ро­по­лит Вла­ди­мир и Сер­пу­хов­ской епи­скоп Никон разо­сла­ли по мос­ков­ским хра­мам «поуче­ние», кото­рое тре­бо­ва­лось огла­сить на литур­гии 16 октяб­ря. В нём рево­лю­ци­о­не­ры име­но­ва­лись «извер­га­ми» рода чело­ве­че­ско­го«. При­хо­жан при­зы­ва­ли «очнуть­ся, проснуть­ся» и быть гото­вы­ми «уме­реть за царя и Русь». Пони­мая опас­ность такой аги­та­ции в нака­лён­ной до пре­де­ла обста­нов­ке, часть свя­щен­ни­ков зачи­та­ла текст с сокра­ще­ни­я­ми, часть — не огла­си­ла вооб­ще. 76 свя­щен­но­слу­жи­те­лей заяви­ли о пол­ном несо­гла­сии. Но в неко­то­рых хра­мах, где «поуче­ние» озву­чи­ли, нача­лись столк­но­ве­ния, кото­рые затем пере­рос­ли в погро­мы на город­ских улицах.

Мит­ро­по­лит Владимир

Выступ­ле­ния не огра­ни­чи­лись Моск­вой. 20 октяб­ря про­изо­шёл инци­дент в Том­ске. После молеб­на и обра­ще­ния к пастве епи­ско­па Мака­рия чер­но­со­тен­цы подо­жгли театр, в кото­ром собра­лись на митинг око­ло трёх тысяч рабо­чих. Анти­ре­во­лю­ци­он­ные при­зы­вы сара­тов­ско­го архи­ерея Гер­мо­ге­на были столь ради­каль­ны, что губер­на­тор запре­тил выпуск несколь­ких номе­ров изда­вав­шей­ся при под­держ­ке иерар­ха газе­ты. В ито­ге даже Синод решил оста­но­вить не в меру воин­ствен­ных архиереев.

В поста­нов­ле­нии от 22 октяб­ря осуж­да­лось мос­ков­ское поуче­ние, хотя его авто­ров не назы­ва­ли по име­нам. Архи­епи­скоп Хер­сон­ский Димит­рий рас­кри­ти­ко­вал одес­ский погром, назвав его про­яв­ле­ни­ем «сму­ты». Епи­скоп Подоль­ский Пар­фе­ний при­звал под­чи­нён­ное ему духо­вен­ство в слу­чае «воз­ник­но­ве­ния бес­по­ряд­ков антие­в­рей­ских или подоб­ных им» выхо­дить с кре­стом и в епи­тра­хи­ли и «силою убеж­де­ния укро­щать буй­ству­ю­щую толпу».

Одна­ко часть свя­щен­но­слу­жи­те­лей по-преж­не­му актив­но под­дер­жи­ва­ла чер­но­со­тен­цев, всту­па­ла в созда­ва­е­мые ими пар­тии. Волын­ский епи­скоп Анто­ний дру­жил с одним из осно­ва­те­лей «Сою­за рус­ско­го наро­да» Бори­сом Николь­ским. В пись­ме епи­скоп давал поли­ти­ку сле­ду­ю­щие советы:

«Част­ная ини­ци­а­ти­ва не долж­на огра­ни­чи­вать­ся орга­ни­за­ци­ей дум­ских выбо­ров, а долж­на начи­нать­ся с запа­са ору­жи­ем и с наме­че­ния себе тоже лин­че­ва­ния пер­во­класс­ных арти­стов революции».

При этом епи­скоп под­чёр­ки­вал, что, как духов­ное лицо, он не может при­нять уча­стие во «внут­рен­ней войне».

4 нояб­ря с Сино­дом встре­тил­ся Нико­лай II. Он сказал:

«Креп­ко наде­юсь, что всё духо­вен­ство, осо­бен­но сель­ское, при­ло­жит искрен­нее и вполне хри­сти­ан­ское ста­ра­ние к водво­ре­нию сре­ди сво­ей паст­вы мира и тиши­ны и к испол­не­нию каж­дым лежа­щих на нём обязанностей».

Глав­ный акцент, есте­ствен­но, был на про­по­ве­ди сре­ди про­сто­го наро­да, кото­рый соста­вил боль­шин­ство вос­став­ших, а не «про­фес­си­о­наль­ных революционеров».

В про­по­ве­дях, адре­со­ван­ных кре­стья­нам, свя­щен­ни­ки при­зна­ва­ли и мало­зе­ме­лье, и при­тес­не­ния поме­щи­ков. Одна­ко при­зы­ва­ли не верить рево­лю­ци­он­ным аги­та­то­рам, кото­рых назы­ва­ли «лас­ка­те­ля­ми наро­да», лже­учи­те­ля­ми» и тому подоб­ны­ми словами.

Что каса­ет­ся рабо­чих, «фаб­рич­ных», то их мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли счи­та­ли «отпе­тым наро­дом». У духо­вен­ства была мало опы­та вза­и­мо­дей­ствия с про­ле­та­ри­а­том, поэто­му оно воз­дей­ство­ва­ло на уме­рен­ных его пред­ста­ви­те­лей, чтоб не допу­стить их вовле­че­ния в рево­лю­цию. Одним из аргу­мен­тов про­тив пере­во­ро­та был при­зыв дове­рить­ся пер­вой Госу­дар­ствен­ной думе:

«Верь­те, что нуж­ды ваши близ­ки серд­цу царё­ву, — убеж­дал Синод. — Ваши нуж­ды будут постав­ле­ны в первую оче­редь и в буду­щей Госу­дар­ствен­ной думе».

После того как пер­вая Дума, кото­рая, по сло­вам Нико­лая II, не успо­ка­и­ва­ла народ, а толь­ко раз­жи­га­ла стра­сти, была рас­пу­ще­на, ситу­а­ция в стране вновь ста­ла взры­во­опас­ной. 9 сен­тяб­ря 1906 года Синод опуб­ли­ко­вал цир­ку­ляр­ное пись­мо гла­вам епар­хий, в кото­ром мит­ро­по­лит Петер­бург­ский Анто­ний при­звал архи­ере­ев изо всех сил пре­пят­ство­вать рас­про­стра­не­нию «пагуб­ных уче­ний», побуж­да­ю­щих «к вос­ста­нию про­тив закон­ных вла­стей и госу­дар­ствен­но­го порядка».

В то же вре­мя цер­ковь зна­чи­тель­но уси­ли­ла рабо­ту сре­ди народ­ных масс. Теперь уст­ное сло­во гораз­до актив­нее, чем ранее, допол­ня­лось печат­ным. И цен­траль­ная и мест­ная цер­ков­ная прес­са регу­ляр­но пуб­ли­ко­ва­ла мате­ри­а­лы в фор­ме про­по­ве­дей. А неко­то­рые епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти в каче­стве при­ло­же­ний выпус­ка­ли лист­ки для народ­но­го чте­ния. С 1 сен­тяб­ря 1906 года выхо­ди­ла еже­днев­ная газе­та Поча­ев­ской лав­ры «Поча­ев­ские изве­стия». Кни­ги для народ­но­го чте­ния изда­ва­ла Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра. Рели­ги­оз­но-монар­хи­че­скую лите­ра­ту­ру постав­ля­ли так­же свя­зан­ные с цер­ко­вью част­ные изда­тель­ства. Одно из них, нахо­див­ше­е­ся в Москве «Вер­ность», опуб­ли­ко­ва­ло серию контр­ре­во­лю­ци­он­ных бро­шюр, про­да­ва­е­мых за неболь­шую цену.

В 1906–1907 годах цер­ковь зна­чи­тель­но уси­ли­ла про­па­ган­ду про­тив соци­а­лиз­ма. «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» и ведо­мо­сти епар­хий посто­ян­но пуб­ли­ко­ва­ли ста­тьи, объ­яс­ня­ю­щие «пагу­бу» соци­а­ли­сти­че­ско­го уче­ния. Они пред­на­зна­ча­лись, преж­де все­го, рабо­чим, сре­ди кото­рых цер­ковь ста­ла дей­ство­вать актив­нее, но не доби­лась зна­чи­тель­ных успе­хов. Редак­ция «Цер­ков­ных ведо­мо­стей» отме­ча­ла зача­стую низ­кое каче­ство такой лите­ра­ту­ры, выпус­ка­е­мой дру­ги­ми изда­ни­я­ми. В одном из ком­мен­та­ри­ев ука­зы­ва­лось, что про­па­ган­да про­тив соци­а­лиз­ма неред­ко сво­дит­ся к «апо­фе­о­зу суще­ству­ю­ще­го поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ско­го строя» и встре­ча­ют­ся даже столь «тен­ден­ци­оз­ные утвер­жде­ния, что Хри­стос прит­чею о талан­тах уза­ко­ня­ет проценты».

Вполне есте­ствен­но, что, явля­ясь одним из зве­ньев госу­дар­ствен­но­го меха­низ­ма, цер­ковь сама ста­ла объ­ек­том агрес­сии. Её, наравне со свет­ской вла­стью, обви­ня­ли во всех неуря­ди­цах рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти. Свя­щен­ни­ков выго­ня­ли из при­хо­дов, гро­ми­ли их дома. Были и слу­чаи убий­ства свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бун­тов­щи­ки раз­ру­ша­ли хра­мы, уни­что­жа­ли ико­ны и дру­гие пра­во­слав­ные свя­ты­ни. Будучи сара­тов­ским губер­на­то­ром, Пётр Сто­лы­пин в одном из писем жене сооб­щал, что «повсю­ду доно­сят, что мужи­ки не про­сто сжи­га­ют поме­щи­чьи усадь­бы, но и осквер­ня­ют самым гнус­ным обра­зом церк­ви, отвра­ти­тель­ным обра­зом. Огром­ная нена­висть к церк­ви в про­стом народе».

Пыта­ясь усми­рить рево­лю­ци­он­ную сти­хию, РПЦ сама столк­ну­лась с труд­но­стя­ми. После янва­ря 1905 года сре­ди её слу­жи­те­лей появи­лись не толь­ко ради­каль­ные кон­сер­ва­то­ры, но и либе­ра­лы − обнов­лен­цы, сто­рон­ни­ки реформ — и даже рево­лю­ци­о­не­ры − социалисты.


Обновленцы. Церковники-либералы

В самом нача­ле XX века сре­ди свя­щен­но­слу­жи­те­лей появи­лись те, кто счи­тал, что цер­ковь не долж­на быть частью госу­дар­ствен­ной маши­ны. Еди­но­мыш­лен­ни­ки заго­во­ри­ли о созы­ве цер­ков­но­го собо­ра и вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства. Если до нача­ла Пер­вой рус­ской рево­лю­ции они не выска­зы­ва­ли свои идеи откры­то, то с её нача­лом реши­ли, что их вре­мя пришло.

В мар­те 1905 года груп­па из 32 петер­бург­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с Анто­ни­ем Вад­ков­ским напе­ча­та­ла в «Цер­ков­ном вест­ни­ке» про­грамм­ный доку­мент — ста­тью «О необ­хо­ди­мо­сти пере­мен в цер­ков­ном управ­ле­нии». На сле­ду­ю­щий день её опуб­ли­ко­ва­ла либе­раль­ная газе­та «Рус­ское сло­во» — одна из самых попу­ляр­ных в России.

Мит­ро­по­лит Антоний

Глав­ной мыс­лью мани­фе­ста обнов­лен­цев было немед­лен­ное воз­вра­ще­ние кано­нов пра­во­сла­вия и осво­бож­де­ние церк­ви от опе­ки госу­дар­ства. Пред­ла­га­лось регу­ляр­но созы­вать помест­ные собо­ры, изби­рать на собо­рах Синод, пре­кра­тить еже­год­но пере­во­дить архи­ере­ев из одной епар­хии в дру­гую, уве­ли­чить чис­ло епар­хий, создать мит­ро­по­ли­чьи окру­га с раз­де­ле­ни­ем на несколь­ко епар­хий каж­дый, учре­дить выбо­ры глав епар­хий духо­вен­ством и миря­на­ми. Груп­па 32‑х так­же высту­па­ли за широ­кую авто­но­мию для при­хо­дов в хозяй­ствен­ных и адми­ни­стра­тив­ных делах, за вклю­че­ние пред­ста­ви­те­лей церк­ви во все струк­ту­ры вла­сти, в том чис­ле и в Коми­тет мини­стров, а для нача­ла пре­об­ра­зо­ва­ний тре­бо­ва­ла немед­лен­но созвать Все­рос­сий­ский помест­ный собор.

«Необ­хо­ди­мо, насто­я­тель­но необ­хо­ди­мо, ─ утвер­жда­ли авто­ры ста­тьи, ─ что­бы цер­ковь воз­вра­ти­ла себе всю силу пло­до­твор­но­го вли­я­ния на все сто­ро­ны жиз­ни чело­ве­че­ской и всю мощь сво­е­му голосу».

Осе­нью 1905 года «Груп­па 32» пре­об­ра­зо­ва­лась в «Союз рев­ни­те­лей цер­ков­но­го обнов­ле­ния». В него вошло 60 чело­век — как духо­вен­ства, так и мирян. Неболь­шие объ­еди­не­ния обнов­лен­цев дей­ство­ва­ли так­же в Москве, Харь­ко­ве, Ялте и дру­гих городах.

19 октяб­ря 1905 года общим собра­ни­ем сою­за утвер­ди­ли «Про­ект цер­ков­ных реформ». Глав­ные его тези­сы были следующими:

1) «Каж­дый при­ход во гла­ве с пред­сто­я­те­лем состав­ля­ет сво­бод­ное брат­ство, юри­ди­че­ски само­сто­я­тель­ную общи­ну, кото­рая сооб­ща управ­ля­ет сво­им цер­ков­ным иму­ще­ством и зани­ма­ет­ся делом при­ход­ской благотворительности».

2) Мона­сты­ри осво­бож­да­ют­ся «от бес­кон­троль­но­го гос­под­ства их насто­я­те­лей» и орга­ни­зу­ют­ся в сво­бод­ные общи­ны или брат­ства глав­ным обра­зом для бла­го­тво­ри­тель­ных целей.

3) «Каж­дая цер­ков­ная или цер­ков­но-обще­ствен­ная долж­ность счи­та­ет­ся выбор­ной». В буду­щем пред­по­ла­га­лось «пол­ное и живое еди­не­ние меж­ду все­ми хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми». Так­же про­ект при­зы­вал к «обнов­ле­нию всех сто­рон жиз­ни посред­ством дости­же­ний нау­ки и искусства».

Всё же глав­ный упор чле­ны сою­за дела­ли на поло­же­ние церк­ви в госу­дар­стве и внут­рен­них цер­ков­ных рефор­мах. Обще­ствен­ных про­блем они каса­лись ред­ко. Но в свя­зи с выбо­ра­ми в Думу, рев­ни­те­ли цер­ков­но­го обнов­ле­ния вспом­ни­ли и о них.

В мар­те 1906 года союз опуб­ли­ко­вал подроб­ную запис­ку, в кото­рой заявил, что Цар­ство Божие долж­но быть не толь­ко «во внут­рен­нем мире отдель­ной хри­сти­ан­ской лич­но­сти», но и во «внеш­них фор­мах дей­стви­тель­но­сти». Поэто­му, счи­та­ли обнов­лен­цы, «мы обя­за­ны под­дер­жи­вать в наро­де веру в луч­шее и более свет­лое буду­щее, тре­буя от него, оста­вив вся­кое наси­лие, идти путём мира, доб­ро­го согла­ше­ния, вза­им­ной уступ­чи­во­сти и ува­же­ния друг к другу».

Авто­ры запис­ки под­чёр­ки­ва­ли, что защи­та «неиму­щих и угне­тён­ных пред­ста­ви­те­лей тру­да» вхо­дит в том чис­ле и в обя­зан­но­сти церк­ви. «Вся­кий тру­дя­щий­ся и от сво­е­го тру­да живу­щий име­ет пра­во на достой­ное чело­ве­ка суще­ство­ва­ние» ─ тако­во было глав­ное поло­же­ние запис­ки. Так­же в ней при­зна­ва­лось пра­во тру­дя­ще­го­ся чело­ве­ка на отдых и «на неко­то­рый досуг». Что каса­ет­ся столь важ­но­го в то вре­мя вопро­са о про­дол­жи­тель­но­сти рабо­че­го дня, то в запис­ке гово­ри­лось, что «про­дол­жи­тель­ность рабо­че­го вре­ме­ни долж­на быть уре­гу­ли­ро­ва­на без­обид­но, без при­ни­жа­ю­щих стес­не­ний для пред­ста­ви­те­лей труда».

Кон­крет­ное реше­ние дан­ной про­бле­мы обнов­лен­цы остав­ля­ли «соци­аль­ным нау­кам, зако­но­да­тель­ству и прак­ти­ке». Они счи­та­ли, что для пол­но­цен­но­го уча­стия церк­ви в обще­ствен­ных вопро­сах одной бла­го­тво­ри­тель­но­сти недостаточно:

«В насто­я­щее вре­мя обостре­ния клас­со­вой борь­бы цер­ковь может выпол­нить свою зада­чу толь­ко при помо­щи слож­ной соци­аль­ной тех­ни­ки ─ рабо­чих орга­ни­за­ций, коопе­ра­тив­но­го дви­же­ния и прочее».

Наи­мень­шее вни­ма­ние в запис­ке уде­ли­ли аграр­но­му вопро­су. Веро­ят­но, это свя­за­но с недо­ста­точ­ной осве­дом­лён­но­стью город­ских свя­щен­ни­ков о про­бле­мах сель­ских жите­лей. В запис­ке гово­ри­лось лишь о предо­став­ле­нии кре­стья­нам «земель­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ных средств для достой­но­го существования».

Поли­ти­че­ски запис­ка была близ­ка к про­грам­ме Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской пар­тии — опло­та рос­сий­ско­го либе­раль­но­го дви­же­ния. После подав­ле­ния рево­лю­ции в рели­ги­оз­ных вер­хах и сре­ди духо­вен­ства в целом пре­об­ла­да­ли кон­сер­ва­то­ры, либе­раль­ное цер­ков­ное дви­же­ние пошло на спад. Воору­жён­ную борь­бу, как и подо­ба­ет либе­ра­лам, обнов­лен­цы не под­дер­жа­ли. Их глав­ный печат­ный орган, «Цер­ков­ный вест­ник», неод­но­крат­но писал, что «пря­мая обя­зан­ность каж­до­го рус­ско­го чело­ве­ка ─ все­ми закон­ны­ми сред­ства­ми помо­гать пра­ви­тель­ству в его ста­ра­ни­ях водво­рить в стране поря­док и вос­ста­но­вить силу закона».


Церковные социалисты

В Рос­сии, как и во мно­гих стра­нах Евро­пы, хри­сти­ан­ский соци­а­лизм появил­ся ещё в кон­це XIX века. Его сто­рон­ни­ки пыта­лись соеди­нить рели­ги­оз­ную эти­ку с левы­ми иде­а­ла­ми. Тогда не толь­ко свет­ские фило­со­фы обра­ща­лись к рели­гии, но и свя­щен­ни­ки увле­ка­лись фило­со­фи­ей, в том чис­ле и соци­а­ли­сти­че­ски­ми док­три­на­ми. При­чём сре­ди них были как уме­рен­ные, так и ради­каль­но настро­ен­ные дея­те­ли, кото­рые зва­ли народ «к топору».

В 1905 году свя­щен­ник Иона Брих­ни­чёв изда­вал в Тифли­се ради­каль­ный жур­нал лево­го тол­ка «Встань, спя­щий». Архи­манд­рит Миха­ил (Семё­нов), про­фес­сор Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, во вре­мя рево­лю­ции назвал себя «народ­ным соци­а­ли­стом», хотя и не состо­ял в какой-либо пар­тии. В кон­це 1906 года его сосла­ли в мона­стырь, затем он при­мкнул к ста­ро­ве­рам, даже стал у них епи­ско­пом, но и насто­я­щим ста­ро­ве­ром тоже не стал, так как не при­да­вал зна­че­ния обрядам.

«Раз­рушь злую запо­ведь тер­пе­ния, ─ настав­лял отец Миха­ил, ─ пото­му что эта анти­хри­сто­ва запо­ведь есть два­жды душе­губ­ство: по отно­ше­нию к тем, кто слиш­ком тер­пе­лив, пото­му что их души сги­ба­ют­ся вме­сте с согну­ты­ми шея­ми, и по отно­ше­нию к тем, чьё зло тер­пят. Их застав­ля­ют быть убий­ца­ми и хищниками».

Иона Брих­ни­чёв

Круж­ки ради­каль­но­го направ­ле­ния хри­сти­ан­ских соци­а­ли­стов дей­ство­ва­ли в Сим­бир­ске, Тифли­се, Цари­цыне и дру­гих горо­дах. К нему так­же при­мы­ка­ли миряне, в част­но­сти создан­ное жур­на­ли­стом Вален­ти­ном Свен­циц­ким в 1905 году «Хри­сти­ан­ское обще­ство борьбы».

Во вре­мя бес­по­ряд­ков неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли духо­вен­ства откры­то пере­хо­ди­ли на сто­ро­ну вос­став­ших. В Вят­ской губер­нии свя­щен­ник Дили­ген­ский под вли­я­ни­ем поли­ти­че­ских ссыль­ных стал зани­мать­ся анти­го­су­дар­ствен­ной про­па­ган­дой. Было и несколь­ко дру­гих подоб­ных слу­ча­ев. В Боб­ров­ской воло­сти Кашин­ско­го уез­да Твер­ской губер­нии свя­щен­ник Голи­ков участ­во­вал в созда­нии кре­стьян­ско­го союза.

Осе­нью и зимой 1905 года про­шёл ряд заба­сто­вок семи­на­ри­стов. В кон­це того же года руко­вод­ство церк­ви нача­ло борь­бу с ина­ко­мыс­ли­ем сре­ди духо­вен­ства. 20 декаб­ря Синод при­нял опре­де­ле­ние «О предо­су­ди­тель­ном пове­де­нии неко­то­рых свя­щен­ни­ков во вре­мя народ­ных вол­не­ний». Винов­ных пред­пи­сы­ва­лось запре­щать в слу­же­нии и отда­вать под след­ствие. При этом Синод отме­чал, что слу­чаи про­ти­во­за­кон­ных дей­ствий духов­ных лиц носят еди­нич­ный характер.

Под­верг­лись нака­за­ни­ям выше­упо­мя­ну­тые Дили­ген­ский и Голи­ков. Пер­во­го при­влек­ли к дозна­нию, вто­ро­го отпра­ви­ли в мона­стырь. Бежав­ше­го за гра­ни­цу Гапон лиши­ли сана. Изгна­ли из духов­но­го сосло­вия и неко­то­рых обнов­лен­цев, в част­но­сти про­сла­вив­ше­го­ся про­по­ве­дя­ми на стра­ни­цах газе­ты «Рус­ское сло­во» свя­щен­ни­ка Гри­го­рия Петрова.

8–25 нояб­ря 1906 года Синод утвер­дил «Пра­ви­ла, опре­де­ля­ю­щие отно­ше­ния цер­ков­ной вла­сти к обще­ствам и сою­зам, воз­ни­ка­ю­щим в нед­рах пра­во­слав­ной церк­ви и вне её, и к обще­ствен­но-поли­ти­че­ской и лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти цер­ков­ных долж­ност­ных лиц». Соглас­но это­му доку­мен­ту, гла­ва епар­хии, архи­епи­скоп или мит­ро­по­лит, кон­тро­ли­ро­вал все цер­ков­ные обще­ства и круж­ки и мог в любой момент их лик­ви­ди­ро­вать. Выпуск цер­ков­но-обще­ствен­ной прес­сы раз­ре­шал­ся лишь с согла­сия архи­ерея и под его наблю­де­ни­ем. Духов­ные лица, гла­си­ли пра­ви­ла, не долж­ны при­ни­мать уча­стия в «про­ти­во­го­су­дар­ствен­ных и про­ти­во­цер­ков­ных пар­ти­ях». Нару­ши­те­лей ждал цер­ков­ный суд.

Так­же были при­ня­ты меры для того, что­бы пре­кра­тить обсуж­де­ние цер­ков­ной рефор­мы на епар­хи­аль­ных съез­дах. Так, «Орлов­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти» рас­кри­ти­ко­ва­ли про­грам­му гото­вив­ше­го­ся съез­да. В ито­ге собра­ние поста­но­ви­ло рас­смат­ри­вать толь­ко вопро­сы, «свя­зан­ные с теку­щей дея­тель­но­стью духовенства».

Несмот­ря на все уси­лия, руко­вод­ству церк­ви не уда­лось вос­ста­но­вить един­ство в рядах свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ни либе­ра­лы, ни соци­а­ли­сты, ни сто­рон­ни­ки чер­но­со­тен­цев не отка­за­лись от сво­их пози­ций. Уже в 1914 году сара­тов­ский и казан­ский губер­на­то­ры сооб­ща­ли, что мест­ное духо­вен­ство при­дер­жи­ва­ет­ся левой идео­ло­гии. Ради­ка­лы-кон­сер­ва­то­ры дей­ство­ва­ли вплоть до Фев­ра­ля 1917 года. Обнов­лен­цы, напро­тив, под­ня­ли голо­вы сра­зу после свер­же­ния монархии.

За вре­мя Пер­вой рус­ской рево­лю­ции цер­ковь не изме­ни­ла свою соци­аль­ную и идео­ло­ги­че­скую док­три­ну. Неболь­шие пере­ста­нов­ки в выс­шей иерар­хии, назна­че­ние гла­вой Сино­да вме­сто кон­сер­ва­то­ра Побе­до­нос­це­ва либе­ра­ла Обо­лен­ско­го не повли­я­ли на ситу­а­цию. Созыв Помест­но­го собо­ра на фоне воору­жён­но­го вос­ста­ния импе­ра­тор посчи­тал преж­де­вре­мен­ным и даже опасным.

Цер­ковь не смог­ла укре­пить своё поло­же­ние в рус­ском обще­стве. Наобо­рот, под­держ­ка вла­стей, уча­стие неко­то­рых свя­щен­ни­ков в выступ­ле­ни­ях чер­но­со­тен­цев оттолк­ну­ли от церк­ви ещё боль­ше людей, чем до рево­лю­ции. Подроб­нее отно­ше­ния церк­ви с госу­дар­ством и обще­ством в нача­ле ХХ века рас­смот­рим в сле­ду­ю­щих статьях.


Рекомендуемая литература


Читай­те так­же «„Сажай и власт­вуй“: сати­ри­че­ские жур­на­лы Пер­вой рус­ской рево­лю­ции»

Поделиться